Структура деятельности с примерами: Структура деятельности человека: понятие и примеры

Содержание

Виды и функции организационной структуры предприятия

  • Организационная структура предприятия – что это
    • Базовые элементы оргструктуры компании
    • Принципы и характеристики организационной структуры предприятия
  • Основные виды организационных структур
    • Линейная
    • Функциональная
    • Линейно-функциональная
    • Дивизиональная
    • Матричная
  • Как разработать схему оргструктуры
  • Для чего компании нужна организационная структура
Организационная структура определяет состав предприятия и взаимосвязь между структурными элементами

Ефим – проектировщик интерьеров в маленькой дизайнерской студии. Точнее, еще недавно она была маленькой, а теперь бизнес пошел в гору и у фирмы появилось несколько смежных направлений деятельности: закупка строительных материалов, мебели и интерьерных аксессуаров, организация доставки, реализация проектов с привлечением бригад подрядчиков.

За последние пару месяцев Ефим несколько раз серьезно нарушал сроки сдачи проектов. После очередной жалобы от клиента директор студии Алексей Сергеевич пригласил сотрудника «на ковер», чтобы выяснить, с чем связана задержка.

В ходе беседы Алексей Сергеевич узнал, что дизайнер часто отвлекался от проектов, потому что менеджер по закупкам подключал его к поиску выгодных предложений от поставщиков для воплощения разработанных ранее дизайнов. Директора, мягко говоря, удивили действия закупщика, ведь у него есть свои подчиненные.

Алексей Сергеевич созвал ключевых сотрудников на совещание, чтобы разобраться в ситуации. Оказалось, что не все понимают, как строятся процессы внутри фирмы. К такому итогу привело появление новых функциональных подразделений и рост штата без четкой системы управления и формализации должностных обязанностей.

Организационная структура предприятия – что это

Организационная структура предприятия (далее ОСП или оргструктура) – это пакет официальных документов, отражающих иерархию и состав организации, а также функции, права и обязанности ее основных элементов.

По сути это матрица, которая показывает, как в компании построен процесс функционирования и порядок взаимодействия между различными уровнями управления и подразделениями.

Четкая структура способствует повышению эффективности предприятия. Но для серьезного роста этого мало. На расширение фирмы и запуск новых проектов часто не хватает финансирования.

Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту и доставим курьером.

Базовые элементы оргструктуры компании

При составлении оргструктуры учитывают цели бизнеса и инструменты, необходимые для их достижения.

Поэтому уровни управления и процессы в каждой организации могут быть совершенно разные. Однако все ОСП включают несколько базовых составляющих:

  • документ, регламентирующий состав и ключевые функции структурных единиц;
  • положение о структурных подразделениях, которое более детально описывает протекающие внутри них процессы;
  • инструкции, описывающие функции и обязанности каждой должности;
  • схема, которая графически отражает, как устроена организация.

Принципы и характеристики организационной структуры предприятия

Классическая модель системы управления Макса Вебера выделяет пять принципов, на которых строится организация:

Принцип

Суть

Распределение обязанностей в соответствии со специализацией

Для достижения максимального результата сотрудники должны выполнять задачи, которые соответствуют их квалификации и компетенциям

Четкая иерархичность

Порядок возможен тогда, когда каждый менеджер руководит только своим структурным подразделением или штатом сотрудников, а у работников есть четкое представление, каким распоряжениям подчиняться

Наличие общих стандартов и правил

Сотрудники, занимающие аналогичные должности, должны соблюдать одинаковые для всех правила и выполнять работу в соответствии с общими стандартами

Обезличенность при выполнении должностных обязанностей

Личные качества и симпатии не должны влиять на принятие решений и качество выполнения задач

Защита от произвольных увольнений и возможность роста

Сотрудник, соответствующий критериям занимаемой должности, не может быть уволен без веских оснований. Повышение происходит в соответствии с уровнем квалификации, то есть шансы на карьерный рост выше у наиболее отличившегося сотрудника

К ключевым характеристикам современных оргструктур относят сложность, формализацию и централизацию.

Под сложностью понимают количество элементов в организации. Сложность координации деятельности компании увеличивается пропорционально степени специализации и разделения труда, количеству уровней в ОСП и разрозненности подразделений.

Наивысшая сложность структуры управления характерна для предприятий с широким перечнем узконаправленных видов деятельности и развитой филиальной сетью.

Основные виды организационных структур

В мировой и российской практиках существует всего шесть типов ОСП: линейная (или пирамидальная), функциональная, линейно-функциональная (или линейно-штабная), дивизиональная, матричная, комбинированная.

К комбинированным относятся организационные модели с элементами разных систем управления. Рассмотрим отличительные особенности, плюсы и минусы каждой из них.

Линейная

Самая простая оргструктура, согласно которой все распоряжения спускаются строго сверху вниз по четко обозначенной цепочке.

Линейная оргструктура

Функции управления структурным элементом единолично выполняет непосредственный начальник. Без его участия вышестоящие руководители не вправе ставить задачи работникам, которые находятся у него в подчинении.

Поскольку один руководитель контролирует деятельность всего подразделения, ему приходится сталкиваться с большим потоком информации и принимать множество решений. Обилие большого числа подчиненных с неоднородными функциями осложняет управление, поэтому линейная схема применима только для небольших организаций.

Преимущества и недостатки линейной модели

+

Простота построения и реализации

Концентрация власти в одних руках

Четкая иерархия

Отсутствие выраженной специализации

Высокая скорость принятия решения

Сложность решения многоуровневых задач

Прозрачность системы карьерного роста

Неравномерное распределение нагрузки

Функциональная

Заключается в разделении предприятия на обособленные подразделения в соответствии с выполняемыми функциями.  

Функциональная схема

Преимущества и недостатки функциональной модели

+

Высокая степень профессиональной и деловой специализаций

Разрывы в коммуникациях

Понятный порядок подчинения

На первый план вынесены люди, а не организация

Четкое распределение обязанностей и ответственности

Концентрация управления функцией в одних руках

Высокая скорость принятия решений

Малая осведомленность сотрудников о работе смежных подразделений

За редким исключением функциональная модель не применяется на практике в аутентичном виде. Схема более эффективна в сочетании с линейной структурой.

Линейно-функциональная

Представляет собой органичное сочетание линейной и функциональной схем. Часть прав и обязанностей в такой структуре распределяются линейно, но на отдельных уровнях работают функциональные службы, главная задача которых – подготовка по запросу линейных управляющих сведений, необходимых для принятия взвешенных решений.

Линейно-функциональная модель

Такие оргсхемы недостаточно гибкие и плохо адаптируются к изменениям среды, поэтому эффективны только в компаниях, где руководство выполняет однообразные, редко меняющиеся задачи. 

Преимущества и недостатки линейно-функциональной модели

+

Сосредоточенность линейных менеджеров на управлении и контроле выполнения задач

Длинная иерархическая цепь может приводить к путанице в управленческих процессах

Высокая эффективность и качество выполнения задач

Разрывы в коммуникациях

Четкое распределение ответственности

Низкая скорость принятия решений

У сотрудников появляется возможность брать на себя важные задачи и специализироваться на узконаправленной деятельности

Отсутствие конкретики в распределении задач

 

Дивизиональная

Для дивизиональной ОСП характерно разделение на множество структурных единиц. Основой для департаментизации могут быть продукты, рыночные сегменты, географическое положение и другое. 

Например, продуктовая модель основана на выделении групп сотрудников вокруг различных продуктов или услуг. И чем их больше, тем больше подразделений.

Дивизиональная (продуктовая) структура

Преимущества и недостатки дивизиональной модели

+

Закрытие неэффективных подразделений не затрагивает работу других структурных элементов

Разрывы в коммуникациях осложняют принятие единых решений

Высокая самостоятельность лиц, принимающих решения

Низкие темпы развития бизнеса

Быстрое принятие решений

Высокая конкуренция среди дивизионов

Сосредоточенность на конкретных задачах помогает быстро выявлять слабые места и реагировать на проблемы

Неравномерное распределение средств на развитие разных элементов предприятия

Матричная

Самая сложная из практикуемых моделей, которая сочетает в себе преимущества функциональной и дивизиональной схем. Характерна для крупных организаций со своими исследованиями и разработками.

Кроме стандартных функциональных структур в управлении деятельностью фирмы участвуют кураторы отдельных проектов (иногда привлеченные извне). Отсюда вытекает одна из главных отличительных особенностей такой системы – у исполнителей может быть сразу несколько руководителей одного звена. Например, начальник отдела и руководитель проекта.

Матричная структура

Преимущества и недостатки матричной модели

+

Несмотря на то, что функция принятия ключевых решений сосредоточена в руках функционального руководителя, проектный менеджер может влиять на ситуацию для достижения наилучшего результата 

Необходимость дообучения сотрудников для реализации новых проектов

Высокая степень коммуникаций между вертикальными и горизонтальными элементами позволяет быстро адаптироваться к изменениям

Подчинение нескольким руководителям может приводить к несогласованности задач

Четкое распределение ответственности

Постоянная борьба среди структурных элементов за ресурсы и финансирование

Самостоятельность отдельных подразделений способствует высоким темпам развития

 

Как разработать схему оргструктуры

Алексей Сергеевич решил навести порядок в своей дизайнерской студии, ведь неслаженность действий приводит к нарушению сроков по заказам. Для фирмы такого плана нет ничего хуже, чем негативные отзывы, и ничего лучше, чем довольные клиенты, которые рекомендуют студию своим знакомым.

Чтобы визуализировать схему управления в конкретной организации нужно проделать немалую работу:

  • Определить цель создания ОСП

Это подготовительный этап, на котором главный руководитель предприятия должен определить, каким целям отвечает документ. На какие вопросы должна отвечать схема? Кто является основным пользователем? Потребуется ли более детальная проработка структуры для отдельных подразделений?

В нашем случае основная цель разработки модели управления студией – дать четкое понимание, кто кому подчиняется и за что несет ответственность. То есть основными пользователями выступает персонал студии.

  • Собрать информацию

Это самый важный этап при создании оргструктуры. Он заключается в проведении опроса среди сотрудников о том, какие функции они выполняют, по какому распоряжению, перед кем отчитываются о проделанной работе. Скорее всего, собранные сведения о существующих процессах не позволят разработать четкую схему без каких-либо изменений, но послужат хорошей основой. 

  • Отрисовать схему

При этом нужно учитывать специфику деятельности компании, количество и виды товаров и услуг, а также данные, собранные на предыдущем этапе.

  • Определиться с функциями управляющих

У менеджеров всех уровней должно быть понимание, какие решения они вправе принимать самостоятельно, а в каких ситуациях необходимо обращаться к вышестоящему руководителю.

  • Разработать должностные инструкции

Для этого пригодится обратная связь от сотрудников, собранная на втором этапе.

Далее потребуется довести информацию до всего персонала предприятия и внедрить модель в жизнь. Алексей Сергеевич заранее настраивается на долгие терпеливые беседы с подчиненными, ведь людям бывает сложно перестраивать свою работу.

Во время подготовки оргструктуры стало очевидно, что некоторым сотрудникам потребуется обучение, а на некоторые должности придется нанять новых специалистов, потому что компетенций нынешних недостаточно для целей фирмы.

Кроме того, Алексей Сергеевич решил пересмотреть порядок работы по организации доставки. При детальном рассмотрении оказалось, что организация своего автопарка в перспективе может быть дешевле, чем аренда авто с водителями из другой фирмы. Тем более, что у Совкомбанка есть выгодное предложение по лизингу.

Вашей компании нужна спецтехника, автобус или вы частное лицо и хотите выгодно оформить авто в лизинг? Воспользуйтесь лизинговыми программами от Совкомбанка: наши специалисты помогут подобрать выгодное предложение на рынке и получить льготы по программам государственного субсидирования.

Рассчитать выгоду

Чтобы созданная модель была эффективной, должны быть соблюдены несколько важных моментов:

  • гибкий порядок принятия решений с учетом иерархии; 
  • максимально короткие цепочки передачи управленческих решений; 
  • стандартизация, единообразие и цикличность внутренних процессов.  

Для чего компании нужна организационная структура

Главная цель ОСП – повышение эффективности организации за счет отладки бизнес-процессов, распределения полномочий и ответственности между различными уровнями управления, а также конкретизации обязанностей сотрудников.

Оргструктура дает четкое представление, кто принимает решения и несет ответственность за выполнение тех или иных задач на предприятии

Неформальная структура образуется на этапе создания любой организации, но она постепенно перестает отвечать потребностям компании по мере ее роста и развития. Вместе с изменениями, которые происходят в управлении и бизнес-процессах на предприятии, оргструктура также должна эволюционировать и приобретать более точные очертания.

Четкая система управления полезна как для предприятия в целом, так и для его отдельных сотрудников: начальников и подчиненных.

Польза для руководителей

Польза для рядовых сотрудников

Четкое распределение ответственности

Возможность быстро ознакомиться с порядком взаимодействия внутри компании, разобраться, к кому и по каким вопросам обращаться

Перераспределение нагрузки в соответствии с количеством сотрудников и выполняемыми функциями

Понимание своей роли в протекающих бизнес-процессах, важности проделанной работы

Формирование четкого представления о необходимых компетенциях персонала – это необходимо при найме новых работников

Информированность о перспективах горизонтального и вертикального карьерного роста

Оргструктура формализует порядок распределения ответственности и полномочий внутри организации, позволяет избежать противоречий в работе руководителей, дублирования функций и задач. Она служит связующим звеном между сотрудниками и имеет большое значение для всех членов команды.

Структура деятельности и ее мотивация

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого на­правлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом во­площает свой замысел в чертежах. Мысленный образ ново­го здания — предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной дея­тельности средствами являются учебники и учебные посо­бия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помо­гают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные про­дукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельно­сти воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его по­буждают к этому мотивы. «Цель — это то, ради чего дей­ствует человек; мотив — это то, почему действует чело­век»,— объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив — это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е.они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой — из-за желания порадовать родителей. Третьим движет же­лание получить хорошую оценку. Четвертый хочет самоут­вердиться. В то же время один и тот же мотив может вес­ти к разной деятельности. Например, стремясь самоутвер­диться в своем коллективе, школьник может проявить себя и учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким-либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, ком­позиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме. В мотивах деятельности человека проявляются его по­требности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдель­ный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чте­ние учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, проведение лабораторных работ, выпол­нение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены резуль­таты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что де­ятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в ре­альной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся ре­зультат деятельности оказывается беднее или богаче на­чального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражите­лей человек способен на действия без достаточно осознан­ной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе создан­ных ранее объективных предпосылок и определенных об­щественных отношений. Так, например, сельскохозяйст-нонная деятельность во времена Древней Руси принципи­ально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те време­на земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйствен­ные продукты, как происходило их перераспределение к обществе.

Обур ловленность деятельности объективными общест-иснными предпосылками свидетельствует о ее конкретно-историческом характере.

МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных ви­дов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отноше­ния человека к окружающему миру деятельность подразде­ляют на практическую и духовную. Практическая дея­тельность направлена на преобразование реальных объек­тов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом исто­рии, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессив­ную или реакционную направленность деятельности, а так­же созидательную или разрушительную. Опираясь на изу­ченный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды дея­тельности.

В зависимости от соответствия деятельности существу­ющим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и амораль­ную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллектив­ную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны це­лей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную дея­тельность, которая выполняется строго по правилам, инст­рукциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инно­вационную, изобретательскую, творческую. Словом «твор­чество» принято обозначать деятельность,’ порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая де­ятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твор­чества могут найти место в любой деятельности. И чем ме­нее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает, различают экономическую. , политиче­скую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей опреде­ленные виды человеческой деятельности. Например, эконо­мической сфере свойственны производственная и потреби­тельская деятельность. Для политической характерны го­сударственная, военная, международная деятельность. Для

духовной сферы жизни общества — научная, образователь­ная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой лич­ности, отечественная психология выделяет следующие ос­новные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортив­ная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд — вид деятельности, направлен­ный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ос­новного вида деятельности людей выделяют общение — ус­тановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информа­цией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятель­ности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мы­шечных усилий, действий с реальными предметами. Внут­ренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляет­ся не в реальных движениях, а в идеальных моделях, со­здаваемых в процессе мышления. Между этими двумя ви­дами деятельности существует тесная связь и сложная за­висимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Это важно учитывать при рассмо­трении связи деятельности и сознания.

Сознание — присущая только человеку способность иоспроизводить действительность в идеальных образах.

На протяжении веков проблема сознания является преной острых идеологических,споров. Представители раз-пых философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Ес-тоственно-научныЙ подход противостоит в этих спорах ре­лигиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естест­венно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной орга­низацией человека. Сторонники религиозно-идеалистичес­ких, взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а че­ловека «телесного» — его производной.

Но, несмотря на различия в трактовке природы созна­ния, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что Оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры — результаты труда произведения искусства и т. п.

Основываясь на естественно-научном подходе, отечест­венная психология разработала учение о формировании ус­тойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобща­ется через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется его индивидуаль­ное сознание. Так, человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями В результате общения с другими людьми он обучается целе­направленному использованию этих предметов.

Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ его отно­шения к миру и называется сознанием. Любой чувствен­ный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, пере­живаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность че­ловека, порой искажая ее результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменени­ям в сознании человека, его развитию. Сознание формиру­ется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в со­знании, люди преображают природу, общество и самих се­бя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя истори­ческий опыт, знания и методы мышления, получив опре­деленные умения и навыки, человек осваивает действи­тельность. При этом он ставит цели, создает проекты буду­щих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

Обосновывая единство деятельности и сознания, отече­ственная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Во-вторых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.

„ Например, у ребенка до поступления в школу веду­щий вид деятельности — игра, хотя он уже немного учит-

ся и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ве­дущий вид деятельности школьника — учение. Но, несмо­тря на то что в его жизни важное место занимает труд, и свободное время он все так же с удовольствием продол­жает играть. Ведущей деятельностью подростка многие ис­следователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые лю­бимые игры. Для взрослого ведущая деятельность — труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвя­щать спортивным или интеллектуальным играм, общению. Завершая наш разговор о деятельности и сознании, още раз вернемся к определению деятельности. Человечес­кая деятельность, или, что можно считать синонимом, со-■шателъная деятельность,— это активность человека, на­правленная на осуществление поставленных целей, связан­ных с удовлетворением его потребностей.

1. Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, опре­деленные коррективы.

2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и от­даленные цели своей деятельности. Это поможет пре­одолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельнос­ти. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.

4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Примеры совместного обучения или групповой работы

Вовлечение студентов

Озадачьте вашего партнера

  • Студенты в течение минуты создают сложный вопрос на основе содержания лекции до этого момента.
  • Студенты задают вопрос человеку, сидящему рядом с ними.
  • Чтобы продвинуться в этом упражнении еще на один шаг, попросите учащихся записать свои вопросы и сдать их. Эти вопросы можно использовать для создания тестов или экзаменов. Их также можно просмотреть, чтобы оценить понимание учащимися.

Think-Pair-Share/Write-Pair-Share

  • Преподаватель задает вопрос, требующий анализа, оценки или обобщения.
  • Ученикам требуется несколько минут, чтобы обдумать подходящий ответ.
  • Учащиеся поворачиваются к партнеру (или небольшим группам) и делятся своими ответами. Сделайте еще один шаг вперед, попросив студентов найти кого-то, кто пришел к ответу, отличному от их собственного, и убедить своего партнера передумать.
  • Ответы учащихся передаются в больших группах или всему классу во время последующего обсуждения.

Наверстать упущенное

  • Остановиться на переходном этапе лекции.
  • Предложите учащимся обратиться к партнеру или поработать в малых группах, чтобы сравнить записи и задать уточняющие вопросы.
  • Через несколько минут задайте несколько вопросов.

Дебаты в аквариуме

  • Попросите учащихся сесть группами по три человека.
  • Назначение ролей. Например, человек слева занимает одну позицию по теме для обсуждения, человек справа занимает противоположную позицию, а человек в середине делает заметки и решает, какая сторона является наиболее убедительной, и аргументирует свой выбор. .
  • Подведите итоги, попросив несколько групп подвести итоги их обсуждений.

Тематическое исследование

  • Создайте от четырех до пяти тематических исследований одинаковой сложности.
  • Предложите учащимся работать в группах по четыре или пять человек, чтобы они проработали и проанализировали свой пример из практики.
  • Предоставьте 10-15 минут (или достаточное время) для работы с делами.
  • Прогуляйтесь и ответьте на любые вопросы.
  • Случайным образом созовите группы и попросите учащихся поделиться своим анализом. Продолжайте до тех пор, пока не будет рассмотрено каждое тематическое исследование.

Групповое обучение

  • Начните курс, дав учащимся несколько заданий, таких как чтение или выполнение лабораторных работ. Подумайте о том, чтобы поручить их выполнить перед уроком.
  • Проверьте понимание учащимися материала с помощью быстрой викторины с несколькими вариантами ответов. Предложите учащимся представить свои ответы.
  • Распределите учащихся по группам и попросите их обсудить свои ответы с членами группы, чтобы достичь консенсуса. Пусть каждая группа представит по одному ответу на викторину.
  • Запишите как индивидуальные оценочные баллы учащегося, так и окончательный групповой оценочный балл (оба используются для оценки каждого учащегося по курсу).
  • Прочитайте лекцию, специально нацеленную на любые неверные представления или пробелы в знаниях, выявленные в ходе оценок.
  • Дайте группам сложное задание, например, решить проблему или применить теорию к реальной ситуации.
  • Дополнительную информацию об этой стратегии можно найти на совместном групповом обучении.

Групповое решение проблем

Существует множество стратегий обучения, в которых учащиеся работают вместе над решением проблемы, включая обучение на основе запросов, аутентичное обучение и исследовательское обучение. Хотя каждый из них имеет свои уникальные характеристики, в основном они включают:

  • Постановку задачи перед учащимися.
  • Предоставление некоторой структуры или руководства по решению проблемы. Однако обратите внимание, что все они ориентированы на учащихся, в которых преподаватель может играть минимальную роль.
  • Достижение окончательного результата или решения.

11 Занятий по построению предложений, которые вы можете использовать со своими учащимися уже сегодня

Преподаете ли вы изучающим английский язык или носителям английского языка, вы, возможно, замечали, что у многих ваших учеников возникают проблемы со структурой предложения. Если вы видите слишком много простых предложений или замечаете, что ваши ученики просто пишут фрагменты предложений, вы можете кое-что сделать, чтобы помочь своим ученикам.

Несколько лет назад я был там же, где и вы. Мне не нравились предложения, которые писали мои ученики, но я не совсем понимал, что я могу сделать, чтобы помочь им стать лучше.

Я связался с одним из опытных преподавателей ESL в моей школе и самостоятельно провел небольшое исследование. Вместе мы смогли собрать несколько упражнений по построению предложений, которые очень помогли моим ученикам улучшить структуру предложений и, таким образом, общую ясность их письма.

Я нашел некоторые из этих упражнений по построению предложений настолько полезными, что решил поделиться ими, чтобы другие тоже могли извлечь пользу из того, что я обнаружил.

Читайте дальше, и я поделюсь:

  • Мои любимые упражнения по построению предложений, которые вы можете использовать со своими учениками →
  • Характеристики хорошего предложения  →
  • Как научить учащихся построению предложений →

Вы можете посмотреть это видео, оно содержит краткий пересказ статьи.

11 Упражнения по построению предложений

Вот некоторые из моих любимых заданий по построению предложений, которые вы можете прямо сейчас попробовать со своими учениками!

1. Правильно ли это предложение? →
2. Перепутанные предложения →
3. Карточная игра «Составь предложение» →
4. Человеческое предложение →
5. ESL Sentence Game: A to Z →
6. Расшифруй предложение →
7. Рассказ по предложениям →
8. Завершите предложение →
9. Преобразование предложения →
10. Реле исправления ошибок →
11. Приговор с цветовой кодировкой →

1. Правильно ли это предложение?

Возраст: Учащиеся младшего начального или начального/среднего уровня ESL

Описание

Для этого задания вам нужно начать с записи двух учеников на доске. Объединитесь в пары и предложите учащимся обсудить со своим партнером, является ли каждое предложение правильным или неправильным.

Если предложение неверно, учащиеся должны переписать его, чтобы сделать его правильным.

Повторите с дополнительными предложениями, перечисляя правильные ответы после каждой пары.

2. Перепутанные предложения

Возраст: Начальные или начинающие учащиеся ESL

Описание

логический порядок, который делает смысл. Напишите на доске несколько предложений, которые включают все компоненты полного предложения, но перепутаны и расположены не по порядку.

Сложность предложений, которые вы пишете, зависит от уровня ваших учеников. Например, вы можете взять полное предложение «Мне нравится играть». И напишите «играй, как мне нравится», и попросите учеников исправить это, чтобы это имело смысл.

3. Карточная игра «Собери предложение»

Возраст: Учащиеся среднего и продвинутого уровней

Описание

Учащиеся постараются первыми составить три грамматически правильных предложения в этой веселой карточной игре. Каждый плательщик должен брать по одной карте на каждом ходу и класть ее на стол перед собой. Они будут продолжать по очереди брать карты, пока не составят три логических предложения.

4. Человеческое предложение

Возраст: Учащиеся среднего уровня

Описание

В этом упражнении учащиеся в классе будут вместе составлять сложное предложение из двух простых предложений, добавляя соответствующие знаки препинания и союзы. / соединительные наречия.

Начните с написания двух простых предложений на отдельных полосках предложений (простые предложения должны быть связаны между собой и составлять сложносочиненное предложение). Затем напишите две большие точки, одну большую запятую, одну большую точку с запятой, соответствующие союзы и соединительные наречия, каждое на своей карточке.

Раздайте все полоски с предложениями и каталожные карточки разным ученикам в классе. Попросите двух учеников поставить полоски с предложениями перед классом. Учащиеся с точками должны подойти, чтобы добавить знаки препинания к каждому предложению.

Затем объявите, что пришло время превратить два простых предложения в одно сложносочиненное. Попросите двух учеников, у которых есть период отпуска, и учеников, у которых есть соответствующие знаки препинания и союзы / соединительные наречия, подойти, чтобы закончить предложение.

5. ESL Sentence Game: A to Z

Возраст: Учащиеся среднего и продвинутого уровня

Описание

Это упражнение действительно заставит учащихся думать и писать предложения. Предложите учащимся написать все буквы алфавита на листе бумаги. Каждая буква должна быть на отдельной строке.

Затем попросите учащихся составить как можно больше предложений, начинающихся с каждой буквы. Например:

  • В эти выходные ожидается сильная снежная буря.
  • Дети много плачут, когда голодны.
  • Мультфильмы — мой любимый вид телешоу.
  • Хочешь пойти со мной в кино?

6. Расшифруй предложение

Возраст: Можно адаптировать для разных возрастов

Описание

Составьте предложение, соответствующее уровню ваших учеников. Распечатайте его крупным шрифтом на разноцветных листах бумаги. Разрежьте каждое предложение на отдельные слова и поместите все слова одного предложения в конверт. Дайте каждому учащемуся (или группе учащихся) конверт и предложите им посоревноваться, чтобы увидеть, кто первым сможет составить предложение в правильном порядке.

7. Рассказ по предложениям

Возраст: Учащиеся среднего уровня

Описание

Это упражнение поможет учащимся составлять сложные предложения и работать над написанием законченных мыслей. В зависимости от ваших учеников, вы можете сделать это устно или попросить учеников написать предложения, которые имеют смысл.

Начните с вводного предложения, например, «Дети готовились к обеду». Затем учащиеся должны добавить к предложению союз, чтобы образовать сложное предложение, например: «Дети готовились к обеду и хотели съесть пиццу».

Затем следует использовать конец первого предложения для начала следующего предложения. «Дети хотели есть пиццу, поэтому они спросили маму, могут ли они сами приготовить пиццу».

Игра продолжается таким же образом, при этом конец одного предложения используется для создания следующего нового предложения.

8. Завершите предложение

Возраст: Начинающие

Описание

Это упражнение может помочь учащимся научиться правильной структуре предложения и порядку описания объектов. Создавайте различные страницы с изображениями и шаблонами предложений, которые учащиеся должны заполнить.

Например, как показано в видео, вы можете добавить изображения пяти лимонов и начало предложения «Понятно». Затем учащиеся должны будут выбрать правильные карточки, чтобы закончить предложение, и заполнить ответы «сколько», «какого цвета» и «какого». Например, в видео законченное предложение должно выглядеть так: «Я вижу 5 желтых лимонов».

Затем учащиеся могут попрактиковаться с аналогичным листом, например, с изображением 8 красных машин.

9. Переодевание приговора

Возраст: 9 лет0134 Учащиеся среднего и продвинутого уровня

Описание

С помощью этого задания учащиеся узнают, как добавить описательный язык к своим письмам. Графический органайзер Dressing Up a Sentence включает в себя разделы, в которых учащиеся могут улучшить или приукрасить свое простое и скучное предложение, добавив прилагательные, глаголы, наречия и местоположения.

10. Реле исправления ошибок

Возраст: Средний и продвинутый учащиеся

Описание

Создайте рабочий лист с несколькими предложениями, каждое из которых содержит несколько ошибок. Вы можете решить, какие типы ошибок включать, основываясь на конкретных навыках, на которые вы ориентируетесь для своих учеников.

Затем учащиеся должны работать в команде, чтобы исправить предложения. Вы можете превратить это в настоящую эстафету, когда один ученик из каждой команды бежит к парте через всю комнату и исправляет одно предложение, а затем бежит обратно, чтобы дать очередь другому ученику.

11. Цветовая кодировка Sentenced

Возраст: Учащиеся среднего и продвинутого уровня

Описание

Это задание поможет учащимся выучить и идентифицировать различные части речи. Предоставьте каждому учащемуся рабочий лист с различными предложениями на соответствующем уровне для ваших учеников.

Придумайте цветовое кодирование для каждой части речи (например, существительные синего цвета) и попросите учеников использовать свои мелки, чтобы правильно разметить предложения.

Из чего состоит хорошее предложение?

Хорошее предложение должно быть законченной мыслью. Оно должно включать подлежащее (лицо, место или вещь) и глагол. Глагол должен передавать законченную мысль, известную как независимое предложение. Независимое предложение также может быть соединено с зависимым предложением.

Например, «Я должен сделать домашнее задание» является независимым предложением. Это законченная мысль.

Однако вы можете соединить его с зависимым предложением и изменить предложение: «Прежде чем я смогу пойти на футбольную тренировку, я должен сделать домашнее задание».

«Прежде чем я смогу пойти на тренировку по футболу» — зависимое предложение. Он не может стоять сам по себе и не является законченной мыслью без соединения с независимым предложением.

Написание полных мыслей, а не фрагментов предложений — это только первая часть обучения написанию «хороших» предложений. Есть и другие ключевые компоненты хорошего предложения, которые вам нужно помочь учащимся понять.

В хороших предложениях должны использоваться сенсорные слова, которые помогают нарисовать картинку в сознании читателя. Они должны быть достаточно подробными, чтобы помочь передать сообщение, которым вы хотите поделиться с читателем. Кроме того, хорошие предложения должны легко читаться и иметь хороший смысл. Если они слишком прерывистые или длинные, читателю может быть трудно следить за мыслью.

Наконец, хорошие предложения также должны работать, чтобы связать эмоции читателя с мыслями, особенно в убедительном или описательном письме. Структура предложения важна, потому что она помогает учащимся достичь этих целей. Они могут научиться комбинировать фразы и предложения, чтобы создавать четкие, мощные и интересные предложения для своих читателей.

Это короткое видео может послужить обзором для вас или введением для ваших учащихся в базовую структуру предложений.

Как вы думаете, это видео поможет вашим ученикам узнать больше о структуре предложения? Или, по крайней мере, это помогло вам просмотреть различные компоненты предложения, чтобы вы чувствовали себя более уверенно, обучая их своим ученикам?

Как учить структуру предложения?

Обучение структуре предложения может быть немного пугающим для некоторых. Особенно, если вы уже давно не просматривали различные части предложения самостоятельно, вы можете немного нервничать, пытаясь научить своих учеников структуре предложения.

Прежде чем приступить к обучению, найдите секунду, чтобы просмотреть различные части предложения, используя видео, которым я поделился выше. Это освежит вашу память и поможет вам подготовиться к обучению ваших студентов.

Затем вы можете использовать комбинацию прямого обучения, практики под руководством и самостоятельной практики, чтобы помочь своим учащимся освоить структуру предложения. Вот несколько советов, которые помогут вам на каждом этапе:

1. Прямое обучение

В этой части обучения вы будете активно обучать учащихся структуре предложения и тому, как писать предложение. Прямое обучение включает в себя много явного моделирования и точного объяснения того, что вы делаете.

Во время прямого обучения вы можете писать полные предложения на интерактивной доске и указывать/выделять различные компоненты каждого предложения. Вы также можете попросить своих учеников переписать предложения, которые вы пишете в дневнике.

Сегодня я учу своих первоклассников песенке-предложение и составляю предложение мальчику. Одно из моих любимых занятий. #KidsDeserveIt #write #read pic.twitter.com/LAoTnT62Wd

— Стил Джексон (@_SteeleJackson_) 11 августа 2017 г.

=»»>

2. Практика под руководством

Затем, во время практики под руководством пригласите небольшие группы учащихся работать с вами, пока они тренируются в написании предложений или объединении разных мыслей, чтобы составить предложение. Работайте с учащимися и сразу же устраняйте любые ошибки или неясности, чтобы убедиться, что учащиеся практикуют неправильный способ написания предложения.

Упражнения по построению предложений, описанные выше, могут очень хорошо работать во время этой практической части ваших уроков. В конце практики вы даже можете выбрать нескольких учеников, чтобы поделиться созданными ими предложениями с остальным классом с помощью документ-камеры.

3. Независимая практика

Независимая практика – это именно то, на что это похоже. Студенты будут иметь возможность самостоятельно применять полученные навыки для написания собственных предложений с правильной структурой предложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *