Возрастной кризис это в психологии – Возрастные кризисы — это что такое

Содержание

Возрастные кризисы — Психологос

Возрастные кризисы — психологически трудные моменты в жизни человека, личностные кризисы, связанные с его возрастом.

Говорят о возрастных кризисах детей (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста, см.↑), далее разные исследователи и популярная литература отмечают ряд кризисов разных годов, как минимум — кризис среднего возраста.

Как к этому относиться? Как к тому, что об этом говорят, а это значит, что в этом что-то есть и что все большее число людей будет в это верить. Возрастные кризисы детей в год и три года — в достаточной мере реальность, хотя в хороших семьях проходят не более заметно, чем редкая простуда. В семье, где умные и заботные родители, у детей не будет подросткового кризиса, дети естественным образом взрослеют и родители в этом им только помогают. Образованный человек, следящий за собой и своим развитием, не допустит у себя никаких психологических — ни личностных, ни возрастных кризисов, — это невозможно для него так же, как завшиветь. Тот, кто привык жить в радости и любви, быть каждый день в любви и работать ответственно, здоров душевно — всегда. См.→

Кризис подросткового возраста

В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется. А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса и могут попросту не разрешить кризис, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению. См.→

Возрастные личностные кризисы взрослых людей

Гейл Шихи выдвинула предположение, что для личностные кризисы посещают нас каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет «Я не маленький!», 23 года — «Я полноценный взрослый», 30 лет — «Мечты юности несостоятельны», 37 лет — кризис середины жизны, замаячила Смерть, и так далее… Смотри →

www.psychologos.ru

Возрастные кризисы в жизни человека. Основные проявления

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет. Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам. Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим. Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании. Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных. Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Кризис семилетнего возраста.

Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других. Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености. Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно. В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

onevroze.ru

Психологические характеристики возрастных кризисов

В современном цивилизованном мире нет таких людей, кто хотя бы раз в жизни не сталкивался с понятием возрастного кризиса. Рассмотрим более подробно этот вопрос в нашей статье.

Кризис психологического развития человека чаще всего определяют как переходный период формирования личностного портрета, он являет собой как бы скачок от одной ступени личностного развития к другой.

Несмотря на многообразие и разнообразие форм выражения, все возрастные кризисы имеют сходные психологические и социальные черты.

Т.е. вопреки распространенному обывательскому мнению, понятие «кризис» совсем не синонимично понятию «проблема». Он не являет собой нечто из ряда вон выходящее. Это совсем не болезненное явление.

В работах известного психолога Л.С. Выготского изучению кризисных возрастов детей придается большое значение. Он рассматривал их в качестве естественного и неотъемлемого процесса детского развития, которое представляет из себя как раз-таки чередование периодов стабильности и периодов кризисов. Он рассматривал кризис в качестве конфликта противоречий между уже имеющимися социальными, физическими, психологическими и культурными функциями человека и тем, с чем человек сталкивается вновь.

Таким образом, возрастной кризис – это своеобразное противоречие между имеющимися характеристиками и вновь приобретаемыми. Эти противоречия могут касаться чего угодно: мотивационных качеств и способностей, самопознания, самоанализа и пр. В каждый критический период развития человека он проходит перестройку социального развития.

Длительность кризисов

Длительность возрастных кризисов недолгая, в норме на поиск гармонии между старым и новым уходит несколько месяцев, в особых случаях – год и больше. Невозможно выделить четко день и даже месяц начала и окончания кризисного периода. Границы размыты и зачастую не осознаются ни самим человеком, ни его окружением. Самый пик обычно приходится на середину критического периода. В это время близкие люди могут замечать изменение поведения, появляются такие черты, как некоторая агрессивность, падение работоспособности, потеря интереса, конфликты с окружающими. Картина поведения и внутреннего мира человека приобретает отрицательные черты. Возникают постоянные противоречия между потребностями и возможностями, между возросшими физическими способностями и желанием их реализовать, между духовными потребностями и возможностями их реализации. Все эти новые черты и преобразования внутреннего мира часто имеют преходящую природу, по окончании кризиса они трансформируются во что-то более гармонизированное и приближенное к действительности.

Симптоматика кризисов

Все кризисные периоды имеют схожие симптомы и протекают по общим законам развития.

Несмотря на естественность наличия кризисов возрастного развития, нельзя недооценивать их важность и серьезность, ведь возрастной кризис – довольно сложный период жизни как ребенка, так и взрослого. В такие периоды происходит своеобразная ломка личности, что причиняет человеку немало сложностей и неудобств как во внутреннем мире, так и в социуме. Существует определенная предпосылка, которая определяет, насколько гармонично человек переживет кризисный период: к моменту наступления очередного критического возраста желательно, чтобы все особенности психологических и физиологических новообразований предшествующего периода развития были четко сформированы. На этапе возрастного кризиса происходят не только психологические, но и биологические изменения в организме. Такие изменения, как мы выше отметили, являются источником сложностей взаимодействия и взаимопонимания как с окружающими, так и с самим собой вплоть до полной потери оного. Именно по этой причине такие критические возрастные периоды называют предпатологией, т.е. они находятся в границах нормы, но балансируют на грани выхода за ее пределы.

Исходя из элементарных знаний особенностей физического и социального развития человека можно практически с точностью определить возраст, в котором человек сталкивается с противоречиями в себе и в социуме. Также можно проанализировать и проработать максимально возможное число вариантов разрешения или хотя бы амортизации возникающих конфликтов.

Классификация кризисных периодов

Итак, рассмотрим основные кризисы возрастного развития.

Кризис новорожденного. Момент рождения – это очень стрессовая ситуация для ребенка. Происходит полная смена среды обитания, организм человека переходит из среды внутриутробного существования в гетерогенную среду окружающего мира, происходит отрыв от матери. Это первый сильный психологический стресс, даже травма, вызванная разрушением физической связи с матерью. Переход в новое качество – автономного организма – резкий и неожиданный. Если до рождения ребенок оставался как бы частью материнского организма, то теперь это абсолютно отдельная, психологически и физически, личность. Вследствие возможного затяжного и сложного родового процесса возрастные кризисы у детей могут осложняться.

Кризис одного года

Суть данного кризиса заключается в возникающих противоречиях между уже имеющимися сформировавшимися физическими и психическими умениями, навыками и возможностями растущего человека, характеризующими его как автономный организм, и все еще сильной потребностью в тесном общении, взаимодействии с матерью. В прохождении данного критического периода огромную роль играют первые шаги социализации ребенка, к примеру его взаимодействие с близкими родственниками, братьями, сестрами, бабушками. Возрастной кризис 1 года бывает не всегда.

Огромное значение в положительном разрешении также имеет эмоциональная связь с матерью и ее настрой по отношению к ребенку. Это первый путеводитель ребенка в незнакомом мире. И от того, насколько она чувствует поведение ребенка и грамотно с ним взаимодействует, зависит результат вхождения ребенка в новый этап развития.

Результатом разрешения кризиса одного года обычно является такое поведенческое развитие ребенка, которое позволяет ему достичь элементарного смыслового понимания своих действий. Это так называемое потребностное реагирование. Этот опыт достигается опытным путем в результате ежедневного взаимодействия с ближайшими взрослыми людьми.

Кризис трехлетнего возраста

Какие еще бывают возрастные кризисы у детей?

Они не имеют четких границ. Три года – возраст приблизительный. Кого-то этот кризис настигает уже в 2 года, кого-то — в 3,5.

Это возраст «Я сам». На данном этапе происходит резкое и активное осознание своего Я как отдельной личности, автономной не только от семьи, но и от окружающих, сверстников, родственников и пр. Происходит развитие резкого обострения личностно-социальных противоречий. Самостоятельное предметное действие еще сформировано слабо, а вот языковое и поведенчески-мыслительное развитие претерпевает огромный рывок вперед. Грубо говоря, ребенок много хочет делать сам, но еще не способен ни к самодисциплине, ни к самоконтролю, не владеет многими навыками самостоятельной деятельности. Известный автор психологических исследований Д.Б. Эльконин называет этот возрастной кризис у детей в психологии кризисом социальных отношений, в результате которого идет активное обособление ребенка от микросоциума. Активно формируется внутреннее Я ребенка, при этом нет осознанного понимания социальной структуры ролевых отношений в семье и микросоциуме. Ребенок не понимает сложности структуры социальных действий, предметно бытовых действий. Одним словом, логика окружающего мироустройства ребенка видна, но непонятна. В то же время растет активность своего Я, социальная роль которого ребенку также пока непостижима. Кризис трех лет помогает пережить активное вовлечение ребенка в ролевые игры, на простых примерах которых ему проще осознать ролевое поведение разных участников окружающего социума. Например, игры в дочки-матери, в магазин, прием у врача.

Кризис 6-7 лет

Кризис 7 лет в возрастной психологии описывается как самый яркий.

Характеризуется противоречием между социальной потребностью учиться (и не обязательно это учебная деятельность как таковая) и желанием вступить в жизнь с ее реальными социальными отношениями. Присутствует личностная неуверенность, тревожность, которая вызывается уже достаточным опытом самоконтроля и самоуправления собственным поведением, но в условиях игровой активности.

Согласно возрастной психологии, кризис 7 лет у ребенка может протекать по-разному.

На данном этапе уже идет социальное становление личности, ребенок учится сам выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями и другими участниками микросоциума. Посредничество родителей все больше сводится к минимуму. Кризис имеет свойство разрешаться, как только происходит установление и осознание личностных особенностей во взаимоотношениях с окружающими в школе, дома, во дворе. Это знаменует начало становления личностной социализации растущего человека. Возрастной кризис детей 7 лет родители должны суметь пережить.

Кризис подросткового возраста

Если ранее возрастные кризисы имели довольно четкие границы, варьируясь в пределах года, то на данном этапе все более чем индивидуально. 11-12 – 14-15 лет в среднем. Он может протекать быстро, может — медленно. Границы данного кризиса наиболее размыты, он может быть как раньше, так и позже и протекать как быстрее, так и медленнее.

Все эти возрастные вариации подростковых кризисных периодов зависят от уровня и темпов физического и психологического развития каждого подростка. На данном этапе развития происходит гормональный всплеск – полная гормональная и эндокринная перестройка организма. Как результат этой эволюции организма подростку становится сложно осознать и совладать со своей эмоциональной и волевой сферами в условиях довольно-таки жестких социально-культурных требований к личности подростка-школьника соответственно данному возрасту. Система социальных отношений усложняется, активизируется самосознание, процессы рефлексии. На фоне гормонального всплеска все это образует симбиоз сложных психологических реакций в сознании подрастающего человека.

Это тоже очень сильный возрастной кризис личности.

В этом возрасте идет активное формирование и осознание гендера, это так называемый психологический пол. Все растущие социальные потребности подростков находят реализацию в самых разнообразных видах общественной деятельности, направленной на развитие и актуализацию личностных, творческих, психологических потребностей и способностей личности.

Немалую роль здесь играют организация коллективной деятельности подростков, вовлечение детей в участие в разнообразных институтах социальной организации, актуализации способностей, деятельности, направленной на развитие творческих способностей, коллективная организация активности подростков, организация творческой деятельности, художественного творчества, спортивного мастерства, развитие и реализация музыкальных талантов.

Именно правильная организация социальной педагогической деятельности имеет огромное значение для благополучного разрешения подростковых кризисов

Рассмотрим остальные возрастные кризисы в психологии.

Кризис ранней юности

Данный вид кризиса являет собой результат перехода из детства во взрослую жизнь, человек погружается в мир реальных социальных отношений. Начинается активный поиск своего места в жизни и социуме. Это всем известный «поиск себя».

Он многогранен и включает выбор профессиональной деятельности, становление социального взросления человека. Это сложный период.

Благополучный исход кризиса предполагает внедрение субъекта кризиса в социальные институты, идет осознанное восприятие социально-культурных, моральных, духовных норм общества. Идет формирование личностных приоритетов собственного становления.

Если что-то идет не так в прохождении данного кризисного этапа, то поиск собственной личности затягивается и принимает тупиковый вариант развития. Не происходит профессиональное самоопределение, нет приоритетов личностного развития. Это натыкается на то, что человек не получает и от общества ответной положительной реакции. Нет возможностей получения образования, реализации умений и навыков в области потенциальной профессии.

Таким образом, на данном этапе очень важен положительный опыт социально-личностного самоутверждения.

Кризис межличностных отношений

Именно на этот возрастной этап (20-23 года) часто приходится начало семейной или околосемейной жизни, становление первых серьезных отношений.

Ранняя молодость характеризуется стремлением к организации собственной жизни, упорядочению образа жизни, поиску партнера, началу настоящей взрослой профессиональной деятельности, стремлению к интимным и дружеским связям с другими людьми. Возрастной кризис 7 лет семейной жизни еще далеко впереди.

Психологическое содержание данного этапа возрастного развития предполагает готовность к таким связям. А вот сознательное избегание контактов, требующих близости, зачастую ведет к изоляции и одиночеству молодого человека. Вместо развития и реализации себя в гармоничных отношениях может возникнуть желание не пускать в свой мир никого другого, может возникнуть своеобразное удлинение дистанции с противоположным полом и людьми, потенциально открытыми для дружеских связей.

Это может вызывать психопатии, патологические состояния, не позволяющие человеку полноценно адаптироваться в социуме.

Есть и другие особенности возрастных кризисов.

Кризис социальной зрелости

Это возраст 30-35 лет. Идет оценка жизненных ролей: в семейной, профессиональной, личной, общественной жизни. Этот возрастной кризис в психологии проявляется более сглаженно по сравнению с остальными.

Кризис среднего возраста

Это происходит в 40-42 года, но может начаться и в 35, и в 45 лет.

Если предыдущие кризисные этапы взрослого возраста мало кому знакомы и осознаваемы, то о кризисе среднего возраста каждый человек знает практически на собственном опыте.

Психологами проведено много исследований на эту тему, ибо именно этот возраст человека многие сравнивают по сложности с подростковым. Именно в этом возрастном промежутке человек впервые серьезно задумывается о невечности земного существования, идет осознание паспортного возраста и уходящей молодости.

По прохождении данного критического периода жизнь может меняться кардинальным образом.

В основе кризиса среднего возраста лежит, по мнению психологов, противоречие между тем, каким образом и в каком виде был реализован личностный потенциал человека, и тем, чего на самом деле человек хотел. Это фактически переживание состояния неудовлетворенности и слабой реализации жизненных установок, ценностей, желаний, имевших место быть в юности, ранней молодости и даже уходить корнями в подростковый возраст.

Происходит кардинальная переоценка ценностей, говоря простым языком.

Положительный путь разрешения кризиса проявляется в приятии и позитивном осознании пройденного и выбранного жизнеустройства, начиная от образа жизни, профессии и заканчивая выбором спутника жизни и организацией семейных ценностей. Но, к сожалению, у многих этот кризисный период переживается сложно и имеет отрицательную направленность и итоги в социальном плане. Это кризис переоценки ценностей. Он (человек) фактически переживает весь свой пройденный путь как личную драму, осознает неправильность жизненного выбора. Выливаться такая драма может во что угодно. Как говорят, человек как бы становится совершенно другим. Это происходит резко и беспричинно для окружающих.

Какие еще есть периоды возрастных кризисов?

Кризис пенсионного возраста

В среднем происходит в 50-60 лет. В возрасте 50-60 лет имеет место быть переосмысление понятия жизни и понятия смерти. Этот кризис не имеет четких границ и ярко выраженных характеристик. Часто люди такого возраста осознают свой жизненный опыт, подвергают его тщательному анализу и готовы делиться им с окружающими, но иногда в очень навязчивой форме. Последний возрастной кризис человека (описание) приведен ниже.

Кризис старости

Обычно происходит в 65 лет и старше. В этом возрасте проводится оценка собственной прожитой жизни, анализ прожитых лет.

Это тот жизненный этап, когда люди перестают уже ставить и реализовывать какие-то цели глобального масштаба. Идет подведение жизненных итогов. Силы в основном уходят на организацию спокойного досуга, поддержание здоровья, социальные связи носят преимущественно консервативный характер. Люди этого возраста испытывают либо разочарование, либо удовлетворение жизнью. Обычно это зависит от психологического склада личности. Люди невротического склада обычно испытывают стойкое разочарование, в старческом возрасте все невротические черты усиливаются. Именно поэтому близким довольно сложно уживаться и взаимодействовать со стариками такого склада. Им все время кажется, что все им должны, что они от жизни чего-то недополучили.

Если происходит восприятие прожитой жизни как целостности, в которой уже никак ничего не изменить, то человек достаточно спокойно смотрит в завтрашний день и спокойно относится к предстоящему уходу.

Если же человек склонен исключительно критически оценивать прожитую жизнь и заниматься поиском ошибок начиная от выбора профессии, семейного прошлого, то приходит страх предстоящей смерти от бессилия что-либо исправить в прошлом.

Осознавая страх смерти, люди проходят стадии следующего плана:

  • Стадия отрицания. Это нормальная реакция любого человека на страшный диагноз.
  • Стадия гнева. Человек не может понять, почему именно он. Близкие люди страдают от поведенческих реакций престарелого человека. Но тут очень важна поддержка близких и наличие возможности больному изливать свои чувства и гнев.
  • Стадия депрессии. Этот этап также называют состоянием социальной смерти, на этой стадии человек осознает неизбежность конца, он замыкается в себе, не испытывая удовольствия практически ни от чего вокруг себя, он осознает себя на завершающем логическом этапе своей жизни, готовится к предстоящей смерти, отдаляется от всей окружающей жизни и людей. Как говорят, человек теперь просто существует. Социальная роль его уже не видна.
  • Пятая стадия – стадия принятия смерти. Происходит окончательное и глубокое принятие близкого конца, человек просто живет в смиренном ожидании смерти. Это так называемая психическая смерть.

Итак, нами приведена подробная характеристика возрастных кризисов.

fb.ru

Возрастные кризисы в психологии это

Выражение «кризис среднего возраста» у многих на слуху. Особенно волнует всех его проявление у представителей сильного пола, ведь признаки кризиса среднего возраста у мужчин выражаются обычно ярче, чем у женщин. Однако этот кризис лишь один из череды многих. Что вообще собой представляют кризисы возрастного развития?

Переломные моменты в жизни ребенка

Начнем с того, что возрастной кризис — нормальное явление в жизни человека. Каждый человек преодолевает несколько таких периодов, причем, как считается, первый наступает уже в тот момент, когда младенец появляется на свет.

Впрочем, если вспомнить, что греческое слово κρίσις переводится как «поворотный пункт», «перелом», все становится на свои места. Пожалуй, больше никогда организм человека не испытывает встряски сильнее, чем при рождении, когда ему приходится в кратчайшие сроки приспосабливаться к новым условиям существования.

Затем возрастные кризисы у детей сменяют друг друга вплоть до подросткового возраста.

  • Кризис одного года (длится от девяти месяцев до полутора лет).
  • Трех лет (от двух с половиной до четырех лет).
  • Семи лет (примерно в шесть-восемь лет, с началом учебы в школе).
  • Пубертатный период (примерно в 11-15 лет).

Как свидетельствуют уточнения в скобках, названия кризисов в значительной мере условны и лишь примерно обозначают возраст, в котором они наступают. Каждый ребенок развивается индивидуально, и у кого-то время психологической перестройки может начинаться раньше, чем у других, у кого-то — наоборот.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

С какими возрастными трудностями сталкивается годовалый младенец? Психологи полагают, что этот кризис (как, в сущности, все детские возрастные кризисы) проявляется в несоответствии между резко возросшим количеством потребностей и все еще ограниченным набором возможностей.

Рекомендуем: Методы игровой терапии

Ребенок стремится к большей самостоятельности, новым впечатлениям и вербальному их выражению, а выплескивается все это в капризности, непослушании, и постоянном требовании внимания. Родителям следует стараться сохранять спокойствие и перенаправлять энергию малыша «в мирное русло».

Особенности следующего кризиса в том, что ребенок психологически отделяется от родителей, осознает себя отдельной личностью, но в то же время остается крайне зависимым от отца и матери. В психологии принято выделять четкие симптомы этого кризиса:

  • Негативизм, то есть стремление поступить наоборот, а не так, как просит взрослый.
  • Строптивость — неприятие правил воспитания в целом.
  • Упрямство, проявляющееся в доходящем до абсурда стремлении сделать по-своему, а не так, как советуют родители или педагог.
  • Обесценивание: все, что раньше было объектом любви или привязанности, будто бы становится абсолютно не имеющим значения. Обесценивание касается как предметов (например, прежде любимых игрушек), так и людей (ребенок больше не видит авторитета в родителях).
  • Протест-бунт выражается в агрессивности ребенка и постоянных конфликтах, казалось бы, на ровном месте.
  • Своеволие — отрицание помощи (в том числе и когда в ней есть реальная необходимость), стремление все сделать самому.
  • Деспотизм — ребенок пытается всеми доступными ему средствами манипулировать членами семьи.

Что делать родителям? Рекомендации примерно такие же, как и в первый кризисный период: сохранять терпение, позволять проявлять самостоятельность, когда это уместно, хвалить за успехи, стараться обучать социальным нормам в игровой форме.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Очередного непростого периода нужно ждать с началом учебы в школе. Ребенок попадает в новую среду, учится находиться среди сверстников, привыкает к тому, что отныне его деятельность строго регламентируется и оценивается. Формируется социальное «Я» маленького человека.

Выражается кризис прежде всего в стремлении копировать поведение взрослых, кривлянии: психологи называют этот период временем утраты непосредственности и наивности. Также он может проявляться в капризности, агрессивности, повышенной утомляемости. Кризисный этап пройдет легче, если обеспечить правильную психологическую подготовку к школе.

Рекомендуем: Что такое акселерация?

Про проблемы подросткового переходного возраста, пожалуй, можно написать отдельную книгу. Длительность этого кризиса больше, а сам он проходит болезненнее, чем предыдущие. Но и с ним можно справиться, если научиться по-новому выстраивать отношения с сыном или дочерью.

Главное, о чем следует помнить родителям (и чем утешать себя, когда кажется, что ребенок стал совсем невыносим): такие «сложные периоды» возрастная психология рассматривает как естественное физиологическое явление, означающее развитие и движение вперед, — ребенок осознает себя в новом статусе и учится строить новые отношения с миром и самим собой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Взрослая жизнь и ее поворотные пункты

Временные рамки кризисов, возникающих в зрелом возрасте, гораздо более размыты. Тот же самый кризис середины жизни: кто-то относит его начало к 35 годам, кто-то говорит о 40-45 годах.

Тому есть несколько причин. Дело в том, что кризисы взрослых в большей степени зависят не от перестройки организма, а от субъективной оценки собственной жизни, соответствия поставленных целей и достигнутых результатов, поэтому здесь мы не увидим такой же четкой периодизации, как у детей и подростков. Также накладывает отпечаток разница в половой принадлежности: отдельно рассматриваются возрастные кризисы у женщин, отдельно — у мужчин.

Рекомендуем: Акмеология — это

Кроме того, диктует свои условия и меняющаяся действительность. Например, в последнее время приобрело актуальность такое понятие, как «кризис четверти жизни», приходящийся приблизительно на 25 лет (чаще его проявления замечают те, кому несколько больше: 27 или 28). Что такое кризис условного двадцатипятилетия и чем он вызван?

Сейчас люди в целом начинают чувствовать себя взрослыми позднее, чем раньше, выросла продолжительность жизни, сместились ценности и приоритеты. К тому же нельзя не учитывать влияние Интернета: социальные сети предоставляют отличные возможности создать для окружающих видимость успешной жизни. И сложно не начать переживать и сомневаться в себе, если ровесники ежедневно сообщают о своих карьерных или личных достижениях, выкладывая яркие фотографии и собирая комментарии и лайки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вот и получается, что на пороге тридцатилетия многие чувствуют растерянность и разочарованность, сомневаются в правильности выбора профессии, вдруг ощущают, что молодость почти прошла, а они так и не успели ею насладиться. Вроде бы должна наступить пора стабильности: более или менее устраивающая работа, постоянный партнер, планы насчет детей… И все это есть. У сверстников. А у вас — временные подработки, мимолетные отношения, страх перед переменами и усиливающийся комплекс неполноценности.

Рекомендуем: Значение понятия инфантильность

Что делать? В первую очередь постараться не сравнивать себя с другими, во вторую — определиться, какие цели и желания действительно ваши, а не навязанные стереотипами, и двигаться в этом направлении. Быть готовым к ошибкам и попытаться воспринимать их с долей иронии.

Самый трудный порог

Наконец мы подходим, наверное, к наиболее волнующей зрелых людей теме — кризису среднего возраста. Этот период действительно сопряжен с серьезными психологическими трудностями, особенно у мужской половины человечества. Почему?

Во-первых, мужчины от природы более склонны к соревновательности, а значит, скорее начнут сравнивать собственные достижения с достижениями ровесников. А во-вторых, у женщин обычно просто-напросто нет времени, чтобы задумываться о том, что удалось, что нет и что со всем этим делать. Ведь помимо работы они еще ведут домашние дела и воспитывают детей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В то же время парадокс в том, что такая «двойная нагрузка» современной женщины может не спасти ее от кризиса, а наоборот, вызвать его. Как говорят психологи, женский кризис среднего возраста возникает либо из-за того, что карьера сложилась успешно, а вот личная жизнь — нет, либо в прямо противоположной ситуации.

Рекомендуем: Симптомы кризиса среднего возраста у мужчин

Также немаловажную роль играет то, что в 35-40 лет женщина сталкивается с первыми признаками старения и чаще всего очень болезненно на это реагирует, ведь стереотип о привлекательности молодости и уродливости старости, несмотря ни на что, по-прежнему очень живуч.

Таким образом, у современной сорокалетней женщины причин для переживаний и проблем оказывается гораздо больше, чем у мужчины, но пишут и говорят по-прежнему в основном о мужском аспекте этой проблемы: когда наступает кризис среднего возраста у мужчин, сколько длится кризис среднего возраста у мужчин…

Общеизвестно и то, как выражается возрастной кризис у мужчин: жена перестает казаться привлекательной, возникает желание совершать необдуманные поступки, кажется, что жизнь превратилась в сплошную скуку… Все это сопровождается раздражительностью, стремлением обвинить других в своих неудачах, переоценкой ценностей…

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как преодолеть кризис среднего возраста? И для мужчины, и для женщины главным будет такой совет: постарайтесь думать не о том, чего в жизни уже не будет, а о тех интересных моментах, которые еще предстоит пережить.

Рекомендуем: Чем характеризуется психологическая зрелость?

А чтобы их точно было в избытке, найдите себе увлечение, займитесь новым делом или съездите наконец в отпуск, о котором давно мечтали. Все это звучит достаточно банально, однако на самом деле работает. И конечно, важно, чтобы близкие оказывали вам поддержку.

Поэтому если у жены или у мужа кризис среднего возраста, партнеру следует (хотя это и очень тяжело) проявить выдержку. Не обвинять, не принимать его или ее плохое настроение на свой счет, а постараться найти положительные моменты даже в этой сложной ситуации.

После сорока

Наконец, последний возрастной кризис связан с выходом на пенсию. Его появление обычно вызвано несоответствием еще сохранившихся ресурсов и вынужденным отказом от трудовой деятельности. Ускоряется старение организма, ощущается страх смерти.

Однако и к этому периоду можно приспособиться и заполнить появившиеся свободные часы новыми делами, которые будут приносить положительные эмоции. У вас наконец появилась возможность пожить, что называется, «для себя» и заняться тем, на что раньше не хватало сил или времени. Конечно же, важно, чтобы на этом непростом этапе рядом были близкие люди, ведь наиболее остро кризис выхода на пенсию переживается в одиночестве.

Рекомендуем: Геронтопсихология

Какими бы глобальными ни казались проблемы, которые тяготят в период возрастного кризиса, помните: это временное явление. С кризисами можно и нужно бороться! Воспринимайте их как шаг к личностному росту и обретению новых знаний о себе, которые помогут в дальнейшем получать от жизни еще больше удовольствия. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Понятие возрастной кризис. Его черты. Основные кризисы в развитии человека.

Возрастной кризис — переходный этап от одного возрастного периода к другому. Возрастные кризисы сопровождаются:

  • — депрессивными состояниями;
  • — выраженной неудовлетворенностью собой;
  • — трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера;
  • — резкими изменениями в поведении человека.

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет).

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Это возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее. Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее. Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

agespsyh.ru

Возрастные кризисы — Психология Дома Солнца

Во всех этих случаях научная дисциплина наносит ущерб предмету наблюдения, активно расчленяя его целостное состояние жизни для того, чтобы сделать изолированную часть податливой к применению некоторого набора инструментов или понятий… Мы изучаем индивидуальные человеческие кризисы, вовлекаясь в них как терапевты… мы обнаруживаем, что упомянутые выше три процесса представляют собой три стороны человеческой жизни. Тогда соматическое напряжение, тревога индивидуума и платоническое настроение группы — это три разных образа, в которых человеческая тревога являет себя различным методам исследования» (Эриксон Э., 1996. С. 67).

Человек, по Э. Эриксону (1902-1994), проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. При работе с кризисными состояниями в гештальт подходе лучше всего опираться на эпигенетическую концепцию. По сути, сам термин означает, что:

1) развитие не есть простое развертывание того, что уже зародилось, возникают новые качества, формы, которые не были изначально предопределены;

2) кроме «начал», материи, генов и др. роль отводится неким запускающим процессам, механизмам субъективного (готовность, предрасположенность) и объективного (условия, обстоятельства, деятельность) порядка.

Содержание и форма нового качества определяется общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки.Эпигенез — учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием — преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося). Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам становятся центром его идентичности При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Во время кризиса происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста.

На языке теории поля, кризис — несоответствие между потребностями организма и возможностями окружающей среды. Кризис всегда полярен. Опасности любого кризиса связаны с регрессом, а возможности — с прогрессом. Преодоление кризиса возможно только при совершении усилия по приведению в соответствие ожиданий от окружающей среды и возможностей организма.

По Эриксону, созревание определенных психофизиологических систем организма делает индивида восприимчивым к определенным социальным воздействиям. Общество предъявляет к человеку требования, но в то же время предоставляет возможности, широкий спектр средств, способов решения социальных задач.

Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

1. Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго—идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов — проекции — приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроек-ции — вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.

Идентичность (тождественность) личности согласно Эриксону -важнейшая характеристика целостности личности на высших уровнях развития, интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами.

2. Мышечно-анальная (18 мес. — 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия — самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд — гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.

3. Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности -идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это — освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина — негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.

4. Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс — начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность — уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.

5. Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным «отражением». Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.

6. Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сфор-мированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособления вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.

7. Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями может быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которое нуждается в разных когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегиях. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.

8. Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция — это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни.

По мнению Эриксона, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

В 1950 году он издает свой фундаментальный труд «Детство и общество», в котором исследует идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру.

Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, которые характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая — тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности и отношение человека к миру, к жизни, к себе.

В ранних работах такими положительными качествами были — доверие, автономия, инициатива, компетентность, положительно организованная идентичность, близость, генеративность и интегративность. К отрицательным качествам относились — недоверие, стыд, вина, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация и отчаяние.В последних работах он пересматривает свой взгляд на развитие личности, определяя новообразования как неустойчивый баланс между этими двумя тенденциями. Теперь эпигенетическими образованиями каждой стадии Э. Эриксон называет Надежду, Волю, Намерение, Компетентность, Верность, Любовь, Заботу и Мудрость, каждое из которых включает в себя два противоположных качества. Равновесие между ними может нарушаться то в одну, то в другую сторону.

При благоприятном разрешении кризиса баланс нарушается в сторону положительных качеств. В противном случае мы сталкиваемся с расстройствами личности различной степени тяжести

Помимо кризисов развития, бывают ситуационные, экзистенциальные, системные (семейные, групповые, больших социальных систем) и множественные.

Ситуационные кризисы — такие как смерть близких родственников, крупные неудачи на работе, раскрытые измены, смена места жительства и т.п. Ситуационные кризисы более явные, чем возрастные, поскольку людям легче понять причины происходящего. Есть конкретная причина и ее следствие, в отличии от возрастных, когда внешняя ситуация не поменялась, изменился внутренний мир человека.Наиболее тяжелые из ситуационных кризисов возникают в процессе переживания утраты, связанной с потерей близких …

www.sunhome.ru

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. Психологические изменения. Дети, ребенок. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Понятия психологии

В своих работах Л.С. Выготский подчеркивал, что возрастные кризисы обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего возрастного стабильного периода, что приводит к разрушению одной социальной и возникновению другой, наиболее адекватной новому психологическому образу ребенка.

Что это означает и как проявляется? Все достаточно просто. Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка.

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями.

Негативизм, упрямство, капризность, повышенная конфликтность и другие, свойственные возрастным кризисам поведенческие проявления, обостряются при игнорировании взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и смягчаются при правильном воспитании.

Исследования последних лет показали, что выраженное негативное отношение к «старой» социальной ситуации (как установил Л.С. Выготский) обеспечивает в определенный мере готовность ребенка к действиям в новой социальной ситуации. А.Н. Леонтьев в свою очередь считал, что негативизм есть показатель неправильной системы отношений взрослого и ребенка. Конфликтность поведения есть свидетельство неблагоприятного течения возрастного кризиса.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные моменты возникают заметно реже, чем в детстве и протекают более скрытно, без ярко выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи ведут, как правило, к смене характера деятельности и взаимоотношений и оказывают глубочайшее влияние на дальнейших ход развития личности.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ, СУПЕРВИЗИЮ, ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАДАТЬ НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ:

+7-909-629-63-38

newforlife.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о