Строение текста: Строение текста. Стили речи. | План-конспект урока (русский язык, 8 класс) на тему:

Строение текста. Стили речи. | План-конспект урока (русский язык, 8 класс) на тему:

План – конспект

урока русского языка в 8 классе.

Учитель Бессчастнова С.Н.

Тема: Стили речи. Строение текста.

Цель:  Научить различать связь слов между предложениями; повторить знания  о  признаках текста, средствах связи предложений в тексте; обратить внимание учащихся на яркость, образность русского языка.

Тип урока. Развитие речи.

Форма урока. Изучение нового материала.

Задачи: 1. Дать представление  о  связях слов между предложениями.

     2. Отработать на практике умение учащихся находить признаки текста,  определять средства связи.

    3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие   значения     слова.  

Оборудование:

        а) Литература: 

  1. Учебник: Русский язык: Учеб.  для  8 кл. общеобразоват. учреждений/ С. Г. Бархударов, М.: Просвещение, 2007.

        б) Фотографии из архива учителя.

             в) Карточки с текстом для анализа.

 

Ход урока:

  1.       Организационный  момент.
  2. Чтение учителем эпиграфа к уроку.  (Слайд 2)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще

Совесть,

Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких  бы мы бед избежали.

И это не просто слова.

                                               А.Яшин

  1.  (Слайд 3).  Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. 

—  Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы).  

1) Вспомните,  какие признаки текста вы уже знаете? (Заглавие, тема, основная мысль, идея).

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

  1. Заглавие (зависит от содержания).
  2. Тема (о чем этот текст?).         
  3. Основная мысль, идея (в чем нас убеждает?).
  4. Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть).
  5.  Смысловая и структурная  связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).
  6.  Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).
  7.  Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).

2)  Анализ примеров из  упр. 45 учебника  русского языка  С.Г. Бархударов (устно).

3) Дайте характеристику каждому стилю, назовите  стилистические особенности. (Слайд 4.)

 — Анализ примеров из  упр.48 (устно), 53 (письменно).

4)   Обратить внимание учащихся

1. В текстах с цепной связью  предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т. д.
        Например: Наша память хранит с малолетства  веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук  наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.
                                                                                                       А. Блок 

—  Укажите новое во втором предложении.
           Что такое счастье? Соучастие  

     В добрых человеческих делах.                  Н.Н.Асеева
         — По аналогии с данным примером  учащиеся составляют  вопрос; отвечают на него неполным предложением, представляющее собой только новое.

2. В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении

Например, 

Самое лучшее и дорогое –

Родина.

Горе твое-

Это наше

                 горе,

Родина.

Правда твоя –

Это наша

                  правда,

Родина.

Слава твоя –

Это наша

                  слава,

Родина!

   Р.И.Рождественский «Реквием»

— Отметить для учащихся, что параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой, одинаковую концовку – эпифоровой.

        —  учащиеся выполняют задание: Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст.

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это…  . Это -…  . Это — …  .

5) Запись  средств связи, учащиеся приводят примеры.

  1. Лексический повтор
  2. Однокоренные слова                  Лексические средства связи
  3. Однокоренные слова
  4. Синонимы лексические
  5. Синонимы текстовые
  6. Описательный оборот
  7. Антонимы

Морфологические средства связи предложений в тексте: местоимение, наречие, союз.

Синтаксические средства сравнения: приложение,  сравнительный оборот.

  1. Закрепление материала, самостоятельная работа с текстом.

        Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.

  1. Подведение итогов урока
  2. Дом. задание п. 6 упр. 57.

Стили речи. Строение текста — 8 клас, Русский язык Темя: Повторение изученного в 5-7 классах —

Из урока «Стили речи. Строение текста» вы узнаете определение речи, вам расскажут об основных свойствах речи, рассмотрите, что такое «подтема» и «микротема». Познакомитесь также с пятью основными языковыми стилями, жанрами речи. Этот урок поможет не заблудиться в стилистических тонкостях русского языка.

1. Вступление

Из урока «Стили речи. Строение текста» вы узнаете, что такое речь, вам расскажут об основных свойствах речи, вы рассмотрите, что такое «подтема» и «микротема». Вы познакомитесь с пятью основными языковыми стилями и с жанрами речи.

2. Речь. Ее виды

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой – восприятие языковых конструкций и их понимание. Результатом речевой деятельности является речевое произведение, или текст.

Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной).

По характеру речевой деятельности речь может быть:

монологическая или диалогическая;

устная или письменная;

разговорная или книжная.

3. Текст. Свойства текста.

Главная единица речи – текст. Это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста:

смысловая цельность;

относительная законченность;

тематическое и композиционное единство его частей;

наличие грамматической связи его частей.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Помимо темы (или нескольких тем) в тексте могут быть авторские отступления.

Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету  речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).

Часть темы называется подтемой или микротемойи формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически.

В текстах большого объема всех стилей речи, кроме разговорного, возможно деление на более крупные части – параграфы, разделы, главы.

4. Стили речи

Стили речи – это система языковых элементов внутри языка, разграниченных условиями и задачами общения. Стиль наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Выделяют пять основных языковых стилей: четыре так называемых книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.

Рис. 1. Стили речи (Источник)

Для каждого стиля характерны определенные языковые средства: слова, их формы, словосочетания, типы предложений. Каждый стиль речи может быть представлен и в устной, и в письменной форме. Если стиль называется книжным, это не значит, что у него нет устных воплощений, например: научный доклад (соответственно, научный стиль).

Стили речи реализуются в определенных формах, которые называются жанрами речи.

Жанры речи – это   форма организации речи, которая отличается заданным характером речевой деятельности (сравните два жанра – статью и интервью; жанр статьи предполагает монологическую речь, а интервью – это всегда диалог).

Жанр речи определяет и форму речи (доклад– это устный жанр, а статья

– письменный).

Жанр относится к определенному стилю речи (роман – к художественному, приказ или распоряжение – к официально-деловому).

Существуют межстилевые жанры: статья, очерк, эссе могут быть научными и публицистическими, интервью может быть публицистическим и официально-деловым.

5. Стилистика

Проблемами текста и речи занимается стилистика – раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

6. Научный стиль

Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле выделяют следующие разновидности:

1. собственно научный стиль, который присущ научным трудам – монографиям, диссертациям; статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях; научным докладам;

2. научно-популярный стиль, который присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, то есть научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичным лекциям перед массовой аудиторией;

3. научно-учебный стиль, который используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся.

Основные жанры научного стиля – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия

.

7. Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений: в  законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и т.д. Задача этого стиля – сообщить информацию,  дать инструкцию. Он характеризуется точностью, однозначностью, отсутствуем субъективности, особым построением текста.

Основные жанры официально-делового стиля – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация, отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью.

8. Публицистический стиль

 

Рис. 2. Публицистический стиль (Источник)

Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на митингах, собраниях и т.д.        Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность. Основные жанры публицистического стиля –

публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Стили речи. Строение текста в комментариях !!

Похожие записи:1. Вступление, 2. Речь. Ее виды, 3. Текст. Свойства текста., 4. Стили речи, 5. Стилистика, 6. Научный стиль, 7. Официально-деловой стиль, 8. Публицистический стиль, Темя: Повторение изученного в 5-7 классах

5 типов текстовых структур, которые должен знать каждый критически настроенный читатель

Мне нравится обучать чтению и письму документальной литературы. Когда я показываю хорошо написанную научно-популярную литературу для чтения вслух, класс взрывается. Радость наполняет класс, когда ученики с волнением бормочут об изучении новых фактов и информации. И, если я правильно разыграю свои карты , это волнение останется, когда мы начнем критически смотреть на то, как авторы пишут документальную литературу, и на текстовые структуры, которые они используют.

Но вот небольшой секрет обо мне: мне не всегда нравилось учить текстовые структуры. На самом деле, я даже не знал какие они были или почему мы должны их учить. И я не единственный учитель, который так думает.

Вот почему сегодняшняя тема кажется такой важной. Сегодня я расскажу вам о пяти типах структур научно-популярных текстов, о том, ПОЧЕМУ стоит их преподавать, и КАК я учу подходить к ним.

5 типов текстовых структур

Первое, что нужно знать: в большинстве научно-популярных текстов используется одна из пяти текстовых структур.

Вы когда-нибудь думали про себя, вау, эти книги будто следуют шаблону… ? Хотя иногда авторы игривы и изобретательны, чтобы увлечь аудиторию, большинство придерживаются этих текстовых структур, потому что они помогают поддерживать цель и идею автора.

Вот пять наиболее распространенных структур научно-популярных текстов:

  1. Описание
  2. Порядок и последовательность
  3. Причина и следствие
  4. Сравнение и противопоставление
  5. Проблема и решение
Описание

Описательные текстовые структуры можно найти в очень многих научно-популярных книгах для детей младшего школьного возраста. Описательные тексты описывают основную тему абзаца или статьи. Авторы используют описательный текст вместо других текстовых структур, потому что они хотят научить читателя определенной теме.

Как определить описательную структуру текста:

  • Тематическое предложение, которое представляет основную тему или тему
  • Предложения, описывающие основную тему или тему
  • Описательные слова, которые помогают читателю визуализировать тему

Цель автора — научить читателя определенной теме. Описательный текст часто встречается в книгах о природе и животных. Автор описывает факты по конкретной теме. Они дают детали, чтобы читатель мог визуализировать и учиться из текста.

Порядок и последовательность

Порядок и последовательность — еще одна популярная структура в детской документальной литературе. Порядок и последовательность текста написаны в хронологическом порядке. Авторы используют порядок и последовательность, потому что они хотят рассказать правдивую историю или процесс таким образом, чтобы легко передать порядок событий.

Вы можете определить структуры «порядок и последовательность», заметив:

  • События или инструкции, которые происходят в определенном порядке
  • Тематическое предложение, которое начинает цепочку событий
  • Заключительное предложение, описывающее финальное событие
  • Такие слова, как : «В начале», «Наконец», «Первый», «Второй» и «Третий».

Цель автора — рассказать о процессе или реальной истории. Поэтому биографии и книги с практическими рекомендациями часто следуют структуре текста в порядке и последовательности. В биографиях авторы обычно пишут о жизни человека от рождения до смерти (или сегодняшнего дня), включая каждое событие в том порядке, в котором оно произошло в его жизни.

Точно так же книги с практическими рекомендациями (такие как поваренные книги с рецептами) должны использовать последовательность и порядок. Автор стремится провести читателя из пункта А в пункт Б. Если вы напишете процесс не по порядку, никто не добьется успеха, если будет следовать ему.

Причина и следствие

Причина и следствие — самая универсальная из всех структур научно-популярных текстов. В причинно-следственной структуре используется шаблон «Если… Тогда…». Если происходит ABC, то происходит XYZ. В причине и следствии автор намеревается объяснить первичное событие и события, которые следуют за ним.

Вы можете обнаружить структуру «причины и следствия», заметив:

  • Основное событие
  • Дополнительные события, произошедшие после основного события
  • Такие слова, как «потому что», «так как» и «как результат»

Причинно-следственные текстовые структуры можно найти в различных видах документальной литературы. Биографии? Да. Как-тос? Да. Историческая документальная литература? Да. Научная документальная литература? Да. Убедительное письмо? Да!

Примечание: Я заметил, что текстовые структуры причины и следствия могут запутать некоторых учащихся. «Эффекты» главного события различаются по количеству и важности. У вас может быть одно событие, которое ведет к трем или четырем другим, или только одно.

Сравнить и сопоставить

Сравнить и сопоставить также является одной из наиболее распространенных текстовых структур. Авторы используют сравнение и контраст, чтобы выделить сходства и различия между двумя (или более) предметами.

Spot Сравните и сопоставьте, заметив:

  • Тематическое предложение, в котором сравниваются две темы или темы
  • Предложения, в которых чередуются описания двух разных тем
  • Ключевые слова, такие как «Аналогично», «В отличие от» и «Оба» Контраст во многих книгах, особенно информационных книгах о животных или о литературе.

    Проблема и решение

    Наконец, мы подошли к последней из наших пяти текстовых структур: Проблема и решение. Авторы используют «Проблема и решение», когда хотят описать проблему и возможные решения.

    Выделите структуру проблемы и решения, заметив:

    • Тематическое предложение, которое представляет проблему
    • Предложения, которые предлагают возможные решения ниже
    • Такие слова, как «Проблема», «Решить», «Поэтому», «Итак» и «Затем. »

    Будучи взрослыми, мы постоянно потребляем текстовые структуры «задачи и решения». Это обычная структура для убедительного письма. Для детей сложнее найти тексты задач и решений. Я часто ищу тексты об окружающей среде и сообществах, где автор освещает местные или мировые проблемы. В этих текстах авторы часто объясняют проблему (проблему) и то, как люди пытаются решить эти проблемы (решение).

    В Epic есть много отличных текстов о проблемах и решениях.

    Зачем учить текстовые структуры

    Хорошо, теперь мы знаем пять структур документального текста и как их различать. Но почему это так важно?

    Понимание текстовых структур имеет критическое значение для понимания учащимися. Я повторяю: понимание текстовых структур ВАЖНО для понимания прочитанного.

    Давайте разберемся, ПОЧЕМУ

    Основная часть понимания прочитанного — это способность предсказывать и интерпретировать текст по мере его чтения . При чтении вымышленного рассказа мы обучаем его элементам, потому что, как и в случае со структурой текста, знание того, как искать эти элементы, позволяет учащимся обрабатывать и предсказывать по ходу дела.

    Например, предположим, вы читаете совершенно новую повествовательную историю своему классу. Студенты знают, что ожидают персонажей, настроек, конфликта и разрешения. В дополнение к знакомству с шаблонами сюжета, прочитанными на протяжении всей их жизни (для многих студентов), вы провели студентов через процесс картирования сюжета. Теперь, когда рассказывается новая история, они знают, чего ожидать. Как это помогает учащемуся наслаждаться и понимать историю?

    • Они тратят меньше времени на то, чтобы обдумать арку и ход истории.
    • Они знают, как интерпретировать черты характера в различных условиях, поэтому они могут начать предсказывать, как персонаж может действовать в условиях конфликта.
    • Им легче предсказывать и подтверждать предсказания во время чтения.
    • Они могут меньше сосредотачиваться на конкретных навыках понимания прочитанного и использовать свои умственные способности для анализа текстов на предмет абстрактных понятий, таких как темы.

    Конечный результат: учащихся могут тратить больше времени на обработку деталей рассказа, чем на его структуру.

    То же самое верно и для документальной литературы. Когда учащиеся знают типичные текстовые структуры, они знают, чего ожидать. Например, они знают, что если автор вводит две основные темы в первом предложении и дает информацию об обеих темах в абзаце, автор сравнивает эти две темы. Сознательно или бессознательно учащийся будет готов провести собственное сравнение, визуализируя две темы.

    Я считаю эти навыки даром.

    При чтении учащиеся часто увеличивают детали, не собирая их вместе для создания более крупной картины. Другими словами, они садятся на дерево, не видя леса. Помогая им понимать предсказуемые текстовые структуры, вы можете коренным образом изменить их способность понимать научно-популярные тексты, не читая и не перечитывая их повторно.

    Другое ПОЧЕМУ: Тестирование текстовых структур и ELA

    Послушайте, я не сторонник стандартизированного тестирования состояний. К счастью, нам не нужно беспокоиться непосредственно о тестировании в младших классах. Я также выиграл от школьных округов, которые не уделяют особого внимания высоким результатам тестов. Тем не менее, это факт жизни. Прямо сейчас наши студенты, скорее всего, скоро столкнутся со стандартизированным тестированием.

    Уверенное понимание тестовых структур документальной литературы является основополагающим навыком, проверяемым в ELA. Учащимся нужно будет установить быстрые связи и проанализировать цель автора. Учащиеся, которые рано изучают эти литературные модели, смогут быстрее и бегло замечать структуру текста.

    Советы по изучению текстовых структур

    Теперь давайте попрактикуемся в том, что мы узнали о текстовых структурах. Существует множество подходов к обучению текстовым структурам. Моделирование, групповая практика и самостоятельная практика являются частью моего типичного подхода к обучению всему, что основано на грамотности.

    Однако есть и другие советы и приемы, помогающие учащимся лучше понять структуру и шаблоны текста.

    Начните с текстовых функций

    Текстовые функции документальной литературы играют огромную роль в грамотности документальной литературы. И хотя они могут не казаться такими, как они связаны с текстовыми структурами, они действительно таковыми и являются. Позволь мне объяснить.

    В научно-популярных текстах характерны сигнальные текстовые структуры. Например, подпись — это текст рядом с изображением. Подписи обычно описать само изображение. Они также обычно являются частью описательной текстовой структуры. Например, если вы видите страницу с несколькими изображениями медведей с подписями под ними, вы можете предположить, что узнаете все о медведях. Поэтому вы также можете предположить, что вы можете встретить описательные текстовые структуры на всей странице.

    Обучение функциям документального текста — это увлекательный интерактивный способ вовлечь детей в информационную документальную литературу, прежде чем углубляться в анализ текстовых структур. Фаворит класса: текстовые функции охоты за мусорщиками!

    Моделирование с помощью чтения вслух документальной литературы

    Моделирование всегда является самым мощным средством обучения. Я ввожу текстовые структуры посредством моделирования и размышлений вслух во время нашего чтения вслух.

    Я заранее знаю структуру текста, которая появится в книге. Поэтому я всегда держу свои карточки Word Wall под рукой.

    Каждое размышление/чтение вслух я начинаю со словарных карточек ELA, на которых показаны определенные словарные слова, которые я буду использовать в этот день. Например, предположим, что я веду чтение вслух, чтобы продемонстрировать идентификацию описательных текстовых структур. Урок начинается с мини-дискуссии о слове «описательный». Я разделяю настенную карточку слова с ее определением. Затем учащиеся делятся своими ассоциациями и опытом с описательным текстом.

    Затем мы читаем вслух и думаем вслух. Со стенной карточкой со словами впереди и по центру я останавливаюсь на протяжении всей книги. Ведь мы ищем конкретные текстовые структуры. Задаю группе вопросы: Хм, а автор описывает медведя? Могу ли я визуализировать медведя, о котором говорит автор?

    Я держу эти настенные карточки со словами на видном месте и в нашей зоне урока на протяжении всего моего блока структур документального текста. В конце студенты добавляют их на нашу большую стену слов.

    Анализ структуры текста не ограничивается нашим назначенным подразделением. Когда я преподаю словарный запас текстовых структур, мы используем его в течение всего года . Стена слов — отличное напоминание о том, что мы все дальше отходим от прямых уроков.

    Независимость благодаря графическим органайзерам

    Наконец, учащиеся готовы попробовать самостоятельно изучить структуру текста. После многих блоков моделирования и демонстрации того, как думать о структуре текста, пришло время для самостоятельной практики. Я делаю это, когда они показали, что могут идентифицировать пять текстовых структур без особого участия или поддержки с моей стороны.

    Графические органайзеры помогают мне проводить анализ текстовых структур. Я использую их на всех уроках. Таким образом, мои ученики знают, как их использовать, когда придет время для самостоятельной практики.

    Графические органайзеры текстовой структуры дают вам две выгоды за ваши деньги. Хотя я уже говорил о важности обучения структурам текста при чтении, это также важная часть письма. Я часто использую одни и те же графические органайзеры, когда учу студентов писать или проводить мозговой штурм на темы документальной литературы.

    Понимание текстовых структур является основным компонентом понимания прочитанного. Я надеюсь, что вы уйдете с новым пониманием текстовых структур и их критической важности в нашем блоке ELA. Есть советы или рекомендации по обучению текстовых структур? Пожалуйста, дай мне знать!

    Отображение структуры текста: стратегия улучшения понимания информационных текстов при чтении

    При обучении учащихся структуре текста с помощью текстовой карты учителя могут размышлять вслух и указывать, где они нашли информацию в тексте для каждой части карты.

    Доцент Колледжа Августана

    Профессор и директор Исследовательского центра чтения в Теннесси

    Менеджер проекта, Университет Теннесси, Ноксвилл,

    Примечание редактора. Это первая из трех частей серии, в которой описываются учебные подходы к улучшению понимания учащимися информационных текстов при чтении.

    По мере того, как учащиеся переходят из начальных в средние классы, их просят читать все больше информационных текстов (Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей государственных школ, 2010b). Фактически, к тому времени, когда учащиеся переходят в среднюю школу, большинство заданий по чтению представляют собой информационные тексты, поскольку учащиеся должны приобретать критически важные знания, читая учебный план (Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей школ штата, 2010a). . Однако многие учащиеся могут испытывать трудности с пониманием информационных текстов из-за большого словарного запаса и требований к содержанию (Cromley & Azevedo, 2007; Denton et al., 2015), а также из-за незнакомой структуры (Sáenz & Fuchs, 2002).

    Было обнаружено, что обучение структуре текста эффективно для улучшения понимания прочитанного информационных текстов, в том числе для учащихся с нарушениями обучаемости или с риском их возникновения (Gajria, Jitendra, Sood, & Sacks, 2007), а также для учащихся с эмоциональными или поведенческими трудностями ( Берк, Бун, Хаттон и Боуман-Перротт, 2015 г.). Структура текста — это то, как автор организует информацию для достижения цели. Явное обучение учащихся характеристикам конкретных текстовых структур и предоставление им целевых возможностей для практики может улучшить понимание учащимися текстов, встречающихся в учебной программе (Williams et al., 2016). Обучение структуре текста дает учащимся когнитивный инструмент для организации информации и сложной лексики, содержащейся в текстах содержательной области (Pyle et al., 2017), и может привлечь внимание учащихся к особенностям менее знакомых текстовых структур (Hebert, Bohaty, Nelson, и Браун, 2016).

    Было обнаружено, что несколько атрибутов инструкции по структуре текста особенно важны для улучшения понимания прочитанного. Во-первых, учащимся важно изучить ряд текстовых структур (например, проблема-решение, причина-следствие, сравнение-сопоставление), а не сосредотачиваться на одном типе структуры (Hebert et al., 2016). Во-вторых, преподаватели должны явно обучать новым структурам, используя тексты-образцы, которые четко содержат текстовые элементы каждой структуры (Jones, Clark, & Reutzel, 2016), и используя графические организаторы, которые поддерживают организацию этих элементов учащимися (Pyle et al.

    , 2017). Наконец, учебная последовательность должна включать письменный студенческий продукт (Hebert et al., 2016), особенно при реализации этого типа обучения со школьниками.

    Одной из эффективных стратегий обучения, которую можно использовать для введения и отработки новых информационных структур текста, является отображение текста (Burke et al., 2015; Stagliano & Boon, 2009). Текстовые карты — это графические органайзеры, в которых учащиеся могут отображать и систематизировать важные текстовые элементы. Каждый тип карты текстовой структуры должен быть четко представлен и отработан до тех пор, пока учащиеся не продемонстрируют, что могут самостоятельно создавать текстовую карту (Stone, Boone, Fore, & Spencer, 2008). Важно отметить, что самостоятельное применение стратегии отображения текста может улучшить понимание прочитанного за счет улучшения способности учащихся самостоятельно контролировать понимание и делать выводы (Garwood, Ciullo, & Brunsting, 2017).

    Пример плана урока по отображению структуры текста

    Ниже приводится план урока по отображению структуры текста, в котором учащиеся учатся организовывать текст с решением проблемы. Сценарий размышления вслух для части урока, связанной с моделированием, можно найти в разделе «Дополнительные материалы для учителей» ниже, наряду с пустыми версиями карты структуры текста и рубрики, упомянутыми в этом примере. Заполненная версия карты текстовой структуры представлена ​​в этом посте. Этот пример урока подойдет для учащихся седьмого или восьмого класса. Однако эту стратегию можно использовать с учащимися любого возраста, умеющими читать связанный текст.

    Введение

    Начните с объяснения учащимся, что авторы выбирают определенные текстовые структуры для организации своих идей и достижения цели написания отрывка. Читатели, которые могут определить структуру, лучше поймут текст, запомнят важную информацию и смогут использовать структуру для написания собственных текстов. Просмотрите все ранее изученные текстовые структуры, прежде чем вводить новую структуру: проблема-решение. Приведите несколько примеров того, где учащиеся могут столкнуться с таким текстом в школе и в жизни, например, когда читают об экологических катастрофах, переговорах между людьми или странами, находящимися в состоянии конфликта, или о том, как сообщество может улучшить качество жизни своих граждан. Скажите учащимся, что цель урока — проанализировать информацию в тексте, чтобы понять, как автор использует структуру «проблема-решение».

    Выберите краткий информационный текст, содержащий наглядные примеры каждого раздела текстовой карты. Напомните учащимся, что хорошие читатели читают текст один раз для понимания, прежде чем приступать к второму чтению с более конкретной целью, включая анализ структуры текста. Выразительно прочитайте текст учащимся вслух, ненадолго останавливаясь для обсуждения любых неизвестных словарных слов.

    Моделирование

    Скажите учащимся, что цель текста-решения проблемы состоит в том, чтобы автор проинформировал читателя о проблеме и представил решения проблемы. Ссылаясь на шаблон карты структуры текста, объясните, что каждый раздел содержит элемент структуры текста, который помогает автору достичь этой цели. Затем представьте каждый раздел текстовой карты. Объясните учащимся, что вы будете думать вслух, чтобы продемонстрировать, как вы определяете и анализируете проблему и решение, а также указываете соответствующие текстовые детали, в которых автор развивает проблему и предлагает полезные решения (см. Инструкция» для части урока по моделированию в «Дополнительных материалах для учителей»). Подчеркните, что учащиеся в конечном итоге будут использовать этот же тип анализа независимо друг от друга, чтобы сопоставить важные элементы текста решения проблемы. Поэтому важно, чтобы они обращали пристальное внимание на то, как вы думаете и определяете эти структурные элементы.

    Начните с определения проблемы в информационном тексте как «что-то, что автор описывает как что-то неправильное, или тип конфликта». Подумайте вслух о том, как вы определите проблему в этом конкретном тексте. Приведите пример, не являющийся примером, в котором вы предлагаете один способ описания проблемы, но объясните, почему вы решите сформулировать эту проблему по-другому (см. «Пример написания сценария инструкции по отображению структуры текста» в разделе «Дополнительные материалы для учителей» ниже для примеры не примеров). Укажите учащимся раздел текста, на котором вы основываете свое определение проблемы, и аннотируйте текст, выделив или подчеркнув соответствующие разделы. Объясните, что проблема является одной из центральных идей отрывка. Подчеркните, что вы кратко изложите проблему в одном или двух кратких предложениях и смоделируйте запись проблемы в этом разделе карты структуры текста.

    Затем скажите учащимся, что при анализе текста решения проблемы очень важно понять важность проблемы, чтобы впоследствии определить возможные решения. Объясните, что значимость проблемы означает, почему она важна или вредна, или, другими словами, причина, по которой читатель должен волноваться о проблеме. Опишите значение проблемы в отрывке-образце и подчеркните или выделите разделы текста, в которых автор подчеркивает значение. Повторите, что важность проблемы подчеркивает необходимость решения проблемы и создает условия для представления автором возможных решений. Кроме того, свяжите значимость проблемы с чувствами читателя по поводу проблемы. Например, читатель может чувствовать беспокойство, озабоченность или страх. Запишите значимость проблемы на карте структуры текста.

    Наконец, скажите учащимся, что следующим шагом в обдумывании текстов-решений является определение возможных решений. Определяйте решения как «то, что предлагает автор, решит или поможет решить проблему». Объясните, что в тексте с решением проблемы важно не только определить возможные решения, но и понять их обоснование или причины, которые автор приводит для каждого решения. Для обоснования позвольте читателю оценить эффективность решений. Определите не являющееся примером решение в тексте образца и объясните, почему вы не будете записывать это конкретное решение на карте структуры текста. Определите одно-два возможных решения, представленных автором, и объясните, почему вы выбрали эти решения для записи на текстовой карте. Выделите или подчеркните разделы текста, в которых вы нашли решения. Свяжите каждое решение со значимостью проблемы и проанализируйте представленное обоснование. Скажите учащимся, что обоснование должно описывать, почему каждое решение будет решать проблему и его значение. Найдите обоснование в образце отрывка, выделив или подчеркнув соответствующие предложения, и запишите обоснование для каждого решения на карте структуры текста.

    Практическое руководство

    Предоставьте учащимся новый краткий информационный текст, единообразно организованный по схеме «проблема-решение». Предварительно просмотрите текст, поговорив с учащимися о любых заголовках или рисунках и пояснив любые неизвестные словарные слова. Затем попросите пар или небольших групп учащихся вместе прочитать текст один раз для понимания. Следите за тем, чтобы учащиеся прочитали весь текст, прежде чем дать им указание вернуться к тексту для анализа структуры текста, используя текстовую карту «проблема-решение». По мере того, как учащиеся сотрудничают со своими сверстниками, чтобы заполнить карты, исправляйте любые недоразумения. Исследуйте анализ учащимися структуры проблемы-решения, задавая вопросы о важности отдельных разделов карты или о том, как конкретные предложения или абзацы влияют на общую структуру текста.

    Учащимся может потребоваться попрактиковаться с несколькими различными отрывками, прежде чем они будут готовы самостоятельно сопоставлять тексты с решениями задач. Очень важно устранять любые непонимания или трудности учащихся с определенными разделами или понятиями, явно переучивая части текстовой карты. Например, учащимся может потребоваться дополнительная инструкция по выявлению авторского обоснования предлагаемых решений или выбору наиболее убедительных доказательств, демонстрирующих пагубность проблемы. Эти целевые повторные занятия могут включать в себя дополнительное моделирование и управляемые студенческие обсуждения, чтобы обеспечить понимание раздела.

    Самостоятельная практика

    Назначьте краткий информационный текст для самостоятельного анализа учащимися, используя текстовую карту «задача-решение». Опять же, очень важно, чтобы выбранный текст иллюстрировал четкую структуру «проблема-решение» и содержал все структурные элементы, включенные в карту. Используйте рубрику «Текстовая структура задачи-решения» (см. «Дополнительные материалы для учителей»), чтобы предоставить учащимся целенаправленную обратную связь относительно точности и заполнения их текстовых карт. Предложите учащимся исправить неточные или неполные разделы на основе ваших отзывов. Наконец, попросите учащихся подумать об использовании сопоставления текста для улучшения понимания текстов с решениями проблем и о том, как они могут применять этот новый навык в будущем.

    Пример завершенной карты текстовой структуры

    Ниже приведен пример завершенной карты текстовой структуры, основанной на отрывке об обрушении шахты, в которой оказались шахтеры в Чили.

    Проблема: (будьте кратки и используйте свои слова!)

    Шахта рухнула, и 33 чилийских золотодобытчика оказались в ловушке на глубине 2300 футов под землей

     

    Значимость проблемы: (Почему проблема важна? Как она причиняет вред? Другими словами, почему нас волнует проблема?)

    Люди могут умереть от жажды, голода или нехватки кислорода.

    Шахта может обрушиться дальше

    Решение(я) проблемы: (Как решить эту проблему или помочь?) Обоснование для решений: (Как работает решение? Почему оно будет эффективным?)
     
    1. Просверлите очень маленькие отверстия и используйте их для доставки припасов. Шахтеры получат еду, воду, лекарства и кислород. Это поможет горнякам оставаться здоровыми, пока их не спасут.
    2.  Медленно просверлите спасательный туннель. Затем удалите каждого человека с помощью специальной капсулы. Туннель будет подходящего размера для спасательных работ, но не настолько большим и не будет пробурен так быстро, чтобы мина еще больше обрушилась. Капсула защитит людей, когда они покинут шахту.

    Цель обучения структуре текста состоит в том, чтобы учащиеся понимали новые, аутентичные тексты, встречающиеся в учебной программе. Тем не менее, четкое указание определенных типов текстовой структуры, таких как проблема-решение, является важным первым шагом к пониманию отрывков, которые содержат ряд организационных особенностей. Картирование структуры текста предоставляет учителям динамический учебный инструмент, который можно использовать, чтобы помочь учащимся освоить когнитивные основы для организации таких функций (Pyle et al., 2017) и, в конечном итоге, улучшить понимание содержательных информационных текстов (Burke et al., 2015). .

    Дополнительные материалы для учителей

    Пример сценария «Размышление вслух» для инструкции по отображению структуры текста

    Представление сценария преподавателя, моделирующего сопоставление структуры текста для текста «задача-решение».

    Схема структуры текста «задача-решение»

    Графический органайзер, помогающий учащимся отображать и систематизировать важные элементы текста о проблеме и решении.

    Рубрика «Текстовая карта решения проблемы»

    Рекомендации по предоставлению учащимся адресной обратной связи относительно точности и заполнения их текстовых карт.

    Ссылки

    Берк, М. Д., Бун, Р. Т., Хаттон, Х., и Боуман-Перротт, Л. (2015). Вмешательства по чтению для учащихся среднего и среднего звена с эмоциональными и поведенческими расстройствами: количественный обзор исследований отдельных случаев. Модификация поведения , 39 , 43–68. doi: 10.1177/0145445514547958

    Кромли, Дж. Г., и Азеведо, Р. (2007). Тестирование и уточнение модели прямого и логического опосредования понимания прочитанного. Журнал педагогической психологии , 99 , 311-325. doi: 10.1037/0022-0663.99.2.311

    Denton, CA, Enos, M., York, MJ, Francis, D.J., Barnes, M.A., Kulesz, P.A., … Carter, S. (2015). Различия в обработке текста у адекватных и плохо понимающих подростков, читающих доступный и сложный повествовательный и информационный текст. Reading Research Quarterly , 50 , 393–416. doi:10.1002/rrq.105

    Гаджрия, М., Джитендра, А.К., Суд, С., и Сакс, Г. (2007). Улучшение понимания пояснительного текста у студентов с LD: синтез исследования. Journal of Learning Disability , 40 , 210–225. doi:10.1177/00222194070400030301

    Гарвуд, Дж. Д., Чулло, С., и Бранстинг, Н. (2017). Поддержка учащихся с эмоциональными и поведенческими расстройствами понимания и беглости чтения. Обучение особых детей , 49 (6), 391–401.

    Хеберт, М., Богати, Дж. Дж., Нельсон, Дж. Р., и Браун, Дж. (2016). Влияние инструкции по структуре текста на пояснительное понимание прочитанного: метаанализ. Journal of Educational Psychology , 108 , 609. doi:10.1037/edu0000082

    Джонс, К.Д., Кларк, С.К., и Ройцель, Д.Р. (2016). Обучение структуре текста: изучение возможностей детских информационных текстов. Журнал начальной школы , 117 , 143–169. doi:10.1086/687812

    Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей государственных школ. (2010а). Стандарты английской словесности. Введение. Ключевые аспекты дизайна . Получено с http://www.corestandards.org/ELA-Literacy/introduction/key-design-consideration/

    Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет директоров государственных школ. (2010б). Ключевые сдвиги в искусстве английского языка . Получено с http://www.corestandards.org/other-resources/key-shifts-in-english-language-arts/

    Pyle, N., Vasquez, A.C., Lignugaris/Kraft, B., Gillam, S.L., Ройцель, Д. Р., Ольшевский, А.,… Пайл, Д. (2017). Влияние описательных вмешательств в структуру текста на понимание: метаанализ. Reading Research Quarterly , 52 , 469–501. doi:10.1002/rrq.179

    Саенс, Л.М., и Фукс, Л.С. (2002). Изучение трудностей чтения у учащихся средней школы с ограниченными возможностями обучения: пояснительный текст в сравнении с повествовательным текстом. Коррекционное и специальное образование , 23 , 31–41. doi: 10.1177/074193250202300105

    Стальяно, К., и Бун, Р. Т. (2009). Эффекты процедуры картирования историй для улучшения навыков понимания описательных текстовых отрывков для учащихся начальных классов с ограниченными возможностями обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *