Чувство стыда //Психологическая газета
Мне очень приятно поделиться своими знаниями о том, как управлять своей психической энергией и жизнью в целом. Сегодня я попытаюсь представить свой взгляд на формирование и влияние на жизнь человека чувства стыда. Я уверен, что этот материал поможет вам самостоятельно додумать и доработать ответ на возникшие в ходе чтения вопросы.
Работа с моими клиентами подтолкнула меня к тому, чтобы дать толкование чувства стыда, которое, переходя в диапазон «невротический», нередко мешает человеку быть здоровым и успешным. Практикуя, я пришёл к выводу, что мы переживаем невротический и нормальный стыд. Чем они отличаются друг от друга?
Нормальный стыд — это чувство, возникающее на стыке взаимоотношений «Я» и «Сверх Я» (внутренний цензор, судья). «Сверх Я» содержит моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве, идущие из коллективного бессознательного и общего информационного поля и сопровождающие человека в течение всей жизни.
Стыд (…) чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосужденье, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью. (В.И. Даль) |
Невротическая форма стыда — это чувство, которое загоняет индивида в невроз, мешает ему быть успешным и здоровым. Психотравматические установки, идущие из Супер Эго, подавляют «Я» человека, вследствие чего он чувствует себя неполноценным, беспомощным, не способным ни на что и т. п. Яркой иллюстрацией такого расстройства может служить случай, когда мать эмоционально или физически бросает ребёнка или, наоборот, гиперопекает. В таком случае он не получает «хорошую грудь» и базальное доверие к миру, модель поведения в жизненном пространстве, что в дальнейшем будет постоянно влиять на восприятие индивида (он все будет видеть через разрушенные представления себя и того, как надо жить). Проблема ещё больше усугубляется, если к первичной психотравме отношений с мамой добавляются установки невротического отца (его отсутствие) и больного общества (то, что мы наблюдаем с 90-х годов в России). Невротик с подобной проблемой запрограммирован на неудачу, не может строить отношения, боится поражения, испытывает огромные трудности в выражении себя, воспринимает как угрозу окружающий мир.
Случай отсутствия стыда (миф: наглость — второе счастье)
Ситуация, когда у человека вообще отсутствует стыд, говорит о том, что у него вообще большие проблемы с психическим здоровьем. У такого индивида с самого раннего детства были психотравматические отношения с родителями, в которых ребенок постоянно был вынужден подавлять свои агрессивные переживания, испытывать неудовольствие от различных фрустраций, получил ложную установку от родителей и больного общества, что НАГЛОСТЬ — ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ. Вследствие этого ребенок накапливает негативный опыт переживаний и далее, по мере взросления, переходит в оппозицию и постоянно бунтует против любой регулирующей инстанции, «протестует против порядка». В таком случае инстанция «Сверх Я» заблокирована, и на первый план выходит Ид (человек удовлетворяет свои инстинктивные желания). Он не имеет ни стыда, ни совести. Знает свои права, но не обязанности. С таким человеком тяжело строить отношения, из-за того что у него отсутствует способность к сотрудничеству на всех уровнях отношений (Я-Ты, Я-Они). Примеров такого состояния психики много, начиная от бесстыдного поведения ребенка в детском саду и кончая аморальными действиями государственного чиновника. Это объясняется тем, что сегодня происходит деградация человека в моральном и духовном плане. Эта разрушительная цепная реакция на уровне масс подпитывается СМИ, при помощи психотехнологий, ложных установок о смысле жизни и т. п. Как вы понимаете, сегодня увеличивается количество бесстыдных людей.
Я вспоминаю, как раньше в СССР воспитывали чувство нормального стыда в школах, октябрятских, пионерских, комсомольских организациях и т. п. Многие сегодня критикуют наше прошлое, но факты налицо. Тогда молодым людям было стыдно пройти пьяным по улице села, города. Девушкам было стыдно ходить по улице с сигаретой, пить спиртное; школьникам бы и в голову не пришло пить пиво на переменах во время занятий в школе. Это и другое было стыдно. Я уже не говорю о наркотиках, изнасилованиях, убийствах, организации танцев в храме… А сегодня? Ответ оставляю за вами. Я знаю, что каждый думает по-своему и имеет право на это, согласно уровню самосознания и духовного развития.
Как возникает стыд и стыдливость?
Я долго исследовал это чувство и понял, что оно, как и другие чувства, связано с самовосприятием человека («насколько я полноценен»), которое каждый из нас получает в первичных отношениях с родителями, в обществе, культуре, в которой живём.
Чем больше избегаем, вытесняем, отталкиваем подсказку в виде болезни, дурной привычки, тем больше мы отсрочиваем решение проблемы и усугубляем свое состояние (телесное и психическое) в будущем. Проблема догоняет нас и бьет, только уже сильнее. |
В случае невротического стыда мы всегда усматриваем тяжёлое, травматическое детство, вследствие которого человек не получил базального доверия к себе и к окружающему миру. Это чувство загоняет в страх и сомнения, мешая, таким образом, нормально функционировать в своём жизненном пространстве.
Например, девушка стыдится, что парень осудит её внешность, поведение и т. п. Такое состояние приводит к тому, что она никак не может устроить свою личную жизнь. Она думает (особенно, если было несколько неудач во взаимоотношениях с партнёром): «Во мне что-то не так… Я этого стыжусь, у меня ничего не получится» и т. д. Уход от реальности в больное воображение (невротическую виртуальность) — это очередная ловушка: девушка на уровне воображения создаёт ещё более отрицательный образ своего «Я», которого будет стыдиться ещё больше, блокировать себя от хороших, доверительных отношений с окружающим миром. Сегодня эта проблема очень распространена и заявлена в психотерапевтическом пространстве молодыми людьми примерно так: «Я не могу строить свою личную жизнь!». А ведь это — один из важных показателей здоровья нашего современного общества.
Могу вам сказать, что невротический стыд, так или иначе, в своей жизни переживает каждый человек, но он опасен только для того, кто не стремится к работе над собой, не способен говорить о своих чувствах, эмоционально одинок. Например, мужчине нравится коллега по работе, но ему стыдно подойти и сказать ей об этом. В итоге — страдания. Что мешает в таких случаях выйти из состояния стыдливости? Такие чувства как: «Я недостаточно хорош (-а), мало зарабатываю, у меня плохая фигура, не достаточно сексуальный (-ая) и т. п.». Как вы понимаете, человек в таком состоянии очень уязвим, лишён осознания: «О, это мешает мне, и я с этим чувством буду работать». Его сознание охвачено невротическими стереотипами самовосприятия. Он видит себя и других искажённо.
Всё, что происходит с нами, мы чаще не осознаём. |
Люди, которые не страдают от невротического стыда, чаще открыты, умеют проговорить свои чувства, ситуацию, которая возникла, у них есть вера в свои возможности и чувство собственного достоинства.
Человек, страдающий от невротического стыда, уязвим. Яркий пример — случай, когда мужчина стыдится идти на приём к урологу или психотерапевту. Как выглядит его уязвимость? Это, прежде всего, чувство неполноценности, которое постоянно борется внутри индивида за сохранение своей тайны, значимости и т. п. Я не раз за годы своей практики слышал, как некоторые мужчины говорили своим жёнам: «К психологу ходят только слабаки».
Страх, что его узнают, оценят как-то не так, лишат значимости, и есть уязвимость невротика, страдающего от стыдливости. Это его невротический крючок, на котором он висит, как пойманная рыбаком рыба. А, как мы с вами говорили в предыдущих публикациях («Способность быть осознанным здесь и сейчас» от 15.03.12), чтобы убрать проблемы, надо осознать и убрать свой невротический крючок, который держит в этом проблемном состоянии.
Как помочь себе?
Для начала осознать и признать, что такая проблема есть. Далее обратить внимание, как вы себя принимаете и позволяете другим войти в ваше жизненное пространство.
Как я уже отметил выше, полезно позволить себе размышлять о своих невротических крючках, проще говоря, ответить на вопрос: «Что загоняет меня в стыдливое или бесстыдное состояние?». Как вы знаете, люди в большинстве случае не могут быть здесь и сейчас, осознать, что их вовлекает в невротическое переживание и конфликт. Это происходит по той простой причине, что большинство из нас боится правды о самих себе. А это — большое препятствие к саморегуляции. Человек, не осознающий, что ему мешает жить стыдливость или отсутствие стыда, не сможет прийти к гармоничным отношениям. Это возможно, только если он или она начнут думать об этом, научатся по-настоящему принимать и любить себя.
Невротический стыд, как и отсутствие стыда, — те невротические крючки, которые сегодня вовлекают многих в проблемные ситуации, вгоняют в психосоматическое сгорание. Осознание своей проблемы помогает освободиться от многих невротических переживаний и делает человека более устойчивым к стрессу. Сегодня мы наблюдаем не в малом масштабе, как некоторые люди пытаются убегать, подавить внутри себя проблему стыдливости или вовсе отсутствие стыда, но это ни к чему хорошему не приводит. Один мой клиент сказал, что стыдливость его мучила и так напрягала постоянно, что он испытывал сильную потребность расслабиться. Он пил пиво по вечерам и в один прекрасный момент (когда ушла жена с ребёнком) осознал, что стал алкоголиком. В другом случае клиентка, молодая девушка, в начале терапии говорила, что устала так жить и хочет покончить с собой… И этим сегодня занимаются многие. Убегание от осознания своей проблемы — это не путь к здоровью и успеху. Скорее, это приход к проблемам и деградации.
Сегодня большой процент людей живут неосознанно, не ведают, что творят. Они живут как в тумане, в слепоте… Я не раз писал о том, что невротик живёт только так, как позволяет его невротическое стереотипное восприятие. Например, девушка говорит: «Я не верю, что у меня что-то изменится в личной жизни». Она права, потому что у неё действительно будет протекать жизнь в радиусе недоверия к себе и к окружающим. Невротический стереотип — как верёвка, которая держит нас привязанными к столбу, как шоры у лошадей, которые ограничивают восприятие пространства жизни.
Неосознанный образ жизни заставляет нас постоянно аккумулировать проблемы, которые просятся на сознательный уровень. Один из ярких примеров выхода такого неосознанного материала на поверхность сознания внутреннего «Я» — страшные сновидения, телесный симптом и т.п.
Бессознательный материал хочет осознания, и если мы этим не занимаемся, то тогда внутреннее «Я» создаёт вновь и вновь проблему невротического стыда в разных ситуациях для его проработки, осознания и получения нового опыта.
Мы не должны критиковать, осуждать себя, что мы сегодня что-то не осознаём. Не занимайтесь этим. Эта форма автоагрессии только помешает вашей коррекционной работе. Лучше будет, если вы скажете себе: «Я хочу осознать то, что мне подсказывает данная жизненная ситуация». И, поверьте, для того, чтобы провести такую коррекционную работу, не нужно уезжать в Тибет, Индию и т. п. Все зависит от того, насколько вы хотите измениться, действовать осознанно здесь и сейчас.
Нужно постоянно радоваться тому, что вы начинаете осознавать себя (без критики, осуждения), какой вы есть. Эта отправная точка поможет видеть более чётко, чем вы можете заниматься в плане коррекции проблемы и духовного развития сейчас. Осознание уменьшает внутреннее напряжение, конфликт внутреннего «Я», создаёт комфортные условия для развития. Вспомним объяснение из учения по китайской медицине (Со Оуенн): «Если побеждает Инь, то заболевает Ян, если побеждает Ян, то заболевает Инь». Учитывая, что наша сущность имеет в себе одно из многообразий явлений Инь или Ян, нетрудно догадаться, что осознание, снимая конфликт, позволяет поддерживать эти энергии (Инь, Ян) в состоянии здорового равновесия.
Если вы уменьшаете внутреннее противоречие (проблему) при помощи осознанности, то согласно закону резонанса вы меньше притягиваете подобные ситуации, людей с негативными переживаниями.
После осознания того, какой вы сегодня, вы можете сделать выбор и что-то поменять. Например, если у вас раньше была привычка стыдиться, убегать от реальности в одиночество, то сегодня, после осознания, вы можете сказать себе: «Далее я могу выбрать: жить с этой привычкой дальше или освободиться от неё».
Осознание помогает понимать не только себя, но и закон Природы и Вселенной в целом. Для самокоррекции это очень важно. Один мой клиент, молодой мужчина, сказал мне на одной из сессий: «Я стал по-другому смотреть фильмы о космосе… Я понял, что везде работают одни и те же законы… Не зря написано «Что вверху, то и внизу».
Человек знает всё, так как он — частичка целого, то есть вселенной. Осознание снимает те блокировки, которые мы приобретаем в течение своей жизни, и открывает доступ к общему информационному полю и механизму саморегуляции. Этим объясняются сверхвозможности тех людей, которые целенаправленно разблокируют себя, читают, в той или иной форме, послания из общего информационного поля. Проще говоря, осознание — это как процедура мытья лобового стекла автомобиля. Если человек не делает это после прохождения через грязь, то ему будет достаточно сложно водить, а, возможно, он попадёт в ДТП. Другое дело, если водитель осознает, что стекло грязное, чистит его (работают дворники, идет хорошая подача жидкости). В таком случае он видит все, адекватно реагирует на ситуации, происходящие на дороге, не напряжён, не идёт перерасход внутренних ресурсов и т. д.
Итак, нельзя подавлять сигналы тела (симптомы) и психики (невротические переживания), так как они важны для самокоррекции. Если мы уходим от осознания невротического стыда, то автоматически уходим и от счастливой жизни, хорошего здоровья и успеха на работе. Проблеме такого порядка нельзя сказать: «Мне сейчас некогда заниматься собой… Потом что-нибудь предприму… и т. п.» Чем больше мы убегаем от себя, тем больше усиливается порочный круг проблем.
Литература
1. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
2. Википедия.
Андрей Георгиевич Саракул — доктор психологических наук, профессор, психолог-психоаналитик, писатель, специалист в области биоэнергоинформационных проблем человека. Более 22 лет работает с различными проблемами личности, психосоматического здоровья, семьи и реабилитации пострадавших после экстремальных случаев и катастроф. Проводит исследования в области психосоматического здоровья, стресса и энергоинформационных взаимодействий. Написал около 350 научно-популярных статей, которые опубликованы в газетах и журналах таких стран, как: Россия, Молдова, Германия, Финляндия, Украина и США.
Автор книг, в которых научно-популярным языком раскрыл важные темы для психорегуляции современного человека: «Исцеляющие беседы», «Супружеская измена», «Психоанализ полноты или как избавиться от искушения переедать», «В болезнь и обратно», «Семья в кризисе», «Мужчина и женщина по ту сторону счастья», «Как защититься от сгорания в семье и на работе», «Коротко о простом и сложном», «Обида: благо или зло». Автор 45 научных работ в области психосоматического здоровья, массовой и военной психологии, трёх монографий: «Специфические составляющие современного межнационального конфликта», «Психологические особенности подготовки бойцов подразделений спецназначения», «Инновационный подход на основе теории психодинамической билатеральности в оценке и коррекции психоэмоциональной устойчивости человека в современных условиях жизнедеятельности».
чем отличается стыд от вины и обида от агрессии / Хабр
В своей психологической практике я обратил внимание, что чаще всех других чувств, клиенты говорят про стыд, обиду, вину и агрессию. Обычно, это те эмоциональные состояния, которые создают дискомфорт в жизни, влияют на психологическую стабильность, снижают качество жизни и продуктивность. Раз есть проблема — нужно её решать! Но как только мы начинаем погружаться в ситуацию, выясняется интересная вещь — далеко не каждый человек может грамотно дифференцировать свои эмоции, понимать их смысл и, соответственно, подбирать методы решения. И если это происходит на приеме у психолога, то в этом нет ничего страшного, ошибка дефиниций устраняется и работа направляется в нужное русло.
Но так как в России культура личного обращения к психологам еще не развита, а опыт взаимодействия со специалистами данной сферы имели менее 30% жителей (включая работу со школьным психологом, которая может сильно отличаться от формата индивидуальной консультации), то с целью самопомощи стоит разобраться с этими чувствами, чтобы понимать свое состояние и, главное, что с ним делать. Уверяю, эти несколько минут на прочтение помогут вам сэкономить в будущем гораздо больше времени, сил и душевных ресурсов.
Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
Начать нужно с чувства, которое наиболее часто встречается у людей с явной ориентацией на социум — тех, для кого правила, общественная мораль и законы имеют высокую личностную значимость.
Вот уж кому это чувство незнакомо
Стыд — чувство, которое возникает в случае нарушения человеком общественных норм и рамок морали. Стыд возникает при свидетелях, ибо то же самое действие, наедине с собой не вызывает данное чувство.
Важно уточнить, что при глубоком усвоении и принятии общественных норм до уровня личной морали, человек может испытывать стыд и без свидетелей. За указание не неполноту описания спасибо csharpreader
Давайте разберем на примере: каждый из нас в моменты уединения иногда любит продефилировать по квартире обнаженным (никто? только я? ладно, проехали…) и это не вызывает негативных эмоций или самокритики. Мы считаем это нормальным, естественным и приемлемым. Но если вы это же действие перенесете на людную улицу, то, вероятно, будете испытывать дискомфорт из‑за нарушения общественных норм.
То есть, стыд — это чувство, которое возникает при несоответствии вашего поведения какой‑то конкретной моральной системе. В такой ситуации проблема заключается в том, что каждый человек живет одновременно во множестве моральных систем. Самой простой иллюстрацией может служить ситуация, когда человеку нужно задержаться на работе, чтобы завершить срочные или важные дела. В этом случае, в системе координат «я как сотрудник» он получает позитивную оценку в своих глазах и глазах руководителя, но в координатах «я как супруг(а)» — отрицательную, так как не пришел на ужин или обещанную встречу.
Именно невозможность определить приоритетную систему ценностей на данном жизненном периоде и создает избыточное чувство стыда. Также здесь важно отметить, что стыд, преимущественно — это именно про моральные нормы, а не ущерб конкретному человеку. Это важно, потому что дальше у нас следует понятие, которое часто считают синонимичным:
Вероятно, Бэтмену знакомо чувство вины
Вина — чувство, которое возникает в случае, когда вы доставили негативные эмоции другому человеку. Частным случаем вины является ситуация, когда вы испытываете негативные чувства из‑за того, что не оправдали ожиданий другого человека (даже без прямого причинения негативных эмоций).
Для этого чувства пример подобрать проще всего: допустим, вы наступили человеку на ногу в автобусе. Он ойкнул и поморщился. Вы поняли, что доставили человеку неудобства и начали испытывать чувство вины.
Обычно чувство вины возникает в момент осознания нанесения ущерба другому человеку. Важным моментом является то, что вы даже можете не осознавать прямую связь между своими действиями и ущербом человека, но все равно испытывать чувство вины, так как оно во многом опирается не на рациональную, а эмоциональную оценку ситуации. В этой связи, к сожалению, чувство вины зачастую становится манипулятивным инструментом, который используется для неэкологичного и даже деструктивного способа достижения своих целей.
Чтобы минимизировать чувство вины, нужно сделать несколько простых шагов:
Рационализировать ситуацию. То есть, отделить свое влияние на состояние человека от его общего эмоционального фона. Сейчас поясню. Допустим, у Гипотетического Геннадия день не задался с самого утра: он пролил на себя кофе, на работе его отчитал начальник, по пути домой он отстоял два часа в пробке, а перед самым подъездом еще и умудрился поскользнуться прямо в лужу. Расстроенный, злой и мокрый он идет домой с надеждой, что его там ждет чистая одежда и горячий ужин. В квартиру он заходит уже на остатках волевых усилий, удерживающих всё недовольство сегодняшним днем. Но тут оказывается, что его супруга не постирала одежду и не приготовила ужин по каким-либо причинам. Это становится последней каплей для Геннадия, который разражается на свою супругу, Воображаемую Веру, что та испортила ему весь день и, возможно, всю жизнь, что она специально решила его разозлить и окончательно добить. Вера принимает весь шквал расстройства Геннадия на себя и, не зная всего бэкграунда, думает, что она действительно своему мужу расшатала нервы, испытывая чувство вины;
Компенсировать объективный ущерб. Как в случае с примером в автобусе, можно предложить человеку влажную салфетку, чтобы он протер ботинок. Самый простой и понятный пункт;
Компенсировать субъективный ущерб. Здесь речь идет про эмоции. Самым простым способом является извинение. В этом моменте, памятуя про ситуацию с Геннадием, многие говорят: «Да я ж ничего не сделал, он сам неадекватно разорался и расстроился». И, да, всё это так. Но извиниться можно же не только за реальный проступок, но и за то, что вы доставили человеку отрицательные эмоции. Если же вас триггерит процесс извинения (например, для вас это равнозначно признанию вины), то можете просто выразить сочувствие или сожаление человеку, например, в формате: «Мне действительно жаль, что у тебя был паршивый день».
И раз мы заговорили про вину, то это же чувство только одного участника ситуации. Но не стоит забывать и про вторую сторону, которая испытывает противоположное вине чувство — чувство обиды:
Локи и Тор — классический пример несбывшихся ожиданий
Обида — это наша реакция на то, что человек/общество/погода/кто и что угодно не оправдало наших ожиданий. Такой диссонанс ожиданий и реальности вызывает агрессию к объекту и жалость к себе.
Важный момент — зачастую эта агрессия не выражается открыто, а транслируется в формате «пассивной агрессии», отстранении или изменении формата взаимоотношений
Здесь мне хочется привести пример из профессиональной сферы: на вашей работе открылась вакансия, на которую вы претендуете. Вы считаете себя достойным кандидатом и уверены, что начальник должен выбрать именно вас. Но в итоге место достается вашему коллеге. Мысли «Начальник — сволота! Я пахал дни и ночи напролёт, а он, зараза, этого не оценил!» — это и есть проявления обиды: несбывшихся ожиданий, агрессии к оппоненту и жалости к себе.
Здесь самым важным этапом является работа с ожиданиями. Так как ожидания имеют чаще всего наше внутреннее иррациональное происхождение, то мы не так часто их выражаем вовне. Следовательно, не всегда может получить обратную связь от людей, на которых ожидание направлено, и, соответственно, не можем их скорректировать. Иногда это выливается в совершенно субъективную конструкцию, не имеющую отношения к реальности. Поэтому, ваша первостепенная задача — это ответить на вопросы:
С чего я решил, что мои действия должны привести именно к такому результату?
Люди, которые не оправдали моих ожиданий, вообще были ли в курсе о них?
Если они были в курсе ожиданий, были ли конкретные договоренности с ними или всё это осталось в моей голове?
Скорее всего, по многим вопросам вы придете к заключению, что ваши ожидания были не в должной мере соотнесены с реальностью. А если вы будете отслеживать свои мысли и чувства, то сможете работать со своими ожиданиями еще до того момента, как они не сбудутся.
И теперь стоит сказать про самое яркое чувство из сегодняшней подборки, я бы даже сказал, что самое жгучее и в наибольшей степени побуждающее к активным действиям — чувство агрессии.
Агрессия в своем чистом виде
Агрессия — это поведение, направленное на распределение или перераспределение ресурсов. Стимулятором агрессии является дефицит или страх дефицита ресурсов.
То есть, агрессия — это чувство/стремление/действие, за которым стоит потребность восполнить баланс ресурсов: как объективных (вода, еда, деньги, кров), так и социальных (статус, уважение, положение, честь).
Самый литературный пример данной статьи: вот отпускал неуместные шуточки Михаил Юрьевич про то, что у Мартынова «кортик, а не сабля», вызвав у последнего желание восстановить поруганную честь (читай, вернуть социальный ресурс) — последствия всем известны.
Чтобы разобраться с идеей агрессии, но не уходить в конфликтологию, мы с вами пройдем по грани и попытаемся вычленить самые важные моменты. Для совладания с этим чувством, нам необходимо расставить точки над i в следующих моментах:
Дефицит или страх дефицита какого ресурса меня подталкивает к активным действиям?
К каким реальным, а не гипотетическим последствиям приведет потеря этого ресурса?
Какова цена конфликта? Что я потеряю в борьбе за ресурс и не перевесит ли это выгоды от получения ресурса?
В рамках импортозамещения нужно сказать и про отечественного производителя
Возвращаясь к примеру с господином Лермонтовым (да, это было краткое жизнеописание причин его смерти), попробуем ответить на эти вопросы с его позиции. Точнее, с позиции современного человека, попади он в аналогичную ситуацию сегодня:
Я обвинил Мартынова в малом размере холодного оружия, он вызвал меня на дуэль. Что я теряю, если принесу извинения и откажусь от дуэли? Наверное, меня будут считать треплом и трусом;
К чему это приведет? Наверное, меня будут меньше ценить в этой компании и с дамами это создаст проблемы. Но, глобально, на мою жизнь это не повлияет;
Чем я рискую? Ну, меня могут убить или тяжело ранить. Хочу ли умирать или получать увечья ради уважения пары десятков людей? Наверное, нет.
Таким образом, можно разобрать причины этих чувств, а также слегка охладить пыл и вернуть ясность мысли, чтобы не наделать бездумных поступков, о которых потом будете жалеть (если вообще что‑то сможете делать).
Эти чувства — неизбежные спутники нашей жизни, от которых мы не сможем уклониться или спрятаться. Все мы люди, а чувства — это очень человеческое. Но при этом, у нас есть возможности жить с ними так, чтобы они не определяли наше состояние на протяжении долгого времени. Подходите осознанно к себе и своим чувствам — тогда ваша жизнь станет немного проще.
С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.
P. S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ‑канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy
Стыд: каковы четыре различных типа?
Готовы мы признать это или нет, стыд постоянно присутствует в нашей жизни. Это происходит, когда мы падаем на публике и вместо того, чтобы сосредотачиваться на нашей физической боли, мы сосредотачиваемся на социальном ущербе: Кто-нибудь только что это видел?
Но стыд выходит за рамки общей неуклюжести. Он присутствует, когда нас отвергают в романтических отношениях; когда наш босс разоблачает наш блеф в отношении проекта, который мы не смогли завершить; когда нас не пригласили на вечеринку все приглашены; и так много других неудобных сценариев.
Помимо того, что эти сценарии вызывают чувство стыда, у этих сценариев есть еще одна общая черта: мы отчаянно стремимся покончить с ними и покончить с ними. Как часто вам было стыдно и вы решали посидеть с этими чувствами, вместо того, чтобы срочно отвлечься?
Джозеф Бурго, доктор философии, психотерапевт и автор книги «Стыд : освободите себя, обретите радость и создайте истинную самооценку », рассказывает GLAMOUR: «Всякий раз, когда что-то причиняет боль, мы пытаемся предотвратить это и бороться с этим. . Иногда это нормально, но иногда защита от стыда — вместо того, чтобы терпеть его — мешает нам чему-то научиться».
Бурго описывает стыд как «целое семейство эмоций, которое включает смущение, вину, застенчивость, унижение — все те вещи, из-за которых мы плохо себя чувствуем».
Он добавляет: «Они могут быть сильными или слабыми [чувства ]. Они могут быть краткими или продолжительными. Но все они связаны с болезненным осознанием себя»
В своей книге о стыде Бурго описывает четыре взгляда на стыд, которые он называет «парадигмами стыда». Он говорит GLAMOUR, что это «четыре типичных ситуации, когда мы, вероятно, испытываем эмоции стыда».
Вот четыре различных области стыда, согласно Бурго:
1. Безответная любовь
Бурго описывает это как «фундаментальную, самую основную ситуацию стыда».
В своей книге он говорит об «отношениях между матерью и младенцем и о том, насколько они важны для взаимного чувства радости и привязанности к детям, чтобы они росли и чувствовали себя хорошо. Когда этого не происходит, они остаются с вместо этого чувство стыда или дефекта.»
Он отмечает: «Всю жизнь мы все были в такой ситуации, когда тебе кто-то нравится, а ты им не нравишься… Ты хочешь дружить с кем-то, а они не хотят дружить с тобой. Это один из худших опытов, которые вы когда-либо могли испытать».
2. Исключение
Бурго описывает эту ситуацию как «исключение», объясняя: «Мы социальные существа, мы хотим принадлежать, нам нужно принадлежать, мы принадлежим к племени. Наше эволюционное прошлое требует, чтобы мы принадлежали и были приняты группой, и если мы находимся в стороне — если мы исключены или исключены — мы, вероятно, почувствуем какой-то стыд».
3. Нежелательное разоблачение
Это, пожалуй, первое, что приходит на ум, когда мы думаем о стыде. Бурго объясняет, что нежелательное разоблачение относится к «когда вы привлекаете к себе внимание нежелательным образом, например, когда вы делаете что-то неловкое на публике… когда вы спотыкаетесь или что-то проливаете».
Позор психологии |
Томас Шефф хотел бы, чтобы психологи говорили об эмоциях — не просто для того, чтобы делиться чувствами, но и для развития науки.По словам почетного профессора социологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, интуиция может быть катализатором, позволяющим психологии прогрессировать в тех областях, в которых она застой
Его исследование «Три скандала в психологии: необходимость нового подхода» опубликовано в «Обзоре общей психологии».
Шефф утверждает, что исследования катарсиса агрессии, стигмы и самооценки зашли в тупик, потому что научный метод в психологии слеп к пониманию, которое может дать интуиция — то, что не требует «рационального» мышления.
Шефф указывает на пример датского астронома Тихо Браге, который всю жизнь пытался определить орбиту Венеры. Хотя его наблюдения были дотошными, науке мешало распространенное мнение, что планеты вращаются вокруг Земли. После смерти Браге Иоганн Кеплер, работая с данными Браге, решил проблему благодаря случайности интуиции.
«Научные и другие методы, как бы тщательно они ни применялись, беспомощны перед вводящими в заблуждение образами», — пишет Шефф в статье. Он определяет тропы как ложные предположения — идеи, принимаемые как должное, которые могут быть неверными или истинными лишь частично.
Катарсис агрессии, или выход из гнева, — это троп, принятый публикой, — продолжает он. Психологи доказали, что излияние не работает, но, по словам Шеффа, они ошибались, полагая, что катарсиса не существует. Он утверждает, что катарсис реален и достигается посредством «раскачивания» — процесса, в ходе которого люди попеременно переживают переживание и наблюдают за тем, как переживают его заново.
«Вы мечетесь между эмоциональным моментом и безопасным настоящим», — сказал он. «Некоторые писатели называют это безопасной зоной. Вы нашли безопасную зону, где вы можете вновь пережить страх, который на самом деле приятен. Вот почему молодые люди любят кататься на американских горках; потому что они чувствуют себя в безопасности. Американские горки — это безопасная машина, и поэтому они могут чувствовать страх в безопасной зоне».
Шефф вспоминал, что вентиляция была общепринятой терапией в течение многих лет, несмотря на ее очевидную неэффективность. Несколько десятилетий назад, когда он работал консультантом по вопросам брака, его поощряли использовать в своей практике вентиляцию. «Мои учителя говорили мне, что с разгневанными людьми можно справиться, заставив их бить теннисной ракеткой по подушке и кричать на подушку», — сказал он. «Это никогда не работало. У меня никогда не было ни одного клиента, которому бы это помогло».
Стигма, которая широко изучалась, является еще одной областью, в которой большинство психологов ошибаются, по словам Шеффа. Проблема, пояснил он, в том, что клеймо обычно определяется как знак позора в результате некоторого унижения. Однако, по его словам, стигма — это определенный вид стыда, который на самом деле является эмоцией, что наука плохо понимает. «Ученых так же смущают эмоции, как и общественность», — сказал он. «Они изучают эмоцию, но не знают ее, потому что она скрыта в современном обществе».
Стыд особенно неправильно понимается, как утверждал Шефф, из-за его социальной токсичности. «Почему нежелание использовать стыд? В индивидуалистическом обществе стыд постыден», — сказал он. «Стыд о стыде. Вы знаете, что происходит при пожаре в театре, когда люди пугаются, потому что напуганы другие? Они попадают в петлю и делают ужасные вещи. Это цикл страха, петля страха. Современные общества, поскольку они настолько индивидуалистичны, находятся в петле стыда».
У Шеффа суровая оценка исследования самооценки. Он отметил, что за последние 50 лет более 20 000 исследований использовали около 200 шкал самооценки.