Структура личности гуманистическая психология: Гуманистическая психология и психологическая структура личности

Содержание

34.Развитие личности с позиции гуманистической психологии.

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, К. Роджерс, является «Я-концепция». Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентною (противоречивой). Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом.

Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствования человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 PP) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека — это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов. В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом: человека следует изучать только в ее целостности; каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем; жизнь личности должно рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; индивид является активной, творческой лицом; человек владеет потенция к непрерывного развития и самореализации; личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

35,36.Гуманистическа психология и бихевиорим.Гуманистическая психология и психоанализ.

Впервые термин «гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течениягуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы.

1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов — инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или

предписанных ролей.

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели — это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос «почему?», а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».

Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр.

Представители второго подхода — Маслоу и Роджерс — постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

Психологическая структура личности

Версия  шаблона2.1
ФилиалКалужский
Вид работыКурсовая работа
Название  дисциплиныОбщая психология
ТемаПсихологическая структура личности
Фамилия студентаЛожкина
Имя студентаВалерия
Отчество  студентаНиколаевна
№ контракта06400080702005

 

Введение……………………………………………………………………………………3

1.Личности………………………………………………………………………………….5

1.1 Основные принципы гуманистической психологии……………………………….

.6

1.2 Определение становления личности………………………………………………..11

2 Формирование и развитие личности………………………………………………….17

2.1 Воспитание и самовоспитание ……………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………………….22

Глоссарий…………………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………………………26

Приложение………………………………………………………………………………27

В нашей обыденной  жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», им родственные, не всегда задумываясь  над их содержанием. Между тем  слово «психология», возникшее в  XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает «учение о душе». Понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика». Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач. Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.
В западной психологии именно

интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим  проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

      Рассматривая  различные теории личности, можно  отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность человеку для чего-то необходима! Человеку нужно быть личностью Последняя выполняет какие-то функции в жизнедеятельности человека.

      Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они  почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.

      Абрахам Маслоу:

      Ученые, причисляющие себя к гуманистическому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «движение за осуществление возможностей человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

      Некоторые теоретики в значительной степени  склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель  гуманистической теории личности. Его  теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

      Жизнь человека нельзя понять, если не принимать  во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.

      Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.

1.1 Основные принципы  гуманистической психологии

      Термин  гуманистическая психология был  придуман группой персонологов, которые  в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

      Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания  уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий в мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное не существование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма». Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

      Только  сами люди, брошенные в водоворот  жизни в данный момент времени  и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет, человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – «Я есть мой выбор».

      Наиболее  важная концепция, которую гуманистические  психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за осуществление как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу осуществить мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью.

      Несмотря  на то, что становлению отводится  большая роль, гуманистические психологи  признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

      Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь и сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто». В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

      Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих  в основе гуманистической позиции  Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальтпсихологии: «Целое – больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

гуманистических взглядов на личность | безграничная психология |

Гуманистическая теория личности Маслоу

Гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от базовых потребностей к самоактуализации.

Цели обучения

Кратко изложите гуманистическую теорию личности Маслоу

Ключевые выводы

Ключевые положения
  • Как лидер гуманистической психологии Абрахам Маслоу подошел к изучению личности, сосредоточив внимание на субъективных переживаниях, свободе воли и врожденном стремлении к самореализация .
  • Маслоу расширил область гуманистической психологии, включив в нее объяснение того, как человеческие потребности меняются на протяжении всей жизни человека и как эти потребности влияют на развитие личности.
  • Иерархия потребностей Маслоу ранжирует человеческие потребности от самых основных физических потребностей до самых продвинутых потребностей самореализации. Человек должен усвоить и освоить каждый уровень потребности, прежде чем перейти к следующей потребности.
  • Маслоу изучал личности самоактуализирующихся и обнаружил, что у них много общего; он считал, что самоактуализация указывает на синдром связной личности и представляет собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование.
  • Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости, а также за их предвзятость к западной культуре.
Ключевые термины
  • трансцендентность : Высшее совершенство; превосходство.
  • гуманистическая психология : Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.
  • самореализация : Согласно гуманистической теории, реализация своего полного потенциала; может включать творческое самовыражение, стремление к духовному просветлению, стремление к знаниям или желание дать обществу.
Часто называемый в психологии «третьей силой», гуманизм был реакцией как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические нарушения, так и на взгляд бихевиористов на людей, пассивно реагирующих на окружающую среду. Двумя ведущими гуманистическими теоретиками, добившимися успехов в области психологии личности, были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Гуманизм Абрахама Маслоу

Как лидер гуманистической психологии Абрахам Маслоу подошел к изучению психологии личности, сосредоточив внимание на субъективных переживаниях и свободе воли. В основном его интересовало врожденное стремление человека к самоактуализации — состоянию удовлетворения, в котором человек достигает наивысшего уровня своих возможностей. Маслоу позиционировал свою работу как жизненно важное дополнение к работе Фрейда, говоря: «Это как если бы Фрейд дал нам больную половину психологии, и теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной».

В своем исследовании Маслоу изучал личности людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Он обнаружил, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, творчество, любовь, непосредственность, сострадание, забота о других и принятие себя.

Личность и иерархия потребностей

Маслоу, пожалуй, наиболее известен своей теорией иерархии потребностей, в которой он предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Эти потребности варьируются от самых основных физиологических потребностей выживания до потребностей более высокого уровня самоактуализации и трансцендентности. Иерархию Маслоу чаще всего визуально представляют в виде пирамиды, в которой самые большие и фундаментальные физиологические потребности находятся внизу, а самые маленькие, самые продвинутые потребности в самореализации — наверху. Каждый уровень пирамиды должен быть удовлетворен, прежде чем двигаться вверх по пирамиде к более высоким потребностям, и этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Иерархия потребностей Маслоу : Абрахам Маслоу разработал человеческую иерархию потребностей, которая представлена ​​в виде пирамиды, чтобы показать, как люди переходят от одного уровня потребностей к другому. Сначала должны быть удовлетворены физиологические потребности, затем потребности в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности, затем в уважении и, наконец, в самоактуализации.

Маслоу считал, что успешное удовлетворение каждого уровня потребностей жизненно важно для развития личности. Наивысшая потребность в самореализации представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала, и те люди, которые наконец достигли самоактуализации, как говорят, представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование. Маслоу расширил поле психологических исследований, включив в него полностью функциональных людей, а не только людей с психозами, и пролил более позитивный свет на психологию личности.

Характеристики самоактуализаторов

Маслоу рассматривал самоактуализаторов как величайших деятелей человеческой расы. Он изучал выдающихся личностей, чтобы лучше понять, какими характеристиками они обладали, что позволило им достичь самореализации. В своем исследовании он обнаружил, что многие из этих людей имеют определенные черты характера.

Большинство самоактуализирующихся обладали большим чувством осознания, сохраняя почти постоянное удовольствие и трепет перед жизнью. Они часто описывали пиковых переживаний , во время которых они чувствовали такое сильное удовлетворение, что, казалось, превосходили самих себя. Они активно участвовали в деятельности, которая могла бы вызвать это чувство единства и осмысленности. Несмотря на этот факт, большинство из этих людей казались глубоко укоренившимися в реальности и были активными искателями проблем и их решениями. Они развили уровень принятия того, что нельзя было изменить, и уровень спонтанности и устойчивости, чтобы справиться с тем, что можно было изменить. У большинства из этих людей были здоровые отношения с небольшой группой, с которой они часто взаимодействовали. Согласно Маслоу, самоактуализированные люди указывают на когерентный синдром личности и представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование.

Критика теорий Маслоу

Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости. Как и во всех ранних психологических исследованиях, были подняты вопросы об отсутствии эмпирических данных, использованных в его исследованиях. Из-за субъективного характера исследования целостный подход допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточное количество постоянных переменных, чтобы его можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности. Кроме того, иерархию потребностей обвиняли в культурной предвзятости, в основном отражающей западные ценности и идеологию. Критики утверждают, что эта концепция рассматривается относительно каждой культуры и общества и не может применяться повсеместно.

Гуманистическая теория личности Роджерса

Гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.

Цели обучения

Кратко изложите гуманистическую теорию личности Роджерса

Ключевые выводы

Ключевые положения
  • Карл Роджерс был влиятельным гуманистическим психологом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности.
  • Роджерс считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью (феноменальным полем), которая непрерывно изменяется. Со временем у человека вырабатывается я-концепция, основанная на обратной связи из этого поля реальности.
  • В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным.
  • Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. Насколько близко реальное «я» человека совпадает с его идеальным «я», называется конгруэнтностью.
  • Роджерс считал, что полностью функционирующие люди могут достичь «хорошей жизни», в которой они постоянно стремятся реализовать свой потенциал и позволяют своей личности проявляться из своего опыта.
  • Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных в исследованиях.
Ключевые термины
  • целостный : Отношение к целому вместо разделения на части.
  • гуманистическая психология : Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.
  • конгруэнтность : Пример или точка согласия или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса.
  • феноменальное поле : Наша субъективная реальность, все, что мы осознаем, включая объекты и людей, а также наше поведение, мысли, образы и идеи.

Карл Роджерс : Карл Роджерс был выдающимся психологом-гуманистом, известным своей теорией личности, которая подчеркивает изменения, рост и потенциал для человеческого блага.

Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения. Вместе с Абрахамом Маслоу он сосредоточился на потенциале роста здоровых людей и внес большой вклад в наше понимание себя и личности. Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной. Они подчеркивали свободную волю и самоопределение, при этом каждый человек желал стать лучшим человеком, которым он может стать.

Гуманистическая психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира. Роджерс продвинул эту область, подчеркнув, что человеческая личность является активным, творческим, переживающим существом, которое живет в настоящем и субъективно реагирует на текущие восприятия, отношения и встречи. Он ввел термин актуализирующая тенденция , который относится к основному инстинкту человека добиваться успеха с максимально возможными способностями. С помощью личностно-ориентированного консультирования и научных терапевтических исследований Роджерс сформировал свою теорию развития личности, в которой подчеркивается свобода воли и огромный резервуар человеческого потенциала для добрых дел.

Развитие личности и Я-концепция

Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта. Он считал, что каждый существует в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого он находится. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.

Феноменальное поле : Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Роджерс считал, что любое поведение мотивировано стремлением к самоактуализации, которое побуждает человека достигать наивысшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими индивидуум формирует структуру «я» или я-концепцию — организованную, подвижную концептуальную модель понятий и ценностей, связанных с собой. Если у человека положительная самооценка, он, как правило, хорошо относится к тому, кто он есть, и часто воспринимает мир как безопасное и позитивное место. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.

Идеальное Я против Реального Я

Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». идеальное я — это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы испытываем конгруэнтность , когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна. Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое расхождение между нашим идеальным и действительным «я», мы переживаем состояние, которое Роджерс назвал «9». 0016 несоответствие , которое может привести к дезадаптации.

Безусловное положительное отношение

В развитии я-концепции Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Люди, выросшие в среде безусловного положительного отношения, в которой нет предвзятых условий ценности, имеют возможность полностью реализоваться. Когда люди воспитываются в среде с условно-положительным отношением, , в котором ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать или достигать этих условий, чтобы получить любовь или положительное отношение, которых они жаждут. Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей истинной актуализирующей тенденции; это способствует несоответствию и большему разрыву между реальным я и идеальным я.

«Хорошая жизнь»

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не этапов развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «9».0016 хорошая жизнь». Эти люди позволяли личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту — они уходят от оборонительной позиции.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы он соответствовал личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора – они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность — им можно доверять, чтобы действовать конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добродетелью конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут сильнее переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Критика теорий Роджерса

Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных, используемых в исследованиях. Целостный подход гуманизма допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточно постоянных переменных, чтобы их можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности.

Лицензии и авторство

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless. com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
  • Современная педагогическая психология/Глава 3: Развитие учащихся/социальное развитие: отношения и личные мотивы. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : https://en.wikibooks.org/wiki/Contemporary_Educational_Psychology/Chapter_3:_Student_Development/Social_Development:_Relationships_and_Personal_Motives. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Иерархия потребностей Маслоу. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • БЛОК 12: РАЗРАБОТКА. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/TLBrink_PSYCh22.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Психология личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Абрахам Маслоу. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • самореализация. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • превосходство. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Колледж OpenStax, психология. 29 июля 2015 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx. org/contents/[email protected]:64/Психология. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Maslow%27s_Hierarchy_of_Needs.svg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Психология личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Fringe Psychology. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Карл Роджерс. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • ЧАСТЬ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/TLBrink_PSYCH01.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Феноменальная теория поля. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Phenomenal_field_theory. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • феноменальное поле. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • целостный. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • соответствие. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Maslow%27s_Hierarchy_of_Needs.svg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

ПредыдущийСледующий

Гуманистическая перспектива и личность — Роджерс, Маслоу и Келли

Роджерс, Маслоу и Келли

Роджерс, Маслоу и Келли

Изучение своей личности поможет вам ставить перед собой лучшие жизненные цели, развивать свои сильные стороны и преодолевать свои слабости. Поскольку изучение личности так важно, теоретики придумали соответствующие исследования, которые помогают нам понять различные типы личности. Гуманистический подход к личности был разработан такими известными теоретиками, как Роджерс, Келли и Маслоу. Связь между гуманистической перспективой и личностью относительно современна по сравнению с когнитивистскими и бихевиористскими взглядами.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Культура
  2. Психодинамические теории
  3. Бихевиоризм
  4. Социальные когнитивные теории
  5. 900 15 Теория черт

Личность и Роджерс

В его теории Роджерс заявил, что у организма есть одна основная цель: самоактуализация. Он выразил свой чрезвычайно оптимистичный подход, когда объяснил, что у всех нас есть тенденция расти, пока мы не достигнем «актуализации». По его словам, мы существуем, потому что нам нужно удовлетворять эту потребность.

Роджерс описал «полностью функционирующего человека» как человека, который активно предпринимает шаги к самореализации. В отношении личности этот человек открыт и доверяет своим чувствам и своему окружению.

Теория Роджерса подчеркивала, что главным показателем того, что мы достигнем самоактуализации, является наш детский опыт. Каждый ребенок нуждается в безусловной любви и принятии со стороны близких ему людей. Однако современное общество диктует, что ребенка будут любить и заботиться о нем только в том случае, если он соответствует ожиданиям значимых других (например, тихий, воспитанный, послушный). Из-за этого Роджерс предположил, что эти внешние условия оказывают все большее влияние на поведение человека. Когда его поведение и действия постоянно подкрепляются такими условиями, у индивида формируется тот тип личности, который соответствует общности его поведения.

Личность и Маслоу

Одна из наиболее распространенных моделей, используемых в психологии, Иерархия потребностей была результатом исследования Абрахамом Маслоу основных мотиваций животных и людей. Маслоу объяснил потребности человека в виде пирамиды. Внизу пирамиды находятся физиологические потребности (воздух, пища, вода и т. д.). Рядом с ним находятся потребности в безопасности и защищенности (кров, защита и т.д.). Далее идут потребности в любви и принадлежности (принятие, привязанность, дружба и т. д.). Четвертая часть включает потребности в самооценке (чувство власти, власти, признательности и т. д.). И на вершине находится самоактуализация или стремление быть лучшим. Эти пять человеческих потребностей побуждают нас переходить от примитивных потребностей к более высоким потребностям.

Как и предполагал Роджерс, Маслоу считал, что нашей конечной жизненной целью является самореализация. Некоторые характеристики самореализованной личности:

  • Автономность и независимость

  • Точное восприятие реальности

  • Способность принимать себя, других и общество

  • 9001 5

    Часто чувствует себя единым целым с природой

  • Демократичный и признательный

Поскольку человеку свойственно стремиться к этим положительным качествам, мы склонны

Личность и Келли

Теория, разработанная Джорджем Келли, была основана на представлении о том, что у нас есть различные способы интерпретации и предсказания обстоятельств, и что это приводит к нашим индивидуальным различиям. Эти различия, которые он назвал «личными конструктами», являются инструментами, которые мы используем для получения информации из внешнего мира и обработки ее внутри нашего разума. Когда мы взаимодействуем с окружающей средой и внутри себя, такой способ взаимодействия является для Келли нашей личностью.

Гуманистическая теория Келли основана на Фундаментальном постулате, который гласит, что способ, которым человек предвосхищает события, направляет его психологический процесс. Это означает, что наши действия определяются нашими ожиданиями от внешнего мира, основанными на нашей интерпретации прошлого опыта. Например, если человек считает других открытыми и дружелюбными, у него будет больше склонности становиться более общительным и открытым для людей. Однако, если он видит других грубыми и эгоцентричными, он будет склонен доверять только себе и станет безразличным.0005

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *