Стыд определение в психологии: Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться

Психология стыда

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.


      Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

      Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других.

Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

      При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

      Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для       понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

      Осознание человеком обращенного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда.

Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

      По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

      В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

      Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

      У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

      Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд — это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

      Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

      Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

      Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

      Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

      Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается в следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

      В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

      Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом.

Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам — плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения — второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

      Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали,   что  должны  быть  осуждены.

История непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

      В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

      Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определенные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

      Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе — объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

      На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация ребенком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

      Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

      Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно  оказывает  большое  влияние  как     на     психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует  развитию чувства стыда.

      Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

      При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, не нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

      Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

      Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

      Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

      Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, — отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой — он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

      Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

      Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

      Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

      В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

      Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

      Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

      Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

      Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает .чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин — реакции гнева.

      По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

      Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

      Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

      В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

      Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

      До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни. Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Стыд: что это за чувство и как от него избавиться

Как научиться радоваться жизни, несмотря ни на что, и готовиться к новогодним праздникам без чувства вины? РБК Тренды рассказывают, как не стыдиться счастья и при этом поддерживать окружающих

День святого Валентина, он же ДСВ, он же День всех влюбленных, — идеальный пример «коммерческого праздника», покорившего мир. Его любят и широко отмечают (в 2022 году американцы планировали потратить в этот день 23,9 млрд долларов) и в то же время критикуют за перепотребление и создание ажиотажа. Кроме того, в самый горячий предпраздничный период люди без пары могут чувствовать тревожность, ведь они будто вынуждены издалека наблюдать за чужим счастьем, приправленным открытками-валентинками и букетами. Неудивительно, что стали появляться альтернативы ДСВ, не ставящие во главу угла романтические отношения, — например, Galentine’s Day, который отмечают подруги 13 февраля, чтобы подчеркнуть не менее важную роль дружбы, или шутливый День осведомленности об одиночках, который проходит параллельно с ДСВ, но, как понятно из названия, предназначен для тех, у кого нет пары.

Редакция РБК Трендов тоже решила посмотреть на День святого Валентина по-новому, ведь он может быть посвящен не только романтической любви. Поэтому мы подготовили для наших читателей собственную «валентинку» и собрали материалы о самых разных проявлениях этого чувства. Здесь все — от любви к себе, к родным и друзьям, к природе и животным, к коллегам — до увлечения технологиями.

Что такое стыд

Стыд — это система контроля, которая заставляет нас принимать установленный набор ценностей или моделей поведения, которые определяют, как мы себя ведем и как реагируем в определенной ситуации или окружении. Его можно использовать во благо или во зло, но результатом всегда является негативное представление о себе, что подрывает общее ощущение счастья.

Важно понимать, чем стыд отличается от вины. Вина — это давление, оказываемое внешними силами, тогда как стыд — полностью внутреннее переживание.

Факторы, способствующие возникновению стыда

Самооценка

Наша самооценка, в основном, сводится к субъективному отношению к самим себе. Негативные мысли в свой собственный адрес подрывают наше счастье и психическое благополучие. Когда случается что-то плохое, подобное мышление может усугубить происходящее и заставить нас винить в случившемся свое «плохое я». Со временем этот негативный рассказ о себе превращается в низкую самооценку, из-за которой нам становится трудно не только общаться с окружающими, но и быть наедине с самими собой.

Самосознание

Мы испытываем стыд, потому что человек, как вид, обладает большим самосознанием. Но с этим самосознанием часто приходит и вера в то, что другие постоянно нас судят и мы находимся в «центре внимания». Эта иллюзия заставляет нас рассматривать наши действия с точки зрения «правильных» или «неправильных».

Стандарты

Стандарты — это различные убеждения, которые управляют нашими действиями, мыслями и даже чувствами. Нарушение общепринятых правил и норм может заставить нас ощущать, что мы каким-то образом нарушили «великий космический закон».

Самообвинение

Большая часть нашего стыда возникает из-за чувства вины за события, которые находятся вне нашего контроля. Мы ищем объяснения тому, что происходит в нашей жизни и часто эти оценки искажаются таким образом, что перестают соответствовать действительности. Самобичевание приводит к чувству стыда, которое разрушает наше счастье и заставляет видеть себя в исключительно негативном свете.

Личные качества

Для некоторых людей является нормой высокий уровень общественного самосознания, который может вызвать неуверенность и сделать человека более склонными к стыду. Этот стыд заставляет закрыться и изолировать себя, а также способен привести к тому, что человек упустит возможности, которые могли бы способствовать его счастью.

«Согласно психологам Марио Якоби и Кэрроллу Изарду, стыд — это одна из самых глубоких и сложных эмоций, в основе которой лежат разные психологические факторы и причины. Состояние стыда чаще всего возникает в ситуациях, когда происходящее с человеком не соответствует его представлению о себе. С переживаниями стыда нужно и важно работать», — комментирует арт-терапевт Екатерина Востокова.

Почему возникает стыд

В ситуации, когда другим плохо, многие люди начинают испытывать стыд за то, что не чувствуют то же самое. Подобный стыд является естественной реакцией, но не имеет ничего общего с поддержкой и сопереживанием. Когда происходит что-то пугающее нас, мы начинаем испытывать страх, что подобное может случиться с нами и в этот момент у нас не будет поддержки. Именно это заставляет нас проявлять сопереживание так, как будто мы проживаем то же самое, что и другой человек. Однако, таким образом мы лишь подыгрываем и повышаем свою значимость проявлением неравнодушия к чужому горю.

Такое «присоединение» обесценивает чувства тех, кто в действительности страдает. Сострадать — это реально помогать, а не делать вид, что проходишь через то же, что и тот, кто страдает. Важно сопереживать через действия, а не слова или эмоции. Испытывая стыд мы упускаем реально имеющиеся возможности для помощи окружающим.

Чтобы оказать поддержку вовсе не обязательно погружаться в чужую реальность. У каждого человека она своя и в ней каждый может что-то сделать для тех, кому хуже, не испытывая при этом в чувство стыда.

В момент горя людям свойственно желать, чтобы окружающие чувствовали то же самое, что и они сами, потому, что легче переживать сложные моменты жизни не в одиночестве. Но это вовсе не означает, что вы обязаны погружаться в чужое несчастье и испытывать те же самые эмоции. Каждый имеет право оставаться со своей правдой и чувствами. Нельзя обвинять другого человека или себя самого в том, что он не ощущает горя, если в его жизни горя нет.

Что важно знать о стыде:

  • страдание из солидарности — это повышение своей значимости за счет страдания других;
  • там, где мы играем в солидарность с чужим горем, мы упускаем возможность сделать то, что можем, чтобы облегчить чью-то беду;
  • важно помогать не из чувства стыда, а из понимания, что испытывающие страдание люди не могут в данный момент помочь себе сами;
  • сопереживание должно быть проявлено действием, за которым следует результат;
  • важно отслеживать свои чувства на наличие их ценности для нас и для мира.

Как не нужно поддерживать:

  • обесценивать происходящее с другими людьми заверениями, что все будет хорошо;
  • утверждать, что мы знаем, что чувствуют другие;
  • рассказывать о своем горе.

Что нужно делать:

  • принимать обвинения, не оправдываясь;
  • не ждать и не требовать извинений;
  • спросить, чем конкретно ты можешь помочь;
  • не осуждать действия и слова тех, кто переживает горе и не способен держать под контролем свои эмоции;
  • не проецировать чужое горе на свою жизнь.

Можно извиниться за то, что не чувствуешь того же. Это будет честно и даст человеку опору. Можно находясь в своей реальности, исходя из своих ресурсов, посильно помочь тому, кто в этом нуждается и не испытывать при этом чувство стыда за свое счастье. Не стыдно не чувствовать то же самое. Стыдно не делать добро там, где есть все возможности для того, чтобы его сделать.

Другие статьи в подборке РБК Трендов к 14 февраля

Теперь любовь к себе: как меняется восприятие Дня святого Валентина

Как путешествовать по диким местам экологично: отдохни и сохрани

Хозяин или опекун: что такое концепция ответственного ухода за животными

Ликбез для дедушки: как повысить цифровую грамотность пожилых людей

Давайте жить дружно: как найти новых друзей во взрослом возрасте

Платоническая любовь современности: что такое броманс

Что такое феминизм — в пяти терминах

Пацифизм: зарождение и развитие от Древнего Китая до наших дней

Пять главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за минувшие 15 лет

Каким станет секс в будущем

Секс в метавселенной

Менеджер well-being: кто делает сотрудников компаний счастливее

Право на лень: как менялось отношение человека к труду

Значение стыда и как его уменьшить

11 ноября

Значение стыда и как его уменьшить

Джейсон Спенделоу

Стыд — болезненное чувство, которое может быть изнурительным. Кроме того, стыд связан с несколькими другими психологическими проблемами, начиная от низкой самооценки и заканчивая серьезным психическим заболеванием (1, 2).

Стыд часто называют «тайной» эмоцией, потому что это болезненно и трудно обсуждать. Нам не нравится признавать стыд, потому что он заставляет нас чувствовать себя слабыми и уязвимыми. Но правда в том, что мы все когда-то чувствовали стыд.

Стыд

Это психологическое состояние возникает, когда мы нарушаем социальные правила, которые считаем важными. Например, вы можете испытывать стыд после того, как накричали на кого-то из-за убеждения, что никогда не должны повышать голос.

Нарушение этих личных правил может заставить нас чувствовать себя униженными и подвергаться враждебному взгляду других.

Стыд может быть сосредоточен внутри (внутри тела) или снаружи. Внутренний стыд включает в себя негативные мысли о себе, увиденные собственными глазами. Внешний стыд относится к восприятию негативных взглядов других.

Чувство неполноценности или никчемности может вызвать состояние стыда. Это отличается от чувства вины, которое означает, что вы сделали что-то не так. При стыде не произошло никакого конкретного события или действия; скорее, это ощущение того, что все мы неполноценны.

Реальные или предполагаемые неудачи или недостатки могут вызвать чувство стыда. Это может быть вызвано негативными сообщениями от других, такими как «Ты недостаточно хорош», или самокритикой. Стыд также может передаваться из поколения в поколение. Например, если вы выросли в семье, где люди постоянно принижали друг друга, возможно, вы усвоили эти сообщения и теперь считаете их правдой о себе.

Последствия стыда

Стыд — это сильное чувство, которое может иметь далеко идущие последствия для нашей жизни.

Когда нам стыдно, мы можем чувствовать себя парализованными и неспособными следовать планам в важных областях нашей жизни. Мы можем избегать других в качестве стратегии выживания. Сокращение социальных контактов связано со многими дополнительными неблагоприятными эффектами. Эти другие проблемы создают больше трудностей.

Из-за стыда могут возникать и другие проблемы. Вот некоторые примеры:

  • Беспокойство о негативной оценке по другим

  • — перфекционистские

  • Не рискуйте, страх перед неудачей и унижением

  • Наброски на другие

. к снижению психического здоровья. Например, существует сильная связь между стыдом и депрессией (Ким).

Что делать со стыдом?

Хорошая новость заключается в том, что психологические инструменты могут помочь снизить уровень стыда (Гоффнетт).

Во-первых, мы должны признать, что все мы время от времени испытываем чувство стыда. Однако уровень стыда может стать чрезмерным, вызывая ненужную боль и дополнительные проблемы.

Образцы проблемного мышления

Далее нам нужно разобраться с причинами стыда. Может быть одно событие или несколько триггеров стыда. В любом случае, мы должны исследовать эти ситуации и искать искаженное мышление.

Стыд, как правило, включает в себя чрезмерную «персонализацию» предполагаемого нарушения правил. Это означает, что люди склонны возлагать всю вину на себя. Тем не менее, вы можете рассмотреть следующие вопросы:

Стыд также подразумевает опрометчивые негативные выводы о вашем характере; «Я СОВЕРШЕННО бесполезен», например. Такой тип мышления называется «обобщение». Вы сделали выводы о своей общей ценности на основании одного сложного инцидента. Один ответ включает в себя уточнение того, что произошло:

У вас есть много вариантов, когда дело доходит до выявления и решения проблемных мыслей. Вот дополнительная информация о когнитивных искажениях.

Как избежать изоляции

Очень важно оставаться на связи с друзьями и семьей, когда вам стыдно. Ваша сеть может оказать поддержку, дать альтернативный взгляд на разговоры о стыде и стать источником позитивного взаимодействия. Кроме того, вы можете подумать о профессиональной помощи в тяжелых случаях стыда.

Сострадание

Самосострадание — отличная стратегия борьбы со стыдом. Сострадание помогает нам распознавать страдание, исследовать его и искать способы улучшить наши обстоятельства. Вот упражнение, чтобы дать вам почувствовать вкус этого подхода.

Это стыд

Стыд — это болезненная эмоция, которую мы все испытываем в тот или иной момент нашей жизни. Очень важно понять, что такое стыд и как он влияет на нас, чтобы мы могли начать работать с ним и залечивать нанесенные им раны. Если вы боретесь со стыдом, обратитесь за помощью. Есть люди, которые заботятся о вас и хотят помочь вам в это трудное время.

Мы являемся коучинговыми и клиническими психологами с большим опытом работы, помогая людям справиться с рядом проблем, связанных с благополучием и производительностью дома и на работе. 9. Звоните по номеру в любое время.

Забронируйте бесплатную встречу и приветствие с доктором Спеллоу

Ссылки

(1) Budiarto, Y. , & Helmi, A.F. (2021). Стыд и самооценка: метаанализ. Европейский журнал психологии , 17 (2), 131-145. https://doi.org/10.5964/ejop.2115

(2) Пак, Х.Ю., Со, Э., Пак, К.М., Ку, С.Дж., Ли, Э., и Ан, С.К. (2021). Стыд и чувство вины в юности при сверхвысоком риске развития психоза. Комплексная психиатрия , 108 , 152241. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2021.152241

Ким С., Тибодо Р. и Йоргенсен Р. С. (2011). Стыд, вина и симптомы депрессии: метааналитический обзор. Психологический бюллетень, 137 (1), 68–96. https://doi.org/10.1037/a0021466

Гоффнетт, Дж., Лихти, Дж. М., и Киддер, Э. (2020). Меры по уменьшению стыда: систематический обзор. Журнал поведенческой и когнитивной терапии , 30 (2), 141-160. https://doi.org/10.1016/j.jbct.2020.03.001

Джейсон Спенделоу

Веб-сайт

Остерегайтесь режима угождения людям

Вы влюблены.

Что дальше?

Что такое стыд? Все, что вам нужно знать

Это квинтэссенция человеческих эмоций, говорит в своих трудах психолог из Нью-Брансуика, штат Нью-Джерси, доктор философии Майкл Льюис.

Все экстравагантное поведение является реакцией на него, говорит психиатр из Филадельфии Дональд И. Натансон, доктор медицины. Маскировка.»

После десятилетий безвестности — проведенных, как говорит Мидделтон-Моз, спутанных с чувством вины и омраченных им, — стыд все чаще признается сильной, болезненной и потенциально опасной эмоцией, особенно для тех, кто не понимает ее происхождения или не знает, как с ней справиться. Управляй этим.

Комплексная реакция

По словам Алена Дж. Салерьяна, доктора медицинских наук, психиатра и медицинского директора амбулаторной клиники психиатрического центра Вашингтона, округ Колумбия, стыд — это сложная эмоциональная реакция, которую все люди приобретают в раннем возрасте. «Это нормальное ощущение себя и своего поведения, — сказал он, — не обязательно симптом болезни или патологии. Во многих ситуациях это ненормально, если мы этого не испытываем».

Смущение и застенчивость, например, — это две формы стыда, которые редко вызывают проблемы, если только они не являются экстремальными или продолжительными. А смирение, еще одна из форм, которые может принимать стыд, обычно считается социально желательным.

Но появляется все больше свидетельств того, что проблемы возникают, когда стыд или унижение становятся неотъемлемой частью представления человека о себе или чувства собственного достоинства. За последние два десятилетия психологи, психиатры и другие специалисты в области психического здоровья сообщали, что ненормальные способы обращения со стыдом играют важную роль в социальных фобиях, расстройствах пищевого поведения, домашнем насилии, злоупотреблении психоактивными веществами, дорожной ярости, буйстве на школьных дворах и на рабочем месте, сексуальных преступлениях и множество других личных и социальных проблем.

Важность адекватного самочувствия

Мэрилин Дж. Соренсен, доктор философии, автор книги «Разорвать цепь низкой самооценки» и клинический психолог из Портленда, штат Орегон, объясняет, как возникают такие расстройства.

«В раннем возрасте у людей развивается интернализованное представление о себе как о адекватных или неадекватных в этом мире», — сказала она. «Дети, которых постоянно критикуют, жестоко наказывают, пренебрегают, бросают или иным образом оскорбляют или с которыми плохо обращаются, получают сообщение о том, что они не «вписываются» в этот мир — что они неадекватны, неполноценны или недостойны».

Это чувство неполноценности является причиной низкой самооценки, говорит Соренсон.

«Люди с низкой самооценкой во многих ситуациях становятся чрезмерно чувствительными и боязливыми», — сказала она. «Они боятся, что не будут знать правил или что они ошиблись, оговорились или поступили так, как другие могут счесть неуместным. Или они могут почувствовать, что другие отвергают или критикуют их».

Как только формируется низкая самооценка, человек становится сверхчувствительным — он испытывает «приступы самооценки», которые принимают форму смущения или стыда, добавляет Соренсон.

«В отличие от вины, которая представляет собой чувство того, что вы делаете что-то неправильно, — сказала она, — стыд — это чувство, что является чем-то неправильным. Когда человек испытывает стыд, он чувствует, что «со мной что-то не так».

Мидделтон-Моз говорит, что это обычная эмоциональная реакция у взрослых детей родителей-алкоголиков, а также у тех, кто вырос с депрессивными родителями, жестоким обращением. , религиозный фанатизм, война, культурное угнетение или смерть взрослого или брата или сестры. Все эти переживания заставляют человека чувствовать себя уязвимым, беспомощным и пристыженным.

Глубокий, непродуктивный колодец

Аарон Кипнис, доктор философии, автор книги «Разгневанные молодые люди: как родители, учителя и консультанты могут помочь плохим мальчикам стать хорошими мужчинами» и клинический психолог, занимающийся частной практикой в ​​Санта-Барбаре, Калифорния. ., согласен. Он говорит, что последствия стыда более разрушительны, чем последствия вины.

«Вина положительная», — сказал он. «Это реакция психологически здоровых людей, которые понимают, что сделали что-то не так. Это помогает им действовать более позитивно, более ответственно, часто исправлять то, что они сделали».

Но стыд непродуктивен, говорит Кипнис. «Стыд склонен подталкивать людей к деструктивному поведению. Когда мы сосредотачиваемся на том, что сделали неправильно, мы можем это исправить; но когда мы убеждены, что ошибаемся из-за стыда, все наше чувство собственного достоинства разрушается».

Вот почему чувство вины не вызывает гнева, ярости или других иррациональных поступков, которые вызывает стыд, добавляет Кипнис. «Многие проявления насилия ведут к глубокому стыду», — сказал он.

Ему стыдно, ей стыдно

Одинаково ли реагируют мужчины и женщины, когда их стыдят?

«В условиях стыда принято говорить, что мужчины «действуют», а женщины «действуют», — сказал Кипнис.

В своей книге «Стыд: разоблачение себя» Льюис говорит, что женщины не только испытывают больше стыда, чем мужчины, но и выражают его иначе. Как правило, женщины справляются со стыдом через интроверсию и ненависть к себе, в то время как мужчины чаще проявляют крайний гнев и насилие.

Льюис обнаружил, что основными причинами стыда у женщин являются чувство непривлекательности или предполагаемые неудачи в личных отношениях. Напротив, он сообщил, что основной причиной стыда у мужчин является чувство сексуальной неадекватности.

В статье 1997 года в Electronic Journal of Sociology Томас Дж. Шефф, доктор философии, почетный профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, и Сюзанна М. Ретцингер, посредник по семейным отношениям в Верховном суде Вентуры, Калифорния, объясняют разницу в том, как мужчины и женщины справляются со стыдом, связанным с сексуальностью, который описывается как «весьма распространенный» в современном обществе.

Шефф и Ретцингер обнаружили, что женщины обычно испытывают циклы обратной связи стыд-стыд, в то время как мужчины испытывают циклы обратной связи стыд-гнев. В петлях «стыд-стыд» люди стыдятся того, что им стыдно, что заставляет их стыдиться того, что им стыдно, что приводит к еще большему стыду и так далее. Этот круговой процесс часто приводит к замкнутости или депрессии.

В петлях стыда-гнева люди злятся из-за того, что им стыдно, и стыдятся из-за того, что злятся, и так далее. Это создает еще одну эмоциональную петлю, которая питается сама собой и часто приводит к антиобщественным действиям.

«Стыд по поводу сексуальности помогает объяснить направление, в котором сексуальность часто принимает женщин: отсутствие сексуального интереса, замкнутость, пассивность или поздний интерес», — говорят Шефф и Ретцингер в журнальной статье. «Но тот же стыд ведет мужчин в другом направлении — к дерзости, гневу и агрессии. Когда мужчина стыдится своей сексуальности и отвергается или неадекватно относится к женщинам и не признает эти чувства даже перед собой, вероятным результатом является сексуальное насилие».

Натансон еще более широко описывает потенциальные последствия стыда: «Нет никаких записей о насильственных действиях, кроме реакции на стыд или унижение», — сказал он.

Компас стыда: путь к лечению и выздоровлению

Натансон, автор книг «Многоликий стыд» и «Стыд и гордость: аффект, секс и рождение себя», сосредоточил большую часть своего внимания о том, как помочь пациентам и их терапевтам более эффективно справляться с эмоциями. После обширного исследования почти два десятилетия назад он пришел к выводу, что психоаналитическая терапия лечила почти все, кроме состояний, основанных на стыде, несмотря на то, что появляется все больше свидетельств того, что стыд не только является важной чертой многих психологических расстройств, но и что многие подходы к лечению часто вызывают или усугубляют болезненный стыд. реакции.

«Традиционный психоанализ рассматривал молчание как беспокойство, которое интерпретировалось как сопротивление лечению», — сказал он. «Но чаще молчание в терапии на самом деле является признаком того, что пациент стыдится говорить то, что он думает. Молчание терапевта только усугубляет стыд, но не избавляет его».

Натансон разработал «Компас стыда», чтобы обеспечить основу для лучшего понимания динамики стыда и унижения, а также для поддержки более эффективных подходов к реакциям, основанным на стыде, в ситуациях лечения. В этом компасе каждое из четырех основных направлений представлено реакцией на переживание, во время которого возник триггер стыда, был испытан физиологический эффект и имела место когнитивная реакция.

«Представьте себе точки «Отступление» на северном полюсе, «Атака на себя» на востоке, «Избегание» на южном полюсе и «Атака на других» на западе, — сказал он. «Каждый из них представляет собой библиотеку, в которой люди хранят огромное количество сценариев, которые они используют, чтобы реагировать на переживания стыда. Эти сценарии активируются последовательностью событий, включающей триггер, физиологический эффект и когнитивный ответ».

Это означает, что существует не одна сущность, которую можно назвать «стыд», а четыре отдельных сущности, четыре модели реагирования на жизненные события, говорит он.

Натансон добавляет, что информирование пациентов о том, что чувство стыда является нормальной частью процесса лечения, является важным первым шагом к решению основных психологических проблем во всех четырех направлениях.

Лекарства от стыда

Натансон, Салерьян и другие терапевты соглашаются, что роль биологии в развитии стыда становится все более очевидной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *