3 Структура внутреннего мира человека » СтудИзба
Структура внутреннего мира человека
и основные задачи нашего бытия
Кто мы? Зачем мы пришли в этот мир? Что мы из себя представляем? Над этими вопросами думают умы многих поколений. До настоящего времени понятие «внутренний мир» еще не имеет достаточной структурированности. На сегодня наиболее информативной в этом плане является гипотеза Р.Ассаджоли о строении внутреннего мира, которую мы сочли возможным несколько дополнить и уточнить.
Мы предполагаем, что человек имеет три уровня бытия (рис. 1).
Рис. 1. Структура уровней бытия и направленности жизни человека
I. Ментальный уровень, включающий в себя интеллектуальноиндивидуальные основы духовного бытия. Это ядро жизнедеятельности человека, отвечающее как за адаптивные, так и за творческие возможности человека. В его структуре можно выделить компоненты осознаваемой психики и центры сознания, отвечающие за осмысление духовных и физиологических основ бытия (точки 5 и 9, см. рис. 2), и истинный центр развития человека, призвание (точка 10, см. рис. 2). Здесь можно выделить две основные ступени: а) ступень ощущений и восприятия; б) ступень мышления и собственно сознания. Наличие этих ступеней и проясняет не всегда осознанную деятельность и поведение субъекта. Проблема в том, какой ступенью он руководствуется в каждый момент жизни. Известно, что степень осознанности бытия и определяет напряженность и конфликтность внутреннего мира субъекта и его конфликтные проявления в социуме.
Рис. 2. Структурные компоненты внутреннего мира человека
Поэтому в качестве важнейших ориентиров жизнедеятельности субъекта сегодня можно предложить три основные задачи:
· сбалансировать противоречие между духовным и материальным, например, определиться на данный момент, что важнее крутой «мерседес» или помощь ближнему;
· сбалансировать семейное противоречие между самомнением и самоуничижением (между комплексом превосходства и комплексом неполноценности) и постараться приблизиться к оптимальной целостности, способствующей успешной жизни;
· осознать ведущие страсти (эмоции, доведенные до крайнего варианта возбуждения) и перевести их на уровень управляемых эмоций.
Известно, что все, что функционирует на уровне страсти, имеет разрушительное действие. Поэтому необходимо осознавать страсти и управлять ими. К.Нарахно путем экспериментального исследования выделил 9 страстей, которые характерны всему человечеству, а каждому из нас характерны как минимум три страсти, которые, объединяясь по определенным законам, определяют своеобразие нашей психоэмоциональной деятельности. Приведем все девять страстей, и пусть каждый подумает и определит, какие из них свойственны ему, а какие не дают возможности для нормальной жизни.
1. Воинствующая добродетель, основные черты: гнев, негодование, взыскательность.
2. Эгоцентричное великодушие, основные черты: гордость, лесть, ложная любовь.
3. Внешнее впечатление как залог успеха, основные черты: тщеславие, лицемерие, обман.
4. Поиск счастья через боль, основные черты: зависть, меланхолия, неудовлетворенность.
5. Поиск цельности через отчуждение, основные черты: алчность, скаредность, отчужденность.
6. Преследуемый преследователь, основные черты: страх, трусость, обвинения.
7. Оппортунистический идеализм, основные черты: чревоугодие, прожектерство, мошенничество.
8. Сила, основные черты: вожделение, мстительность, карательность.
9. Плывущий по течению, основные черты: леность, праздность, самозабвение.
II. Телесный уровень. Его структурное строение достаточно описано в медицине, биологии, физиологии. Поэтому наша задача рассмотреть психологические аспекты функционирования данного уровня. Здесь важно отметить принцип единства тела и сознания, который открыл У.Шутц в 30-е годы прошлого столетия. Он отмечает, что все состояния души и тела взаимосвязаны, т.е. все эмоции отражаются на состоянии физического тела. Например, чувство радости наполняет тело энергией света, легкости, тепла. Противоположно действует отрицательная эмоция: ее параметры – тяжело, холодно, мрачно. Важно сказать, что психоэмоциональное состояние человека вызывает соответствующее заболевание физического тела. Над выявлением соответствующих взаимосвязей духовного и физического сегодня работает целая наука, которая называется психосоматика. Можно привести ряд примеров, свидетельствующих о подобных взаимосвязях. Так, например, обида разрушает щитовидную железу, страх разрушает печень. Таким образом, основная задача человека – здоровый образ жизни, режим питания, активности, сна, определяющие здоровье физического тела.
III. Собственно личностный уровень (облик внутреннего мира субъекта), включающий в себя энергетические, эмоциональные, социоментальные компоненты, образующие индивидуальные основы восприятия мира и жизнедеятельности в нем. Основным содержанием этого уровня являются энерго-эмоционально-информативные импульсы (предопределяющие особенности социальных взаимодействий на данный момент) и характеристики нравственной целостности личности (соотношение ценностей, целей и потребностей субъекта).
Особенности нравственно-этического облика определяются направленностью жизнедеятельности человека. Вариантов направленности может быть очень много, но здесь можно выделить два полярных, которые являются определяющими для каждого человека. Первый вариант приверженность потенциалу IV – «добро, любовь, единение, совесть», это нравственная оптимальная личность, у которой отмечается гармоничное сочетание ценностей, целей и потребностей. Второй вариант характеризуется приверженностью потенциалу V – «хаос, разрушение, агрессия», это ущербная личность, характеризующаяся приверженностью низменным потребностям и низкой ролью сознания в жизни. Это полярные варианты направленности жизнедеятельности, которые в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще наблюдается единение этих двух вариантов, но пропорции строго индивидуальны. То есть любой человек находится где-то между этими двумя крайними полюсами.
Для психологов, педагогов преимущественный интерес представляет структура внутреннего мира субъекта. Ее осознание позволяет нам успешно управлять собою в сложных жизненных ситуация и гармонизировать состояние внутреннего мира соответственно изменяющимся условиям жизни. Например, для настройки музыкального инструмента необходимо знать ноты, а для управления собой человеку необходимо знать точки и нити, которые обусловливают функционирование нашей достаточно сложной системы.
Итак, наш внутренний мир состоит из следующих структурных элементов (рис. 2).
1. Низшее бессознательное, включающее в себя прошлое нашей психики, состоящее из простейших форм психической деятельности, управляющих жизнью тела и отвечающих за разумное согласование телесных функций, приводящих к удовлетворению биологических потребностей, самосохранению организма и продолжению рода. Это генетическая программа психической деятельности, которая записана в соответствующих мозговых образованиях и клетках организма. Она включает все, что в ходе эволюции человек достаточно усвоил и сегодня использует на уровне автоматизмов: рефлексы, инстинкты, основные влечения, потребности, примитивные побуждения; эмоциональные реакции, амбиции, комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образы прошлых, кошмарных сновидений и фантазий и другие компоненты. Это начальный базис человека, имеющий основным средством ориентации удовольствие. Особую роль в данном компоненте играют задатки, и прежде всего – задатки эмоционального реагирования.
2. Среднее бессознательное, или зона ближайшего развития. Оно отвечает за усвоение полученного нами опыта, а также за постановку и решение повседневных и будущих проблем, осваиваемых человеком с помощью другого (наставника, учителя, более зрелого человека). Это зона предвосхищений на уровне интуиции и предчувствий.
3. Высшее бессознательное, или то, чего человек может достигнуть в своем развитии в идеале. Это область высшей духовной энергии, откуда нам является интуиция, вдохновение. Данная часть является источником высших чувств: любви, таланта, совести, просветления, экстаза. Здесь базируются высшие психические функции и духовные энергии, которые в ходе эволюции человек должен осознать и освоить. Эта область также определяет возможности развития человека и ориентирована на развитие.
4. Поле сознания – непосредственно осознаваемая часть психики, или зона актуального развития. Оно включает непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу, оценке. Согласно теории Л.С. Выготского – это зона актуального развития, произвольная программа, являющаяся относительно объективной частью всей психики, ее объединяющей и организующей основой. Однако деятельность данной программы существенно обусловлена субъективным опытом переживаний и индивидуальными характеристиками личности. В поле сознания три основных компонента:
· Психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, это познавательная сфера, с помощью которой мы с вами познаем себя, других и окружающий мир. Данный компонент определяет индивидуальность субъекта.
· Психические свойства: способности, темперамент, характер и направленность. Способности на уровне физиологических задатков передаются преимущественно по наследству (строение уха у музыканта, строение гортани у певца и др.). Темперамент – строго наследственное образование (обусловленное свойствами нервной системы), характер формируется при жизни, но они тесно взаимосвязаны. В социальных проявлениях чертами характера мы как бы уравновешивая негативные проявления темперамента. Ведущей характеристикой внутреннего мира является направленность личности, проявляющаяся в направленности жизнедеятельности человека.
· Психические состояния: внимание, чувства и воля. Эти составляющие формируются преимущественно при жизни. Развитие состояний является важнейшим компонентом жизнедеятельности человека, поскольку рационализация состояний, перевод их в конструктивное положительное русло есть один из важнейших механизмов развития субъекта.
В потоке сознания проявляется наличие нескольких основополагающих центров развития, которые предопределяют базисные характеристики субъекта и направленность его активности.
5. Центр сознания, отвечающий за осмысление духовных основ бытия.
6. Центр духовного развития. Надличное «Я», или духовный базис личности. Это высшее, истинное «Я», пребывающее над потоком мыслей и состояниями тела и не подвергающееся их влиянию. Оно, в свою очередь, имеет тесные взаимосвязи с высшими духовными ценностями, традициями, нормами морали и поведения данной культуры, общности. Основным психическим образованием, отвечающим за эти взаимосвязи, является совесть – важнейший регулятор жизнедеятельности человека.
7. Коллективное бессознательное. Это пространство жизнедеятельности социальных групп, общностей, государств, включающее в себя социальный менталитет, стереотипы, традиции, архаические структуры культуры.
8. Истинный центр материального бытия, имеющий психофизиологическую основу и подчиняющийся принципу удовольствия. Отсюда в зону актуального сознания поступают импульсы, в норме регулирующие психофизиологическую основу жизнедеятельности. Это центр, являющийся базовым энергетическим хранилищем.
9. Центр сознания, отвечающий за осознание физических, материальных и физиологических основ бытия.
10. Это центр развития человека, его значимая цель. Это содержательное ядро, определяющее самодвижение субъекта по пути развития, определяемое нами как «призвание». Его появление и проявление в жизнедеятельности человека возможно только при условии состоявшейся личности. Основным содержанием данного центра является базовая энергия жизнедеятельности, которой мы с вами стремимся овладеть в течение всей жизни. И едва приблизившись к своему новому смыслу призвания, мы вновь и вновь открываем его новые грани и возможности. Так осуществляется бесконечный процесс развития в русле самопознания, самопринятия, самореализации.
Таким образом, основной целью нашей жизни можно считать самореализацию в русле призвания, имеющего общественный, семейный и индивидуальный смыслы.
Каждый человек наполняет свою жизнь смыслом, причем этот смысл может меняться в различные периоды жизни, он может быть созидающим или разрушающим. Можно выделить три смысла.
Первый – общественный смысл – сопряжен с понятием Человек.
При осознании смысла своего призвания человек вынужден освоить смысл и содержание этого понятия в соотнесении со стереотипами данной общности, группы. Здесь важную роль играет социальный менталитет и особенно ценностно-смысловые ориентации общества, деятельность СМИ и особенности нравственного облика окружающих.
Известно, что сколько людей, столько и мнений, и потому каждый из нас вкладывает в содержание понятия ЧЕЛОВЕК свой смысл: для одного стать человеком означает – иметь большое количество материальных благ; для другого – всемирная известность; для третьего – это статус, движение к которому не соотносится с нравственной совестью. Оптимальна, на наш взгляд, организация всей системы жизнедеятельности в русле своего призвания. Примером подобного является жизнь Булата Окуджавы, Натальи Гундаревой, великих ученых, посвятивших жизнь великолепным, социально полезным идеям. Важно отметить, что при нормальном развитии каждый акт бытия только приближает нас к новым граням нашего призвания, потому абсолютная самореализация в русле своего призвания всегда идеал, мечта, высшая потребность.
Второй – семейный смысл – сопряжен с понятием «целостность субъекта». Каждый человек стремится стать целостной автономной структурой, и прежде всего, в условиях своей семьи. Но с самого раннего детства целостность являет собою проблему развития, поскольку в этот период ребенок наиболее открыт окружающему миру, вбирая и принимая все как образец для подражания. К концу подросткового этапа возникает как минимум три варианта целостности.
1. При нормальном развитии возникает оптимальный вариант целостности, которая проявляется в открытости, доверии, уважении к себе и окружающим. Среди основных проявлений оптимальной целостности важно отметить умение принимать себя и другого таким, каков есть; умение дать право и возможность ошибки себе и другому; умение быть заинтересованным в реализации возможностей каждого. Это оптимальный вариант становления личности.
2. В ситуации деформированного развития возникает целостность с позиций самомнения или с позиций комплекса превосходства.
В подобном состоянии субъект является замкнутой системой. В процессе жизнедеятельности подобный субъект работает не над своим призванием, а над тем, как еще приукрасить свой образ. На ранних этапах жизни ему это хорошо удается, поскольку начало подобной деформации закладывается в семье («ты у меня самый лучший»). Безусловно, для каждого родителя его ребенок лучшее создание, но это не должно возводиться в ранг абсолюта. Далее в школе – «нам нужен отличник», послушный, удобный исполнитель. И мы удерживаем его на уровне данного комплекса превосходства. В дальнейшем подобному субъекту становится все сложнее и сложнее, он встречает на своем пути много интересных людей, но взаимодействия с ними у него не получается. Поскольку его позиция самомнения в общении с другими не принимается, он вынужден навязывать свое «превосходство» любыми способами, в том числе и в ситуациях агрессии, разрушая и порабощая внутренний мир других в угоду собственному комплексу превосходства. Так погоня за имиджем и признанием отдаляет нас от призвания, от гармоничного развития и жизнедеятельности.
3. Целостность с позиций самоуничижения или с позиций комплекса неполноценности. Энергетическая система субъекта в подобном варианте сильно подавляема с самого раннего детства такими обращениями, как «грязнуля», «неумеха», «неуч», и прочими обвинениями. Свой вклад вносит также отстранение от жизнедеятельности взрослого: «не мешай», «не тронь, сломаешь», приводя к возникновению у ребенка отрицательной самооценки «я – плохой» и к подавлению стремления быть хорошим, а иногда это приводит к развитию суицидальных тенденций во внутреннем мире субъекта.
Третий – индивидуальный смысл – сопряжен с понятием «событие». Стать Человеком – эпохальное событие всей нашей жизни. Однако мы с вами очень часто принимаем за смысл нашей жизни некие реальные события, которые этого не заслуживают. В каждом событии мы с вами разрешаем как минимум два противоречия: между духовным и материальным и между самомнением и самоуничижением. Примечательно, если события осознаваемы и управляемы, они способствуют раскрытию и реализации нашего призвания, если же события являют собою некую завышенно важную цель, невротическую потребность, тогда человек попадает в ловушки различного рода зависимостей и компенсаций. А это, как известно, тупиковый вариант развития. Кроме этого, недостаточная осознанность и управляемость событиями собственной жизни приводит к формированию зависимостей, к отсутствию самостоятельности и ответственности за свою жизнь.
Каждый отдельный человек является частью, песчинкой единой, живой материи, и при этом он имеет некое индивидуальное предназначение в этом мире. То есть каждый пришедший в эту жизнь выполняет свою индивидуально-неповторимую функцию. И здесь важно понять, что не бывает не только двух одинаковых людей, но и двух одинаковых проявлений их жизнедеятельности.
Каждый человек – это уникальная попытка сделать наш мир более совершенным. Поэтому наша задача состоит в стремлении к тому, чтобы каждый человек максимально раскрыл свои потенциальные социально полезные возможности и реализовал их в процессе жизни.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Какими психологическими характеристиками можно определить внутриличностный конфликт?
3. Охарактеризуйте основные источники возникновения внутриличностных конфликтов.
4. Определите характеристики нормативного внутриличностного конфликта.
5. Определите основные признаки и характеристики невротического конфликта.
6. В чем особенность конструктивных и деструктивных последствий внутриличностных конфликтов?
7. Каковы индивидуальные психологические меры профилактики негативных тенденций внутреннего мира?
8. Охарактеризуйте деятельность по разрешению нормативного внутриличностного конфликта.
9. Что можно сделать в ситуации невротического внутриличностного конфликта?
10. Охарактеризуйте систему профилактических мер негативных тенденций в развитии субъекта в образовательных учреждениях.
studizba.com
Что такое внутренний мир человека 🚩 внутренний мир это 🚩 Дети 🚩 Другое
Сложно определить такую сложную структуру, как внутренний мир человека. В прошлом вместо этих слов говорили «душа», хотя и этому слову дать определение вовсе не просто. Все же, душа и внутренний мир – не одно и то же. Душа остается неизменной, а внутренний мир человека может меняться очень сильно.
Можно сказать, что внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, в нем сосредоточена вся ее энергия. Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование. Это своеобразная виртуальная реальность, которая служит посредником между нейронными сетями головного мозга и окружающей непосредственной реальностью человека.
Если внутренний мир может быть сложно организован, то это значит, что у этой организации имеются признаки системности, и ее можно разложить на составляющие. Психологи и философы считают, что внутреннего мира имеются следующие составляющие.
Эмоции – один из самых ярких компонентов внутреннего мира человека. Многие переживания оставляют след в душе именно благодаря испытанным эмоциям. События, не заряженные эмоциями, быстро забываются.
Чувства – это тоже эмоции, но отличающиеся более значительным постоянством. Они держатся довольно долго и гораздо меньше зависят от внешней «подзарядки». Обычно чувства имеют направленность, то есть, они вызываются конкретным человеком, явлением или предметом. Чувства способны подписываться эмоциями. Они, как гравитация, меняют положение вещей во внутреннем мире человека.
Мировоззрение – это один из главных законов формирования внутреннего мира. Взгляды на жизнь, моральные ориентиры и принципы, — все это входит в мировоззрение. Если бы человек не формировал свое мировоззрение, его внутренний мир развивался бы хаотично, в конечном итоге могло бы оказаться так, что развития вообще не происходило. Чем более целостное и логически четкое мировоззрение имеет человек, тем значительней и быстрее происходит развитие и обогащение его внутреннего мира.
Несмотря на то, что мировоззрение во многом зависит от прошлого опыта человека, формировать его вполне можно и самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления. Нередко неоценимую помощь в формировании мировоззрения оказывают различные положительные примеры и впечатляющие люди, которые встречаются на жизненном пути.
У каждого представителя рода человеческого свое неповторимое мышление. Именно оно участвует в формировании внутреннего мира. Иногда людям достаточно сложно понять кого-то из-за разных представлений о жизни. Чтобы разгадать внутренний мир человека, изначально нужно углубиться в особенности его характера.
Инструкция
Не пытайтесь залезть человеку в душу. Даже при лучшем раскладе у вас этого не получится без психологических навыков. Прямые вопросы на определенные темы могут вызвать у собеседника негодование, стеснение и даже злость. Узнавать о внутреннем мире людей нужно более деликатно, и даже незаметно.
Чтобы заглянуть «внутрь» интересного вам человека, внимательно проследите за его поведением в разных жизненных ситуациях. Его желание везде показаться лучше еще не говорит о высоком уровне эгоизма. Такое поведение свидетельствует о склонности к идеализированию. Оно может быть подкреплено требованиями от близкого окружения соответствовать ожиданиям человека.
Еще одна «говорящая» черта – обидчивость. Если человек часто «надувается», значит, он не готов слышать окружающих и слишком озабочен собственным «Я». Углубляться в причины такого поведения не стоит. Скорее всего, оно обусловлено воспитанием. Нужно просто принять это к сведению и стараться не обижать ранимую особу.
Характер в большей степени определяет внутренний мир человека. Все свои действия люди выполняют, опираясь о собственные представления о жизни. Узнать характер человека достаточно сложно, так как изначально все стараются показать лишь свои лучшие качества. Поэтому для того, чтобы открыть внутренний мир партнера, необходимо провести с ним достаточно много времени.
Увлечения – ваши первые помощники в осознании внутреннего мира человека. С их помощью можно сделать для себя определенные выводы о его характере и предпочтениях. Например, когда рядом с вами вами музыкант, обратите внимание на создаваемые им композиции. Если это рок или другие агрессивные жанры, то внутри человека смесь из ярких эмоций и острых переживаний. Если размеренные, приятные слуху композиции, то он находится в гармонии с собой.
Именно увлечения часто помогают людям бороться с определенными качествами, поэтому судить по ним о внутреннем мире человека нужно с осторожностью. Агрессивный спорт в виде бокса и борьбы иногда помогает выплеснуть излишнюю энергию, чтобы быть сдержаннее в жизни. Йога — обрести гармонию с собой, часто является показателем философского мышления.
Раскрыть внутренний мир человека невозможно, если иногда не ставить себя на его место. Поэтому постарайтесь отнестись с пониманием к слабостям ближнего. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля.
Видео по теме
Источники:
- Внутренний мир
www.kakprosto.ru
Внутренний мир человека
Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.
Внутренний мир личности – это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир – это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.
Психология внутреннего мира человека
В современном мире душа — является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.
Структура душевного мира
Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.
- Познание — нужда знать что — то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
- Эмоции – личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких — то явлений или событий.
- Чувства — эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
- Мировоззрение – ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.
Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.
Гендерные различия душевной организации
Актуальной темой для обсуждения на сегодня является различие в построении внутреннего мира девушки и парня. Для женщин моральные ценности и мировоззрение партнёра играет куда более важную роль, нежели для мужчин. Сильный пол более ориентирован на восприятие внешних характеристик спутницы. Дамская душевная организация очень хрупка и нестабильна, независимо от того какими чертами характера она обладает. Для профилактики травм внутреннего мира, полученным вследствие конфликтов с мужчинами, женщинам следует помнить, что противоположный пол более поверхностно воспринимает нашу личность, поэтому всё происходящее не принимает так же «близко к сердцу» как и вы.
Главной проблемой внутреннего мира является то, что и до сегодня нам мало что известно о принципах его функционирования, так как инструментария для исследования мотивационно –волевой сферы нашей деятельности не существует. Возможно в будущем, такой аппарат будет изобретён, и мы сможем избавиться от нечестивых помыслов и негативных эмоций навсегда.
womanadvice.ru
Внутренний мир человека
Внутренний мир человека это набор жизненных взглядов, ценностей через которые формируется его система восприятия. Если выразится более научно, то внутренний мир человека это энергоинформационная матрица, которая формируется электрохимическими процессами взаимодействия нейронов головного мозга.
Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.
Внутренний мир личности – это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир – это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.
Психология внутреннего мира человека
В современном мире душа — является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.
Структура душевного мира
Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.
- Познание — нужда знать что — то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
- Эмоции – личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких — то явлений или событий.
- Чувства — эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
- Мировоззрение – ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.
Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.
Виды интелекта
Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.
- Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
- Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
- Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
- Физический интеллект. Это — ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.
- Музыкальный интеллект. Это — понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
- Социальный интеллект. Это — способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.
- Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо анализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
- Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
- Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.
Все виды интеллекта можно тренировать и развивать в любой период жизни, а не только в юности. Люди с развитым интеллектом дольше сохраняют работоспособность и жизнелюбие.
Внутренний и внешний мир человека
Внешний мир человека это его социальная жизнь, его взаимодействие с другими людьми, его жизнь в обществе. Как известно, мы управляем нашей реальностью лишь в некоторой степени, ей управляют разные внешние силы, но мы можем управлять своей собственной энергией, направляя эти внешние силы в пользу либо во вред себе. Отсюда становится очевидным, что наибольшее влияние на окружающий мир сможет оказать тот, у кого больше развита способность, контролировать мир внутренний. Человек, который способен взять под контроль себя, постепенно сможет взять под контроль часть окружающей реальности. Почему это так, мы разберем далее.
Внутренний духовный мир человека
Понимание достигается путем развития своего внутреннего мира, и каждый раз, когда вы будете выходить на новый уровень осознанности, вы будете испытывать настоящее удовлетворение, так как эти процессы вызывают приток жизненной энергии, и повышают внутреннюю силу. Появившаяся внутри гармония постоянно увеличивается, и проецируется на внешний мир, благодаря этому человек начинает получать больше удовольствия от взаимодействия с окружающими, это дает новые силы и так продолжается вновь и вновь. Развитие внутреннего мира человека, напрямую ведет к усилению его взаимодействий с духом. У человека повышается способность чувствовать силу духа, и взаимодействовать с ней, и поэтому часто внутренний мир называют духовным миром человека.
Развитие внутреннего мира человека
Развитие внутреннего мира человека представляет собой осмысленный практический процесс, и целью этого развития должно стать повышение осознанности и увеличение внутренней силы. Повышение осознанности достигается путем самопознания. Осознанность без внутренней силы лишь приведет к тому, что к человеку будут относиться как к школьному отличнику, которого никто не принимает всерьез, поэтому необходимо развивать внутреннюю силу. Внутренняя сила нарабатывается путем реальных действий.
Внутренний мир человека план развития
По сути, развитие внутреннего мира, это есть саморазвитие, но с уклоном больше в сторону себя, поэтому можно использовать указанный ниже план. Замечу, что данный план является условным, и сделан лишь для удобства восприятия материала.
- Самоанализ, выявление того что мы считаем своими проблемами (понимание себя)
- Расстановка приоритетов, корректировка образа жизни (понимание ситуаций)
- Избавление от вредных программ, ментальное очищение (внутренняя свобода)
- Самопрограммирование, создание необходимых жизненных привычек (свой путь)
- Наработка внутренних качеств путем движения по намеченному пути (действие)
Самоанализ помогает понять куда двигаться и откуда. Избавление от вредных программ позволяет иметь достаточно энергии и времени для более глубокого анализа и размышлений, это позволяет повысить качество мышления, так как избавляет от отвлекающих внешних программ и мыслей. Расстановка приоритетов даст четкий план действий, которые нужно внести в свою жизнь в соответствии со своими жизненными ценностями. Наработка внутренних качеств путем реальных действий, позволяет взять свою жизнь под контроль, и жить в согласии с духом. Это прямой путь к повышению внутренней силы, это повышение таких качеств как самоконтроль, дисциплина и сила воли. Этот пункт по сути и создает результат, создает образ жизни человека, его цельность.
liveinternet.ru
subscribe.ru
Структура внутреннего мира человека и основные задачи нашего бытия
Кто мы? Зачем мы пришли в этот мир? Что мы из себя представляем? Над этими вопросами думают умы многих поколений. До настоящего времени понятие «внутренний мир» еще не имеет достаточной структурированности. На сегодня наиболее информативной в этом плане является гипотеза Р.Ассаджоли о строении внутреннего мира, которую мы сочли возможным несколько дополнить и уточнить.
Мы предполагаем, что человек имеет три уровня бытия (рис. 1).
Рис. 1. Структура уровней бытия и направленности жизни человека
I. Ментальный уровень, включающий в себя интеллектуальноиндивидуальные основы духовного бытия. Это ядро жизнедеятельности человека, отвечающее как за адаптивные, так и за творческие возможности человека. В его структуре можно выделить компоненты осознаваемой психики и центры сознания, отвечающие за осмысление духовных и физиологических основ бытия (точки 5 и 9, см. рис. 2), и истинный центр развития человека, призвание (точка 10, см. рис. 2). Здесь можно выделить две основные ступени: а) ступень ощущений и восприятия; б) ступень мышления и собственно сознания. Наличие этих ступеней и проясняет не всегда осознанную деятельность и поведение субъекта. Проблема в том, какой ступенью он руководствуется в каждый момент жизни. Известно, что степень осознанности бытия и определяет напряженность и конфликтность внутреннего мира субъекта и его конфликтные проявления в социуме.
Рис. 2. Структурные компоненты внутреннего мира человека
Поэтому в качестве важнейших ориентиров жизнедеятельности субъекта сегодня можно предложить три основные задачи:
- сбалансировать противоречие между духовным и материальным, например, определиться на данный момент, что важнее крутой «мерседес» или помощь ближнему;
- сбалансировать семейное противоречие между самомнением и самоуничижением (между комплексом превосходства и комплексом неполноценности) и постараться приблизиться к оптимальной целостности, способствующей успешной жизни;
- осознать ведущие страсти (эмоции, доведенные до крайнего варианта возбуждения) и перевести их на уровень управляемых эмоций.
Известно, что все, что функционирует на уровне страсти, имеет разрушительное действие. Поэтому необходимо осознавать страсти и управлять ими. К.Нарахно путем экспериментального исследования выделил 9 страстей, которые характерны всему человечеству, а каждому из нас характерны как минимум три страсти, которые, объединяясь по определенным законам, определяют своеобразие нашей психоэмоциональной деятельности. Приведем все девять страстей, и пусть каждый подумает и определит, какие из них свойственны ему, а какие не дают возможности для нормальной жизни.
1. Воинствующая добродетель, основные черты: гнев, негодование, взыскательность.
2. Эгоцентричное великодушие, основные черты: гордость, лесть, ложная любовь.
3. Внешнее впечатление как залог успеха, основные черты: тщеславие, лицемерие, обман.
4. Поиск счастья через боль, основные черты: зависть, меланхолия, неудовлетворенность.
5. Поиск цельности через отчуждение, основные черты: алчность, скаредность, отчужденность.
6. Преследуемый преследователь, основные черты: страх, трусость, обвинения.
7. Оппортунистический идеализм, основные черты: чревоугодие, прожектерство, мошенничество.
8. Сила, основные черты: вожделение, мстительность, карательность.
9. Плывущий по течению, основные черты: леность, праздность, самозабвение.
II. Телесный уровень. Его структурное строение достаточно описано в медицине, биологии, физиологии. Поэтому наша задача рассмотреть психологические аспекты функционирования данного уровня. Здесь важно отметить принцип единства тела и сознания, который открыл У.Шутц в 30-е годы прошлого столетия. Он отмечает, что все состояния души и тела взаимосвязаны, т.е. все эмоции отражаются на состоянии физического тела. Например, чувство радости наполняет тело энергией света, легкости, тепла. Противоположно действует отрицательная эмоция: ее параметры – тяжело, холодно, мрачно. Важно сказать, что психоэмоциональное состояние человека вызывает соответствующее заболевание физического тела. Над выявлением соответствующих взаимосвязей духовного и физического сегодня работает целая наука, которая называется психосоматика. Можно привести ряд примеров, свидетельствующих о подобных взаимосвязях. Так, например, обида разрушает щитовидную железу, страх разрушает печень. Таким образом, основная задача человека – здоровый образ жизни, режим питания, активности, сна, определяющие здоровье физического тела.
III. Собственно личностный уровень (облик внутреннего мира субъекта), включающий в себя энергетические, эмоциональные, социоментальные компоненты, образующие индивидуальные основы восприятия мира и жизнедеятельности в нем. Основным содержанием этого уровня являются энерго-эмоционально-информативные импульсы (предопределяющие особенности социальных взаимодействий на данный момент) и характеристики нравственной целостности личности (соотношение ценностей, целей и потребностей субъекта).
Особенности нравственно-этического облика определяются направленностью жизнедеятельности человека. Вариантов направленности может быть очень много, но здесь можно выделить два полярных, которые являются определяющими для каждого человека. Первый вариант приверженность потенциалу IV – «добро, любовь, единение, совесть», это нравственная оптимальная личность, у которой отмечается гармоничное сочетание ценностей, целей и потребностей. Второй вариант характеризуется приверженностью потенциалу V – «хаос, разрушение, агрессия», это ущербная личность, характеризующаяся приверженностью низменным потребностям и низкой ролью сознания в жизни. Это полярные варианты направленности жизнедеятельности, которые в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще наблюдается единение этих двух вариантов, но пропорции строго индивидуальны. То есть любой человек находится где-то между этими двумя крайними полюсами.
Для психологов, педагогов преимущественный интерес представляет структура внутреннего мира субъекта. Ее осознание позволяет нам успешно управлять собою в сложных жизненных ситуация и гармонизировать состояние внутреннего мира соответственно изменяющимся условиям жизни. Например, для настройки музыкального инструмента необходимо знать ноты, а для управления собой человеку необходимо знать точки и нити, которые обусловливают функционирование нашей достаточно сложной системы.
Итак, наш внутренний мир состоит из следующих структурных элементов (рис. 2).
1. Низшее бессознательное, включающее в себя прошлое нашей психики, состоящее из простейших форм психической деятельности, управляющих жизнью тела и отвечающих за разумное согласование телесных функций, приводящих к удовлетворению биологических потребностей, самосохранению организма и продолжению рода. Это генетическая программа психической деятельности, которая записана в соответствующих мозговых образованиях и клетках организма. Она включает все, что в ходе эволюции человек достаточно усвоил и сегодня использует на уровне автоматизмов: рефлексы, инстинкты, основные влечения, потребности, примитивные побуждения; эмоциональные реакции, амбиции, комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образы прошлых, кошмарных сновидений и фантазий и другие компоненты. Это начальный базис человека, имеющий основным средством ориентации удовольствие. Особую роль в данном компоненте играют задатки, и прежде всего – задатки эмоционального реагирования.
2. Среднее бессознательное, или зона ближайшего развития. Оно отвечает за усвоение полученного нами опыта, а также за постановку и решение повседневных и будущих проблем, осваиваемых человеком с помощью другого (наставника, учителя, более зрелого человека). Это зона предвосхищений на уровне интуиции и предчувствий.
3. Высшее бессознательное, или то, чего человек может достигнуть в своем развитии в идеале. Это область высшей духовной энергии, откуда нам является интуиция, вдохновение. Данная часть является источником высших чувств: любви, таланта, совести, просветления, экстаза. Здесь базируются высшие психические функции и духовные энергии, которые в ходе эволюции человек должен осознать и освоить. Эта область также определяет возможности развития человека и ориентирована на развитие.
4. Поле сознания – непосредственно осознаваемая часть психики, или зона актуального развития. Оно включает непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу, оценке. Согласно теории Л.С. Выготского – это зона актуального развития, произвольная программа, являющаяся относительно объективной частью всей психики, ее объединяющей и организующей основой. Однако деятельность данной программы существенно обусловлена субъективным опытом переживаний и индивидуальными характеристиками личности. В поле сознания три основных компонента:
- Психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, это познавательная сфера, с помощью которой мы с вами познаем себя, других и окружающий мир. Данный компонент определяет индивидуальность субъекта.
- Психические свойства: способности, темперамент, характер и направленность. Способности на уровне физиологических задатков передаются преимущественно по наследству (строение уха у музыканта, строение гортани у певца и др.). Темперамент – строго наследственное образование (обусловленное свойствами нервной системы), характер формируется при жизни, но они тесно взаимосвязаны. В социальных проявлениях чертами характера мы как бы уравновешивая негативные проявления темперамента. Ведущей характеристикой внутреннего мира является направленность личности, проявляющаяся в направленности жизнедеятельности человека.
- Психические состояния: внимание, чувства и воля. Эти составляющие формируются преимущественно при жизни. Развитие состояний является важнейшим компонентом жизнедеятельности человека, поскольку рационализация состояний, перевод их в конструктивное положительное русло есть один из важнейших механизмов развития субъекта.
В потоке сознания проявляется наличие нескольких основополагающих центров развития, которые предопределяют базисные характеристики субъекта и направленность его активности.
5. Центр сознания, отвечающий за осмысление духовных основ бытия.
6. Центр духовного развития. Надличное «Я», или духовный базис личности. Это высшее, истинное «Я», пребывающее над потоком мыслей и состояниями тела и не подвергающееся их влиянию. Оно, в свою очередь, имеет тесные взаимосвязи с высшими духовными ценностями, традициями, нормами морали и поведения данной культуры, общности. Основным психическим образованием, отвечающим за эти взаимосвязи, является совесть – важнейший регулятор жизнедеятельности человека.
7. Коллективное бессознательное. Это пространство жизнедеятельности социальных групп, общностей, государств, включающее в себя социальный менталитет, стереотипы, традиции, архаические структуры культуры.
8. Истинный центр материального бытия, имеющий психофизиологическую основу и подчиняющийся принципу удовольствия. Отсюда в зону актуального сознания поступают импульсы, в норме регулирующие психофизиологическую основу жизнедеятельности. Это центр, являющийся базовым энергетическим хранилищем.
9. Центр сознания, отвечающий за осознание физических, материальных и физиологических основ бытия.
10. Это центр развития человека, его значимая цель. Это содержательное ядро, определяющее самодвижение субъекта по пути развития, определяемое нами как «призвание». Его появление и проявление в жизнедеятельности человека возможно только при условии состоявшейся личности. Основным содержанием данного центра является базовая энергия жизнедеятельности, которой мы с вами стремимся овладеть в течение всей жизни. И едва приблизившись к своему новому смыслу призвания, мы вновь и вновь открываем его новые грани и возможности. Так осуществляется бесконечный процесс развития в русле самопознания, самопринятия, самореализации.
Таким образом, основной целью нашей жизни можно считать самореализацию в русле призвания, имеющего общественный, семейный и индивидуальный смыслы.
Каждый человек наполняет свою жизнь смыслом, причем этот смысл может меняться в различные периоды жизни, он может быть созидающим или разрушающим. Можно выделить три смысла.
Первый – общественный смысл – сопряжен с понятием Человек.
При осознании смысла своего призвания человек вынужден освоить смысл и содержание этого понятия в соотнесении со стереотипами данной общности, группы. Здесь важную роль играет социальный менталитет и особенно ценностно-смысловые ориентации общества, деятельность СМИ и особенности нравственного облика окружающих.
Известно, что сколько людей, столько и мнений, и потому каждый из нас вкладывает в содержание понятия ЧЕЛОВЕК свой смысл: для одного стать человеком означает – иметь большое количество материальных благ; для другого – всемирная известность; для третьего – это статус, движение к которому не соотносится с нравственной совестью. Оптимальна, на наш взгляд, организация всей системы жизнедеятельности в русле своего призвания. Примером подобного является жизнь Булата Окуджавы, Натальи Гундаревой, великих ученых, посвятивших жизнь великолепным, социально полезным идеям. Важно отметить, что при нормальном развитии каждый акт бытия только приближает нас к новым граням нашего призвания, потому абсолютная самореализация в русле своего призвания всегда идеал, мечта, высшая потребность.
Второй – семейный смысл – сопряжен с понятием «целостность субъекта». Каждый человек стремится стать целостной автономной структурой, и прежде всего, в условиях своей семьи. Но с самого раннего детства целостность являет собою проблему развития, поскольку в этот период ребенок наиболее открыт окружающему миру, вбирая и принимая все как образец для подражания. К концу подросткового этапа возникает как минимум три варианта целостности.
1. При нормальном развитии возникает оптимальный вариант целостности, которая проявляется в открытости, доверии, уважении к себе и окружающим. Среди основных проявлений оптимальной целостности важно отметить умение принимать себя и другого таким, каков есть; умение дать право и возможность ошибки себе и другому; умение быть заинтересованным в реализации возможностей каждого. Это оптимальный вариант становления личности.
2. В ситуации деформированного развития возникает целостность с позиций самомнения или с позиций комплекса превосходства.
В подобном состоянии субъект является замкнутой системой. В процессе жизнедеятельности подобный субъект работает не над своим призванием, а над тем, как еще приукрасить свой образ. На ранних этапах жизни ему это хорошо удается, поскольку начало подобной деформации закладывается в семье («ты у меня самый лучший»). Безусловно, для каждого родителя его ребенок лучшее создание, но это не должно возводиться в ранг абсолюта. Далее в школе – «нам нужен отличник», послушный, удобный исполнитель. И мы удерживаем его на уровне данного комплекса превосходства. В дальнейшем подобному субъекту становится все сложнее и сложнее, он встречает на своем пути много интересных людей, но взаимодействия с ними у него не получается. Поскольку его позиция самомнения в общении с другими не принимается, он вынужден навязывать свое «превосходство» любыми способами, в том числе и в ситуациях агрессии, разрушая и порабощая внутренний мир других в угоду собственному комплексу превосходства. Так погоня за имиджем и признанием отдаляет нас от призвания, от гармоничного развития и жизнедеятельности.
3. Целостность с позиций самоуничижения или с позиций комплекса неполноценности. Энергетическая система субъекта в подобном варианте сильно подавляема с самого раннего детства такими обращениями, как «грязнуля», «неумеха», «неуч», и прочими обвинениями. Свой вклад вносит также отстранение от жизнедеятельности взрослого: «не мешай», «не тронь, сломаешь», приводя к возникновению у ребенка отрицательной самооценки «я – плохой» и к подавлению стремления быть хорошим, а иногда это приводит к развитию суицидальных тенденций во внутреннем мире субъекта.
Третий – индивидуальный смысл – сопряжен с понятием «событие». Стать Человеком – эпохальное событие всей нашей жизни. Однако мы с вами очень часто принимаем за смысл нашей жизни некие реальные события, которые этого не заслуживают. В каждом событии мы с вами разрешаем как минимум два противоречия: между духовным и материальным и между самомнением и самоуничижением. Примечательно, если события осознаваемы и управляемы, они способствуют раскрытию и реализации нашего призвания, если же события являют собою некую завышенно важную цель, невротическую потребность, тогда человек попадает в ловушки различного рода зависимостей и компенсаций. А это, как известно, тупиковый вариант развития. Кроме этого, недостаточная осознанность и управляемость событиями собственной жизни приводит к формированию зависимостей, к отсутствию самостоятельности и ответственности за свою жизнь.
Каждый отдельный человек является частью, песчинкой единой, живой материи, и при этом он имеет некое индивидуальное предназначение в этом мире. То есть каждый пришедший в эту жизнь выполняет свою индивидуально-неповторимую функцию. И здесь важно понять, что не бывает не только двух одинаковых людей, но и двух одинаковых проявлений их жизнедеятельности.
Каждый человек – это уникальная попытка сделать наш мир более совершенным. Поэтому наша задача состоит в стремлении к тому, чтобы каждый человек максимально раскрыл свои потенциальные социально полезные возможности и реализовал их в процессе жизни.
students-library.com
Внутренний мир человека — Мегаобучалка
1.Понятие внутреннего мира человека (Что такое внутренний мир человека?)
2.Структура внутреннего мира человека:
А) познание
Б) эмоции
В) чувства
Г) мировоззрение
3. Мировоззрение и его структура
4. Пути формирования мировоззрения: А) стихийный
Б) осознанный
Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития
1. Определение природы и человека.
2. Определение культуры
3. Концепции взаимодействия общества и природы.
3.а) История развития отношений человечества и природы
3.б) Точки зрения на роль человека в природе.
3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.
4. “Глобальные проблемы” человечества.
5. Общие подходы к решению экологических проблем.
5.а) Пути решения проблем в разных странах.
5.б) Всемирные организации по защите окружающей среды.
5.в) Идея коэволюции.
Цель и смысл жизни
1.Понятие цель жизни
2.Содержание цели жизни
3.Понятие смысла жизни на протяжении человеческой истории
3.1. В античные времена
3.2. В Средние века
3.3. В эпоху Ренессанса
3.4. В новое время
4. Три измерения смысла жизни
4.1. Прошлое (ретроспекция)
4.2. Настоящее (актуализация)
4.3. Будущее (проспекция)
5. Концепция смысла жизни
5.1. Аскетизм
5.2. Гедонизм
5.3. Прагматизм
5.4. Утилитаризм
5.5. Эвдемонизм
5.6. Этика долга
6. Проблемы смысла жизни
6.1. Объективная сторона
6.2. Субъективная сторона
7.Изменчивость цели и смысла жизни на протяжении жизни человека
Свобода и ответственность
1. Что такое свобода и ответственность?
2. Виды свободы: а) экономическая б) политическая
в) духовная
г) гносеологическая
3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.
4. Отражение относительного характера свободы – ответственность. а) наличие долга и совести
б) умение осуществлять самоконтроль в) самоуправление
5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
6. Роль свободы в современном российском обществе. Ответственность, отраженная в конституции РФ.
Человек как продукт эволюции
1.теории происхождения чел-а А)креационистская Б)эволюционная
В)трудовая
2. понятие антропогенеза
3. человек, как биосоц.сущ-во
4.основн.олич. чел-а от животн. А)сознание(мышление)
Б) членораздельн.речь
В)сознат. Целенапр. Творч.деят.
5. уникальность чел-а
Биологическое и социальное в человеке
1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная теория Ч. Дарвина в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек»
3. Биосоциальная природа человека:
а) Человек — часть природы
б) Человек — существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.
Человек есть существо общественное в большей степени, нежели всякого рода стадного животного
1. Человек как существо биосоциальное:
— биологическая сущность человека
— социальная сущность человека
2. Что из себя представляет биологическая сущность человека
3. Что из себя представляет социальная сущность человека
4. Подходы к преобладанию одной из сторон сущности человека:
— биологизаторство
— социологизаторство
5. Основы социологизаторства:
— социальное в человеке преобладает над биологическим
— человек не мыслим без общества
— именно общество делает из человека человека
6. Тенденции развития социальной сущности в человеке
Социализация личности
1. Сущность социализации
2. Основные этапы социализации и их особенности:
а) первичная социализация б) вторичная социализация
3. Институты социализации:
а)значение семьи в первичной социализации б) роль образования в социализации личности в) какой опыт предают сверстники
г) СМИ как агенты социализации
4. Значение социализации для личности
Проблема неполных семей
1.Виды семей
А)нуклеарная (родители,дети) Б)полная
В)неполная
Г)расширенная (3 поколения живут под одной крышей) Д)патриархальная
1.глава-муж
2.разделение обязанностей
3.у детей свои обязанности
4строгость,подчинение старшим
Е)партнерская
1.равноправие
2.без разделения труда
3.совместно решают дела
2.Понятие неполной семьи
3.Причины появления неполных семей а)уход одного из партнеров
б)ранние браки
в)асоциальное поведение г)уязвимость
д)неумение находить компромиссы е)повышение соц. статуса ж)инфантильность мужчин
4.Последстия неполных семей а)демографическая ситуация б)эк. ситуация
в)угроза неблагополучия г)душевная травма
Биосоциальная природа человека
1. Человек — предмет изучения философской антропологии.
2. История взглядов на роль человека в мире а) античные философы
б) философы эпохи Просвещения
в) марксистская антропология, «Происхождение семьи …..»
3. Современная философия о человеке. а) антропогенез
б) социогенез
в) антропосоциогенез
4. Биологические качества человека.
5. Социальная составляющая человека.
6. Принципиальное различие человека и животных
7. Индивид, индивидуальность, личность.
Бытие
1. Понятие «бытие»
2. Бытием обладают:
— явления природы
— человек
— сферы его деятельности
3. В сферу бытия входит:
— мир мыслящих существ
— и всего сотворенного ими
4. ФОРМЫ бытия:
— Бытие процессов природы и всего, созданного человеком
— Бытие человека
— Бытие духовное
— Социальное бытие
5. Бытие человека подразделяется на:
— Индивидуальный аспект бытия человека
— Личностный аспект бытия человека
Мышление
1. Понятие мышления
2. Биологическая основа, база и средство мышления.
3. Формы мышления
• Понятийные и категориальные
• Ассоциативно-образные
• Вербально-речевые
• Деятельностно-орудийные
4. Социальная природа мышления
5. Опосредованный и личностный характер мышления
6. Процесс мышления проходит ряд этапов:
— Формулирование задачи (вопроса)
— Решение поставленной задачи (анализ и синтез)
— Достижение нового знания
7. Особенности мышления:
— Первобытного человека
— Современного человека
8. Типы мышления:
— Образное
— Понятийное(теоретическое)
— Знаковое
1) Проблема познаваемости мира
1.различные подходы к проблеме
а)признание познаваемости мира(объективное и субъективное отражение)
б)отрицание познаваемости мира(агностицизм)
2.место и роль познающего субъекта
3.основные формы чувственного познания
а)ощущение б)восприятие в)представление
4.основные формы рационального познания а)понятие
б)суждение в)умозаключение
5.связь чувственного и рационального познания
Наука
1. Что такое наука
2. История развития науки
3. Классификация наук
а) Науки о природе
б) Науки об обществе в) Науки о познании
г) Технические науки
4. Функции науки
а) Культурно-мировоззренческая б) Познавательно-объяснительная в) Прогностическая
5. Роль науки в современном мире
Истина
1. Понятие «истина» — Знание, соответствующее предмету познавательной деятельности.
2. Развитие направлений, изучающих истину
3. Абсолютная и относительная истина
4. Концепции истины а)концепция соответствия б)когерентная концепция истины в)прагматическая концепция истины
6. Критерии истины
а) предметно-практическая деятельность б)объективность
в)логическая непротиворечивость
5. Практика – универсальный критерий истины.
Познание и знание
1.Проблемы познаваемости мира.
2.Чувственное и рациональное познания.
3.Истина и ее критерии.
а) предметно-практическая деятельность б)объективность
в)логическая непротиворечивость
4.Особенности научного познания.
а)обнаружение объективных законов действительности б)предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. в)системность
5.Социальное и гуманитарное знание.
6.Многообразие человеческого знания.
Искусство
1. Понятие «Искусство»
2. Основные этапы Развития искусства в истории
3. Виды искусства:
а) архитектура б) Живопись
в) Литература г) Музыка
4. Функции:
а) художественные
б) общественно-преобразующие в) воспитательные
г) эстетические
5. Роль искусства в современном мире
Духовная деятельность
1 Определение духовной деятельности
2 сущность духовной деятельности
3 духовная деятельность связана с с созданием:
а-идей
б-образов
в ценностей
4 Виды дух деят.
а познавательная
б ценностно-ориентировочная в прогностическая
5 Особенности проявления духовной деятельности
megaobuchalka.ru
Внутренний мир человека — Мегаобучалка
Все мы употребляем такие понятия, как «дух», «душа», «сознание», имея в виду, прежде всего, психику человека, то, что связано с эмоциональной и интеллектуальной стороной нашей жизни, что происходит как бы внутри человеческого мозга и что невозможно увидеть в качестве предмета или вещи. Поэтому самым подходящим для обозначения «места», где происходят эмоциональные и психо-интеллектуальные процессы, будет словосочетание «внутренний мир человека».
Внутренний мир человека, который одновременно и наиболее близок нам и вместе с тем наиболее труден для понимания и овладения, неисчерпаемо сложен и богат. Не случайно его называют «микрокосмосом», «духовной вселенной» и т.д. Каковы же основные черты этого малого космоса, в котором обитает или может обитать то мировоззрение, которое мы называем гуманизмом?
Назовем наиболее очевидные и главные его характеристики.
Богатство и многообразие. Внутренний мир человека бесконечен, ибо охватывает все и вся: от самого человека до общества, природы, даже до того, чего не существует. Именно в нем рождаются надежды, мечты, фантазии, идеалы и грезы. Именно здесь возникают замыслы гениальных художественных творений, философских, политических и религиозных утопий. Здесь смешивается и сочетается не сочетаемое во внешнем мире: реальное и сказочное, возможное и невозможное, действительное и желаемое… Здесь дружат и враждуют разные точки зрения, строгие формулы математики соседствуют с вольным духом поэзии, здесь обитают и четкие юридические определения, и смутные тревоги перед лицом неизвестности, смерти, возможных болезней или опасностей.
Открытость, динамизм. Геометрия этого мира не менее удивительна и сложна. Ему присуща большая или меньшая разомкнутость, открытость, во-первых, самому носителю этого мира, т.е. личности, во-вторых, – внешней действительности, т.е. обращенность к другому человеку, к обществу, природе и Вселенной в целом. Внутренний мир может принимать самые различные конфигурации. Один человек всю жизнь «раскладывает по полочкам» свои впечатления, знания, оценки, убеждения, принципы, анализируя и систематизируя их. Мир другого человека не систематизирован, не упорядочен. Такой человек может жить на авось, легко совмещать различные и даже логически несовместимые точки зрения, внутренние границы между областями его знания могут отсутствовать или, наоборот, превращаться в перегородки, исключающие возможность любых аналогий. В сознании могут соседствовать и смешиваться самые различные переживания и чувства, вращаясь вокруг как будто неподвижной и сияющей точки – собственного я человека.
Вневременность и внепространственность. Физические законы пространства, времени и движения не действуют в микрокосмосе человеческого духа. В сознании, в отличие от природы, прошлое, настоящее и будущее одинаково доступны мышлению и воображению. Мы являемся настоящими властителями времени нашей внутренней вселенной, путешествуя по нему легко и свободно. Скорости нашего перемещения в сознании намного превышают скорость света. Мы можем мгновенно представить себя на самой далекой звезде самой далекой галактики и также мгновенно вернуться в мыслях на нашу Землю. Подобно стреле, с немыслимой скоростью мы переносимся из области наших представлений о природе в область наших желаний, мы пронзаем наши внутренние области духа быстрее, чем любой космический корабль, переносясь от одной «звездной системы» идей к другой.
Пространство сознания – это легко преодолимая мыслью реальность. Скорости воображаемого движения в таком покоренном мыслью пространстве практически бесконечны. Границ сознанию не существует, т.е. внутренний мир человека бесконечен.
Уникальность и парадоксальность. Уникальность или неповторимость внутреннего мира человека проистекает уже из одного факта человеческой индивидуальности, неповторимости его судьбы, жизненных обстоятельств, воспитания и многих других особенностей его рождения, формирования и развития. Это не значит, что каждый из нас носит в себе мир, совершенно не похожий на мир других людей. В чем-то общем и существенном мы очень похожи друг на друга, и это обеспечивает нам взаимопонимание, совместное бытие и сотрудничество. Но подобно тому, как отпечатки пальцев каждого из нас неповторимы, еще более неповторимы (хоть это звучит и нелогично) содержания наших внутренних вселенных. Верно и то, что в наших душах могут царствовать гармония и полифония, которые постепенно или вдруг обращаются в какофонию и хаос.
Это очень напоминает атмосферные явления на нашей планете, в воздушном пространстве которой бури сменяются затишьем, циклоны – антициклонами, а холод – внезапными потеплениями или наоборот. В отличие от планетарных катаклизмов, которые до сих пор не разрушили планету и не меняли целиком и вдруг ее облик, катаклизмы, случающиеся в нашем внутреннем мире, могут иметь для нас гораздо более мощные последствия.
Бывают такие события в нашей жизни, которые перевертывают все наши взгляды и ценности, все наше мировоззрение. В эти моменты духовных переворотов рушатся старые и возникают новые миры ценностей и смыслов, любви и ненависти, убеждений и верований. Внутренний мир личности подвержен катастрофам, как и медленным эволюционным изменениям.
Его парадоксальность проявляется и в том, что мы можем совмещать в себе, в нашей психологии, прямо противоположные качества и склонности. В одних случаях мы оказываемся осторожными и скептичными, в других – бездумными и опрометчивыми; к одним людям мы испытываем безотчетную симпатию и кажемся доброжелательными, однако к другим – столь же безотчетную неприязнь…
Но если содержание и процессы, происходящие во внутренней вселенной, так сложны и удивительны, то может быть отношения между ней и нами самими проще и стабильнее?
Нет, едва ли это так.
megaobuchalka.ru