Виды социализация – Социализация — Википедия

Содержание

Социализация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе[1].

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически[источник не указан 1131 день], человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация[править | править код]

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности[2]. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе

[3].[нет в источнике]

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация[

ru.wikipedia.org

определение, виды, этапы и стадии социализации личности.

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации –

интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

psylogik.ru

Виды социализации

Определение 1

Под социализацией в современной научной литературе понимается процесс приобретения личностью умений и навыков, необходимых для реализации полноценной жизнедеятельности в обществе, самореализации в нем; процесс усвоения личностью социального опыта, системы социальных взаимосвязей и взаимоотношений.

Основными социализирующими факторами выступают социальные группы и контексты: сверстники, семья, образовательные институты, СМИ, религия, клубы по интересам и пр.

В современной научной литературе выделяют несколько видов социализации.

Первичная социализация

Процессы первичной социализации осуществляются с момента рождения ребенка до формирования зрелой личности. Указанный период представляется чрезвычайно важным для личности, поскольку именно в это время формируются основы и предпосылки для реализации любых других видов социализации. Огромное значение для протекания данного вида социализации имеет социальный институт семьи, под влиянием которого личность черпает первые представления о социальном устройстве, социальных ценностях и нормах.

В дальнейшем основным социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, выступает школа, образовательная среда, в которой детям приходится действовать в соответствии с новыми, изменившимися правилами, в новой обстановке. На данном этапе первичной социализации личность приобщается уже не к малой группе, но к большой.

Ресоциализация

Определение 2

Ресоциализация, вторичная социализация представляет собой процесс устранения сложившихся, отживших моделей поведения и приобретения новых.

В процессе ресоциализации личность переживает резкий разрыв с прошлым, чувствует необходимость приобщения к системе ценностей, которая радикально отличается от усвоенной и принятой раннее. Ресоциализация осуществляется на протяжении всей жизни личности.

Групповая социализация

Определение 3

Под групповой социализацией понимается процесс принятия личностью ценностей, моделей поведения конкретной социальной группы.

Другими словами, в основе понимания процессов групповой социализации – понятие группы.

В наиболее общем виде под группой понимается любая совокупность лиц, обладающая рядом признаков, включая следующие:

  1. Регулярное взаимодействие.
  2. Групповая самоидентификация.
  3. Идентификация группы как общности внешними по отношению к группе индивидуумами.
  4. Общность цели взаимодействия членов группы.
  5. Группа выступает единым субъектом действия.

Гендерная социализация

Определение 4

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения знаний, навыков, принятия социальных ролей, в соответствии с устоявшимися представлениями о социальном поведении женщин и мужчин, формирования гендерной идентичности.

Гендерная социализация представляет собой неотъемлемый компонент общих процессов приобщения личности к требованиям социума, продолжается на протяжении всей жизни личности.

Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно, включает две стадии:

  • адаптивная стадия, на которой осуществляется внешнее приспособление личности к существующим в обществе гендерным отношениям, ролям, нормам;
  • интериоризация – стадия сущностного усвоения мужских и женских ролей, гендерных ценностей и отношения.

Основными механизмами гендерной социализации выступают следующие:

  • дифференциальное усиление – поощрение приемлемого в рамках определенного социума гендерноролевого поведения и социальное неодобрение неприемлемых поведенческих гендерных моделей;
  • дифференциальное подражание – наследование моделей гендерноролевого поведения близких людей (членов семьи, сверстников и т. д.).

Замечание 1

Таким образом, социализация представляет собой процесс приобщения личности к жизни общества, принятия на себя всей совокупности социальных ролей, что позволяет выделить несколько типов социализации. Успешная реализации того или иного вида социализации обеспечивает успешность вхождения личность в общество на основании сформированности тех или иных моделей поведения, принятых в этом обществе.

spravochnick.ru

Виды социализации. Адаптация личности в обществе

Мы живем в динамичном обществе со своими правилами, нормами и требованиями. Приходя в этот мир, человек начинает общаться. Первые реакции у малышей на других людей возникают уже в возрасте 1,5-2 месяцев. А еще внутриутробно крохи реагируют на голоса близких: папы, мамы, толкаются в ответ на прикосновения к маминому животу. Это подтверждает то, что каждый человек — социальное существо, которое не может полноценно существовать без окружающих людей, общения и развития в социуме. Но процесс адаптации к установленным нормам и правилам не происходит сразу после рождения или за один-два дня. Он занимает большую часть нашей жизни и у каждого это бывает по-разному.

Это сложное преобразование личности, которое определяет ее адаптацию в обществе, развитие внутренних структур, внешних взаимодействий и т. д. Оно до сих пор изучается психологами, так как общество постоянно изменяется, как и требования к структурам личности. Поэтому, проходя этапы и виды социализации, человеку иногда необходима помощь или поддержка. Итак, какие же бывают виды привыкания личности к обществу и что это за процесс?

Социализация человека

Недаром это явление в социальной психологии назвали процессом, ведь оно не происходит за 5 минут. Оно может растянуться на всю жизнь, все зависит от окружения, к которому привыкает человек, и от структуры самой личности.

Результат взаимодействия человека и общества и есть процесс социализации. Когда индивид входит в определенную структуру, он вынужден привыкать и подчиняться ее правилам. То есть социум влияет на него. Но наравне с внутренними изменениями самого индивида происходит и изменение общества, так как он, будучи активной личностью, влияет на свое окружение. Результаты социализации видны в том, что во взаимном изменении появляется уникальность малой или большой группы общества, у человека формируются новые образцы поведения, нормы и ценности.

Процесс социализации личности длится в течение всей жизни, так как общество постоянно пребывает в динамике, претерпевает какие-то изменения, человек в обществе вынужден подстраиваться под вновь возникающие новые условия. Именно непрерывное обновление, принятие и идентификация с чем-то новым, определяет адаптацию индивида к окружающим его условиям.

Формы перенятия правил общества

Различают две основные формы адаптации человека к социуму и перенятия основных норм и правил.

  1. Ненаправленная социализация — это непосредственное получение качеств личности и некоторых черт характера в результате того, что человек постоянно пребывает в определенном окружении. Примеры социализации ненаправленной: каждый раз после принятия пищи ребенка в семье учат говорить «спасибо». У него формируется такое качество характера, как благодарность. Потом он уже будет неосознанно благодарить за подачу пищи в гостях, кафе или когда его чем-то угощают. Индивид перенимает социальные качества не только в семье, но также в кругу сверстников, коллег на работе, в окружении фанатов на стадионе и так далее.
  2. Направленная социализация — специально сформированная программа или система средств и мероприятий, которые призваны воздействовать на личность с основной целью — подстроить ее под доминирующие в обществе ценности, интересы и идеалы. Здесь основной процесс — воспитание. Адаптация ребенка к социуму будет затруднена без воспитания. Это спланированный процесс воздействия на поведение и сознание подрастающего поколения. Он необходим для того, чтобы у развивающейся личности формировались социальные установки, ценности, активная позиция деятельности в обществе.

Эти две формы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Ведь ненаправленная форма социализации предполагает влияние конкретной группы общества, а они бывают не только положительные. В этом случае активно должно включаться направленное воздействие на формирование ценностей человека, этим могут заниматься родители, школа.

Этапы приспособления к социуму

Человек в обществе адаптируется, проходя несколько этапов. Они взаимосвязаны между собой. Навыки, которые ребенок приобрел на предыдущем этапе, затем совершенствуются и являются базой для возникновения других характеристик социализации.

  1. Младенчество — этот этап охватывает первых 2 года малыша. Здесь важным фактором является его общение со значимыми взрослыми, которое окрашено положительными эмоциями. Ребенок учится реагировать на обращение к нему, различать негативные и позитивные эмоции. Это можно заметить по тому, как он нахмуривает бровки, когда к нему строго обращаются.
  2. Ранее детство (от 2 до 5 лет). Ребенок активно познает мир, наравне с этим учится взаимодействовать с предметами, манипулируя ими. Социализация происходит при правильном общении с родителями.
  3. Дошкольное детство (шесть-семь лет). Ведущим видом деятельности в этот период является игровая деятельность. Но на этом этапе процесс социализации личности ребенка происходит через усложненную игру — ролевую. Маленький член общества учится распределять и играть разные роли. Играя маму, ребенок учится вести себя, как она, повторяет некоторые ее словосочетания, наставляет «своего» малыша. Этим самым он начинает перенимать основные нормы и ценности прежде всего семьи.
  4. Ранний школьный возраст охватывает период от 7 до 11 лет. Кардинально изменяется социальная ситуация развития ребенка. В этот период он переосмысливает все, что знал из жизненного опыта, подкрепляет полученными знаниями. Особенности социализации в этом возрасте также состоят в том, что у ребенка изменяются авторитеты. Основным значимым взрослым в процессе адаптации к новым условиям является учитель. С ним ребенок общается и взаимодействует наравне, а иногда даже больше, чем с родителями.
  5. Подростковый период (12-14 лет). С помощью новых знаний, формирования своего мнения на основе понятийного мышления, а также активного взаимодействия со сверстниками, подросток продолжает привыкать к нормам и требованиям общества. В этом возрасте он может либо отрицать их, либо полноценно подчиняться им.
  6. Юношеский возраст с 14 до 18 лет. На этом этапе происходит несколько важных событий в жизни каждого юноши или девушки. Это половое созревание, при котором молодые люди приобщаются к миру взрослых людей; завершение учебы, при этом человек становится более самостоятельным. На этот период приходится формирование мировоззрения, изменение самооценки и, как следствие, самосознания. Созревают в психике основные жизненные принципы, самоуважение, ценностные ориентации.
  7. Поздняя юность (18-25 лет). Человек активно включается в трудовую деятельность. Некоторые продолжают учиться, получая профессию. Молодые люди постепенно узнают и перенимают социальные нормы общества, учатся взаимодействовать с другими, распределять трудовые обязанности и выполнять их. Личность развивается социально и профессионально.
  8. Зрелость (25-65 лет). Человек совершенствуется в трудовой деятельности и занимается самообразованием.
  9. Послетрудовая деятельность (65 и более лет). Человек выходит на пенсию, подводит некоторые итоги жизни. Реализует себя в разных направлениях (хозяйка, бабушка, дедушка, занятие самообразованием, консультирование в профессиональных вопросах).

Какие факторы влияют на привыкание личности к обществу?

Все виды социализации не могут осуществляться без определенных факторов. Они оказывают существенное влияние на адаптацию человека к общественным правилам. Благодаря этим факторам, человек может воспринимать и перенимать формы социальных норм, имея уже некоторое представление о моральных, правовых, эстетических, политических и религиозных правилах.

Основные факторы, влияющие на социализацию:

  • биологический — определяет разнообразие набора характеристик личности;
  • физическое окружение — личность также может формироваться под влиянием климата и других природных показателей, эти закономерности изучает этнопсихология;
  • культура — в каждом обществе есть своя культура, которая очень влияет на перенятие норм социума;
  • групповой опыт — здесь можно вспомнить теорию Юнга о коллективном бессознательном, в которой он также утверждал, что группы влияют на самосознание личности; в общении с разными людьми, воспринимая их реакции, человек учится взаимодействию в определенном окружении;
  • личный (индивидуальный) опыт — это уникальный фактор, так как каждая личность по-своему перенимает закономерности воспитания, особенности общественных норм, негативный и позитивный опыт и интегрирует его.

Виды социализации

Различают несколько дополнительных и два основных вида социализации:

  1. Первичная — восприятие общества в детстве. Ребенок познает социум через культурное положение семьи и восприятие мира значимыми взрослыми — родителями. Прививая основные ценности через закономерности воспитания, родители формируют первый опыт ребенка. Он переживает этот опыт как собственный и учится воспринимать другого через механизм идентичности. Через общение со значимыми взрослыми у ребенка формируются элементы оценки происходящего.
  2. Вторичная — не имеет окончания и длится столько, сколько человек входит в профессиональный круг, компании по интересам и другие малые и большие социальные группы. Здесь ребенок обучается разным ролям, учится воспринимать себя на основе того, какую роль ему нужно выполнять. Можно легко привести примеры социализации вторичной: ребенок дома выполняет роль сына, в школе ученика, в спортивном кружке — спортсмена. Но иногда мир вторичной адаптации к обществу противоречит первичной (того, что привито в детстве), например, ценности семьи не соответствуют интересам группы фанатов рок-музыки. В этом случае человеку приходится пройти через процесс самоидентификации (что подходит больше) и оттолкнуть какое-либо направление интересов.

Нужно отметить, что первичное восприятие общества реже корректируется, так как то, что заложено в детстве, сложно потом переформатировать, убрать из подсознания. Виды социализации не ограничиваются только первичной и вторичной. Есть еще понятие ресоциализации и десоциализации. Кроме этого, адаптация к социуму может проходить успешно и неуспешно.

Понятие ресоциализации

Этот процесс относится к видам получения знаний о нормах общества. Он означает резкую смену социальных условий, которые по-новому начинают влиять на человека, его представления и интересы. Он может проявляться во время длительной госпитализации или же при смене постоянного места проживания. Человек под воздействием новых условий опять начинает приспосабливаться к уже другой социальной ситуации.

Также это понятие используется для изменения восприятия человека обществом. Например, когда партнеры по работе воспринимают его как некомпетентного специалиста и постоянно приписывают ему этот образ. А он уже прошел курсы повышения квалификации или переподготовку и стал намного лучше работать. В этом случае важен процесс ресоциализации, то есть смена места или условий работы, чтобы этот человек мог лучше себя проявить.

Что такое десоциализация?

Это явление, которое выступает противоположностью социализации. В этом случае личность по ряду причин утрачивает общественные ценности и нормы, отчуждается от группы, в которую входит, и развивается депривация. При десоциализации человеку все сложнее реализовывать себя в обществе, и если ему не помочь, то ситуация будет ухудшаться.

Поэтому актуальным становится вопрос об успешной или неуспешной адаптации к социуму. Успешность этого процесса определяется гармонией между ожидаемым и реальным положением дел в семье, школе, обществе в целом. Неуспешная социализация возникает тогда, когда нормы и ценности, которые усвоил в свое время человек, не совпадают с нормами и ценностями окружающего мира.

Семья как первый институт перенятия норм общества

Социализация в семье действует с самого рождения, когда ребенок начинает контактировать с близкими людьми, реагирует на обращение к себе, улыбается и агукает. На семье лежит ответственность ввести нового человека в общество. Поэтому особое поручение этой малой ячейки социума — вырастить достойного члена общества. Окружающие близкие люди влияют на формирование духовной, моральной, физической составляющей. От того, как мама и папа относятся к разным явлениям окружающего мира, зависит и отношение ребенка к ним.

Именно в семье ребенок получает первый опыт построения межличностных отношений. Он видит и слышит, как общаются между собой родители, какие у них ценности и интересы. Еще малышом он начинает подражать поведению мамы или папы, перенимая их привычки, слова. Дети воспринимают словестную информацию приблизительно на 40%, если они слышат и видят, как поступают родители, вероятность их такого поведения составляет 60%. Но если ребенок слышит, как надо поступать, видит, что так ведут себя родители, и делает так вместе с ними, вероятность формирования такого навыка и следования ему в течение жизни составляет 80%! Поэтому поведение ребенка в подростковом возрасте и дальше в большей степени зависит от семьи. Только в процессе построения гармоничных взаимоотношений в семье может созреть полноценно развитая личность.

Школа как приспособление ребенка к социальным требованиям

В первые шесть лет ребенок получает важные для жизни навыки и умения. Он учится взаимодействовать с окружающими, выстраивает отношения и перенимает основные ценности семьи и нормы общества. Но как только он начинает посещать школу, социальная ситуация вокруг него изменяется. Появляются новые требования, прививаются нормы. Социализация школьников — это большой этап развития личности, в котором участие принимают уже не только родители. Здесь задействованы процессы воспитания, обучения, развития человека.

Школа создает базу для дальнейшего приспособления к обществу. Этот социальный институт не имеет права отказать в развитии ребенка, как это бывает в некоторых социальных группах (например, спортивной секции, где ребенок не подходит по определенным параметрам).

Социализация обучающихся очень зависит еще от одной значимой фигуры, которая занимает в этом периоде второе (иногда первое) место после родителей, — это учитель. Это не только главный персонаж педагогического процесса, но образец для подражания детей, особенно в младших классах. На первого учителя возлагается большая ответственность за разрешение различных проблем ребенка в школе, его адаптации к учебному процессу и классному коллективу. Все учителя отвечают также за решение учебных, социальных и воспитательных задач школы.

Социализация в школе имеет свои функции:

  • культурно-образовательное развитие личности, при котором формируются зрелые и грамотные люди, умеющие логично рассуждать и принимать решения;
  • регулятивно-воспитательная — формирование и воспитание положительного отношения к окружающей действительности, ценностных установок, мотивации деятельности и так далее;
  • коммуникативная — ребенок усваивает навыки ролевого поведения, учится общаться;
  • организационно-управленческая — помогает ученику организовать личное пространство, время;
  • социально-интегративная — помогает укрепить доверительные отношения, сплоченность коллектива.

Сверстники как значимые люди в социализации

Сверстники выделяются как отдельные агенты социализации личности. Почему они так важны для развития ребенка? В подростковом и более старшем возрасте человек испытывает потребность в интересующей его информации. Ее в полной мере могут предоставить не взрослые люди, а как раз сверстники. Поэтому формируются группы по интересам, в которых и продолжает развиваться личность. В таком взаимодействии подросток получает информацию об окружающих его людях, мире, расширяет представление о себе самом. Родители должны направлять ребенка, чтобы он не попал под влияние дезадаптированных субкультурных групп.

Результаты социализации — непрерывный процесс адаптации к изменяющимся условиям в обществе. С каждым новым этапом человек меняется, преобразуются его интересы и ценности. Поэтому важно окружать себя такими людьми, которые не повлияют на нас резко отрицательно. Особенно важно следить, как протекает адаптация ребенка к новым окружающим его условиям, способствовать развитию его интересов, прививать ценности, а также принимать активное участие в его успешной социализации.

fb.ru

Формы и виды социализации — Мегаобучалка

В любом процессе имеется условная точка отсчета. В равной мере это касается и социализации. Природой только предусмотрена возможность социализации, сам же процесс начинается с некоторого условного момента, когда осуществляется коренной переход из одной области бытия в другую, из возможности в реальность. Можно считать этим Рубиконом момент рождения ребенка, включения его в социальную среду.

Но если есть точка отсчета, то имеются и некоторые этапы прохождения процесса. Некая точка развертывается в нечто. Различают детскую социализацию как период постижения норм и ценностей, принятых в данной социальное среде, и взрослую как период подражания, внешнее принятие той или иной социальной роли. Естественно, имеется и конечный результат, прекращение социализации, которая оканчивается нередко задолго до естественной старости и физической смерти.

Данная схема процесса социализации, хотя в принципе и верная, но далекая от адекватного описания сложности его структуры, характера и предназначения социализации. Дело в том, что процесс социализации не может быть полностью понят только в рамках пространственно-временного континуума, как часто пытаются это сделать. И хотя социализация, безусловно, осуществляется в рамках и на основе некоей физической структуры, протекает во времени и осуществляется в пространстве, тем не менее природа своеобразна, специфична, так же как и законы действия.

Пристальный анализ показывает, что социализация имеет сложную природу, разнообразные виды и формы. Так, существует неполная и частичная социализация, так же могут быть односторонняя, актуальная и не актуальная социализация, не адекватная, быстрая и медленная, ограниченная и бесконечная социализация. И, наконец, бывают затухающая и развивающаяся социализация, существует и ее порог. Порогом, а не этапом и не формой, мы называем момент, после которого начинаются принципиально иные и практически необратимые процессы социализации.

Полная социализацияозначает: из всего объема знания и культуры данной социальной группы или окружения ребенок и взрослый человек усваивают тот объем, который им необходим для решения своих задач. Так, социальная группа может иметь высокий уровень профессиональной социализации, содержащий различные профессиональные знания. Но для каждого отдельного ее представителя достаточно в полном объеме овладеть одной профессией или несколькими, чтобы быть полностью социализированным. Иными словами, полная социализация — это полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждый своим членом. Только в этом случае он становится полноценным членом данной группы. В равной степени это касается его физического, психологического и интеллектуального развития. Полная социализация должна быть в сексуальной, материальной и социальной сферах. Иначе говоря, человек должен иметь нормальное физическое развитие, устойчивую психику в рамках решения своих задач и достаточный уровень образования. В сексуальной области он должен иметь семью и детей — норма приписываемая в обязательном порядке социальным окружением. В противном случае он становится немного не таким как все, что и свидетельствует о неполной социализации. Человек должен иметь нормальное материальное положение и обладать достаточным уровнем образования и культуры. Если не во всех сферах жизнедеятельности человек достиг определенного и необходимого уровня развития, то социализация называется неполной.



Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Чтобы быть полноценным членом данной социальной группы, он должен обладать всем необходимым набором знаний и умений, и даже таким знанием, которое вроде бы и не относится прямо к сфере его профессиональных знаний. Подчеркнем, необходимым объемом, а не всем объемом знаний, которым обладает данная социальная группа, поскольку это просто невозможно и надобности в этом нет. То, что он не владеет необходимым объемом знаний, автоматически ставит его в положение человека не полностью социализированного. Человек в этом случае становится как бы не таким как все, поскольку не может успешно решить те задачи, которые ставит перед ним общество, он превращается в неполноценного, второстепенного члена общества. Неполная социализация может привести человека к такому состоянию, когда он окажется даже вне данного социального сообщества.

Понятно, что в обществе есть различные по уровню социализации социальные группы: от самых высших до самых низших. По сравнению с высшими группами по социализации низшие группы не обладают полной социализацией. Но член данной группы, если он соответствует уровню культуры и знания группы и решает поставленные ею задачи, являются полностью социализированным. Мальчик из глухой деревни или далекого аула полностью социализирован в рамках своей среды, так же как и сын профессора. Но относительно друг друга первые далеко не полностью социализированы.

В равной степени это касается сексуальной сферы: в одних случаях наличие одной жены и одного ребенка делает мужчину неполноценным, в другом случае и то, и другое является нормой. Даже отсутствие жены или мужа при наличии ребенка не в коем случае не свидетельствует о неполной социализации в данной области бытия. Наличие своего дома и достатка, выражающегося в обилии ковров и золота, в своей среде становится признаком полной социализации. В другом социальном сообществе все это может ничего не стоить. Понятие «материальный достаток» имеет различное содержание, но это ни в коем случае не отражается на понятии полной или неполной социализации.

Такой же принцип содержит и такая сфера жизнедеятельности человека, как уровень и качество образования и культуры.

Близко к понятию неполной социализации понятие «частичная социализация». Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью. Так, не имея фундаментальных знаний (институтских) в ряде профессий очень трудно работать, хотя можно быть и неплохим специалистом. Ребенок, который воспитывается в замкнутой на самую себя семье, овладевает неполным объемом, а только частью тех знаний и культуры, которыми обладает социальная общность, включающая данную семью. Понятно, что такому ребенку после выхода за рамки семьи будет очень трудно адаптироваться в жизни.

Еще один пример. Если в семье и в социальном окружении ребенка тщательно оберегают от какого-либо знания о процедуре и сущности секса, то у него возникнут трудности при создании собственной семьи. Хотя во всех остальных сторонах жизни человек будет полностью социализирован.

Еще один пример, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять именно занятиям спортом большое внимание. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация. То же можно сказать о вундеркиндах: одностороннее развитие, хотя бы в области математики, делает их практически частично социализированными и недееспособными во всех остальных областях жизни.

Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. Так, сельские жители, впрочем, как и городские, имеют одностороннюю социализацию, и дети тех родителей, которые профессионально занимаются тем или иным видом деятельности. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области. Дети, родители которых придерживаются определенной религиозной конфессии, воспринимают именно данную религию и церковь. Об этом довольно много написано в литературе. Частичная социализация, — как писал Козьма Прутков, — это своеобразный социальный флюс, который делает жизнь человека неудобной, односторонней и даже уродливой.

Реализовывать свои задачи вне рамок своей профессиональной личности такой человек может только в узком аспекте социальных отношений. Для того, чтобы приготовить обед, пришить пуговицу и оперировать личными счетами в банке, такому человеку необходимы жена, домработница, экономка и кто-то еще. Такому человеку живется на этом свете очень трудно и неуютно, и при изменении социального окружения он становится практически полностью беспомощным.

По содержания к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Однако актуальная социализация позволяет решать первоочередные задачи, стоящие перед обществом и любым социальным окружением в данный момент, т.е. решать, так сказать, оперативные задачи, находящиеся, образно говоря, на переднем фронте взаимодействия данного сообщества с окружающим миром.

Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной. Очень хорошо это можно продемонстрировать на примере великих писателей. Лев Толстой, прожив долгую жизнь, в своих поздних произведениях воспроизводил время середины девятнадцатого века, и как будто не замечал происходящих перемен. М. Горький практически не написал ни одного произведения, посвященного советскому времени. Их произведения не были актуализированы для нового времени, хотя они были полностью социализированными людьми.

Таких примеров можно привести много и не только из жизни писателей. Любой из нас не может утверждать, что его социализация актуальна и полностью соответствует своему времени и месту. Жизнь настолько быстро меняется, что она в любой сколько угодно малый отрезок времени уже другая. Особенностью же социализации является то, что, как правило, она консервативна и отражает уже прошлое знание. В силу консерватизма социализация всегда несколько отстает от актуальных потребностей времени и жизни. И только немногие люди умеют так актуализировать свои знания, что это дает им возможность решать самые насущные проблемы. Обычно такие люди достигают больших успехов в политике, бизнесе. Для мира ученых более характерна так называемая адекватная социализация.

Для ученого не столько важно, насколько его представления о мире актуальны, т.е. полностью соответствуют насущным задачам выживания, сколько адекватность его представлений исследуемым процессам. Это только один пример. Человек может быть полностью социализирован для своей социальной группы, но его представления наверняка окажутся в большей или меньшей степени неадекватны в другой социальной группе, хотя он вполне может там существовать.

Адекватность — это полное соответствие имеющихся у человека представлений и поведения тем реальным объективным процессам, которые его окружают. Адекватная социализация позволяет каждый раз иметь те представления и совершать те поступки, которые полностью или в большой степени соответствуют реальным процессам, протекающим в данную минуту в его непосредственном окружении.

Представления человека могут быть актуальными текущим задачам, но не адекватными процессу их протекания. И наоборот, адекватные представления могут быть не актуальными, хотя бы в силу неактуальности самих этих объективных процессов.

Соответственно существует быстрая и медленная социализация. Например, в детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды — пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека. Известно как родители беспокоятся, если у ребенка немного задерживается развитие речи, он поздно начинает говорить и пр. В старшем возрасте сокращение темпов социализации менее заметно, но иногда, к примеру, ученик в школе начинает резко отставать от товарищей по классу. Про такого ученика говорят, что он тугодум, плохо соображает и т.д.

В этом случае причины отставания могут быть разные: психофизиологические, биологические и пр. Известны случаи, когда ребенок останавливается в развитии в трех-, пяти- семилетнем возрасте и так остается на всю жизнь. Имеются и социальные причины, когда ребенок изолирован, с ним мало занимаются, или его пытаются заставить учиться сразу многим предметам. В психологической литературе все эти причины хорошо описаны. Известно так же, что девочки развиваются (социализируются) быстрее, чем мальчики, поэтому выходят девушки замуж за ребят старше себя, как правило, на 4-6 лет. Видимо, этот разрыв и есть показатель разницы в социализации между ними.

Наконец, существует ограниченная и бесконечная социализация. Они описаны в литературе меньше, чем другие виды социализации. Ограниченная социализация обусловлена тем, что сознание может воспринять только ограниченный объем информации, знаний. В силу различных причин программы и линии человека могут быть плохо развитыми, и поэтому неспособны принять большой объем информации и быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. Для достижения оптимальных результатов и успешного решения своих задач, такому человеку требуется больше времени и усилий. Их называют тугодумами.

Они хорошо работают и живут в стабильной ситуации, когда процессы протекают меньшее время, чем то, которое им требуется для переработки поступающей информации и принятия решения. В быстроменяющихся условиях они, как правило, оказываются совершенно или по большей части беспомощными.

Понятно, что природа и в этом случае предоставляет обходные варианты, которые позволяют человеку решать свои и общие задачи. Таким людям помогает высокий уровень профессионализма, собранность, аккуратность, активизация психофизиологических возможностей, так называемый форсаж, или спрятаться за чей-то широкой спиной.

Бесконечная социализация, хотя на практике и невозможна, но в принципе существовать может. Во всяком случае природа сохраняет такую возможность. Например, если человек способен и в преклонном возрасте воспринимать новый объем знаний, имеет свежий ум и быстро реагирует на изменения внешней ситуации, принимает правильные и адекватные решения, способен быстро воспринимать новый вид культуры и знания и принять их как свои собственные, а не просто подстроиться под них и т.д., то все это можно назвать бесконечной социализацией. Но все-таки такие случаи бывают редко и связи они прежде всего с так называемым порогом социализации.

 

megaobuchalka.ru

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.

    Главная » Социология. Курс лекций 2 » 13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ


    13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Социализация— важный процесс, касающийся каждого человека. Социализация, представляя собой процесс усвоения человеком социального опыта, является одной из важнейших тем в социологии.
    Характерная особенность социализации — бесконечность. Она начинается с первых шагов ребенка и заканчивается с последним дыханием умирающего. Есть люди, которые даже в преклонном возрасте способны чему-то учиться, воспринимать новый объем знаний. У них высока скорость мышления, они обладают чувством юмора, принимают правильные и адекватные решения. Именно эти люди вызывают у нас особое уважение.
    Социальные нормы, которые на протяжении жизни осваивает человек, различны. Они могут значительно отличаться в разных культурах. Если в Китае после обеда принято рыгнуть, похвалив тем самым хозяина за вкусный обед, то в России такое поведение будет считаться неприличным. Если плевок в европейской культуре — признак презрения, то у народности масаи — это выражение любви и признательности. Список подобных примеров бесконечен. Однако важно помнить, что в любом обществе нормы существуют. И каждое подрастающее поколение знакомится с ними в ходе социализации.
    Социализация — это, прежде всего, реализация в человеке строго определенной программы, соответствующей задачам общества. Можно предпринять энергичные усилия, создав поколение художников и музыкантов. Однако поколение, состоящее сплошь из представителей творческих профессий, будет нежизнеспособным. В 2000-е гг. миллионы родителей в России видели своих чад юристами. Но требуются ли стране такое количество прокуроров и адвокатов? Конечно же, нет.
    Очень высокий уровень социализации небольшой части общества также не всегда оказывается на пользу людям и обществу. Социальный слой повышенной социализации, например, интеллигенция, еще не все общество. Она может «забежать» вперед, потеряв связь с обществом, и даже вступить с ним в противоречие. Именно интеллигенция в XIX в. восхищалась народовольцами, бросающими бомбы в русского царя, а в XX в. она же воспевала «перестройку» и «шоковую терапию». Можно вспомнить полные горечи слова русского философа А. Зиновьева: «Мы целили в коммунизм, а попали в Россию».
    Уровень социализации общества есть средний уровень социализации всех его членов. В некоторых социальных слоях он ниже, в других выше, но разница между ними должна быть незначительной, так как разрыв в уровне социализации создает условия для господства одних слоев над другими. Неслучайно по планам Гитлера после окончания войны покоренные народы не следовало обучать грамоте, а требовалось всего лишь развить у них интерес к музыке, которую те должны были слушать с утра до вечера. По мысли «фюрера» постоянное слушание музыки отупляет мозги и отвлекает от бунтов и восстаний.
     

    ТИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ


    Существует несколько типов социализации: полная, неполная, частичная, односторонняя, замедленная, неактуальная.
    Полная социализация: из всех возможных знаний и культуры человек усвоил достаточный объем, требуемый для решения жизненных задач. Он полностью соответствует требованиям своей социальной группы и успешно выполняет функции, которые ставит перед ним общество. Только в этом случае он становится полноценным членом общества. Это значит, что человек достиг некоторой планки физического, психологического и интеллектуального развития, т.е. у него присутствует нормальное физическое развитие, устойчивая психика и достаточный уровень образования. Человек должен иметь семью и определенное место жительства — это норма, приписываемая в обязательном порядке социальным окружением. В противном случае он выглядит не таким, как все.
    Неполная социализация: человек не владеет необходимым объемом знаний для решения жизненных задач. Например, бомж — человек без определенного места жительства, превращается в неполноценного, второстепенного члена общества. Неполная социализация может привести человека к такому состоянию, когда он окажется изгоем. Неслучайно в первобытном обществе смертной казни не существовало. Ее заменяло изгнание из племени, что в принципе означало не только социальную, но и физическую смерть.
    Частичная социализация: из необходимого объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью. Пример: сотрудник работает в рекламном агентстве, но не имеет специального образования. Он неплохой специалист, но ему не хватает фундаментальных системных знаний, которые может дать вуз.
    Односторонняя социализация. В этом случае в полном объеме социализирована какая-то одна сторона жизни человека. Например, дочь профессора-гуманитария наследовала от отца данный вид деятельности. Ей близки литература и классическая музыка. Но она абсолютно беспомощна в быту, не может приготовить обед, пришить пуговицу. Даже бытовая техника вызывает у нее массу вопросов.
    Замедленная социализация. Всему мы должны учиться вовремя. Если ребенок, идя в первый класс, не знает алфавита — это не страшно, в школе его научат правилам русского языка. Иное дело, когда 25-летний мужчина дни и ночи проводит в обнимку с компьютером, отдавая все свободное время компьютерным играм.
    Неактуальная социализация. Этот вид социализации говорит о том, что человек не в состоянии решать первоочередные задачи, стоящие перед обществом и любым социальным окружением в настоящий момент. Примеры: ученый, работающий над неактуальной темой, преподаватель, читающий из года в год один и тот же курс. На протяжении долгого периода он не меняет методы и формы подачи материала, использует свои разработки десятилетней давности. Еще пример: руководитель, применяющий стиль руководства в худших традициях КПСС, хотя советский период российской истории давно прошел.
    Социализация во многом зависит от рода занятий и среды, в которой живет человек. Замечено, что темпы социализации работников физического труда достигают пика примерно в 20-30 лет и дальше идут по медленно спадающей кривой. У интеллигенции этот процесс растягивается до 50-60 лет. Сказываются интенсивные умственные упражнения. Мозг ученого, как и тело спортсмена, поддерживается в хорошей форме. В результате увеличивается продолжительность жизни. Статистика показывает, что кандидат наук живет в среднем на пять лет дольше, чем обычный человек, а имеющий ученую степень доктора наук еще на пять лет увеличивает этот показатель.
     

    АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ


    В научной литературе широкое распространение получил термин «агенты социализации».
    К первичным (базовым) агентам социализации относят членов семьи. Все вместе они составляют уже не отдельных агентов, а целый социальный институт. Поэтому социализирующее влияние семьи будет рассмотрено в отдельной главе.
    Что касается вторичных агентов, то список их значительно шире. К ним относят ровесников, преподавателей и администрацию учебного заведения, средства массовой информации, коллег по работе и т.д. Если первичных отличает наличие нескольких функций, то вторичные выполняют одну-две социализирующие функции. Еще одна отличительная особенность: постепенное ослабление в жизненном процессе роли первичных агентов и усиление вторичных.
    Ровесники. Именно в компании ровесников подросток может компенсировать невнимание со стороны взрослых. Поэтому неслучайно, что именно дети из неблагополучных семей составляют социальную основу так называемых молодежных банд.
    Неформальные дружеские отношения люди могут сохранять на протяжении многих лет. Обратите внимание на того, кто становится близким другом человека. Как правило, это его ровесник. Если в школе ровесники одного и того же года рождения, то на производстве к одному поколению относят людей, имеющих до пяти-семи лет разницы в возрасте. Если дружеские отношения между ними служат правилом, то подобные отношения между людьми с разницей в возрасте от 10 до 15 и более лет выглядят скорее исключением.
    Преподаватели и администрация учебного заведения. Одна из проблем образования в России — недостаток мужчин-преподавателей в школах, прежде всего в средних и старших классах. Социологи обратили внимание на особенность поведения женщин-учителей. Мальчиков они социализируют по женской модели, а девочек — по мужской. Работая с учениками, они требуют от мальчиков беспрекословного повиновения, а от девочек — активности, так как послушный мальчик не создает проблем, а активная девочка выручит учительницу на утреннике, прочитает стишок, организует сценку и т.д. Таким образом, сами того не осознавая, они содействуют процессам феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
    Средства массовой информации. Среди них первенствующие роли играют телевидение и Интернет. Трудно переоценить значение телевидения в социализации. В России в последние годы оно четко ориентировало граждан на успех, причем успех этот демонстрировался не как результат упорного труда, а как следствие удачи, слепого случая. Оказаться в нужное время, в нужном месте — и вот она, победа. Выиграй лотерею — и ты миллионер, найди богатого спонсора — и будущее обеспечено.
    Сила телевидения заключается, прежде всего, в демонстрации телефильмов. Социологические исследования указывают на то, что для большинства респондентов телевизор служит не столько источником новостей, сколько способом приятно провести время, просмотрев интересный художественный фильм. А в телефильмах, в свою очередь, пропагандируют пагубные привычки. Например, ТВ-герои зачастую популяризируют курение. К такому выводу пришли специалисты Конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Для исследования КонфОП были отобраны восемь сериалов. Лидером по числу «перекуров» стал сериал «Физика или химия» — 49 эпизодов. На втором месте — «Интерны» (33 эпизода курения). Третье место занял «Глухарь» — 27 эпизодов. Характерно, что чаще всего в сериалах курят медики и учителя, т.е. те, кто должен показывать пример.
    Негативное влияние в свое время оказал телесериал «Бригада», после трансляции которого по всей стране стали создаваться молодежные банды. Молодые люди просто посчитали, что «бригада» — это и есть некий идеал мужской дружбы. Заметьте, что многочисленные фильмы о криминальной стороне жизни привели к тому, что в российском обществе возник некий романтический образ бандитского мира.
    Ради справедливости отметим и позитивное влияние отдельных фильмов. Так, после просмотра сериала «Солдаты» у новобранцев отмечалось уменьшение страха перед армией, перед «дедовщиной» и другими испытаниями, которые предстояло им пройти. Учитывая столь серьезное социализирующее влияние телевидения, в обществе не утихают споры в отношении введения некоторых ограничений для телеведущих и киноактеров: запрет на употребление ненормативной лексики и т.д.
    В последние годы все большую роль играет Интернет. Более того, согласно исследованию международной исследовательской группы TNS, в 2012 г. Интернет обошел по популярности телевидение. По этим данным ежедневная аудитория «Яндекса» почти на миллион человек больше чем число зрителей бессменного лидера рейтингов — Первого канала. По просторам мировой сети современные дети начинает путешествовать с трех лет, еще не зная ни одной буквы алфавита!
    Коллеги по работе. Их важность как агентов социализации объясняется, прежде всего, тем, что именно на работе человек проводит основную долю своего времени. И это несмотря на то, что в XX в. продолжительность рабочей недели в развитых странах существенно сократилась. Для большинства профессия представляет собой главное средство самоидентификации и самореализации.
    Социально-психологические механизмы социализации (по Ю.И. Рысь и В.Е. Степанову)
    Идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
    Подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей.
    Внушение — неосознанное воспроизведение индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
    Социальная фасилитация («облегчение») — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.
    Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешне согласие с ними.
    Десоциализация и ресоциализация
    Наряду с понятием социализация в социологии широко оперируют понятиями десоциализация и ресоциализация.
    Десоциализация — это распад личности, потеря ею социальных ориентиров, привычек, перемена ценностей, представлений о добре и зле.
    Ресоциализация — создание новой личности с другими привычками, ценностями, представлениями.
    Ситуации десоциализации и ресоциализации: сумасшедший дом, казарма, необитаемый остров, тюрьма. У тех, кто долго находился в неволе, происходят необратимые процессы. Выйдя на свободу, они с трудом привыкают к новой жизни и не всегда успешно и полностью адаптируются в ней.
    Процессы десоциализации и ресоциализации переживают люди, по разным причинам оказавшиеся в чужой стране. Прежде всего, это касается беженцев. В качестве примера можно назвать жителей КНДР. По неофициальным данным, на сегодняшний день более 25 тыс. севе-рокорейцев сбежали на юг, в Республику Корея. По прибытии они проходят жесткую процедуру допросов, которая призвана определить, говорят ли они правду. Затем беженцев переселяют в специальный городок, где они ресоциализируются, учась жить в южнокорейском обществе. Им открывают счет в банке, показывают, как обращаться с техникой, кроме того, вставляют зубы. Представьте себе: беженцы из Северной Кореи попадают в современный супермаркет, один из самых развитых на планете. Для того чтобы избежать дискриминации, большинству приходится полностью избавиться от северного диалекта.
     
     
     
    Лекция, реферат. 13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Об авторе
    1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
    2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
    О. Конт и создание социологической науки
    Социология Г. Спенсера | «Социальная биология»
    Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
    Понимающая социология М. Вебера
    Формальная социология Г. Зиммеля
    Социологическая теория марксизма
    Основные направления и школы американской социологии
    Современные социологические теории
    4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
    5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
    6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
    7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
    8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
    11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
    12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
    13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    — ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
    19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
    20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
    21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
    22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
    23. АЛКОГОЛИЗМ
    25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
    26. СУИЦИД как социальная проблема
    27. ПРОСТИТУЦИЯ
    28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
    29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
    30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
    32. СЕМЬЯ И БРАК
    33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
    34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    35. РАБОТА И ТРУД
    36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
    37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
    38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
    39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
    СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
    42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
    43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
    44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
    45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
    46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
    47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
    48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
    49. БОГАТСТВО
    50. СРЕДНИЙ КЛАСС
    51. БЕДНОСТЬ
    52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
    53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
    54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
    СЛОВАРЬ по социологии


     

     

referatwork.ru

Социализация сущность, виды, этапы

Социализация: сущность, виды, этапы

Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Агенты и виды социализации.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

2) агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *