Стрессоустойчивость в психологии – Стрессоустойчивость это: определение, уровни, повышение

Что такое стресс и стрессоустойчивость? Как бороться со стрессом?

В данной статье, мы расскажем Вам о стрессе. О том что это такое, что запускает его механизм. Также мы рассмотрим такое понятие как стрессоустойчивость, что её составляет и что делать в случае, если стресс пришел в Вашу жизнь.

Термин «стресс», очень плотно вошел в нашу жизнь, но как вводится применяется он не всегда к месту, например нельзя назвать просто испытываемое человеком напряжение стрессом.

Давайте более подробно рассмотрим этот феномен и разберемся, что же стоит за этим понятием.

Итак, стресс — это адаптационная реакция организма, которая выражается в повышении тревожности, упадке жизненных сил, повешенном напряжении. Реакция стресса включает в себя как физиологические, так и психологические компоненты.

Посредством стресса организм приводит себя в состояние готовности для адаптации к новым жизненным условиям и защиты.

Автор теории стресса, канадский физиолог Ганс Селье, считал стресс совокупностью запрограммированных, стереотипных реакций, подготавливающих организм к физической активности (борьба, бегство). [3, с. 14]

Вопреки всеобщему мнению стресс может носить не только негативный характер, но и быть весьма полезным. Посредством умеренных воздействий стресса, к примеру, можно улучшить свою адаптивность к воздействию тех или иных факторов. Таким образом, дозированный стресс может иметь выраженное тренировочное действие. Следует понимать, что слабые воздействия не приводят к стрессу. Стресс возникает только тогда, когда влияние того или иного фактора (стрессора) достаточно велико и превосходит приспособительные возможности. В случае с тренирующим действием стресса воздействие стрессора должно превосходить эти возможности лишь незначительно.

Положительное влияние дозированного стресса может проявляться в улучшении ряда психологических и физиологических свойств:

  1. Улучшение внимания и интеллектуальных показателей. Человек более сосредоточен, его внимание более устойчивое.
  2. Улучшение заинтересованности. Человек более мотивирован и заинтересован в достижении поставленной цели.
  3. Поскольку умеренный стресс способствует выработке эндорфина (гормон удовольствия), человек под его воздействием может испытывать «радость действия».

При стрессовых воздействиях в кровь начинают поступать гормоны адреналин, кортизол, пролактин. Как следствие их действия полностью изменяется режим работы всего организма. Увеличиваются защитные функции, учащается сердцебиение и пульс, повышается свертываемость крови. Таким образом организм готовится к борьбе за выживание.

Виды стрессоров.

Стрессоры — неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. [2, с.530]

Факторы, вызывающие стресс, делятся на физиологические и психологические.

Физиологические — физическая нагрузка, болевое воздействие, перепады температуры (жара, холод), голод, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия.

Психологические — выбор и принятие решений, ответственность, обида, вина, конфликтная ситуация, приближение опасности.

Стрессоры также бывают реальными и вероятными.
При этом сила воздействия вероятных стрессоров (предполагаемых как вероятность, но на данный момент ещё не существующих) может быть ни чуть не меньше, а в некоторых случаях больше, чем от реальных стрессоров. Например, страх столкновения с чем-либо, что мы не можем контролировать или с тем, с чем предположительно не сможем справиться.

Виды стресса.

Существуют следующие виды стресса:

Эустресс — тренирующий, положительный стресс. Благодаря его воздействию происходит тренировка адаптационного ресурса организма, а также рост многих параметров, на которые стрессор направлен. Например, стимулируя мышцы работой, мы можем вызвать их рост, увеличить выносливость и силу.

Дистресс — негативный стресс, приводящий к разрушению организма. Под воздействием данного вида стресса организм становится более уязвим к воздействию стрессора, происходит ослабление организма. Под воздействием данного вида стресса происходит снижение иммунитета, увеличивается риск возникновения различных заболеваний.

Психологический стресс. Наиболее опасны и разрушительны для нашего организма стрессы вызываемые психологическими стрессорами. [1, с. 45]
Психологические стрессы бывают следующих видов:

Информационные — возникают в условиях информационных перегрузок, что не редкость в наше время, и хотя человеческий мозг устроен таким образом что может работать с очень большими объемами информации, всё же может наступить стадия перенапряжения. Как следствие мы можем наблюдать ухудшение внимания и восприятия, ухудшение способности делать логические выводы, также теряется способность к воображению, снижается острота мысли.

Эмоциональные — являются результатом эмоциональных процессов идущих рука об руку со стрессом. На эмоции человек реагирует прежде всего своим телом, поскольку в процессе переживаний эмоций начинает действовать вегетативная нервная система и эндокринная составляющая регулирующая её работу. Многократное повторение возбуждения вегетатики может привести к нарушениям в работе организма и различным психосоматическим феноменам.

Стадии стресса.

Выделяют несколько стадий стресса:

  1. Стадия тревоги — продолжается от нескольких часов до двух суток. Включает в себя две фазы: фазу шока и противошока. На последней происходит мобилизация защитных реакций организма.
  2. Стадия сопротивляемости. На данной стадии повышается сопротивляемость к воздействиям стрессора. Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.
  3. Стадия истощения — на данной стадии адаптационные ресурсы организма истощаются. В наиболее запущенных случаях данная стадия может закончиться гибелью организма. [2, с. 19]

Профилактика стресса и воспитание стрессоустойчивости.

Прежде всего поговорим о мерах профилактики стресса. По сути его профилактика, является основой стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость — это совокупность черт личности, позволяющих человеку переживать стресс с минимальными разрушительными последствиями для организма и психики (как своей, так и психики окружающих людей).

Существует заблуждение, что это некое сочетание внутренней черствости, грубости и бесчувственности. Некоторые люди даже пытаются работать над собой, двигаясь в этом направлении (говорят что некоторые даже преуспевают на этом пути). Вопрос в том, захочет ли кто-нибудь иметь дело с человеком обладающим таким арсеналом качеств?

Важно понимать, что стрессоустойчивость — это не умение долго терпеть стресс и не бесчувственность, а прежде всего умение принимать правильные решения и делать правильный выбор для того чтобы уменьшить его воздействие.

Обратите внимание на первые два пункта приведенного ниже списка.

  1. Самое важное! Учитесь чувствовать себя и регулировать нагрузки (физические, умственные, психические и т. д.). Старайтесь не перерабатывать и вовремя брать отдых.
  2. Очень важно! Нервная система человека устроена таким образом, что не приспособлена выдерживать длительное воздействие стрессоров. Поэтому, чувствуя воздействие какого-либо стрессового фактора, во-первых, Вы должны определить его, а во-вторых, принять меры по его устранению или уменьшению его действия. Не стоит стараться уменьшить стресс медитациями, дыхательными упражнениями и прочими приведенными ниже вариантами. Эти способы не бесполезны, но прежде всего они помогают привести себя в состояние баланса и гармонии уже после того, как стрессор будет локализован и в отношении него будет принято грамотное решение, уменьшающее его воздействие или сводящее его к минимуму. Поэтому, прежде всего подумайте, как снизить воздействие стрессора.
  3. Некоторые люди, менее подвержены стрессу чем другие. Если рассматривать их образ жизни и мышления, то у них можно выделить следующие личностные черты, отличающие их от других:
  • позитивность мышления
  • чувство юмора
  • любовь к жизни и благодарность за то, что она у них есть
  • сосредоточенность на том хорошем, что есть в их жизни и благодарное отношение к судьбе за то, что они имеют

Все эти аспекты являются ключами к позитивным ресурсным состояниям, которые позволяют значительно повысить адаптивные возможности организма и психики.

  1. Физические нагрузки — позволяют сжигать остатки гормонов стресса, которые прежде всего имеют природную направленность на борьбу или бегство, т.е двигательную активность. Следовательно, интенсивные физические нагрузки позволяют использовать их по назначению. Кроме того, разумные физические нагрузки способствуют выработке эндорфинов (гормонов удовольствия), что может значительно улучшить Ваше психологическое состояние и настроение.
  2. Умение расслабляться — может позволить в определенной степени бороться с последствиями воздействия стресса на организм. Можете использовать для этого аутогенные тренировки, можете выполнять йога-нидру, можете просто принять расслабляющую ванну или отправиться на прогулку.
  3. Дыхательные упражнения. Тайчи, цигун. Дыхание и движение — это те функции, которые мы можем контролировать абсолютно. Когда мы дышим медленно и глубоко, мы приходим в состояние спокойствия, в этот момент мы как бы вовлекаем всё своё внимание в этот процесс. Тоже касается и тонко-скоординированного движения, в момент осуществления которого мы полностью вовлекаемся в процесс его осуществления (посмотрите на записи выполнения комплексов упражнений тайчи). Особенно эффективно сочетание дыхательной практики и двигательной. Данное соединение способствует проведению самостоятельной психорегуляции и приводит человека к состоянию внутренней гармонии и телесной целостности, что в свою очередь устраняет все последствия стресса, стирая их как из сознания так и из мышечной памяти.
  4. Хобби и творчество. Творчество может служить мощным исцеляющим фактором. Для того чтобы создать что-то, чего ещё в этом мире нет, человек погружается в целостное состояние психики, которое в буквальном смысле исцеляет и излечивает его от стресса. Творчество является дополнительным или даже основным методом при лечении многих расстройств психики (Рекомендую прочесть книги великого врача психиатра-психотерапевта Марка Евгеньевича Бурно).

На этом я завершаю эту статью. Желаю Вам здоровья и только положительных по своему воздействию стрессов!

С Уважением.
Психолог Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»
Альхименко Илья Александрович.

Библиография.

  1. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика и эндокринные заболевания. Зачем тебе болеть? — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 160 с.: ил.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.,: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с. — (Большая университетская библиотека).
  3. Селье Г. Стресс без дистресса. — Москва, Прогресс, 1982. — 125 с.

energy-family.ru

Как развить стрессоустойчивость — советы психолога

Так сложилось, что жизнь людей немыслима без общения и на сегодня в крупных городах актуален вопрос, как развить стрессоустойчивость. Вызвано это тем, что ощущение давления мегаполисов невероятно высоко и растёт повседневно. Состояние напряжения и вечной гонки посещает безмала каждую личность, находящуюся в большом городе, который диктует свои правила. Каждый знает, что одной из причин, как психических, так и физических заболеваний, считается стресс. По этой причине врачи бьют ещё большую тревогу, поскольку, пребывая в условиях современного мегаполиса, стресс является постоянным фоном жизни.

Огромное количество людей, монотонная суета, спешка, негативные эмоции, давка, перенапряжение, неизбежность расходовать внушительное количество времени на транспортные передвижения – это реалии нынешних больших городов. В часы пик приходится спешить огромному количеству горожан, а из-за пробок расходовать неизбежно внушительное количество времени на транспортные перемещения. Удручает ситуацию также невысокий в сопоставлении с западными мегаполисами уровень культуры, поскольку выдерживание личного пространства окружающих людей, учтивое отношение к ним скорее приятное исключение, чем непоколебимое правило.

Проблема горожан, страдающих от отсутствия стрессоустойчивости, выступает не лишь неспособностью преодолевать огромное количество психологической и физической нагрузки, а также отмечается в неумении отпускать стрессовые ситуации и владении навыками релаксации. В итоге человек приумножает напряжение, что в свою очередь приводит к эмоциональному подрыву. По этой причине развитие стрессоустойчивости в разрушительных условиях существования становится насущной необходимостью для каждого, пребывающего в городе.

Пожалуй, нет такой личности, которая бы не столкнулась с неурядицами на работе, непонятными ситуациями в транспорте, неприятными происшествиями, крепко впечатывающимися в психику и, по возвращению домой, долго ещё теребящими душу. В большинстве от перечисленных неурядиц страдают личности меланхолического и холерического темперамента, поскольку их грань между внутренним и внешним миром достаточно тонкая, а врождённые защитные барьеры психики весьма слабые. Поэтому обладателям такого темперамента важно приучаться расставаться со стрессовыми ситуациями и с накалом рабочего дня ещё за порогом собственного дома. Для избегания этого предлагаем воспользоваться разными способами и психологическими приёмами.

Советы, как развить стрессоустойчивость:

– в начале трудового дня и в его конце следует выполнять 10-ти минутную дыхательную гимнастику или релаксационные упражнения. Отменным решением будет воспользоваться упражнениями на расслабление. В этом поможет медитация, с помощью которой можно достичь психической и физической дисциплины, а также эмоционального самоконтроля. Для этого нужно овладеть приёмами аутогенной тренировки. Вначале требуется сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточившись только на процессе дыхания, а не на обиде, полученной ранее. Нужные слова также помогут быстрее успокоиться, например, «я сильный и справлюсь с этим », «я спокоен и готов ко всему», «я владею ситуацией и держу себя в руках».

Дыхательная гимнастика позволит контролировать ритм и частоту дыхания во время упражнений, прекрасно одолеет беспокойство, окажет благотворное влияние на сердечнососудистую и дыхательную систему;

– велико влияние воды на душевное равновесие. В конце изматывающего дня полезно принять душ, погрузиться в ванную с ароматной пеной или хотя бы умыть лицо. Во время принятия душа требуется представить, как раздражительность и тревога покидают человека;

– расслабляющий массаж отличное успокоительное средство, дающее ощущение гармонии и покоя. Особенно приятен будет, если выполняет любимый человек. Если такового нет, можно сделать себе самостоятельно точечный массаж: массируя по полминуты поочерёдно точки, находящиеся на середине между бровями, по центру ладони, над верхней губой, под нижней губой;

– прекрасными методами релаксации может являться прослушивание любимой музыки. Музыка обладает прямым воздействием на разные системы органов, влияет на глубину и частоту дыхания, ритм работы нейронных путей, сердечные сокращения, напряжение и расслабление мышц. Благодаря музыкальному опосредованному воздействию можно изменить эмоциональное состояние, развить стрессоустойчивость, снизить частоту сердцебиения. Музыка способна корректировать достаточно значительный спектр психических состояний, однако следует понимать, что если отмечаются серьёзные нарушения, то она выступает только вспомогательным методом. Для поднятия сниженного настроения, выравнивания давления и обеспечения седативного эффекта прослушивание спокойных музыкальных произведений это прекрасный выбор. Музыка может дать пути выпуска эмоциональных накоплений, позволить отгоревать потери, переосмыслить традиционное отношение к ситуациям;

– также ответить на вопрос, как развить стрессоустойчивость и обрести душевное равновесие человеку может помочь ароматерапия, но при условии, если не отмечается в анамнезе аллергических реакций на масла, изготовленные их различных трав. Ароматические масла способны привести чувства в равновесие, поддержать и закрепить их. Систематически применяя эфирные масла, можно заметить, как увеличится энергия и улучшится самочувствие. Не секрет, что после напряжённого дня нередко достаточно мелочи, чтобы вызвать раздражительность и весь вечер будет испорчен. Чтобы этого не произошло, следует создать успокаивающий микроклимат, поднимающий настроение с помощью масел кедра, мелиссы, герани, розы или нероли. Заглушить досаду от неудачного дня помогут несколько капель иланг-иланга или пачулей. Ароматы масел, воздействуя на тело и душу, помогут вернуть внутреннее равновесие и улучшить настроение. При таком положительном настрое человек будет существенно менее подвержен городскому стрессу.

Масла бергамота, розы, сандаловое дерево подарят теплоту и утешение, а розмарин придаст уверенности человеку в тяжёлую минуту. Масла лаванды, валерианы, ромашки, майорана укрепят нервную систему и снимут раздражительность. Сильные, свежие запахи перечисленных растений создадут атмосферу спокойствия и гармонии. Масла используют в любых сочетаниях, и все они благоприятно влияют на нервную систему. Их применяют в ароматических лампах, а также добавляют в косметические средства и ванну;

– в развитии стрессоустойчивости эффективно будет соблюдение распорядка дня, где будет учитываться время для релаксации и активной работы. Одним из рисков кипучей жизни в мегаполисе является неспособность грамотно распоряжаться своим временем и вниманием, нагружать себя работой, а затем снимать напряжение с помощью алкоголя или других зависимостей. Спланировав гибкий распорядок дня, можно контролировать его распределение (сон, приём пищи, работа, встреча с друзьями, занятия спортом). Выдерживание распорядка дня, приём пищи и сон в одно и то же время упрочнит здоровье, а с улучшением здоровья разовьётся и стрессоустойчивость;

– необходимым умением для преодоления стресса, живя в мегаполисе, является способность абстрагироваться. Данное качество поможет ощущать внутренний покой в городской суете. Для его развития следует представить свое тело охваченным светлым густым «коконом», защищающим от суеты и шума. Для этого подойдёт чтение книг, сборник анекдотов, прослушивание музыки в транспорте. Можно носить с собой забавную фотографию домашнего питомца или ребёнка, а поглядев на неё, улыбнувшись и расслабившись избавиться от нервного напряжения. Незаменимым от стресса остаётся чувство юмора и перед тем, как участвовать в скандале, находясь в общественном транспорте, следует представить себе, как смешно это выглядит со стороны. Вероятно, после этого ситуация не будет представляться столь серьёзной.

Чтобы не пришлось искать ответ на вопрос, как развить стрессоустойчивость, требуется стараться изменить отношение к происходящему, которое не нравится. Например, если невозможно повлиять на беспокоящую ситуацию, то следует взглянуть на неё намного проще, по-другому. Своя техника по развитию стрессоустойчивости существует у каждого, важно только прислушаться к себе и к своим желаниям. Кому-то достаточно поспать пару часиков или посмотреть любимый сериал, другому сделать генеральную уборку или устроить себе шопинг по магазинам, третьему встретиться с друзьями и выговориться, четвертому провести вечер за вкусным ужином в кругу семьи. Главное это не дать стрессу завладеть надолго человеком и своевременно восстановить комфортное душевное состояние.

psihomed.com

Стресс и стрессоустойчивое поведение Текст научной статьи по специальности «Психология»

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Э.П. СОЛОМАХО, профессор кафедры педагогики и психологии МГУЛа,

Е.В. КЛИМАЧЕВА, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии МГУЛа

Проблема стрессоустойчивости человека актуальна для России, так как последние десятилетия значительная часть ее населения живет в ситуации жесткого психологического и психофизиологического хронического стресса. Часто основные силы уходят на экономическое выживание, последствия острого и длительного хронического стресса порой бывают скрыты, отсрочены во времени и поэтому тяжелы. Быстрое «эмоциональное сгорание», переутомления, ранние инфаркты, инсульты, обмороки и другие соматические проблемы являются, как правило, последствием прошлых стрессов. От стресса не убежать и не спрятаться. Рано или поздно он настигает нас. Возникает вопрос: что же делать? Мы убеждены, что прежде всего нужно научиться противостоять стрессовой стихии, строить индивидуальные системы защиты.

В мировой психологической теории и практике вопросу стресса уделяется огромное внимание уже в течение многих десятилетий. Первым дал определение стресса Ганс Селье, канадский физиолог начала XX в. Он ввел термин «стресс» для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое сверхсильное воздействие. Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обозначаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке, вошло в справочники, учебники, энциклопедии и в повседневную жизнь. Ученый утверждает, что стресс — это не просто нервное напряжение. Это состояние может быть связано с приятными и неприятными переживаниями. Теория стресса, предложенная Г. Селье, может быть обобщена в четырех положениях. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания внутреннего равновесия (гомеостаз). Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают это

равновесие, на что организм реагирует неспецифической (независимой от вида стрессора) защитно приспособительной реакцией. Возникающий процесс стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Тревога сопровождается мобилизацией резервов, включением защитных механизмов, большинство стрессов разрешается на этой стадии. При продолжении действия стрессора возникающее сопротивление неизбежно вызывает расходование адаптационных резервов. Последующая стадия- истощение. При этом сопротивляемость организма временно или необратимо снижается. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей, их истощение может быть необратимым, что ведет к потере здоровья, быстрому старению.

Термин «стресс» в современной психологической литературе употребляется для обозначения состояния человека в экстремальных условиях на биохимическом, физиологическом, психологическом (эмоциональном) уровнях. Менее употребим термин «дистресс», обозначающий наиболее разрушительные, сверхсильные последствия стресса.

На бытовом уровне стрессом часто называют любое психологическое (эмоциональное) напряжение. Но Ганс Селье утверждал, что полная свобода от стресса означает смерть. Под психологическим стрессом мы понимаем высокую степень психологического напряжения, оказывающую сильное отрицательное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающими (причем дистресс — это разрушительный стресс). Стрессовая ситуация и поведение в ней человека характеризуются следующими особенностями. Преобладающими стресс -факторами являются психологические факторы (профессиональные и семейные деструктивные конфликтные взаимоотношения).

Фактор не является стрессогенным сам по себе. Таким он становится в оценке его конкретным человеком.

Возможные реакции человека на стрессовую ситуацию можно разделить на три группы: сознательное овладение ситуацией и преобразование ее в конструктивное поведение; импульсивная реакция, ухудшающая и не разрешающая отношения с близкими и другими людьми, дающая лишь разрядку негативных эмоций; уход от ситуации, защита (часто несознательная) от негативных чувств, связанных с ней.

Результатом конструктивного поведения в стрессовой ситуации являются: позитивные изменения в ситуации, улучшения отношений с вовлеченными в нее людьми, самопознание, новый опыт, повышение самоуважения, уверенность в себе, увеличение и изменение своего поведенческого репертуара.

При неконструктивном поведении (уход от решения проблемы, неадекватное, импульсивное реагирование) характерны: ухудшение ситуаций и отношений; понижение или неустойчивость самооценки, самоуважения, уверенности, примитивизация поведения (сокращение поведенческого репертуара).

Большинство стрессовых чувств, эмоций можно разделить на две группы -страх и гнев (разного уровня интенсивности). Страх проявляется в тревожности, беспокойстве, чувстве вины, самоедстве, боязни конкретных ситуаций, чувстве беспомощности, безысходности. Гнев порождает раздражительность, обиду, зависть, злость, месть, ненависть.

По характеру индивидуальных реакций людей на стрессовые факторы выделяют два психологических типа. Они характеризуются следующими особенностями. У первого типа выявляется большая уязвимость перед стресс — фактором, низкий стрессовый порог. Показатели работоспособности и самочувствия снижаются даже при небольшой интенсивности стресс — фактора. Этому типу присущи склонность к конкуренции, борьбе, высокий уровень притязаний, стремление быть всегда на высоте, завышенные требования и нетерпимость по отношению к ок-

ружающим. Для второго психологического типа характерна меньшая подверженность влиянию стресс — факторов, высокий порог к стрессам, склонность к компромиссу, способность быстро адаптироваться к ситуации (гибкое, разнообразное поведение), способность к самоанализу (умение анализировать проигрыш), спокойное и разумное отношение к другим.

В контексте вышесказанного остановимся на понятиях «стрессоры» и «потребности». В каждой ситуации человек реализует (сознательно или бессознательно) ту или иную потребность, намерение. При благоприятных условиях потребность реализуется насыщаясь, «растворяясь», теряя свою актуальность. Человек получает возможность «строить» новые потребности. Стресс — факторы срывают благоприятный цикл зарождения, насыщения, «растворения» потребности. На психику человека негативно влияют нереализованные намерения, планы, желания. Стрессогенными являются не сами по себе события (ситуации, личностные особенности), а связанные с ними препятствия для реализации человеком значимой потребности, утрата достигнутой жизненной позиции.

Существует несколько моделей поведения человека в стрессовой ситуации, в зависимости от его реакций на стрессор. Так, негативные эмоции, вызванные стрессором, повышают вероятность импульсивных, автоматических реакций, деструктивных ответов на ситуацию. Человек становится рабом своих эмоций. («Я» — не хозяин своего поведения, «эмоции ведут меня»). В этом случае человек действует в рамках автоматизированного поведения. У такого человека можно наблюдать следующие деструктивные реакции: агрессию, неоправданные уступки, уход от ситуации, обесценивание ее, зацикливание на негативных чувствах, регрессию. Человек сам не выбирает ответную реакцию. За него это делает эмоция. Эмоция автоматически вызывает реакцию.

Конструктивное поведение можно представить схематически «Я»- ситуация. При этом человек выходит из состояния, когда его «ведут». Его поведение становится

обдуманным, учитывающим поступающую информацию. Нет деструктивного влияния негативных эмоций. Человек сам начинает активно влиять на ситуацию, проясняет ее и свои взаимоотношения с вовлеченными в нее людьми.

В тренинговых и коррекционных занятиях с поведенческими реакциями работа ведется в двух направлениях: через осознание участниками тренингов, семинаров неконструктивного поведения, коммуникативной некомпетентности, отработку конструктивных навыков в режиме «здесь и теперь».

Практическая реализация нашего теоретического исследования проблемы стресса нашла отражение в программе занятий «Стресс и стрессоустойчивое поведение», проводимых совместно с психологами Центра психолого-педагогической поддержки и реабилитации г. Королева. Значимая роль в программе отводится освоению методов релаксации и снижению стрессовых реакций (ступора, двигательного возбуждения, страха, агрессии). В процессе тренинга дается установка на принятие возможной неудачи и программирование успеха. Используются эффективные методы изменения мышления и современные технологии психологической защиты, в основе которых — приемы, мобилизующие адаптационные резервы организма в целях преодоления ситуации разрушающего стресса. Для абитуриентов, студентов, молодых специалистов особенно актуален тренинг «Учимся сдавать экзамены». Его цель — психологическая подготовка к сдаче экзаменов, зачетов с наименьшими эмоциональными потрясениями, тренировка психологической устойчивости и овладение приемами эффективного распределения внимания, улучшения памяти, активизации мышления.

Совместно с врачом — психотерапевтом Центра психологической реабилитации «Исток» г. Москвы С.Л. Шарминой разработана и успешно реализуется обучающая программа «Экстренная психологическая помощь и профилактика посттравматических расстройств (ПТСР)». Программа адресована педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми и подростка-

ми и призванным оказывать экстренную психологическую помощь. Программой предусмотрен курс лекций и практических занятий. В лекционном курсе рассматриваются психофизиологические проявления острого стресса и его влияние на жизнедеятельность, особенности адаптации и психологическая помощь в период преодоления посттравматических стрессовых расстройств (сверх-сильный стресс, отстроченный во времени стресс и т.д.). Большое внимание уделено теории развития ПТСР и ее психофизиологическому отличию от острого стресса.

Особое место в данном лекционном курсе отводится проблеме взаимосвязи ПТСР и суицидальных намерений, у детей и подростков взаимозависимости внутриличностных конфликтов и предсуицидальных поведенческих реакций, а также системе долгосрочной психологической поддержки и психотерапии при суицидальных намерениях.

Не менее пристальное внимание создателей программы обращено на проблему детей и подростков «между миром и войной». Намечены пути и методы психологической помощи при адаптации человека из зоны боевых действий к жизни в мирных условиях; особенно остро поставлены акценты проблемы «детей катастроф» и влияние длительных страхов на психологическое развитие детей и подростков. Актуальна психологическая помощь в ситуации выраженных страхов при необходимости проведения медицинских процедур.

В психотерапевтической и коррекционной работе превалирующими методами являются современные НЛП психотехнологии (нейролингвистическое программирование), гештальт- терапия, методы десенсибилизации (психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз), проективные, апперцептивные приемы (зависимость восприятия от прошлого опыта).

На практических занятиях преподаватели, психологи познают пути коррекции эмоционального стресса, технологии психологической защиты, контроля и управления поведением в условиях острого стресса и дистресса (отсроченного стресса).

Освоение современной психодиагностики острого стресса и посттравматических реакций дают участникам семинаров и лекций возможность своевременно на современном уровне анализировать, классифицировать эмоциональные расстройства в соответствии с основными диагностическими стандартами европейских стран (МКБ -10). Осваиваются следующие диагностические методики ПТСР у взрослых и их модификации для детей и подростков: «клиническое интервью», «шкала влияния травматического события», «миссисипский опросник ПТСР», «Родительская анкета оценки травматический переживаний».

Мы осознаем, что наша практическая деятельность — малая толика психологической помощи в ситуации все возрастающего количества природных, техногенных катастроф, резких и негативных перемен в жизни и обществе. Однако помочь молодым людям преодолеть их неумение решать свои сложные проблемы с минимальными психологическими издержками- первоочередная на сегодняшний день задача психологов и педагогов.

Литература

1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии по-сттравматического стресса. — СПб.: Изд- во Питер, 2001.-268 с.

2. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. — Минск: Харвест, 2000. — 475 с.

3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. — М.: Эксмо, 2000.-281 с.

4. Пушкарев А.Л и др. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Институт психотерапии, 2000. — 110 с.

5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. — М.: Институт психотерапии, 2001. — 314 с.

6. Ксандария В. Тренинг по управлению стрессом. -М.: Эксмо, 2002. — 268 с.

7. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000. — 175 с.

8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 231 с.

9. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. — СПб.: Изд -во Речь, 2002. — 161 с.

10. Бодров В.А., Информационный стресс. — М.: Персе, 2000. — 322 с.

11. Тушканова О.А. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. -Волгоград: Центр психологии, 2001. — 65 с.

12. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. — М.: Класс, 1998. -486 с.

13. Пчелинцева Е.В. Коррекционно — профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. — М.: Изд -во Гном, 2000. — 31 с.

14. Тащаева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. — М.: Генезис, 2002. — 75 с.

15. Менделл Д., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. — М.: Генезис 2000. — 155 с.

16. Аршад С. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. — США: Гуманитарно благотворительный центр Сострадание. 2000. — 36 с.

СЕКТЫ — ФАКТОР УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Л.Н. КОНЯГИНА, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики МГУЛа

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с традиционной Православной церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. «Секта» слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило», «метод», «учение», «школа». Древние античные ученые этим словом обозначали философскую партию или школу, придерживающуюся нетрадиционного, особого от господствующего в то время учения, или же политическую партию меньшинства.

В христианскую эпоху слово «секта» стало применяться, прежде всего, к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учениях от вселенской церкви.

Секты были преимущественно явлением западной религиозной реальности. В России же, до тех пор пока она шла своим путем исторической православно-монархической государственности, секты были явлением редким аномальным. До 19 века в России можно вспомнить незначительные движения, группы.

cyberleninka.ru

Стрессоустойчивость: как ее развить — Психология эффективной жизни

Стресс сам по себе не есть нечто ужасное, как мы привыкли о нем думать. Это всего лишь реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие. Причем на абсолютно любое: как на благоприятное, так и на неблагоприятное, как на сильное, так и на слабое.

В этом смысле вся наша жизнь — это сплошной стресс. Потому что любой раздражитель выводит организм из состояния равновесия. После этого он мобилизует свои силы, чтобы, отреагировав на этот раздражитель, как можно быстрее восстановить потерянное равновесие (вот почему нам так трудно выходить из зоны комфорта и осваивать что-то новое). Фактически стресс как явление — это способность организма адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Стресс: можно, если осторожно

Отрицательный стресс (любое неприятное, трагическое событие в нашей жизни) в случае длительного пребывания в нем может привести к бессоннице, раздражительности, тревожности, депрессии и различным физическим недомоганиям.

И хотя положительный стресс (влюбленность в кого-то, успешно сданные экзамены, золотая медаль на соревнованиях, блестяще завершенное трудное дело, всевозможные приятные сюрпризы и т.д.) дарит энергию, воодушевление, силы и желание брать новые вершины, им тоже нельзя злоупотреблять: «передозировка» может привести к таким же неприятным последствиям, что и застревание в стрессе отрицательном.

Итак, любой стресс хорош только в малых дозах. В этом случае он повышает устойчивость к различным раздражителям, и в результате мы учимся справляться с трудностями и успешно преодолевать препятствия, которые встречаются на жизненном пути. Другими словами, мы становимся стрессоустойчивыми.

Стрессоустойчивость — это не какая-то особая непробиваемость, а умение правильно реагировать на стресс и работать с ним. Как именно? Об этом — дальнейший рассказ.

Как выйти из стресса?

О внешних способах ослабления и снятия стресса (таких как общение по душам, свежий воздух, движение, физические нагрузки, поездки на природу, возня с животными, расслабляющая музыка, интересные фильмы, смена обстановки и т.д.) написано уже немало. Поэтому сейчас давайте сделаем акцент на внутренних, психологических способах выхода из стресса.

Способ № 1. Прислушаться к телу и «слить» состояние

Первый способ — базовый, обязательный, без которого все остальные дадут неполный и временный эффект, — это принятие ситуации и своих чувств по этому поводу. Проще и быстрее всего это сделать, прислушавшись к собственному телу.

Следует сосредоточиться на появившихся ощущениях и пробыть в них столько, сколько потребуется для того, чтобы «отпустило». Если эмоции зашкаливают и сосредоточиться на ощущениях трудно, можно облегчить себе задачу:

  • Во-первых, начните дышать медленно и глубоко, как при медитации.
  • Во-вторых, попробуйте слегка (не полностью!) дистанцироваться от себя, то есть понаблюдать за собой как бы со стороны, но в то же время продолжая считывать свои телесные ощущения и проживая их.

Эти приемы помогут снизить накал страстей, и эмоции будет проще прожить, а значит, принять и ассимилировать.

Конечно, на работу с телом лучше всего специально выделить время. Но если это невозможно (например, если вы находитесь в офисе), хорошо будет прибегнуть к ритмичному чередованию выполнения текущих дел и внимания к телесным ощущениям (даже если на последнее удастся выделять всего лишь по одной минуте времени). Потрудились — попереживали стресс; еще потрудились — еще попереживали стресс.

Главное — не отмахиваться от тяжелых ощущений, не задвигать их в дальний угол, не «забивать» их чем-нибудь приятным, а дать им зародиться, проявиться во всю силу и постепенно угаснуть. Тогда они не застрянут в нас в виде телесных зажимов, обид, страхов, а оттрубят свое, канут в Лету и не будут мешать нам жить…

Снизить накал чувств и эмоций также можно, «сливая» актуальное состояние — то, что сейчас больше всего тревожит и не дает покоя. Самых простых вариантов тут два.

Первый — проговорить все это в беседе с каким-нибудь близким человеком, к которому вы испытываете безграничное доверие и который в состоянии этот негатив вынести, либо на приеме у психолога (выслушивать подобное — часть его работы).

Второй вариант, более доступный и при этом не менее эффективный, — так называемое свободное письмо. Его суть в следующем: берем лист бумаги, ручку и пишем, выливаем на бумагу все, что есть на душе. Не печатаем на компьютере, а именно пишем от руки. Не стесняясь, не думая о грамотности и не беспокоясь о том, что это кто-то может увидеть и прочитать. После того как вы закончите писать, написанное можно сжечь или порвать в мелкие клочья.

Главное в обоих вариантах — освободиться от того, что беспокоит, сбросить с себя этот тяжкий груз…

Возьмем распространенный и очень болезненный для многих пример: на глазах у всех коллег вас обругал и унизил начальник, да еще и совершенно несправедливо — просто сорвал зло.

Задаем себе вопрос: «Что происходит сейчас в моем теле?» И отвечаем на него: «Меня будто ледяной водой обожгло, все внутри воспалено, сердце горит и болит, в него будто воткнули острый кинжал, меня будто разрывает изнутри на части…» Остаемся в этом состоянии, проживаем эти ощущения столько времени, сколько хватит сил терпеть их. Ну и периодически возвращаемся к ним до тех пор, пока они не угаснут.

Итак, наша задача — дать проявиться телесным ощущениям, которые возникают в ответ на стрессогенное событие, и разрешить себе полностью их прожить (вместо того чтобы загонять их подальше и поглубже).

Можно помочь себе сделать это, выговариваясь в доверительной беседе или изливая все, что рвется из души, на бумагу.

Способ № 2. Концентрироваться на моменте

Второй способ, который поможет вывести себя из стресса, — это умение концентрироваться в каждый конкретный момент времени только на чем-то одном. Другими словами — не разбрасываться, не рассеивать свое внимание и не растрачивать силы впустую.

Обычно что происходит у нас в голове? Делаем что-то одно, при этом сожалеем о чем-то прошедшем и одновременно беспокоимся о том, что может случиться в будущем. Сколько нашего внимания достается тому, чем мы заняты здесь и сейчас? Немного…

Напротив, концентрация на чем-то одном позволяет нам убрать из головы все лишнее и отвлекающее. В результате мы меньше устаем, успеваем сделать гораздо больше, а качество выполненной работы получается гораздо выше. Это происходит за счет полной включенности в то единственное дело, которым мы заняты в данный момент, за счет эмоциональной вовлеченности в него. За счет полного присутствия «здесь и сейчас».

И удовлетворения, радости, которые мы получаем от такого подхода к труду, тоже гораздо больше. Мы в это время оказываемся на волне, в потоке, а стресс — за бортом. Ведь одновременно и находиться на волне, и страдать от стресса просто невозможно — это противоположные состояния. Даже если какие-то элементы стресса все-таки проникают в «здесь и сейчас», то сила их воздействия очень и очень слаба.

Кстати, очень важно не лежать на диване, жалея себя и проклиная все и всех, когда случается что-то неприятное, а действовать, делать что-то. Лежание на диване, бесконечное пережевывание произошедшего и саможаление — верная дорога к депрессии, саморазрушению и углублению стресса. А любое движение, действие, труд (пусть сначала и через силу) не дают погрузиться в депрессию, снижают стресс и помогают постепенно выбраться из него, возвращая нас в «здесь и сейчас».

Например, после неприятного инцидента с начальником нужно не кидаться по привычке причитать и оплакивать свою горемычную жизнь, а составить список обязательных дел на сегодня и приступить к его выполнению. И не абы как, не с чувством оскорбленного достоинства, не с желанием доказать, какие мы на самом деле белые и пушистые и как глубоко неправ был наш начальник (пусть сгорит от стыда за свой поступок), а с уважением к делу, которым занимаемся, с желанием продвигать и развивать его. Постарайтесь выполнить сегодняшнюю часть работы настолько хорошо, насколько позволяют возможности и способности.

Итак, еще один способ преодоления стресса — это умение быть «здесь и сейчас». А остаться в настоящем, не ускользая в прошлое или будущее, поможет любая деятельность — при условии, что вы полностью в нее погрузились.

Способ № 3. Ранжировать дела

Третий способ, который дополняет второй, — это ранжирование дел. Я имею в виду следующее. Для одного дня следует выбирать только одно главное дело, на которое и будут направлены основные усилия. Это нужно, чтобы опять-таки не держать в голове несколько важных дел сразу, не метаться от одного к другому и не беспокоиться об их выполнении. То есть это нужно для минимизации уровня стресса.

А вот вокруг главного дела можно выстраивать менее значимые дела. Например, можно чередовать более сложные и более легкие задачи, чтобы не выдохнуться за полчаса.

Внимание! Чтобы снизить стресс, выполнять любые дела — и важные, и не очень — необходимо в состоянии «здесь и сейчас», с максимально возможным «присутствием», включенностью и вовлеченностью.

Например, пусть самая главная задача на сегодня у вас — написать статью о взаимоотношениях детей и родителей для известного журнала, отредактировать ее и отправить на утверждение. Менее важные задачи, которые можно будет выполнить потом, — это ответить на вопросы и отзывы к ранее опубликованным материалам и разобрать скопившуюся почту.

Итак, подход «один день — одно важное дело» плюс посильное выполнение менее значимых задач также помогут экологично снизить стресс и выйти из него.

Способ  № 4. Переключать внимание на пользу

Четвертый способ борьбы со стрессом — работа с направленностью внимания. Что бы ни происходило в жизни — не важно, насколько это для вас травматично, — концентрироваться следует не на своей душевной боли, не на своих обидах, не на своих разочарованиях, а на том уроке, который можно извлечь из этой ситуации.

Нужно учитывать, что переключить внимание — это не то же самое, что задвинуть неприятные ощущения в дальний ящик! Важно не возмущаться, не обижаться, не разыгрывать роль невинной жертвы, а воспринимать происходящее как обратную связь: вот это у нас не получилось, вот здесь мы недоработали, вот этого мы не учли, вот на этого человека можно положиться, а вот с этим лучше вообще не иметь дела. Значит, в следующий раз, если возникнет схожая ситуация, следует поступить так-то и сказать то-то, обратиться за консультацией к такому-то человеку или попросить помощи вот у этого коллеги.

То есть нам необходимо проанализировать случившееся, сделать выводы, которые помогут справиться с подобной ситуацией в будущем или вообще ее предотвратить, принять произошедшее (см. способ № 1) и продолжать жить дальше, не коря себя за допущенные ошибки и не унижая собственного достоинства.

А по вечерам, перед сном, хорошо бы еще перечислять, за что вы благодарны этому дню — независимо от того, что в этот день случилось. Это поможет направить вектор внимания на позитив.

Этот способ работы над стрессом особенно актуален, если эмоции захлестывают вас так, что не дают сосредоточиться ни на чем другом. Фактически он позволяет «притормозить» перед выполнением очередной задачи, хотя бы частично снизить накал страстей в душе, начать принимать случившееся, включиться в настоящее и настроиться на работу.

Например, в случае с накричавшим на вас начальником можно сделать вывод, что шеф — человек настроения, и если он не в духе, на глаза ему лучше не попадаться. А дела свои вести так, чтобы к вам не могло появиться обоснованных претензий: все статьи должны быть написаны и сданы вовремя, ни один отзыв не должен остаться незамеченным и ни одно письмо — без ответа.

Итак, переключение фокуса внимания со страданий и обид на то хорошее, что принесла с собой травматичная ситуация, и благодарность за преподнесенные уроки меняют взгляд на случившееся и внутренний настрой, а также помогают справиться со стрессом.

Ну и в заключение давайте подведем итог всему вышесказанному. Что делать, чтобы ослабить силу воздействия стресса, выйти из него и развить свою стрессоустойчивость? Для этого необходимо научиться принимать и проживать вызванные стрессовой ситуацией ощущения, полностью включаться в «здесь и сейчас», грамотно распределять дневную нагрузку (помним о подходе «один день — одно главное дело») и перемещать фокус внимания с восприятия себя как жертвы обстоятельств на извлечение важных уроков из этих самых обстоятельств.

 

От редакции

Главное в стрессе — обуздать свои эмоции, пока они не захлестнули вас с головой. Психолог Ольга Юрковская советует способы оставаться бесстрашным в стрессовой ситуации: http://www.psy.systems/post/byt-besstrashnym-v-stresse-upravlenie-emociyami.

В жизни современного человека (особенно если живет он в большом городе) много стресса. Это нужно принять как факт, который изменить не в наших силах. А где стресс, там рано или поздно, как на плодородной почве, вырастает тревожность. Как снизить уровень тревожности и отучить себя от вредной привычки «накручивать» проблемы, знает психолог Ярослав Вознюк: http://www.psy.systems/post/kak-snizit-trevozhnost.

Стресс — участь каждого человека, но особенно непросто с ним справляться тем, кого природа наградила высокой чувствительностью. Внешний раздражитель, на который другой бы просто не обратил внимания, для высокочувствительной личности может стать настоящей пыткой. Как такому человеку выжить в этом недружелюбном к нему мире, советует психолог-психотерапевт Динара Таирова: http://www.psy.systems/post/kak-organizovat-svou-zhizn-esli-vy-vysokochustvitelnyj-chelovek.

psy.systems

Что такое стресс и стрессоустойчивость?


Аккуратный, склонный к аналитическому мышлению, мобильный, стрессоустойчивый и так далее. Этот список качеств идеального кандидата хорошо известен как соискателям, так и работодателям. Перечисленные характеристики содержат практически все CV. Но ведь в данные слова каждый соискатель вкладывает свой смысл — в зависимости от функциональных обязанностей конкретной должности

Четыре типа стрессоустойчивости

Заполнение раздела «Личные качества» в резюме вызывает у соискателей, пожалуй, наименьшие трудности. Но такие особенности, как аккуратность, стрессоустойчивость, креативность, упоминаемые практически в каждом CV, уже набили оскомину работодателям. Чем руководствуются соискатели, указывая подобный «стандарт-набор»? Придают ли ему значение рекрутеры, и какое? Ведь всем понятно, что вряд ли человек, ищущий работу, признается работодателю, что испытывает трудности, например, с умением держать себя в руках. Напротив, большинство соискателей в числе личных характеристик непременно укажут такое качество, как стрессоустойчивость.

Что такое стресс и стрессоустойчивость?

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью.

Например, шум в call-центре, суета в торговом зале, ненормированный рабочий день, постоянное общение с большим количеством заказчиков – все это стрессовые ситуации.

Каждый соискатель вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому. Претендент на должность секретаря таким образом сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем. Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель. Но эйчар не может читать между строк! По статистике, на обработку одного резюме у него в среднем уходит порядка 5 секунд. Если раздел «Личные качества» представляет собой перечень «модных» характеристик, подсмотренных в чужих резюме, не обижайтесь, что рекрутер не придаст им в лучшем случае никакого значения. Вместо того чтобы указывать в CV абстрактное понятие «стрессоустойчивость», менеджеры по подбору персонала рекомендуют отмечать конкретные достижения и примеры, прямо или косвенно свидетельствующие о том, что кандидат обладает способностью достойно выходить из стрессовых ситуаций. Тем более что в каждой профессии существуют свои виды нервных напряжений.

Результаты опроса менеджеров на тему «Стресс на работе», проведенного специалистами кадрового центра ЮНИТИ, показали, что 35% сотрудников вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии*. Однако, если в резюме вы все-таки сделали акцент на своей устойчивости к стрессам, следовательно, вы тем самым показали, что готовы трудиться в подобных условиях, не снижая эффективности трудовой деятельности в течение длительного времени.

Типы стрессоустойчивости

Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

  • стрессонеустойчивые;

  • стрессотренируемые;

  • стрессотормозные;

стрессоустойчивые.

Павел Цыпин, HR-директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard:

  • «Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

  • «Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

  • «Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

  • «Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Определить, к какой из четырех групп относится соискатель, на основе одного резюме невозможно. Для правильной диагностики необходима встреча с кандидатом, то есть собеседование. Совсем необязательно, что оно будет стрессовым, но и такую возможность исключать нельзя. И если уж вы заявили в резюме такое качество, как стрессоустойчивость, вы должны быть морально готовы к тому, что рекрутер захочет проверить его наличие, используя метод стрессового интервью.

Стрессовое интервью

Стрессовое интервью является, наверное, одним из самых спорных методов оценки претендентов на вакансии в арсенале эйчаров. Большинство рекрутеров придерживаются мнения, что применять его следует только в исключительных случаях, когда стрессоустойчивость является действительно одним из определяющих требований к кандидатам на вакантную позицию.

«Большинство стрессовых собеседований направлено на выявление поведения человека, сталкивающегося с нестандартными ситуациями в общении, проверку скорости реакции, творческих навыков, степени воспитанности, терпения, – полагает Анна Лузина, менеджер отдела персонала компании. – Потенциальные „жертвы“ стресс-интервью – это кандидаты, претендующие на позиции, связанные с работой с людьми – менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу, продавцы-консультанты, операторы call-центров, секретари на ресепшн».

Проводя стрессовое интервью, рекрутер обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее и каким образом ориентируетесь в некомфортных для вас условиях. Самые распространенные приемы:

  • задержка на некоторое время начала собеседования;

  • вопросы о недостатках соискателя;

  • вопрос о причинах увольнения с прошлых мест работы;

  • интерес к личной жизни кандидата.

Однако важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и вы оцениваете свое будущее место работы. Так, читательница «Энциклопедии карьеры» Мария Ветрова поделилась своим опытом прохождения стресс-интервью: «Пришла на собеседование с директором компании. Меня просили подождать, потому что он задерживался. Примерно через пять минут после запланированного начала встречи пришла секретарь и сказала, что директор уже освободился, сейчас покурит и придет. Еще через 15 минут она сообщила, что сама очень удивлена его отсутствием и что директор вот уже скоро, наверное, придет. Он опоздал на 45 минут. Я с улыбкой сказала, что на эту встречу я отвела ровно час, поэтому у нас осталось 15 минут. А через 15 минут действительно извинилась и ушла».

Если поведение интервьюера является, с вашей точки зрения, недопустимым, вы имеете полное право сказать своему оппоненту, что такие принципы построения беседы противоречат вашим убеждениям и вы не желаете продолжать общение в подобной атмосфере. Кстати, Марии Ветровой в вышеописанном случае предложение о работе поступило.

Источник: Hh.ru

hr-portal.ru

Стресс — подробно — Психологос

Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 году он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Иными словами, стресс — целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни.

Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей. Именно в этом значении данное понятие получило распространение в повседневной речи и даже в отечественной научной литературе.

Ганс Селье

С этой точки зрения так называемый эмоциональный (психологический) стресс требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в болезненное состояние.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)… Исследователи считают, что накопление в течение одного года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13)! Таким образом, если вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат — «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

Нечто подобное обнаружили в своих исследованиях ученые из университета города Инсбрук. Они изучали психологическое самочувствие отпускников, приезжающих из-за рубежа на этот знаменитый горный курорт. Выяснилось, что многие люди, временно освободившись от повседневных забот, начинают страдать от душевных проблем, проявляют склонность к меланхолии и даже к агрессии. Психологи считают, что большинство отдыхающих испытывают чрезмерную психологическую нагрузку от столкновения с новой средой, чужими нравами и языком, а также от резкой смены образа жизни. Это нелишне иметь в виду тем, кто мечтает исколесить весь свет. Видимо, для душевного равновесия полезнее все-таки не слишком часто менять место проведения отпуска.

Таким образом, становится очевидно, что стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями — как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупреждать потенциальные неудачи, но и отказ от личных достижений и житейских радостей.

Так с чем же надо бороться? Конечно, только с патологическим стрессом. Ведь нередко мы сами загоняем себя в тупик, откуда можно выбраться лишь с ощутимыми эмоциональными потерями. Вот таких-то «тупиков» и следует избегать. Не надо браться за работу, которая вам явно не по силам, не надо одалживать денег, если долг очень трудно будет отдать, не надо заводить поспешный роман, если не представляете всех его последствий…

Но как бы мы ни старались, избежать всех неприятностей не удастся. А между прочим, негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные эмоции. (Как говорил Джон Стэйнбек: «Что толку в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?») Любой нормальный человек порой испытывает огорчение, разочарование, гнев. Но, чтобы эти переживания не привели к патологическому стрессу, надо стараться их преодолевать. Простейшее средство — физическая активность, хотя бы просто прогулка. А вот «разряжаться» на окружающих не следует: скорее всего ваше раздражение бумерангом к вам же и вернется. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Правду, попытка победить сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся с друзьями на шумную дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свое психологическое напряжение и в итоге чувствует себя окончательно, разбитым и опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс — это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако если эмоциональное напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни — это будет означать, что жизнь закончилась.

www.psychologos.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о