Структура деятельности в психологии схема: Структура деятельности

Структура деятельности в психологии

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….3

 Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории «деятельность» в психологии………………………………………5

1.1. Анализ категории  «деятельность»…………………………..5

1.2. Структура деятельности………………………………………17

Глава 2. Анализ   текста  «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология» …………………….…23

Заключение……………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………….27

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

                          

                            Введение

В последние  годы исследования, связанные с изучением  категории   деятельность, являются актуальными.

Интенсивное развитие исследований о деятельности имеет значение для решения таких важных проблем, как проблема сознания человека, его исторического и онтогенетического развития, проблема его внутреннего строения.

Сегодня можно констатировать, что категория деятельности открывает возможность создать единую научную систему психологических знаний. Введение категории деятельности в психологии меняет точку отсчёта, с которой начинается построение общей теории и динамики поведения личности.

К настоящему времени в науке накоплены  определённые знания, необходимые для  того, чтобы на смену традиционному  пониманию человеческого «Я»  пришли представления о рождении человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемых в деятельности и общении.

Проблема  деятельности активно и всесторонне  разрабатывается учёными различных  областей научного знания. В ряде теоретических исследований рассматриваются различные аспекты этой категории, в частности рассмотрена их сущность и особенности, дана их философская оценка, разработаны основные положения теории деятельности. В конкретно-научной методологии изучения личности общепсихологические направления принимают принципы деятельностного подхода.

Это направление развивается в исследованиях таких психологов, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн.

Цель исследования: изучение структуры деятельности в психологии

Объект исследования: деятельность в психологии

Предмет исследования: структура деятельности в психологии

Задачи:

1. Проанализировать категорию «деятельности»

2. Изучить структуру деятельности

3. Проанализировать статью «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  изучения категории «деятельность» в психологии

1.1. Анализ категории «деятельность»

Последние годы в советской психологии происходило ускоренное развитие отдельных ее ветвей и прикладных исследований. Однако теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология, формируясь  на  марксистско-ленинской философской  основе, выдвинула принципиально новый подход к психике и впервые внесла  в  психологию  ряд  важнейших  категорий,  которые  нуждаются  в дальнейшей разработке. Среди этих категорий важнейшее значение имеет категория деятельности.

Мы  согласны с тезисами К. Маркса о Фейербахе, в которых говорится, что главный недостаток прежнего метафизического материализма  состоял в том, что он рассматривал чувственность только в форме созерцания,  а не как человеческую деятельность, практику; что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась  идеализмом,  который,  однако, понимал ее абстрактно, а не как действительную чувственную  деятельность человека [11,с.1]. Именно так обстояло дело и во всей домарксистской  психологии.  Впрочем, и в современной психологии, которая развивается вне марксизма,  ситуация остается прежней [7].

Деятельность  интерпретируется либо в  рамках  идеалистических концепций, либо в  естественнонаучных, материалистических по своей  общей тенденции направлениях — как ответ на  внешние воздействия пассивного субъекта, обусловленный его врожденной  организацией  и научением. Но именно это и раскалывает психологию на естественнонаучную  и психологию как науку о духе, на психологию бихевиоральную и «менталистскую». Возникающие в связи с этим в психологии кризисные явления сохраняются и  сейчас; они только «ушли в глубину», стали выражаться в менее явных формах [10].

Характерное для наших  дней  интенсивное  развитие междисциплинарных исследований, связывающих психологию с нейрофизиологией, с  кибернетикой и логико-математическими дисциплинами, с социологией и историей  культуры, — само по себе еще не может привести к решению фундаментальных методологических проблем психологической науки. Оставляя их нерешенными, оно лишь усиливает тенденцию к опасному физиологическому,  кибернетическому, логическому или социологическому редукционизму,  угрожающему  психологии утратой своего предмета, своей специфики. субъективное переживание»[10, c.93].

Следует отметить, схема «раздражитель — субъективное переживание» с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиологической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая заключалась в том, чтобы изучить зависимость  элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т.е. применительно к изучению поведения, эта двучленная схема  нашла свое прямое выражение в формуле S-R. Неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот  содержательный  процесс,  в  котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его  предметную деятельность.  Такая абстракция от деятельности субъекта оправдана лишь в узких границах  лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность.  Это и вынуждало прежних исследователей допускать при объяснении  психологических  фактов вмешательство особых сил, таких, как активация  апперцепция,  внутренняя интенция и т.

п., т.е. все же апеллировать к  деятельности  субъекта,  но только в ее мистифицированной идеализмом форме [6, c.28].

Таким образом, в психологии сложилась следующая альтернатива: либо сохранить в качестве основной двучленную схему: воздействие объекта — изменение текущих состояний субъекта (или, что принципиально  то  же  самое,  схему S-R), либо исходить из  трехчленной схемы,  включающей  среднее  звено  — деятельность субъекта и соответственно ее  условия, цели и средства, — звено, которое опосредствует связи между ними. С точки зрения проблемы детерминации психики эта  альтернатива  может быть сформулирована так: либо мы встаем на позицию, что сознание определяется окружающими вещами, явлениями, либо — на  позицию,  утверждающую, что сознание определяется общественным бытием людей, которое, по определению Маркса и Энгельса, есть не что иное, как реальный процесс их  жизни [11, c.25].

          В современной психолого-педагогической  литературе имеется множество  определений понятия «деятельность». В более узком смысле,  т.е.  на психологическом уровне, деятельность — это единица жизни, опосредованная  психическим  отражением,  реальная функция которой состоит в том, что она  ориентирует  субъекта  в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние  переходы и превращения, свое развитие [6, с.30].

          Следует отметить, что понятие  деятельности так же рассматривается  как поведение человека, направленное  на удовлетворение его потребностей (Л. А. Вайнштейн). Однако, более  точным и ёмким, на наш взгляд,

  является следующее понятие: деятельность – это сложная  иерархическая динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с окружающим миром, в результате которой происходит формирование психического образа, воплощение его в объекте, взаимодействие его с объектом и изменение самого субъекта. Это понятие ввёл А. Н. Леонтьев [9,c. 122].

Впервые категорию деятельность, как предельный объяснительный принцип предложил  немецкий философ Г.-В.-Ф. Гегель. Применил этот принцип в психологии С.Л. Рубинштейн, который опубликовал в 1922г. статью «Проблемы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики» [3,с.12]. С этого момента начала складываться теория деятельности. Главная идея этой теории в том, что человек и его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Причём эта деятельность понимается как изначально практическая. В ходе деятельности люди преобразуют и познают природу и общество, тем самым формируя и развивая свои сущностные силы [3].

Мы  согласны с мнением А. Н. Леонтьева  о том, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Уже в самом понятии  деятельности  содержится понятие  ее  предмета. Выражение  «беспредметная  деятельность»  лишено  всякого  смысла.  Деятельность может казаться беспредметной,  но  научное  исследование  деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем  независимом  существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и  иначе  осуществиться не может [6, c.31].

Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения  обнаруживается их предметная природа. Так, было показано, что жизнь организмов в гомогенной, хотя и изменчивой среде может развиваться лишь в форме усложнения той системы элементарных отправлений, которая  поддерживает  их существование. Только при переходе к жизни в дискретной  среде,  т.е.  к жизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям,  имеющим прямое биотическое значение,  надстраиваются  процессы,  вызываемые воздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными,  абиотическими, но которые ориентируют его по отношению к воздействиям первого рода [7].

Всякая  деятельность имеет кольцевую структуру: исходная  афферентация — эффекторные процессы, реализующие контакты  с  предметной  средой  — коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа. Сейчас кольцевой характер процессов, осуществляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и достаточно хорошо описан. Однако главное заключается  не  в  самой  по  себе  кольцевой структуре, а в том, что психическое отражение предметного мира  порождается не непосредственно внешними  воздействиями, а теми процессами, с  помощью  которых  субъект вступает в практические контакты с предметным миром  и  которые  поэтому необходимо подчиняются его независимым  свойствам,  связям,  отношениям. Последнее означает, что «афферентатором»,  управляющим  процессами  деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично — его образ как субъективный продукт деятельности, который  фиксирует,  стабилизирует  и несет в себе ее  предметное  содержание. Таким образом,  осуществляется двойной переход: переход предмет — процесс деятельности и переход  деятельность — ее субъективный продукт. Более явно переход процесса в форму продукта происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в «покоящееся свойство» ее объективного продукта [6, c.32-33]. 

Еще в тридцатых годах С.Л.Рубинштейн указывал на важное теоретическое значение для психологии мысли Маркса о том, что в обыкновенной материальной промышленности мы имеем перед собой раскрытую книгу человеческих сущностных сил и что психология, для которой эта книга остается закрытой, не может стать содержательной и реальной наукой,  что психология не должна игнорировать богатство человеческой деятельности [6, c.34]. Вместе с тем в своих последующих публикациях С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что, хотя в сферу психологии входит и та практическая деятельность, посредством которой люди изменяют природу и общество, предметом психологического изучения «является только их специфически психологическое  содержание, их мотивация и регуляция, посредством которой действия  приводятся в соответствие с  отраженными  в  ощущении,  восприятии,  сознании объективными условиями, в которых они совершаются» [13, c. 40]. Таким образом, практическая деятельность, по мысли автора, входит в предмет изучения психологии, но лишь тем особым своим содержанием, которое выступает в форме ощущения, восприятия, мышления и вообще в форме внутренних психических процессов и состояний субъекта. Но это утверждение является по меньшей мере односторонним, так как оно абстрагируется  от  того капитального факта, что деятельность — в той или иной ее форме —  входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого  процесса, его порождение [6, c.34].

Установлено, что начало переориентации  психологии  было  положено  постановкой проблемы о происхождении внутренних психических  процессов. Решающий  шаг в том  отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому назад указывал, что психология  незаконно  вырывает  из  целостного  процесса, звенья которого связаны самой природой, его  середину  —  «психическое», противопоставляя его «материальному». Так  как  психология  родилась  из этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже «никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья». Такой подход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. «Научная  психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений  о происхождении психических деятельностей» [14].

Психологи установили, что главную роль в  развитии конкретно-психологических  взглядов  на происхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в психологию понятия об интериоризации. Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными  предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане,  в  плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации —  обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся  способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж.Пиаже,  — переход, «ведущий от сенсомоторного плана к мысли» [6, c.35].

Структура деятельности – специфика в поведении, познавательная деятельность (обществознание, 10 класс)

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 317.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 317.

Особенность человека состоит в том, что он, планируя какую-либо деятельность, может предвидеть результат своего труда, ставит цели, ищет средства ее достижения. То есть, деятельность человека состоит из разных компонентов, составляющих ее структуру. Узнаем подробнее, что такое структура деятельности человека.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Цель

Одним из самых важных элементов деятельности является цель, то есть то, на что направлен труд, мысленный образ.

Цель можно проиллюстрировать примером. Скульптор решил создать памятник героям Великой Отечественной войны. Сначала он представляет, как будет выглядеть будущая скульптура, и только потом осуществляет свои замыслы, создавая то, что нарисовало его воображение. В этом случае памятник, представляемый мысленно – это цель мастера, а готовая работа – результат.

Средства

Для для того, чтобы достичь цели, человеку необходимо применять какие-либо средства, то есть то, что помогает реализовывать деятельность. Например, строитель, возводя здание, использует кирпич, цемент, разные инструменты. Есть свои средства и в познавательной деятельности: ученик для получения знаний использует учебники, карты, энциклопедии.

Результат

Поставив цель, используя специальные средства, человек получает результат. Это то, чего он хотел достичь: вещи, отношения, знания.

Результатом деятельности человека на протяжении всего исторического развития является культура. Все, что мы видим вокруг себя – дома, автомобили, предметы быта, одежду – все это появилось благодаря осознанной деятельности людей.

Мотивы

Те или иные условия побуждают человека ставить цели и достигать их. То, почему мы стремимся заняться какой-либо деятельностью, называют мотивом. Для одного и того же действия могут быть разные мотивы. К примеру, двое писателей пишут книгу. Один из них хочет заработать, продавая свой труд, стать известным. Другому просто хочется выложить свои мысли на бумаге. Другой случай: решив порадовать родителей, ученик начал активно проявлять себя в учебной, творческой и спортивной деятельности.

Действия

Деятельность выражается в каких-либо действиях. Учебная – в чтении, решении задач, написании сочинений и так далее, художественная – в написании картин, музыки, выполнении танцевальных движений и другое.

Деятельность может осуществляться осознанно (когда поставлена цель, намечены средства) и неосознанно (в результате импульсивных, необдуманных действий, но неосознанность не является нарушением действия).

В этом состоят структура и специфика деятельности.

В науке понятие деятельности часто соотносят с поведением. Попробуем понять, в чем сходство и различие данных понятий.

Поведение и деятельность человека отличаются осознанностью и целенаправленностью. Поэтому стоит строго различать понятия поведения человека и животного. Деятельность человека носит преобразовательный характер. У животных же активность обусловлена инстинктами.

Разница этих терминов в том, что деятельность – более полное и обширное понятие. Оно охватывает все виды действий, совершаемых человеком. Поведение отражает отношение человека к обществу, в котором он живет, принятие, либо непринятие им общепринятых норм и законов, степень усвоения личностью общественно важных качеств.

Что мы узнали?

Изучив тему обществознания 10 класса, мы выяснили, что осознанная деятельность имеет свою структуру. К ее элементам относятся цель, средства, действия и результат. Также важным компонентом деятельности, без которого она невозможна – мотив, то есть, то, что побуждает выполнять те или иные действия. Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, также как один мотив может являться причиной разных видов деятельности.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Андрей Куренков

    10/10

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 317.


А какая ваша оценка?

Распаковка теории деятельности

Рэйчел Пейн

Когда мне впервые представили теорию деятельности как концептуальную основу, в рамках которой я мог бы расположить дизайн, мне стало любопытно. Исследование выявило множество существующих визуальных диаграмм.

Рисунок A: Структура системы деятельности человека (адаптировано из Engeström, 2005)

Рисунок B: Система деятельности (адаптировано из Activity Theory: Mapping the Terrain)

Рисунок C: Диаграмма теории деятельности (адаптировано Davis, 2012)

Рисунок D: Иерархическая структура деятельности (адаптировано из Нарди, 2006 г.)

Изучив каждое изображение, я остался неудовлетворенным своим пониманием теории деятельности. Как дизайнер, я хочу полностью понимать концепции, с которыми работаю. Я использовал исследования, чтобы улучшить свое владение этой структурой и выяснить ее влияние на дизайн и мир в целом.

Теория деятельности служит основой для анализа деятельности. Желание взаимодействовать с окружающей средой и влиять на нее посредством деятельности лежит в основе человеческой природы (Davis, 2012). Деятельность определяется как целенаправленное взаимодействие человека с окружающей его средой. Люди используют физические и психологические инструменты для управления миром. Теория деятельности представляет собой концептуальную основу для преодоления разрыва между мотивацией и действием (Дэвис, 2012).

Чтобы лучше понять теорию деятельности, я разделил каждый узел на небольшие куски. Я начал с прошлого опыта, восприятия, мотивов, эмоций и способов рассуждения пользователя. Чтобы снизить уровень спекуляций внутри каждой категории, я определил каждый узел, используя существующие исследования и теории.

Несколько теорий эмоций возникли в результате исследований в области психиатрии и неврологии. Я преобразовал эмоциональный узел теории деятельности в высокоуровневый центр различных настроений, используя Двумерную модель настроения возбуждения-валентности Джеймса Рассела (9).0021 Рисунок E ) (Рассел, 1980). На графике Рассела показана базовая шкала эмоциональных состояний. Ось X обозначает спектр от положительного до отрицательного, а ось Y представляет уровень бдительности.

Рисунок E: Двумерная модель настроения «возбуждение-изменение» (адаптировано из Russell, 1980) действия, желания и потребности (рис. F) . Теория самоопределения — это теория мотивации, которая обращается к трем врожденным психологическим потребностям: компетентности, автономии и привязанности (Dec et all).

Рисунок F. Теория стимулов: внутренняя + внешняя мотивация (адаптировано из Ryan + Deci, 2000) Я создал визуальное представление того, как люди решают проблемы и принимают решения ( Рисунок G ). Психология рассуждений используется во многих дисциплинах, включая философию, лингвистику, когнитивистику и искусственный интеллект (Википедия, 2017).

Рисунок G: Типы логических рассуждений (адаптировано из Bradford, 2015)

Мой процесс продолжался с пониманием того, что каждый узел диаграммы теории деятельности имеет определение, список атрибутов и существующие исследования. Вместо того, чтобы продвигаться вперед по диаграмме теории активности, делая спекулятивные выводы об одном пользователе, я позволил исследованию добиться более глубокого понимания.

Как дизайнер, я могу предположить, что может чувствовать пользователь или какова его мотивация. И все же, какое значение имеет моя работа, если я просто создаю волшебный набор обстоятельств, чтобы наполнить свой дизайн? Как могут спекулятивные умозаключения не поддаваться предвзятости моего собственного опыта, восприятия, мотивов, эмоций и рассуждений? Разбиение теории деятельности на более мелкие, более удобоваримые части дало возможность избавиться от моего собственного узкого мышления.

Постоянное расширение узлов в рамках теории деятельности служит метафорой систем деятельности. Деятельность — это не одна большая система, в которой мы живем, или единый мгновенный процесс. Это миллион крошечных вещей, миллион микропонятий, действий, операций, процессов, составляющих целое. Обретение этого понимания позволяет нам проектировать за пределами наших идей, предубеждений и схем, в то же время осознавая, что у нашей аудитории есть свои собственные идеи, предубеждения и схемы. Чтобы быть эффективными визуальными коммуникаторами, мы должны осознавать наши предположения и знания нашей аудитории. Предполагать, что пользователи понимают мир так же, как и мы, — значит ограничивать.

Результирующая разработанная диаграмма ( Рисунок H ) служит визуальным инструментом для рассмотрения ситуативной последовательности через полный цикл деятельности. Как дизайнер, я могу представить изменения в опыте, восприятии, мотивах, эмоциях или рассуждениях людей (одного человека). Как этот сдвиг может повлиять на использование разработанного объекта?

Рисунок H: Визуальная исчерпывающая обработка

Как часто у нас возникает искушение «перепрыгнуть» персону в будущий цикл быстрее, чем это было бы возможно в рамках настоящего цикла деятельности? Движения, которые мы совершаем, изменяясь под влиянием мира и изменяя мир, малы — кажущиеся невидимыми нюансы. Каждый миниатюрный сдвиг опирается на себя, чтобы изменить внешний и внутренний миры.

Процесс раскрытия теории деятельности открыл много вопросов и возможностей для будущих исследований. Система деятельности — это «виртуальная машина, производящая беспорядки и инновации» (Engestrom, 2008). Каждый раунд активности немного изменит все будущие раунды. Вещи влияют на людей, а люди влияют на вещи. Для дизайнеров это открытие имеет большое значение. Пользователь никогда не увидит артефакт, интерфейс, процесс одним и тем же образом более одного раза. Мы изменяем мир и одновременно изменяем мир через все, что мы делаем. Деятельность корректирует наши умственные конструкции. Мы учим. Мы развиваемся. И мы влияем на окружающий мир.

Мы не создаем фиксированные вещи для фиксированного мира. Артефакты, которые мы производим, будут испытаны множеством способов, многие из которых останутся непредсказуемыми и, возможно, неизвестными. Как понимание этого постоянно меняющегося развития деятельности может открыть возможности для изменения дизайна артефактов и объектов? Как я могу использовать эту концепцию приобретенного знания и понимания, чтобы направить людей в новом направлении через противоречия, творчество и беспокойства?

Рэйчел Пейн — недавняя выпускница программы магистра графического дизайна Университета штата Северная Каролина с 13-летним профессиональным опытом. После выпуска Рэйчел планирует продолжить карьеру преподавателя дизайна, где она сможет раскрыть творческие таланты своих учеников.

Ссылки:

«Теория деятельности: картографирование местности». Блог PhD (точка) Net , phdblog.net/tag/activity-theory/, 2011.

Дэвис, Мередит. Теория графического дизайна (графический дизайн в контексте). Thames & Hudson, Inc., 2012. стр. 229-230.

Брэдфорд Алина. «Психология рассуждений». Live Science , 2015, www.livescience.com/21569-deduction-vs-induction.html

Engeström, Yrjö. Исследования в области развития: расширение теории деятельности на практике. Lehmanns Media, 2005.

Энгестрём, Юрьё. От команд к узлам: теоретико-деятельностные исследования сотрудничества и обучения на работе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008. Стр. 205.

Каптелинин, Виктор; Нарди, Бонни А. Действие с помощью технологий: теория деятельности и дизайн взаимодействия . The MIT Press, 2006. Стр. 64.

Рассел, Джеймс. «Циркумплексная модель аффекта » . Журнал личности и социальной психологии , 1980.

Райан, Р. М.; Деси, Э. Л. «Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию », . Американский психолог , 2000. Стр. 72.

«Теория самоопределения (Деси и Райан)». Теории обучения , learning-theories.com/self-determination-theory-deci-and-ryan.html.

«Психология мышления». Википедия , en.wikipedia.org/wiki/Psychology_of_reasoning, 2017.

Схема архитектуры человеческого разума

Архитектура человеческого разума представляет собой интегративную карту того, как человеческий разум обрабатывает информацию и регулирует внешнее поведение. Он основан на теории поведенческих инвестиций, метатеоретической формулировке, которую можно рассматривать как сочетание взглядов на поведение животных, согласующихся с точкой зрения бихевиориста Б. Ф. Скиннера (т. согласуется с точкой зрения нейробиолога и психиатра Карла Фристона (т. нервной системы, связанной с движением и расходом энергии), и точка зрения на познание, согласующаяся с точкой зрения философа и когнитивиста Джона Верваке (т. е. его интегративной модели реализации рекурсивной релевантности).

Как показано, диаграмма разделена по вертикали на четыре уровня, которые представляют иерархию управления обработкой информации в настоящий момент. Он также горизонтально разделен на три слоя, которые соответствуют сенсорной, рабочей и долговременной областям памяти.

Источник: Грегг Энрикес

Четыре уровня вертикальной структуры

Вертикальную иерархическую структуру управления можно рассматривать как прослеживающую эволюцию поведенческого контроля в животном мире. В соответствии с «моделью поведенческого производства» Ангера и Кертиса, это переходит от уровней реагирования к обучению, к мышлению и к разговору.

Первый вертикальный слой — «реагирующий». Это соответствует базовой нейронной архитектуре, которая включает в себя нейронные сети, которые служат основными единицами обработки нейроинформации. Этот домен также включает рефлексы и автоматические способы реагирования. Он также включает в себя основные процессы обучения, такие как привыкание и сенсибилизация, а также основные процедуры, которые могут выполняться автоматически.

Второй вертикальный слой включает восприятие, мотивы и эмоции, которые определяют более гибкие реакции. Он формируется обратной связью и опытом. Таким образом, его можно назвать уровнем «обучения». Он обрамлен тем, что называется формулировкой теории управления «Восприятие — Мотивация => Эмоция» в единой теории психологии. Рассмотрим, например, задачу сделать себе яйцо. Благодаря опыту у вас появляется представление об идеальном яйце, и оно становится мотивированным эталонным целевым состоянием, над созданием которого вы работаете. Когда вы разбиваете яйцо на сковороде, появляются ключевые переменные, такие как белизна яичного белка во время приготовления и текстура желтка, которые вы отслеживаете. Вы добавляете тепло, чтобы приблизить сырое яйцо к перцепционному представлению об идеальном яйце, и убираете тепло, когда оно совпадает. Традиционная точка зрения науки о поведении утверждает, что поведение меняется в зависимости от различных раздражителей. Например, мы могли бы предположить, что ключевыми переменными, контролирующими ваше поведение при приготовлении яиц, были цвет яичного белка и текстура желтка. Прозрачный яичный белок и жидкий желток, как правило, усиливают поведение при приготовлении пищи, в то время как белый яичный белок и затвердевающий желток вызывают поведенческие тенденции снимать яйцо с огня. Диаграмма позволяет взглянуть на животное как изнутри, так и снаружи, и мы можем рассматривать существенные управляющие переменные изнутри с точки зрения теории перцептивного контроля и снаружи с точки зрения обусловленности с точки зрения традиционной науки о поведении.

Третий вертикальный уровень называется «уровень мышления». В то время как уровень обучения помещает человека непосредственно в среду «агент-арена», совещательный уровень касается планирования будущих действий. В своей превосходной книге «Разум в мозгу: как мы принимаем решения и как эти решения становятся неверными» А. Дэвид Редиш описывает, как происходит мышление, когда у животных развивается перцептивная схема, которая моделирует отношения между животными и окружающей средой таким образом, что они могут работать. моделирование возможных путей инвестирования и функций для выбора путей, которые, по прогнозам, принесут наибольшую ценность. Например, Редиш сделал обзор того, как ученые-бихевиористы давно заметили, что когда крысы достигают «точки» в лабиринте и им нужно пойти либо вправо, либо влево, они выглядят так, как будто обдумывают свой выбор. Исследования подтвердили эту интерпретацию здравого смысла. Редиш и его коллеги отслеживали мозговую активность крыс в этих точках. Он сообщил результаты следующим образом: (стр. 50-51)

Мы обнаружили, что во время этих приостановленных событий «подставных проб и ошибок» репрезентация гиппокампа опережала животное, сначала вниз по одному потенциальному выбору будущего, а затем по другому. Точно так же, как мой друг представлял себе, каково это будет браться за ту или иную работу, так и крыса представляла, что произойдет, если она побежит по тропинке влево или по тропе вправо. Самое важное сделанное нами наблюдение заключалось в том, что эти [неврологически опосредованные] представления были последовательными, связными и серийными… Наши крысы действительно представляли свое будущее.

Последний слой — это говорящий слой, и он присутствует только у людей. Это относится к тому, как люди могут научиться участвовать в символическом синтаксическом общении и развивать то, что Джон Верваке называет «пропозициональным знанием». Через теорию систем оправдания Единая теория обеспечивает четкую основу того, как развивалась эта часть человеческого разума.

Горизонтальное расположение систем памяти

Схема «Архитектура человеческого разума» устроена таким образом, что соответствует хорошо известной и давно используемой трехступенчатой ​​модели обработки информации Аткинсона и Шиффрина. Сюда входят: 1) сенсорно-перцептивная «знаковая» фаза продолжительностью от одной до трех секунд; 2) фаза рабочей памяти, которая длится от 3 до 30 секунд; и 3) система хранения долговременной памяти, которая может хранить информацию на протяжении всей жизни. Правая сторона диаграммы соответствует иконической фазе памяти и представляет то, что наиболее непосредственно находится в центре внимания или на экране дисплея перцептивного внимания и субъективного опыта.

Прямо за этим экраном находится рабочая память. Рабочая память относится к информации, которая была недавно воспроизведена, и которую можно удерживать, манипулировать ею и интегрировать с сенсорно-перцептивным экраном. Рабочая память довольно ограничена по времени и емкости, ее длительность составляет всего около 20 секунд. Классическое количество объектов, которые он мог хранить, составляло «семь плюс-минус два», изложенное в известной статье Джорджа Миллера, хотя более поздние исследования показали, что эта оценка была несколько завышенной.

Модель многокомпонентной рабочей памяти Баддели предлагает превосходную карту этой области, которая согласуется с моделью разума, с которой мы работаем. Модель Баддели предполагает, что в систему рабочей памяти входят четыре различных функциональных элемента: (1) контроллер внимания, который направляет фокус, и три системы временного хранения, а именно (2) зрительно-пространственный блокнот, (3) фонолого-вербальный цикл. и (4) система, которая связывает кратковременную память с долговременной памятью.

Наконец, существует долговременная память, которая существует в течение гораздо больших промежутков времени и имеет гораздо большую емкость. Как показано на схеме, долговременную память человека можно разделить на семантическую, эпизодическую и процедурную системы памяти. Семантическая память связана с фактами, часто представленными лингвистически. Эпизодические воспоминания связаны с переживаниями, обычно важными или эмоционально заряженными, и вспоминаются с определенной точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *