Структура человеческой психики
Структура человеческой психики.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика – субъективное отражение объективной реальности.
Структура и функции психики
Психика имеет двоякую форму существования:
1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и деятельности.
2) Субъективная (вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.
Ломов Б. Ф.:»Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения».
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:
Функциональная структура психики человека в психологических понятиях (по В. А. Ганзену)
Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.
Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:
Индивидуальное бессознательное
тень (аналог фрейдовского «Ид»)
Анима и Анимус
самость
Коллективное бессознательное
С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Психические свойства
Парциальные (отдельные)
ощущение, восприятие, внимание и др.
Интегративные (целостные)
темперамент, характер, способности и др.
Подробнее об интегративных процессах психики
Свойства психического (таинства психики, по Веккеру):
Предметность
Заключается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, назависимого от нас мира.
Например, мы говорим, что видим, как собака бежит по дороге, тем самым мы выражаемся в терминах внешнего мира.
Субъектность
Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт.
Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.
Чувственная недоступность
Субъект – носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат.
Например, человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает то множество процессов, которые предшествовали построению образа «голоса знакомого человека».
Спонтанная активность
Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.
Например, «Ну и что, что голова болит и мороз на улице, я всё равно пойду в институт». 🙂
Формы психического отражения
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
1) Сенсорная
Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
2) Перцептивная
Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
3) Интеллектуальная
Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.
Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Эти функции сознания можно схематично изобразить в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (см. рис. 1 справа).
Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)
С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4). Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание.
Функции сознания человека
Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:
Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Свойства сознания человека
Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в таблице.
Свойство
Описание свойства
Активность
Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.
Избирательный характер
Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность
Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).
Константность
Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность
Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность
Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).
Индивидуальный характер
Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии
Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами — взаимодействие.
Помимо свойств сознания некоторые авторы рассматривают его эмпирические характеристики. Они могут проявляться следующим образом (рис. 18.6).
Уровни ясности сознания
Степень ясности и четкости сознания неодинакова в различных условиях существования человека. Она, естественно, будет различаться во время отдыха, привычной монотонной работы и в момент напряженного поиска выхода из трудной ситуации. Умение человека управлять уровнем ясности и активности своего сознания является важным ресурсом человека.
‘Уровни ясности сознания:’ -творческое озарение -вдохновение -ясное сознание -релаксация -пробуждение(засыпание) -апноэбиляция -сомноленция -оглушение -сопор –кома.
Источники:
1) Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
2) Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Психологический словарь.
3) Мишина Ю.Д. Лекции по общей психологии.
4) Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
5) Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.
Понятие психики человека и ее структура кратко…
Сразу хочу сказать, что здесь никакой воды про психика, и только нужная информация. Для того чтобы лучше понимать что такое психика , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Общая психология.
Когда мы видим перед собой человека, мы разделяем его на две составляющие. Первая — это то что, мы видим перед собой, то есть его наружная оболочка . Второе — это внутренние качества человека, такие как характер, воля, уверенность в себе и т.д. Вот второе, имеет полное отношение к понятию психика человека.
Под психикой в современной психологии понимают ответ на внешние раздражители. В результате такого ответа, со временем формируется психический образ, с помощью которого контролируются поведенческие реакции человека. Проще говоря, психика это инструмент, с помощью которого происходит познание внешней среды и реагирование на нее.
Структура психики человека
Психика человека это сложная система, которая состоит из множества подсистем и элементов, которые взаимодействуют между собой в иерархическом порядке.
В современной психологии, структуру психики человека представляют через три большие группы психических явлений:
- Психические процессы — то есть те процессы, которые происходят в голове человека под воздействием внешней среды. Грубо говоря психические процессы, это то как человек воспринимает и реагирует на информацию из внешнего мира.
- Психические состояния — под этим понимается внутренне состояние индивидуума в настоящий момент времени. Измеряется такое состояния субъективно, то есть либо высокая продуктивность деятельности, либо низкая. Иными словами психологическое состояние, это текущее настроение.
- Психические свойства — под этим понимают относительно устойчивые индивидуально психологические особенности личности. Грубо говоря психические свойства это то, что из себя человек представляет, то каким мы его видим, то есть его характер.
Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности
1) психика — это свойство только живой материи; 2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.
2. Психическое отражение – это: 1) активное отражение мира; 2) при психическом отражениипоступающая информация подвергается специфической обработке, и на ее основе
Психика – это субъективный образ объективного мира. |
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.
е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями
Психическое отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
-
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
-
сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
-
психическое отражение углубляется и совершенствуется;
-
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
-
преломляется через индивидуальность человека;
-
носит опережающий характер.
Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.
III. Свойства психики (психического отражения).
1. Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это
2. Субъективность.Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.
3. Объективность. В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического – его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.
4. Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.
5. Непрерывность. Психическое отражение – процесс непрерывный.
6. Опережающий характер. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.
IV. Структура психики человека (формы психического отражения).
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.
1) Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение;
2) Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания;
3) Волевые психические процессы: решение, исполнение, волевое усилие и т.
д.2. Психическое состояние – относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).
3) творческое состояние личности, которое называют вдохновением.
3. Психические свойства человека – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
V. Психика и особенности строения мозга.
Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.
Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
1. Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение, продолжение рода.
2. Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного человека стереотипы его поведения: умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро человека, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга.
1) Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы
2) Различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии
3) Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.
3. Сверхсознание – цензура, нормы общества, усвоенные человеком, способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека – это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности человека, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.
4. Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.
Итак, психическая самоорганизация человека, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:
1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
2) подсознательными субъективно-эмоциональными;
3) сознательными, произвольными, логико-речевыми программами.
Сознательные программы поведения для социализированной
А как ты думаешь, при улучшении психика, будет лучше нам? Надеюсь, что теперь ты понял что такое психика и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология
Биологический подход (психология): определение и примеры
Психология — одна из многих истинных загадок современных наук. Фундаментальный вопрос, на который она пытается ответить, касается связи разума и души ( психики) с нашими физическими телами. Разделены ли тело и разум? Или они одинаковые? Каждый психологический подход предлагает свой ответ на этот философский вопрос, известный как проблема разума и тела .
В этой статье мы рассмотрим, как психология использует знания и методы биологии в логический подход к ответам на фундаментальные вопросы о том, что определяет поведение и мышление людей.
- Сначала дадим определение биологического подхода.
- После этого мы рассмотрим некоторые предположения биологического подхода.
- Затем мы рассмотрим несколько примеров биологического подхода.
- Далее мы кратко рассмотрим биологический подход к депрессии.
- Наконец, мы рассмотрим оценку биологического подхода, включая сильные и слабые стороны биологического подхода.
Определение биологического подхода
Биологическая точка зрения предполагает, что биологические структуры определяют наше поведение и мысли. Эти структуры включают нейроны, области мозга, нейротрансмиттеры или гены. Простое определение этого:
Биологический подход в психологии предполагает изучение биологии человека, чтобы понять человеческое поведение.
В отличие от когнитивного подхода, в биологическом подходе разум не рассматривается отдельно от физического строения нашего тела. В машине нет «призрака»; вместо этого физическая машина состоит из многих структур, например. клетки, которые работают вместе, чтобы мы могли функционировать.
Биопсихология — это то место, где психология и биология пересекаются. Существенными идеями, взятыми из биологии и примененными к психологии, являются естественный отбор, локализация функций мозга и химические вещества мозга как основа поведения. Давайте подробнее рассмотрим, как эти идеи влияют на поведение.
Предположения биологического подхода
В биопсихологии изучение биологии человека и генов на протяжении всей истории и сегодня с использованием более передовых технологий привело к некоторым предположениям, которым следует биологический подход. Их три основных:
- Гены определяют наше поведение.
- Функции мозга локализованы.
- Нейрохимические вещества лежат в основе поведения.
Одно из ключевых предположений биологического подхода состоит в том, что черты и поведения могут быть унаследованы от наших родителей. Он также предполагает, что черты передаются от одного поколения к другому, чтобы обеспечить выживание в естественной среде.
Рис. 1. — Биологические подходы предполагают, что генетика и биология определяют мысли и поведение.
Чтобы показать, как генетика и биология могут влиять на наши действия, мы рассмотрим несколько примеров биологического подхода, призванного объяснить поведение человека.
Примеры биологического подхода
Здесь мы рассмотрим некоторые примеры биологических подходов, включая гены, определяющие поведение, эволюционные объяснения поведения, функциональность мозга, нейрохимические вещества и поведение.
Биологический подход: гены определяют поведение
Естественный отбор — это идея о том, что биологические преимущества вида (например, более острый клюв, больший мозг, лучшее ночное зрение) передаются будущим поколениям в виде унаследованного биологического признака, и была предложена Дарвином в так называемой теории эволюции . .
Полезно знать: В отличие от повседневного языка, в науке теория является всеобъемлющей идеей, подтвержденной множеством фактов. Это настолько близко, насколько наука может назвать что-то фактом. Однако идея, о которой вы размышляете, называется 9.0003 гипотеза .
Спустя столетие после Дарвина достижения в области биотехнологии позволили нам подтвердить существование унаследованных физических признаков или генов в клеточной ДНК. Генетики все еще пытаются выяснить, как гена влияют на поведение; однако исследования близнецов и семейные истории показывают, что многое в поведении можно объяснить, используя идеи генотипов и фенотипов .
Мы являемся носителями определенной комбинации генетической информации наших родителей (ДНК), называемой генотип . Однако наблюдаемы только доминирующих признака. Эти внешне наблюдаемые гены называются фенотипами , определяемыми как генотипом, так и окружающей средой.
Некоторыми примерами фенотипов являются цвет волос, рост, цвет глаз и даже поведение.
Информация о генотипах и фенотипах помогла нам понять, почему одни люди проявляют определенное поведение, а другие нет.
Считается, что некоторые психические заболевания, такие как шизофрения, имеют генетический компонент, поскольку они часто передаются по наследству, но не всегда.
Биологический подход: эволюционное объяснение поведения
Эволюционная адаптация означает, что черты, передаваемые из поколения в поколение, наилучшим образом помогают человеку выжить в естественной среде.
Большинство адаптаций теории эволюции касаются физических черт. Но психологию особенно интересуют поведенческих черт , то есть то, как люди развивались с течением времени, чтобы лучше адаптироваться к окружающей среде. Это включает в себя такое поведение, как альтруизм, привязанность и общение с помощью мимики.
Предубеждение внимания; эксперимента показали, что даже младенцы склонны уделять больше внимания паукам и змеям, чем автомобилям. На самом деле оба могут быть одинаково смертельны. Почему это может быть полезной чертой в природе?
Одно из возможных объяснений этого состоит в том, что на протяжении поколений те, кто обращал внимание и, следовательно, научился бояться пауков и змей, выживали дольше и имели шанс произвести больше потомства, чем те, кто умер от укусов змей или пауков. Это означало бы, что способность научиться бояться змей и пауков — это адаптация, развившаяся у людей благодаря окружающей среде.
Биологический подход: функционирование мозга
Биопсихология предполагает, что разные части мозга выполняют разные функции, а не весь мозг работает постоянно.
Существует множество методов изучения анатомии головного мозга, включая визуализацию, такую как фМРТ , ПЭТ сканирование , вскрытие , или изучение поведения людей с ранее существовавшим повреждением мозга .
Исследования показали, что разные области мозга связаны с определенными функциями.
Одним из способов подтверждения локализации мозга является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), которая временно блокирует электрическую активность определенных областей мозга.
В зависимости от того, какие именно области мозга поражены, люди теряют речь или контроль над своими руками на минуту или две (необратимых повреждений не происходит). Это демонстрирует, что определенные области мозга контролируют нормальное использование мозга.
Биологический подход: нейрохимические вещества и поведение
Многие виды поведения можно объяснить присутствием или отсутствием в мозге специфических химических веществ-мессенджеров, в частности нейротрансмиттеров , гормонов и мессенджеров иммунной системы .
Биологический подход объясняет, что избыточный уровень дофамина в определенных областях мозга вызывает положительные симптомы шизофрении. И что более низкие уровни дофамина в других областях способствуют негативным симптомам шизофрении.
Свидетельством роли нейрохимических веществ в психических заболеваниях является то, что нейролептики, воздействующие на обилие реабсорбируемых и доступных в синапсах нейротрансмиттеров, оказались эффективным средством для уменьшения положительных и отрицательных симптомов шизофрении.
Биологический подход к депрессии
Другой пример биологического подхода к объяснению психологических теорий включает этиологию (причину) и лечение депрессии с использованием нейрохимических веществ, влияющих на настроение и поведение.
Исследования связывают депрессию с дефицитом нейротрансмиттеров серотонина и дофамина.
Биологическая модель будет лечить большую депрессию с помощью медикаментозной терапии, включающей назначение и прием лекарств (известных как антидепрессанты ) для коррекции дисбаланса нейротрансмиттеров.
Другим практическим применением достижений биопсихологии является транскраниальная стимуляция постоянным током (TDCS), своего рода низковольтный электрический ток, воздействующий на мозг, который обещает облегчить симптомы депрессии.
Однако этот подход не учитывает эмоции и факторы стресса окружающей среды, которые могут играть роль в развитии и продолжении болезни, что мы обсудим подробнее при оценке биологического подхода.
Рис. 2. Биологическое лечение депрессии включает антидепрессанты, которые уравновешивают уровни нейротрансмиттеров.
Сильные и слабые стороны биологического подхода
Биологическая перспектива имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подходами, но также и некоторые недостатки. Разберем его оценку.
Сильные стороны биологического подхода
Во-первых, существуют многочисленные сильные стороны биологического подхода, что делает его надежным и объективным по сравнению с некоторыми другими подходами. Давайте посмотрим на некоторые из его плюсов:
- Объективные научные и биологические доказательства можно найти с помощью технологий. Постоянное использование научных данных повышает надежность и достоверность этой исследовательской области.
Например, электроэнцефалографы (ЭЭГ, которые анализируют циклы сна/бодрствования), аппараты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) для выделения областей мозга, используемых во время определенных действий, и, как упоминалось ранее, лекарственная терапия и генетический анализ у близнецов исследования.
- Реальные приложения из этих биологических открытий помогают значительно улучшить жизнь людей. Как мы уже упоминали о медикаментозном лечении, другие примеры включают препараты (например, L-Dopa), которые повышают уровень дофамина у людей с болезнью Паркинсона, чтобы уменьшить симптомы дрожи и мышечного спазма.
Слабые стороны биологического подхода
Хотя у биологического подхода есть много преимуществ, он не идеален. Давайте рассмотрим некоторые недостатки этого подхода:
- Подход чрезмерно упрощает людей и нашу физиологию. Другие факторы могут влиять на наше поведение, и одно биологическое лечение может не помочь тем, на кого повлияли внешние факторы.
- Детерминизм , относящийся к биологическому подходу является концепцией мышления, если поведение людей определяется их генетикой и биологией, то могут ли они действительно контролировать и нести ответственность за это поведение? Это поднимает философию о способности человека к свободной воле и о том, несем ли мы сознательную ответственность за свое поведение.
- Говорят, что биологический подход не учитывает индивидуальных различий внутри людей. Люди могут быть биологически похожими, но не идентичными, так можно ли действительно предположить, что биологическое лечение будет работать лучше всего для большинства? Могут быть различия в гендере, этнической принадлежности и нейроразнообразии, что может означать, что биологические подходы не могут быть так легко распространены на все население.
- Есть выпуски корреляция против причинно-следственной связи в научных исследованиях. Корреляция предполагает, что при изменении одной переменной (например, уровня нейротрансмиттеров) изменяется и другая переменная (например, настроение). Проблема в том, что мы не можем установить, какая переменная является причиной, а какая следствием, или понять, влияют ли на эти результаты какие-либо опосредованные процессы.
Рис. 3. — Факторы, связанные с окружающей средой, также могут влиять на мышление и поведение человека.
Недавно психология здоровья начала применять обновленную версию биологического подхода к болезням, называемую биопсихосоциальная модель.
Модель имеет более целостный взгляд на психологическое благополучие и пытается учитывать все различные социальные, психологические и биологические факторы, которые могут влиять на мысли и поведение людей.
Биологический подход – основные выводы
- Биологический подход пытается объяснить поведение и мышление людей через биологические структуры.
- Основные предположения биологического подхода заключаются в том, что гены и нейрохимические вещества определяют поведение. Другая гипотеза состоит в том, что функции мозга сосредоточены в определенных частях мозга.
- Биологический подход предполагает, что депрессия связана с дефицитом нейротрансмиттеров серотонина и дофамина.
- Сильные стороны биологического подхода заключаются в том, что существует много практических приложений для биологических исследований поведения и что используемые методы являются научно обоснованными.
- Слабые стороны биологического подхода заключаются в том, что другие, возможно, важные переменные не принимаются во внимание и что это корреляционный подход. Это ставит перед обществом и законом вопросы о том, могут ли люди нести ответственность, если их биология определяет поведение.
Части разума и их основные функции
Разум состоит из двух основных частей: сознания и подсознания.
Сознание прибл. 10% нашего разума, и он состоит из четырех частей:
- рациональный
- аналитический
- сила воли
- временная память (ограниченная)
Сознание отвечает за анализ, мышление, планирование и кратковременную память.
Рационализация наших действий помогает нам оставаться в здравом уме. Нам нужна структура, порядок в нашей повседневной жизни.
Аналитический ум распознает проблемы и находит решения для их устранения, используя силу воли и кратковременную память. Поскольку они носят временный характер, реальные внутренние изменения не могут произойти в сознательном уме.
Изменение исходит из подсознания , занимающего ок. 90% нашего разума. Подсознание состоит из:
- долговременной памяти
- эмоций и чувств
- привычек и моделей поведения
- непроизвольных функций организма
- творчество
- воображение
- этапы развития
- интуиция
- убеждения
- вегетативная нервная система
Это наиболее мощная часть разума. Долговременная память хранит каждый фрагмент полученных данных и связывает их с эмоциями, чувствами и убеждениями. Мы созданы из нашего прошлого. Мы думаем, видим и делаем что-то, основываясь на нашей долговременной памяти и связанных с ней чувствах. Гипнотерапия должна использовать эту часть мозга, чтобы добиться реальных изменений в поведении, привычках, чувствах или убеждениях клиента. Гипнотерапия связывает клиента с проблемами и предлагает решение, изменение подсознания.
Вегетативная нервная система, отвечающая за наши автоматические процессы, такие как дыхание и прием пищи, биение сердца и кровообращение, находится в подсознательной части мозга. Наше восприятие мира, а также наше творчество и воображение хранятся здесь, и гипноз использует их для процесса изменения. Здесь хранятся убеждения, поэтому, воздействуя на эту часть мозга с помощью гипноза, мы можем изменить поведение и добиться желаемого результата. Если вы верите в изменения, ваше тело тоже будет реагировать в долгосрочной перспективе.
Какая часть разума находится под контролем и почему?
Подсознание контролирует ситуацию, потому что оно обрабатывает большую часть информации об окружающей среде. Сознательный разум работает с недавно полученной информацией, а также анализирует, думает и планирует. Сознательный разум не может обрабатывать всю информацию, которую можно получить в каждый момент нашей жизни, он выбирает, на чем сосредоточиться. Пример: пока я пишу эти строки, я не концентрируюсь на тысячах других вещей, таких как пение птиц снаружи или ощущение стола под моими локтями. Как правило, наш сознательный разум может обрабатывать только около 7 блоков информации одновременно. Фильтруем и удаляем ненужную нам информацию. Это позволяет нам воспринимать жизнь осмысленно и сохраняет рассудок.
Волновая активность мозга
Человеческий мозг производит электрическую активность, которую можно измерить волнами. Мы можем измерить частоты мозга в герцах с помощью ЭЭГ.
Существуют разные мозговые волны в различных состояниях сознания.
Бета-волны находятся в сознании, в бодрствующем состоянии и имеют частоту 14-30 Гц. В этом состоянии доминирует сознательный разум.
Альфа-волны находятся в мечтательном, творческом, расслабленном, бдительном, но с закрытыми глазами состоянии, измеряя 8-13 Гц. В этом состоянии сознание менее доминирует, а подсознание выходит на первый план. Это легкое, гипнотическое состояние транса. Сознательный разум может не замечать разницы между воображаемой и физической реальностью; поэтому в этом состоянии следует делать гипнотические внушения.
Тета-волны возникают в сновидениях, гипнотическом, медитативном, подсознательном или бодрствующем гипнотическом состоянии (например, во время занятий спортом) и имеют частоту 4–7 Гц. Повторяющиеся движения и звуки могут привести вас к тета, где доминирует подсознание. В этом состоянии можно исследовать прошлый опыт и эмоции; это состояние для регрессии и гипно-анестезии.