Понятие и структура личности | Диплом по психологии
Перейти к содержимому
Понятие личности
На данном историческом этапе в психологии не существует однозначного и общепринятого определения личности. Наиболее распространенным является представление, вытекающее из разграничения индивида, личности и индивидуальности:
- Индивид – человек как биологическое существо;
- Личность – человек как социальное существо;
- Индивидуальность – человек как уникальное существо. Понятие индивидуальности подчеркивает своеобразие каждого конкретного человека.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Концепции структуры личности в отечественной психологии
- Концепция Рубинштейна: личность состоит из следующих четырех компонентов:
- Направленность – мотивационно-ценностная сфера личности, включающая глубокие, устойчивые и относительно независимые от наличной ситуации потребности, мотивы и цели, а также базирующиеся на них ценностные ориентации, убеждения и склонности, в совокупности составляющие мировоззрение человека. Направленность определяет избирательность всех форм активности человека.
- Характер – совокупность индивидуальных свойств личности, обусловленных ее отношениями к миру и к самому себе и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения.
- Темперамент – совокупность формально-динамических свойств личности.
- Способности – индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности.
- Концепция Платонова: личность состоит из следующих компонентов, которые могут быть рассмотрены как уровни:
- Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение) – высший уровень структуры личности. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
- Индивидуальный социальный опыт (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки) – формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
- Индивидуальные особенности психических процессов (индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей) – зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
- Биологически обусловленные свойства личности (темперамент, половые и возрастные особенности) – низший уровень структуры личности.
- Концепция Ананьева
Характер Социальный статус Социальные роли Направленность Особенности социального поведения Характер коммуникаций и отношений с другими людьми Темперамент
Концепции структуры личности в зарубежной психологии
- Психоанализ: личность состоит из трех компонентов:
- Ид (Оно) – врожденное бессознательное. Ид – бессознательная часть психики, совокупность биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.
- Эго (Я) – сознание. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Эго сознания находится в состоянии постоянного конфликта с Ид, подавляет врожденные влечения. На Эго воздействуют три силы: Ид, Супер-Эго и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Эго старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
- Супер-Эго (Сверх-Я) – приобретенное бессознательное. Супер-Эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.
- Бихевиоризм: личность составляют:
- Врожденные инстинкты, основанные на безусловных рефлексах;
- Приобретенные в процессе научения формы поведения, основанные на условных рефлексах (закрепленные по принципу удовольствие впечатывает, боль стирает).
- Гуманистическая теория личности Маслоу:
- Физиологические потребности;
- Потребность в защите и безопасности;
- Потребность в социальных связях;
- Потребность в уважении и самоуважении;
- Потребность в самоактуализации.
- Ролевая теория личности (некоторые авторы): Личность – это совокупность исполняемых ею ролей.
📖 О системе «личность»[25]. Б. И. Додонов, Раздел II. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. Психология личности в трудах отечественных психологов. Куликов Л. B. Страница 18. Читать онлайн
…
Правильное, соответствующее системному подходу определение такой функции требует прежде всего рассмотрения личности как компонента другой, более высокой системы, как «частицы» общества, функция которой не может быть оторвана от жизни последнего. В то же время личность отнюдь не такой компонент системы высшего ранга, каким, скажем, является винтик для машины…
Зададимся же вопросом: какие содержательные характеристики личности могут влиять на способ ее общественного бытия? Очевидно, таких характеристик будет всего три: это, во-первых, ее общественный статус, это, во-вторых, ее социально значимые физические особенности и это, в-третьих, ее психологический склад. Таков, надо думать, и есть основной «морфологический» состав системы «личность».
Социальный статус характеризует личность как компонент, зависимый от общества. Психологический склад и физические особенности, напротив, принадлежат личности как относительно самостоятельной системе, способной к определенному выбору доступных для нее общественных ролей и индивидуально-своеобразному их исполнению. Они (психологический склад и физические особенности) репрезентируют управляющую и исполнительную подсистемы социализированного индивида.
Поскольку же все поведение человека непосредственно определяется управляющей подсистемой, субъективно отражающей в себе и его социальный статус, и его физические возможности, именно психологический склад личности станет предметом нашего дальнейшего анализа. Для этого сначала надо выделить те элементы, из которых «строятся» непосредственно составляющие его более сложные психологические образования.
«Идеальные содержания» личности как элементы ее основных психологических образований… В роли основного ряда компонентов психологического склада личности в нашей модели будут выступать функциональные объединения определенных содержаний личности…
Основные классы идеальных содержаний личности. В основу выделения элементов идеального содержания личности должен быть положен не онтологический, а логический принцип. Следуя ему, прежде всего разделим все идеальные содержания на мотивирующие и ориентирующие. Затем первые опять-таки на те, что несут в себе готовые цели, определяя инициативное поведение личности, и те, что представляют собой закрепившиеся эмоциональные оценки действительности, обеспечивающие ситуативные реакции на разные жизненные обстоятельства. Вторые на понятийно-образную информацию о мире и сложившиеся в опыте жизни «схемы» умственных действий, управляющие извлечением, преобразованием, приумножением и практическим использованием этой информации. Четыре выделенных таким путем разных класса идеальных содержаний нашей психики, согласно обычной терминологии, представляют собой опредмеченные потребности во всех их модификациях, устойчивые психологические отношения, знания и умения. Первый класс элементов мы будем называть также блоком целевых программ, а третий блоком операторов.
‹…› Если рассмотреть каждый класс идеальных содержаний как отдельный их блок и задаться вопросом о дифференцировке элементов содержания внутри него, то одним из важнейших их различий будет степень широты и устойчивости. Знания человека могут касаться самых общих законов природы, общества и человеческого мышления и могут относиться к более частным сферам его жизни или даже к совсем незначительным фактам его бытия. Целевые программы могут быть программами жизни человека и программами сегодняшнего вечера и т. д. Иначе говоря, каждый блок содержаний (независимо от их реального вхождения в те или иные функциональные образования психологического склада личности) имеет «многоэтажное», иерархическое строение. Верхние «этажи» его при этом беспрестанно достраиваются и перестраиваются, но чем ближе мы будем подходить к их основанию, тем со все более прочными, фундаментальными содержаниями личности будем иметь дело. Именно вследствие этого зрелая личность диалектически сочетает в себе и крайнюю динамичность, и нередко исключительную устойчивость. Она, как дерево, которое каждый год выпускает новые побеги и покрывается новой листвой, но которое обычно сохраняет почти неизменным главное: корни, ствол и ветви.
Компоненты психологического склада личности. Наряду с тем разграничением идеальных содержаний личности, о котором говорилось выше, их следует разделить еще по одному принципу: в зависимости от того, относятся они к внешнему миру или к самому индивиду. В связи с этим в системе психологического склада личности нами выделяются экстраверсивная и интроверсивная подсистемы.
Подсистема экстраверсии. Можно, очевидно, установить отнюдь не случайную аналогию между «регуляционными механизмами», которые осуществляют регуляцию поведения людей со стороны общества, и собственными управляющими механизмами личности. И те и другие обеспечивают три вида ориентаций, необходимых для успешного функционирования как общества в целом, так и отдельного индивида. Эти ориентации суть следующие: 1) общее понимание той действительности, в «пространстве» которой приходится действовать; 2) целевая ориентация и 3) ориентация, обеспечивающая быстрое реагирование на разного рода типичные ситуации и обстоятельства жизни.
В системе самой личности функции регулятора поведения выполняют ее мировоззрение, направленность и характер.
…Первый из компонентов личности мировоззрение– представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий.
…Направленность личности– это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Иначе говоря, это то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта.
Еще один из упомянутых нами компонентов психологического склада личности ее характер. С наших позиций характер– это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ними стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации…
Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируясь под сильным воздействием мировоззрения и особенно направленности человека, ни в коей мере не перекрывает их, он определяет реактивное, а не инициативное первичное поведение личности. Другое дело, что сама вызванная внешним импульсом реакция характера может послужить началом формирования новой целевой программы, которая затем войдет в состав направленности личности…
Три описанных выше компонента психологического склада личности представляют собой регуляторы нашего поведения с готовым информационным содержанием, но личность нуждается в постоянном притоке все новой информации из внешнего мира и извлечении уже имеющихся знаний о нем из «хранилищ памяти». Она нуждается также в анализе этой информации, ее преобразовании, перекодировке и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Этой цели служит четвертый, самый сложный компонент психологической системы человека его способности. Способности (как, впрочем, и другие компоненты личности) можно характеризовать по их проявлению и тогда их удобно называть качествами, особенностями и т. п. и можно рассматривать как некоторые структуры идеальных содержаний, «вложенный» в сами схемы функциональных систем процессов и тогда их лучше определять как образования личности…
Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как их простая сумма, а как их определенная система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Неслучайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т. е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид» (А. В. Петровский, 1982). Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во-первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которыми ребенок уже рождается. В-третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Способности это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.
Интроверсивная подсистема, или «Я» личности. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующая система. Объектом ее внимания и деятельности служит поэтому не один лишь внешний мир, но и она сама. Феноменально это проявляется в чувстве своего «Я».
«Я» личности не следует понимать как некоего гомункулуса, стоящего над всеми другими ее компонентами и обладающего по отношению к ним «верховной властью». Его образующие это некоторые части содержания все тех же личностных структур, которые уже были нами рассмотрены. «Я», таким образом, включает в себя и, так сказать, «самовоззрение» (представления о себе и свою самооценку), и программы своего самосовершенствования, и привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, и способности самонаблюдения, самоанализа и саморегуляции. Именно через «Я», которое дает возможность человеку ориентироваться в себе, как и во внешнем мире, в наибольшей степени осуществляются объединение всех компонентов личности в единое целое и постоянная гармонизация (согласование) его компонентов.
Но «Я», повторим, не есть какой-то особый верховный решатель судеб личности. Рефлексируя, человек оценивает себя с позиции своего общего мировоззрения и направленности.
Структура психологического склада личности и индивидуальные качественные характеристики его компонентов.
Структура любой системы неразрывно связана с ее функциями. Поскольку общая регуляционная функция психологического склада личности состоит из функций его компонентов, в его общей структуре тоже могут быть соответственно выделены связи первого и второго порядков…
Мы полагаем, что ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности является ее направленность. Все остальные компоненты так или иначе «работают» на нее. Это относится даже к мировоззрению человека. В своей доличностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка еще тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и у взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение его потребности.
Конечно, сказанное здесь еще далеко не раскрывает всей сложности взаимоотношений между направленностью личности и ее мировоззрением. Нам важно наметить лишь самое общее представление о структурных связях между ними, которое сводится к тому, что мировоззрение скорее помогает человеку развить свою направленность, чем первично определяет ее.
Ясно видна, например, служебная роль по отношению к направленности личности ее способностей и характера. Бывают, правда, случаи, когда они не вполне ей соответствуют. Но тогда индивид, осознав это несоответствие, пытается «подтянуть» их до уровня своей направленности.
Функция самого осознания такого несоответствия и усилий по его ликвидации, как уже было сказано в предыдущем разделе статьи, ложится на «Я» личности. Таковы в самом общем виде структурные взаимоотношения между компонентами ее психологического склада, делающими его единым, хотя и очень сложным образованием. И если в отдельные моменты поведения личности на первый план может более отчетливо выступать роль то одного, то другого ее психологического компонента, то в целом ее деятельность определяется всеми ими. При этом чем в более ответственной обстановке личность действует, тем более полно в регуляции ее действий участвуют все ее компоненты. Вот почему даже явно робкий по характеру человек в иные моменты может вести себя мужественно, несдержанный сдержанно, легкомысленный серьезно, рассеянный внимательно.
В заключении этой части статьи бегло коснемся еще вопроса об интегративных качественных характеристиках отдельных психологических компонентов личности при рассмотрении ее в плане индивидуальности. Такие характеристики, вообще говоря, могут даваться с разных точек зрения, о которых мы сейчас специально говорить не станем. Отметим лишь очень важные: характеристику компонента под углом зрения его моральной оценки и под углом зрения степени консолидации его элементов. Так, например, рассматривая компоненты личности под первым углом зрения, мы можем говорить о ее коллективистской или индивидуалистической направленности, о ее отзывчивом или черством характере, о ее хороших или плохих способностях и т. д. Характеризуя же направленность личности с позиций второй плоскости ее анализа, мы должны определить, насколько отдельные составляющие ее целевые программы сложились в единую, внутренне согласованную их систему. Может существовать личность с доминирующей коллективистской направленностью и просто с коллективистской направленностью это не одно и то же. И совсем не потому, что вторая лишена каких-либо стремлений к личному счастью и самоутверждению. Просто у нее коллективистские потребности настолько проникли во все другие, что ни удовлетворения личного честолюбия, ни самого счастья она не мыслит на ином пути, кроме пути самого честного и самоотверженного служения интересам общества. Простое же доминирование одних потребностей-программ над другими всегда чревато возможностью возникновения внутренних конфликтов, борьбы мотивации и тяжелых эмоциональных переживаний. Особой, более широкой индивидуальной психологической характеристикой личности является мера ее экстраверсии-интроверсии, определяемая соотношением ее экстраверсивной «части» с ее «Я».
Личность в системно-интегративном аспекте. Личность обладает относительно немногими интегративными характеристиками, раскрывающими в самых главных чертах ее индивидуальный облик. В первую очередь он определяется тремя основными параметрами личности: степенью ее человечности, талантливости и социопсихофизической гармоничности, проявляющейся в ее общем психическом настрое. Кратко остановимся на каждом из них.
Понятие человечность близко к понятию доброта, но гораздо шире и глубже последнего. Доброта это просто качество характера, добрым может быть и человек с очень узким и ограниченным, мещанским мировоззрением. Истинная человечность требует широкого гуманного взгляда на мир в целом, дающего себя знать в отношении и к близким, и к «дальним», и к человеку, и к природе, и к науке, и к искусству. Она проявляется не только в простой, реактивной отзывчивости на чужое горе, но в наличии у человека программ активной борьбы со злом. Человечность несовместима с национализмом, плохо развитым чувством человеческого достоинства, всепрощенчеством и т. д.
В интегративном качестве человечности, как в никаком другом, сказывается единство человека и общества.
Талантливость (талант, гениальность) обычно трактуется как высшая степень развития способностей. Но так ее можно трактовать только при очень широком понимании последних. А это не только препятствует нахождению собственного места способностей в системе психологического склада личности, но и скрывает сложную диалектику развития таланта, ведя к ряду неверных выводов также и практического, прикладного порядка. Считается, что максимума своего развития способности достигают к 20–25 годам. Далее постепенно начинается возрастное снижение способностей. Конечно, не все люди стареют одинаково быстро. Существуют многочисленные факты, когда отдельные лица добиваются самых высоких своих творческих успехов в возрасте за 60 и даже за 70 лет.
Все это свидетельствует о том, что креативность человека определяется не одним, а по крайней мере двумя факторами, динамика которых характеризуется разной направленностью. Снижение способностей с возрастом может компенсироваться и даже сверхкомпенсироваться продолжающимся обогащением идеальных содержаний его мировоззрения, направленности характера и «Я»-системы. Снижается способность к наиболее интенсивному и безошибочному оперированию информацией, но часто продолжают расти возможности личности к рассмотрению действительности со все новых и новых оригинальных точек зрения, определяемых все обогащающимися отношениями человека к миру.
Психический настрой личности объясняется как ее внутренней гармоничностью или дисгармоничностью (когда «находишь корень мук в себе самом и небо обвинить нельзя ни в чем» М. Ю. Лермонтов), так и определенными физическими качествами индивида, внешними обстоятельствами его жизни.
Общий психический настрой личности имеет множество оттенков, наиболее противостоящими из которых являются оптимистический, мажорный и трагедийный. Примером человека с устойчивым мажорным настроением может служить известный французский живописец Огюст Ренуар, о котором А. В. Луначарский писал так: «Ренуару было присуще внутреннее необыкновенное единство настроения; собственно говоря, ему всегда было присуще одно и то же настроение, но очень богатое. Это настроение было счастье».
Противоположным ему был, например, психический настрой Врубеля.
Пятифакторная модель структуры личности: обновление
Пятифакторная модель (ПФМ) общей структуры личности состоит из пяти широких областей невротизма (или эмоциональной нестабильности в сравнении со стабильностью), экстраверсии (в сравнении с интроверсией), открытости ( или нетрадиционность), уступчивость (против антагонизма) и добросовестность (или ограничение против расторможенности). Каждый из этих доменов включает в себя более специфические аспекты (например, легковерный и циничный, кроткий и агрессивный, мягкосердечный и бессердечный, бескорыстный и эксплуататорский находятся в области приятности и антагонизма).
FFM уходит своими корнями в лексическую парадигму, которая основывается на неопровержимом предположении, что то, что представляет наибольшую важность, интерес или значение для людей при описании себя и других, будет закодировано в языке. Фундаментальные области личности появляются по мере того, как люди разрабатывают все больше и больше слов для описания градаций, вариаций и нюансов соответствующей области. Естественная, врожденная структура личности обеспечивается эмпирическими отношениями между терминами-признаками, а структура английского языка хорошо подошла к «большой пятерке». Большая пятерка также была воспроизведена в немецком, чешском, голландском, филиппинском, иврите, венгерском, итальянском, корейском, польском, русском, испанском и турецком языках, хотя воспроизведение невротизма и открытости не так сильно, как воспроизведение домены приятности, экстраверсии и добросовестности1.
Эмпирическая поддержка FFM как структурной модели личности является существенной, включая многовариантную генетику поведения, прошлое детства, временную стабильность на протяжении всей жизни, координацию когнитивной нейронауки и кросс-культурную репликацию1. В обширной эмпирической литературе также было показано, что FFM полезен для прогнозирования значительного числа важных жизненных результатов, как положительных, так и отрицательных2.
Cuijpers и соавт.3 сравнили экономические затраты на невротизм ЖЖМ (востребованность медицинских услуг в рамках первичной и вторичной психиатрической помощи, наличные расходы и производственные потери) с затратами, связанными с распространенными психическими расстройствами (например, настроением, тревогой, употреблением психоактивных веществ). и соматические расстройства). Экономические издержки невротизма примерно в 2,5 раза превышали издержки обычных психических расстройств.Учитывая, что «Большая пятерка» учитывает практически каждый термин черты в языке, неудивительно, что FFM учитывает каждую дезадаптивную черту личности, включая те, которые определяют синдромы расстройства личности по МКБ и DSM1. Модели многомерных признаков, включенные в раздел III DSM-5 и МКБ-11, явно согласованы с FFM. FFM также обеспечивает основу темперамента и личности для широко цитируемой Иерархической Таксономии Психопатологии4, многомерной структурной модели, которая охватывает большую часть всех форм психопатологии.
Расстройства личности по МКБ и DSM легко понять как неадекватные варианты FFM, но это не означает, что какое-либо измерение FFM будет полностью учитывать каждое расстройство личности. Большинство существующих показателей FFM не оценивают все его дезадаптивные варианты и, следовательно, не могут учитывать все компоненты и корреляты соответствующего расстройства личности. Например, существуют неадаптивные варианты для всех десяти полюсов всех пяти доменов FFM, но существующие меры, как правило, не позволяют оценить неадекватные варианты добросовестности (например, компульсивность), открытости (например, магическое мышление), покладистости (например, подчинение) , низкий невротизм (например, бесстрашие) и экстраверсия (например, доминирование), тем самым ограничивая способность скрывать черты, лежащие в основе обсессивно-компульсивного, шизотипического, зависимого и психопатического расстройств личности соответственно. Обсессивно-компульсивное расстройство личности в основном определяется неадекватной сознательностью (например, перфекционизмом, компульсивностью, трудоголизмом и руминативным обдумыванием), но большинство показателей добросовестности ЖЖМ не оценивают эти неадекватные варианты.
Тем не менее, были разработаны меры для оценки дезадаптивных черт FFM, в том числе шкалы пятифакторной модели расстройств личности5, личностный опросник для DSM-56 и личностный опросник для МКБ-117.Существует ряд преимуществ в концептуализации расстройств личности по МКБ и DSM с точки зрения FFM. Многие из синдромов расстройства личности по МКБ и DSM имеют ограниченный исследовательский интерес и неадекватную эмпирическую поддержку. FFM привносит в расстройства личности существенный объем конструктивной проверки, включая разрешение таких заметных противоречий, как гендерная предвзятость, чрезмерное диагностическое совпадение и временная нестабильность. Понимание этиологии, патологии и лечения расстройств личности существенно затруднено гетерогенностью внутри и перекрыванием диагностических категорий. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала рекомендации по лечению каждого расстройства в DSM, но рекомендации были предоставлены только для одного из десяти расстройств личности (то есть пограничного).
Общая проблема, связанная с FFM и любой другой многомерной моделью признаков, заключается в том, что клиницисты будут незнакомы с этим подходом и сочтут его трудным для применения. Однако организация FFM согласуется с тем, как люди естественным образом думают об описании черт личности. Люди, которые применяют FFM, обычно находят его довольно простым в использовании. На самом деле был проведен ряд исследований, касающихся клинической полезности FFM по сравнению с синдромами DSM. Некоторые из этих исследований благоприятствовали синдромам DSM, но когда методологические ограничения этих конкретных исследований были рассмотрены в последующих исследованиях, результаты последовательно благоприятствовали FFM8.
Таким образом, FFM является преобладающей моделью общей структуры личности и дает возможность для действительно комплексного понимания структуры личности в областях клинической психиатрии и фундаментальной науки о личности. Модели МКБ и DSM для классификации и диагностики расстройств личности смещаются в сторону FFM из-за ее эмпирической проверки и клинической полезности.
1. Видигер Т.А. (ред.). Оксфордский справочник пятифакторной модели. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2017. [Google Scholar]
2. Озер DJ, Бенет-Мартинес В. Анну Рев Психол 2006;57:401-21. [PubMed] [Google Scholar]
3. Cuijpers P, Smit F, Penninx BW et al. Arch Gen Психиатрия 2010;67:1086-93. [PubMed] [Google Scholar]
4. Крюгер Р.Ф., Котов Р., Уотсон Д. и др. Мировая психиатрия 2018;17:282‐93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Крего С., Олтманнс Дж. Р., Видигер Т. А. Психологическая оценка 2018;30:62‐73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Крюгер Р.Ф., Дерринджер Дж., Маркон К.Е. и др. Психол Мед 2012;42:1879-90. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Олтманнс Дж. Р., Видигер Т. А. Психологическая оценка 2018;30:154-69. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Маллинс-Свитт С.Н., Ленгель Г.Дж. Дж Перс 2012;80:1615-39. [PubMed] [Google Scholar]
9. Зауэр-Завала С., Уилнер Дж. Г., Барлоу Д. Х. Личное расстройство 2017;8:191-8. [PubMed] [Google Scholar]
Три уровня организации личности
Оценив организацию личности с помощью описанных выше критериев, мы теперь можем определить, какой уровень лучше всего описывает организацию личности:
Невротический уровень
Психотический уровень : На противоположном конце измерения организации личности находятся сильно дезорганизованные личности. Люди с таким уровнем организации личности имеют: 1) сильно нарушенную проверку реальности, 2) непоследовательное восприятие себя и других и 3) используют незрелые защитные механизмы. Из-за того, что их проверка реальности скомпрометирована, эти люди могут слышать или видеть то, чего на самом деле не существует, или иметь иллюзии, например убежденность в том, что они обладают особыми способностями (например, способностью читать мысли других людей или летать). Они могут полагать, что получают специальные сообщения по телевидению (феномен, известный как «идеи отношения» или «бред отношений»). У них нет четкого представления о себе, и граница между ними и другими людьми часто размыта. Таким образом, им очень трудно отличить переживания и восприятия, возникающие в их собственном уме, от тех, которые возникают в реальном мире. Их способность справляться со стрессом крайне низка, и они плохо функционируют в обществе.
Пограничный уровень : В середине этого измерения находятся личности, организованные на пограничном уровне. На этом уровне проверка реальности обычно не нарушена (в отличие от более тяжелого психотического уровня). Однако люди с пограничным уровнем организации личности имеют фрагментарное ощущение себя и других (в отличие от менее выраженной невротической организации с интегрированной самостью). Поскольку они обладают фрагментарным самоощущением, у них нет последовательного взгляда на себя или других во времени и в разных ситуациях. Это фрагментарное ощущение себя является наиболее важной и определяющей чертой пограничного уровня и приводит к серьезным и повторяющимся проблемам в межличностных отношениях.
Исследуйте свои возможности сегодня
Кроме того, люди с пограничным уровнем организации личности склонны полагаться на примитивные защитные механизмы. Поэтому они плохо справляются со стрессовыми ситуациями. Один из основных примитивных защитных механизмов, используемых людьми с пограничной организацией личности, называется «расщеплением». Этот защитный механизм характеризуется тенденцией рассматривать мир и других людей поляризованным образом, как «все хорошее» или «все плохое», переключаясь между этими двумя крайностями, основываясь на ежеминутном восприятии.
Важно иметь в виду, что в модели Кернберга термин «пограничная» используется в своем первоначальном психодинамическом смысле для описания среднего уровня (или пограничной линии) между невротической и психотической организацией личности. Его не следует путать с нашим современным использованием слова «пограничный», которое ссылается на диагноз пограничного расстройства личности DSM. В модели Кернберга термин «пограничное расстройство» является гораздо более широким термином, который включает любое серьезное расстройство личности, такое как пограничное, нарциссическое, антисоциальное, шизоидное и шизотипическое расстройства личности.
Здоровые люди могут испытывать трудности с визуализацией того, что значит жить с этим «пограничным» уровнем организации личности. Здоровые люди понимают, что то, кем они являются, не определяется конкретным действием в конкретный момент времени. Они знают, что если они ведут себя плохо в одну минуту, это одно плохое поведение в этот единственный момент времени не определяет, кто они есть. Они все еще могут вспомнить все замечательные вещи, которые они сделали в прошлом, и планируют сделать в будущем. Людям с фрагментарным самоощущением не так повезло. Если они просто сделали что-то «плохое», они буквально становятся плохими людьми (т. е. начинают изображать из себя совершенно плохих людей без каких-либо искупительных качеств). Когда это происходит, они больше не могут получить доступ ни к одному из своих хороших качеств. Это ужасно болезненное состояние.
Та же модель поляризации верна и для их опыта общения с другими людьми. В зависимости от их текущего эмоционального состояния в данный момент, они могут переключиться с идеализации кого-то и отношения с ним с огромным восхищением и любовью к обесцениванию того же человека и отношению к нему с презрением и враждебностью в следующий момент. Например, если любимый человек только что вел себя бесчувственно, этот человек вдруг становится «совсем плохим», как будто все его действия любви до этого бесчувственного момента времени не существовали.