Структура текста и его признаки
Если слово в речи не функционирует изолированно, а входит как составная часть в единицу более высокого уровня — предложение, последнее в свою очередь является строительным материалом для формирования единиц более сложного состава — прозаических строф (сложных синтаксических целых).
Однако и прозаические строфы не являются самыми крупными единицами текста. Рамки синтаксиса как науки непрерывно раздвигаются. Несколько десятилетий назад предельной синтаксической единицей считалось предложение. Затем изучение функционирования предложения в речи привело к появлению учения о сложных синтаксических целых (прозаических строф). Дальнейшее движение научной мысли еще более раздвинуло границы синтаксиса. Предметом его становится синтаксический строй связной речи в целом. В настоящее время уже сформировалась новая наука, изучающая семантическую, грамматическую и стилистическую структуру текстов и их функционирование, — лингвистика текста.
При синтаксическом анализе речи в качестве основной ее единицы выступает прозаическая строфа.
Фрагмент — это две или несколько прозаических строф, объединенных развитием одной темы (или ее аспекта) и связанных с помощью специальных синтаксических средств. Фрагмент — это наиболее крупная семантико-синтаксическая единица текста. Далее следуют глава, часть, целое произведение. Схему связной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом: предложение — прозаическая строфа — фрагмент — глава — часть — законченное произведение.
Нижняя граница текста — одно предложение, верхняя — неопределенное множество предложений. Специфика всех этих единиц речи — в их относительной структурной и смысловой законченности, что позволяет каждой из них при определенных условиях выступать в качестве самостоятельного речевого произведения. Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже — двух): это афоризмы, загадки, пословицы, сентенции, хроникальные заметки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту, например: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительной протяженности. Не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы, но в каждом неизбежны предложение, или прозаическая строфа, или фрагмент. Сама возможность выступать в качестве законченного текста, самостоятельного произведения, показывающая их структурную и смысловую завершенность, свидетельствует о том, что они являются важнейшими единицами речи.
Для текстов более или менее значительной протяженности основной синтаксической единицей является прозаическая строфа. Обычно наибольшую информационную, смысловую и композиционную нагрузку несут строфы, открывающие произведение или находящиеся в начале фрагментов. Они намечают тему, начинают повествование, выражают узловые моменты ее развития. Это наиболее независимые в смысловом и композиционно-синтаксическом отношении строфы, что и отражается в структуре и форме их зачинов. Такие строфы можно назвать ключевыми или строфами-зачинами. Строфы, заключенные внутри фрагмента, — внутренние — играют иную роль в композиции целого. Они призваны развивать, пояснять, иллюстрировать тему, намеченную в ключевой строфе. Поэтому внутренние строфы менее самостоятельны, более тесно связаны между собой и не оказывают существенного влияния на развитие главной, сквозной мысли — темы.
Основной способ организации крупных текстов — семантико-синтаксическая связь зачинов фрагментов. Такая связь отвечает особенностям нашего восприятия крупных отрезков речи (письменной или устной). В рамках прозаической строфы, особенно фрагмента, мысль получает более или менее полное развитие, но по мере продвижения она удаляется от своих истоков. Чтобы начать новую мысль или тему (или какой-либо ее аспект), нужно вернуться к началу, т.е. к первому предложению.
Для понимания, восприятия протяженных текстов мы должны мысленно сократить, редуцировать его части до своеобразных тезисов и соединить их между собой. Зачины фрагментов и воплощают эти тезисы, «сгущенные образы мысли», образуя последовательное движение мысли.
Они служат своеобразными двигателями сюжета, развивая мысли. В иерархии предложений, составляющих текст, зачины — это ключевые, опорные пункты. Синтаксическая связь между фрагментами, осуществляемая через их зачины, не отличается принципиально от связи между соседними предложениями (цепная, параллельная, присоединительная), меняется лишь ее характер: вместо контактной — дистантная.
Яркое доказательство организации целых текстов посредством зачинов фрагментов — возможность передавать с их помощью содержание практически любого текста.
Выпишем зачины фрагментов из рассказа А. П. Чехова «Тоска»:
- Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, спины, шапки.
- Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно.
- Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
- В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега…
- Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки.
- Иона оглядывается на седока и шевелит губами…
- Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
- По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей.
- Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены.
- Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача.
Перед нами фактически конспект рассказа, передающий основное его содержание.
Таким образом, зачины фрагментов, их семантико-синтаксическая связь — это главное средство организации текстов разных стилей.
Итак, текст представляет собой сложную, иерархически организованную систему, пронизанную множеством семантико-синтаксических связей, в организации которых важнейшая роль принадлежит зачинам фрагментов и строф.
Как объект лингвистического исследования текст — это информационное и структурное единство, функционально завершенное речевое целое. Структурное единство, как уже говорилось, достигается многообразными структурными связями между предложениями-высказываниями. И это качество — связность — конституирует текст как особое речевое образование. Чтобы стать текстом, составляющие его высказывания, прозаические строфы должны быть связанными. В противном случае они не образуют текста, остаются разрозненными высказываниями.
Итак, первое общее качество любого текста — связность.Связность в большей степени характеризует структурное единство текста, его формальное устройство. Но не в меньшей, если не в большей мере связность проявляется содержательно. Очевидно, что единицы текста должны быть связаны по смыслу.
Однако структурно-содержательная связность — необходимое, но недостаточное качество для полной характеристики текста. Связность приводит ко второй важной характеристике текста — целостности. Статусом текста обладают лишь те речевые образования, единицы которых не только взаимосвязаны, но и составляют целостное, завершенное единство. Целостность текста — это прежде всего единство тематическое, содержательное, модальное.
Наряду с семантико-синтаксической структурой, отражающей характер сцепления, развития мыслей, каждый текст обладает модальной структурой, выражающей отношение производителя речи к миру и к самой речи, к ее содержанию. Текстовая модальность играет не меньшую роль в текстообразовании, чем специфические средства связи между предложениями. В процессе порождения текста происходит согласование модальных значений высказываний. Поэтому текстовая модальность — важнейшая категория текста, образующая его семантическую основу, определяющая отношение производителя речи к действительности и к самой речи и выражающая тем самым направленность на определенный характер изложения.
Если мы говорим о тексте как о высшей форме коммуникации, то на первый план выдвигается такое его качество, как интертекстуальность. «Интертекстуальность обозначает взаимодействие текстов и/или их фрагментов как в плане содержания, так и в плане выражения. Она понимается как тот способ, которым один текст актуализирует в своем внутреннем пространстве другой
». Любой текст — научный, художественный, публицистический — так или иначе соотносится, взаимодействует, вступает в диалог с существующими текстами. Это проявляется в цитировании, в ссылках на источники, примечаниях. В художественной литературе используются скрытые отсылки к предтекстам — аллюзии. Интертекстуальность вписывает речевое произведение в определенный культурный контекст.Таким образом, текст представляет собой сложную, иерархически организованную речевую систему, пронизанную множеством семантико-синтаксических связей, в организации которых важнейшая роль принадлежит зачинам фрагментов и строф.
Структурные методики анализа текста. Понятие структуры и ее роль в критическом анализе произведения -История русской литературной критики
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись: Структурные методики анализа текста. Понятие структуры и ее роль в критическом анализе произведения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/strukturnye-metodiki-analiza-teksta-ponyatie-struktury-i-ee-rol-v-kriticheskom-analize-proizvedeniya/ (дата обращения: 12. 10.2022)
Содержание
Структура — это комплекс тех внутренних связей, которыми обеспечивается единство и функциональность текста.
Стремятся наблюдать структуру, базовые тезисы связаны со структурой. Элементы базируются на уровне абстрагирования. Структурная критика исходит из структуры произведения, видит произведение как целое, полностью. Произведение- законченный, завершенный мир. Наблюдение структуры- интерпретация структурных отношений.
Существуют 2 базовых отклонения:1- эквивалентности (факт сопоставления элементов), 2 элемента- их произведения эквиваленты либо нет; 2- оппозиция «повтор (элементы совпадают)/ контраст (элементы противополжны)», а между ними- промежуточное значение.
Текст делится на уровни (от формалистов). Текст — многоуровневое устройство. Горизонтальные отношения- отношения в пределах одного уровня (отношения персонажей), вертикальные отношения- отношения в разных уровнях (отношение персонажа и стиля речи). Критик находит оппозиции, учит многоуровневой организации текста, рассматривает произведение на разных уровнях. Создается схема, анализируется и сопоставляется.
Структура — это искусственно построенная исследовательская «схема» произведения, отвлеченная от всего «лишнего», не существенного для решения поставленной задачи.
Если мы захотим изобразить на чертеже конструкцию моста, то не будем учитывать цвет камня или украшения перил, а также мелкие повреждения вроде выпавшей балясины. В этом смысле структура является моделью — служит как идеализированный образ объекта, используемый для его изучения.
Структура — обобщенный вид (схема) текста, поэтому она показывает то общее, что объединяет этот текст с родственными текстами.
Например, можно изобразить схему конфликта, единую для множества классических комедий, или стиховую структуру, единую для всех сонетов. Значит, структура — это еще и правило построения текстов. В этом смысле структура является кодом (языком).
Структура фактически (физически) не находится в тексте, это результат исследовательского обобщения. Такого рода обобщения сочетают в себе качества структуры, кода и модели. «Код — это структура, представленная в виде модели, выступающая как основополагающее правило при формировании ряда конкретных сообщений»
Структурный анализ.
Принципы структурного анализа художественного текста:Один из инструментов операционного проникновения в художественный текст – структурный анализ, позволяющий исследовать художественный текст как организованное множество, как систему элементов. Структурный анализ – это контролируемый принципом историзма стоп-анализ, операционная техника, позволяющая проникнуть внутрь строения произведения, исследуя его как систему приемов, обусловленную единством художественного задания. Возможность свободной смены параметров, смены оснований деления на элементы придает структурному анализу гибкость, открывает оперативный простор для исследования, позволяет «под разными углами» «рассекать» художественный текст и проникать внутрь его строения, выявляя концептуальный смысл самой его организации. При структурном исследовании деление произведения на смыслообразующие блоки является лишь аналитической операцией, которая не покушается на разрушение его целостности и не противоречит целостному художественному восприятию.
- — выявление основания (цвет, или время, или пространство и т.д.) деления на элементы;
- — изучение отдельных элементов и системы их взаимосвязей, целостности, состоящей из элементов;
- — синхронный подход, предполагающий исследование не истории возникновения художественного текста, а его структуры.
Структурализм тяготеет к герметизму (закрытому рассмотрению), он схватывает замкнутость данной системы. Историзм схватывает разомкнутость произведения. Поэтому диалектику замкнуто-разомкнутого можно понять лишь при сочетании исторического и структурного подходов. При этом структурный подход – момент исторического подхода, как покой – момент движения.
Структурный анализ, по мнению некоторых его оппонентов, «разымает, как труп», то есть анатомирует, а не рассматривает живое произведение. В этом образе есть известная правда. Однако уместно вспомнить и слова Гоголя о Пушкине, который сердился на Жуковского «за то, что он не пишет критик. По его мнению, никто, кроме Жуковского, не мог так разъять и определить всякое художественное произведение». Автор формулы «музыку он разъял, как труп», которую принято обращать против структурализма, вовсе не был противником аналитического «разъятия» художественного произведения во имя его «определения».
Конечно, художественное произведение – живой организм, и структурный анализ его в известном смысле «омертвляет». Однако такое «омертвление» – необходимый этап его всестороннего постижения. Не случайно Белинский подчеркивал, что у разума в изучении искусства есть «только один путь и одно средство – разъединение идеи от формы, разложение элементов, образующих собою данную истину или данное явление. И это действие разума отнюдь не отвратительный анатомический процесс, разрушающий прекрасное явление для того, чтобы определить его значение. Разум разрушает явление для того, чтоб оживить его для себя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем… Этот процесс и называется «критикою» (Белинский. 1955.С. 270).
Структурный анализ должен быть звеном целостного исследования, которое на одном из своих этапов по необходимости «омертвляет» художественное произведение, но затем всякий раз возвращает ему его «живость» и «действенность».
В основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Текст в этом анализе воспринимается не как механическая сумма составляющих его элементов, и «отдельность» этих элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста. В этом смысле структурный анализ противостоит атомарно-метафизической научной традиции позитивистских исследований XIX в. и отвечает общему духу научных поисков нашего столетия. Не случайно структурные методы исследования завоевали себе место в самых различных областях научного знания.
Понятие структуры подразумевает, прежде всего, наличие системного единства. Отмечая это свойство, Клод Леви-Стросс писал: «Структура имеет системный характер. Соотношение составляющих ее элементов таково, что изменение какого-либо из них влечет за собой изменение всех остальных»
Структура всегда представляет собой модель. Поэтому она отличается от текста большей системностью, «правильностью», большей степенью абстрактности (вернее, тексту противостоит не единая абстрактная структура-модель, а иерархия структур, организованных по степени возрастания абстрактности). Текст же по отношению к структуре выступает как реализация или интерпретация ее на определенном уровне (так, «Гамлет» Шекспира в книге и на сцене, с одной точки зрения, — одно произведение, например, в антитезе «Гамлету» Сумарокова или «Макбету» Шекспира; с другой же стороны — это два различных уровня интерпретации единой структуры пьесы). Следовательно, текст также иерархичен. Эта иерархичность внутренней организации также является существенным признаком структурности.
Структурный метод в анализе литературных произведений стремится выявить элементы их структуры, закономерности связи этих элементов, воссоздать общую модель. Его цель – найти повествовательную модель, описать «грамматику» произведения. Понятие «литературное произведение» сменяется понятием «текст». С точки зрения структурной поэтики, идея текста не содержится в удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре. «План здания не замурован в стены, а реализован в пропорциях здания. План – идея архитектора, структура – ее реализация». Художественный текст – это структура, все элементы которой на разных уровнях находятся в состоянии параллелизма и несут определенную смысловую нагрузку. Уровни текста – отдельные слои, каждый из которых представляет собой систему и элемент такой системы является в свою очередь системой элементов более низкого уровня (три языковых уровня: фонетический, морфологический, синтаксический; три стиховых уровня: фоника, метрика, строфика; два содержательных уровня: сюжетно-композиционный (сюжет, фабула, пространство, время) и мировоззренческий (располагается «над» текстом и предполагает подключение к анализу автора и контекста). Структурный метод тоже уделяет значительное внимание форме произведения, но кроме прочего он отслеживает связи между составными формы, что позволяет выявить авторские противоречия, повторы, ошибки композиции. Метод оправдывает себя при анализе эпических произведений.
Формирование УУД на уроках русского языка посредством построения логико-структурных схем научно-учебного текста
Формирование УУД на уроках русского языка посредством построения логико-структурных схем научно-учебного текста
Учитель русского языка и литературы МАОУ Татарская гимназия №84 г. Уфа Тищенко Зиля Миннигалиевна
В современных условиях перед учителем основной школы возникают вопросы, связанные с проблемой выбора способов обучения и направленые на достижение метапредметных результатов.
На данном этапе образования актуализировалась задача поиска методического инструментария формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Одна из этих технологий, которая, на наш взгляд, работает на повышение универсальных учебных действий обучающихся в основной школе, — это технология построения логико-структурных схем научно-учебного текста.
Понятие «схема» было введено в речевой оборот Ф. Бартлеттом в 1932 году в связи с анализом процесса получения новых знаний. Логической операцией, наиболее часто используемой при построении модели схемы, является операция включения части в целое. Значение слова «схема» направляет понимание в область зрительного восприятия. Исходное значение этого греческого слова — «наружный вид», «образ».
Первую целостную философскую попытку осмысления схемы дал И.Кант в «Критике чистого разума». Схематизмом, по Канту, является тот способ, которым рассудок обращается со схемой.
Этап разработки понятия «схема» связан с когнитивной психологией. Схемы «направляют» исследование, «ищут» информацию, «предвосхищают» результат. Схемы соединяют в себе две различные функции: отражение реальности и ее преобразование. В последнее время в трактовке понятия «схема» произошел существенный переход. Схема — это то, что является средством проектирования.
Логическая схема — это цепь связанных логических решений и операций, называемых логическими элементами. Логические схемы являются основой любых систем обработки информации.
Структурная схема — это совокупность элементарных звеньев объекта и связей между ними, один из видов графической модели. Из структурной схемы должно быть понятно, зачем нужно данное устройство и что оно делает, как взаимодействуют его части. Обозначения структурной схемы могут быть достаточно свободными, хотя некоторые общепринятые правила всё же лучше выполнять.
Логико-структурная схема – это совокупность логически связанных звеньев объекта и связей между ними.
Мы утверждаем, что при построении логико-структурных схем научно-учебного текста на уроках русского языка происходит формирование УУД, если:
• учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся;
• работа по построению схем проводится систематически и последовательно;
• разработана система уроков с построением логико-структурных схем научно-учебного текста;
• педагог владеет технологией построения логико-структурных схем научно-учебного текста.
Обучение умению кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, структурированию теоретического текста, умению выделять главное и существенное, продумывать речевые модели, читать таблицу, иллюстрировать правило примерами, составлять лингвистическое высказывание является способом формирования УУД. Кодирование учебной информации в схему, умение ее читать, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде, использование схем при выполнении упражнений — это важные учебные действия, направленные на достижение метапредметных результатов образования. Разнообразная деятельность, система умственных операций со схемой позволяет развить у обучающихся следующие метапредметные умения:
• анализировать тексты разных стилей и жанров;
• объяснять структуру и содержание научно-учебного текста;
• пересказывать текст;
• проводить наблюдение над языковыми особенностями;
• редактировать текст;
• самостоятельно создавать собственное речевое высказывание.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения о том, как ребятам легче воспринимать учебный материал, была проведена диагностика степени сформированности мыслительных процессов в 6 классах. Были проведены тесты для определения школьной тревожности, и исследования показали, что уровень тревожности достаточно высок.
Анализ экспериментальных данных выявил невысокую степень сформированности умения выделять существенные свойства предметов и, опираясь на них, находить обобщающее понятие, сформированности умения определять отношения между понятиями или связи между понятиями и явлениями. Средние способности к анализу имеют 69,2%, низкие – 30,8% обучающихся. Высокий объем слуховой памяти у 30% обучающихся, в пределах нормы – у 15 %, ниже нормы – у 55% обучающихся. Объем же зрительной памяти в пределах нормы.
Таким образом, исследования показали, что у обучающихся недостаточно сформированы все виды универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Обучающиеся недостаточно владеют техникой восприятия, им достаточно сложно выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей, недостаточно развита способность к анализу и синтезу. У большинства обучающихся ведущий канал восприятия визуальный, они помнят то, что видели, запоминают картинами, схемами.
По мнению обучающихся, построение схем на уроках помогает легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила. Логико-структурные схемы научно – учебного текста — это наглядность, которая помогает лучшему восприятию через зрительные каналы. Задействованы три вида памяти: слуховая, зрительная, моторная. Учебный материал усваивается глубоко и последовательно, при этом развивается лингвистическое мышление учащихся. Кроме того, построение логико-структурных схем научно-учебного текста позволяет снизить уровень тревожности, так как показывает доступные пути обучения.
Составлению схемы научно-учебного текста предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи, поиск ее решения. Далее — составление схемы, первичный контроль за правильностью выполнения способа действия, коррекция отработки способа с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке, словарная работа с новыми терминами и контроль.
Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание. Творческая природа языка взаимодействует через схемы, таблицы или рисунки с творческой природой обучающегося. Они помогают конкретизировать восприятие языка, а обучающийся лучше усваивает конкретное. Это задание приносит много положительных эмоций. В схеме необходимо употреблять минимальное количество слов, так как она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения).
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схемы подключается двигательная (моторная) память. На любом уровне изучения языка и его единиц, в теории и при выполнении практических упражнений ученик наблюдает прочные связи, усваивает действия для освоения значения, формы и функционирования языковых единиц всех уровней и учится грамотно употреблять их в своей речевой деятельности. После составления схемы возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в ней, мгновенно находить и понимать отдельные звенья, видеть взаимосвязь между этими звеньями. Для этого используются различные приёмы: «озвучивание» в парах, в виде индивидуальных ответов перед классом. Со схемой обучающиеся работают в тетрадях, где записывают образцы рассуждений.
Дальнейшая работа на основе схемы научно-учебного текста ведётся в системе теоретических и практических методов, при этом в поле зрения учителя три задачи:
• обучающийся проговаривает правило, тренируя свои органы речи в произнесении текста формулировки правила;
• эта тренировка способствует развитию его монологической речи книжного стиля;
• в результате такой тренировки достигается понимание смысла лингвистического термина, значит, развивается мышление.
Опыт работы показывает, что на этапе закрепления и формирования УУД важна не только система упражнений, дающая возможность отрабатывать образцы рассуждения в различных ситуациях, но и текущая диагностика, показывающая учителю, как конкретно у каждого обучающегося идёт формирование умения, что усваивается слабо. В этих целях в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа, для выполнения которой выбираются приёмы, наиболее экономные с точки зрения времени: графический диктант, взаимопроверка. Такая работа позволяет видеть слабые места в усвоении материала и даёт возможность отобрать дидактический материал для следующего урока.
Схемы помогают решать проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним творчески, учитывая тип учебного материала, особенности интеллектуального развития обучающихся в классе.
Для развития регулятивных универсальных учебных действий необходимо использовать схемы, модели, с которыми обучающиеся могут сопоставить свои собственные выводы, так как читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через систему приемов понимания устного и письменного текста (например, чтение таблицы, преобразование текстов в таблицу, схему, выстраивание алгоритмов по применению правила).
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учащихся, проектной деятельности. Такая работа включает совершенствование орфоэпических навыков, обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник школе был и пока остается основным источником знаний. Все учебники, включенные в федеральный перечень, прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. Следовательно, система заданий ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. При анализе процесса опознавания обучающимся учебного материала возникают два следующих вопроса: что сознает он в этом материале и как он это осознает. Практика показывает, что знание правил и умение их применить в практической деятельности – не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться. В сентябре учащимся рекомендуется завести тетради для правил, которые постепенно заполняются схемами, алгоритмами, примерами.
Сначала составляется схема на основе статьи школьного учебника с помощью вопросов учителя, направляющих внимание учеников на главное, существенное в теоретической части параграфа, а затем схема разворачивается применительно к конкретному языковому факту.
Учитель должен научить обучающихся структурировать теоретический материал, найти правильные ответы на поставленные вопросы. Работа с схемами, рождает коммуникативную среду, учит способам деятельности: читать, выделять главное и существенное в теоретическом материале, запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели, читать таблицу, иллюстрировать правило примерами, составлять лингвистическое высказывание.
Большая часть упражнений в учебнике русского языка связана с осмыслением теоретических сведений. Система вопросов и заданий носит обучающую функцию, формирует общие способы умственной деятельности: сформулировать тему, заголовок, продумать композицию высказывания, подобрать аргументацию, сделать выводы, а также создать схему.
На этапе самопроверки обучающиеся приобретают умение на основе схемы строить устное высказывание на лингвистическую тему. Способность обучающихся правильно “читать” схему отрабатывается с помощью заданий:
1. Попробуйте пересказать только что нарисованную нами схему.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
4. Какие сведения являются главными для этого правила? Как они отражены в схеме?
При выполнении этой работы обращаем внимание на культуру ответа, не допускаем отрывочных фраз, «разорванных» предложений.
На этапе самопроверки обучающиеся приобретают умение на основе таблицы строить устное высказывание на лингвистическую тему.
Урок в 5 классе на тему «Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки» начинаем с проверки домашнего задания: «Особенности русского ударения». Проводим фронтальный опрос. Далее учащиеся читают высказывание Р. И. Аванесова, и, ответив на вопрос, какова тема и основная мысль высказывания, приходят к выводу, что лингвист пишет о необходимости следить за правильностью произношения, чтобы общение было успешным. Это задание формирует познавательные УУД. Потом предлагается выписать из текста эпиграфа слова с безударными проверяемыми гласными и подобрать к ним проверочные. Подводим обучающихся к осознанию темы урока, которую они формулируют сами. Потом приступаем к заданию, формирующему регулятивные УУД, осознанию границы знания – незнания, и учащиеся формулируют цели и задачи урока. Обучающиеся читают текст, им предлагается изложить содержание частей 2-4 в виде схемы.
При этом формируются познавательные УУД. С этой целью формирования коммуникативных УУД проводится беседа. Чтобы потренировать учащихся в умении определять слабую позицию гласных звуков, предлагаем дополнительное задание к упражнению : записать к каждому из слов с безударной гласной однокоренные, в которых гласный находится в безударной позиции. Например: питье – допивать – питьевая (вода).
При изучении темы «Произношение согласных звуков» предлагается:
1. внимательно прочитать текст и записать в тетрадь по 2 примера, иллюстрирующих утверждения, выраженные в каждой части (формирование познавательных УУД). Например, пиро(к) – пироги, (ф)стать- встать; серде(ш)но – сердечно, коне(чн)ый; (шт)о – что.
2. выполняя упражнение, объяснить причины оглушения или озвончения согласных ( указка, глаз –оглушение согласного перед глухим согласным и на конце слова; сдать, вокзал –озвончение согласного перед звонким согласным), так формируем познавательные УУД.
3. после выполнения задания провести взаимопроверку (коммуникативные УУД)
В завершении работы ученики составляют схему:
Потом делают вывод о том, что необходимо проверять написание букв, которые обозначают парные по глухости – звонкости согласные звуки, в том случае, если они стоят перед другим согласным или на конце слова.
При изучении темы « Обозначение звуков с помощью букв Е, Е, Ю, Я» обращаем внимание ребят на то, что важные теоретические сведения предлагаются не в форме текста, а в виде схемы.
Просим их подумать, в чем заключаются различия текста и схемы, и подводим их к мысли, что в схеме указываются ключевые понятия и обозначаются существующие между ними связи. Таким образом, чтобы извлечь из схемы важные теоретические сведения, необходимо обнаружить, осмыслить и назвать связи, объединяющие или противопоставляющие основные понятия темы, а также определить, на чем основана классификация.
Схема раскрывает связь между позицией звуков в слове и обозначением их на письме с помощью букв Е,Е,Ю,Я и показывает на примерах, для обозначения каких звуков или их сочетаний используются эти буквы.
Предлагаем сначала рассмотреть схему и подумать, на какие вопросы она позволяет ответить. Чтобы активизировать возможности зрительной памяти ребят, обращаем их внимание на использование в схеме различных фигур и цвета. Просим обучающихся определить, какие сведения даны в зеленом и розовом овалах. Затем предлагаем внимательно перечитать информацию, которая дана на розовом фоне, и, закрыв книги, воспроизвести их устно. Обращаем внимание пятиклассников на то, что примеры заключены в желтые прямоугольники. Предлагаем записать примеры слов из упр.80 и объяснить написание известных им орфограмм (мед, пять, ель, поезд, съел и т.д.)
Урок в 5 классе на тему «Имя существительное как часть речи» начала необычно: на экран была выведена схема с общими грамматическими значениями. Предложила ребятам сформулировать тему урока, осознать цели и задачи, расшифровать информацию в схеме.
Обучающиеся строят свой ответ, пользуясь схемой, работают с ней. Способность обучающихся правильно “читать” схему отрабатывается с помощью заданий:
1. Попробуйте пересказать только что нарисованную нами схему.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
4. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
Далее предлагаем прочитать текст и сравнить текстовой вариант и схему, при необходимости внести исправления или дополнения. При выполнении этой работы обращаем внимание на культуру ответа, не допускаем отрывочных фраз, «разорванных» предложений.
На следующем уроке учитель ещё раз читает схему, затем учащиеся воспроизводят ее по памяти, отвечают на вопросы учителя. Такая работа проводится на каждом уроке при изучении темы для закрепления теоретических сведений на практике. По мнению психологов, усвоение нового носит концентрированный характер, и сразу после усвоения начинается интенсивное забывание. Многократное повторение помогает учащимся глубже усвоить материал, развивает память и мышление.
При изучении темы «Последовательная (цепная) связь предложений в тексте» в 6 классе стараюсь сразу же развести в сознании шестиклассников понятия «способы связи» и «средства связи», поэтому схему рисуем в два этапа:
1. внимательно прочитать текст, выделить главное и существенное в теоретическом материале;
2. зарисовать схему.
При изучении темы «Параллельная связь предложений в тексте» обучающимся был предложена схема.
.
Далее предложила обучающимся обратить внимание на порядок слов в предложениях и задать вопросы для установления смысловой связи.
На уроке в 6 классе при изучении темы «Смысловая связь предложений в тексте» попросила обучающихся после прочтения научно – учебного текста составить схему. Сделали три варианта, проанализировали, какая схема более точно и емко отражает логическую связь частей.(см. приложение №4)
Изучение темы «Правописание сложных существительных с пол- и полу» начала с создания проблемной ситуации, почему некоторые слова пишутся по–разному, одни слитно, другие через дефис: Пол — Уфы и полгорода, пол — Башкирии и полреспублики, пол-лимона, пол-яблока и полгруши, полбутылки и пол-литра. После предположений обучающихся предложила составить схему, потом прочитать научно-учебную статью и сравнить со схемой, данной авторами учебника. Далее выполнили упражнение, проговаривая правило написания существительных с пол- и полу. (см. приложение №5)
Систематическая работа с логико-структурными схемами научно – учебного текста приводит к тому, что на определённом этапе обучения обучающиеся уже могут самостоятельно, изложить лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
На следующем уроке учитель ещё раз читает схему, затем учащиеся воспроизводят ее по памяти, отвечают на вопросы учителя. Такая работа проводится на каждом уроке при изучении темы для закрепления теоретических сведений на практике. По мнению психологов, усвоение нового носит концентрированный характер, и сразу после усвоения начинается интенсивное забывание. Многократное повторение помогает учащимся глубже усвоить материал, развивает память и мышление.
Как видим, метод построения логико – структурных схем научно-учебного текста обеспечивает успешную работу всех обучающихся в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации.
Создайте диаграмму в Excel с помощью надстройки Visio Data Visualizer
Создавайте потрясающие высококачественные диаграммы с помощью надстройки Visio Data Visualizer для Excel с рабочей или учебной учетной записью Microsoft 365.
Вы можете создавать базовые блок-схемы, кросс-функциональные блок-схемы и организационные диаграммы. Диаграммы рисуются автоматически из данных в книге Excel. Если вы затем отредактируете диаграмму в Visio, ваши изменения синхронизируются обратно в Excel.
Это означает, что вам не нужна подписка на Visio, чтобы создавать потрясающие диаграммы в Excel. Просматривайте, печатайте или делитесь своими схемами с другими бесплатно в веб-версии Visio. Для дополнительных возможностей редактирования вам потребуется подписка на Visio, план 1 или Visio, план 2.
Примечание. Надстройка визуализатора данных Visio поддерживается на всех языках, поддерживаемых Visio для Интернета. Полный список языков приведен в конце этой статьи.
Начните с надстройки Visio Data Visualizer
Надстройка визуализатора данных доступна для Excel на ПК, Mac и в браузере с рабочей или учебной учетной записью Microsoft 365.
(Если у вас есть только личная учетная запись Microsoft, то есть hotmail.com, live.com, outlook.com или msn.com, вы все равно можете опробовать части надстройки визуализатора данных, не входя в систему. . Это просто означает, что доступные вам функции несколько ограничены. Дополнительные сведения см. в статье Надстройка визуализатора данных предназначена для рабочих и учебных учетных записей Microsoft 365.)
Откройте Excel и создайте новую пустую книгу .
Сохраните книгу в хранилище OneDrive или SharePoint, чтобы упростить совместный доступ и оптимизировать работу. Вы также можете сохранить файл локально на свой компьютер.
Убедитесь, что в рабочей книге выбрана пустая ячейка.
Выберите Вставьте > Получите надстройки или Надстройки . В магазине надстроек Office найдите «Визуализатор данных», а затем выберите Добавить . Если вы видите сообщение о безопасности относительно надстройки, выберите Доверять этой надстройке .
org/ListItem»>
Войдите с учетной записью, связанной с вашей рабочей или учебной подпиской на Microsoft 365, или выберите 9.0003 Войти позже .
В надстройке больше не поддерживается ручной вход («ADAL»). Но мы автоматически определяем вашу личность и входим в систему. Если мы не можем войти в систему, это означает, что ваша версия Excel не работает с надстройкой. Это можно исправить с помощью Excel для Интернета или обновления до Excel для Microsoft 365.
Примечание. После входа в систему вы разблокируете такие возможности Visio для Интернета, как печать, совместное использование и просмотр в браузере. . Вам не нужна подписка на Visio, чтобы использовать эту надстройку, но если она у вас есть, вы также сможете вносить изменения в свою схему.
Если вы видите запрос на разрешение, выберите Разрешить .
В качестве альтернативы описанной выше процедуре вы можете загрузить наши готовые шаблоны надстроек, чтобы начать работу в Excel:
Организационная диаграмма на основе данных Excel
Базовая блок-схема на основе данных Excel
Кросс-функциональная блок-схема на основе данных Excel
Измените связанную с данными таблицу, чтобы настроить диаграмму
Выберите тип диаграммы, а затем выберите шаблон, с которым вы хотите работать. Будет вставлена типовая диаграмма и связанная с ней таблица данных. Этот процесс может занять минуту. Шаблоны поставляются с различными параметрами макета и темы, которые можно дополнительно настроить в Visio.
Если вы вошли в систему, диаграмма сохраняется в виде файла Visio в вашем расположении OneDrive или SharePoint. Если вы не вошли в систему, диаграмма станет частью вашей книги Excel. Вы всегда можете создать файл Visio, выполнив вход.
Чтобы создать собственную диаграмму, измените значения в таблице данных. Например, вы можете изменить отображаемый текст фигуры, типы фигур и многое другое, изменив значения в таблице данных.
Для получения дополнительной информации см. раздел «Как таблица данных взаимодействует с диаграммой визуализатора данных» ниже и выберите вкладку для вашего типа диаграммы.
Добавляйте или удаляйте фигуры для шагов или людей, добавляя или удаляя строки в таблице данных.
Соедините фигуры, чтобы разработать логику диаграммы, введя идентификаторы соединенных фигур в соответствующий столбец таблицы для вашего типа диаграммы.
Завершив изменение таблицы данных, выберите Обновить в области диаграммы, чтобы обновить визуализацию.
Примечание. Если возникла проблема с таблицей исходных данных, появится средство проверки данных с инструкциями по устранению проблемы. После изменения таблицы выберите Повторить попытку в средстве проверки данных, чтобы убедиться, что проблема решена. Затем вы увидите обновленную диаграмму.
Советы по изменению таблицы данных
Просмотр, печать или совместное использование схемы Visio
Вы можете открыть блок-схему визуализатора данных в Visio для Интернета, чтобы просмотреть, распечатать или поделиться своей схемой с другими. Узнайте как:
Чтобы просмотреть схему вне Visio в Интернете, выберите многоточие ( . . . ) в области диаграммы и выберите Открыть в Интернете .
Примечание. Если вы еще не вошли в систему, вам будет предложено войти с помощью рабочей или учебной учетной записи Microsoft 365 .* Выберите Войти , а затем Разрешить или Принять в любом запросы на разрешение.
После создания файла Visio выберите Открыть файл .
В Visio для Интернета выберите многоточие ( . . . ) > Печать , чтобы распечатать схему.
Чтобы поделиться своей диаграммой, нажмите кнопку Поделиться , чтобы создать ссылку или ввести адреса электронной почты тех, с кем вы хотите поделиться.
Редактировать схему с помощью подписки Visio
Если у вас есть подписка на Visio, вы можете делать больше со схемой. Добавляйте текст или изображения, применяйте темы дизайна и вносите другие изменения, чтобы настроить диаграмму.
Базовое редактирование с помощью Visio для Интернета
Используйте Visio в Интернете для базового редактирования в браузере, например для изменения тем, изменения макетов, форматирования фигур, добавления текстовых полей и т. д.
В области диаграммы в Excel выберите Изменить .
Примечание. Если вы еще не вошли в систему, вам будет предложено войти с помощью своей рабочей или учебной учетной записи Microsoft 365 или Microsoft 365. Выберите Войти , а затем Разрешить или Принять в любых запросах на разрешение.
Внесите изменения в схему в Visio для Интернета.
Для этого
Использовать
Добавить и отформатировать текст
Главная > Шрифт опции:
Дополнительные сведения см. в разделе Добавление и форматирование текста.
Сменить тему
Дизайн > Темы
Дизайн > Цвета темы
Дополнительные сведения см. в разделе Применение темы или цвета темы.
Изменить макет диаграммы
Дизайн > Макет
Дополнительные сведения см. в разделе Изменение макета схемы.
Если вы хотите добавить или изменить фигуру, сохранив при этом синхронизацию исходных данных, отредактируйте схему с помощью классического приложения Visio. Такие изменения, внесенные в Visio для Интернета, нельзя синхронизировать с исходным файлом Excel.
Когда вы закончите редактирование диаграммы, вернитесь к файлу Excel и выберите Обновить , чтобы увидеть изменения.
Расширенное редактирование с помощью приложения Visio
Используйте классическое приложение Visio для расширенных правок, таких как добавление новых фигур, изменение соединений и другие изменения в структуре схемы. Приложение Visio поддерживает двустороннюю синхронизацию, поэтому любые внесенные вами изменения могут быть синхронизированы с книгой Excel, где после обновления вы сможете увидеть изменения диаграммы.
Примечание. Для редактирования в приложении Visio требуется подписка на Visio, план 2.
В области диаграммы в Excel выберите Изменить .
Сохраните и закройте файл Excel.
Для редактирования в приложении Visio и успешной синхронизации изменений необходимо закрыть файл Excel с таблицей данных и диаграммой.
В Visio для Интернета выберите Изменить в классическом приложении на ленте.
Выберите Открыть для подтверждения. Если вы получаете предупреждение системы безопасности с вопросом, является ли этот файл Visio надежным документом, выберите Да .
Внесите изменения в схему в приложении Visio.
Когда вы закончите, выберите контейнер диаграммы, чтобы увидеть вкладку Data Tools Design на ленте, а затем выберите Update Source Data .
Примечание. Если при попытке обновить исходные данные связь с данными Visio не работает, Visio предлагает повторно установить связь. Выберите область диаграммы в Visio и под Data Tools Design выберите вкладку Relink Source Data . Перейдите к книге Visio с исходной таблицей, выберите Relink , затем Update Source Data еще раз.
Теперь, когда ваши данные синхронизированы с книгой Excel, сохраните файл Visio — желательно в том же месте, что и файл Excel.) Закройте файл Visio.
Откройте файл Excel и выберите Обновить в области диаграммы, чтобы увидеть изменения.
Примечание. Если вы столкнетесь с конфликтом обновления, вы можете обновить диаграмму. Вы потеряете все внесенные вами изменения, но все изменения форматирования фигур или соединителей внутри контейнера будут сохранены.
Подписчики Microsoft 365, у которых есть Visio, план 2, могут использовать шаблоны визуализатора данных, чтобы получить более продвинутые функции построения диаграмм, например перечисленные ниже. Дополнительные сведения см. в разделе Создание диаграммы визуализатора данных:
- org/ListItem»>
Создать подпроцессы
Оживите свою диаграмму с помощью графических данных
Иметь двустороннюю синхронизацию между данными и диаграммой
Создание схемы с использованием пользовательских наборов элементов
Взаимодействие таблицы данных с диаграммой визуализатора данных
Каждый столбец таблицы уникальным образом идентифицирует важный аспект блок-схемы, которую вы видите. См. приведенную ниже справочную информацию, чтобы узнать больше о каждом столбце и о том, как он применяется и влияет на блок-схему.
Число или имя, идентифицирующее каждую фигуру на диаграмме. Этот столбец является обязательным, и каждое значение в таблице Excel должно быть уникальным и не должно быть пустым. Это значение не отображается на блок-схеме.
Это текст формы, который виден на диаграмме. Опишите, что происходит на этом этапе процесса. Попробуйте также добавить аналогичный или более описательный текст в столбец альтернативного текста.
Идентификатор шага процесса для следующей формы в последовательности. Форма ветвления имеет два следующих шага и представлена числами, разделенными запятыми, такими как P600, P400. У вас может быть более двух следующих шагов.
Для ветвящихся фигур метки соединителей представлены в виде текста, разделенного запятой, например Да,Нет . В данном примере «Да» соответствует P600, а «Нет» соответствует P400. Маркировка разъемов не требуется.
Тип фигуры, которую вы хотите представить на схеме Visio, например Процесс или Решение . Выберите ячейку в столбце и выберите из списка типов фигур.
Дополнительные сведения о блок-схемах и их формах см. в разделах Создание базовой блок-схемы и Создание многофункциональной блок-схемы.
Функция (или дорожка), которой принадлежит каждая фигура. Используйте столбцы «Функция» и «Фаза», чтобы упорядочить различные заинтересованные стороны на блок-схеме. Этот столбец относится только к кросс-функциональной блок-схеме и не является частью базовой блок-схемы.
Фаза (или временная шкала), к которой принадлежит каждая фигура. Используйте столбцы «Функция» и «Фаза», чтобы упорядочить различные заинтересованные стороны на блок-схеме. Этот столбец относится только к кросс-функциональной блок-схеме и не является частью базовой блок-схемы.
Замещающий текст используется программами чтения с экрана для помощи людям с нарушениями зрения. Вы можете просмотреть введенный замещающий текст как часть информации о фигуре. Ввод описательного альтернативного текста не требуется, но рекомендуется.
Каждый столбец таблицы уникальным образом идентифицирует важный аспект организационной диаграммы, которую вы видите. См. справочную информацию ниже, чтобы узнать больше о каждом столбце и о том, как он применяется и влияет на диаграмму.
Номер, который идентифицирует каждого сотрудника в вашей организационной структуре. Этот столбец является обязательным, и каждое значение в таблице Excel должно быть уникальным и не пустым. Это значение не отображается на диаграмме.
Введите полное имя сотрудника, которого вы хотите связать с идентификационным номером сотрудника. Этот текст отображается на диаграмме как текст фигуры.
Укажите дополнительные сведения о сотруднике, введя название должности или роль. Этот текст отображается на диаграммах под именем сотрудника.
Чтобы создать структуру организационной диаграммы, используйте этот столбец, чтобы указать руководителя каждого сотрудника. Вы можете оставить это поле пустым для тех, кто ни перед кем не отчитывается. Вы введете соответствующий идентификатор сотрудника из первого столбца. Вы также можете разделить несколько менеджеров с помощью запятой.
Организационные диаграммы в надстройке поставляются с различными типами ролей на ваш выбор. Выберите поле в столбце «Тип роли», чтобы выбрать роль, которая лучше всего описывает сотрудника. Это изменит цвет фигуры на диаграмме.
Поддерживаемые языки для надстройки визуализатора данных
Щелкните подзаголовок, чтобы открыть список:
См. также
О надстройке визуализатора данных для Excel
10 лучших советов для профессионального проектирования схем | ОРЕЛ
Готовы к следующей отличной идее для проекта печатной платы? Все начинается с вашей схемы. В отличие от компоновки печатной платы, которая полностью посвящена физическому размещению деталей и меди, схема носит более теоретический характер и описывает, как компоненты электрически соединены. И хотя вам не обязательно знать, как физически соединяются части при рисовании схемы, вы будете точно знать, как сигнал будет проходить по вашей схеме. Звучит достаточно просто, верно? Не так быстро.
В мире проектирования электроники есть хорошие схемы, а есть плохие схемы. Разница, в конечном счете, сводится к простому вопросу: сможет ли кто-то сразу понять и устранить неполадки в вашей схеме на основе вашей схемы, или чтение вашей схемы приведет к еще большей путанице? Если в прошлом вы проектировали плохие схемы или просто не знаете лучших практик, не беспокойтесь. Здесь у нас есть 10 лучших советов, которые покажут вам, как нарисовать следующую схему, как профессионал!
Pro Совет № 1 — четко покажите, как ваши провода соединяются
Вы будете полагаться на провода для определения соединений между символами на схематическом чертеже. В Autodesk EAGLE они называются сетями. Независимо от того, как вы их называете, есть несколько рекомендаций, о которых следует помнить.
Во-первых, всякий раз, когда у вас есть два провода, которые образуют соединение и имеют общее электрическое соединение, это пересечение должно иметь точку соединения. Это стандартная практика в каждом проекте схемы, и некоторые инструменты, такие как Autodesk EAGLE, добавляют точку соединения за вас. Однако, если у вас есть пара пересекающихся проводов, которые не имеют общего электрического соединения, а просто перекрываются, то точка вам не понадобится. Отсутствие точки соединения будет означать, что провода только пересекаются.
Вы можете видеть как перекрывающийся, так и связанный набор цепей, с точкой соединения и без нее.
При добавлении соединений для пересекающихся проводов также рекомендуется избегать 4-стороннего пересечения, так как это, вероятно, добавит путаницы при чтении вашей схемы. Вместо этого выберите набор общих перекрестков, как показано на изображении ниже, где каждый перекресток имеет собственное уникальное соединение. Это значительно облегчает точное понимание правильных соединений и позволяет избежать неправильного толкования.
Держитесь подальше от четырехсторонних перекрестков, чтобы ваша схема была легко читаемой.
Наконец, в прошлом вы могли видеть некоторые схемы с кривой на той части провода, где он пересекается с другим проводом. Это был старый стандарт для обозначения того, что два провода перекрываются без общего соединения, но теперь это устаревшая практика, поэтому это не рекомендуется.
Обращайте внимание на старые соглашения о подключении к сети в устаревших материалах. (Источник изображения)
Pro Совет № 2. Выполняйте сетевые подключения, когда это имеет смысл
Вся цель схемы состоит в том, чтобы сделать вашу схему как можно более простой для понимания, когда вы будете читать ее в будущем или передавать другому инженеру. Чтобы облегчить этот процесс удобочитаемости, необходимо свести к минимуму любые ненужные сетевые соединения, когда они не нужны.
Обычно это происходит, когда вы рисуете символ интегральной схемы (ИС) на схеме. Вместо того, чтобы рисовать десятки цепей повсюду, инженеры обычно просто обозначают имя цепи для определенного вывода, который связан с выводом на другом устройстве без необходимости их соединения. Это повышает удобочитаемость схемы, не добавляя ненужного беспорядка.
Соединение всех цепей этой перемычки с ее микросхемой приведет к запутанной схеме!
Если вы сомневаетесь, спросите себя при размещении цепи, поможет ли это улучшить читаемость вашей схемы или только добавит беспорядка? И на том же примечании мы также рекомендуем, чтобы ваши сетевые имена были как можно короче и писались заглавными буквами. Гораздо проще и эффективнее назвать сеть как « CLK », чем « 10 МГц часы для PIC 9».0004 ».
Совет № 3. Всегда используйте один и тот же символ для одного и того же устройства
Если это ваш первый схематический рисунок, то вы можете быть удивлены, узнав, что существует несколько различных способов рисования схематических символов. Все зависит от того, в какой части мира вы живете и каким стандартам вы планируете следовать.
Чтобы элементы схемы были организованы и согласованны, всегда используйте один и тот же символ для обозначения одного и того же устройства. Например, размещение на вашей схеме резистора IEEE и европейского резистора IEC просто приведет к путанице.
Помните о различиях между стандартами символов в США и Европе. (Источник изображения)
Прежде чем рисовать схему, найдите время, чтобы просмотреть все известные электрические символы и последовательно использовать их в каждом из ваших проектов. Вот отличный справочный список электрических символов, в котором показаны наиболее распространенные типы.
Совет № 4. Убедитесь, что каждая деталь имеет уникальное обозначение
Это еще один совет для повышения согласованности и удобочитаемости вашей схемы. Каждый символ на вашей схеме должен иметь свое уникальное обозначение, чтобы каждую часть можно было легко идентифицировать. Например, каждый резистор должен иметь последовательную последовательность имен R1, R2, R3 и т. д.
Если вы используете детали из существующей библиотеки Autodesk EAGLE, например из Sparkfun или Adafruit, эти обозначения уже будут установлены для вас. Но если вы планируете создавать свои собственные символы, вам нужно будет добавить соответствующее обозначение. Ознакомьтесь со списком обозначений ниже для использования в ваших будущих проектах:
Удобная таблица наиболее распространенных обозначений символов. (Источник изображения)
В том же духе, если вы планируете использовать компоненты с особыми требованиями к производительности, рассмотрите возможность добавления метки к символу. Например, вам может понадобиться добавить метки для деталей с особыми требованиями к ширине дорожки, особым требованиям к экранированию или импедансу.
Профессиональный совет № 5. Следите за тем, чтобы текст размещался последовательно
Основываясь на Совете 4, нет ничего более болезненного, чем пытаться прочитать схему, которая имеет имена символов, значения и метки в сочетании горизонтальной и вертикальной ориентации. Просто взгляните на схему ниже, разве это не кружит вам голову?
Вы ловите себя на том, что вертите головой влево и вправо, пытаясь прочитать схему? Сохраняйте эти имена и значения такими же. (Источник изображения)
При размещении символов на схеме уделите время тому, чтобы правильно сориентировать все имена и значения в одном направлении, независимо от размещения вашего компонента. Это сделает вашу схему более удобной для чтения и использования вашими коллегами-инженерами.
В Autodesk EAGLE этот процесс очень прост. Просто используйте инструмент Smash в левой части интерфейса, чтобы отделить имя и значение от символа. Оттуда вы можете поворачивать и ориентировать имена и значения символов.
Совет профессионала№6. Организуйте схему логично
При рисовании схемы важно помнить, как она будет логически построена. Для большинства электрических схем, за некоторыми небольшими исключениями, входные сигналы всегда будут поступать слева, а выходные сигналы всегда будут идти справа. Питание начнется сверху и с земли, или отрицательные напряжения пойдут вниз.
При рисовании схемы следите за тем, чтобы размещение символов и соединение цепей всегда следовали этому логическому порядку. Это значительно облегчит обращение к вашей схеме в будущем, а также упростит ее чтение другим инженером.
Совет № 7: разделите схему на логические блоки
Если вы разрабатываете сложную схему с несколькими функциями, которые можно логически разделить, сделайте это. Это значительно упрощает просмотр и устранение неполадок в вашей схеме, когда основные функциональные области четко определены на отдельном листе.
Этот инженер заслуживает медаль за свою схему! (Источник изображения)
Если ваша схема недостаточно велика, чтобы требовать отдельные листы для каждого функционального блока, по крайней мере рассмотрите возможность добавления рамок вокруг каждой секции с меткой в каждой. Также не бойтесь оставлять пустое место на листе схемы. Цель состоит не в том, чтобы заполнить каждый дюйм вашей схемы, а в том, чтобы ваши схемы были логически разделены и организованы для удобства чтения.
Профессиональный совет № 8. Спроектируйте схему так, чтобы ее было легко распечатать
Мы рекомендуем всегда рисовать схемы, которые можно легко распечатать и просмотреть на стандартном листе бумаги. В США это будет 8,5 x 11 дюймов, а в Европе вы найдете формат A4, размер которого составляет 210 мм x 297 мм.
Зачем ограничивать свои схемы этим размером? Просто потому, что времена инженеров с огромными чертежными столами прошли. У большинства людей есть доступ только к принтерам со стандартными размерами страниц, и проще распечатать одну страницу, которая поместится рядом с вашим монитором и клавиатурой.
Из-за этого ограничения по размеру мы также рекомендуем использовать несколько листов схемы, если это необходимо, чтобы ваши разделы схемы было легко просматривать без необходимости панорамирования. Даже если ваша схема не распечатана, проще перемещаться между несколькими листами в PDF с их собственными функциональными блоками схемы, чем вручную перемещаться по одному гигантскому листу.
Совет № 9. Разместите развязывающие колпачки рядом с их устройством
Если есть одно исключение из правила, что схемы предназначены исключительно для электрических соединений, а не для размещения, то это для развязки конденсаторов. Эти компоненты имеют решающее значение, когда вам нужно сгладить сигнал от источника питания для таких чувствительных компонентов, как интегральные схемы. При размещении развязывающих колпачков на схеме убедитесь, что они расположены рядом с компонентом, рядом с которым они будут размещены на физической разводке печатной платы. Это поможет другому инженеру быстро понять назначение группы конденсаторов.
Интегральная схема с 3 расположенными рядом развязывающими колпачками. (Источник изображения)
Профессиональный совет № 10. Помните свой основной заголовок
И последнее, но не менее важное: не забывайте всегда включать заголовок на каждой странице вашей схемы! Это простой организационный инструмент, который может помочь отслеживать несколько листов схем, знать, кто их разработал, и знать, какую версию проекта вы просматриваете. При добавлении основной надписи поместите ее в правый нижний угол листа (листов) и включите следующую информацию:
- Название схемы, ваше имя и дата создания
- Номер листа схемы, если у вас более 1 страницы
- Также рассмотрите возможность добавления номера версии, чтобы упростить различение версий
Сохраняйте листы схем организованными и упорядоченными с помощью основной надписи. (Источник изображения)
Дизайн как у профессионала
Вот они, 10 лучших советов, которые помогут вам нарисовать следующую схему на уровне профессионала! Когда дело доходит до схем, ваша цель всегда сосредоточена на ясности. Достаточно ли проста ваша схема, чтобы ее мог с первого взгляда понять другой инженер? И, что более важно, сможете ли вы прочитать и интерпретировать то, что вы нарисовали, если вы снова возьмете свою схему через год? Схемы составляют основу любой конструкции электроники, и имеет смысл потратить время на максимально эффективную и четкую передачу информации. Это поможет, если вам нужно передать вашу схему другому инженеру для процесса компоновки печатной платы, а также поможет в устранении неполадок вашей схемы на этапе постпроизводства. Так чего же ты ждешь? Выходи и начинай рисовать схемы как профессионал! Ваши коллеги-инженеры оценят вас.
Готовы нарисовать следующую схему с помощью наших 10 лучших советов? Попробуйте Autodesk EAGLE бесплатно уже сегодня!
Нейронный машинный перевод | Машинный перевод в НЛП
Введение
«Если вы говорите с человеком на языке, который он понимает, это вскружит ему голову. Если вы разговариваете с ним на его родном языке, это трогает его сердце». – Нельсон Мандела
Красота языка не знает границ и культур. Изучение языка, отличного от нашего родного языка, является огромным преимуществом. Но путь к двуязычию или многоязычию часто может быть долгим и бесконечным.
Так много мелких нюансов, что мы теряемся в море слов. Однако с сервисами онлайн-перевода все стало намного проще (я смотрю на вас, Google Translate!).
Я всегда хотел выучить какой-нибудь другой язык, кроме английского. Я попробовал свои силы в изучении немецкого (или немецкого) еще в 2014 году. Это было весело и сложно. В конце концов мне пришлось уйти, но я затаил желание начать снова.
Перенесемся в 2019 год. Мне повезло, что я могу создать языковой переводчик для любой возможной пары языков. Каким благом была обработка естественного языка!
В этой статье мы рассмотрим этапы создания модели перевода с немецкого на английский язык с помощью Keras. Мы также бросим быстрый взгляд на историю систем машинного перевода, оглядываясь назад.
В этой статье предполагается, что вы знакомы с RNN, LSTM и Keras. Ниже пара статей, чтобы узнать о них больше:
- Введение в рекуррентные нейронные сети
- Введение в долговременную память
Содержание
- Машинный перевод — краткая история
- Понимание постановки задачи
- Введение в прогнозирование от последовательности к последовательности
- Реализация на Python с использованием Keras
Машинный перевод — краткая история
Большинство из нас познакомились с машинным переводом, когда Google придумал эту услугу. Но концепция существует с середины прошлого века.
Исследовательская работа в области машинного перевода (МТ) началась еще в 1950-х годах, в основном в Соединенных Штатах. Эти ранние системы опирались на огромные двуязычные словари, закодированные вручную правила и универсальные принципы, лежащие в основе естественного языка.
В 1954 году IBM впервые провела публичную демонстрацию машинного перевода. У системы был довольно маленький словарный запас, всего 250 слов, и она могла перевести только 49 отобранных русских предложений на английский язык. Сейчас это число кажется ничтожным, но многие считают эту систему важной вехой в развитии машинного перевода.
Это изображение взято из исследовательской работы, описывающей систему IBM
.Вскоре возникли две школы мысли:
- Эмпирические методы проб и ошибок с использованием статистических методов и
- Теоретические подходы, связанные с фундаментальными лингвистическими исследованиями
В 1964 году правительство США создало Консультативный комитет по автоматической обработке языков (ALPAC) для оценки прогресса в области машинного перевода. ALPAC провел небольшую проверку и опубликовал отчет 19 ноября.66 о состоянии МТ. Ниже приведены основные моменты этого отчета:
- Это подняло серьезные вопросы о возможности машинного перевода и назвало его безнадежным
- Финансирование исследования МТ не рекомендуется
- Это был довольно удручающий отчет для исследователей, работающих в этой области
- Большинство из них ушли с поля и начали новую карьеру
Не самая лучшая рекомендация!
За этим жалким отчетом последовал долгий засушливый период. Наконец, в 1981 в Канаде была развернута новая система под названием METEO System для перевода прогнозов погоды, выпущенных на французском языке, на английский язык. Это был довольно успешный проект, который просуществовал до 2001 года.
Первый в мире инструмент веб-перевода, Babel Fish , был запущен поисковой системой AltaVista в 1997 году.
А затем произошел прорыв, с которым мы все теперь знакомы – Google Translate. С тех пор это изменило то, как мы работаем (и даже учимся) с разными языками.
Источник: translate.google.com
Понимание постановки задачи
Давайте вернемся к тому, на чем мы остановились во вводной части, то есть к изучению немецкого языка. Однако на этот раз я собираюсь заставить свою машину выполнять эту задачу. Цель состоит в том, чтобы преобразовать предложение на немецком языке в его аналог на английском языке с помощью системы нейронного машинного перевода (NMT).
Мы будем использовать данные о парах предложений на немецком и английском языках с http://www.manythings.org/anki/. Вы можете скачать его отсюда.
Введение в моделирование последовательностей (Seq2Seq)
МоделиSequence-to-Sequence (seq2seq) используются для различных задач NLP, таких как суммирование текста, распознавание речи, моделирование последовательности ДНК и другие. Наша цель состоит в том, чтобы перевести заданные предложения с одного языка на другой.
Здесь и ввод, и вывод являются предложениями. Другими словами, эти предложения представляют собой последовательность слов, входящих и выходящих из модели. Это основная идея моделирования Sequence-to-Sequence. Рисунок ниже пытается объяснить этот метод.
Типичная модель seq2seq состоит из 2 основных компонентов –
а) энкодер
б) декодер
Обе эти части, по сути, представляют собой две разные модели рекуррентной нейронной сети (RNN), объединенные в одну гигантскую сеть:
Я перечислил несколько важных вариантов использования моделирования Sequence-to-Sequence ниже (помимо машинного перевода, конечно):
- Распознавание речи
- Извлечение сущности/темы имени для определения основной темы из основного текста
- Классификация отношений для обозначения отношений между различными объектами, отмеченными на шаге выше
- Навыки чат-бота для общения и взаимодействия с клиентами
- Суммирование текста для создания краткой сводки большого объема текста
- Системы ответов на вопросы
Реализация на Python с использованием Keras
Пора замарать руки! Нет лучшего чувства, чем изучать тему, видя результаты из первых рук. Мы запустим нашу любимую среду Python (в моем случае Jupyter Notebook) и приступим к делу.
Импорт необходимых библиотек
строка импорта импортировать повторно из массива импорта numpy, argmax, random, take импортировать панд как pd из keras.models импорт последовательный из keras.layers импортировать Dense, LSTM, Embedding, RepeatVector из keras.preprocessing.text импортировать Tokenizer из keras.callbacks импортировать ModelCheckpoint из keras.preprocessing.sequence импортировать pad_sequences из keras.models импортировать load_model от оптимизаторов импорта keras импортировать matplotlib.pyplot как plt %matplotlib встроенный pd.set_option('display.max_colwidth', 200) 907:50
Чтение данных в нашу IDE
Наши данные представляют собой текстовый файл (.txt) с парами предложений на английском и немецком языках. Сначала мы прочитаем файл, используя функцию, определенную ниже.
Код Python:Теперь мы можем использовать эти функции для чтения текста в массив в желаемом формате.
данные = read_text("deu.txt") deu_eng = to_lines(данные) deu_eng = массив (deu_eng)Фактические данные содержат более 150 000 пар предложений. Однако мы будем использовать только первые 50 000 пар предложений, чтобы сократить время обучения модели. Вы можете изменить это число в соответствии с вычислительной мощностью вашей системы (или если вам повезет!).
deu_eng = deu_eng[:50000,:]
Предварительная обработка текста
Довольно важный шаг в любом проекте, особенно в НЛП. Данные, с которыми мы работаем, чаще всего неструктурированы, поэтому есть определенные вещи, о которых нам нужно позаботиться, прежде чем переходить к части построения модели.
(а) Очистка текста
Давайте сначала посмотрим на наши данные. Это поможет нам решить, какие шаги предварительной обработки следует предпринять.
deu_engмассив([['Привет.', 'Привет!'], ['Привет', 'Grüß Gott!'], ['Беги!', 'Лауф!'], . .., ['У Мэри очень длинные волосы.', 'Maria hat sehr langes Haar.'], ["Мэри - секретарь Тома", "Мария и Томс Секретарин"], ['Мария - замужняя женщина', 'Maria ist eine verheiratete Frau.']], dtype='Мы избавимся от знаков препинания, а затем переведем весь текст в нижний регистр.
# Удалить знаки препинания deu_eng[:,0] = [s.translate(str.maketrans('', '', string.punctuation)) для s в deu_eng[:,0]] deu_eng[:,1] = [s.translate(str.maketrans('', '', string.punctuation)) для s в deu_eng[:,1]] deu_eng 907:50массив([['Привет', 'Привет'], ['Привет', 'Grüß Gott'], ['Беги', 'Лауф'], ..., ['У Мэри очень длинные волосы', 'Maria hat sehr langes Haar'], ['Мэри - секретарь Тома', 'Мария ист Томс Секретарь'], ['Мария - замужняя женщина', 'Maria ist eine verheiratete Frau']], dtype=' # преобразовать текст в нижний регистр для i в диапазоне (len (deu_eng)): deu_eng[i,0] = deu_eng[i,0]. lower() deu_eng[i,1] = deu_eng[i,1].lower() deu_eng 907:50массив([['привет', 'привет'], ['привет', 'grüß gott'], ['бежать', 'лауф'], ..., ['У Мэри очень длинные волосы', 'Мария Хэт Сер Лангес Хаар'], ['mary is toms secretary', 'maria ist toms sekretärin'], ['мэри - замужняя женщина', 'мария ist eine verheiratete frau']], dtype='(b) Преобразование текста в последовательность
Модель Seq2Seq требует, чтобы мы преобразовывали как входные, так и выходные предложения в целочисленные последовательности фиксированной длины.
Но прежде чем мы это сделаем, давайте визуализируем длину предложений. Мы зафиксируем длину всех предложений в двух отдельных списках для английского и немецкого языков соответственно.
# пустые списки eng_l = [] deu_l = [] # заполнить списки длинами предложений для i in deu_eng[:,0]: eng_l.append(len(i.split())) для i в deu_eng[:,1]: deu_l. append(len(i.split())) length_df = pd.DataFrame({'eng':eng_l, 'deu':deu_l}) length_df.hist (ячейки = 30) plt.show() 907:50
Довольно интуитивно понятно – максимальная длина немецких предложений составляет 11, а английских фраз – 8.
Затем векторизуйте наши текстовые данные с помощью класса Keras Tokenizer() . Это превратит наши предложения в последовательности целых чисел. Затем мы можем дополнить эти последовательности нулями, чтобы сделать все последовательности одинаковой длины.
Обратите внимание, что мы подготовим токенизаторы как для немецких, так и для английских предложений:
# функция для сборки токенизатора деф токенизация (строки): токенизатор = токенизатор() tokenizer.fit_on_texts(строки) вернуть токенизатор 907:50# подготовить английский токенизатор eng_tokenizer = токенизация (deu_eng[:, 0]) eng_vocab_size = длина (eng_tokenizer.word_index) + 1 англ_длина = 8 print('Размер английского словаря: %d' % eng_vocab_size)Английский словарный запас Размер: 6453# подготовить токенизатор Deutch deu_tokenizer = токенизация (deu_eng[:, 1]) deu_vocab_size = длина (deu_tokenizer. word_index) + 1 deu_length = 8 print('Размер немецкого словаря: %d' % deu_vocab_size) 907:50Немецкий словарь Размер: 10998Приведенный ниже кодовый блок содержит функцию для подготовки последовательностей. Он также будет выполнять заполнение последовательности до максимальной длины предложения, как указано выше.
# последовательности кодирования и пэдов def encode_sequences (токенизатор, длина, строки): # целочисленные последовательности кодирования seq = tokenizer.texts_to_sequences(строки) # последовательности пэдов с 0 значениями seq = pad_sequences (seq, maxlen = длина, заполнение = 'сообщение') возврат последовательность 907:50
Модельное здание
Теперь мы разделим данные на обучающий и тестовый наборы для обучения и оценки модели соответственно.
из sklearn.model_selection импорта train_test_split # разделить данные на обучающий и тестовый наборы поезд, тест = train_test_split(deu_eng, test_size=0.2, random_state=12)Пришло время кодировать предложения. Мы закодируем немецких предложений в качестве входных последовательностей и английских предложений в качестве целевых последовательностей . Это необходимо сделать как для обучающего, так и для тестового набора данных.
# подготовить обучающие данные trainX = encode_sequences (deu_tokenizer, deu_length, train [:, 1]) trainY = encode_sequences(eng_tokenizer, eng_length, train[:, 0]) # подготовить данные для проверки testX = encode_sequences (deu_tokenizer, deu_length, test[:, 1]) testY = encode_sequences(eng_tokenizer, eng_length, test[:, 0])Самое интересное!
Мы начнем с определения архитектуры нашей модели Seq2Seq:
- Для кодировщика мы будем использовать слой внедрения и слой LSTM
- Для декодера мы будем использовать еще один слой LSTM, за которым следует плотный слой
Архитектура модели
# построить модель NMT def define_model(in_vocab,out_vocab,in_timesteps,out_timesteps,единицы): модель = Последовательный() model. add (Встраивание (in_vocab, единицы измерения, input_length = in_timesteps, mask_zero = True)) model.add (LSTM (единицы)) model.add(RepeatVector(out_timesteps)) model.add (LSTM (единицы, return_sequences = True)) model.add (плотный (out_vocab, активация = 'softmax')) вернуть модель 907:50В этой модели мы используем оптимизатор RMSprop, так как обычно это хороший выбор при работе с рекуррентными нейронными сетями.
# сборка модели модель = определить_модель (deu_vocab_size, eng_vocab_size, deu_length, eng_length, 512)среднеквадратичных значений = оптимизаторы.RMSprop(lr=0,001) model.compile (оптимизатор = rms, loss = 'sparse_categorical_crossentropy')Обратите внимание, что мы использовали « sparse_categorical_crossentropy » в качестве функции потерь. Это связано с тем, что функция позволяет нам использовать целевую последовательность как есть, а не в формате горячего кодирования. Однократное кодирование целевых последовательностей с использованием такого огромного словаря может занять всю память нашей системы.
Мы готовы приступить к обучению нашей модели!
Мы будем обучать его в течение 30 эпох и с размером пакета 512 с разделением проверки 20%. 80 % данных будут использоваться для обучения модели, а остальные — для ее оценки. Вы можете изменить и поиграть с этими гиперпараметрами.
Мы также будем использовать ModelCheckpoint() функция для сохранения модели с наименьшими потерями при проверке. Лично я предпочитаю этот метод ранней остановке.
имя файла = 'model.h2.24_jan_19' контрольная точка = ModelCheckpoint (имя файла, монитор = 'val_loss', verbose = 1, save_best_only = True, режим = 'min') # модель поезда история = model.fit(trainX, trainY.reshape(trainY.shape[0], trainY.shape[1], 1), эпохи = 30, batch_size = 512, validation_split = 0,2, обратные вызовы = [контрольная точка], подробный=1) 907:50Давайте сравним потери при обучении и при проверке.
plt. plot(история.история['потеря']) plt.plot(история.история['val_loss']) plt.legend(['поезд','проверка']) plt.show()Как вы можете видеть на графике выше, потери при проверке перестали уменьшаться после 20 эпох.
Наконец, мы можем загрузить сохраненную модель и сделать прогнозы по невидимым данным — testX.
модель = load_model('model.h2.24_jan_19') preds = model.predict_classes(testX.reshape((testX.shape[0],testX.shape[1]))) 907:50Эти прогнозы представляют собой последовательности целых чисел. Нам нужно преобразовать эти целые числа в соответствующие им слова. Давайте определим функцию для этого:
по определению get_word(n, токенизатор): для слова индекс в tokenizer.word_index.items(): если индекс == n: возвратное слово возврат НетПреобразование прогнозов в текст (английский):
предс_текст = [] для я в пред: темп = [] для j в диапазоне (len (i)): t = get_word(i[j], eng_tokenizer) если j > 0: если (t == get_word(i[j-1], eng_tokenizer)) или (t == None): темп. добавлять('') еще: temp.append(t) еще: если (т == Нет): темп.добавлять('') еще: temp.append(t) preds_text.append(' '.join(temp)) 907:50Давайте поместим исходные английские предложения в тестовый набор данных и предсказанные предложения в фрейм данных:
pred_df = pd.DataFrame({'фактический': тест[:,0], 'прогнозируемый': preds_text})Мы можем случайным образом распечатать некоторые фактические и предсказанные экземпляры, чтобы увидеть, как работает наша модель:
# напечатать 15 строк случайным образом pred_df.sample(15)Наша модель Seq2Seq отлично справляется со своей задачей. Но есть несколько случаев, когда он упускает из виду ключевые слова. Например, «я устал от бостона» переводится как «я в бостоне».
Это проблемы, с которыми вы будете регулярно сталкиваться в НЛП. Но это не непреодолимые препятствия. Мы можем смягчить такие проблемы, используя больше обучающих данных и создав лучшую (или более сложную) модель.