Структурность восприятия в психологии это: СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ | это… Что такое СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ?

3) Структурность восприятия

Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с визуальной и аудиальной информацией. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными.

Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

4) Константность восприятия

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств.

Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

5) Обобщенность

Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово — орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки.

Задачи и предмет психологии


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


  1. Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.

Психология/ от греч. psihe – душа, logos – учение/

– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

– наука о внутреннем духовном мире человека, о неповторимом психологическом складе личности каждого человека.

Этапы становления психологии как науки

1 этап

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

2 этап

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и

ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

3 этап

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом

открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало:


  • отрыв психологии от практики,

  • использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования,

  • невозможность изменить ряд психологических проблем.

  • многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

4 этап

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:



  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

  • совершается в процессе активной деятельности;

  • углубляется и совершенствуется;

  • преломляется через индивидуальность;

  • носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

4 этап

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

3 этап

Психология,

как наука о поведении



Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

2 этап

Психология,

как наука о сознании



Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

1 этап

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Скачать 0,57 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Роль структурного контекста в восприятии: Синтаксис в распознавании алгебраических выражений

Роль структурного контекста в восприятии: Синтаксис в распознавании алгебраических выражений

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Майкл Рэнни 1  

Память и познание том 15 , страницы 29–41 (1987 г. )Процитировать эту статью

  • 445 доступов

  • 8 цитирований

  • Сведения о показателях

Abstract

Два эксперимента по идентификации символов исследовали функцию структурного контекста во время обработки кратких алгебраических строк. Ни один из экспериментов не предоставил доказательств в поддержку концепции эффекта алгебраического превосходства, обусловленного контекстом улучшения распознавания определенных алгебраических символов. Однако результаты эксперимента 2 показывают, что структура алгебры действительно предоставляет информацию на уровне категориального наименования персонажа. Эти результаты показывают, что анализ алгебраической строки включает в себя уровень обработки, на котором ее структурный контекст накладывает ограничения на номиналы ее символов. Предлагается модель обработки алгебраического восприятия, которая включает эти синтаксические ограничения — ограничения, которые кажутся независимыми от процессов идентификации символов на основе признаков.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Адамс, М. Дж. (1979). Модели распознавания слов. Когнитивная психология , 11 , 133–176.

    Артикул Google Scholar

  • Бернард, Дж. (1983). Эссе о восприятии и понимании математической символики. Международный журнал математического образования в области науки и технологий , 14 , 489–496.

    Артикул Google Scholar

  • Кеттелл, Дж. М. (1885 г.). Инерция глаза и мозга. Мозг , 8 , 295–312.

    Google Scholar

  • Чейз, В.Г., и Саймон, Х.А. (1973). Восприятие в шахматах. Когнитивная психология , 4 , 55–81.

    Артикул Google Scholar

  • Дункан, Дж. (1983). Эффекты категории в визуальном поиске: неспособность воспроизвести явление «ноль». Восприятие и психофизика , 34 , 221–232.

    Google Scholar

  • Иган, Д. Э., и Шварц, Б. Дж. (1979). Разделение на фрагменты при воспроизведении символических рисунков. Память и познание , 7 , 149–158.

    Google Scholar

  • Эстес, В.К. (1975). Память, восприятие и решение в идентификации букв. В RL Solso (Ed.), Обработка информации и познание: симпозиум Лойолы (стр. 3–30). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Эстес, В.К., Аллмейер, Д.Х., и Редер, С.М. (1976). Функции серийного позиционирования для буквенной идентификации при кратковременном и длительном воздействии. Восприятие и психофизика , 19 , 1–15.

    Google Scholar

  • Фишер, Д. Ф. (1975). Чтение и визуальный поиск. Память и познание , 3 , 188–196.

    Google Scholar

  • Инглинг, СЗ (1972). Категоризация: Механизм быстрой обработки информации. Журнал экспериментальной психологии , 94 , 239–243.

    Артикул Google Scholar

  • Джонстон, Дж. К. (1978). Тест изощренной угадывающей теории восприятия слов. Когнитивная психология , 10 , 123–153.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Джонидес, Дж. , и Глейтман, Х. (1972). Эффект концептуальной категории в визуальном поиске: O как буква или как цифра. Восприятие и психофизика , 12 , 457–460.

    Google Scholar

  • Джонидес, Дж., и Глейтман, Х. (1976). Преимущество категоризации в визуальном поиске: целевое местоположение без идентификации. Восприятие и психофизика , 20 , 289–298.

    Google Scholar

  • Крюгер, Л. Э. (1984). Эффект категории в визуальном поиске зависит от физических, а не концептуальных различий. Восприятие и психофизика , 35 , 558–564.

    Google Scholar

  • Массаро, Д. В. (1979). Буквенная информация и орфографический контекст в восприятии слова. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 5 , 595–609.

    Артикул Google Scholar

  • Макклелланд, Дж. Л., и Румельхарт, Д. Е. (1981). Интерактивная модель активации эффектов контекста при восприятии букв: Часть 1. Отчет об основных выводах. Психологический обзор , 88 , 375–407

    Статья Google Scholar

  • Миллер, Г. А., и Изард, С. (1963). Некоторые перцептивные последствия лингвистических правил. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior , 2 , 217–228

    Статья Google Scholar

  • Паап, К. Р., Ньюсом, С. Л., Макдональд, Дж. Э., и Шваневельдт, Р. В. (1982). Модель активации-подтверждения для распознавания букв и слов: эффект превосходства слова. Психологический обзор , 89 , 573–594.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Рэнни, М. (1984). Структурный контекст в восприятии: Синтаксис в распознавании графических строк . Неопубликованная магистерская диссертация. Университет Питтсбурга.

  • Райхер, Г. М. (1969). Перцептивное узнавание как функция осмысленности стимульного материала. Журнал экспериментальной психологии , 81 , 275–280.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Райтман, Дж. С. (1976). Квалифицированное восприятие в Го: Вывод структур памяти из времени между ответами. Когнитивная психология , 8 , 336–356.

    Артикул Google Scholar

  • Румельхардт, Д. Э., и Макклелланд, Дж. Л. (1982). Интерактивная модель активации контекстных эффектов плохого восприятия букв: Часть 2. Эффект контекстного улучшения и некоторые тесты и расширения модели. Психологический обзор , 89 , 60–94.

    Артикул Google Scholar

  • Rumelhart, D.E., &Siple, P. (1974). Процесс распознавания тахистоскопически представленных слов. Психологический обзор , 81 , 99–118.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Томпсон, М.К., и Массаро, Д.В. (1973). Визуальная информация и избыточность в чтении. Журнал экспериментальной психологии , 98 , 49–54.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Уилер, Д. Д. (1970). Процессы распознавания слов. Когнитивная психология , 1 , 59–85.

    Артикул Google Scholar

  • Write, MJ (1977). Идентификация и категоризация в визуальном поиске. Память и познание, 5 , 648–657.

    Google Scholar

Ссылки для скачивания

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Университет Питтсбурга, 808 LRDC, 3939 O’Hara Street, 15260, Питтсбург ч, Па

    Майкл Рэнни

Авторы

  1. Майкл Рэнни

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Vision — Философская энциклопедия Routledge

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • 1

    Историческая справка

  • 2

    Прямое и косвенное восприятие

  • 3

    Прямые теории зрения

  • 4

    Вычислительные модели зрения: общий подход

  • 5

    Вычислительные модели зрения: модульность

  • 6

    Вычислительные модели зрения: распознавание объектов

  • 7

    Вычислительные модели зрения: проблемы и перспективы

  • Библиография

Тематический

  • К
  • Иган, Фрэнсис

DOI

10. 4324/9780415249126-W047-1

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 3

  • содержимое разблокировано

    версия 1

  • содержимое разблокировано

    версия 2

DOI: 10.4324/9780415249126-W047-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 9 мая 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/vision/v-1


Гештальт-движение начала двадцатого века отвергло распространенное со времен Беркли мнение о том, что сложные восприятия можно разложить на простые сенсорные компоненты (см. Гештальт-психология). По мнению гештальт-теоретиков, восприятие — это целостный : целостное восприятие не строится из более базовых сенсорных элементов, как, например, картина — это просто комбинация всех покрытых краской сегментов холста. Теоретики гештальта далее утверждали, что восприятие является прямым — обработка восприятия неправильно описывается с точки зрения психологических или психических процессов. Структура визуального опыта должна быть объяснена в терминах структуры лежащих в основе состояний мозга, то есть в терминах нейрофизиологии. Гештальт-психолог Вольфганг Келер охарактеризовал как физический гештальт любая динамическая система, которая приходит в состояние равновесия с минимальной энергией. Мыльный пузырь, образующий идеальную сферу, является примером физического гештальта, поскольку, как утверждал Келер, мозг производит организованное восприятие. Келер предложил теорию, которая обращалась к электрическим полям в мозге для объяснения восприятия (и всех других психических процессов). Гештальт-спекулятивная физиология не была подтверждена последующими исследованиями мозга, которые не смогли обнаружить доказательства гештальт-механизмов, участвующих в обработке перцепции.

Психолог Джеймс Дж. Гибсон разделял с теоретиками гештальт-теории убеждение, что визуальное восприятие не опосредовано процессами, описываемыми в психологических терминах. Гибсон утверждал, что непрямые теоретики неверно охарактеризовали информацию в оптической матрице. Если эффективным стимулом для зрительной системы считается поток сетчатки (плавные преобразования оптического массива по мере нашего движения), то, согласно Гибсону, в стимуле есть важное постоянство, которое обычно упускают из виду сторонники непрямой теории. Следовательно, нет необходимости постулировать выводы, расчеты, воспоминания, ассоциации идей или любой другой промежуточный психологический процесс, чтобы объяснить наше восприятие постоянства размера и формы. Согласно Гибсону, в дополнение к яркости и цвету свойства, непосредственно улавливаемые стимулом, включают в себя свойства более высокого порядка, которые остаются неизменными при движении и изменении ориентации. Эти инварианты более высокого порядка определяют не только структурные свойства, такие как «быть кубом», но и то, что Гибсон называл «возможностями», которые являются функционально важными аспектами удаленной сцены, такими как тот факт, что объект съедобен или может быть использован для еды. резка.

В основе «экологической оптики» Гибсона лежат два фундаментальных предположения: (1) функционально значимые аспекты окружающей среды структурируют окружающий свет характерным образом; и (2) что зрительная система организма эволюционировала, чтобы обнаруживать эти характерные структуры на свету. Оба предположения спорны. Что касается (2), непрямые теоретики жаловались, что Гибсон не дает объяснения механизма, который якобы обнаруживает существенные инварианты более высокого порядка в оптической матрице. Его заявление о том, что зрительная система «резонирует», как камертон, с этими свойствами, не более чем метафора. Но следует отметить, что, утверждая, что восприятие инвариантов более высокого порядка является прямым, Гибсон просто выступает за то, чтобы механизм рассматривался как черный ящик с точки зрения психологии, потому что никакие выводы, расчеты, воспоминания или убеждения не опосредуют их. обработка. (Физиологическое объяснение работы механизма, несомненно, будет очень сложным.) Это утверждение может быть правдоподобным, если верно предположение (1) — если существует физически определяемое свойство света, соответствующее каждой возможности. Но для всех, кроме простейших организмов, кажется маловероятным, что свет структурирован в соответствии с целями и задачами организма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *