Структура личности свойства личности: 404 ошибка, но мы всё исправим

Содержание

Что такое структура личности в психологии, из каких элементов она состоит и какими характеристиками обладает

26 июля 2022

26.07

6 минут

6 мин.

28100

34

1

Обновлено: 27 июля 2022

Обновлено 27.07

Человек становится личностью только в процессе своей жизни. На ее становление оказывают влияние черты характера, личный опыт, социум и другие факторы.

Психологи давно изучают личность человека и ее основные компоненты. Из этой статьи вы узнаете, из каких элементов состоит структура личности человека, что входит в это понятие, а также разберем уровни развития человека и типы личности.

Содержание статьи

  1. Что такое личность
  2. Уровни структуры личности
  3. Строение личности
  4. Типы развития личности
  5. Частые вопросы
  6. Заключение эксперта

Что такое личность

Личность в психологии — это сочетание психологических, социальных и персональных характеристик и свойств человека, которые образуют индивидуальность.

Определение личности включает в себя набор социальных ролей привычек, знаний, внутренних качеств и других социально важных элементов, которые отличают одного индивида от другого.

Обобщенная оценка личности состоит из умения индивида контролировать свои поступки, брать на себя ответственность, взаимодействовать с окружающими, способности обучаться, сопереживать, быть активным и идти на контакт.

Уровни структуры личности

В психологии приводится такое общее понятие структуры личности — это сложная и многогранная связь различных компонентов, которые можно отнести к социальным, биологическим и психологическим сферам.

Существует разделение на уровни развития личности:

Структура развития

Характеристика

Низший уровень

Половые свойства психики — врожденная или возрастная способность испытывать влечение

Второй уровень

К развитию добавляются индивидуальные врожденные особенности — свойства памяти, мышления, ощущения

Третий уровень

На этом уровне субъект приобретает опыт, знания, формирует привычки, развивает свои умения и навыки

Высший уровень

Человек развивается и самореализуется, проявляет свои желания, цели, стремления и убеждения, формирует свою самооценку

В процессе становления личности каждый индивид «набирает» свои структурные элементы и на каждом уровне все индивиды различаются по умениям, ценностям, особенностям характера и т. д.

Пример

Психология знает много примеров, когда дети, оторванные от социума, или воспитанные в нечеловеческих условиях, вырастая, оставались на низшем уровне развития, по сути, являясь просто представителем человеческого рода (как биологического вида), но не личностью.

Строение личности

Как мы уже сказали, в понятие личность входит много составляющих, основу которых составляют психологические, биологические и социальные свойства.

Чтобы иметь полное представление обо всех составляющих элементах структуры, опишем каждое свойство кратко:

Свойства структуры личности

Какие характеристики включены в структуру

Психологические

Темперамент

Характер

Способности

Направленность

Эмоции

Мотивация

Биологические

Память

Инстинкты

Внимание

Задатки

Социальные

Нравственные установки

Потребности

Интересы

Привычки

Умения

Навыки

Далее мы подробнее опишем психологическую структуру личности. Именно психические процессы, состояния и их взаимодействие — важнейшие элементы, которые составляют структуру индивида.

1. Темперамент — это набор свойств, которые характеризуют поведение индивида в разных условиях.

    В зависимости от динамики психических процессов, то есть от того, как быстро человек реагирует на происходящие события, принято выделять следующие виды темперамента:

    • меланхолический (люди это типа обладают небольшим запасом энергии, который быстро тратят и нуждаются в частом отдыхе в одиночестве)
    • холерический (такие люди обладают вспыльчивым характером, достаточным запасом энергии, чтобы быстро отреагировать на какое-либо действие, они также быстро успокаиваются)
    • сангвинический (для этой структуры характерен большой запас энергии, они легко сходятся с остальными людьми, отдых предпочитают в компании, а не в одиночестве)
    • флегматический (эта структурная единица характеризуется следующими особенностями: люди тяжело приспосабливаются к различным изменениям, реагируют на происходящие события медленно, долго восстанавливают запас энергии)

    2. Характер — важный компонент структуры личности. К характеру относится такие свойства как доброта, эмпатия, забота, искренность, смелость, бережливость, ответственность и прочие. Каждый из нас обладает индивидуальной совокупностью черт характера. Если какая-либо отрицательная черта характера проявляется чрезмерно сильно, то врачи могут диагностировать психическое заболевание.

      «Рождаясь человек не становится личностью. Только под влиянием социума и общества, а также в процессе обучения и накопления опыта индивид может стать полноценной личностью.»

      3. Способности — задатки к определенному виду деятельности, работе, увлечениям. Чтобы добиться успеха, способности надо развивать.

       4. Направленность — совокупность мотивов и склонностей индивида, определяющая его поведение. 

      5. Эмоциональность — способность выражать свое отношение к происходящему, реагировать на что-либо, радоваться, переживать, сочувствовать и т. д.

      6. Мотивация отвечает за активность и поведение субекта. На мотивацию влияют следующие факторы: нужда (потребность, необходимость), намерение, стимул.

        Этот структурный список неполный, в разное время разные психологи выдвигали свои теории и пытались разобрать понятие и структуру личности — вы можете встретить другие характеристики, которые будут дополнять приведенный перечень.

        Важно! Человек не может влиять только на собственный темперамент — он врожденный, а что касается остальных характеристик, то они могут меняться в течение жизни. Свои способности, например, индивид развивает регулярно, а мотивация может зависеть от многих факторов, которые также могут меняться.

        Типы развития личности

        Содержание структуры личности мы рассказали, осталось добавить только два важных типа развития личности, которые в большей или меньшей степени присущи каждому индивиду.

        1. Экстраверсия. Люди-экстраверты активны, жизнерадостны, эмоциональны, им нужны другие люди (они не любят одиночества), часто действуют импульсивно, быстро, не раздумывая. Быстро приспосабливаются к изменениям, легко знакомятся, общаются, не чувствуют страха при взаимодействии с другими людьми.
        2. Интроверсия. Люди-интроверты скорее одиночки, не любят толпы, комфортно себя чувствуют только в окружении близких людей. Принимают решение взвешенно, просчитывая все варианты, контролируют свои эмоции, к импульсивности не склонны, умело избегают конфронтаций, чувствуют потребность в безопасности, усидчивы, внимательны и сконцентрированы.

        Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о своем типе личности, разобраться со своим характером, развить некоторые черты и особенности. Наши психологии по телефону ответят на все ваши вопросы про структуру личности, расскажут, как повысить самооценку, научиться контролировать свои эмоции, определить цели и желания и научится слышать свои потребности.

        Частые вопросы

        Что такое социально-психологическая структура личности?

        +

        Это совокупность определенных элементов (биологических, психологических и социальных), особенности их развития и взаимодействия. Сюда входит и темперамент, характер, навыки, способности и пр.

        Чем личность отличается от человека?

        +

        Человек — это общее «безликое» понятие без уточнения его персональных качеств. А личность — это более персональное понятие, оно характеризует индивидуальные качества, определенный жизненный опыт, врожденные и приобретенные навыки, умения и способности.

        Из скольких структур состоит личность по теории Платонова?

        +

        Советский психолог К. К. Платонов утверждал, что личность образуют 4 подструктуры психологической структуры: направленность, опыт, личностные и биологические особенности.

        Какие бывают типы человека?

        +

        Всех людей принято делить на интровертов и экстравертов. Это два противоположных типа. Экстраверт нуждается в обществе, в признании, во внимании со стороны, принимает импульсивные решения, действует энергично. А интроверт комфортно себя чувствует в одиночестве, ему не нужно общество и внимание других людей. Он действует размеренно, прежде чем принять решение тщательно все анализирует.

        Заключение эксперта

        Многие люди сейчас стали интересоваться психологией, этот интерес вызван желанием познать себя, наладить отношение с окружающими, научится контролировать свои эмоции и уменьшить уровень стресса. Понимание структуры личности дает не только комфортное общение между людьми, но и душевный комфорт, гармоничное развитие и познание окружающего мира. Специалисты продолжают исследовать структуру личности человека и его взаимодействие в социальных группах. Индивид в процессе эволюции менял не только свою внешность, но и свой характер, направленность, эмоциональность и способности, а значит, эти изменения нужно понимать.

        Публикуем только проверенную информацию

        Автор статьи

        Монахова Альбина Петровна клинический психолог

        Стаж 17 лет

        Консультаций 1439

        Статей 234

        Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

        • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
        • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
        • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
        • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
        • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
        • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

        Источники

        1. … Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс Социальная психология — Питер, 2004
        2. . .. О. Л. Резепина Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности) — Когито-Центр, 2022
        3. … Личностный потенциал. Структура и диагностика под ред. Д. А. Леонтьева — НПФ Смысл, 2013

        Поделиться:

        Категория: Психология

        Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

        Предыдущая статья

        Бульбарный синдром

        Следующая статья

        Цистицеркоз головного мозга

        Другие статьи по теме

        Монахова Альбина Петровна

        15. 04

        Как перестать бояться всего

        Психология

        Монахова Альбина Петровна

        15.06

        Подавление эмоций

        Психология

        Пружинин Марк Юльевич

        20.02

        Нужна ли ребенку соска-пустышка

        Про детей

        Что такое структура личности в психологии, из каких элементов она состоит и какими характеристиками обладает

        26 июля 2022

        26.07

        6 минут

        6 мин.

        28101

        34

        1

        Обновлено: 27 июля 2022

        Обновлено 27. 07

        Человек становится личностью только в процессе своей жизни. На ее становление оказывают влияние черты характера, личный опыт, социум и другие факторы.

        Психологи давно изучают личность человека и ее основные компоненты. Из этой статьи вы узнаете, из каких элементов состоит структура личности человека, что входит в это понятие, а также разберем уровни развития человека и типы личности.

        Содержание статьи

        1. Что такое личность
        2. Уровни структуры личности
        3. Строение личности
        4. Типы развития личности
        5. Частые вопросы
        6. Заключение эксперта

        Что такое личность

        Личность в психологии — это сочетание психологических, социальных и персональных характеристик и свойств человека, которые образуют индивидуальность.

        Определение личности включает в себя набор социальных ролей привычек, знаний, внутренних качеств и других социально важных элементов, которые отличают одного индивида от другого.

        Обобщенная оценка личности состоит из умения индивида контролировать свои поступки, брать на себя ответственность, взаимодействовать с окружающими, способности обучаться, сопереживать, быть активным и идти на контакт.

        Уровни структуры личности

        В психологии приводится такое общее понятие структуры личности — это сложная и многогранная связь различных компонентов, которые можно отнести к социальным, биологическим и психологическим сферам.

        Существует разделение на уровни развития личности:

        Структура развития

        Характеристика

        Низший уровень

        Половые свойства психики — врожденная или возрастная способность испытывать влечение

        Второй уровень

        К развитию добавляются индивидуальные врожденные особенности — свойства памяти, мышления, ощущения

        Третий уровень

        На этом уровне субъект приобретает опыт, знания, формирует привычки, развивает свои умения и навыки

        Высший уровень

        Человек развивается и самореализуется, проявляет свои желания, цели, стремления и убеждения, формирует свою самооценку

        В процессе становления личности каждый индивид «набирает» свои структурные элементы и на каждом уровне все индивиды различаются по умениям, ценностям, особенностям характера и т. д.

        Пример

        Психология знает много примеров, когда дети, оторванные от социума, или воспитанные в нечеловеческих условиях, вырастая, оставались на низшем уровне развития, по сути, являясь просто представителем человеческого рода (как биологического вида), но не личностью.

        Строение личности

        Как мы уже сказали, в понятие личность входит много составляющих, основу которых составляют психологические, биологические и социальные свойства.

        Чтобы иметь полное представление обо всех составляющих элементах структуры, опишем каждое свойство кратко:

        Свойства структуры личности

        Какие характеристики включены в структуру

        Психологические

        Темперамент

        Характер

        Способности

        Направленность

        Эмоции

        Мотивация

        Биологические

        Память

        Инстинкты

        Внимание

        Задатки

        Социальные

        Нравственные установки

        Потребности

        Интересы

        Привычки

        Умения

        Навыки

        Далее мы подробнее опишем психологическую структуру личности. Именно психические процессы, состояния и их взаимодействие — важнейшие элементы, которые составляют структуру индивида.

        1. Темперамент — это набор свойств, которые характеризуют поведение индивида в разных условиях.

          В зависимости от динамики психических процессов, то есть от того, как быстро человек реагирует на происходящие события, принято выделять следующие виды темперамента:

          • меланхолический (люди это типа обладают небольшим запасом энергии, который быстро тратят и нуждаются в частом отдыхе в одиночестве)
          • холерический (такие люди обладают вспыльчивым характером, достаточным запасом энергии, чтобы быстро отреагировать на какое-либо действие, они также быстро успокаиваются)
          • сангвинический (для этой структуры характерен большой запас энергии, они легко сходятся с остальными людьми, отдых предпочитают в компании, а не в одиночестве)
          • флегматический (эта структурная единица характеризуется следующими особенностями: люди тяжело приспосабливаются к различным изменениям, реагируют на происходящие события медленно, долго восстанавливают запас энергии)

          2. Характер — важный компонент структуры личности. К характеру относится такие свойства как доброта, эмпатия, забота, искренность, смелость, бережливость, ответственность и прочие. Каждый из нас обладает индивидуальной совокупностью черт характера. Если какая-либо отрицательная черта характера проявляется чрезмерно сильно, то врачи могут диагностировать психическое заболевание.

            «Рождаясь человек не становится личностью. Только под влиянием социума и общества, а также в процессе обучения и накопления опыта индивид может стать полноценной личностью.»

            3. Способности — задатки к определенному виду деятельности, работе, увлечениям. Чтобы добиться успеха, способности надо развивать.

             4. Направленность — совокупность мотивов и склонностей индивида, определяющая его поведение. 

            5. Эмоциональность — способность выражать свое отношение к происходящему, реагировать на что-либо, радоваться, переживать, сочувствовать и т. д.

            6. Мотивация отвечает за активность и поведение субекта. На мотивацию влияют следующие факторы: нужда (потребность, необходимость), намерение, стимул.

              Этот структурный список неполный, в разное время разные психологи выдвигали свои теории и пытались разобрать понятие и структуру личности — вы можете встретить другие характеристики, которые будут дополнять приведенный перечень.

              Важно! Человек не может влиять только на собственный темперамент — он врожденный, а что касается остальных характеристик, то они могут меняться в течение жизни. Свои способности, например, индивид развивает регулярно, а мотивация может зависеть от многих факторов, которые также могут меняться.

              Типы развития личности

              Содержание структуры личности мы рассказали, осталось добавить только два важных типа развития личности, которые в большей или меньшей степени присущи каждому индивиду.

              1. Экстраверсия. Люди-экстраверты активны, жизнерадостны, эмоциональны, им нужны другие люди (они не любят одиночества), часто действуют импульсивно, быстро, не раздумывая. Быстро приспосабливаются к изменениям, легко знакомятся, общаются, не чувствуют страха при взаимодействии с другими людьми.
              2. Интроверсия. Люди-интроверты скорее одиночки, не любят толпы, комфортно себя чувствуют только в окружении близких людей. Принимают решение взвешенно, просчитывая все варианты, контролируют свои эмоции, к импульсивности не склонны, умело избегают конфронтаций, чувствуют потребность в безопасности, усидчивы, внимательны и сконцентрированы.

              Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о своем типе личности, разобраться со своим характером, развить некоторые черты и особенности. Наши психологии по телефону ответят на все ваши вопросы про структуру личности, расскажут, как повысить самооценку, научиться контролировать свои эмоции, определить цели и желания и научится слышать свои потребности.

              Частые вопросы

              Что такое социально-психологическая структура личности?

              +

              Это совокупность определенных элементов (биологических, психологических и социальных), особенности их развития и взаимодействия. Сюда входит и темперамент, характер, навыки, способности и пр.

              Чем личность отличается от человека?

              +

              Человек — это общее «безликое» понятие без уточнения его персональных качеств. А личность — это более персональное понятие, оно характеризует индивидуальные качества, определенный жизненный опыт, врожденные и приобретенные навыки, умения и способности.

              Из скольких структур состоит личность по теории Платонова?

              +

              Советский психолог К. К. Платонов утверждал, что личность образуют 4 подструктуры психологической структуры: направленность, опыт, личностные и биологические особенности.

              Какие бывают типы человека?

              +

              Всех людей принято делить на интровертов и экстравертов. Это два противоположных типа. Экстраверт нуждается в обществе, в признании, во внимании со стороны, принимает импульсивные решения, действует энергично. А интроверт комфортно себя чувствует в одиночестве, ему не нужно общество и внимание других людей. Он действует размеренно, прежде чем принять решение тщательно все анализирует.

              Заключение эксперта

              Многие люди сейчас стали интересоваться психологией, этот интерес вызван желанием познать себя, наладить отношение с окружающими, научится контролировать свои эмоции и уменьшить уровень стресса. Понимание структуры личности дает не только комфортное общение между людьми, но и душевный комфорт, гармоничное развитие и познание окружающего мира. Специалисты продолжают исследовать структуру личности человека и его взаимодействие в социальных группах. Индивид в процессе эволюции менял не только свою внешность, но и свой характер, направленность, эмоциональность и способности, а значит, эти изменения нужно понимать.

              Публикуем только проверенную информацию

              Автор статьи

              Монахова Альбина Петровна клинический психолог

              Стаж 17 лет

              Консультаций 1439

              Статей 234

              Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

              • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
              • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
              • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
              • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
              • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
              • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

              Источники

              1. … Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс Социальная психология — Питер, 2004
              2. . .. О. Л. Резепина Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности) — Когито-Центр, 2022
              3. … Личностный потенциал. Структура и диагностика под ред. Д. А. Леонтьева — НПФ Смысл, 2013

              Поделиться:

              Категория: Психология

              Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

              Предыдущая статья

              Бульбарный синдром

              Следующая статья

              Цистицеркоз головного мозга

              Другие статьи по теме

              Черепенько Людмила Викентьевна

              03. 01

              Что делать, если заложило ухо

              Про здоровье

              Агишев Дамир Адгемович

              27.07

              Невропатия бедренного нерва

              Неврология

              Агишев Дамир Адгемович

              03.08

              Синдром мышечной дистонии

              Неврология

              Что такое структура личности в психологии, из каких элементов она состоит и какими характеристиками обладает

              26 июля 2022

              26.07

              6 минут

              6 мин.

              28102

              34

              1

              Обновлено: 27 июля 2022

              Обновлено 27. 07

              Человек становится личностью только в процессе своей жизни. На ее становление оказывают влияние черты характера, личный опыт, социум и другие факторы.

              Психологи давно изучают личность человека и ее основные компоненты. Из этой статьи вы узнаете, из каких элементов состоит структура личности человека, что входит в это понятие, а также разберем уровни развития человека и типы личности.

              Содержание статьи

              1. Что такое личность
              2. Уровни структуры личности
              3. Строение личности
              4. Типы развития личности
              5. Частые вопросы
              6. Заключение эксперта

              Что такое личность

              Личность в психологии — это сочетание психологических, социальных и персональных характеристик и свойств человека, которые образуют индивидуальность.

              Определение личности включает в себя набор социальных ролей привычек, знаний, внутренних качеств и других социально важных элементов, которые отличают одного индивида от другого.

              Обобщенная оценка личности состоит из умения индивида контролировать свои поступки, брать на себя ответственность, взаимодействовать с окружающими, способности обучаться, сопереживать, быть активным и идти на контакт.

              Уровни структуры личности

              В психологии приводится такое общее понятие структуры личности — это сложная и многогранная связь различных компонентов, которые можно отнести к социальным, биологическим и психологическим сферам.

              Существует разделение на уровни развития личности:

              Структура развития

              Характеристика

              Низший уровень

              Половые свойства психики — врожденная или возрастная способность испытывать влечение

              Второй уровень

              К развитию добавляются индивидуальные врожденные особенности — свойства памяти, мышления, ощущения

              Третий уровень

              На этом уровне субъект приобретает опыт, знания, формирует привычки, развивает свои умения и навыки

              Высший уровень

              Человек развивается и самореализуется, проявляет свои желания, цели, стремления и убеждения, формирует свою самооценку

              В процессе становления личности каждый индивид «набирает» свои структурные элементы и на каждом уровне все индивиды различаются по умениям, ценностям, особенностям характера и т. д.

              Пример

              Психология знает много примеров, когда дети, оторванные от социума, или воспитанные в нечеловеческих условиях, вырастая, оставались на низшем уровне развития, по сути, являясь просто представителем человеческого рода (как биологического вида), но не личностью.

              Строение личности

              Как мы уже сказали, в понятие личность входит много составляющих, основу которых составляют психологические, биологические и социальные свойства.

              Чтобы иметь полное представление обо всех составляющих элементах структуры, опишем каждое свойство кратко:

              Свойства структуры личности

              Какие характеристики включены в структуру

              Психологические

              Темперамент

              Характер

              Способности

              Направленность

              Эмоции

              Мотивация

              Биологические

              Память

              Инстинкты

              Внимание

              Задатки

              Социальные

              Нравственные установки

              Потребности

              Интересы

              Привычки

              Умения

              Навыки

              Далее мы подробнее опишем психологическую структуру личности. Именно психические процессы, состояния и их взаимодействие — важнейшие элементы, которые составляют структуру индивида.

              1. Темперамент — это набор свойств, которые характеризуют поведение индивида в разных условиях.

                В зависимости от динамики психических процессов, то есть от того, как быстро человек реагирует на происходящие события, принято выделять следующие виды темперамента:

                • меланхолический (люди это типа обладают небольшим запасом энергии, который быстро тратят и нуждаются в частом отдыхе в одиночестве)
                • холерический (такие люди обладают вспыльчивым характером, достаточным запасом энергии, чтобы быстро отреагировать на какое-либо действие, они также быстро успокаиваются)
                • сангвинический (для этой структуры характерен большой запас энергии, они легко сходятся с остальными людьми, отдых предпочитают в компании, а не в одиночестве)
                • флегматический (эта структурная единица характеризуется следующими особенностями: люди тяжело приспосабливаются к различным изменениям, реагируют на происходящие события медленно, долго восстанавливают запас энергии)

                2. Характер — важный компонент структуры личности. К характеру относится такие свойства как доброта, эмпатия, забота, искренность, смелость, бережливость, ответственность и прочие. Каждый из нас обладает индивидуальной совокупностью черт характера. Если какая-либо отрицательная черта характера проявляется чрезмерно сильно, то врачи могут диагностировать психическое заболевание.

                  «Рождаясь человек не становится личностью. Только под влиянием социума и общества, а также в процессе обучения и накопления опыта индивид может стать полноценной личностью.»

                  3. Способности — задатки к определенному виду деятельности, работе, увлечениям. Чтобы добиться успеха, способности надо развивать.

                   4. Направленность — совокупность мотивов и склонностей индивида, определяющая его поведение. 

                  5. Эмоциональность — способность выражать свое отношение к происходящему, реагировать на что-либо, радоваться, переживать, сочувствовать и т. д.

                  6. Мотивация отвечает за активность и поведение субекта. На мотивацию влияют следующие факторы: нужда (потребность, необходимость), намерение, стимул.

                    Этот структурный список неполный, в разное время разные психологи выдвигали свои теории и пытались разобрать понятие и структуру личности — вы можете встретить другие характеристики, которые будут дополнять приведенный перечень.

                    Важно! Человек не может влиять только на собственный темперамент — он врожденный, а что касается остальных характеристик, то они могут меняться в течение жизни. Свои способности, например, индивид развивает регулярно, а мотивация может зависеть от многих факторов, которые также могут меняться.

                    Типы развития личности

                    Содержание структуры личности мы рассказали, осталось добавить только два важных типа развития личности, которые в большей или меньшей степени присущи каждому индивиду.

                    1. Экстраверсия. Люди-экстраверты активны, жизнерадостны, эмоциональны, им нужны другие люди (они не любят одиночества), часто действуют импульсивно, быстро, не раздумывая. Быстро приспосабливаются к изменениям, легко знакомятся, общаются, не чувствуют страха при взаимодействии с другими людьми.
                    2. Интроверсия. Люди-интроверты скорее одиночки, не любят толпы, комфортно себя чувствуют только в окружении близких людей. Принимают решение взвешенно, просчитывая все варианты, контролируют свои эмоции, к импульсивности не склонны, умело избегают конфронтаций, чувствуют потребность в безопасности, усидчивы, внимательны и сконцентрированы.

                    Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о своем типе личности, разобраться со своим характером, развить некоторые черты и особенности. Наши психологии по телефону ответят на все ваши вопросы про структуру личности, расскажут, как повысить самооценку, научиться контролировать свои эмоции, определить цели и желания и научится слышать свои потребности.

                    Частые вопросы

                    Что такое социально-психологическая структура личности?

                    +

                    Это совокупность определенных элементов (биологических, психологических и социальных), особенности их развития и взаимодействия. Сюда входит и темперамент, характер, навыки, способности и пр.

                    Чем личность отличается от человека?

                    +

                    Человек — это общее «безликое» понятие без уточнения его персональных качеств. А личность — это более персональное понятие, оно характеризует индивидуальные качества, определенный жизненный опыт, врожденные и приобретенные навыки, умения и способности.

                    Из скольких структур состоит личность по теории Платонова?

                    +

                    Советский психолог К. К. Платонов утверждал, что личность образуют 4 подструктуры психологической структуры: направленность, опыт, личностные и биологические особенности.

                    Какие бывают типы человека?

                    +

                    Всех людей принято делить на интровертов и экстравертов. Это два противоположных типа. Экстраверт нуждается в обществе, в признании, во внимании со стороны, принимает импульсивные решения, действует энергично. А интроверт комфортно себя чувствует в одиночестве, ему не нужно общество и внимание других людей. Он действует размеренно, прежде чем принять решение тщательно все анализирует.

                    Заключение эксперта

                    Многие люди сейчас стали интересоваться психологией, этот интерес вызван желанием познать себя, наладить отношение с окружающими, научится контролировать свои эмоции и уменьшить уровень стресса. Понимание структуры личности дает не только комфортное общение между людьми, но и душевный комфорт, гармоничное развитие и познание окружающего мира. Специалисты продолжают исследовать структуру личности человека и его взаимодействие в социальных группах. Индивид в процессе эволюции менял не только свою внешность, но и свой характер, направленность, эмоциональность и способности, а значит, эти изменения нужно понимать.

                    Публикуем только проверенную информацию

                    Автор статьи

                    Монахова Альбина Петровна клинический психолог

                    Стаж 17 лет

                    Консультаций 1439

                    Статей 234

                    Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

                    • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
                    • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
                    • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
                    • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
                    • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
                    • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

                    Источники

                    1. … Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс Социальная психология — Питер, 2004
                    2. . .. О. Л. Резепина Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности) — Когито-Центр, 2022
                    3. … Личностный потенциал. Структура и диагностика под ред. Д. А. Леонтьева — НПФ Смысл, 2013

                    Поделиться:

                    Категория: Психология

                    Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

                    Предыдущая статья

                    Бульбарный синдром

                    Следующая статья

                    Цистицеркоз головного мозга

                    Другие статьи по теме

                    Пружинин Марк Юльевич

                    09. 02

                    Справка в детский сад

                    Про детей

                    Есакова Екатерина Юрьевна

                    01.09

                    Дивертикулез кишечника: причины, симптомы лечение

                    Гастроэнтерология

                    Монахова Альбина Петровна

                    15.04

                    Как пережить измену

                    Психология

                    Пятифакторная модель структуры личности: обновление

                    Пятифакторная модель (ПФМ) общей структуры личности состоит из пяти широких областей невротизма (или эмоциональной нестабильности в сравнении со стабильностью), экстраверсии (в сравнении с интроверсией), открытости ( или нетрадиционность), уступчивость (против антагонизма) и добросовестность (или ограничение против расторможенности). Каждый из этих доменов включает в себя более специфические аспекты (например, легковерный и циничный, кроткий и агрессивный, мягкосердечный и бессердечный, бескорыстный и эксплуататорский находятся в области приятности и антагонизма).

                    FFM уходит своими корнями в лексическую парадигму, которая основывается на убедительной предпосылке, что то, что имеет наибольшее значение, интерес или значение для людей при описании себя и других, будет закодировано в языке. Фундаментальные области личности возникают по мере того, как люди вырабатывают все больше и больше слов для описания градаций, вариаций и нюансов соответствующей области. Естественная, врожденная структура личности обеспечивается эмпирическими отношениями между терминами-признаками, а структура английского языка хорошо подошла к «большой пятерке». Большая пятерка также была воспроизведена в немецком, чешском, голландском, филиппинском, иврите, венгерском, итальянском, корейском, польском, русском, испанском и турецком языках, хотя воспроизведение невротизма и открытости не так сильно, как воспроизведение домены приятности, экстраверсии и добросовестности1.

                    Эмпирическая поддержка FFM как структурной модели личности является существенной, включая многовариантную генетику поведения, прошлое детства, временную стабильность на протяжении всей жизни, координацию когнитивной нейронауки и кросс-культурную репликацию1. В обширной эмпирической литературе также было показано, что FFM полезен для прогнозирования значительного числа важных жизненных результатов, как положительных, так и отрицательных2. Cuijpers и соавт.3 сравнили экономические затраты на невротизм ЖЖМ (востребованность медицинских услуг в рамках первичной и вторичной психиатрической помощи, наличные расходы и производственные потери) с затратами, связанными с распространенными психическими расстройствами (например, настроением, тревогой, употреблением психоактивных веществ). и соматические расстройства). Экономические издержки невротизма примерно в 2,5 раза превышали издержки обычных психических расстройств.

                    Учитывая, что «Большая пятерка» учитывает практически каждый термин черты в языке, неудивительно, что FFM учитывает каждую дезадаптивную черту личности, включая те, которые определяют синдромы расстройства личности по МКБ и DSM1. Модели многомерных признаков, включенные в раздел III DSM-5 и МКБ-11, явно согласованы с FFM. FFM также обеспечивает основу темперамента и личности для широко цитируемой Иерархической Таксономии Психопатологии4, многомерной структурной модели, которая охватывает большую часть всех форм психопатологии.

                    Расстройства личности по МКБ и DSM легко понять как неадекватные варианты FFM, но это не означает, что какое-либо измерение FFM будет полностью учитывать каждое расстройство личности. Большинство существующих показателей FFM не оценивают все его дезадаптивные варианты и, следовательно, не могут учитывать все компоненты и корреляты соответствующего расстройства личности. Например, существуют неадаптивные варианты для всех десяти полюсов всех пяти доменов FFM, но существующие меры, как правило, не позволяют оценить неадекватные варианты добросовестности (например, компульсивность), открытости (например, магическое мышление), покладистости (например, подчинение) , низкий невротизм (например, бесстрашие) и экстраверсия (например, доминирование), тем самым ограничивая способность скрывать черты, лежащие в основе обсессивно-компульсивного, шизотипического, зависимого и психопатического расстройств личности соответственно. Обсессивно-компульсивное расстройство личности определяется в основном неадекватной сознательностью (например, перфекционизмом, компульсивностью, трудоголизмом и руминативным обдумыванием), но большинство показателей добросовестности ЖЖМ не оценивают эти неадекватные варианты. Тем не менее, были разработаны меры для оценки дезадаптивных черт FFM, в том числе пятифакторная шкала модели расстройств личности5, личностный опросник для DSM-56 и личностный опросник для МКБ-117.

                    Существует ряд преимуществ в концептуализации расстройств личности по МКБ и DSM с точки зрения FFM. Многие из синдромов расстройства личности по МКБ и DSM имеют ограниченный исследовательский интерес и неадекватную эмпирическую поддержку. FFM привносит в расстройства личности существенный объем конструктивной проверки, включая разрешение таких заметных противоречий, как гендерная предвзятость, чрезмерное диагностическое совпадение и временная нестабильность. Понимание этиологии, патологии и лечения расстройств личности существенно затруднено гетерогенностью внутри и перекрыванием диагностических категорий. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала рекомендации по лечению каждого расстройства в DSM, но рекомендации были предоставлены только для одного из десяти расстройств личности (то есть пограничного). Сложная гетерогенность категориальных синдромов значительно усложняет возможность разработки четкого, единого протокола лечения. Области FFM значительно более однородны и различны, что хорошо подходит для более четких моделей этиологии, патологии и лечения8. Эмпирически проверенные протоколы лечения уже разработаны для невротизма ЖЖМ9..

                    Общая проблема, связанная с FFM и любой другой многомерной моделью признаков, заключается в том, что клиницисты будут незнакомы с этим подходом и сочтут его трудным для применения. Однако организация FFM согласуется с тем, как люди естественным образом думают об описании черт личности. Люди, которые применяют FFM, обычно находят его довольно простым в использовании. На самом деле был проведен ряд исследований, касающихся клинической полезности FFM по сравнению с синдромами DSM. Некоторые из этих исследований отдавали предпочтение синдромам DSM, но когда методологические ограничения этих конкретных исследований были рассмотрены в последующих исследованиях, результаты последовательно благоприятствовали FFM8. Опытные клиницисты предпочитают FFM и дименсиональные модели черт для концептуализации расстройств личности8.

                    Таким образом, FFM является преобладающей моделью общей структуры личности и дает возможность для действительно интегративного понимания структуры личности в областях клинической психиатрии и фундаментальной науки о личности. Модели МКБ и DSM для классификации и диагностики расстройств личности смещаются в сторону FFM из-за ее эмпирической проверки и клинической полезности.

                    1. Видигер Т.А. (ред.). Оксфордский справочник пятифакторной модели. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2017. [Google Scholar]

                    2. Озер DJ, Бенет-Мартинес В. Анну Рев Психол 2006;57:401–21. [PubMed] [Google Scholar]

                    3. Cuijpers P, Smit F, Penninx BW et al. Arch Gen Психиатрия 2010;67:1086-93. [PubMed] [Google Scholar]

                    4. Крюгер Р.Ф., Котов Р., Уотсон Д. и др. Мировая психиатрия 2018;17:282‐93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    5. Крего С., Олтманнс Дж. Р., Видигер Т. А. Психологическая оценка 2018;30:62‐73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    6. Крюгер Р.Ф., Дерринджер Дж., Маркон К.Е. и др. Психол Мед 2012;42:1879-90. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    7. Олтманнс Дж. Р., Видигер Т. А. Психологическая оценка 2018;30:154-69. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    8. Маллинс-Свитт С.Н., Ленгель Г.Дж. Дж Перс 2012;80:1615-39. [PubMed] [Google Scholar]

                    9. Зауэр-Завала С., Уилнер Дж. Г., Барлоу Д. Х. Личное расстройство 2017;8:191-8. [PubMed] [Google Scholar]

                    Базовая модель личности — PMC

                    1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5. Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Академия]

                    2. Всемирная организация здравоохранения. Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10. Клинические описания и диагностические рекомендации. Всемирная организация здравоохранения; 1992. [Google Scholar]

                    3. Eysenck HJ. Определение расстройств личности и критерии, подходящие для их описания. J Перс. расстройство. 1987; 1: 211–219. [Google Scholar]

                    4. Ливсли В.Дж. Классификация расстройств личности: I. Выбор понятия категории. Can J Психиатрия. 1985;30:353–358. [PubMed] [Google Scholar]

                    5. Widiger TA, Frances AJ. Расстройства личности DSM-III: перспективы психологии. Арх генерал психиатрия. 1985; 42: 615–623. [PubMed] [Google Scholar]

                    6. Кларк Л.А. Оценка и диагностика расстройства личности: вечные проблемы и возникающая переосмысление. Энн Рев Психол. 2007; 57: 227–257. [PubMed] [Google Scholar]

                    7** Widiger TA, редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. Отредактированный текст, содержащий исчерпывающее резюме исследований, касающихся социального и клинического применения пятифакторной модели личности. [Академия Google]

                    8** Видигер Т.А., Гор В.Л., Крего С., Рохас С.Л., Олтманнс М.Р. Пятифакторная модель и расстройство личности. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 449–478. Всеобъемлющее резюме огромного объема исследований, касающихся взаимосвязи и концептуализации расстройств личности с точки зрения пятифакторной модели личности в целом. [Google Scholar]

                    9. Widiger TA, Samuel DB, Mullins-Sweat S, Gore WL, Crego C. Интеграция нормальной и ненормальной структуры личности: пятифакторная модель. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник по расстройствам личности. Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 82–107. [Академия Google]

                    10. Де Раад Б., Млачич Б. Лексическая основа факторной модели Большой пятерки. В: Видигер Т. А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 191–216. [Google Scholar]

                    11. Коста П.Т., МакКрей Р. Описи NEO как инструменты психологической теории. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 11–37. [Google Scholar]

                    12. О’Коннор Б.П. Количественный обзор полноты пятифакторной модели по отношению к популярным опросникам личности. Оценивать. 2002;9: 188–203. [PubMed] [Google Scholar]

                    13. Маркон К.Е., Крюгер Р.Ф., Уотсон Д. Определение структуры нормальной и ненормальной личности: интегративный иерархический подход. J Pers Soc Psychol. 2005; 88: 139–157. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    14. Mullins-Sweatt SN, Widiger TA. Процедура оценки Шедлера-Вестена с точки зрения общей структуры личности. J Abnorm Psychol. 2007; 116: 618–623. [PubMed] [Google Scholar]

                    15. McCrae RR, Costa PT, Busch CM. Оценка полноты в системах личности: Калифорнийский Q-Set и пятифакторная модель. J Перс. 1986;54:430–446. [Google Scholar]

                    16** Oltmanns JR, Widiger TA. Самопатология, пятифакторная модель и раздутые специфические факторы: поучительная история. J Abnorm Psychol. 2016; 125:423–434. Эмпирическая поддержка понимания самопатологии с точки зрения общей личности. [PubMed] [Google Scholar]

                    17* Trull TJ, Brown WC. Пограничное расстройство личности: перспектива пятифакторной модели. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 118–132. Резюме исследований, касающихся взаимосвязи и концептуализации пограничных расстройств личности с точки зрения пятифакторной модели общей личности. [Академия Google]

                    18. Эдмундсон М., Квапил Т.Р. Пятифакторная модель шизотипического расстройства личности. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 147–162. [Google Scholar]

                    19. Дерефинко К., Линам Д.Р. Психопатия с точки зрения пятифакторной модели. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 103–118. [Академия Google]

                    20. Гор В.Л., Пинкус А.Л. Зависимость и пятифакторная модель. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 163–178. [Google Scholar]

                    21. Кэмпбелл В.К., Миллер Дж.Д. Нарциссическое расстройство личности и пятифакторная модель: описание нарциссического расстройства личности, грандиозного нарциссизма и уязвимого нарциссизма. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 133–146. [Академия Google]

                    22. Ливсли В.Дж. Концептуальные и таксономические вопросы. В: Livesley WJ, редактор. Справочник по расстройствам личности. Теория, исследования и лечение. Гилфорд; 2001. С. 3–38. [Google Scholar]

                    23* Маллинз-Свитт С.Н., Эдмундсон М., Зауэр-Завала С., Линам Д.Р., Миллер Д.Д., Видигер Т.А. Пятифакторная мера пограничных черт личности. J Pers Ass. 2012; 94: 475–487. Эмпирическая поддержка измерения пограничного расстройства личности DSM-5 с точки зрения пятифакторной модели общей личности. [PubMed] [Академия Google]

                    24. ДеШонг Х.Л., Ленгель Г.Дж., Зауэр-Завала С.Е., О’Мира М., Маллинз-Свитт С.Н. Сформулируйте достоверность пятифакторной пограничной инвентаризации. Оценивать. 2015;22:319–331. [PubMed] [Google Scholar]

                    25. Samuel DB, Riddell ADB, Lynam DR, Miller JD, Widiger TA. Пятифакторная мера обсессивно-компульсивных черт личности. J Pers Ass. 2012; 94: 456–465. [PubMed] [Google Scholar]

                    26. Crego C, Samuel DB, Widiger TA. FFOCI и другие меры и модели OCPD. Оценивать. 2015;22:135–151. [PubMed] [Академия Google]

                    27. Widiger TA, Lynam DR, Miller JD, Oltmanns TF. Меры по оценке неадаптивных вариантов пятифакторной модели. J Pers Ass. 2012;94:450–455. [PubMed] [Google Scholar]

                    28. Малдер Р.Т., Хорвуд Дж., Тайрер П., Картер Дж., Джойс П.Р. Проверка предложенных доменов МКБ-11. Личное здоровье. 2016;10:84–95. [PubMed] [Google Scholar]

                    29* Гор В.Л., Видигер Т.А. Модель черт характера DSM-5 и пятифакторные модели личности в целом. J Abnorm Psychol. 2013; 122:816–821. Эмпирическая поддержка связи многомерной модели признаков DSM-5 с пятифакторной моделью, а также демонстрация влияния альтернативных моделей и показателей на эту связь. [PubMed] [Академия Google]

                    30. Гриффин С.А., Самуэль Д.Б. Более пристальный взгляд на структуру низшего порядка в Личностном опроснике DSM-5: сравнение с пятифакторной моделью. Pers Disord Theory Res Treat. 2014;5:406–412. [PubMed] [Google Scholar]

                    31* Wright AGC, Simms LJ. О структуре признаков расстройства личности: совместный анализ моделей признаков CAT-PD, PID-5 и NEO PI-3. Pers Disord Theory Res Treat. 2014;5:43–54. Эмпирическая поддержка связи многомерной модели черт DSM-5 Раздела III с пятифакторной моделью личности в целом. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    32. Уотсон Д., Кларк Л.А., Хмелевски М. Структуры личности и их отношение к психопатологии: II. Дальнейшая формулировка комплексной унифицированной структуры признаков. J Перс. 2008; 76: 1485–1522. [PubMed] [Google Scholar]

                    33. DeYoung CG, Carey BE, Krueger RF, Ross SR. Десять аспектов Большой пятерки в Личностном опроснике DSM–5. Pers Disord Theory Res Treat. 2016;7:113–123. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    34. Samuel DB, Widiger TA. Метааналитический обзор отношений между пятифакторной моделью и DSM-IV-TR расстройства личности: анализ на уровне аспектов. Clin Psychol Rev. 2008; 28: 1326–1342. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    35** Crego C, Widiger TA. Концептуализация и оценка шизотипических черт: сравнение FFSI и PID-5. J Перс. расстройство. под давлением. Сравнение альтернативных концептуализаций и оценка DSM-5 психотизма и шизотипических черт на взаимосвязи с пятифакторной моделью личности в целом. [Академия Google]

                    36** Berghuis H, Kamphuis JH, Verheul R. Специфические черты личности и общая дисфункция личности как предикторы наличия и тяжести расстройств личности в клинической выборке. J Pers Ass. 2014;96:410–416. Эмпирическое исследование взаимосвязи общей личности, неадекватных черт личности и критерия А DSM-5 (например, самопатология) [PubMed] [Google Scholar]

                    37. Фью Л.Р., Миллер Дж.Д., Ротбаум А.О., Меллер С., Мэйплс С., Терри Дж., Коллинз Б., Маккиллоп Дж. Исследование диагностической системы Раздела III DSM-5 на расстройства личности в амбулаторном клиническом образце. J Abnorm Psychol. 2013;122:1057–1069. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

                    38. Mullins-Sweatt SN, Widiger TA. Жизненные проблемы, связанные с личностью: эмпирический подход. Pers Disord Theory Res Treat. 2010;1:230–238. [PubMed] [Google Scholar]

                    39. Krueger RF, Eaton NR. Черты личности и классификация психических расстройств: к полной интеграции в DSM-V и эмпирической модели психопатологии. Pers Disord Theory Res Treat. 2010;1:97–118. [PubMed] [Google Scholar]

                    40. Widiger TA, Trull TJ. Тектоника плит в классификации расстройств личности: переход к многомерной модели. Я психол. 2007; 62:71–83. [PubMed] [Академия Google]

                    41* Видигер Т.А., Преснолл Дж.Р. Клиническое применение пятифакторной модели. J Перс. 2013; 81: 515–527. Обзор клинической полезности пятифакторной модели общей личности. [PubMed] [Google Scholar]

                    42. Армстронг Л., Раймс К.А. Когнитивная терапия невротизма (уязвимость к стрессу), основанная на осознанности: пилотное рандомизированное исследование. Поведенческая терапия. 2016; 47: 287–298. [PubMed] [Google Scholar]

                    43** Зауэр-Завала С., Уилнер Дж. Г., Барлоу Д. Х. Борьба с невротизмом в психологической терапии. Pers Disord Theory Res Treat. под давлением. Программа лечения пятифакторного невротизма. [Академия Google]

                    44. Widiger TA, Mullins-Sweatt SN. Пятифакторная модель расстройства личности: предложение для DSM-V. Энн Рев Клин Психол. 2009;5:115–138. [Google Scholar]

                    45. Lynam DR, Widiger TA. Использование пятифакторной модели для представления расстройств личности DSM-IV: консенсусный подход экспертов. J Abnorm Psychol. 2001; 110:401–412. [PubMed] [Google Scholar]

                    46. Oltmanns TF, Powers AD. Гендерные и личностные расстройства. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник по расстройствам личности. Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 147–162. [Академия Google]

                    47. Линам Д.Р., Видигер Т.А. Использование общей модели личности для понимания половых различий в расстройствах личности. J Перс. расстройство. 2007; 21: 583–602. [PubMed] [Google Scholar]

                    48. Де Фрюйт Ф., Де Клерк Б. Предпосылки расстройства личности в детстве и подростковом возрасте: к интегративной модели развития. Энн Рев Клин Психол. 2014; 10:449–476. [PubMed] [Google Scholar]

                    49. De Clercq B, De Fruyt F, Van Leeuwen K, Mervielde I. Структура неадаптивных черт личности в детстве: шаг к интегративной перспективе развития для DSM-V. J Abnorm Psychol. 2006;115:639–657. [PubMed] [Google Scholar]

                    50. Тайрер П. Дисфункция личности является причиной рецидивирующего некогнитивного психического расстройства: проверяемая гипотеза. Личное здоровье. 2015; 9:1–7. [PubMed] [Google Scholar]

                    Структура личности после Большой пятерки — Блог EJP

                    Большая пятерка существует уже давно. С момента своего создания в «Большой пятерке» появились и исчезли альтернативные модели. В настоящее время существует несколько современных альтернатив, но они, как правило, представляют собой небольшие вариации или расширения «базовых пяти». Это все? Является ли «большая пятерка» определяющей структурой личности? Накапливающиеся данные свидетельствуют о том, что это не так. В этом гостевом посте я обсуждаю некоторые проблемы модели «Большой пятерки», а также новые доказательства того, как мы можем выйти за ее пределы.

                    Если вы спросите любого психолога: «Что такое личность?» чаще всего их ответ будет включать «черты» или «большую пятерку». Хотя «черты» ни в коем случае не эквивалентны областям черт «Большой пятерки» (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), они часто подразумеваются. «Большая пятерка» проникает в наши представления о личности.

                     Если вы зададите исследователям личности один и тот же вопрос, вы получите много разных ответов. Их ответы часто зависят от уровня интереса исследователя: идиографический (уникальные личностные процессы людей), внутри человека (изменчивость личности людей) или между людьми (личностные различия между людьми). Определения «черт» будут иметь нюансы в зависимости от того, говорят ли они об идиографических и внутриличностных чертах (уникальные поведенческие подписи людей) или межличностных чертах (Большая пятерка). Независимо от ориентации, если исследователь серьезно относится к публикации в личностном журнале, он должен как минимум упомянуть «Большую пятерку».

                     Все ли исследователи личности согласны с тем, что Большая пятерка – это  модель ? Сторонники HEXACO будут размахивать вилами и размахивать факелами, но модель HEXACO, которая добавляет Честность/Смирение к Большой пятерке, честно говоря, является ее скромным вариантом. Темная триада — макиавеллизм, нарциссизм и психопатия — является злонамеренным расширением Большой пятерки и HEXACO, но тесно связана с ними. Исследователи, использующие современные альтернативы «Большой пятерке», не склонны далеко отходить от нее.

                    Более ранние и более отдаленные альтернативы, такие как Майерс-Бриггс и Шестнадцать личностных факторов Кеттелла, уже давно отвергнуты. Когнитивно-аффективная система личности – выдающаяся современная альтернатива; однако немногие исследователи проверяли его утверждения (и не зря: это сложно проверить). Такое положение вещей оставляет большинство современных теорий личности приверженными «Большой пятерке» как факту, а не одной из многих возможных моделей. Итак, «Большая пятерка» вне конкуренции — разве это не проблема?

                    Большая пятерка настолько вездесуща, что, как правило, охватывает теоретические модели, а не разрабатывает проверяемые предложения, которые позволяют отличить ее от других (например, часто утверждается, что честность/смирение входит в состав приятности). Без других моделей каждая новая модель личности сравнивается с эталоном Большой пятерки. Но что, если эта точка отсчета неверна (т. е. не точно отражает структуру личности между людьми)? Если эталон неверен, то все, что более правильно, будет казаться неверным (даже если оно правильно!). Конечно, «все модели ошибочны, но некоторые из них полезны», но проблема не в полезности (Большая пятерка бесспорно полезна), а в валидности.

                    Скажем, мы хотим разработать новый опросник для оценки личности между людьми. Без каких-либо альтернатив мы начинаем с Большой пятерки (или, по крайней мере, используем ее для направления нашего мышления). Мы также решили, что наш опросник должен иметь фасетную структуру — почти каждый современный личностный опросник имеет такую ​​структуру. Используя своего рода теоретическое обоснование, мы выбираем характеристики, которые лучше всего отражают каждую черту. После этого мы пишем большой пул элементов, чтобы захватить темы аспектов. Затем мы распределяем наши товары по двум большим образцам для выбора и проверки.

                    В выборочной выборке мы следуем обычным рекомендациям по разработке шкалы: сохраняем элементы с высокой корреляцией между элементами и аспектами и признаками и удаляем элементы со слабыми доминирующими нагрузками (например, < 0,30) или большими перекрестными нагрузками (например, > .20). В проверочной выборке наши исследовательские модели подтверждают, что уточненные аспекты соответствуют их характеристикам. К сожалению, даже несмотря на эти шаги, подтверждающие модели редко обеспечивают адекватное соответствие Большой пятерке. Вместо того чтобы воспринимать это как свидетельство того, что «большая пятерка» не соответствует данным, некоторые исследователи предложили изменить наши правила статистической модели, чтобы она соответствовала «большой пятерке». это  – это  – проблема. Либо нам нужно изменить условности статистической модели, либо перейти на другую модель, либо уйти от Большой пятерки.

                    Первый путь, изменение условностей статистической модели, не кажется разумным. Снижение условностей соответствия модели похоже на повышение статистической значимости до 90 105 p 90 106  < 0,10. Перемещение ворот – это не путь вперед. Второй путь, переход на другую статистическую модель, требует некоторой распаковки, чтобы понять, почему «большая пятерка» не подходит. Традиционные психометрические модели основаны на локальная независимость  или переменные (например, элементы), которые становятся независимыми после того, как они обусловлены латентными (например, Большая пятерка). Даже несмотря на тщательный контроль пула элементов, элементы и аспекты по-прежнему часто имеют коррелированные остатки (т. е. коррелированную дисперсию, не объясняемую скрытыми переменными). Альтернативные модели со скрытыми переменными, такие как неограниченные факторные модели или исследовательские модели структурных уравнений, могут смягчить некоторые проблемы соответствия модели (например, простая структура), но проблема коррелированных остатков все равно останется.

                    Это наблюдение предполагает, что проблема не в условностях модели, а в самой модели. Либо мы заставляем структуру личности определяться без коррелированных остатков, либо меняем модель, чтобы она соответствовала данным. Структура личности без коррелированных остатков несостоятельна, что делает несостоятельными и модели с предположением о локальной независимости. Так что, похоже, у нас нет другого выхода, кроме как рассмотреть второй путь перехода на другую статистическую модель.

                    Введите модели сети. Сети в психологии представляют переменные в виде узлов (кругов) и их отношения (например, частичные корреляции) в виде ребер (линий). Несмотря на концептуальную простоту, сети способны моделировать значительную сложность. Действительно, сети являются предпочтительной моделью для отображения взаимодействий сложных систем.

                    Личность (даже на межличностном уровне) представляет собой сложную систему: это  система  , что означает, что она состоит из многих компонентов, которые взаимодействуют друг с другом (например, чувство комфорта среди людей имеет тенденцию положительно ассоциироваться с общительностью и добрый, но негативно связанный с беспокойством), и это комплекс  это означает, что его взаимодействие с другими системами трудно вывести из-за их свойств и зависимостей (например, взаимодействия между особенностями ситуации и компонентами личности).

                    Примечательно, что сетевые модели не предполагают локальной независимости, позволяя переменным свободно изменяться. Таким образом, сетевые модели подходят для личностных данных. Учитывая, что сетевые модели имеют другие статистические допущения, чем традиционные психометрические модели, должны ли они следовать тем же соглашениям?

                    Цель статьи Хадсона Голино, Пола Сильвии и меня «Психометрический сетевой взгляд на достоверность и валидацию опросников личностных качеств» состояла в том, чтобы предоставить основу для развития психометрии, основанной на сетевых моделях. С точки зрения сети предполагается, что черты – это сводная статистика того, как компоненты личности, определяемые как «каждое чувство, мысль или действие», связанные с «уникальной причинно-следственной системой», влияют друг на друга.

                    Психометрически мы определили эти компоненты как «элемент или набор элементов, которые имеют уникальную общую причину». Это определение согласуется с недавними предположениями о том, что элементы сами по себе являются чертами, и представляет собой резкий отход от традиционной психометрии, где большинство современных шкал разрабатываются с учетом взаимозаменяемости (элементы взаимозаменяемы) и высокой внутренней согласованности (элементы могут быть избыточными).

                    Первым шагом в сетевой психометрии является сведение избыточных переменных к их уникальным компонентам. В статье мы предоставляем концептуальную основу для статистического подхода, который мы называем «Анализ уникальных переменных», чтобы свести избыточные переменные к уникальным компонентам личности (недавно мы проверили этот подход с помощью моделирования).

                    Сосредоточив внимание на этих компонентах в рамках «Большой пятерки», мы пришли к выводу, что содержание домена каждой черты личности нуждается в подтверждении. Мы предлагаем, чтобы каждый домен признаков состоял из конечного набора уникальных атрибутов, где атрибуты не обязательно должны быть уникальными для одного домена. Вместо этого представление домена атрибутом зависит от степени из-за его потенциального пересечения с другими доменами, то есть границы доменов размыты. Об этом свидетельствуют рассмотренные ранее коррелированные остатки.

                    Один из подходов к оценке степени, в которой атрибуты являются репрезентативными для доменов признаков, заключался в изучении нескольких реестров Большой пятерки на разных уровнях с использованием сетевых моделей. На уровне домена (т. е. отдельного признака) элементы из нескольких реестров использовались для обнаружения согласованных подорганизаций домена (например, фасетов). На многодоменном уровне (т. е. в Большой пятерке) аспекты из нескольких инвентаризаций использовались для определения степени, в которой они представляют один или несколько доменов.

                    Сетевые модели облегчают этот подход, представляя кадастры в виде взаимосвязанной карты концептуального пространства Большой пятерки. Ограничение использования нескольких инвентаризаций Большой пятерки заключается в том, что Большая пятерка по-прежнему структурирует результаты сверху вниз. Как и в случае с нашим гипотетическим опросником, «Большая пятерка» ограничивает нашу способность идентифицировать что-либо за ее пределами, то есть мы получаем то, что вводим. Итак, чтобы пройти мимо «Большой пятерки», мы должны освободиться от ее ограничений.

                    Это подводит нас к третьему и последнему пути: переходу от Большой пятерки. Три недавние статьи, опубликованные в European Journal of Personality и European Journal of Personality Assessment в совместном специальном выпуске открытого доступа «Новые подходы к концептуализации и оценке личности» сообщают обнадеживающие результаты того, что мы можем ожидать от структуры личности после «Большой пятерки». Кастро, Феррейра и Феррейра (2020) использовали сетевой подход для оценки иерархической структуры IPIP-NEO-120 в огромной выборке ( N  = 345 780). Для этого они использовали метод уменьшения размерности сети под названием ModuLand, который (в самых общих чертах) оценивает измерения по узлам сети, а затем дополнительно оценивает измерения по этим измерениям, повторяя этот процесс до тех пор, пока не будет найдено одно измерение. После применения ModuLand они обнаружили в своей сети три уровня: 120 элементов, 35 измерений второго уровня и 9измерения третьего уровня. Примечательно, что метод ModuLand не только оценивает измерения иерархически, но также позволяет измерениям перекрываться (т. е. узлы могут принадлежать нескольким измерениям). Такой подход согласуется с иерархической, но нечеткой природой структуры личности.

                    В то время как Castro и коллеги (2020) вырываются из Большой пятерки, изменив статистическую модель, Condon et al. (2020) побуждают нас вырваться на свободу, двигаясь дальше (точнее, вверх). Кондон и его коллеги предлагают основу для построения таксономии личности снизу вверх. Они предлагают шесть шагов для дальнейших действий: (1) определить обширный пул элементов, (2) программно оценить характеристики элементов, (3) повторное тестирование элементов для качественных и количественных свойств, (4) проанализировать рейтинги от нескольких оценщиков. , (5) совокупные рейтинги по различным выборкам и (6) оценка прогностической полезности. Основное внимание в их подходе уделяется точно  напротив нашего гипотетического вопросника, разработанного выше, и позволяет избежать принуждения структуры личности к тому, чтобы вписаться в аккуратную коробку Большой пятерки.

                    Saucier, Юрино и Тальмайер (2020) претворили в жизнь некоторые предложения Кондона и его коллег. Сосье и его коллеги, используя старый набор данных, но новые методы, сравнили предсказательную способность обычных аспектов и многомерной структуры прилагательных естественного языка. Используя параллельный анализ, они определили 23-е и 30-е измерения в прилагательных. Их следующим шагом и основным исследованием было сравнение предсказательной силы параметров прилагательных с фасетными структурами широко используемых опросников, таких как NEO-PI-R, HEXACO и шкала аспектов Большой пятерки. Важно отметить, что в этих инвентаризациях использовались разные подходы к построению масштаба — одни сверху вниз, другие снизу вверх. В конце концов, многомерный восходящий прилагательный подход обеспечил наибольшую прогностическую способность в соответствии с недавними тенденциями, ориентированными на элементы.

                    Лексический подход, представленный Сосье и его коллегами, не нов. По сути, это исторический фундамент, на котором строится современная структура личности. Однако есть много нового: сетевое моделирование, выборка опыта, машинное обучение и большие данные, а также более глубокое понимание разнообразия (от расы до возраста). Стоит пересмотреть старые идеи, такие как лексический подход и точки зрения Оллпорта, потому что у нас есть методы и технологии для получения наблюдений, которых не могли прежние личностные психологи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *