Урок 4. Логичность и структура текста
Мы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.
Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения.
Содержание
- План текста
- Структура
- Связность текста
- Проверочный тест
Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить.
Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.План текста
В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.
1
Первый тип плана – диалектический
Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.
2
Второй тип плана – аналитический
Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.
3
Третий тип плана – исторический
Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.
4
Последний тип плана – тематический
Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.
Структура текста
Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.
Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.
Введение
Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.
Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».
Основная часть
В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.
Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.
Заключение
Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.
Названия и заголовки
Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.
Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.
Связность текста
Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.
1. Порядок слов в предложении
В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.
2. Простые и сложные предложения
Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.
3. Слова и обороты связи
Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.
Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.
Противопоставление |
Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза |
Причина и следствие |
Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине |
Цель |
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы |
Перечисление |
Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов |
Условие |
Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда |
Дополнение |
|
Пример |
В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию |
Выделение |
Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути |
Сравнение |
Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто |
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Ксения Галанина← 3 Стили текста5 Словарный запас →
Структура текста: Правило перевёрнутой пирамиды | TurboCheck
Другие новости
Опубликована 4 августа, 14:07
Что такое структура текста и её виды, особенности построения статьи по правилу перевёрнутой пирамиды.
Что такое структура текста?
Структура текста или схема текста — это правильное и последовательное распределение информации для улучшения восприятия читателем. Построение определяет будущий успех статьи или новости. Чем более удобная структура текста, тем легче его читать.
Перевёрнутая пирамида
Правило перевёрнутой пирамиды — одна из разновидностей структуры текста, когда информация располагается по приоритетности — от самого важного до менее важного. Чаще всего принцип пирамиды применяется в журналистике для написания новостей.
В первом абзаце автор отвечает на вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? зачем?. Далее по тексту добавляет второстепенные детали. В конце новости располагается дополнительная информация, которая не влияет на развитие события, описанного в тексте.
По принципу перевёрнутой пирамиды текст выстраивается вокруг фактов и их важности, а не вокруг хронологии или идеи. Автор подаёт информацию по приоритетности, размещая самое главное в начале, а менее полезное — в конце. Такая структура текста имеет как свои плюсы, так и минусы.
Плюсы и минусы перевёрнутой пирамиды
Принцип перевёрнутой пирамиды отличается от классического построения текста (когда сразу описывается проблема, а в конце — решение) тем, что читатель получает от статьи всё и сразу. Правило перевёрнутой пирамиды подходит для освещения срочных новостей, но применить его, например, для статьи о жизни, достаточно сложно.
Принцип построения текста от самого важного к менее важному является удобным для читателя, так как ему не приходится вчитываться в каждый абзац в поисках ответа на свои вопросы. Они, как правило, располагаются в первых абзацах. Среди минусов — в такой структуре текста автор не сможет передать личные переживания и эмоциональный накал, так как в центре внимания только сухие факты, описывающие событие.
Виды структур текста
Перевёрнутая пирамида — используется в новостном тексте. Ответы на самые главные вопросы по теме размещаются в первом абзаце (лид-абзаце). Далее раскрываются менее важные детали и дополнения по теме.
Логическая структура текста — подходит для руководств, информационных и аналитических текстов. Основная мысль размещается в первом абзаце статьи, а далее раскрывается постепенно к концу. При этом, каждый новый абзац вытекает из предыдущего, имея логическую связь.
Комбинированная — включает в себя логическую схему построения текста и перевёрнутую пирамиду. В начале статьи располагается основная информация, после следует анализ и мнение автора.
Хаотичная — вмещает в себя несколько способов подачи информации, из-за чего текст воспринимается сложнее и снижается вовлечённость аудитории.
Коммерческая — используется для текстов о продаже товаров и услуг. Вместо основной информации часто делается акцент на потребности потенциального клиента, из-за чего структура текста не всегда логична.
FAQ-структура — подразумевает существование каждого абзаца отдельно от другого. Используется для интервью и в разделах «вопрос-ответ». В начале абзаца всегда стоит вопрос, а далее следует подробный ответ.
Для чего нужна структура текста?
Структура важна для последовательного повествования, что влияет на вовлечённость аудитории.
Главное — учитывать цель текста. Если он продающий, в начале стоит использовать завлекающую информацию. В этом случае подойдёт коммерческая структура. Если нужно быстро и ёмко описать событие, в первом абзаце нужно ответить на основные вопросы: кто? что? где? когда? и так далее, следуя принципу пирамиды (от самого значимого к менее значимому). Для описания истории из жизни, стоит начать с основной мысли, а далее по тексту раскрыть её детальнее, добавляя авторские размышления. В таком случае пригодится знание логической структуры текста.
Правильное построение текста влияет также на дочитываемость статьи. Если информация распределена правильно, читатель будет переходить от одной мысли к другой, и так последовательно дойдёт до конца текста.
Чтобы предсказать, сколько человек дочитают статью, используйте проверку на дочитываемость TurboCheck. Искусственный интеллект проверяет структуру текста и помогает доработать её так, чтобы большинство читателей дошли до конца статьи.
Строительство и строительство, чтение ROX
Чтение ROX
365 подписчиков
также включено в
Текстовые структуры Написание: Действия Пакет 1
Действия по этому адресу пакета как стандарты чтения, так и письменные стандарты. Сначала учащиеся рассмотрят пять распространенных текстовых структур, которые используют авторы, а затем они напишут свои собственные абзацы, демонстрирующие их понимание различных структур.0003
5
Продукты
4,99 $ Цена 4,99 $ 7,50 $ Исходная цена 7,50 $ Сэкономьте 2,51 $
View Bundle le
Упражнения в этом мегапакете касаются стандартов как чтения, так и письма. Сначала учащиеся рассмотрят пять распространенных структур текста, которые используют авторы, а затем напишут свои собственные абзацы, демонстрирующие их понимание различных структур. Леса с сигнальными словами, эти высокие
10
Продукты
9,98 $Цена 9,98 $15,00Первоначальная цена 15,00$Сэкономьте 5,02 $ 3
Стандарты
10
Обзоры
Вопросы и ответы
Больше отReading RoxЭто задание касается обоих нормы чтения и письма. Сначала просмотрите пять распространенных структур текста, которые используют авторы, а затем учащиеся напишут свои собственные абзацы, демонстрируя свои знания.
Эта высокоорганизованная мыслительная деятельность, дополненная сигнальными словами, может использоваться независимо, в небольших группах или с партнерами. Используйте готовые абзацы в качестве настенного дисплея, доски объявлений, вклеивайте в блокноты, возможности безграничны.
Вот что вы получаете:
- Одна страница, соответствующая отзывам о конфетах ; учащийся определяет, какие структуры используются. (предоставлен ключ ответа)
- Упражнение на двух страницах по строительству и строительству; 9Студент 0052 пишет свои собственные абзацы, используя каждую структуру.
Ищете другие действия по структуре текста? У нас есть еще много чего:
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА обзор и написание о ПИЦЦЕ
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА обзор и написание о ТОРТЕ
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА обзор и написание о TACOS
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА обзор и написание о FRENCH FRIES 90 003
ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ просмотреть и написать про ЧИПЫ
ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ обзор и запись о CANDY
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА рассмотреть и написать о СОДА
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА рассмотреть и написать о ГАМБУРГЕРАХ
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА рассмотреть и написать о ПОПКОРНЕ
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА рассмотреть и написать о МОРОЖЕНОМ
ТЕКСТ КОНСТРУКЦИИ халява обзор и запись о ПОНЧИКИ
Сэкономьте деньги и получите больше при покупке следующих НАБОРОВ:
ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ просмотрите чтение и запись НЕТ ПОДГОТОВКИ Мега-набор
ТЕКСТОВЫЕ СТРУКТУРЫ Просмотрите и напишите о Хэллоуине НАБОР
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА Обзор и написание о Дне Благодарения НАБОР
СТРУКТУРЫ ТЕКСТА: просмотри, а затем напиши о спорте – НАБОР 1
READING ROX специализируется на материалах, привлекающих неохотных читателей.
Ключевые слова: описание, причина/следствие, последовательность/порядок, сравнение/сопоставление, проблема/решение, причина и следствие, последовательность и порядок, сравнение и противопоставление, проблема и решение, структура, структуры
CCSSRI.5.5
Сравните и сопоставьте общую структуру (например, хронологию, сравнение, причину/следствие, проблему/решение) событий, идей, концепций или информации в двух или более текстах.
CCSSRI.6.5
Проанализируйте, как конкретное предложение, абзац, глава или раздел вписывается в общую структуру текста и способствует развитию идей.
CCSSRI.7.5
Проанализируйте структуру, которую автор использует для организации текста, в том числе то, как основные разделы способствуют созданию целого и развитию идей.
CCSSRI.8.5
Подробно анализировать структуру определенного абзаца в тексте, включая роль отдельных предложений в развитии и уточнении ключевой концепции.
CCSSW. 5.2
Написание информативных/пояснительных текстов для изучения темы и ясного изложения идей и информации.
Вопросы и ответы
Анализ структуры текста: значение и примеры
Когда архитекторы составляют планы здания, им необходимо учитывать структура или как будут организованы ее части. Точно так же писатели намеренно планируют структуру своего текста, чтобы он был организован логично и эффективно. Анализ структуры может помочь читателям глубже понять текст.
Анализ структуры текста ЗначениеАнализ структуры текста — это процесс разбиения текста на части для изучения того, как автор организовал его. Читатели могут анализировать структуру всех видов текстов, таких как повествовательные и информационные тексты, но аналитические методы различаются в зависимости от типа текста.
Рис. 1. Так же, как архитекторы планируют структуру здания, авторы планируют структуру текста.
Анализ структуры повествовательного текстаАнализ повествовательного текста — это процесс анализа структуры рассказа. При анализе нарративов читатели обычно обнаруживают один из следующих двух типов повествовательных структур:
Линейные повествования
Линейное повествование — это история, в которой автор представляет все события в хронологическом порядке. Например, роман Шарлотты Бронте «9».0165 Джейн Эйр (1847) представляет собой линейное повествование, потому что Бронте описывает события в том порядке, в котором они произошли.
Структура линейного повествования
Авторы линейных повествований обычно используют следующую структуру:
ИзложениеНастройки.
В экспозиции романа Лоис Лоури The Giver (1993), Лоури знакомит с двенадцатилетним главным героем Джонасом и правилами его антиутопического сообщества.
Нарастающее действиеНарастающее действие — это когда начинают происходить события, нарушающие нормальность экспозиции. В нарастающем действии The Giver Джонасу поручается работа Получателя памяти, и он узнает, что его сообществу не хватает подлинных эмоций и чувств.
КлимаксКульминация — поворотный момент повествования, когда все напряжение нарастает. Например, кульминация Даритель наступает, когда Джонас видит, как его отец без сожаления усыпляет новорожденного ребенка. Этот расстраивающий момент мотивирует Джонаса на кардинальные перемены.
Рис. 2 — В линейном повествовании события разворачиваются в хронологическом порядке.
Действие паденияДействие падения представляет собой серию событий, следующих за кульминацией, в которых персонажи обычно обращаются к напряжению кульминации. Падающее действие в Даритель — это когда Джонас планирует свой побег из сообщества, чтобы он мог вернуть им воспоминания о морали и эмоциях.
РезолюцияРезолюция — это конец повествования. Автор оборачивает основной конфликт в резолюцию, но некоторые проблемы могут остаться нерешенными. Даритель заканчивается тем, что Джонас убегает и чувствует радость. Неясно, успешно ли он возвращает воспоминания сообществу, сбегает или умирает. Как бы то ни было, этот последний момент завершает повествование.
Анализируя структуру линейного повествования, читатели должны идентифицировать каждую из этих частей. Это поможет им определить, как писатель создает напряжение и устраняет его.
Нелинейные повествования
Нелинейные повествования — это рассказы, в которых автор не представляет события в хронологическом порядке. Информация и события не связаны четко. Бессвязная структура побуждает читателей задуматься над тем, что автор пытается передать. Например, читатель может спросить:
Почему автор представляет эти события не по порядку?
Что бессвязная структура говорит о рассказчике или главном герое?
Как нелинейная структура влияет на понимание рассказа читателем?
Например, роман Курта Воннегута « Бойня номер пять » (1969) представляет собой нелинейное повествование. Главный герой Билли Пилигрим, похоже, не знает, где он находится и в каком порядке происходили события. Бессвязная структура помогает Воннегуту представить Билли как человека, который теряет контроль над реальностью. Изображая таким образом психическое состояние Билли, Воннегут демонстрирует негативное влияние войны на психическое здоровье тех, кто в ней участвует.
Нелинейные нарративы также часто называют «расколотыми» нарративами, потому что порядок событий нарушен. В следующем списке представлены другие известные разрозненные рассказы:
Весь невидимый нам свет (2014) Энтони Доэрра
As I Lay Dying (1930) Уильяма Фолкнера 90 003
Возлюбленный (1987) Тони Моррисон
Уловка-22 (1961) Джозеф Хеллер
Атлас облаков (2004) Дэвида Митчелла
Улисс (1912) Джеймса Джойса
- 900 02 Грозовой перевал (1847) Эмили Бронте
Методы анализа структуры текста зависят от того, является ли текст повествовательным или нет.
Методы анализа структуры повествования
Для анализа структуры повествования читатели должны разбить структуру на части, чтобы понять, как автор построил историю. Критической частью определения структуры повествования является отражение порядка событий.
Анализ структуры линейного повествования
Чтобы определить, является ли повествование линейным, читатели могут спросить себя:
Если ответ положительный, повествование линейное. Если повествование линейное, читатели должны определить экспозицию, развитие действия, кульминацию, прекращение действия и развязку. Они также должны размышлять о том, как представление событий влияет на смысл истории. Например, читатели могут задать себе следующие вопросы:
Что линейная структура помогает читателям узнать?
Что линейное повествование раскрывает о персонажах?
Как линейное повествование помогает читателю исследовать преемственность или изменение концепции?
Например, линейное представление событий Шарлоттой Бронте в Джейн Эйр помогает читателям понять, как развивается главная героиня Джейн по мере развития событий. По мере того, как она сталкивается с одной проблемой за другой, она становится сильнее и более независимой.
Рис. 3. Читатели должны внимательно изучить структуру текста и подумать о том, как в нем создается смысл.
Анализ структуры нелинейного повествования
Если события представлены не в хронологическом порядке, повествование будет нелинейным. Чтобы проанализировать нелинейное повествование, читатели должны определить, как автор фрагментирует события. Например, авторы нелинейных повествований часто используют следующие техники:
Мечты
Сны0003
Воспоминания
Несколько рассказчиков для одних и тех же событий
Параллельные сюжетные линии
Галлюцинации
Переходы между прошлым, настоящим и будущим
После определения того, как писатель организует разрозненное повествование, читатели должны подумать об этих элементах и о том, как они придают смысл тексту. Например, они могут спросить:
Как использование автором воспоминаний влияет на понимание читателем главного героя?
Говорит ли разрозненная история что-нибудь о воспоминаниях персонажей или о природе воспоминаний?
Связан ли разрыв в этом повествовании с какой-либо из тем?
Анализировать нелинейные нарративы может быть сложно, особенно когда их связывают с темами. Однако писатели часто используют разрозненные повествования, чтобы усилить концепцию. Если писатель изо всех сил пытается проанализировать структуру повествования, он может сначала подумать о темах и темах книги.
Например, читатель, анализирующий Бойня номер пять , может заметить, что главная тема книги — война. Затем они могли бы задать себе третий вопрос выше и подумать, как эта тема связана с изломанной историей. Нелинейный характер повествования напоминает о хаотической природе войны и бессвязных воспоминаниях, связанных с посттравматическим стрессовым расстройством.
Еще один элемент, на который следует обращать внимание при анализе структуры повествования, — использование повторений . Авторы часто повторяют информацию или литературные приемы, такие как символы, по всему тексту. Читателям следует обратить внимание на концепции или мотивы, которые повторяются в рассказе несколько раз, так как это может указывать на отношения между событиями и идеями, особенно в нелинейном повествовании. Например, в романе Тони Моррисон «9».0165 Song of Solomon (1977), она часто использует концепцию полета, чтобы связать различные концепции, такие как личность главного героя, история предков и мечты.
Методы анализа структуры информативного текста
При анализе текста, не являющегося повествованием, читатели должны выполнять аналогичные шаги, но обращать внимание на другие структурные элементы.
Определите цель. В информационном тексте автор обычно указывает свою основную цель во вступительном абзаце.
- Обратите внимание на развитие идей. Читатели должны спросить себя: как автор переходит между идеями?
- Используйте приведенные выше вопросы, чтобы определить структуру текста. Ниже приведены все типы информационных текстовых структур:
Тип структуры
Определение
Пример
Ключевые слова/фразы
Аналитические вопросы
Причина и следствие
Писатель демонстрирует причинно-следственную связь между понятиями.
Статья о том, как животноводство приводит к производству метана.
Из-за…
Это вызвало…
Следовательно…
Следовательно…
Как эта структура помогает читателям понять, как одно вызывает другое?
Сравнение и контраст
Автор отметит сходства и/или различия между концепциями.
Отчет о сравнении двух романов одного и того же автора.
Аналогично,
Сравните с…
С другой стороны,
В отличие от
Как структура помогает читателям понять ключевые сходства и различия между понятиями?
Описание
Автор описывает концепцию.
Глава учебника о фотосинтезе.
Является ли
Например,
Например,
На самом деле,
Как описание информации обеспечивает объективное понимание?
How-To
Писатель объясняет процесс выполнения чего-либо в последовательном порядке.
Статья о том, как утилизировать.
Первый,
Второй,
Следующий,
Затем,
Наконец,
Как последовательная структура помогает читателю учиться?
Проблема и решение
Автор описывает проблему и предлагает решение.
Писатель описывает, как работа за компьютером может повредить зрению, и предлагает носить очки с синим светом.
Проблема…
Альтернатива…
Потенциальное решение…
Чтобы решить эту…
Как структура текста формирует понимание читателем проблема или сила решения?
Читатели могут искать ключевые слова в столбце ключевых слов, чтобы определить структуру информационного текста.
Пример анализа структуры текста
Следующий пример демонстрирует, как читатель может проанализировать структуру романа Ф. Скотта Фицджеральда Великий Гэтсби (1925).
Определите тип структуры
Во-первых, читатель может спросить себя:
Великий Гэтсби начинается с того, что рассказчик Ник объясняет, что провел незабываемое лето в Нью-Йорке. Хотя он описывает то, что произошло тем летом в прошедшем времени, он объясняет события в том порядке, в котором они произошли. Поэтому роман линейный.
Теперь читатель может разбить текст, чтобы определить, как Фицджеральд структурировал части линейного повествования.
Рис. 4. Читатели могут анализировать части линейного повествования следующим образом.
Анализ шаблонов
Далее читатель может подумать о том, как Фицджеральд соединил части повествования. Например, они могут отметить, что Фицджеральд ассоциирует Гэтсби с символами богатства, такими как зеленый свет и его роскошные вечеринки. Эти символы предполагают, что одержимость Гэтсби вернуть Дейзи отражает американскую культурную одержимость стремлением стать богатым.
Затем читатели могут поразмыслить над тем, как Фицджеральд внедрил этот символ в структуру рассказа:
По мере развития текста Гэтсби становится все более одержимым Дейзи.
Его любовь закрывает ему глаза на реальность — что он не может повторить прошлое.
Ослепленный идеализмом, Гэтсби берет на себя вину за Дейзи, когда та бьет Миртл.
Поскольку Гэтсби взял на себя вину, муж Миртл убивает его. Поэтому идеализм Гэтсби привел к его кончине.
Обратите внимание, что последняя идея в каждом предложении является первой идеей следующего. Этот читатель размышляет о порядке событий и распознает, как одна концепция ведет к другой.
Линейное повествование представляет трагическую траекторию Гэтсби в прямой форме. Это позволяет читателям увидеть, как его идеализм привел к его падению. Таким образом, структура текста помогла Фицджеральду прокомментировать опасности американского идеализма.
В письме своему редактору Максвеллу Перкинсу Фицджеральд писал: «Я хочу написать что-то новое, что-то необыкновенное, красивое, простое и замысловатое». Эта цитата подчеркивает, как авторы намеренно планируют структуру своего текста и как структурные паттерны активно создают смысл в литературе. 1
Анализ структуры текста – основные выводы
Анализ структуры текста означает определение того, как автор представляет информацию, и анализ последствий этого выбора.