СТРУКТУРА ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Познавательная деятельность человека предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Благодаря этому человек познает окружающий мир.
Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следующие отдельные этапы:
Р ®ОЧ ®НИ ® ГМ ®ОЩ ®ЦОВ ®(ЭП) ®ОП ®(М) ®(ОС)
Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (
Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п.
Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение – это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, – это процесс обработки сенсорной информации.
Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.
Выделение двух стадий обработки информации – сенсорного и перцептивного – во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой пример, когда, идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации.
Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки.
Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий:
Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.
Различение – стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.
Идентификация – стадия восприятия, на которой происходит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти.
Опознание – стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.
При этом они не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления. Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения многочисленных практических задач. Например, таких задач, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кадров в проекционных системах отображения и т. п. В этой связи возникает также проблема «помехоустойчивости» восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сигналы, частично разрушенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации.
students-library.com
Структура приема информации — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
xn--e1aogju.xn--p1ai
Познавательные психические процессы. Структура приема информации
Количество просмотров публикации Познавательные психические процессы. Структура приема информации — 50
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов˸ ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях˸ чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой позиции, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или инои̌ раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей˸
рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
корковых проекционных зон головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
Структура приема информации включает в себя следующие этапы˸ Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС)1. Раздражитель (Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), благодаря чему возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), благодаря чему происходит опознание предмета(ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).
referatwork.ru
Контрольная работа по «Психологии» — контрольная работа
Эмоции: Хотя эмоции
и не являются продуктом функционирования
правого полушария, оно связано
с ними более тесно, чем левое.
Секс: За секс отвечает
правое полушарие
Мистика: За мистику
и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.
Контролирует
движения левой половины тела: Когда
вы поднимаете левую руку, это означает,
что команда поднять ее поступила
из правого полушария.
4.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА
ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ
Прием информации — восприятие человеком сообщений внешнего мира.
Рассмотрим
структуру познавательных
К познавательным
психическим процессам
CХЕМА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ
Структура приема
информации включает следующие этапы:
Р →ОЧ→НИ→ГМ→ОЩ→ЦВ→ЭП→ОП→М→ОС←ВН.
Раздражитель
(слуховой, зрительный) (Р) воздействует
на органы чувств (ОЧ),
в результате чего возникают нервные
импульсы (НИ), которые по нервным проводящим
путям поступают в головной мозг (ГМ),
обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), на основе
которых складывается целостный образ
восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами
памяти (ЭП), в результате чего происходит
опознание (ОП) предмета, а затем, при
мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта,
посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС),
понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание
информации.
Познавательные
психические процессы
Ощущения:
классификации и
свойства.
Ощущение
– отражение отдельного
Экстеропцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.
Интероцептивный
образ – это то внутреннее
чувство, которое мы имеем
Проприоцепция
– это неосознаваемое ощущение
в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция
отвечает не только за все
наши движения, но и за последующее
психическое развитие. Не случайно
для новорожденных «тестами на
интеллект» являются показатели
физического развития. Движение полезно
не просто как физическая активность,
а как деятельность, способствующая координации
системы «глаз-рука». Именно эта система
лежит в основе следующего уровня познания
– восприятия.
Восприятие:
виды и свойства.
Восприятие –
это психический процесс, отражение
предметов и явлений
Если
в результате ощущений человек
получает знания об отдельных
свойствах, качествах предмета, то восприятие
дает целостный образ предмета или
явления. Выделяется четыре уровня восприятия:
обнаружение, различение, идентификация
и опознание.
Обнаружение
– исходная фаза развития
Идентификация
– отождествление
Таким
образом, восприятие
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Движение
окружающих нас предметов мы
способны воспринимать
Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.
Восприятие
пространства основывается на
восприятии величины и формы
предметов с помощью синтеза
зрительных, мышечных и осязательных
ощущений, а также на восприятии объема
и удаленности предметов, что обеспечивается
бинокулярным зрением.
Пока
не удалось обнаружить
Имеются большие
индивидуальные различия и способности
оценивать время. Наша способность
судить о длительности времени позволяет
образовать временное измерение – ось
времени, на которой мы более или менее
точно размещаем события. Общее восприятие
отношений настоящего и будущего носит
название временной перспективы.
Свойства восприятия:
Ø
Целостность. Восприятие есть всегда целостный
образ предмета. Способность целостного
зрительного восприятия предметов не
является врожденной. Об этом свидетельствуют
данные о восприятии людей, которые ослепли
в младенчестве и которым возвратили зрение
в зрелые годы: в первые дни после операции
они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые
очертания, пятна различной яркости и
величины (то есть, были одиночные ощущения,
но не было восприятия). Постепенно, через
несколько недель у этих людей формировалось
зрительное восприятие, но оно оставалось
ограничено тем, что они узнали ранее путем
осязания. Таким образом, восприятие формируется
в процессе практики. Восприятие – система
перцептивных действий, которыми надо
овладеть.
Ø
Константность. Благодаря константности
мы воспринимаем окружающие предметы
как относительно постоянные по форме,
цвету, величине и так далее. Источником
константности восприятия являются
активные действия перцептивной системы
(системы анализаторов, обеспечивающих
акт восприятия). Многократное восприятие
одних и тех же объектов при разных условиях
позволяет выделить относительно постоянную
инвариантную структуру воспринимаемого
объекта. Константность восприятия –
не врожденное свойство, а приобретенное.
Нарушение константности восприятия происходит,
когда человек попадает в незнакомую ситуацию
(например, когда люди смотрят с верхних
этажей высотного здания вниз, то автомобили,
пешеходы кажутся им маленькими, в то время
как строители, постоянно работающие на
высоте, сообщают, что они видят объекты,
расположенные внизу, без искажения их
размеров).
Ø
Структурность восприятия. Восприятие
не является простой суммой ощущений.
Мы воспринимаем фактически абстрагированную
из этих ощущений обобщенную структуру.
Так, при слушании музыки воспринимаются
не отдельные звуки, а мелодия, которая
узнается, если ее исполняет оркестр, либо
один рояль, или человеческий голос, хотя
отдельные звуковые ощущения различны.
Ø Осмысленность
восприятия. Восприятие тесно связано
с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Ø
Избирательность восприятия проявляется
в преимущественном выделении одних
объектов по сравнению с другими.
Учеными было установлено, что даже
бессмысленные чернильные пятна всегда
воспринимаются как что-то осмысленное
(собака, облако, озеро и так далее), и только
некоторые психически больные склонны
воспринимать чернильные пятна как таковые.
То есть, процесс восприятия протекает
как динамический процесс поиска ответа
на вопрос: «Что это такое?».
Воображение:
виды и формы проявления.
В процессе отражения
окружающего мира человек наряду
с восприятием того, что действует
на него в данный момент, или зрительными
представлением того, что воздействовало
на него раньше, создает новые образы.
Воображение –
это психический процесс
Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний из тех временных
связей, которые уже сформировались в
прошлом опыте. Создание нового предполагает
такое сочетание, которое образуется из
временных связей, ранее не вступавших
в сочетание друг с другом. Воображение
всегда есть определенный отход от действительности,
но в любом случае источник воображения
– объективная реальность.
Ведущим механизмом
воображения служит перенос какого-либо
свойства объекта. Эвристичность переноса
измеряется тем, насколько он способствует
раскрытию специфической
Можно выделить
несколько видов воображения, среди
которых основные – пассивное
и активное. Пассивное в свою очередь
делится на произвольное (мечтательность,
грезы) и непроизвольное (гипнотическое
состояние, фантазия). Активное воображение
включает в себя артистическое, творческое,
критическое, воссоздающее и антициптирующее.
Близко к этим видам воображения находится
эмпатия – способность понимать другого
человека, проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сопереживать.
Активное воображение
всегда направлено на решение творческой
или личностной задачи, больше вовне.
Человек занят в основном средой,
обществом, деятельностью и меньше
внутренними субъективными
Воссоздающее
воображение – один из видов активного
воображения, при котором происходит
конструирование новых образов,
представлений у людей в
Антициптирующее
воображение лежит в основе очень
важной и необходимой способности
человека – предвосхищать будущие
события, предвидеть результаты своих
действий. Благодаря способности предвидеть,
человек может как бы «мысленным взором»
увидеть, что произойдет с ним, с другими
людьми или окружающими вещами в будущем.
Чем моложе человек, тем больше и ярче
представлена ориентация его воображения
вперед. У пожилых и старых людей воображение
больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
– это такой вид воображения,
в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или
общества в целом и которые воплощаются
в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является необходимым
компонентом и основой всех видов творческой
деятельности человека. Образы творческого
воображения создаются посредством различных
приемов интеллектуальных операций. В
структуре творческого воображения различают
два типа таких операций. Первый – операции,
посредством которых формируются идеальные
образы, второй – операции, на основе которых
перерабатывается готовая продукция.
student.zoomru.ru
1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Психология
<< Главная страница Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
корковых проекционных зон головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
Структура приема информации включает в себя следующие этапы: Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС)*. Раздражитель (Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном составлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).
* См.: Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.
Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов).
К содержанию: Психология и педагогика. Учебное пособие
psihologia-1.odn.org.ua