это эмоция, чувство, признаки, как избавиться от стыда
Стыд — это эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения (как выдуманного, так и реально существующего) ценностям и нормам, общепринятым в обществе и нуждающихся в соблюдении со стороны норм и морали. Человек так устроен, что испытывает различные эмоции, как отрицательные, так и положительные. И это разнообразие чувств настолько велико, что зачастую они пересекаются друг с другом, и положительная эмоция не всегда несет в себе пользу и конструктивные решения. Эта же ситуация происходит и с негативными эмоциями.
Стыд относят к самой неоднозначной эмоции, по сей день не прекращаются относительно нее споры. Являясь видом нравственного сознания, она оказывает влияние на эмоциональную жизнь человека. Одни люди видят в этой эмоции факторы, сдерживающие нормальное развитие индивида, другие рассматривают ее как инструмент, который способствует защите индивида от необдуманных поступков.
Являясь чувственным переживанием своих безнравственных поступков в отличие от чисто внутреннего переживания – совести, стыд подразумевает переживание перед лицом общественности. Поэтому эту эмоцию вырабатывают благодаря специфическому культурному образованию, гарантирующему соблюдение групповых определенных норм, обязанностей по отношению к своему окружению.
Ученые считают, что чувство стыда необходимое эмоциональное проявление, помогающее людям избежать душевных переживаний и социальной изоляции. Стыд предостерегает индивида от совершения необдуманных поступков, даже при получении выгоды. Он также мешает сделать неправильный выбор.
Признаки стыда
Для данного чувства характерны следующие признаки:
— замешательство;
— смущение;
— беспокойство;
— защита от непристойных желаний, асоциальных форм поведения, аморальных побуждений.
И напротив, человек без стыда не способен к естественной склонности переживать чувства смущения, которые вызываются каким-либо безнравственным поступком.
Примерами отсутствия данного чувства является течение независимых нудистов, пропагандирующих свободу и комфорт без одежды.
Как самостоятельное понятие «стыд» появился в 20-х годах 20-го века, однако в настоящее время эта эмоция стала приобретать значимое влияние в социуме в сравнении с другими человеческими эмоциями. Это чувство влияет на индивида и зависит от самой степени его ощущения.
Например, если не сильно выражена данная эмоция, то она способна избавить человека от не желательных последствий после некоторых действий, а сильно выраженная эмоция способна привести к необдуманным решениям.
Пример стыда слабовыраженного. Человек обидел действием или резким словом близкого ему друга, после чего ему стало стыдно, он принес извинения, пообещав впредь не совершать подобных поступков. Если раскаяние было искреннее, то существует большая доля вероятности, что человек свое обещание сдержит.
Гораздо сложнее происходят дела с сильно выраженной эмоцией. Ее последствия варьируются от активного доведения индивидом самого себя до эмоционального и морального истощения.
Пример стыда сильно выраженного. Человек не может простить себя за что-либо и наносит себе телесные повреждения, поскольку его жизнь потеряла смысл.
Сильно выраженная отрицательная эмоция несет в себе только негативные последствия, поэтому ее рекомендуют избегать. У человека, который испытывает сильно выраженный стыд и вину способен развиться комплекс неполноценности. Нередко он не способен понять, почему не такой как все, почему его не принимают таким, какой он есть. Зачастую человек начинает заниматься самобичеванием, обвиняет себя за надуманные пороки, ненавидит за неспособность измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.
Чувство вины и стыда у индивида зависят от имеющихся моральных ценностей, его представлений о том, что такое «плохо» и «хорошо». Между данными категориями «плохо» и «хорошо» маятником выступает поведение личности. Когда поведение сдвигается от категории «хорошо» и переходит в грань «плохо» индивид начинает ощущать чувство стыда. При этом данные категории формируют неотъемлемую часть человеческой личности, и их изменение зависит от того, в каком обществе пребывает человек и какие именно требования к своим членам предъявляет общество.
Что может вызвать у человека чувство стыда?
Зачастую данное чувство развивается у индивида еще в детстве и закладывается благодаря самым близким людям в виде ложных утверждений относительно собственной неполноценности. Данное утверждение во взрослой жизни превращается в стыд, который сковывает действия индивида и мешает ему жить.
Психика ребенка обладает повышенной степенью ранимости, потому навязанные ложные утверждения посредством замечаний, упреков, высмеивания, обвинений не проходят бесследно для детской личности.
Чувство неполноценности возникает в результате неверных утверждений повзрослевшего человека о самом себе и бывает практически невозможно от него избавиться.
Также чувство стыда выступает источником неуверенности индивида в собственных силах, которое не позволяет двигаться ему к успеху по жизни.
В ответственный для человека момент, когда следует принять важное, значимое решение, стыд как будто шепчет ему на ухо: «у тебя не получится», «ты неудачник», «ты ничего не добьешься». И ведомый в реальной жизни этим чувством индивид не принимает для достижения успеха никаких действий.
Стыд заставляет индивида чувствовать себя ненужным, а иногда лишним в этом мире, вызывая возникновение чувства неполноценности.
Испытывая чувство стыда и вины, люди многократно извиняются перед другими индивидами и чувствуют всегда себя неуверенно.
У каждого индивида есть “Концепция собственного Я”, заключающаяся в системе представлений человека о самом себе и о своем месте в обществе. Через эту систему действует стыд.
Когда поведение индивида со стороны других людей подвергается критике, либо звучат упреки в адрес составляющей человека, то в “Концепции собственного Я” происходят изменения, которые связанны с расхождением мнения индивида о самом себе и мнением окружающих людей о нем. В этот момент индивидом начинает овладевать чувство стыда. К нему приходят такие мысли: «почему меня так не любят», «неужели я действительно плохой», «ну, как же так, я ведь хороший».
Черты личности, то есть ее характер является принятой заранее программой поведения, которая запускается в какой-либо ситуации. Если индивид действует не по программе, то чувство стыда овладевает им.
При этом существует прямая зависимость от черт характера личности: чем большим количеством положительных человеческих качеств обладает индивид, тем больше существует вероятность испытать ему чувство стыда. Если человеку свойственна храбрость, но неожиданно он проявил трусость, то им овладеет стыд. То же самое присуще и к другим чертам личности.
Как избавиться от стыда
Сам человек может влиять на развитие внутри себя чувства стыда и делает он это при помощи мозга. При этом происходит влияние не на само чувство вины, а на «Я-концепцию».
Мозг индивида – это мощный инструмент, которому под силу изменить любые неблагоприятные эмоции, поскольку именно там вырабатывается видение окружающего мира.
Как избавиться от стыда? Каким же образом индивид способен повлиять на пагубную эмоцию стыда?
Существует два основных способа борьбы с возникающим чувством.
Первый способ избавиться от стыда – это оказать влияние на эмоцию: подавить стыд или привыкнуть к нему, зная о его существовании, но не разрешать себе думать о нем. Однако, являясь сильным эмоциональным проявлением, стыд позволяет человеку после того, как он к нему привыкнет, изменять его мировоззрение и привычки.
Другими словами, когда стыд вынуждает индивида думать о себе, как о больном человеке или недостойном лучшей жизни, то человеку в этой ситуации очень сложно без изменения мнения о самом себе привыкнуть к мысли о своей не значимости и болезни.
Однако и это не представляет такой опасности для человека, как накопление негативных эмоций посредством их подавления, поскольку рано или поздно эти они найдут выход наружу, и индивидом может овладеть депрессия.
Второй способ избавиться от стыда – это предоставить возможность для выхода негативных проявлений наружу.
Данный способ включает создание жизненных ситуаций, при которых индивид выполняет определенные действия, которые непосредственно связаны с чувством стыда.
Например, человек стыдиться показываться на людях в обществе и выступать перед ними. Для него изначально создаются ситуации, где незначительное количество слушающих людей, постепенно эта аудитория расширяется и в какой-то момент человек понимает, что в этом нет ничего стыдливого и страшного. Итак, стыд отступает.
Именно этот способ используют множество психологов на тренингах. На этих занятиях основной упор делается на практику, и люди, которые очень вежливые упражняются в умении быть бесцеремонными, а чрезмерно скромные — наглыми, и т.д.
Многие люди, желающие избавиться от стыда, уничтожают возникающие у себя эмоции, но лучше будет научиться контролировать их.
Эмоции индивида являются врожденными, поэтому очень сложно устранить то, что дано изначально природой. Лучшим выходом из таких ситуаций будет обучение правильному использованию своих эмоций и максимальной адаптации к ним.
Человеку важно научиться правильно испытывать чувство стыда, радоваться, обижаться, критиковать и т. д. Для этого следует принять себя таким, каким он является. Это будет самым простым способом в избавлении от стыда. Но большинство людей не в состоянии за собой признать право существования такими, какими они являются, и они пытаются быть идеальными в рамках своего понимания, своей «Я-концепции». У каждого индивида свои представления об идеале и не существует отдельной категории «идеальный человек». Поэтому, в погоне за надуманным образом идеального человека, индивид впустую тратит свои жизненные силы и нервы, при этом недовольство его самим собой изо дня в день только возрастает, пока он не начнет испытывать чувство стыда. Чтобы предотвратить такие перспективы, следует полюбить себя таким, каким человек является сегодня, а окружающих людей принимать с их недостатками.
Следует помнить, что в значительной мере оценки других личностей влияют на «Я-концепцию», вызывая появление негативной эмоции. Необходимо раз и навсегда отказаться от сравнений индивиду своего поведения с ожиданиями, которые на него возлагаются другими людьми.
Итак, стыд — эмоция, которая возникает в результате осознания мнимого или реального несоответствия, своих поступков или некоторых индивидуальных проявлений, принятым в данном социуме и им самим разделяемым требованиям нормам или морали.
Если человек в состоянии избегать сравнений своего поведения с ожиданиями окружающих, то он защищен от переживаний относительно несогласованности «того, как должно быть» и «того, как есть в реальности». Когда индивид отказывается от сравнения, то он входит в гармонию со своей «Я-концепцией» и перестает навсегда испытывать чувство стыда.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Стыд и вина — Психологический центр «Новый Взгляд»
Часто в процессе работы с клиентами приходится сталкиваться с их чувствами стыда и вины. Особенно часто с этими чувствами сталкиваются зависимые и созависимые люди.
Все общество пронизано стыдом и виной. Эти два понятия в нашем сознании зачастую перемешаны.
Чувство вины вызывается центральным конфликтом между нашими эгоистическими побуждениями и противостоящими им силами внутри нас, которые пытаются контролировать и перенаправлять эту энергию на социально приемлемые цели. Чувство вины наказывает индивида изнутри, когда он хотя бы задумывается о том, чтобы повести себя асоциальным образом. Стыд появляется всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущенными, униженными или ничего не стоящими. И хотя и стыд, и вина имеют и позитивные функции, чаще всего приходится иметь дело с клиентами, которые сталкиваются с избыточными количествами этих чувств.
Такие «связанные стыдом» и «связанные виной» люди часто вырастают в семьях, излишне использующих стыд или вину в своем повседневном обиходе.
Самый простой способ различить эти два чувства – это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную структуру. В противоположность этому, вина относится к поведению человека. Стыдящийся человек думает: «Как Я мог совершить это?», а виновный – «Как я мог совершить Это?» Можно сказать, что стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа, тогда как вина – это болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание человеком общественных ценностей и правил.
При переживании неудачи стыдящимся человеком это событие ощущается как полный провал, конец жизни. Кризис стыда – духовный. Человек задается вопросом стоит ли ему жить дальше. Часто он чувствует несоответствие своим ожиданиям, которые в раннем возрасте были тем или иным способом внушены ему родителями. Например, с детства ему внушали, что он должен учиться только на «отлично», иначе его не будут любить. И такой ребенок старается учиться на одни «пятерки». И вот если вдруг он получает «четыре» он испытывает огромный стыд. Он может быть уверен, что другие люди презирают его за его глупость.
Чувство вины – это реакция на этическое преступление, оно может быть сильно развито у некоторых людей и только минимально представлено у других. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.
Отличительной особенностью стыда является то, что совершенно тривиальное и мелкое событие может вызвать непропорционально большую интенсивность этого чувства. Стыд ставит под сомнение базовую идентичность человека.
Виновного человека заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. Он может действительно удивляться, как он мог «пасть так низко», и ожидать сурового наказания за свое преступление, но обычно не станет задаваться вопросами о своем праве на существование. Чувство вины вызывается тем, что человек нарушает или собирается нарушить важные семейные или общественные нормы. Некоторые из них могут быть практически универсальными («Не убий», «Не укради»), другие – характерными для специфической субкультуры («Нельзя закладывать своих товарищей по группировке») или родительской семьи («Всегда слушайся своего отца»). Эти нормы описывают поведение, считающееся моральным: человек может уважать себя как моральную личность, если он им соответствует. Он может ожидать наказания, пропорционального тяжести вреда, нанесенного им сообществу, в случае, если он решает не подчиниться его командам.
Одной из причин, по которой стыд и вину можно спутать, является то, что человек может испытывать их одновременно. Тем не менее, определенные личности склонны больше к стыду или к вине. Одно и то же поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем.
Стыд и вина закладывается в период раннего развития ребенка. Стыд чаще всего ассоциируется с ранними эпизодами осознания ребенком, на стадии автономии, когда он осознает, что он – отдельный человек, который нуждается в родительском принятии и может легко его потерять.
Основной страх развивающегося ребенка – это страх оставления. Он обнаруживает, что мир не вращается вокруг него, что есть желания и потребности, которые он не может удовлетворить сам. Оставление может быть физическим, когда ребенок не уверен, что мама вернется домой или эмоциональным, когда ребенок не чувствует заботы матери о себе; в виде пренебрежения или злоупотребления. В результате ребенок осознает, что любовь и привязанность, получаемая им в семье, может быть отобрана, возможно, неожиданно и несправедливо. Ребенок может прийти к выводу, что его невозможно любить. Часто родители прямо говорят: «Ты поступил нехорошо, ты плохой, я не люблю тебя». Страх оставления, который он ощущает, невозможно уменьшить, потому что он больше не спрашивает себя, покинут ли его, а только когда и как это произойдет. Оставление становится несомненным для глубоко стыдящегося человека. Так или иначе, он, возможно, будет продолжать добиваться любви. Это может привести к погоне за эмоционально неподходящим партнером, чья любовь и принятие остаются недостижимыми или внезапно прекращаются.Чувство вины развивается, когда ребенок начинает осознавать, что у него есть обязанности перед обществом или другими людьми, и поэтому он должен сдерживать свои эгоистические желания. Чувство вины связано с формированием совести.
Часто происходит перекрывание этих двух последствий развития. Например, когда ребенок демонстрирует агрессию, он, скорее всего, будучи наказан, услышит оба родительских комментария, как стыдящий («Посмотри на себя, как ты выглядишь? Тебе должно быть стыдно!»), так и обвиняющий («Не смей бить сестру, мальчики не должны бить девочек!»). Простое критическое послание родителя: «Это плохо!» — может интерпретироваться ребенком и как стыдящее (что он в сущности своей дефектен), и как обвиняющее, если пресекается неприемлемое поведение.
Стыд часто выражается в виде мощных физических реакций: лицо вспыхивает, глаза опускаются вниз, в животе бурчит, колени слабеют. Жертва стыда может ощущать отсутствие контроля над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек чувствует себя целиком видимым, как если бы каждый, кто смотрит на него, мог видеть его насквозь. Переживание стыда – это двойной удар: человек расстроен и тем, что он такой некчемный, и тем, что его дефективность всем очевидна.
Первичные же реакции на чувство вины – когнитивные и поведенческие. Человек непрерывно думает скорее о том, что он натворил, чем о том, кто он после этого. Боль виновности стимулирует его сделать что-нибудь, что улучшит ситуацию или компенсирует причиненный вред.
Умеренные чувства вины и стыда несут позитивные функции. Чувство вины служит сигналом, что человек находится в опасной зоне. Его совесть, принявшая традиционные ценности, требует отказа от своей агрессии или других неприемлемых в обществе проявлений. Основная ценность умеренного стыда в том, что он помогает отслеживать наши отношения с миром. Когда мы оступаемся, теряя благосклонность мира, стыд говорит нам, что что-то всерьез не так — такой стыд скорее активизирует, чем парализует.
Часто за помощью к специалисту обращаются люди, которым излишний стыд или вина мешают функционировать на том уровне, на который они были бы способны, обладая оптимальным количеством этих чувств. Стыд часто «парализует» человека, и он как бы застывает в своем эмоциональном развитии. Причем, часто эти чувства не осознаются клиентом, с помощью тех или иных психологических защит человек пытается избежать той боли, которую приносит стыд. Люди жалуются на неудачу в личных отношениях, неуспешность в карьере, излишнюю агрессивность, склонность к зависимому и созависимому поведению. В результате психотерапии происходит осознание клиентом своих чувств стыда и вины, природы их происхождения, снижение чувств до переносимого уровня и освобождение от уничижающего их влияния на личность. Так же становится возможным принятие себя с этими чувствами. Взамен избытку вины и стыда появляется здоровая гордость и чувство ответственности, способствующие улучшению качества жизни и в том числе преодоление зависимостей.
Анна Павлушкова
Стыд — IResearchNet
Определение стыда
Стыд — одна из самых игнорируемых эмоций, по крайней мере, среди людей, живущих в западных культурах. Чувство стыда может иметь глубокое влияние на уровень психологической адаптации и отношения с другими, но, тем не менее, эти чувства часто остаются незамеченными. Люди редко рассказывают о своем опыте стыда. Отрицание и стремление к сокрытию являются частью феноменологии самого стыда. Люди избегают собственного чувства стыда точно так же, как они отшатываются от других в разгар переживания стыда. Еще больше усложняет ситуацию то, что стыд может маскироваться под другие эмоции, скрываясь за виной, скрываясь за гневом, подпитывая отчаяние и депрессию.
Склонность людей путать стыд с виной помогла отодвинуть стыд в сноску в первом веке психологии. В профессиональных трудах и в повседневных разговорах стыд и вина упоминаются наравне с синонимами эмоций или (возможно, чаще) вина используется как общий термин для элементов обеих эмоций. Даже отец психоанализа Зигмунд Фрейд редко проводил различие между стыдом и виной.
Разница между стыдом и виной
Многие психологи и антропологи пытались провести различие между этими моральными эмоциями. Представления о разнице между стыдом и виной делятся на три категории: (1) различие, основанное на типах событий, которые вызывают эмоции, (2) различие, основанное на публичном и частном характере проступка, и (3) ) различие, основанное на степени, в которой человек рассматривает событие, вызывающее эмоцию, как неудачу в себе или в поведении.
Теоретики, которые сосредотачиваются на типах событий, предполагают, что определенные виды ситуаций приводят к стыду, тогда как другие виды ситуаций ведут к чувству вины. Например, поведение, причиняющее вред другим, вызывает вину, тогда как поведение, нарушающее социальные условности (например, отрыжка на публике, плохие манеры за столом, необычное сексуальное поведение), вызывает стыд. Социально-психологические исследования, однако, показывают, что тип события имеет на удивление мало общего с различием между стыдом и виной. Когда людей просят описать личный опыт стыда и личной вины, большинство типов событий (например, ложь, обман, воровство, секс, неспособность помочь другому, неповиновение родителям) приводятся одними людьми в связи с чувством стыда, а другими людей в связи с чувством вины. Некоторые данные указывают на то, что стыд вызывается более широким кругом ситуаций, включая как моральные, так и неморальные проступки и проступки (например, причинение вреда другим и нарушение социальных условностей), тогда как вина более конкретно связана с проступками в моральной сфере, как это традиционно определяется. Но в целом типы ситуаций, вызывающих чувство стыда и вины, очень похожи.
Другим часто упоминаемым различием между стыдом и виной является давнее представление о том, что стыд является более публичной эмоцией, чем вина, и возникает из-за публичного разоблачения и неодобрения, тогда как вина — это более личное переживание, возникающее из-за угрызений совести. Как оказалось, исследования не подтвердили это различие между общественным и частным с точки зрения фактических характеристик ситуации, вызывающей эмоции. Например, когда исследователи анализируют описания людьми личного опыта стыда и вины, другие, скорее всего, будут знать о поведении, вызывающем стыд, не больше, чем о поведении, вызывающем чувство вины.
Откуда взялось мнение, что стыд — это более публичное чувство? Хотя ситуации, вызывающие стыд и чувство вины, одинаково публичны (с вероятностью того, что другие присутствуют и знают о неудаче или проступке), люди обращают внимание на разные вещи, когда им стыдно, и когда они чувствуют вину. В частности, чувствуя вину, люди склонны осознавать свое влияние на других (например, насколько неосторожное замечание ранит друга или насколько они разочаровали своих родителей). Напротив, испытывая стыд, люди более склонны беспокоиться о том, как другие могут их оценить (например, может ли друг подумать, что он или она придурок, или могут ли родители считать его или ее неудачником). Короче говоря, при стыде люди часто сосредотачиваются на оценках других, но фактическое публичное разоблачение не более вероятно, чем в случае вины.
Третье основание для различения стыда и вины основано на объекте негативной оценки, и это различие наиболее сильно подтверждается социально-психологическими исследованиями. Когда люди чувствуют вину, они плохо относятся к определенному поведению. Когда людям стыдно, они плохо относятся к себе. Хотя этот дифференциальный акцент на себе («Я сделал эту ужасную вещь») и на поведении («Я сделал эту ужасную вещь») может показаться незначительным, он создает основу для очень разных эмоциональных переживаний и очень разных паттернов мотивации и последующего поведения.
Стыд — особенно болезненная эмоция, потому что проблема заключается в самом сердце человека, а не просто в его поведении. Стыд предполагает болезненное рассмотрение всего себя, чувство, что «я недостойный, некомпетентный или плохой человек». Люди, испытывающие чувство стыда, часто сообщают о том, что чувствуют себя маленькими. Они чувствуют себя бесполезными и бессильными. И они чувствуют себя незащищенными. Хотя стыд не обязательно включает в себя реальную аудиторию, присутствующую, чтобы засвидетельствовать недостатки человека, часто возникает образ того, каким неполноценное «я» может показаться другим — недостойным и предосудительным.
Мотивы и поведение, связанные со стыдом
Феноменологические исследования показывают, что стыд часто мотивирует избегание, оборону и отрицание. Люди, испытывающие стыд, часто сообщают о желании убежать от вызывающей стыд ситуации, «упасть на пол и исчезнуть». Отрицание ответственности (или самого поведения) не редкость. Пристыженные люди мотивированы скрывать свои проступки и самого себя от других, пытаясь избежать боли стыда. Исследования показывают, что в дополнение к мотивации избегающего поведения стыд часто вызывает экстернализацию вины и гнева. При переживании стыда враждебность изначально направлена вовнутрь, на себя («я такой неудачник»). Но поскольку это влечет за собой такую глобальную негативную самооценку, человек в разгар эпизода стыда склонен чувствовать себя в ловушке и подавленным. Как следствие, пристыженные люди склонны защищаться. Один из способов защитить себя и восстановить чувство контроля — перенаправить эту враждебность и вину вовне. Например, вместо того, чтобы взять на себя ответственность за оскорбление чувств друга, пристыженный человек склонен придумывать оправдания, отрицать, что он или она сказал что-то оскорбительное, и даже обвинять друга в чрезмерной реакции или неверном истолковании. Не всякий гнев основан на стыде, особенно иррациональная ярость, а гнев, казалось бы, вырвавшийся из ниоткуда, коренится в глубоком чувстве стыда.
В крайнем случае стыд может привести к агрессии и насилию с трагическими последствиями. Клиницисты и исследователи определяют стыд как общий элемент в ситуациях, связанных с домашним насилием. В течение месяцев, предшествовавших убийствам в Колумбайне и другим стрельбам в школах, стрелявшие, похоже, испытывали глубокое чувство стыда. Коллективный позор и унижение даже упоминались историками и политическими обозревателями при анализе причин межнациональной розни, геноцида и международных конфликтов.
Стыд и психологические симптомы
Исследователи постоянно сообщают о связи между стыдом и целым рядом психологических симптомов, включая депрессию, беспокойство, посттравматическое стрессовое расстройство, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства пищевого поведения, сексуальную дисфункцию и суицидальные мысли. Люди, которые часто испытывают стыд, подвержены большему риску развития психологических симптомов по сравнению с их сверстниками, не склонными к стыду.
Действительно ли стыд является моральной эмоцией?
Стыд часто называют моральной эмоцией, вызванной нарушением важных моральных или социальных норм. Широко распространено мнение, что болезненное чувство стыда помогает людям избегать неправильных поступков, снижая вероятность проступка и неподобающего поведения. Как оказалось, свидетельств тормозящей функции стыда на удивление мало. Стыд не так эффективен, как вина, в направлении человека по моральному пути. Например, моральное поведение, о котором сообщают взрослые, существенно положительно коррелирует со склонностью к вине, но не связано со склонностью к стыду. Точно так же дети с хорошо развитой способностью чувствовать вину с меньшей вероятностью будут арестованы и заключены в тюрьму в подростковом возрасте. Склонные к стыду дети не в таком привилегированном положении. Среди заключенных преступников чувство вины, а не стыда связано с более низким уровнем «криминального мышления». Наряду с исследованиями, связывающими стыд с нарушением эмпатии, отрицанием ответственности и деструктивными выражениями гнева, есть веские причины поставить под сомнение моральную саморегулирующую функцию стыда.
Адаптивные функции стыда
Теория и исследования, рассмотренные до сих пор, подчеркивали темную сторону стыда, подчеркивая его негативные последствия для психологической адаптации и межличностного поведения. Почему же тогда люди способны испытывать эту эмоцию? Какой адаптивной цели это может служить?»
Психологи, использующие социобиологический подход, сосредоточились на умиротворяющих функциях стыда. В социальной иерархии обезьян стыд служит важным сигналом для доминирующих обезьян о том, что животные более низкого ранга признают свое место. Покорные, похожие на стыд реакции (сгорбленная поза, опущенные глаза) подтверждают социальную иерархию и, по-видимому, рассеивают агрессивные взаимодействия. Доминирующие обезьяны с гораздо меньшей вероятностью нападут на подчиненных обезьян, когда подчиненные таким образом сигнализируют о подчинении. На более ранних стадиях эволюции человека стыд, вероятно, выполнял аналогичные функции. Также было высказано предположение, что мотивация уйти, так часто являющаяся компонентом переживания стыда, может быть полезна для прерывания потенциально угрожающих социальных взаимодействий до тех пор, пока пристыженный человек не получит шанс перегруппироваться. В целом, масса научных данных указывает на то, что вина является более нравственной, адаптивной реакцией на грехи и проступки в современном человеческом обществе, которое по своей структуре скорее эгалитарно, чем иерархично.
Ссылки:
- Tangney, J. P. (1990). Оценка индивидуальных различий в склонности к стыду и вине: разработка опросника самосознательных аффектов и атрибуции. Журнал личности и социальной психологии, 59, 102-111.
- Тангни, Дж. П., Миллер, Р. С., Фликер, Л., и Барлоу, Д. Х. (1996). Являются ли стыд, вина и смущение разными эмоциями? Журнал личности и социальной психологии, 70, 1256-1269.
Психология стыда: все дело в чувстве осуждения
Что мы знаем о психологии стыда? Чего люди склонны стыдиться? Как вы думаете, чувства стыда основаны на реальности или они чисто субъективны?
Хотя стыд является субъективной эмоцией, психология стыда больше связана с другими людьми, чем с нами самими, потому что стыд проистекает из страха осуждения. Большинство людей склонны питать постыдные чувства по поводу вещей, которые другие не сочли бы скандальными. Тем не менее, есть также некоторые вещи, которые общество в целом сочло бы постыдными.
В этой статье мы более подробно рассмотрим психологию стыда с точки зрения ее причин и последствий.
По словам психиатра Джеймса Гиллигана, стыд — это не чувство, это отсутствие чувства. Поначалу стыд может ощущаться как боль, но в долгосрочной перспективе он становится больше похож на оцепенение или оцепенение. Психология стыда определяет некоторые ключевые причины стыда.
Причины стыда: уязвимость и социальные ожиданияВ наше время вещи, которых люди больше всего стыдятся, как правило, являются личными секретами, которые объективно не являются очень скандальными или которые не кажутся другим неважными. Например, зарплата Мелиссы составляет 550 000 долларов в год, и ей стыдно, что она так много зарабатывает, а Джиму стыдно, что он выкуривает унцию марихуаны каждые три недели. Когда они оба раскрыли эти секреты на семинаре честности, никого из остальных участников это не волновало.
Однако, есть некоторые вещи, которые общество обычно называет постыдными. Для мужчин это включает использование белых привилегий, совершение профессиональной бестактности, такой как плагиат, или потерю работы и безработицу. Для женщин сюда дополнительно входят секс-скандалы. (Сексуальные скандалы считались позором для мужчин в 1800-х и 1900-х годах, но в наши дни люди считают другие проступки хуже.)
● Например, когда был опубликован список клиентов борделя Алексис Райт, в нем содержались имена шестидесяти восьми мужчин и одной женщины. Затем мужчины столкнулись с последствиями — например, пастора Джеймса Эндрю Феррейру уволили, а жена ушла от него, — но не испытали стыда. Женщина же, напротив, шутила над ней даже замешанные в скандале мужчины.
Последствия стыда: насилиеВ большинстве случаев насилие мотивировано не местью или самообороной — оно мотивировано стыдом. Насилие — эффективный способ мгновенно повысить самооценку: угроза пистолетом заставляет человека относиться к вам с уважением. Эта самооценка и уважение помогают заполнить пустоту, вызванную стыдом.
Работа двух ученых демонстрирует связь между стыдом и насилием:
Пример 1 — Джеймс Гиллиган: Насилие в тюрьмеВ 1970-х годах в тюрьмах и психиатрических больницах штата Массачусетс наблюдался период насилия, сопровождавшийся частыми самоубийствами, убийствами и другими опасными действиями, такими как беспорядки и поджоги. Департаменту исправительных учреждений было приказано привлечь психиатров-расследователей для выяснения ситуации, а Джеймса Гиллигана пригласили возглавить проект. Сначала он не был в восторге — он ожидал, что самые жестокие люди будут неисправимыми психопатами.
Однако это было совсем не то, что он нашел. На самом деле Гиллиган обнаружил, что все жестокие заключенные в течение своей жизни испытывали сильный стыд, например, их выбрасывали из окон, изнасиловали или подожгли. Этот крайний стыд заставил их эмоционально закрыться. Это оцепенение было настолько болезненным, что они пытались причинить вред себе или другим, чтобы вызвать чувства, физические или эмоциональные.
Пребывание в тюрьме только добавляло им позора — офицеры и охрана плохо обращались с заключенными и унижали их. Например, иногда офицеры лгали заключенным о том, что к ним пришел посетитель. Заключенные были в восторге от этой новости, потому что посетители были редкостью, а затем разочаровывались, узнав, что это была просто шутка. Офицеры думали, что такое поведение обеспечит послушание, но это только сделало людей более склонными к насилию.
Как только Гиллиган понял, в чем была настоящая причина насилия, он попытался исправить ситуацию. В 1980-х он экспериментировал с терапевтическими сообществами. В этих сообществах все должны были относиться к заключенным с уважением и предоставлять им возможность без стыда говорить о себе и о том, чего они хотят. Через некоторое время некоторые тюремные работники стали завидовать этим сеансам, и Гиллиган также устроил им психиатрическое лечение. Это помогло им вести себя с заключенными более цивилизованно, и уменьшилось насилие.
В 1991 году Гиллиган попытался дополнительно использовать образование, чтобы опозорить заключенных, и попросил лекторов Гарварда проводить бесплатные занятия в тюрьмах. Однако, когда Уильям Уэлд был избран губернатором, он закрыл программу, потому что думал, что люди, которые не могут позволить себе колледж, начнут совершать преступления, чтобы получить бесплатное образование.
Несколько терапевтических сообществ Гиллигана существуют до сих пор и по-прежнему эффективно избавляют заключенных от стыда и снижают уровень насилия. Например, Ракель, как и заключенные в оригинальном исследовании Гиллигана, в детстве испытывала стыд — в детстве она подвергалась сексуальному насилию. Это сделало ее жесткой по отношению к собственным детям, и ее сын в конце концов обвинил ее в жестоком обращении с детьми . В конце концов, ее обвинили в покушении на убийство, потому что она бросила нож в своего сына.
Глава сообщества понял, что стыд сыграл огромную роль в деле Ракель, и убедил прокуратуру в том, что Ракель была частью «цикла жестокого обращения». Ракель не разрешалось контактировать с детьми в течение пяти лет, но вместо двадцати лет ее приговорили к четырем месяцам. Ей также предложили работу в доме престарелых, что еще больше повысило ее самооценку.
Пример 2 — Дэвид Басс: фантазии об убийствеПрофессор эволюционной психологии Дэвид Басс также обнаружил, что стыд является мощным мотиватором насилия во время эксперимента с фантазиями людей об убийстве в начале 2000-х годов.