Структура сознания психология: Структура сознания

Структура сознания

Структура сознания

Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:

  • высшая часть – разумное начало,
  • средняя часть – волевое начало,
  • низшая часть – чувственное начало.

Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы: 

  • рационально-мыслительная, 
  • эмоционально-чувственная,
  • волевая.

Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях. 

Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает.

Воля также входит в структуру сознания в качестве универсального регулятора сознательной деятельности человека, универсальной побудительной способности и мотивации деятельности.

В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.

  1. Уровень бессознательного.

Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком.

Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.

  1. Уровень сознания.

Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.

  1. Уровень сверхсознания. 

Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание.

Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.

Функции сознания

Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:

  • Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
  • Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
  • Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
Замечание 1

«Мое отношение к моей среде есть мое сознание»

(с) К. Маркс

  • Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.

Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.

Автор: Валерия Дедова

Преподаватель философии

Структура сознания

Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как

осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях : они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами.

А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

 


Сознание

  • Активность сознания
  • Аппроксимативное сознание
  • Возникновение сознания
  • Временная дезорганизованность сознания
  • Единство сознания и деятельности: развитие идеи
  • Индивидуальные особенности направленности сознания
  • Интуиция
  • Картина мира
  • Общественное сознание и его преобразовательная сила
  • Поле переживания
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

7 Состав сознания | Я: натурализм, сознание и позиция от первого лица

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Ганери, Йонардон, «7 Состав сознания», Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица (

Oxford , 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г.
), https://doi .org/10.1093/acprof:oso/9780199652365.003.0009, по состоянию на 7 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Существует два способа объяснения природы феноменологически представленной собственности, конституирующей «погруженное» я. По существу, это рассматривается как отношение владения телом: теория сердцевинного «я» как телесного ощущения присутствия по отношению к себе является телесным описанием погружения. Другие отчеты развивают анализ на основе более подробного изучения структуры самосознания и дают субъективное, а не телесное описание погружения. В этой главе исследуются несколько субъективных оценок такого рода. Ключевой тезис буддийской философии сознания состоит в том, что существуют прото-интенциональные психологические процессы, благодаря совместному действию которых конституируется интенциональный опыт. Психологически примитивные процессы по отдельности принадлежат уровню ниже уровня интенциональности. Протокогнитивные и протоаффективные процессы объединяются, образуя состояния сознательного интенционального опыта, опыта, который представляет мир как мир, в котором внимание падает на объекты, регистрируемые перцепцией как подпадающие под схематические стереотипы, организованные в годологическом оценочном пространстве аффорданса и препятствие, формируя диахронический поток, готовясь к будущему опыту. Величайшее изящество и привлекательность теории заключается в том, что она одновременно признает несводимость феноменального характера опыта, признает совместный вклад ощущения и концептуализации в конституцию опыта, признает, что опыт как бы Насыщенная аффектом, эта оценка встроена в ткань опыта, она утверждает, что каждое переживание имеет в качестве основного ингредиента способность или тенденцию различным образом комбинироваться с другими, и делает внимание присущим переживанию.

Ключевые слова: владение, погружение в себя, регистрация, оценка, создание стереотипов, подготовка, посещение

Предмет

ЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разума

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

когнитивная психология — Имитирует ли структура сознания структуру зрительного процесса?

спросил

Изменено 9 лет, 4 месяца назад

Просмотрено 335 раз

$\begingroup$

Мне кажется, что структура сознательного разума имеет большое сходство с тем, как функционирует наше поле зрения. Поле зрения имеет сильное и детальное сосредоточиться в центре, и это то, что обычно привлекает наше внимание, в то же время визуальное разрешение уменьшается наружу от этого центр и его содержание занимает меньше нашего внимания, до такой степени, что наше периферийное зрение будет предупреждать нас о движениях, но оно мало что может сделать. с тем, что мы осознаем сознательно.

Это похоже на то, как мы думаем. У нас есть центральный фокус, которая является сознательной мыслью, но этот объект мысли имеет много ассоциации или связи с другими объектами мысли, и они образуют кольцо вокруг фокуса, вне поля зрения (т.е. в непосредственном бессознательном зона). Эти первичные ассоциации также имеют свои собственные ассоциации которые образуют вторичное кольцо, более глубокое в бессознательном, с дальнейшим кольца, расширяющиеся наружу, представляющие уменьшающиеся уровни действия потенциал.

Мне кажется логичным, что сознательный разум будет скопирован с функциональная модель поля зрения, которая намного старше и более фундаментальный.

Итак, мой вопрос: Имитирует ли структура сознания структуру зрительного процесса?

  • когнитивная психология
  • зрение
  • сознание
$\endgroup$

$\begingroup$

Вы описываете наблюдение столь же старое, как и Фрейд, где он разделил человеческий опыт на три уровня, примерно по тем же принципам, что и вы. сознательное как то ясное и нечеткое понятие, которое дает вам ощущение внимания, осознания и себя. предсознательный как уровень, находящийся за пределами вашего текущего осознания, но который может легко всплыть в ваше сознание. Наконец, бессознательное , которое представляет собой уровень, не имеющий аналогии в видении: он соответствует переживаниям, которые не могут прийти в ваше сознание, но все же влияют на ваше поведение.

К сожалению, это соответствие не выходит за рамки аналогии по нескольким причинам. С точки зрения интроспекции — старейшего и, возможно, до сих пор единственного надежного метода изучения сознания — неясно, как можно отличить визуальное ощущение присутствия стимулов от сознательного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *