Структурный компонент личности: Психологическая структура личности

Содержание

Психологическая структура личности

29.09.2011

Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют психологическую структуру личности. Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности Алексея Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов. В.Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение. В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию.

«Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» -это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

Развитие личности приводит к существенному изменению ее психологической структуры. Она становится социализированной. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным более широкое понимание психологической структуры личности. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих элементов) можно выделить следующие: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок.

Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям необходимый энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения и т.д. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта в форме соответствующих желаний, влечений и т. п. феноменов.

Воля — это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: целостной деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называется произвольным. Именно оно характерно для человека как социального существа. Разновидностью произвольного поведения является поведение волевое. Необходимость в нем возникает в ситуациях препятствий и трудностей в реализации поставленных целей. В основе волевого поведения лежат такие психические действия, как целеобразование, смыслообразование, принятие решения, постановка задачи, планирование, регулирование процесса реализации и контроль.

Субъективно подобные действия переживаются в форме следующих феноменов: волевое усилие, напряжение, сомнение, чувство ответственности, принятие решения, представление результата действия и т.п.

Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т. д. Каждый их них выполняет свои особенные и уникальные функции, которые невозможно компенсировать с помощью других познавательных процессов. Рассмотрим их основное функциональное назначение:

  1. обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий;
  2. служат инструментом получения и накопления жизненного опыта человека (информации) в форме субъективных образов, понятий и психомоторных схем всевозможных действий;
  3. составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в ее построении, развитии и функционировании.

Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Они являются составной частью душевной жизни человека. Основная функция эмоций — субъективная оценка значимости предметов, людей, явлений или событий. Они ориентируют человека в том, насколько полезно или вредно для него что-либо (кто-либо). К другим их функциям относится побуждение к активности, воздействие на работу организма и познавательные процессы. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями, которые либо препятствуют, либо способствуют удовлетворению потребностей и мотивов.

Способности — устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения деятельности.

Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. В них как бы аккумулированы социально выработанные способы оптимального выполнения различных видов деятельности. Особенно ярко они проявляются в сложных и нестандартных ситуациях, требующих поиска принципиально новых нетрадиционных способов действия. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.

Характером называется система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому-либо или чему-либо: к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе и др. (доброта, ответственность, патриотизм, индивидуализм и др.). Каждая черта характера актуализируется в соответствующих ей конкретных жизненных ситуациях, которые являются критическими для нее.

В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, то есть усвоенные им общественно выработанные способы поведения. Поэтому характер образует своеобразный каркас личности. Субъективно каждая черта характера проявляется в форме сложных, синтетических психических состояний, включающих в себя эмоциональные переживания, желания, мысли, образы, сомнения и др.

Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе. В этом и заключается его функциональное назначение. Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий, выполняемых человеком в соответствующих ситуациях: Я пишу, Я хочу, Я думаю, Я опасаюсь и т.д. Самосознание является своеобразным ядром, центром, высшей инстанцией и духовной основой личности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Материалы по теме

Имплицитные теории личности (ИТЛ)

Рождественская Н.А., Способы межличностного познания

Биологическая теория личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Экстраверт и интроверт: различия, тесты

Куделин А. С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство

Макроструктура эмоциональной сферы личности

Вытеснение, самосознание, личность

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Что такое быть личностью?

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Аспекты развития личности. Познавательное развитие

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Эмоциональные качества личности

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

  1. Проблема теоретического определения личности в психологии.

Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

Основные подходы в изучении определений личности:

  • Биологический — изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

  • Экспериментальный — в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

  • Психометрический — изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

  • Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

  1. Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

  • Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

  • Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

  • Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

  • Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

1.ответственность

2.терпимость

3.саморазвитие

4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Критерии наличия и степени зрелости личности:

Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

  1. Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

  • Общечеловеческие свойства — ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

  • Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

  • Индивидуально – неповторимые черты — темперамент, сочетание ролей, самосознание.

В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:

  • Динамика ее психических процессов – темперамент

  • Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

  • Направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности ,желания, стремления

Группы черт личности:

Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

  1. Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

деятельностного подхода в психологии.

Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

Методологические принципы:

  • Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

  • Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

  • Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

  • Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно — исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

  • Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

  • Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

  1. Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

Основной принцип субъектно-деятельностного подхода:

принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

Личность — исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

Этапы развития личности:

  1. Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

  2. Начало ходьбы, самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

  3. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

  4. Начало собственной трудовой деятельности, делающей личность материально независимой.

Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей:

чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности’,

что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Структура деятельности:

  • Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

Экзистенциальные (потребность в самореализации)

Социальные.

  • Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

  • Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

Конечная (к чему стремимся)

Промежуточная (условия достижения цели)

Операций

Функций (психофизиологический уровень деятельности)

8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность.

Структура деятельности: потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

Потребности. (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

Мотив. Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

Цель. Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

Действия. Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

Структурные деления личности и классификация черт

  • title={Структурные подразделения личности и классификация черт}, автор = {Джон Д. Майер}, journal={Обзор общей психологии}, год = {2003}, объем = {7}, страницы = {381 — 401} }
    • Дж. Майер
    • Опубликовано 1 декабря 2003 г.
    • Психология
    • Review of General Psychology

    Структурные модели делят систему личности и связанные с ней черты на отдельные области. Четыре структурные модели исследуются на предмет того, насколько хорошо они это делают. Три модели — трилогия разума, структурная модель Фрейда и недавно введенный набор систем — делят личность и ее черты на концептуальной основе. Последняя модель, 5-факторная модель, разделяет личность на эмпирической основе. Два демонстрационных исследования показали, что эксперты-судьи, которые использовали трилогию разума и… 

    View On Sage

    Структура систем личности: текущая теория и разработка

    • J. Mayer
    • Психология

    • 2015

    Классификационная система для данных Personality Psychology и Adjoineing Fields

    • J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. J. Mayer
    • Психология

    • 2004

    Классы данных часто различаются в зависимости от того, производит ли их человек, как в случае с данными самоотчета, или в зависимости от типа теста, который их производит, например, способность …

    Интегрированный подход к оценке личности, основанный на системе личностных систем

    Система оценки личностных систем (PSF-A) может поддерживать процесс оценки, организуя информацию как о контексте человека, так и о функциях личности, позволяя специалистам оптимально сосредоточиться на характеризующие своих клиентов.

    Структура личности для объединения психологии

    • Дж. Майер, Джейн Л. Аллен
    • Психология

    • 2013

    Мы описываем Структуру личностных систем для организации дисциплины психологии (Дж. Д. Майер, 2005, История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию? Американский…

    Работа в направлении интеграции структуры, процесса и развития личности

    • A. Baumert, Manfred J. Schmitt, C. Wrzus
    • Психология

    • 2017

    предложения нашей структуры по интеграции исследований структуры, процессов и развития личности…

    История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию?

    Альтернатива — системная структура личности — фокусируется на 4 темах: описывается идентификация личности, части личности, ее организация и ее развитие, что может лучше организовать поле личности и помочь в выполнении ее миссии по решению взаимосвязаны основные психологические системы.

    Модель интеллекта личности и ее влияние на приспособление

    • Доктор М. Умамахесвари
    • Психология

    • 2018

    Интеллект личности определяется как способность идентифицировать личность, развивать личность, направлять выбор профессии и систематизировать планы и цели в жизни. Исследователь построил…

    Динамические пути личности: Дальнейшее развитие системы личностных систем

    • Джейн Л. Аллен, Катерина М. Силаска, Дж. Майер
    • Психология

    • 2021

    Действительно общая картина личности

    • Дж. Майер, Мария Корогодская
    • Психология

    • 2011

      4 Как вы описываете личность

      4? Один из способов — начать с представления о том, где находится личность по отношению к соседним системам. Например, биопсихосоциальная модель часто используется для позиционирования…

      Творческие типы и личность

      • Зорана Ивчевич, Дж. Майер
      • Психология

      • 2006

      Целью настоящего исследования было выявление видов творческой деятельности и изучение того, какие черты личности отличают эти типы поведения. Участники сообщали о своей деятельности, касающейся…

      ПОКАЗЫВАЮТСЯ 1-10 ИЗ 77 ССЫЛОК

      СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Наиболее влиятельные статьи Недавность

      Первичные подразделения личности и их научный вклад: от трилогии разума к набору систем

      • Дж. Майер0004
      • Психология

      • 2001

      Теории личности часто определяют наборы первичных частей. Это наборы из нескольких частей личности, достаточно обширные, чтобы в совокупности описать личность в целом. Примеры таких наборов включают…

      Структура классификации компонентов личности

      • Дж. Майер
      • Психология

      • 1995

      РЕФЕРАТ Психологи предложили существование сотен теоретических традиций личности с начала века. Например, психоаналитики…

      Структура фенотипических черт личности.

      В этой личной исторической статье прослеживается развитие факторной структуры Большой пятерки, растущее признание которой исследователями личности оказало глубокое влияние на научное изучение…

      Системно-тематическая структура и структурное расположение систем внутри личности и вокруг нее.

      Создана трехмерная модель систем компонентов внутри и вокруг личности, которая может синтезировать многие пространственные метафоры, использовавшиеся в более ранней теории и исследованиях личности.

      Пятифакторная модель личности: критическая оценка.

      Утверждается, что из-за врожденных ограничений Большая пятерка может рассматриваться как одна из важных моделей в исследованиях личности, но не как интегративная модель личности.

      Противоположный взгляд на пятифакторный подход к описанию личности.

      В этой статье очерчены различные опасения по поводу FFA и показаны последствия этих проблем.

      Пятифакторная модель личности: теоретические аспекты

      • Дж. С. Виггинс
      • Психология

      • 1996

      Дигман, Любопытная история пятифакторной модели. Сосье, Голдберг, Язык личности: лексические взгляды на пятифакторную модель. МакКрэй, Коста, К новому поколению…

      Системная структура для полевой личности

      • Дж. Майер
      • Психология

      • 1998

      Структура для этой академической области описывает содержание этой академической области. Учебники и обзоры в этой области организуют поле в соответствии со структурой. Сегодня поле личности…

      Черты и мотивы: к интеграции двух традиций в исследованиях личности.

      • Д. Винтер, О. Джон, А. Стюарт, Э. Клонен, Л. Дункан
      • Психология

        Психологический обзор

      • 1998

      : Черты направляют поведенческое выражение мотивов на протяжении всей жизни, и оба мотива демонстрируют предсказуемые и воспроизводимые отношения с независимо измеряемыми жизненными результатами в сферах отношений и карьеры.

      Что находится за пределами большой пятерки? Множество!

      Повторный анализ собственных данных Сосье и Голдберга с использованием более реалистичного критерия для принятия решения о том, попадает или нет переменная в конкретное факторное пространство, противоречит их утверждению о том, что существует множество измерений поведения за пределами Большой пятерки.

      Характеристики образа тела как структурного компонента субъективного благополучия

      Открытый доступ

      Проблема

      Веб-конференция E3S.

      Том 273, 2021

      XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
      Номер статьи 10021
      Количество страниц) 10
      Раздел Психология устойчивого развития и взаимодействия человека и окружающей среды
      DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310021
      Опубликовано онлайн 22 июня 2021 г.

      E3S Web of Conferences 273 , 10021 (2021)

      Анна Данилова *

      Российский университет дружбы народов, 117198, Москва, Россия

      * Автор, ответственный за переписку: info. [email protected]

      Abstract

      За рубежом существует множество исследований, подтверждающих наличие устойчивой связи между образом тела и субъективным самочувствием человека. Однако, в отличие от зарубежных коллег, российские исследователи ограничивались освещением общих вопросов, касающихся связи самочувствия человека с его телесным обликом. Таким образом, охват образа тела как структурного компонента субъективного благополучия был недостаточным. Настоящее исследование представляется актуальным в связи с необходимостью более глубокого понимания механизмов поддержания психического здоровья девочек-подростков и необходимостью более глубокого понимания факторов, способствующих формированию их субъективного благополучия. В контексте данной статьи мы рассматриваем образ тела как ключевой компонент благополучия человека. В настоящем исследовании были опрошены студентки филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН). Выборку составили 100 (N=100) участников в возрасте от 18 до 22 лет, средний возраст которых составил 22 года. Проанализированы и обобщены теоретические исследования субъективного благополучия (СБ) и образа тела, а также их взаимосвязи. как зарубежными, так и российскими исследователями. Мы также собрали некоторые эмпирические данные по теме образа тела как компонента благополучия человека. Были использованы статистические методы, такие как ранговый корреляционный анализ Спирмена и факторный анализ. Полученные данные свидетельствовали о том, что субъективное восприятие образа своего тела оказывает большое влияние на различные структурные компоненты личности.

      © The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

      Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

      Текущие показатели использования показывают совокупное количество просмотров статей (полные просмотры статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *