«Понимать свои порывы, оставаясь свободными»
Psychologies: Что такое страсть?
Андрей Россохин: Страсть – это яркое проявление влечения к жизни. Мы часто связываем слово «страсть» исключительно с любовью. Но может быть и страстная ненависть, и страстная преданность – все чувства, окрашенные страстью, приобретают свое предельное выражение, каждый человек, который добился успеха в жизни, страстен. Но одновременно это и влечение к смерти, страсть может стать разрушительной, как в картине Романа Полански «Горькая луна», где единственным выходом для пораженных страстью героев стали саморазрушение и смерть.
Мишель Шнейдер: Это привязанность к другому, основанная не на полноте, а на нехватке или отсутствии чего-то. Нам недостает того, чем мы обладаем, другого, самих себя. Однако не всякая любовь – это страсть, и, конечно, не всякая страсть является любовной. Любовь – это дар и самозабвение, тогда как желание – это поглощение и поглощенность. Любовь всегда обоюдна: каждый, кто любит, хочет быть любимым. А страсть асим-метрична: охваченному ею человеку в глубине души нравится не любить и особенно – не быть любимым.
Получается, что страстно любить не обязательно означает страстно любить другого?
А. Р. Одержимый страстью человек не может глубоко понимать и воспринимать другого: его интересуют только собственные ощущения и желания. Он сосредоточен не на реальном партнере, а на некоем придуманном образе, а иногда – лишь на какой-то его части. Подобная страсть заставляет человека наделять своего партнера свойствами иллюзорного образа, и, когда возлюбленный начинает вести себя иначе, чем предполагается (хочет один отправиться на прогулку, встретиться с друзьями), это может вызвать агрессию и желание втиснуть его в заданные рамки: «Ты должен всегда находиться рядом и быть таким, каким я хочу тебя видеть». Страсть изолирует человека от жизни, от взаимодействия с другими людьми, и если отношения развиваются дальше по этой логике, то фиксация на объекте страсти и стремление к изоляции становятся все сильнее. Это хорошо показано в фильме Эдриана Лайна «Девять с половиной недель», где герой Микки Рурка говорил: наши имена, наши истории неважны, существует только страсть, а реальный мир должен остаться за пределами нашей любви.
М. Ш. Из всех форм проявления любви страсть является той, где дыхание смерти наиболее ощутимо. Что проявляется двояко: мы стремимся поглотить другого и отказываемся от самих себя. Как и безумие, страсть обезличивает того, кто ее испытывает. А раз другой отнимает у меня мою индивидуальность, то и я в отместку низвожу его до уровня объекта, вещи. Пока отношения длятся, страстно влюбленный прибегает к шантажу, чтобы добиться присутствия другого и его внимания. «Ты меня любишь?» – это всегда вопрос-прикрытие. Вопро-сительная форма скрывает повелительное наклонение: «Люби меня!»
«Страсть» и «любовь» – как связаны эти понятия?
А. Р.: В самом начале отношений страсть присутствует почти всегда. Человек может говорить своему партнеру «я тебя люблю», но это скорее означает «я тебя хочу» – «хочу тебя не только сексуально, но и чтобы ты постоянно был около меня и разделял мою жизнь». Но постепенно страсть может перерастать в более глубокие, любовные отношения, когда другой человек становится не объектом страсти, а субъектом, когда он начинает быть важен сам по себе. Образ любимого поселяется во внутренней реальности, и, если близкого человека нет рядом, можно думать о нем, фантазировать, сохранять с ним внутреннее взаимодействие. В отличие от страсти любовь может ждать. Но возникновение любовных отношений не означает исчезновения страстности: уже нет того пламени, которое бушевало во время первых встреч, но есть огонь, который согревает. Партнеры начинают думать о совместной жизни, о детях, о том, как они будут сохранять доверие и близость, какими станут их отношения в старости… Это и есть переработка страсти в любовь.
М. Ш.: В любви мы ощущаем присутствие другого, даже если он далеко от нас. В страсти другой всегда ускользает, даже если он рядом. Любовь-самоотдача может стать осознанной, а страсть всегда остается в неведении относительно того, кто и кого заключает в объятия. Еще один момент: страсть неотделима от телесных ощущений. В наше время очень редко бывает единение сердец без единения тел.
Безумная любовь превращает нас в безумцев, уводит от реальности?
А. Р.: Наше желание испытывать страсть связано с желанием ощущать полноту жизни. Для этого охваченному страстью человеку и нужен партнер – не для того, чтобы узнавать его, любить, а чтобы чувствовать, что его собственная жизнь не бессмысленна. И в этом случае мы очень тяжело воспринимаем отказ во взаимности: другой дал, а потом отнял – не любовь, а надежду на то, что в отношениях с ним можно обрести смысл существования. Страстные отношения часто переживаются как полное слияние, когда людям кажется, что они составляют единое целое, – и в этом случае страсть паразитирует не на отношениях мужчины и женщины, а на более архаических отношениях младенца и матери, которые некогда были безраздельно слиты друг с другом. Одно из наших самых глубинных бессознательных желаний – вернуться в то состояние, и в этом смысле страсть дает возможность удовлетворить эту потребность. Но так же, как и ребенок со временем начинает интересоваться другими людьми и предметами, постепенно отделяясь от матери, так и партнеры возвращаются из страстного слияния в реальность. Для кого-то такое отделение от партнера может быть слишком болезненным, и он любой ценой будет стремиться удержать иллюзию слияния. Если партнер откажется от таких отношений, желая «вырваться на свободу», это может вызвать у страстно влюбленного такую же страстную злость и агрессию – вплоть до желания убить партнера или же покончить с собой, искренне считая, что без объекта страсти ему остается только умереть.
М. Ш.: Да, страсть вызывает разрыв с реальностью, и даже с самим фактом реальности того, кого вы любите. Страсть – это зависимость, когда весь мир сводится к присутствию того, кто в сущности никогда не присутствует полностью. Вам не хватает одного человека, и весь мир оказывается пустым… Но тот, кого вам не хватает, на самом деле – вы сами. Само слово «страсть» родственно «страданию». Так, например, мы называем словом «страсти» крестные муки Христа. Любовная страсть – это страсть к страданиям, любовь к страданиям, причиной которых постоянно является другой. Отсюда и возникает эта ловушка, в которой отсутствует логика: любимый становится единственным средством избавления от страданий, причиной которых он сам и является.
Зачем в нашей жизни нужна страсть?
А. Р.: Страсть важна как энергия жизни, которая может не только разрушать человека, но и созидать его – в том случае, если страсть не становится диким зверем, а является некоей силой, с которой он способен жить в согласии. Страсть можно в себе задавить, но тогда мы теряем энергию жизни. А если идти у нее на поводу, мы разрушаем себя и других. И только способность понимать свои порывы и управлять ими позволит нам гореть и любить, оставаясь при этом свободными и не отбирая свободу у других.
М. Ш.: Тот, кто думает, что любовь-страсть его не коснется, гораздо безумнее того, кто познал ее бездны. Стремление обойтись без страстей, обойтись без других носит имя «смерть». Любовь не всегда является болезнью, но в ней всегда присутствует нечто причиняющее боль, некий аффект. Ведь любить кого-то – значит дать ему и право причинять нам страдания. Ради чего нужно любить до безумия? В том-то и дело, что это ни для чего не нужно. Но это позволяет нам выйти за пределы собственной личности, вызывает желание терять – разум, время, самих себя. Отношения, которые ни к чему не ведут и ни для чего не нужны, – это, может быть, единственные отношения, которые позволяют нам оставаться живыми.
Что такое страсть – чем разжечь в себе, почему угасает, как вернуть в отношения?
В психологии и религиозных учениях существуют различные определения того, что такое страсть. Такая сильная человеческая эмоция чаще применима к отношениям между мужчиной и женщиной, однако может проявляться и к другим объектам желания: предметам, действиям и прочему.
Страсть – что это?
Эмоции человека имеют естественную природу происхождения, то есть во многом регулируются гормональным фоном, на который влияют разные факторы. Ярким примером этого можно назвать определение того, что такое страсть в психологии. Считается, что это очень сильное длительное чувство у человека, которое доминирует над другими и отличается особо сильным влечением к предмету желания и его достижению: человеку, вещи и так далее. Она связана с волевой сферой и побуждает к действию.
Психологи говорят о том, что это иррациональное проявление, которое индивиду очень сложно контролировать. Страсть всегда завязана на физиологии, поэтому многие считают, что это и есть сильная любовь. Она часто характерна для состояния влюбленности, которое со временем может перерасти в нечто большее, либо же угаснуть.
Виды страсти
Психологи всего мира придерживаются различных классификаций этого явления. Страсть по объекту может быть к:
- человеку;
- искусству;
- хобби: охоте, спорту, рыбалке;
- любимому делу,работе и прочему.
Более общепринятой классификацией является деление страстей по тем потребностям, которые они стремятся удовлетворить на:
- Положительные или высокие. Сюда можно отнести страстное влечение и активную деятельность, направленную на благо человека и общество. Например, это страсть к науке и стремление совершить научные открытия, приобрести высокую социальную значимость.
- Отрицательные или низменные, направленные на удовлетворение эгоистических потребностей или ничтожных целей. Сюда можно отнести азартные игры и употребление различных психотропных веществ. В некоторых религиях человеческие страсти приравниваются к влечению к грехам: чревоугодию, блуду, сребролюбию и так далее.
Как проявляется страсть?
Разобравшись с тем, что такое страсть и какую природу она может иметь, стоит выделить признаки проявления этой эмоции у человека:
- Безумная страсть к чему либо всегда связана с изменениями гормонального фона. После поступления сигналов в мозг о том, что имеется объект влечения, в кровь выделяется настоящий коктейль гормонов: адреналин, норадреналин и тестостерон. При этом происходит сужение зрачков, повышение артериального давления и развиваются некоторые другие физические процессы.
- При этом происходит прилив сил и энергии, желание действовать, будь то постановка нового рекорда в спорте или желание секса с понравившимся представителем противоположного пола.
- После достижения желаемого наступает эмоциональная разрядка и удовлетворение, однако чувство не проходит в течение длительного времени, подталкивая человека к новым поступкам.
Страсть к предметам
Если у человека существует сильная тяга к определенным предметам или материальным благам, то психологи говорят об искаженном представлении базовой потребности в безопасности. То есть индивид уверен, что обладание теми или иными благами будет придавать ему уверенность в будущем или дарить чувство собственного удовлетворения. Вещи не предадут, не обидят и не постареют, в отличие от людей. В христианстве это именуется сребролюбием. Психологи же делят на:
- страсть обладания, которая нередко граничит с жадностью;
- страсть сохранения, то есть скупость.
Страсть к человеку
Привычнее ассоциировать страсть и желание в ключе сексуальной активности человека. Выше уже говорилось о том, что когда человек понимает, что увиденный им представитель противоположного пола ему нравится, то подключаются фантазии и сложные механизмы выделения гормонов, подталкивающих человека к действию и усиливающих сексуальное влечение и возбуждение.
Такое сильное влечение свойственно людям в состоянии влюбленности. Партнеры стремятся как можно больше времени проводить вместе, присутствуют частые телесные контакты: объятия и поцелуи. Половой акт в этот период происходит чаще, чем это предполагает половая конституция, а удовлетворения испытывается ярче и эмоциональнее.
Чем любовь отличается от страсти?
Часто многие люди считают, что страстный человек – это и есть тот, кто сильно любит. Однако между этими двумя явлениями существует большая разница:
- Страсть – это животное эгоистическое влечение и обладание чем-либо или кем-либо. То есть партнеры стремятся быть друг с другом рядом потому, что вместе каждому из них гораздо лучше и удобнее, чем по отдельности.
- Настоящая же любовь не возникает на основе одних гормонов. Это то чувство, которое партнеры взращивают в течение определенного времени, проходя конкретные этапы от эмоциональной влюбленности до зрелой и осознанной любви, проявляющейся в желании не только получать, но и безвозмездно отдавать партнеру.
Как разжечь в себе страсть?
Феномен того, что такое яркая страсть, во многом может положительно влиять на человека, ведь эмоция окрыляет и придает сил для активных действий по достижению чего либо. Страсть в душе нельзя специально разжечь, если к предмету или человеку нет или никогда не было влечения, однако усилить его вполне возможно физическими методами:
- Занятия спортом повышают уровень тестостерона и эндорфинов в организме, которые напрямую задействованы в механике страсти.
- Полноценный сон, правильное питание и восполнение дефицита микроэлементов и витаминов в организме – залог отличного физического и эмоционального самочувствия. Ведь если организм страдает от их нехватки, то все его силы направлены на выживание, а не на удовлетворение фантазий и желаний.
- Ароматерапия, телесные контакты и новые фантазии помогут разжечь угасший пожар страстей в спальне между возлюбленными.
Почему угасает страсть в отношениях?
В отношениях мужчины и женщина страсть практически всегда начинает угасать после завершения романтического этапа отношений:
- С возникновением так называемых бытовых дел, например, организации совместного быта, рождением и воспитанием детей, фонтан эмоций значительно ослабевает.
- Эмоциональная безудержная любовь заканчивается и наступает новый этап отношений. Гормоны не могут бушевать вечно. Люди достигли цели – стали «обладать» друг другом, от этого потребность в повышенном уровне гормонов отпала.
- В этот период многие пары испытывают трудности и считают, что любовь прошла и человек больше не мил. Это распространенная ошибка, ведь при грамотном построении отношений с партнером своими эмоциями и влечениями можно управлять, вновь испытывая те же чувства с партнером, что и в первые месяцы знакомства.
Как вернуть страсть в отношения?
Многие пары приходят к семейному психологу, чтобы получить советы как вернуть былую страсть, разнообразить серые бытовые будни. Специалисты дают вполне конкретные рекомендации:
- Важно изменить свое поведение. Вспомнить, что думали и делали тогда, когда половая жизнь была яркой и насыщенной: сообщения эротического содержания вместо привычного списка покупок, внешний вид вечером.
- Со временем супруги все меньше контактируют телесно, как бы забывая, что такое былая страсть, хотя прикосновения и ласки сильно влияют на влечение. Массаж, поцелуи и объятия напомнят о том, что люди испытывают яркие эмоции от контакта друг с другом.
- Для возвращения страсти очень важно изменить и поведение в сексе: заниматься им в непривычных местах, добавить разнообразия в позах, костюмах или сценариях, попробовать не испробованные ранее аксессуары и прочее.
Кино про страсть
Чтобы вернуть в отношения былые эмоции или глубже понять такие чувства, можно посмотреть мировые шедевры киноиндустрии по этой теме:
- «Сила страсти», 1989 г. В фильме показана судьба молодой девушки, которая была продана в рабство в Османскую империю и смогла стать любимицей султана и самой могущественной женщиной в гареме.
- «Пятьдесят оттенков серого», 2015 г. Лента о сексуальных взаимоотношениях молодой студентки и молодого миллионера с нестандартными пристрастиями.
- «Любовь», 2015 г. Фильм повествует о воспоминаниях молодого мужчины о былой страстной любви.
- «Одержимость», 2004 г. Триллер-мелодрама о разрушительной силе страсти между мужчиной и женщиной, которая в один день бесследно исчезает.
Следуя своей страсти, психология | Колледж гуманитарных и социальных наук
В течение последних двух лет старший преподаватель штата Северная Каролина Маккензи Смит помогала исследовать такие темы, как воспоминание, процесс когнитивного интервью, а также использование социальных сетей и симптомы тревоги и депрессии у студентов колледжей.
Смит специализируется на психологии, а также на когнитивных науках. Она работает научным сотрудником у профессора Линн Бейкер-Уорд в Лаборатории развития памяти и повествования.
Мы связались со Смит, чтобы узнать больше о ее исследовательском опыте, карьерном пути, времени, проведенном в штате Северная Каролина, и дать совет начинающим студентам-исследователям.
Почему вы выбрали психологию?Мне всегда нравилось узнавать о поведении людей. Я любил смотреть с мамой криминальные сериалы, в которых рассказывалось о человеческом поведении, а в свободное время я читал поведенческие анализы телешоу и киногероев.
В средней школе мне нравилось писать аналитические статьи, и это легко переводилось в написание научных работ по психологии. В старших классах я посмотрел много документальных фильмов о психологии и прошел курс углубленной психологии, что углубило мой интерес к предмету и карьере психолога.
Когда я поступил в колледж, единственным предметом, который я хотел специализироваться, была психология.
Почему вы стали заниматься исследованиями в бакалавриате?Умение составлять исследовательские вопросы, проводить эксперименты и быть внимательным к идеям и восприятию других людей — важные навыки при изучении психологии. В исследованиях выслушивание предложений других людей может дать обратную связь о деталях, которые вы, возможно, упустили.
Я подал заявку в Лабораторию развития памяти и повествования, потому что она предлагает широкий спектр интересующих меня тем.
Какие темы вы помогли исследовать?Я участвовала в проекте восстановления памяти, который включал кодирование хронологических, эмоциональных и тематических ассоциаций в совместных разговорах матери и ребенка.
Во время другого проекта я недавно провел более 50 встреч в Zoom с участниками, чтобы собрать данные об использовании социальных сетей и симптомах тревоги и депрессии у студентов колледжей.
Кроме того, я собрал данные о процессе когнитивных интервью для исследовательского проекта временного несоответствия. И я согласовывал время еженедельных встреч, которое лучше всего соответствовало расписанию других членов лаборатории.
Смит, специалист по психологии, работает научным сотрудником у профессора Линн Бейкер-Уорд в Лаборатории развития памяти и повествования. Что вам больше всего нравится в вашем опыте? Хотя мне очень нравилось работать в лаборатории, это особенно помогло мне сформировать сеть из
других исследователей, интересующихся теми же темами, что и я.
Я усвоил много ценных уроков, которые могу применить в повседневной жизни. В исследованиях вы часто обнаруживаете, что результаты вашего эксперимента не соответствуют вашим ожиданиям. Важно сохранять терпение, потому что вы всегда можете подойти к своему исследовательскому вопросу по-другому, чтобы получить желаемые результаты.
Я также узнал, что даже если ваш эксперимент не удался, важно продолжать попытки.
Как ваш опыт обогатил ваше время в штате Северная Каролина?Бесспорно, это была лучшая часть моего опыта работы в штате Северная Каролина. Это помогло мне вырваться из моей скорлупы; более активно участвовать в психологической программе и исследовательском сообществе в ней; стать лучшим коммуникатором; и стать более непредубежденными в исследованиях и повседневных ситуациях.
Кроме того, я своими глазами видел, как профессора проводят свои исследования. И я построил отношения с профессорами и студентами, которые будут длиться долго после выпуска.
Повлиял ли ваш исследовательский опыт на вашу карьеру или образовательный путь?Постоянное пребывание в окружении людей, разделяющих стремление узнать больше о конкретных темах психологии, укрепило мой интерес к карьере психолога-исследователя после окончания колледжа.
С этой целью я посещал занятия по неврологии и передовым методам исследования, расширяя свои знания о том, как проводить эффективные и методичные исследования.
Какой совет вы бы дали студентам, которые хотят стать научными сотрудниками?Убедитесь, что вы постоянно предлагаете помощь с любым проектом в лаборатории. Быть настоящим и надежным исследователем откроет гораздо больше возможностей для обучения.
Как вы планируете использовать свою степень и опыт в будущем?Я надеюсь работать ассистентом по клиническим испытаниям или аналитиком-исследователем в компаниях, которые стремятся понять поведение клиентов и улучшить программы в своем учреждении.
Будучи специалистом по психологии и студентом-исследователем, я улучшил свои коммуникативные навыки при работе в команде. Я также научился правильно и эффективно сотрудничать с другими для достижения общих целей.
Вы бы сделали это снова?Безусловно! Мой исследовательский опыт помог улучшить мое резюме, которое будет ценным, когда я подам заявление о приеме на работу после окончания учебы. Я также отточил различные навыки, которые я могу применить в своей будущей работе.
Вы не «находите» свою страсть в жизни, вы активно развиваете ее, объясняет психолог Кэрол Двек, теоретик «мышления роста»
в Психология | 26 июня 2018 г. 1 комментарий
1.5k
АКЦИИ
Вы можете провести всю свою жизнь, пытаясь найти страсть своей жизни, или пассивно надеяться, что она придет к вам. Многие сделали это и, к сожалению, так и не обнаружили этого. Искали ли они цель не в тех местах? Может быть. Или, может быть, идея о том, что призвание нашей жизни ждет, пока мы его найдем, — как сказочное представление о единственной настоящей идеальной любви — это своего рода дерьмо. Стэнфордские психологи Кэрол Двек и Грегори Уолтон выразились не так, но их исследования показывают, что «поговорка, которую так часто советуют выпускникам», как сообщает Stanford News, «может подорвать то, как на самом деле развиваются интересы».
Другими словами, когда люди думают об интересах или талантах как о «фиксированных качествах, присущих им изначально», они с большей вероятностью отказываются от занятий, когда сталкиваются с трудностями, полагая, что им не суждено добиться успеха. Работая с данными, полученными Полом О’Кифом (ныне работающим в Йельском университете), Полом О’Кифом (Paul O’Keefe), Двек и Уолтон объяснили некоторые недавние результаты исследований в статье под названием «Неявные теории интереса: найти свою страсть или развить ее?» Статья будет опубликована в Психологическая наука , и вы можете прочитать PDF-версию онлайн.
В документе описываются пять исследований «неявных теорий интереса» и противопоставляется фиксированная теория «теории роста» интереса, идея, которая исходит из предыдущего исследования Двек того, что она называет «установкой на рост». Она опубликовала книгу-бестселлер на эту тему и выступила с очень популярными докладами о том, что она называет в своем выступлении на TED в Швеции выше «силы еще» — фраза, которую она почерпнула из средней школы в Чикаго, где учащиеся получали оценку «не еще», когда они не успешно прошли курс. Эта обнадеживающая оценка побуждала их продолжать попытки, а не думать о себе как о неудачниках.
Двек рассказывает своей аудитории TED о том, как поставила перед группой десятилетних детей задачи, которые, как она знала, им будет слишком сложно решить. Те, у кого «мышление роста», отреагировали с воодушевлением, стремясь к вызову и возможности расширить свои возможности. Дети с «установкой на данность» сморщились, чувствуя, что их осудили и хотят. «Вместо того, чтобы наслаждаться силой настоящего, — говорит Двек, — они были захвачены тиранией настоящего момента». Таким образом, дети, «тиранизированные» чувством неудачи, могут с большей вероятностью обманывать, чем учиться, проводить нисходящие сравнения, чтобы повысить чувство собственного достоинства, или становиться избегающими и «убегать от трудностей».
Эти стратегии видны даже на изображениях активности мозга. Ни один из них, конечно, не приведет к прогрессу. Но Двек утверждает, что эта проблема свойственна поколению людей, которые нуждаются в постоянной проверке и сдаются, когда сталкиваются с трудностями. Так как же родители и учителя могут помочь детям стать более ориентированными на рост или, говоря жаргоном Двек, построить «мост в будущее»? Ее рекомендации могут показаться не такими революционными для тех, кто следил за негативной реакцией на благонамеренное, но ошибочное «движение за самооценку» последних нескольких десятилетий.
Во-первых, похвала за усилия, а не за интеллект или талант, поможет детям стать более устойчивыми и ценить непрерывный процесс, а не мгновенные результаты. Разумные применения «хорошей попытки!» пойти гораздо дальше, чем повторение «ты великолепен и удивителен!» Другие стратегии Двек также предполагают сосредоточенность на процессе и прогрессе. Неудивительно, что когда мы верим, что можем измениться и совершенствоваться, мы с гораздо большей вероятностью будем работать над развитием таланта, вместо того чтобы предполагать, что он у нас есть или нет, ненаучный и саморазрушительный способ мышления, который сделал много людей напрасно вредит.