Что такое архетипы личности в психологии по Юнгу простыми словами
Архетип – одно из понятий в психологии, которое имеет абстрактную форму, но очень конкретное содержание в определении личности каждого человека на Земле. Все мы, не зависимо от наших взглядов, личного опыта, так или иначе подвержены влиянию общечеловеческого опыта: глубинным образам, которые сформировались в процессе эволюции человечества. Звучит сложно, но для четкого понимания термина «архетип», давай разберемся во всём по порядку.
В этой статье:
Карл Юнг и структура личностиОбщая схема личностиБессознательное – вкусно и не оченьСказка ложь, но только от частиДве половинкиПримеры архетиповПрошлое и настоящееТак что же такое архетипы и зачем нам о них знать?Интересное об архетипах ЮнгаНовости СМИ2
Карл Юнг и структура личности
Фото автора Olya Prutskova: PexelsКарл Юнг – знаменитый психолог, психотерапевт, ученик Фрейда, который осмелился быть несогласным со взглядами своего учителя. Его имя известно любому человеку, который интересуется психологией. Вклад Юнга в психологию личности человека трудно переоценить.
Ему мы обязаны такими, широко используемыми, и знакомыми понятиями, как «интроверт» и «экстраверт». Если эти понятия легко понимаются на бытовом уровне, в силу своей конкретной привязки к определенному человеку, то «архетип», который имеет прямое отношение общей культуре конкретного общества, вызывает непонимание.
Общая схема личности
Давай рассмотрим самую простую, пусть даже очень обобщенную, схему твоей личность. Согласно Юнгу, личность человека состоит из двух больших частей:
- сознательной сферы;
- бессознательной сферы.
С сознательной сферой, вообще всё очень понятно. Самый центр структуры – твоё «Я». Это твои мысли, чувства, ощущения, воспоминания: всё, что ты делаешь осознанно, то есть в «трезвом уме и здравой памяти». К твоему «Я» примыкает структура, которая получила название «Персона». «Персона» важная и незначимая одновременно.
Примеры архетипов
Здесь обитают твои переживания, опыт, который ты посчитала незначительным, и достойным процесса забывания, игнорирования. Нельзя недооценивать эту часть личности, так как между твоим «Я» и «Персоной» существует очень тесное взаимодействие, и, в любой момент, незначимое может поменять свой статус и стать важным. Другими словами, «Персона» – это твой имидж, твой образ, который ты создаешь для себя в обществе других людей.
Бессознательное – вкусно и не очень
Бессознательная сфера более загадочна. Она разделена, в свою очередь, на:
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное.
В личном бессознательном живут все твою «тараканы»: комплексы, страхи. Это очень интересная часть личности человека, которая получила название «Тень». Здесь всё, что противоречит «Персоне» и непереносимо для «Я». В «Тени» находится ключи к твоему защитному механизму психики, который запускается, если ты попадаешь в трудные, травмирующие ситуации.
Всё, что находится в твоей «Тени», непосредственно влияет на твое поведение, но это влияние тобой не осознается. Эту тему можно развивать бесконечно потому, что твой разум – благодатная почва для ее развития, но это не тема, которая рассматривается в этой статье.
Сказка ложь, но только от части
Коллективное бессознательное – это, пожалуй, самая вкусная часть, в которой много философии и абстракции, но, которая имеет конкретное влияние на каждого из нас. Именно понимание этой части в структуре личности человека, вызвало наибольшее разногласие между Юнгом и Фрейдом.
Согласно представлениям Юнга, в коллективном бессознательном находятся все образы, всё наследие наших предков, которое передается каждому из нас на генном уровне, и имеет непосредственное влияние на формирование нашей личности. Юнг предавал очень большое значение этой структуре, так же, и в эволюционном развитии человеческого общества в целом.
GiphyПрямым подтверждением существования коллективного бессознательного, согласно его теории, является наличие общих образов в эпосах, сказаниях, сказках и преданиях, которые встречаются в культурах разных народов. Например, образ «Матери» имеет одинаковое описание у всех народов Мира, и, часто, воплощается в образе богини Плодородия, Верховной Жрицы, Божей Матери и тому подобных персонажах.
Фрейд же утверждал, что главными динамическими механизмами в развитии личности человека являются подавленные сексуальные влечения и агрессия. Кто из них был по-настоящему прав? Мы не будем вдаваться в полемику на эту тему, и перейдем ближе рассмотрению архетипов в структуре коллективного бессознательного.
Две половинки
«Аниме» и «Анимус» – это две половинки единого целого, качества каждой из этих структур тесно переплетаются в каждом из нас. «Аниме» – воплощение женского бессознательного начала у мужчин. «Анимус» – мужское бессознательное у женщин. Из этого следует, что любому человеку присущи чувства, переживания и эмоциональные проявления характерные для обеих полов. В архетипах этих структур живут идеальные представления о мужчинах и женщинах.
В своей теории Юнг не дает окончательной классификации архетипов, причисляя их к числу бессознательных содержаний, которые, в принципе, не осознаются человеком. По его мнению, познать их можно только делая логические выводы из образов, которые проявляются в предсознании каждого из нас. В качестве примеров, приведем несколько женских и мужских архетипов.
Примеры архетипов
Выделим четыре наиболее распространенных архетипа женщин:
- амазонка – независимая, самодостаточная, не очень принимающая во внимание ценности и чувства других людей;
- гетера – проявляет себя как идеальный партнер в интеллектуальных, дружеских, любовных взаимодействиях;
- мама – находит полное удовлетворение, когда делает что-то для других: заботится, помогает, защищает;
- посредник – для этого архетипа очень важно выявить свои способности: проводник, посредник в мире бессознательного.
Аналогично поступим и с мужскими архетипами личности, и приведем четыре примера, которые наиболее часто встречаются в описании:
- вечный мальчик – вечный поиск себя, своей реализации;
- воин – борьба и соперничество проявляют лучшие его качества, идет к своим целям, не взирая на интересы окружающих;
- отец – реализует себя в обеспечении защиты и средств существования других людей, авторитарность и высокомерие характерны для этого типа;
- мудрец – ориентирован на внутренний смысл, поиск истины, не принимая во внимание конкретных людей или события.
Прошлое и настоящее
Таким образом, архетип – это матрица, структура, которая наполняется посредством абстрактного восприятия общеизвестных образов и символов, или психическая структура, не имеющая конкретного психического содержания. В зависимости от части структуры личности архетипы определяют:
- «Я» – центр личности, проявление её внутренней гармонии;
- «Песона» – маска, которая отождествляет роль человека в обществе;
- «Тень» – обратная сторона «Персоны», социально неприемлемые стороны личности;
- «Аниме» и «Анимус» – архетипы коллективного бессознательного, проявляющего мужское и женское начало в обществе.
Согласно утверждению Юнга, культура, утратившая свои архетипы, обречена на вымирание. Наше настоящее напрямую зависит от нашего прошлого. Это ярко проявляется в архетипах, которые каждый из нас бессознательно использует в повседневной жизни, и без которых невозможно гармоничное и полное развитие личности человека.
Так что же такое архетипы и зачем нам о них знать?
Наверняка после прочтения статьи у тебя сложилось впечатление, будто архетипы – это нечто очень сложное, требующее глубоких познаний в области психологии. Но на самом деле все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.
Архетип – это своего рода образ, который имеет одинаковое значение для всех людей, вне зависимости от менталитета, культуры, географии, эпохи и прочих внешних факторов. Архетипы формируют структуру человеческой личности, они как фигуры на шахматной доске, которые при различных комбинациях могут показывать прямо противоположный результат.
Архетипы находятся глубоко в подсознании, генетической памяти человека. Это то бессознательное, что есть в каждом из нас. Архетипы вызывают у всех людей одинаковые чувства, ощущения, поведенческие паттерны.
Все люди находятся во власти архетипов, хотят они этого или нет. Мы встречаем архетипы в мифах, сказках, снах, поведении людей, ассоциациях, рекламе, маркетинге, мотивации, развитии человеческих судеб – продолжать список можно еще очень долго.
В каждом человеке одновременно активны несколько архетипов. Остальные же также присутствуют, но находятся в состоянии спячки. Можно разбудить их случайно, а можно намеренно. Второй вариант – высший пилотаж в плане самоконтроля и психологического осознания собственной сущности!
Именно поэтому так важно знать как можно больше информации об архетипах. Казалось бы: зачем нужны эти сведения, ну существуют архетипы, и пусть себе существуют. На самом деле же они вовсе не спят, а ведут вполне себе активную жизнь – управляют нашим настроением, поведением, принимают за нас решения.
Можно подумать, что речь идет о раздвоении личности. Но на самом деле внутри каждого из нас – десятки личностей. И знания об архетипах нужны как раз для того, чтобы научить дифференцировать эти личности, разграничивать их, в идеале – контролировать.
Соответственно, знание архетипов позволяет:
- понять логику собственных поступков, истинную мотивацию принятых решений, спрогнозировать развитие собственной личности;
- осознать свои мотивы, страхи, внутренние и внешние барьеры, которые мешают стать той личностью, которой ты мечтаешь стать;
- научиться достигать взаимопонимания с разными людьми – даже теми, с которыми у тебя нет совершенно ничего общего и радикально отличаются взгляды на жизнь;
- достигнуть большей продуктивности во всех жизненных сферах.
Интересное об архетипах Юнга
Карл Густав Юнг был уверен, что выделить точное количество архетипов нельзя. Психотерапевт считал, что их – бесконечное множество. Он неоднократно отмечал, что постоянное изучение архетипов приводит к совершению все новых и новых открытий. Это стало одной из главных причин его заочного противостояния с Зигмундом Фрейдом.
Тема архетипов не закрыта и сегодня. 12 архетипов по Юнгу – это лишь основные направления, в которых стоит смотреть или мыслить. На самом деле же у каждого архетипа есть свои подтипы. А если «копать» с точки зрения личного и коллективного бессознательного, то можно потратить всю жизнь на изучение темы, так и не поставив в ней точку.
Как же распознать архетипы в реальной жизни? Все просто – они везде. В кино, литературе, массовой культуре – абсолютно везде. Куда не глянь – ты найдешь набор определенных образов, закономерно повторяющихся сюжетов. И именно подсознательное акцентирование внимание на архетипах делает определенный продукт узнаваемым.
Это – еще одна причина, по которой так важно разбираться в вопросе архетипов. Ты сможешь распознавать те моменты, в которых тебя пытаются «обвести вокруг пальца», и не пойти за толпой, сохранив свое мнение и индивидуальность. Ты сможешь видеть скрытые мотивы и посылы, которые хотят донести авторы тех или иных произведений. Ты посмотришь на мир совершенно другими глазами.
Что такое структура личности? :: SYL.ru
Подходит практически к любой прическе: прямая челка снова в моде Тарталетки с манго и паста с овощами: 4 оригинальных рецепта для жарких дней После сеансов криостимуляции люди сбрасывают вес и становятся физически сильнее Полстакана вишневого сока: готовим «моктейль сонной девочки» для крепкого сна Насколько витамин К полезен при лечении и профилактике диабета Лето 2023: советы по стилизации анималистичного принта для дам 50+ Выпадение или ломкость? Что делать, если на расческе остается много волос Чтобы еда лучше усваивалась. Готовим простой чай с имбирём Цветение с июля и до осени: как разводить на своей даче герань садовую Фруктовое карпаччо: восемь закусок для детей с аллергией и как их приготовитьСтруктура личности – это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.
История развития проблематики значения понятия «структура личности»
Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека. Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.
Подсистемы Б. Г. Ананьева
В своих работах исследователь обозначил три категории:
- Первая категория была названа интраиндивидной подсистемой. Ее также называют внутрииндивидной. Это характеристика внутренней организации индивидуальности человека (характер, темперамент, способности и таланты).
- Вторая категория, разработанная Ананьевым для определения понятия «структура личности», называется интериндивидная. Также ее именуют внеиндивидной. Это характеристика человека в пространстве межличностных отношений.
- Третья категория получила название метаиндивидная. Слово «мета» переводится как «над». Эта подструктура характеризует проявления личности не только в контактах с другими людьми, но и за их пределами.
Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова
Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:
- Биологическая, или же биопсихическая. Сюда Платов отнес половые и возрастные свойства, темперамент.
- Психологическая, которая учитывает индивидуальные особенности. Сюда относят свойства памяти, воли, мышления, ощущений, чувств, эмоций.
- Социальный опыт: знания, привычки, навыки.
- Направленность личности (или же мотивационная структура личности). Эта подструктура характеризует влечения, интересы, идеалы, желания и склонности, мировоззрение, принципы и убеждения отдельно взятого индивидуума.
Структура личности по Юнгу
Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).
Структура личности по Фрейду
Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:
- Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
- Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
- Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).
Похожие статьи
- Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
- Структура личности в психологии. Основные теории
- Шизоидный тип личности. Диагностика шизоидного типа личности
- Кто такой индивид? Это особенный человек!
- Структура личности в социологии: подходы к изучению
- Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица
- Структура психики: что общего у человека с машиной?
Также читайте
Юнгианская психотерапия
Карл Юнг широко известен как основоположник аналитической психологии. Он считал, что религиозное выражение проявляется в стремлении психики к уравновешенному состоянию сознания и бессознательности одновременно. Юнг провел много лет, изучая и практикуя Зигмунда Фрейда, но эта конкретная теория привела к тому, что их пути разошлись. Юнг предположил, что коллективное бессознательное есть у всех людей. В основе этой теории лежали определенные архетипы и паттерны, определяющие, как люди обрабатывают психические образы. На протяжении всей истории и во всех культурах мифология и изучение сновидений сохраняли общую нить. Юнг считал, что каждый человек стремится достичь целостности, достигнув гармонии в сознании и бессознательном, и что этого можно достичь с помощью изучения сновидений.
Юнгианские концепции психотерапии
- Активное воображение: Юнг создал концепцию активного воображения как способ описания преодоления разрыва между бессознательным и сознанием. Используя воображение, фантазию, сны и медитацию, клиент может перенести свое бессознательное в настоящее посредством повествования или действия. Активное воображение опирается на ненаправленное наблюдение клиента за своим воображением или мечтами, а не на предполагаемый образ его желаний.
- Индивидуация: Индивидуация — это процесс аналитической психологии, посредством которого человек становится тем, кем он действительно должен быть. Люди с эмоциональными трудностями часто чувствуют, что живут фрагментированной, разрозненной жизнью, наполненной различной степенью эмоциональных переживаний. Продвижение вперед часто затруднено из-за внутреннего конфликта и самосаботажа, возникающих из-за разделения различных «я» внутри человека. Индивидуация включает в себя интеграцию всего прошлого положительного и отрицательного опыта человека таким образом, чтобы человек мог жить здоровой, продуктивной и эмоционально стабильной жизнью. Индивидуация позволяет человеку стать уникальным и по существу индивидуальным от других людей и коллективного бессознательного. Процесс индивидуации происходит различными методами, включая толкование сновидений и активное воображение, и рождает зрелую, целостно здоровую и гармоничную личность.
- Коллективное бессознательное: Юнг был первым, кто использовал термин коллективное бессознательное как средство для описания проявления бессознательного, проявляемого каждым живым существом с нервной системой. Коллективное бессознательное не только обладает опытом из нашей личной истории или нашей психики, но и организует все переживания внутри вида. Юнг считал, что коллективное бессознательное унаследовано и присуще каждому существу, а не является результатом конкретных событий. Коллективное бессознательное содержит ментальные образы, которые невозможно объяснить исторически или с помощью опыта, но которые существуют только как побочный продукт эволюции.
- «Логос» в теориях Юнга: Юнг также использовал термин «логос» в своих философских теориях. Логос, согласно Юнгу, представлял собой факт или причину. Юнг часто называл контраст между сознательным и бессознательным логосом и мифосом. Кроме того, Юнг считал, что логос был мужской версией рациональности, где женский аналог, эрос, представлял психическую доступность или эмоции.
- Nekyia: Nekyia является ключевым компонентом анализа Юнга. Некия, или процесс погружения в бессознательное, есть, по Юнгу, обдуманное и решительное действие. Он считал, что Некия, тёмное путешествие в опасное место, было необходимым процессом для достижения индивидуации. Те, кто путешествовал в глубины своей внутренней психики и обратно, были намного лучше от этого.
Глубинная психология
Глубинная психология является одним из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианского психологии. Этот метод основан на обнаружении мотивов психических проблем как средства их лечения. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник его проблемы, а не связанные с ней симптомы. После выявления неадаптивные мотивы могут быть преобразованы, что приведет к более здоровым, более позитивным мыслям и поведению.
Одним из явлений, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя». Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно перенести свои раны обратно на клиента. Этот процесс контрпереноса может быть пагубным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранам своего клиента, тем самым потенциально заражая терапевтический процесс.
Архетипическая психология
Основанная в археологии и антропологии, архетипическая психология является одной из стратегий, часто используемых для выявления бессознательных мотивов. Юнг изучал, как исторические религии, божества и басни влияли на самоощущение человека. Архетипическая психология предполагает, что сны и психика человека переплетаются с его убеждениями и что этот союз формирует его поведение, мысли и эмоции. Архетип символизирует коллективный жизненный опыт человека и определяет, какой выбор, как сознательный, так и бессознательный, делает человек. Архетипическая психология сосредотачивается на душе человека, и Юнг и его предшественники находили сходство в архетипах легенд и влечении, которое является человеческой мотивацией. Сегодня психологи-архетиписты по-прежнему считают архетипы важной силой в развитии психологической конструкции человека.
Влияние Юнга на психодинамическую психологию
Хотя Юнг не был основателем психодинамики, своим вкладом он оказал огромное влияние на эту область. Юнг считал, что психика, или душа, стремится к индивидуации. Его психодинамическая психология вращалась вокруг архетипов коллективного бессознательного, а также личного бессознательного и эго. Юнг также верил в трансцендентную функцию, которая представляла собой распространение архетипов внутри коллективного бессознательного. Психодинамические теории Юнга включали признание духовного присутствия внутри каждого человека, а также различных организующих элементов в психике. Вместе эти элементы и архетипы могут время от времени вспыхивать разногласиями, вызывая внутренний конфликт.
Современные инструменты оценки
Теории Юнга также повлияли на многие инструменты оценки, используемые сегодня в психотерапии. Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), разработанный Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Кук Бриггс, был основан на теориях, которые Юнг исследовал в своей книге «Психологические типы». Этот личностный инструмент является сегодня одним из наиболее часто используемых показателей во всем мире.
Еще один показатель, Юнгианский индекс типов (JTI), разработанный в 2001 году, был разработан Халвардом Э. Рингстадом и Тором Одегардом для обеспечения более точной оценки предпочитаемого человеком метода психологической обработки. JTI основан на специфических психологических функциях, описанных Юнгом, и представлен в более сжатом и универсально понятном виде. JTI заменил MBTI в нескольких странах и считается жизнеспособным и более доступным вариантом для оценки психологической личности. Еще одним вариантом этих тестов является сортировщик темперамента Кейрси. Хотя он также частично основан на теориях Юнга, его содержание и применение сильно отличаются как от JTI, так и от MBTI.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
./../images/career_explore_page_bg.gif»> |
|