Выготский Лев Семенович — Биография
Лев Семенович Выготский вырос в Гомеле, на границе Белоруссии, России и Украины. Его образ жизни и образование были обычными для зажиточной еврейской семьи того времени, и лишь в силу везения (еврейская квота стала отбираться путем лотереи) и собственных способностей ему удалось поступить в Московский университет. С увлечением изучая то медицину, то юриспруденцию, Выготский буквально «глотал» книги, читал Джеймса и Фрейда, русскую и европейскую литературу. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ (первая изданная им книга, Педагогическая психология). На Второй конгресс психоневрологов в Ленинграде в 1924 он представил три доклада и приехал очень хорошо подготовленным.
Поэтому последовавшее предложение Корнилова поступить на работу к нему в институт не было для Выготского неожиданностью.
Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то время пришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать с Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими известными учеными. Выготский включился в целый ряд исследований, в том числе увлекся «дефектологией», благодаря этому интересу ему удалось единственный раз съездить за границу в 1925 (Берлин, Амстердам, Париж и Лондон). В том же году к защите была принята его докторская диссертация «Психология искусства».
Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. В это время (вплоть до 1928) психология Выготского представляла собой гуманистическую реактологию: разновидность теории научения, в которой делается попытка признать социальную природу человеческого мышления и деятельности. В концептуальных вопросах Выготский подчеркивал фундаментальную роль единой методологии, например, в своем «Историческом значении кризиса психологии» (1926). Здесь он попытался дать схему истинно марксистской психологии — материалистической науки о социальном поведении людей. С точки зрения Выготского, ни сами основоположники марксизма (Маркс и Энгельс), ни советские психологи — его современники — недалеко продвинулись в этой области. Несмотря на широкое распространение цитат и лозунгов из работ Маркса и Энгельса, этот противоестественный фрагментарный подход не мог охватить методологию Маркса в целом.
В 1928-32 Выготский вместе с коллегами Лурией и Леонтьевым участвовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистического образования. Выготский возглавлял психологическую лабораторию, а Лурия — весь факультет. В 1930 в Харькове была основана Украинская психоневрологическая академия, куда были приглашены Леонтьев и Лурия. Выготский часто навещал их, но Москвы не покинул, так как в это время начали налаживаться его отношения с Ленинградским университетом. Однако, по крайней мере в 1931, у Выготского были очень близкие отношения с Лурией, и он всячески его поддерживал в осуществлении его самого амбициозного проекта — проверке их совместной гипотезы относительно крестьян Узбекистана и Центральной Азии, недавно подвергшихся коллективизации (1931-2). Выготский энергично поддерживал Лурию, который рассматривал узбеков как идеальный пример для доказательства того, что люди разных культур обладают различными формами высших мыслительных процессов.
Учитывая, что в период коллективизации было истреблено около 14 миллионов человек, научное изучение узбекского опыта представляется, мягко говоря, не слишком удачным, по крайней мере со стороны. Полукочевая исламская культура была насильственно преобразована в русско-коммунистическую крестьянскую культуру. Этот трагический эпизод больше согласуется с общими взглядами Лурии (человека, который мог сконструировать детектор лжи и применить его на собственных студентах), чем с менее оппортунистической позицией Выготского. Последний оставался в стороне от этого исследования, хотя и провел некоторое время в Ташкенте (в 1929), неподалеку от границы Казахстана с Узбекистаном. Выготский приветствовал открытия Лурии, которые показывали, что, хотя мыслительные процессы (например, восприимчивость к иллюзии, по Мюллеру—Лайеру) у всех взрослых узбеков были идентичными (то есть «естественными» или физиологическими), определенные культурно опосредованные процессы отмечались лишь у хорошо образованных представителей нации. Иными словами, лишь узбеки, получившие советское образование, демонстрировали признаки высших мыслительных процессов, характерных для русских, но даже эти счастливчики сохраняли признаки низшего или примитивного мышления, характерного для их необразованных собратьев («сестер» же тем временем насильственно «просвещали», срывая с них исламскую паранджу). Печально, что единственное эмпирическое исследование, связанное с культурной теорией Выготского, превратилось в памятник этноцентризму. Как ни парадоксально, но Лурия вследствие этого исследовательского проекта пострадал больше, чем сам Выготский: «следы примитивного мышления» у узбеков — это оказалось политически неприемлемым диагнозом.
Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. В начале 1930-х идеологические взгляды сконцентрировались на «педологии». Выготский в это время пытался придать педологии статус отдельной дисциплины, которая должна была служить образовательным и педагогическим целям. На конференциях начала 1930-х междисциплинарные дискуссии вокруг психологии и образования все больше определялись требованиями социалистической направленности. Выготского и Лурию критиковали в печати с идеологических позиций, хотя пока не столько с оттенком осуждения, сколько поощряя к переориентации. Сталинский режим признавал лишь коммунистическую разновидность интернационализма и поощрял русский национализм, который с подозрением относился к любому упоминанию европейской науки. Интеллектуальный же подход Выготского всегда предполагал общеевропейский контекст. Не ясно, пришлось ли самому Выготскому публично оправдываться; однако очевидно, что многие из его ближайших коллег вынуждены были «раскаиваться» в своих «ошибочных» взглядах.
В последние 2-3 года жизни Выготский занялся формулировкой теории детского развития. Он намеревался соединить культурно-исторический подход (желанные остатки реактологии его ранних исследований) с требованиями социализма. Нельзя сказать, что он достиг своей цели, однако результаты его последних трудов оказались продуктивными в нескольких отношениях. Он создал теорию о «зоне ближайшего развития». Сам Выготский использовал ее в самых разных направлениях, то применяя ее как квазипсихометрическое измерительное устройство, то видя в ней квазимистическое подтверждение индивидуального потенциала в социальном мире. Как и многие другие идеи Выготского, теория зоны ближайшего развития может быть истолкована тысячами способами. В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, он был госпитализирован и вскоре умер.
Фотоархив. Избранные научные труды Л.С. Выготского
Лев Выготский: биография известного российского психолога
Лев Выготский: биография известного российского психолога — yes, therapy helps!биографии
April 18, 2023
Лев Выготский является ключевым автором в психологии развития и образования Хотя он также внес важный вклад в области нейропсихологии и основал историко-культурный психологический подход. Его теория и его работа оформлены в контексте революции пролетариата, которая произошла в России и в которой он непосредственно участвовал.
В этой статье мы обсудим биографию и основные идеи и вклады Выготского в психологию и другие социальные науки. Мы сфокусируем его связь с развитием эволюционной и педагогической психологии, хотя мы также упомянем ее влияние в других дисциплинах.
- Рекомендуемая статья: «Социокультурная теория Льва Выготского»
Биография Льва Выготского
Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в Орше, Беларусь, хотя он вырос в городе Гомеле. В то время страна была частью Российской империи, которой все еще управлял царь, хотя революционное движение, которое уступило бы становлению Советского Союза, скоро процветало бы. В молодости Выготский хотел стать литературным критиком.
В 1913 году он начал изучать право в Московском университете. ; образовательный ранг, к которому он мог получить доступ, был ограничен, потому что он происходил из еврейской семьи. Он закончил 4 года спустя и вернулся в свой родной город; там он начал преподавать психологию и логику. В 1917 году произошла Октябрьская революция, и Выготский занялся политической деятельностью.
Некоторое время спустя, в 1924 году, Выготский прославился после того, как поразил сообщество русской экспериментальной психологии дискурсом по нейропсихологии. С тех пор он работал научным сотрудником и профессором в Институте экспериментальной психологии в Москве.
В этот период своей жизни Выготский был плодовитым автором, а также важным преподавателем в области психологии , Однако в 1926 году он потерял работу из-за туберкулеза; Он умер от этой болезни в 1934 году, когда ему было всего 37 лет, оставив после себя обширное теоретическое наследие, которое собрал Александр Лурия и другие.
Среди наиболее выдающихся работ этого автора — «Психология образования», «Разум в обществе», «Историческое значение кризиса психологии», «Развитие высших психологических процессов», «Психология искусства» и «Мысль и речь», его самая влиятельная книга, вышедшая после его смерти.
Основные идеи его теории
Профессиональная жизнь Выготского была в основном ориентирована на развитие в детстве в психологии развития и в философии образования. Однако его идеи также были актуальны для таких областей, как философия и методология науки, изучение высших психических функций или взаимодействие между людьми.
По словам Выготского, люди развивают наш репертуар поведения в детстве из взаимодействия с окружающими людьми. В этом смысле вес культуры очень важен, что объясняет усвоение ряда поведений, привычек, знаний, норм или специфических установок, которые мы наблюдаем в окружающих нас людях.
Так, например, он определил мысль как внутренний язык и подтвердил, что она приобретается в результате воздействия речи других людей. Этот внутренний язык будет выполнять функцию регулирования своего поведения, особенно в детстве и на ранних этапах развития это проявится во внешней речи ребенка по отношению к себе.
Выготский также придавал большое значение социализирующим функциям игры. Этот автор утверждал, что дети усваивают культурные нормы, социальные роли или навыки межличностного общения посредством игры. Кроме того, использование символов и воображения очень актуально в приобретении абстрактного мышления.
Основные отличия идей Выготского от подходов Жана Пиаже, другого фундаментального теоретика того времени, заключаются в отсутствии этапов развития, акценте на языке и роли взрослых в обучении или акценте на индивидуальность, в межличностном взаимодействии и в роли социокультурного контекста.
Вклад в психологию
Выготский считается одним из самых влиятельных авторов во многих областях современной психологии, хотя в течение своего времени он не получил такого признания, как Пиаже, Скиннер или Павлов во всем мире, до десятилетий после его смерти.Это было связано как с его связью с Коммунистической партией Советского Союза, так и с его преждевременной смертью.
Одним из аспектов теории Выготского, который вызвал особый интерес, является концепция зоны ближайшего развития, ключевой в обучении.