Урок по обществознанию на тему «Деятельность: виды, структура, классификация»
Тема : « Общество». Вариант 1.
1.1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду 2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным 4)преобладание частной формы собственности
1.2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством
1.4. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.5. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.7. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.8. С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ
1.9. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:
1) в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4) в социальной сфере
1.10. В отличие от природы, общество
1)является системой 2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам
Тема : « Общество». Вариант 1.
1.1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду 2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным 4)преобладание частной формы собственности
1.2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством
1.4. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.5. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.7. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.8. С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ
1.9. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:
1) в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4) в социальной сфере
1.10. В отличие от природы, общество
1)является системой 2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам
Тема : « Общество». Вариант 2.
1.11. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности 3)сельского хозяйств 4)информации и информ-х технологий
1.12. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется: конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью
1.13. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий
1.14. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия
1.15. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.16. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию
1.17. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2.1. Запишите слово, пропущенное в схеме
Общество
традиционное
информационное
……….
2.2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».
Ответ________________
2.3. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
Тема : « Общество». Вариант 2.
1.11. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности 3)сельского хозяйств 4)информации и информ-х технологий
1.12. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется: конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью
1.13. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий
1.14. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия
1.15. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.16. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию
1.17. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2.1. Запишите слово, пропущенное в схеме
Общество
традиционное
информационное
……….
2.2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Ответ________________
2.3. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строяБ) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
Тема Общество
Ответы:
infourok.ru
Структура деятельности и мотивация
Структура деятельности и её мотивация:
Подробно деятельностью в отечественной психологии занимался А.Н.Леонтьев, который выделял в ней цель, средства, результат.
Цель — это образ конечного планируемого результата. Архитектор представит в результате здание, писатель — книгу, музыкант — музыку и т.д. Всё сначала произойдет в голове, а затем появится в мире.
Средства деятельности — это те вспомогательные инструменты, которые будут выбраны для осуществления цели: учебники, книги, карты, приборы, инструменты,…
Результаты (продукты) деятельности — это полученные материальные и духовные блага и/или знания.
К деятельности человека побуждают мотивы. Мотив — это то, почему действует человек. Мотив придает смысл деятельности.
Одинаковая деятельность может быть выражена разными мотивами, что хорошо иллюстрирует притча:
Однажды человек попал в город на грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем.
«Что ты делаешь?» — спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — камни таскаю!» — зло ответил тот.
Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ.
Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот.
Все делают примерно одинаковое дело, но мотивы у каждого свои.
Также и одинаковые мотивы могут привести к разной деятельности. Допустим, несколько человек хочет разбогатеть. И один начинает работать не покладая рук, другой создает бизнес, третий стремится украсть деньги и т.д. Мотивы одинаковые, но деятельность совершенно разная.
Как правило, у человека целая система мотивов, которые переплетаются и смешиваются в клубок из целей, интересов, убеждений, потребностей,…
Всё это приводит человека к отдельным актам деятельности — действиям (чтению, письму, игре на гитаре, бегу по пересеченной местности,…).
Конечно, на практике далеко не всегда конечный результат деятельности сочетается с задуманной целью, но это не должно останавливать, а наоборот подкреплять желание действовать вновь и вновь.
Отметим еще один вид деятельности — импульсивный, т.е. малоосознанная деятельность, которая возникает из-за сильных чувств или в результате влияния момента. Это, пожалуй, самый худший вариант деятельности, который ведет если не к ужасным, то зачастую к неприятным последствиям.
Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянноДобавить новость и получить деньги
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
uchilegko.info
2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности. Основы психологии
2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.
Рис. 2. Структура деятельности
Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития [13].
Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную – «деятельность рядом».
Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.
Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, в целях организации профориентационной работы. Согласно данной классификации, выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».
Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов – движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.
Все большее значение придается сегодня еще одной – общей дифференциации деятельности на два типа – субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности – ее предмету. В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является «другой человек» (социальный объект, согласно определению Дж. Брунера), т. е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).
Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность обозначается понятием «метадеятельность» – это «деятельность с деятельностями».
С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.
В прикладном отношении важным является также разделение деятельности на непосредственную и опосредствованную. В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья – чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее типичным примером опосредствованных – дистанционных деятельностей является деятельность операторского типа.
Традиционно использующимся, но достаточно устаревшим и условным является разделение деятельности на «умственную» (интеллектуальную) и «физическую». Суть этого разделения понятна без комментариев; отметим лишь, что наряду с двумя указанными существует обширный класс разновидностей деятельности, включающих и физический, и интеллектуальный компоненты одновременно, хотя и в разной пропорции.
Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемые добровольную (инициативную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта – «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность [10].
Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее, симптомокомплексом ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное рассмотренное выше основание классификации. Например, деятельность руководителя – это одновременно и трудовая, и интеллектуальная, и «субъект-субъектная», и прежде всего индивидуальная деятельность.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru