Сценическая речь дыхание и голос: Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

55 664

Человек среди людейСлушать своё телоПрактики how to

Довольны ли вы тем, как говорите? Может, хотели бы перестать тараторить, когда нервничаете? Не шептать, опустив глаза, а спокойно отстаивать свое мнение? Справиться наконец с тем, что каждый раз, когда вам нужно выступать, у вас перехватывает горло? Смотреть собеседнику прямо в глаза?

Голос может многое рассказать о нас. Не умеем говорить звучно — значит, по какой-то причине не выпускаем свою природную энергию, силу. Говорим монотонно — возможно, нам просто не хватает игры, и не только в голосе, а и в жизни? Сбиваемся или тараторим против воли — значит, пора разобраться с тем, что происходит в нашей жизни не по нашей воле.

Не нравится собственный тембр — самое время найти «свое», природное звучание. И понять, что один голос звучит как скрипка, другой — как виолончель, третий — как контрабас, и ни один не хуже остальных.

Вот несколько упражнений для того, чтобы ваш голос услышали. Их делают студенты в театральных вузах.

Правильное дыхание — это когда вам легко

Важно прислушаться к себе: кое-где в разговоре мы замедляем дыхание, притормаживаем. Кто-то — на выдохе, некоторые — на вдохе. Не потому ли и перехватывает голос в ответственный момент?

Работа над голосом начинается с постановки правильного дыхания. «Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх, — забудьте об этом, — говорит Филипп Хитров, преподаватель сценической речи. — Правильное дыхание — брюшное. Не только у нас, людей, но и во всем животном мире: вы когда-нибудь видели кота, который бы дышал грудью?»

Мы не говорим «в пространство». У наших слов всегда есть адресат, мы передаем их ему, как ценную посылку

Наша речь — это звучащий выдох. Значит, набирать полные легкие воздуха, как перед прыжком в воду, не нужно. Наша цель — мощный короткий вдох и легкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь «дышать спиной» — чувствовать, как ребра раскрываются, словно жабры у рыбы.

Но самое главное ощущение, которое должно быть у вас перед тем, как заговорить, — вам легко! Так, как бывает легко в море парить над глубиной с маской, или скользить на лыжах, или катиться с горы. У каждого есть такое воспоминание — найдите его и вспоминайте эту картинку накануне выступления.

Упражнение 1. Убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла

Обдумывая то, что мы собираемся сказать, мы забываем, что перед выступлением точно так же нужно подготовить и наше тело. Нужны простые энергичные движения, чтобы снять напряжение в теле.

Поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!» Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз. Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

Произнести «рррр» (это называется — «шампанское для языка»), прокричать «ла-ла-ла», протянуть «иииии», чтобы звук упал от самой верхней ноты к самой нижней. Вспомните, как мы любили это делать в детстве!

Упражнение 2.

Бросать звук точно в цель

Как мы говорим? Торопливо или куда-то в сторону. А ведь сказать: «Алексей!» — это как добросить мячик этому Алексею прямо в руки. И то, как именно вы произносите это слово, для него очень важно.

Многие актеры слушают свой голос в записи — чтобы привыкнуть, полюбить его и уже с этой любовью идти к зрителям

Потренируйтесь обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать.

Упражнение 3. Говорить так, чтобы вас было слышно

Это упражнение для тех, кто говорит еле слышно, «в себя». Его очень любят в группах сценической речи.

Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Как в фильме «Волга-Волга». В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед — «Эй, парооомщииик!» А теперь еще дальше — на километр.

Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим «в пространство». У наших слов есть адресат, мы буквально передаем ему свои слова, как ценную посылку, заботясь, чтобы он получил их в целости.

Найти «свой» голос

Большинство женщин искусственно завышают голос, сжимая гортань. Почему-то нам кажется, что так правильнее. Голос становится плоским и неестественным.

Наша цель — найти свой настоящий, природный, грудной голос. Ведь наш голос так же уникален, как отпечатки пальцев. И если он ниже, чем у других, — в этом и есть его красота.

У голоса много характеристик. Каждая из них влияет на то, как нас слышат и воспринимают.

Очень полезное упражнение — записать свою речь и прослушать, как она звучит со стороны

Тембр — это на самом деле о том, что чувствуют люди, когда слышат ваш голос. Какой он для них? Чистый, нежный, медово-тягучий, бархатный, теплый, как чашка шоколада…

Очень полезное упражнение — записать свою речь и прослушать, как она звучит со стороны. Сразу могу сказать, что, скорее всего, вам поначалу не понравится. Но так делают многие актеры, именно для того, чтобы привыкнуть, полюбить его звучание и уже с этой внутренней любовью к своему голосу идти на сцену, к людям.

Это упражнение нужно повторять несколько раз, чтобы объективно оценить также, чем он может быть неприятен тем, кто его слышит. Ведь очень многие ошибки дикции можно исправить с помощью специальных упражнений.

Просодия (проще говоря, монотонность) — это, если смотреть глубже, то ощущение внутренней свободы, которые вы передаете другим в каждом своем слове. Если ее нет, голос звучит скучно, на одной ноте.

Театральный принцип тренировок таков: сделать сложное привычным, привычное — легким, легкое сделать удовольствием

Немногие знают, что у голоса есть и такая характеристика, как регистр. Вы можете «поместить» свой голос внутрь тела, и тогда он будет звучать из груди (о таком говорят — «задушевный голос»), из живота (утробное, вкрадчивое звучание, воркование), «из головы» (полетный, летящий голос). Это связано с тем, какой внутренний резонатор нашего тела используется.

Утробный голос воспринимается окружающими как сексуальный, полетность звучания особенно ценна для тех, кто поет или выступает перед большой аудиторией. Грудной голос звучит громко без усилий.

Как понять, что вы нашли «свой» голос? С ним резонирует все тело: даже кончики пальцев вибрируют, когда вы произносите слова. И звучит этот природный голос только на определенной, «вашей» ноте: стоит взять выше или ниже — и вибрация пропадет. Мистика какая-то…

Упражнение 1. Найти «свою» ноту

Одну ладонь положите на грудь, вторую на макушку, громко произнесите «ммммм» сквозь закрытые губы. Меняйте высоту звука, пока не почувствуете, как под ладонью вибрируют и грудная клетка, и голова. Это значит, вы поймали свое природное звучание, нашли природный голос.

Упражнение 2. Освободить гласные звуки

Это упражнение особенно полезно для тех, чей голос звучит глухо, в нос. Причина в том, что напряжен ваш язык. Сдерживаемые слова, подавленные эмоции, невыплаканные обиды — все это приводит к зажимам гортани.

Это создает ощущение небрежности, будто мы сами не ценим и не считаем важным то, что собираемся сказать

Наша цель — «уложить» язык так, как его укладывает доктор, когда проверяет горло. Самостоятельно, волевым усилием это получается не сразу. Но есть простое упражнение — попробуйте зевнуть с закрытым ртом, сжав челюсти. Вы почувствуете, как язык сам опускается вниз, давая волю широкому потоку воздуха. Запомните это ощущение. Любой гласный звук, даже «И», нужно произносить на таком широком раскрытии гортани.

Упражнение 3. Сделать четкими согласные звуки

А вот с согласными все наоборот. Нас и не слышат по большей части из-за того, что мы их смазываем, «проглатываем», не произносим четко, как Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера».

Это создает ощущение небрежности, будто мы сами не ценим и не считаем важным то, что собираемся сказать. Чтобы было легче говорить, представьте такую метафору: гласные как река, согласные — как берега. Река течет плавно и свободно, когда берег не размыт.

Когда вы владеете своей речью, это уже придает вес всему, что вы скажете

Попробуйте такое упражнение: произнесите любую скороговорку, но без гласных (например, «От топота копыт пыль по полю летит»). Это вполне возможно — более того, вас даже поймут.

Напишите на листе целый «рассказ» из скороговорок и прочтите его… зажав между зубами пробку. Она будет мешать вам произносить согласные — делайте больше усилий! Студенты театральных вузов даже продевают сквозь пробку нить, чтобы носить ее шее и тренироваться в свободную минуту.

Да, тренировки речевого аппарата такие же упорные, как тренировки в спорте. Театральный принцип таков: сделать сложное привычным, привычное — легким, легкое — удовольствием.

Упражнение 4. Дикция — это важнее, чем вы думаете

Очень простое задание: произнесите «Король — орел» три раза подряд. Скорее всего, вы не собьетесь. Но о четкости дикции можно говорить, когда вы не будете сбиваться, произнеся эту фразу 30 раз без остановки.

Зачем это делать? Когда вы владеете своей речью, это уже придает вес всему, что вы скажете. И это значит, что вы уважаете и себя, и своего собеседника, и то, о чем вы с ним ведете разговор.

Знакомство с собственным голосом, его возможностями, — процесс небыстрый

Как быть, если трудно даются первые слова? Психофизика предполагает, что как ум связан с телом, так и тело — с умом. Попробуйте простое упражнение: быстро потирая руки и разминая каждый палец, говорите все что угодно — не задумываясь, без пауз. Сначала это непросто, но с каждым разом будет все легче. А потом перед тем, как заговорить, достаточно будет одного такого движения — и речь польется сама!

Знакомство с собственным голосом, его возможностями, — процесс небыстрый, но регулярно выполняя эти несложные упражнения, вы обязательно увидите результат.

И напоследок еще один старый театральный совет застенчивым и тем, кто боится говорить перед аудиторией. На вас смотрят? Надо этот шар поймать и отбросить в зал, снова принять и бросить — и так раскачать аудиторию.

Об эксперте

Филипп Хитров — актер, преподаватель сценической речи.

Текст:Мария МалыгинаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как помириться с мужем после сильной ссоры: практические советы

Тест: Анастейша Стил или Бриджит Джонс — на какую киногероиню вы похожи?

«Муж бьет, а у любовника судимость: как определиться, с кем остаться?»

Самообесценивание: что это и как от него избавиться

Чек-лист токсичного врача: 5 тревожных звоночков

«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов

«До меня домогается брат — с моих 7 лет и до сих пор. А мне уже 14. Помогите!»

«Пишу вам ночью — не могу спать из-за тревоги. Как вернуть нормальный сон?»

Сценическая речь: голос и дикция

Николаева Л. Н.

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

(сценическая речь)

Сценическая речь: голос и дикция

Работа над голосом

Дыхание в звучащей речи.

Существует мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Дыхательная гимнастика:

Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

Голос. Атаки:

мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

Опора звука:

САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!. .
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

Диапазон голоса.

Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2)”Гулянки”
Айдагулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3)“Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

 Упражнения:
1)“Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй,вы!
Хватит спать!

Темпо-ритм речи

Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника) 

Упражнения для голоса: трехступенчатое дыхание

Стенограмма

Одно из моих любимых голосовых упражнений называется «трехступенчатое дыхание». Все знают, что дыхание важно для речи, но когда люди сосредотачиваются на дыхании, оно требует больших усилий. Они начинают делать большие, высокие, шумные вдохи, которые требуют большой работы, создают больше напряжения и мешают хорошо говорить. Дыхание должно поддерживать и усиливать ваш голос и речь, а не мешать. Упражнения для голоса должны научить вас дышать легко, открыто и очень приятно. Трехэтапное дыхание помогает вам исследовать ощущение дыхания всем телом.

Чтобы начать это голосовое упражнение, сделайте круг руками перед собой и на вдохе через рот поднимите руки в горизонтальное положение, а на выдохе дайте им опуститься. Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, когда вы вдыхаете, я хочу, чтобы вы представили, что дышите себе в спину, и, возможно, вы действительно почувствуете, как ваша спина расширяется при вдохе. Вдохните в спину, выдохните. Раздуйте спину, выдохните. Откройте пространство в спине, выдохните. Теперь начните с руками в горизонтальном положении, и на вдохе через рот разведите руки в стороны и выдохните. Вдох, выдох, вдох. Теперь, когда вы вдыхаете, я хочу, чтобы вы представляли, что вдыхаете в переднюю часть тела, как будто вы открываете большие двойные двери, чтобы впустить дыхание. Вдохните в переднюю часть, выдохните. Откройте переднюю часть, выдохните. Направьте дыхание вперед и на мгновение отдохните.

Продолжайте это голосовое упражнение, вытянув руки в стороны. Когда вы вдыхаете через рот, поднимите руки вверх по кругу над головой, затем выдохните, когда руки опустятся. Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, когда вы вдыхаете, я хочу, чтобы вы представили, как воздух входит в ваши бока, как будто ваши бока выходят наружу, когда ваши руки поднимаются вверх. Вдохните в бока, выдохните. Разверните бока, выдохните. Раскройте бока и расслабьте руки. Из этих трех: спины, живота и боков, в каком из трех вам было легче всего почувствовать, как дыхание течет в эту область? Кому из этих троих потребовалось больше воображения? Как и во всех голосовых упражнениях, это будет отличаться для всех.

Затем вы собираетесь объединить все три стадии в одно дыхание, так что, когда вы вдыхаете, первая треть дыхания проходит через спину, все еще вдыхая, следующая треть идет вперед, все еще вдыхая, последняя третья уходит в бока, а затем вы выдыхаете, когда ваши руки снова опускаются, так что вы вдыхаете на всем пути вверх и выдыхаете на пути вниз. Очевидно, вам нужно продолжать двигаться; иначе вы будете заправлены задолго до того, как доберетесь до вершины. Но постарайтесь быть внимательным и конкретным в отношении того, куда движется дыхание на каждой из трех стадий. Я расскажу вам о первых нескольких. Дышите в спину. Дышите спереди. Вдохните в бока и выдохните. Откройте спину, откройте перед, откройте бока, выдох, спина, перед, бока, выдох. Давай сделаем еще три без моих слов.

Итак, голосовые упражнения связаны с речью, так что позвольте звуку выходить с выдохом, начиная с «Эй!» Эээээээээээээээээ. «Мотыга». Оооооооооооооооооооооооооооооооо И «Привет!» Хиииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии. Как звучит звук после трехступенчатого дыхания? Чувствуете ли вы звук, выходящий вместе с вашим дыханием? Можете ли вы представить, что звук исходит от всего вашего тела, а не только от рта и горла? Попробуйте простые слова и фразы, такие как «Привет». Хеллооооооооооооооооооооооооооооооооооооо. И «О, вау!» Ооооооооооооооооооооооооооооо!

Мне нравится это голосовое упражнение. Это так легко и нежно, и это заставляет меня чувствовать себя по-настоящему открытым и ясным. Это определенно одно из трех моих лучших голосовых упражнений наряду с перекатыванием позвоночника и трепетом губ. Это отличный способ открыть свое тело, свое дыхание и свой голос.

Чтобы узнать больше о голосовых упражнениях, щелкните ссылку ниже и загрузите бесплатный буклет и серию видеороликов «Звуки успеха».

 

Диафрагмальное дыхание: первый шаг к хорошему голосу

Основное содержание

Что мы знаем о дыхании и голосе: Сила или движущая сила нашего голоса исходит от дыхания и воздушного потока. Точно так же, как автомобиль нуждается в бензине, чтобы функционировать, воздух — это «газ», который заставляет наш голос звучать. Наша цель — говорить с хорошей поддержкой дыхания, а не полагаться исключительно на мышцы горла. Когда у нас нет хорошей поддержки дыхания, мы создаем напряжение в нашем голосовом аппарате. В конечном итоге это приводит к перенапряжению, стеснению гортани и ухудшению голоса.

Диафрагмальное дыхание: Диафрагма является наиболее важной мышцей для вдоха. Это большая куполообразная мышца, расположенная под легкими. Диафрагмальное дыхание помогает повысить эффективность дыхания и укрепить диафрагму. У людей часто появляется привычка напрягать грудь и плечи, когда они дышат, вместо того, чтобы расслаблять эти мышцы и наполнять низ живота воздухом. Эта техника поможет улучшить вашу общую поддержку дыхания и улучшить качество вашего голоса.

  • Сначала мысленно проверьте свою осанку. Хорошая осанка чрезвычайно важна. Сядьте или встаньте прямо. Когда сидите, помните, что в лодыжках, коленях и бедрах девяносто градусов.
  • Положение руки. Во-вторых, положите руку на грудь и одну на живот. С закрытым ртом сделайте глубокий вдох через нос. Выдохните через сжатые губы.
  • При вдохе желудок должен двигаться наружу, наполняя его, как воздушный шар.
  • При выдохе живот должен распрямляться, как бы выпуская весь воздух из баллона.
  • Помните, что дыхание — это движение мышц живота без напряжения мышц груди и плеч.
  • Практика дыхания. Сделайте пару тренировочных вдохов. Вы должны почувствовать, как живот расширяется и наполняется воздухом. Вы также можете почувствовать, как нижняя часть спины наполняется воздухом. Обратите особое внимание на грудь и шею, которые должны оставаться расслабленными и плоскими. Используйте свои руки, чтобы почувствовать, не слишком ли двигается ваша грудь или вы напрягаетесь во время этих упражнений.
Ежедневная практика:

  1. Следите за длительностью вдохов и выдохов. Цель состоит в том, чтобы сделать выдохи длиннее вдохов. На вдохе считайте, как долго вы можете сделать вдох. Поставьте себе цель начать с трех секунд. Вдохните, затем сосчитайте: «1…2…3», пауза. Выдохните и мысленно сосчитайте до четырех, одновременно выпуская воздух: «1…2…3…4…». Например: вдохните, считая до 4, выдохните, считая до 5. Затем продолжайте вдыхать в течение 5 секунд и выдыхать в течение 6 секунд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *