Активность это психология: Активность это

Активность личности — Психологос

​​​​​​​Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.

В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).

Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур.

Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотнесение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком.

Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В.
Н. Кругликов, 1998).

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

Активность — Психологос

Активность — Психологос

01 октября 2022 г., 21:23

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Активность – в русском языке трактуется как деятельное, энергичное, развивающееся (Ожегов С.И., Словарь русского языка, 1987). В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в технических дисциплинах — активный элемент устройства, в педагогике активное обучение, в психологии – активность личности.

Деловая активность при оценке работы сотрудника может быть оценена по следующей шкале:

  • (-2) Сопротивляется действиям,
  • (-1) Действует неохотно, требуются постоянные «подпинывания»,
  • (0) Скажут – сделает.
  • (1) Сделает в срок без постоянный напоминаний.
  • (2) Приложит усилия к тому, чтобы сделать как можно быстрее.
  • Активность
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное обучение

Активное обучение – это такое научение, в котором кто-то заинтересован (дрессировщик заинтересован в том, чтобы собака садилась по комадне – это активное обучение, человек хочет овладеть техникой скорочтений и тренирует сам себя – это тоже активное научение), то есть это то научение, которое происходит сознательно. (Сознательно можно учить кого-то чему-то, а можно учиться чему-то – это все активное научение).

0Подробнее

01 янв. 2013 г.

Активное слушание

Активное слушание — слушание с правильной внутренней и внешней активностью. 

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Активность личности

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Активность лидера

Активный залог вашей жизни, позиция активности — вещь предельно внутренняя, да. Тем не менее, для лучшего освоения внутреннего активного залога имеет смысл начать с внешнего: с отслеживания своей речи.

1Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?

Популярные статьи:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Лидер
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие

Хиты недели:

  • Лидер
  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Карл Роджерс
  • Никто никому ничего не должен?
  • Как читать книги. Или не читать?

Занятия – Введение в психологию. Учебное пособие

Глава 4: Мозг, тело и поведение

Быстрое запоминание частей мозга предложите несколько креативных идей о том, как запомнить названия различных частей мозга и то, что они делают!

Видео 4. 1: Быстро запомнить части мозга, (https://www.youtube.com/watch?v=6xnMLr-sF7o&feature=youtu.be), опубликовано Майклом Бриттом

Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж: Любопытный случай с Финеасом Гейджем.

Видео 4.2: Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж (https://youtu.be/FrULrWRlGBA), опубликовано vlogbrothers.

  • Дофамин: двуликая молекула, вызывающая зависимость и болезнь Паркинсона: подробный взгляд на то, как ученые исследовали роль дофамина в поведении человека: (https://www.theguardian.com/science/video/2012/ 18 мая/неврология-психология)
  • 3D Brain: это приложение поможет вам больше узнать о мозге: (https://itunes.apple.com/ca/app/3d-brain/id331399332?мт=8)
  • Neuroscience for Kids: Этот сайт, предназначенный для детей, посвящен изучению нейронауки в увлекательной форме:
    (http://faculty. washington.edu/chudler/neurok.html)

Видео «Мозг» выводит вас немного за рамки того, что говорится в тексте о мозге.

Видео 4.3 : Мозг (https://www.youtube.com/watch?v=kMKc8nfPATI), загруженное Bozeman Science.

 

И эти два эпизода ускоренного курса посвящены нервной системе:

Видео 4.4 : Нервная система, часть 1: Ускоренный курс A&P #8 (https://youtu.be/qPix_X-9t7E), опубликованное CrashCourse.

 

Видео 4.5 : Нервная система, часть 2 – Действие! Потенциал: Crash Course A&P #9 (https://www.youtube.com/watch?v=OZG8M_ldA1M), опубликованный CrashCourse.

 

 

  • Мозг человека: попробуйте это интерактивное занятие по изучению мозга
    (https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html)
  • 2-Minute Neuroscience: The Neuron — короткое видео о нейронах.

Видео 4.6 : Человеческий мозг: Нуерон (https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html), загруженное Neuroscientifically Challenged.

Затем посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы:

  1. Хорошая оценка количества нейронов в человеческом мозгу будет следующей:
    a. сотни
    б. тыс.
    c. миллионы
    д. миллиарды
  2. Другое название тела клетки:
    a. дендрит
    б. центр
    г. сома
    д. аксон
  3. Электрический сигнал, проходящий по аксону, называется a(n)
    a. миелиновая оболочка
    b. текущий сигнал
    c. потенциал действия
    д. активный заряд
  4. Дендриты:
    а. принимать сигналы
    b. высвобождают нейротрансмиттеры
    c. анализировать информацию
    d. все вышеперечисленное

Ответы: 1. д | 2. в | 3. в | 4. а

  • Здоровье, спорт и психология: это исследование различий между полушариями включает несколько вопросов, чтобы убедиться, что вы поняли материал (http://www.open.edu/openlearn/health-sports-psychology/psychology/starting-psychology/content). -секция-2.1)
  • Представьте, что вас попросили рассказать группе 10-летних детей о симпатической и парасимпатической нервной системе и их роли в нашей реакции на стресс. Подумайте, как бы вы объяснили им материал, и какие примеры вы могли бы использовать.

Наука Бозмана, (2014). Мозг. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=kMKc8nfPATI

.

Бритт, Майкл. (2012). Быстро запоминайте части мозга. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=6xnMLr-sF7o&feature=youtu.be)

Чудлер, Эрик. (2018). Неврология для детей. Получено с http://faculty.washington.edu/chudler/neurok.html

.

Лаборатория Колд-Спринг-Харбор. (н.д.). 3D мозг. [Компьютерное приложение]. Получено с https://itunes.apple.com/ca/app/3d-brain/id331399332?мт=8

Аварийный курс. (2015). Нервная система, часть 2 – Действие! Потенциал: Ускоренный курс A&P #9. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=OZG8M_ldA1M

.

Аварийный курс. (2015). Нервная система, часть 1: ускоренный курс A&P №8. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/qPix_X-9t7E

Кучук, Угур Эрдэм. (2014) 2-минутная неврология: Нейрон. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/6qS83wD29PY

Линер, Анненберг. (2017). Человеческий мозг. Получено с https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html

Открытое обучение. Открытое обучение от Свободного университета. (2018). Начнем с психологии: Мозг из двух половинок. Получено с http://www.open.edu/openlearn/health-sports-psychology/psychology/starting-psychology/content-section-2.1

.

Канал Ньютона. (2012). Дофамин: двуликая молекула, стоящая за зависимостью и болезнью Паркинсона. [Видео файл]. Получено с http://www.theguardian.com/science/video/2012/may/18/neuroscience-psychology

.

ВлогБратья. (2010). Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/FrULrWRlGBA

Достаточно ли вы занимаетесь досугом?

Перегруженные работой, перегруженные графиком и находящиеся под постоянной бомбардировкой стимуляции всеми нашими цифровыми устройствами и давлением, чтобы что-то делать (например, отвечать на электронные письма, текстовые сообщения, голосовые сообщения), мы привыкли рассматривать декомпрессию и ничегонеделание как пустую трату времени. время. В недалеком прошлом люди проводили ленивый послеобеденный сон или возились по дому или «пережёвывали жир» с соседом как безвинное занятие.

Часто досуг рассматривают как нечто, что можно оставить на время выхода на пенсию, когда есть гораздо более ограниченные обязательства и больше финансовой безопасности. Тем не менее, досуг имеет решающее значение для всех возрастов; это не только для пенсионеров. По мере того, как сон перезаряжает тело, время, потраченное на декомпрессию от постоянных требований, заряжает нашу психику энергией. Досуг может уменьшить стресс, а также способствовать социализации и развитию отношений.

Что такое досуг? Термин «досуг» может иметь много значений. Некоторые определяют его как время, не проведенное на работе; это нерыночный труд (Engemann & Owyang, 2007). Стеббенс, выдающийся исследователь досуга, определяет его как «непринужденную, контекстуально оформленную деятельность в свободное время, которую люди хотят делать и, используя свои способности и ресурсы, на самом деле выполняют либо доставляющую удовлетворение, либо приносящую удовлетворение (или и то, и другое)». (2012, с. 4). Получение удовольствия и другого положительного подкрепления не ограничивается досугом. Для некоторых работа по дому, такая как приготовление пищи, уборка или оплата счетов в тишине, является досугом. То, что для одного является досугом, для другого может быть работой или обязанностями. Некоторым людям не доставляет удовольствия проводить свое «свободное время», участвуя в таких мероприятиях, как развлечения, общение, хобби или спорт. Определение досуговой деятельности уникально в зависимости от симпатий и антипатий человека.

Независимо от описания того, что представляет собой «досуг», важно, чтобы занятия были положительными в их воздействии на людей. Досуг может способствовать исцелению, личным и социальным изменениям и благополучию. Ивасаки, Мессина и Хоппер (2018) пишут, что досуг может привести к осмысленной жизни, способствуя «(а) радостной жизни, (б) связанной жизни, (в) открытой жизни, (г) спокойной жизни и (д) наделенная полномочиями жизнь» (стр. 30). Таким образом, досуг должен: доставлять удовольствие; способствовать социальным, культурным и духовным связям человека; поощрять узнавать больше о себе в отношении личных характеристик и качеств; помогают стабилизировать и контролировать свою жизнь и мотивируют чувствовать себя свободным и сильным.

Досуг способствует положительным психологическим состояниям. Если это так, то почему люди не придают ему столько же значения и времени, сколько другим видам деятельности? Например, работа обычно воспринимается как очень важная деятельность, в которой она, вероятно, будет иметь приоритет над отдыхом. Воспринимаемая значимость работы и обязанностей может быть функцией культуры. Например, часто считается, что Соединенные Штаты более «ориентированы на работу» по сравнению с некоторыми европейскими странами. Другие вопросы, такие как финансы, возраст или пол, могут влиять на то, насколько большое значение человек придает досугу. Kuykendall, Tay, and Ng (2015) проанализировали факторы, влияющие на то, уделял ли кто-либо досугу приоритетное внимание. Досуг аннулируется, когда есть финансовые трудности или требования семьи (уход за детьми или уход за ними). Интересно, что работающие мужчины проводили больше досуга, чем работающие женщины, что, возможно, было связано с меньшим чувством вины и большим удовлетворением от отдыха; или, возможно, поскольку работающие женщины также могут брать на себя большую долю семейных обязанностей, это может ограничивать время для отдыха.

Досуг побуждает людей ощутить свободу, что часто приводит к чувству контроля, компетентности и повышению самооценки. Участие в приятных занятиях стимулирует выработку нейрохимических веществ, которые, в свою очередь, улучшают физическое здоровье. К другим положительным преимуществам досуга относятся:

  • Стимулирующая мотивация
  • Вклад в осмысленную и всестороннюю жизнь
  • Помощь человеку справиться с неблагоприятными событиями и приспособиться к ним
  • «Подзарядка», давая уставшим или эмоционально истощенным силы духа идти дальше
  • Разрешение людям вознаграждать себя и усиливать восприятие собственной важности (т. е. вы достаточно важны, чтобы предаваться приятной деятельности)

Таким образом, вместо того, чтобы подчинять досуговую деятельность — или, что еще хуже, очернять ее, — досуг следует принять в качестве важнейшего компонента психологической и физической диеты каждого человека. Понятно, когда и сколько человек тратит на это, нужно оценивать индивидуально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *