Структура приема информации психология – .

СТРУКТУРА  ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 

Познавательная деятельность человека предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и  явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Благодаря этому человек познает окружающий мир.

Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая  включает в себя следующие отдельные этапы:

Р ®ОЧ ®НИ ® ГМ ®ОЩ ®ЦОВ ®(ЭП) ®ОП ®(М) ®(ОС)

Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые  по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (

ЦОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП).  Затем посредством мыслительной деятельности (М) при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта  происходит осмысление и  понимание информации (ОС).

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы),  визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п.

Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение – это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, – это процесс обработки сенсорной информации.

Таким образом, в  процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.

Выделение двух стадий обработки информации – сенсорного и перцептивного – во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные  процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой пример, когда, идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации.

Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки.

Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и  включает несколько стадий:

обнаружение, различение и опознание (Б.Ф.Ломов).

Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

Различение – стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.

Идентификация – стадия восприятия, на которой происходит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти.

Опознание – стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.

При этом они не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления. Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения многочисленных практических задач. Например, таких задач, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кадров в проекционных системах отображения и т. п. В этой связи возникает также проблема «помехоустойчивости»  восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сигналы, частично разрушенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации.

students-library.com

Структура приема информации — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

Познавательные психические процессы. Структура приема информации

Количество просмотров публикации Познавательные психические процессы. Структура приема информации — 50

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов˸ ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях˸ чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществ­ляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутрен­ней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и са­мих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых су­ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощуще­ния имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой позиции, ощущения субъективны, поскольку зависят от состоя­ния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или инои̌ раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей˸

рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внеш­него воздействия в нервные сигналы;

проводящих нервных путей, по которым эти сигналы переда­ются в мозг и обратно к рецепторам;

корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определен­ного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфи­ческой возбудимостью по отношению к физическим и химичес­ким агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.

Структура приема информации включает в себя следующие этапы˸ Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС)1. Раздражитель (Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), благодаря чему возникают нервные им­пульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступа­ют в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), благодаря чему происходит опознание предмета(ОП), а затем, при мысленном сопоставлении текущей информа­ции и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).

referatwork.ru

Контрольная работа по «Психологии» — контрольная работа

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано  с ними более тесно, чем левое. 

Секс: За секс отвечает правое полушарие 

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие. 

Мечты: Правое полушарие  отвечает также и за мечты. 

Контролирует  движения левой половины тела: Когда  вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила  из правого полушария. 
 
 
 
 
 
 
 

4. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ 

Прием информации — восприятие человеком сообщений  внешнего мира.

    Рассмотрим  структуру познавательных процессов,  с помощью которых человек  получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.   Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

CХЕМА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ

Структура приема информации включает следующие этапы: 

Р →ОЧ→НИ→ГМ→ОЩ→ЦВ→ЭП→ОП→М→ОС←ВН.

     Раздражитель (слуховой, зрительный) (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М)  происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. 

 

Познавательные  психические процессы 

Ощущения: классификации и  свойства. 

     Ощущение  – отражение отдельного чувственного  качества или недифференцированное  и неопредмеченное впечатление  от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные. 

     Экстеропцеция  – это всем знакомые пять  видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.

     Интероцептивный  образ – это то внутреннее  чувство, которое мы имеем относительно  исходящих от наших внутренних  органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее). Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.

     Проприоцепция  – это неосознаваемое ощущение  в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция  отвечает не только за все  наши движения, но и за последующее  психическое развитие. Не случайно  для новорожденных «тестами на  интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.  

Восприятие: виды и свойства. 

Восприятие –  это психический процесс, отражение  предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном воздействии  их на органы чувств.  

     Если  в результате ощущений человек  получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие дает  целостный образ предмета или явления. Выделяется четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.  

     Обнаружение  – исходная фаза развития любого  сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой фазы – формирование перцептивного образа. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.  

     Идентификация  – отождествление непосредственно  воспринимаемого объекта с образом,  хранящимся в памяти, или отождествление  двух одновременно воспринимаемых  объектов. Опознание включает категоризацию  (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

     Таким  образом, восприятие представляет  собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального  обучения и практики.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

     Движение  окружающих нас предметов мы  способны воспринимать благодаря  тому, что перемещение происходит  обычно на каком-либо фоне, что  позволяет сетчатке глаза последовательно  воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.  

Восприятие видимого движения определяется данными о  пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

     Восприятие  пространства основывается на  восприятии величины и формы  предметов с помощью синтеза  зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.  

     Пока  не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий  физические интервалы времени  в соответствующие сенсорные  каналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы (так называемые «биологические часы»).

Имеются большие  индивидуальные различия и способности  оценивать время. Наша способность  судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.  

Свойства восприятия: 

Ø     Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть. 

Ø     Константность. Благодаря константности  мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и так далее. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров). 

Ø     Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Так, при слушании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия, которая узнается, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.  

Ø     Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 

Ø     Избирательность восприятия проявляется  в преимущественном выделении одних  объектов по сравнению с другими. Учеными было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и так далее), и только некоторые психически больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые. То есть, процесс восприятия протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?». 

Воображение: виды и формы проявления. 

В процессе отражения  окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует  на него в данный момент, или зрительными  представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.  

Воображение –  это психический процесс создания нового в форме образа, представления  или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом  не воспринимал или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.  

Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.  

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной  природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.  

Можно выделить несколько видов воображения, среди  которых основные – пассивное  и активное. Пассивное в свою очередь  делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое  состояние, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать. 

Активное воображение  всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, больше вовне. Человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. 

Воссоздающее  воображение – один из видов активного  воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.  

Антициптирующее воображение лежит в основе очень  важной и необходимой способности  человека – предвосхищать будущие  события, предвидеть результаты своих  действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.  

Творческое воображение  – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или  общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются  идеальные  образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.  

student.zoomru.ru

1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Психология

<< Главная страница

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
корковых проекционных зон головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
Структура приема информации включает в себя следующие этапы: Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) —  (ОС)*. Раздражитель (Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем, при мысленном составлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысленное понимание информации (ОС).
* См.: Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.
Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов).
К содержанию: Психология и педагогика. Учебное пособие


psihologia-1.odn.org.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *