7. Личность и ее структура. Типология личности
Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.
Существует 4 концепции понимания личности:1. Ролевая концепция. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.
2. Концепция личности Фрейда
Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением.
3. Поведенческая концепция
Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.
4. Деятельностный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Типология личности: Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность. Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. Социально-значимые черты личности:
1. занимаемые социальные статусы
2. выполняемые социальные роли
Концепция социального статуса была разработана американским социологом Р.Линтоном. Социальный статус – это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол), таки и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.
Все статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором (Р.Мертон).
Важным условием реализации статуса является идентификация, т.
Каждому статусу соответствует определенный набор социальных ролей. Теория ролей личности берет свое начало из работ американских ученых Дж.Мида и Р.Линтона (1920-30-е гг.)
Социальная роль – это образец поведения личности, связанный с ее социальной позицией, статусом и обусловленный местом личности в системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль формирует определенную модель поведения, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации, и сопряжена с ролевыми ожиданиями, которые предъявляет общество носителю того или иного статуса.
Типологии личности:
В западной литературе.
А) К. Хорни (основа – стремление личности к безопасности)
— личности, стремящиеся к другим людям (принадлежность к общности – гарант безопасности)
— личности, уходящие от людей в индивидуальный мир (социальная среда – источник опасности)
— личности, устремленные против других людей (враждебный мир необходимо разрушить)
Б) Д. Рисмэн (основа – социальный характер, зависимость типа личности от типа общества)
— консервативная личности – ориентация на сложившиеся традиции, устоявшиеся образцы поведения (примитивные традиционные общества)
— изнутри ориентированная личность – не ограниченная социальным контролем, живущая в условиях отсутствия давления традиций (индустриальное общество)
— извне ориентированная личность – манипулируемая личность со стандартизованным поведением (общество массового потребления)
В отечественной литературе.
А) социальная типология
— идеальный тип – отвечающий требованиям социального идеала
— нормативный тип – обладающий свойствами, необходимыми для общественного функционирования и развития
— реальный тип – обладающий господствующими нормами сознания и образцами поведения
Б) социологическая типология (выделение типов личности по конкретным признакам) – В. Г. Немировский
— «созидатель» — преобладает потребность в смысле жизни, самостоятельности и труде
— «романтик» — потребность в риске
— «потребитель – потребность в комфорте, отдыхе и накоплении
— «лидер» — потребность в доминировании, самоутверждении
— «конформист» — потребность в поиске покровителя и безопасности
Личность как объект социальных отношений характеризуется с помощью таких понятий как: социализация, т.е. освоение ею социальных требований и функций в качестве непременного условия активного включения в социальную общность; социальная идентификация – осознание своей принадлежности к данной общности и ролевая идентификация – принятие общественно заданных функций и требований в качестве отвечающих интересам и потребностям субъекта.
Личность как субъект социальных отношений рассматривается в таких понятиях как: самосознание – осознание своей самобытности, нормативное сознание и система ценностных ориентаций, а так же в понятиях потребностей, мотивации, установок и социального поведения.
Личность как носитель социальных действий рассматривается через выполняемые социальные роли, соответствующие занимаемым социальным статусам.
Структура личности — Психологос
В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:
- Когнитивная сфера — все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
- Аффективная сфера — все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь, это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
- Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. См.→
- Сознание и бессознательное…
- Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→
- Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→
- Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→
- Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть. См.→
- Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→
- Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→
В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее «Я»: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.
Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело — их господин, душа и ум — их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа — помощники духа, а тело — воспитуемый ими ребенок.
Структура проблемной личности
Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты… См.→
Четыре типа личности – какой из них вы? – Psych3Go
Есть популярная цитата автора и шоураннера Рафаэля Боба-Ваксберга: «В этом мире все, что мы есть, — это связи, которые мы создаем». И в некоторые дни это действительно так. С момента нашего рождения до момента, когда мы покидаем этот мир, мы постоянно встречаемся, разговариваем и взаимодействуем с теми, кто нас окружает. Но отсутствие достаточных усилий для того, чтобы понять других, часто приводит к напряжению, конфликтам, непониманию и недопониманию, которые могут нанести непоправимый ущерб как личным, так и профессиональным отношениям.
С другой стороны, знание различных типов личности может во многом помочь вам эффективно взаимодействовать, общаться и иметь дело с самыми разными людьми. Понимание уникальных черт и характеристик окружающих вас людей может значительно улучшить ваши коммуникативные навыки и лидерские качества, что позволит вам адаптироваться практически в любой социальной среде. Мало того, как лидер, это также может дать вам лучшее представление о том, как использовать сильные стороны и компенсировать слабости ваших товарищей по группе, чтобы повысить производительность и наладить между ними лучшие рабочие отношения.
Звучит как довольно полезная вещь, о которой вам следует узнать, верно? Что ж, бихевиорист и HR-специалист Патрик Бет-Дэвид (2005) определенно так думал, именно поэтому он разработал типологию личности «Система STAR». «ЗВЕЗДА» означает структуру, задачу, действие и отношения, которые являются 4 основными типами личности, которые Бет-Дэвид определил для улучшения процессов найма, обучения и удержания своих сотрудников.
С учетом сказанного, вот описание 4 различных типов личности и способов борьбы с ними. И, читая этот список, обязательно обратите внимание на то, какие два типа лучше всего описывают вас, поскольку большинство из нас, как правило, попадают в две категории (наш основной тип и наш вторичный тип).
1. Структурно-ориентированныйОтветственный, настойчивый, послушный, надежный и уравновешенный — все эти слова мы использовали бы для описания структурно-ориентированного человека. И поскольку они верят в силу порядка, стабильности и авторитета, они всегда стараются законно поддерживать и соблюдать набор правил в любом конкретном социальном учреждении. Они также очень осторожны, чтобы действовать так, как от них ожидают, и могут осуждать тех, кто не делает того же. У них очень рациональный, объективный и прагматичный образ мышления.
Организованные планировщики, которые любят быть в курсе всего, люди, ориентированные на структуру, часто становятся хорошими лидерами, потому что они очень внимательны к деталям и самомотивированы. Однако они также могут быть жесткими и негибкими в следовании правилам и обычно не любят идти на компромисс. Поэтому при общении с такими людьми лучше всего представить им конкретные факты и хорошо продуманные планы, а не пытаться апеллировать к их эмоциональной стороне.
Далее идет тип личности, ориентированный на задачу; креативщики, критически мыслящие и решающие проблемы мира. Настоящие ученые и интеллектуальные, ориентированные на задачу люди имеют ненасытное любопытство к изучению и пониманию мира, и они ценят знания и самообладание превыше всего. Это очень проницательные, интровертные и умные люди, которые всегда смотрят на картину шире, видят возможности, недоступные другим.
Провидцы и абстрактные мыслители, они также изобретательны, аналитичны и красноречивы. Им не нравится светская беседа, выполнение утомительных, повторяющихся задач и почти все, что не имеет для них значения или содержания. И несмотря на то, во что вас может убедить их имя, ориентированные на задачу люди на самом деле тратят много времени на то, чтобы погрузиться в собственные мысли из-за того, насколько богат и сложен их внутренний мир. Им нравится решать интеллектуальные задачи (обычно это философские дебаты на такие темы, как жизнь, смерть, любовь, искусство, наука и религия), и они любят проводить мозговой штурм с новыми идеями и идеями, потому что для них нет большей радости в жизни, чем узнавать что-то новое.
Теперь, на противоположной стороне спектра, у нас есть тип личности, ориентированный на действие, который больше делает, чем думает. Они любят веселиться и пробовать что-то новое, потому что жаждут волнений и приключений в своей жизни. Они также ценят красоту, свободу, индивидуальность и, прежде всего, влияние на мир. Решительные авантюристы и умелые переговорщики, их истинные таланты заключаются в импровизации, рассказывании историй и развлечении других своим пленительным присутствием.
Это очень харизматичные и страстные люди, которые не боятся рисковать и добиваться цели. И хотя они предпочитают быть свободолюбивыми, чем брать на себя ответственность за других, им часто навязывают роль лидера в трудные времена, потому что они превосходно справляются с кризисами и объединяют людей. Уверенные в себе, легко адаптирующиеся и находчивые лидеры, ориентированные на действия, склонны быть очень прагматичными и воодушевляющими, мотивируя других делать все возможное и признавая их за хорошо выполненную работу.
Последний, но не менее важный тип личности – это тип личности, ориентированный на отношения. И, как вы могли уже догадаться, этот тип людей — социальные бабочки, которые ценят гармонию и принадлежность. Сочувствующие, эмоциональные и идеалистичные, они жаждут эмоциональной связи и всегда хотят быть частью чего-то большего, чем они сами. Они находятся на бесконечном пути к самореализации и хотят помочь другим достичь того же. Поэтому вполне логично, что их таланты часто заключаются в дипломатии, посредничестве, вдохновении, консультировании и наставничестве.
Теплые, дружелюбные, добрые и внимательные люди, ориентированные на отношения, известны тем, что всегда ставят желания, потребности и чувства других людей выше своих собственных. Это потому, что они очень щедрые люди, которые любят поддерживать и заботиться о своих близких. Они очень не склонны к конфликтам и часто испытывают трудности как с критикой, так и с получением критики, что может привести к отсутствию здоровых границ в их близких отношениях, если они не будут осторожны. Но, в конце концов, если в вашей жизни есть человек, ориентированный на отношения, то вы должны считать себя очень удачливым, потому что это самые лучшие и самые бескорыстные друзья, которых вы когда-либо могли завести.
Итак, вы уже определились со своим типом личности? К каким из них вы относились больше всего? Как вы думаете, к какой категории относятся ваши друзья и члены семьи? Если вам понравилась эта статья и вы хотите узнать больше, вот что вам следует прочитать дальше: 6 признаков того, что вы привлекательный человек, 8 признаков того, что ваш характер может пугать других, что ваш любимый цвет говорит о вашей личности, как ваша походка говорит о вас. Ваша личность и 7 привычек, которые многое говорят о вашей личности.
Ссылки:
- Бет-Дэвид, П. (2005). Организационное поведение . Атлантик Паблишерс энд дист.
Оставьте свой голос
10 баллы
UPVOTEDOWNVOTE
Общее количество голосов: 40
UPVOTES: 25
Процент.
Категории: Без категории
типов личности | Индекс воспроизводимости
В психологии личности преобладают пространственные модели личности (Funder, 2019). Для этого есть веская причина. Большинство личностных характеристик варьируются в зависимости от континуума, как рост, а не по категориям, как цвет глаз. Таким образом, система типов личности требует некоторых произвольных решений о точке отсечки. Например, таксономия типов телосложения может выполнить медианное разделение по росту и весу, чтобы отнести людей к типу «высокий-тяжелый» или «высокий-легкий».
Однако в нескольких умеренно влиятельных статьях высказывается предположение о том, что существует три типа личности (Asendorpf et al., 2001; Robins et al., 19).96).
Представление о том, что существует только три типа личности, вызывает недоумение. Доминирующей структурой в психологии личности является модель «большой пятерки», которая концептуализирует черты личности как пять независимых непрерывных измерений. Если бы мы создали типы личности, разделив каждое измерение по медиане, мы бы создали 32 типа личности, в которых люди находятся выше или ниже медианы по невротизму, экстраверсии, открытости, уступчивости и добросовестности. если бы эти пять параметров были совершенно независимы друг от друга, мы увидели бы, что люди с равной вероятностью могут быть отнесены к одному из 32 типов. Не существует очевидного способа сократить эти 32 типа всего до 3.
Рисунок 1. прописные = ниже среднего, заглавные = выше среднего
Итак, как Робинс и др. (1996) пришли к выводу, что существует всего три типа личности? Данные были Q-сортированы. Q-сортировка аналогична личностным рейтингам по ряду атрибутов. Основное отличие состоит в том, что задача сортировки накладывает ограничение на баллы, которые могут быть выставлены человеку. В результате все люди имеют одинаковое общее среднее значение по пунктам. То есть никто не мог быть выше среднего по всем признакам. Такие данные известны как ипсативные данные. Альтернативным способом получения ипсативных данных было бы вычитание общего среднего рейтинга из отдельных рейтингов. Хотя различие между ипсативными и неипсативными данными технически важно, оно не имеет значения для более широкого понимания работы Робинса и др. В исследовании также могли использоваться рейтинги.
Робинс и др. Затем провели факторный анализ. Однако этот факторный анализ отличается от типичного факторного анализа, основанного на корреляциях между элементами. Вместо этого матрица данных транспонируется, и на участниках проводится факторный анализ. При N = 300 имеется триста переменных, и факторный анализ используется для сокращения этого набора переменных до меньшего набора факторов при минимальной потере информации.
Всем известно, что количество факторов в факторном анализе произвольно и что меньшее количество факторов влечет за собой потерю информации.
«Эмпирические исследования типологий личности затруднены отсутствием четких критериев определения количества типов в данной выборке. Таким образом, затраты и преимущества наличия большого количества типов должны быть сопоставлены с затратами и преимуществами наличия относительно небольшого количества типов » (Robins et al., 1996).
Авторы не сообщают о собственных значениях или других показателях дисперсии, объясняемой их трехфакторным решением.
Три типа описываются с точки зрения наиболее и наименее описательных элементов. Тип 1 можно идентифицировать по высокой добросовестности («Он решителен в том, что делает»), высокой экстраверсии («Он энергичен и полон жизни»), низком невротизме (обратное: «Когда он находится в состоянии стресса, он сдается и отступает»), высокой покладистостью («Он открыт и прямолинеен») и высокой открытостью («У него есть манера говорить»). Короче говоря, тип 1 — ребенок мечты каждого; маленький Супермен в процессе становления.
Тип 2 характеризуется высоким невротизмом («Он нервничает в неопределенных ситуациях»), интроверсией (обратное: «Он пытается быть в центре внимания»), низкой открытостью (обратным: у него есть манера говорить», но высокая покладистость («Он внимателен и внимателен к другим людям»). Добросовестность не характеризует этот тип так или иначе.
Тип 3 характеризуется низким нейротизмом (перевернутое: «Он спокоен и расслаблен; ), высокая экстраверсия («Он старается быть в центре внимания»), низкая добросовестность (перевернутая: он планирует все наперед; он думает, прежде чем что-то сделать) и низкая покладистость («Он упрямый»). 0003
Основная проблема с этим подходом заключается в том, что эти профили личности не являются типами. Возьмем, к примеру, профиль 1. В то время как профиль некоторых участников очень положительно коррелирует с профилем 1, профиль некоторых участников сильно отрицательно коррелирует с профилем 1. Какой у них тип личности? Мы могли бы сказать, что они противоположны Супермену, но это означало бы, что нам нужен другой тип личности для Анти-Суперменов. На этом проблема не заканчивается. Поскольку существует три профиля, каждый человек идентифицируется по его корреляции со всеми тремя профилями. Таким образом, мы получаем восемь различных типов в зависимости от того, является ли корреляция с тремя профилями положительной или отрицательной.
Короче говоря, профили не являются типами. Таким образом, утверждение о том, что существует только три типа личности, в корне ошибочно, поскольку авторы перепутали профили с типами. Даже заявление о том, что существует только 8 типов, основывалось бы на произвольном выборе извлечения только трех факторов. Четыре фактора дали бы 16 типов, а пять факторов — 32 типа, как и предсказывала модель «большой пятерки».
Асендорф и др. (2001) также обнаружили три профиля, которые, по их мнению, были аналогичны профилям, найденным Robins et al. (1996). Кроме того, они изучили профили в выборке взрослых с помощью опросника Большой пятерки (т. е. NEO-FFI). Важно отметить, что Asendorpf et al. (2001) используют лучшую терминологию и называют профили прототипами, а не типами.
Понятие прототипа состоит в том, что нет четких определяющих признаков, определяющих принадлежность к классу. Например, млекопитающие в среднем тяжелее птиц. Таким образом, мы можем различать птиц и млекопитающих по их прототипическому весу (насколько их вес близок к среднему весу птицы или млекопитающего), а не на основе определяющего признака (откладывает яйца, имеет матку). На рис. 2 показан прототип профиля «большой пятерки» для трех групп участников, когда участники были распределены по трем группам.
Проблема еще раз в том, что группировка в три группы произвольна. Ясно, что есть люди с высокими показателями доброжелательности и открытости, но это разнообразие личности не использовалось для создания трех групп. Основываясь на этой фигуре, группировки основаны на низком N и высоком C, высоком N и низком E и низком C. Неясно, что мы должны делать с людьми, которые не соответствуют ни одному из этих прототипических профилей. К какому типу относятся люди с высоким содержанием азота и высоким содержанием углерода?
Таким образом, более внимательное рассмотрение исследований типов личности показывает, что эти исследования не смогли ответить на этот вопрос. Поиск прототипических профилей предметов — это не то же самое, что поиск типов личности. Кроме того, вопрос может быть не очень хорошим вопросом. Если свойства личности различаются в основном количественно и если число черт личности велико, то число типов личности бесконечно. Каждый человек уникален.
Являются ли некоторые типы личности более распространенными, чем другие?
Как отмечалось выше, количество теоретически возможных типов личности определяется количеством атрибутов и уровнями каждого атрибута. Если мы описываем личность с помощью «Большой пятерки» и ограничиваем уровни выше или ниже среднего, мы получаем 32 теоретических модели. Однако это не означает, что мы на самом деле наблюдаем все закономерности. Возможно, некоторые типы никогда не встречаются или, по крайней мере, встречаются редко. Отсутствие некоторых типов личности может дать некоторые интересные сведения о структуре личности. Например, высокая добросовестность может подавить невротизм, и мы увидим очень мало людей с высоким содержанием C и низким содержанием N (Digman, 19).97). Однако при низком C мы могли бы видеть одинаковое количество людей с высоким N и низким N, потому что добросовестность только препятствует высокому N, а низкая добросовестность не приводит к высокому N. Невозможно исследовать такие закономерности с помощью двумерных корреляций (Feger, 1988).
Простой способ изучить этот вопрос — подсчитать частоты личностных черт (Анусик и Шиммак, неопубликованная рукопись, которая была уничтожена при рецензировании). Здесь я представляю результаты этого анализа, основанного на большом интернет-опросе Сэма Гослинга, в котором приняли участие миллионы посетителей, заполнивших BFI (John, Naumann, & Soto, 2008).
На рис. 3 просто показаны относительные частоты 32 типов личности.
На рис. 4 показаны результаты только для жителей США. Результаты очень похожи на результаты для общей выборки.
Наиболее заметным открытием является то, что типы nEOAC и Neoac встречаются чаще, чем все другие типы. Эти типы бывают оценочно положительными или отрицательными. Однако важно понимать, что эти типы не являются реальными типами личности. Другое исследование показало, что оценочный аспект самооценки личности в основном является рейтингом или искажением восприятия (Anusic et al., 2009).). Таким образом, люди с профилем nEOAC не обладают лучшей личностью. В настоящее время неизвестно, оценивают ли они себя просто (обман других) или на самом деле считают себя (самообман) лучше, чем они есть на самом деле.
Следующие два типа с частотой выше средней — это nEoAC и NeOac. Простое объяснение этой закономерности состоит в том, что открытость не дает высокой оценки, поэтому некоторые люди не будут завышать свои оценки открытости, в то время как они по-прежнему реагируют желаемым образом на другие четыре черты.
Третьей комплементарной парой являются типы neoAC и NEOac. Этот паттерн также можно объяснить предвзятостью оценок, потому что некоторые люди не считают желательными открытость и экстраверсию; поэтому они будут проявлять только предвзятость в отношении невротизма, покладистости и добросовестности. Паульхус и Джон (1998) назвали этих людей «Святыми».
Короче говоря, одно из правдоподобных объяснений результатов состоит в том, что существуют все 32 типа личности, которые можно создать, комбинируя высокие и низкие баллы по Большой пятерке. Некоторые типы встречаются чаще, чем другие, но, по крайней мере, некоторые из этих вариаций объясняются предвзятостью оценок, а не фактическими различиями в характерах.
Заключение
Основной вклад этого нового взгляда на типы личности состоит в том, чтобы прояснить некоторую путаницу в понятии типов личности. Предыдущие исследователи использовали термин «типы» для обозначения прототипических профилей личности. Это прискорбно, потому что это привело к ложному впечатлению, что существует только три типа личности. Вы либо устойчивы, либо сверхконтролируемы, либо недостаточно контролируемы. На самом деле даже три профиля создают больше, чем три типа. Более того, профили основаны на исследовательском факторном анализе личностных оценок, и непонятно, почему профили всего три. Теория Большой пятерки предсказывает пять профилей, каждый из которых определяется элементами, принадлежащими одному из факторов Большой пятерки. Непонятно, почему анализ профилей выявил только три фактора. Одним из объяснений может быть то, что набор элементов не отражает некоторые аспекты личности. Например, Робинс и др. (1996) Q-сортировка, похоже, не включала много элементов открытости.
Основываясь на теории Большой пятерки, можно ожидать, что 32 типа личности встречаются примерно одинаково часто. Анализ большого набора данных показал, что существуют все 32 типа, что согласуется с идеей о том, что «Большая пятерка» — достаточно независимые измерения, которые могут встречаться в любой комбинации. Однако некоторые типы встречались чаще, чем другие. Наиболее частая комбинация была либо желательной (nEOAC), либо нежелательной (NeoAC). Этот вывод согласуется с предыдущими данными о том, что на личностные рейтинги влияет общая оценочная предвзятость (Anusic et al., 2009).). Дополнительные типы с более высокими частотами можно отнести к различиям в желательности. Открытость и экстраверсия в среднем не так желательны, как низкий невротизм и высокая покладистость и добросовестность. Таким образом, паттерны nEoAC и neoAC также могут отражать желательность, а не реальную структуру личности. Для изучения этого вопроса потребуются мультиметодические исследования или вопросы с низкой оценкой.
Последствия
Личностные психологи разочарованы тем, что они открыли факторы Большой пятерки и создали научную модель личности, но в прикладных условиях индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI) доминирует в оценке личности (Funder, 2019).
Одна из возможных причин заключается в том, что MBTI предоставляет простую информацию о личности, классифицируя людей по 16 типам. Эти 16 типов определяются как высокие или низкие в четырех измерениях.
Нет никаких причин, по которым личностные психологи не могли бы предоставить упрощенную обратную связь о личности, используя медианное разделение на Большой пятерке и распределяя людей по 32 типам, которые могут быть созданы факторами Большой пятерки. Например, я был бы типом NEOac. Вместо использования прописных и заглавных букв можно также использовать буквы для обоих полюсов размерности: невротический (N) и стабильный (S), экстравертный (E) и интровертный (I), переменный (V) и обычный (R). ), приятный (A) против доминирующего (D) и добросовестный (C) против спокойный (L). Это сделало бы меня типом NEVDL. Мой сын был бы SIRAC.
Я не вижу причин, по которым люди предпочитали бы типы Майер-Бриггс типам Большой пятерки, учитывая, что типы Большой пятерки основаны на хорошо зарекомендовавшей себя научной теории. Я считаю, что основная проблема предоставления людям обратной связи с оценками «Большой пятерки» заключается в том, что многие люди не мыслят категориями измерений.
Основная проблема может заключаться в том, что мы присваиваем индивидуумам типы, даже если их баллы близки к среднему значению, а их классификация произвольна. Например, у меня не очень высокий уровень E или низкий уровень C, и неясно, действительно ли я принадлежу к типу NEVDL или NIVDC. Одной из возможностей было бы использование только показателей, которые на одно стандартное отклонение выше или ниже среднего или медианы. Это сделало бы меня типом Н-ВД.
В заключение, исследования типов личности не достигли большого прогресса по уважительной причине. Количество типов личности зависит от количества рассматриваемых атрибутов, и вопрос о том, какие типы существуют, больше не является эмпирическим.