Субъект и объект деятельности: определение
Субъект и объект деятельности — важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.
Из истории формирования термина
В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности — это основание, активное начало любого процесса. Если рассматривать термин в качестве производного от латинского «subjectus» — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой формы бытия: сознания, природы, общества. У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.
Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект — тот, кто познает, объект — то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.
Логика — наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества — великое заблуждение людей.
Что такое субъект деятельности
Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.
- В философском смысле субъект деятельности — это индивид, активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
- В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
- В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
- В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.
Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект — активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.
Объект деятельности: какие у него характеристики?
Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная — за окружающим миром. В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания. Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами. Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.
Человек как субъект деятельности
Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому — вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.
С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.
Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал — активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.
Личность в субъект-объектных отношениях
Личность ─ это индивидуальность, осознавшая себя через призму общества. Человек, рождаясь индивидом с неповторимым сочетанием метрических и социально-психологических характеристик, в процессе своего развития проходит несколько стадий, прежде чем станет личностью. Прежде всего, это семья и ближнее окружение, которое дает первое представление о принципах и нормах общества. Затем детский сад, школа, учеба в ВУЗе, работа….
Эти ступени становления в обществе на каждом из этапов позволяют человеку все в большей степени осознать свою индивидуальность и стать активным творцом действительности. Личность как субъект деятельности имеет официальное рождение ─ этап совершеннолетия. В этот момент человек может полностью реализовать свои права, но обязан и нести в полной мере ответственность перед обществом.
Тонкая грань и большая опасность
Неужели так важно понимать, что такое субъект деятельности, для чего нужна такая терминология в реальности, и заслуживает ли внимания эта тема?
Давайте обратимся к действительности. Немного времени прошло с тех пор, кода имела место великая путаница в понятиях, иллюстрацией которой стала история нашего общества «в картинках». Вспомним время, когда человеку по Конституции отводилась роль объекта. Главенствующей была Коммунистическая партия, и лозунг «Ум, честь и совесть нашей эпохи» четко определял субъекта деятельности. Приоритеты были расставлены в следующем порядке: государство, общество, человек. То есть человек как субъект деятельности был на последнем месте в списке государственного масштаба. А великие нравственные понятия отчуждались в пользу безликой партии. Проблемы этого периода сохраняются и в настоящее время, когда человек рассматривается как средство для достижения каких-либо целей.
Субъектами не рождаются, ими становятся
Как говорилось выше, только с совершеннолетием человек начинает проявлять себя как субъект деятельности. Пример — выпускник средней школы.Восемнадцать лет — это рубеж, с которого начинается отсчет взрослой и самостоятельной жизни. Это рубеж, который открывает свободу выбора для человека, одну из важнейших социальных характеристик личности. В этот период человек самостоятельно принимает решение о профессиональном самоопределении.
Возрастной порог во взрослую жизнь — только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния. Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на формирование семейных ценностей. В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.
Образовательная среда
Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания. Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным. Проблема нивелирования субъекта познания — личности — стала общей проблемой общества. Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности — именно сам учащийся. С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.
Асоциальное поведение и субъект
Понятие «субъект» употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник. Либо член общества, который занимает активную позицию асоциального поведения. И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества. В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса (криминальный авторитет), психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности. Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.
Ответственность субъекта
Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий. Субъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе. Потому выбор варианта поведения — это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.
Человек и природа
Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.
Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.
Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия «субъект» и «объект».
Субъект и субъектность деятельности
В энциклопедическом словаре субъект (от лат. subjectus -лежащий внизу, находящийся в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект.
В философском словаре субъект (от лат. subjectum -подлежащее) определяется как активно действующий и познающий, обладающий сознанием или волей индивид или социальная группа. Отмечается, что первоначально, например, у Аристотеля понятие «субъект» обозначало носителя свойств, состояний и действий. Очевидно, в него должны входить и его свойства и состояния, и источник активности, направленности на объект.
Рассматривая понятие «субъект», мы не можем обойти вниманием термины «субъектность» и «субъективность».
Субъективное есть то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.
Когда мы определяем субъективное как то, что свойственно субъекту, мы фактически даем характеристику субъекту, описываем субъекта через его свойства и состояние (Аристотель). Когда же мы определяем субъективное как производное от деятельности субъекта, мы даем характеристику результату деятельности субъекта со стороны индивидуальных характеристик этого результата, обусловленных качествами субъекта.
Интересным в рассматриваемом аспекте нам представляется определение субъекта и субъективности, даваемые в словаре иностранных слов. Субъект определяется как:
- человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;
- человек — носитель каких-либо свойств, личность;
- субъект права — человек наделенный правами и обязанностями.
Субъективность — отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности.
Субъективный:
- свойственный только данному лицу, субъекту, личный;
- односторонний, лишенный объективности, пристрастный.
Попробуем свести приведенные выше определения в систему.
Будем исходить из того, что в действительности существуют люди, которые проявляют активность (действуют), обеспечивая этим свое бытие. Отдельного человека назовем индивидом. Если рассматривать его с позиций источника активности, деятельности и отношений, то индивид будет выступать субъектом жизнедеятельности. Каждый индивид характеризуется набором индивидуальных качеств, которые в своей совокупности и характеризуют его как индивидуальность. Если рассматривать индивидуальность с позиций ее проявления в отношениях и деятельности, то мы получим субъективность как свойственную данному субъекту деятельности систему отношений, индивидуальных характеристик и результата.
Субъективность есть выражение индивидуальности в системе отношений, характеристик деятельности и ее результата.
Становление личности субъектом деятельности происходит в процессе организации своей деятельности. Организация личностью своей активности предполагает мобилизацию ресурсов в соответствии с мотивацией и целью деятельности. «Саморегуляция — это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Саморегуляция заключается в направленной активизации психических процессов, в поддержании их определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активности на протяжении единой личностно значимой линии деятельности».
Системный характер активности субъекта в его целостном отношении с требованиями деятельности, отмечает К.А. Абульханова, реализуется через механизмы оценки, контроля и принятия решений.
Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи.
Сознание отражает мир через мотивацию субъекта. «Человек воспринимает не только то, что есть в мире в целом, но прежде всего то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание — это отражающая способность действующего, деятельного субъекта. Субъект, по-видимому, отражает причинную связь своих действий с изменением действительности (что позволяет ему осмыслить способ, характер, причину своих действий). Способность к отражению связана с изменением позиции субъекта в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является значимым на другом.
Таким образом, делает заключение К.А. Абульханова, «в сознании субъекта отражается способ его действия, но особым образом — на основе динамики деятельности, изменения ее задач, событий. Для понимания сущности деятельности мы предложили в качестве единиц ее анализа понятие «задачи деятельности». Оно, на наш взгляд, более адекватно отражает тот факт, что не всякая деятельность и не на каждом этапе имеет результат в виде предмета или продукта. Результатом может быть решение разного рода задач, которые ставятся самим субъектом (или перед ним) в профессиональной деятельности. При решении задачи и проявляется способность субъекта к целостной организации деятельности, к оптимальной комбинации ее условий и требований».
Прекрасную характеристику проявления индивидуальности в деятельности дает Е.А. Климов.
«Психика — объект в высшей степени не стандартный, имеющий огромное количество неповторимо своеобразных вариантов, признаков, различных проявлений у разных людей (в зависимости от возраста, пола, типа нервной системы, условий среды и воспитания, накопленного опыта, конкретной жизненной ситуации и множества других возможных факторов, не поддающихся полному учету и счету). При этом индивидуальные различия тем значительнее, чем более сложные психические проявления мы наблюдаем и чем выше, в частности, уровень профессионального мастерства человека. Так, если на уровне простейших реакций на сигналы, эмоциональных переживаний соответствующие показатели имеют все же более или менее четкие пределы варьирования, то на уровне характера, направленности личности, высших чувств и опыта личности закономерно возникает не «стандарт» (чего бы хотелось исследователю, стоящему на позициях естественнонаучного мышления), а множество неповторимых индивидуальностей (композитор П.И. Чайковский — один на весь мир, математик Н.И. Лобачевский — один, полководец М.И. Кутузов — один, механик-самоучка И.П. Кулибин — один, биолог-селекционер И.В. Мичурин — один, и так без конца). Приходится принять не как помеху, а как норму положение о том, что человек принципиально не стандартен. Более того, тенденция стандартизации (уместная и рациональная по отношению к техническим объектам) по отношению к «человеческому фактору» труда оборачивается тенденцией обезличивания, бюрократизации, неуважения к личности, бестактности, подавления личности.
Человеку, умонастроение которого сложилось в преобладающем опыте взаимодействия с «холодными» объектами — природными неживыми, техническими, математическими, абстрактно-теоретическими, важно помнить, где стандарт — благо, а где — несообразность и даже зло. Обсуждаемое обстоятельство порождает перед специалистом в области «человеческого фактора» производства ряд непростых проблем, поскольку важнейшая профессиональная цель такого специалиста — обеспечить оптимальное соответствие техники и человека; т.е. систем стандартизуемых и нестандартизуемых.
Предрассудок душеведческой «слепоты» обнаруживается самым различным образом в «честном» (непредумышленном) игнорировании замыслов, интересов, потребностей других людей, в отсутствии сочувствия к ним, непонимании того, что для них сейчас крайне важно, в неспособности взглянуть на ситуацию их глазами, в неприятии чьих-либо мнений, кроме своего, в раздражении или злобном отношении к тому, что люди имеют свои цели и интересы и в связи с этим «не слушаются» и пр.
Заметим, что интерес человека к вопросам психологической теории или к некоторым частным и общим психологическим проблемам, сопровождаемый соответствующей эрудицией, или интерес к психологии, подкрепленный особым вниманием человека к его собственному внутреннему миру, не гарантирует ни его интереса к «живой» личности, ни желания понять и принять ее своеобразие. Нужно специально культивировать в себе особое отношение именно к личности (а не просто к «сенсомоторике», «оперативной памяти» и т.п.) стороннего человека.
Задачи психологии труда не сводятся, конечно, только к личностному уровню анализа психики. В исторической традиции этой отрасли знания скорее преобладал отнюдь не личностный, а дробно-функциональный подход к трудящемуся. Но важно помнить, что трудится не «восприятие», не «память», не «мышление» или «психомоторика», а человек, которому свойственны подобного рода явления, процессы.
Задача психологии в связи со сказанным — разрабатывать научно-психологическую картину труда во всех его проявлениях и обусловленностях, т.е. картину системную; а это обязательно предполагает некоторое «душелюбие», ибо, как справедливо говорят, то, что «открыто сердцу», не составит тайны для ума».В лице субъекта деятельность приобретает индивидуальное выражение, характеризующееся как «индивидуальный стиль деятельности». Поэтому, рассматривая теоретические вопросы деятельности, мы, в первую очередь, сталкиваемся с методическими проблемами индивидуальности и субъекта деятельности, в котором эта индивидуальность проявляется.
9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Шпаргалка по общей психологии
9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Войтина Юлия Михайловна
Содержание
9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.
Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность
ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в
Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В предыдущих главах книги рассмотрены два блока процессов — познавательные и мотивационные, — образующие в своем постоянном взаимодействии непосредственное содержание социально–политической
1.
Личность и индивидуальность1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его
11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение
11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и
Индивид и личность[11] . А. Н. Леонтьев
Индивид и личность[11]. А. Н. Леонтьев В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его
ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе
Индивид, личность, субъект и индивидуальность
Индивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от
Индивид, личность, субъект и индивидуальность
Индивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от
Индивид, личность, субъект, индивидуальность
Индивид, личность, субъект, индивидуальность Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями и психологическими свойствами.Индивид (от лат. individuum – неделимое) – это единичное природное
Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность
Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности,
Раздел 4 Личность как субъект общения
Раздел 4 Личность как субъект общения Разработка психологических проблем общения невозможна без обращения к личности и ее внутреннему миру. Общение – это процесс, в который вовлекается личность во всей своей целостности – множестве свойств и качеств. Внутренний мир
УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Содержание деятельности учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным планом, программами по предметам и примерным содержанием
ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД»
ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД» Что же все-таки происходит с нами?Мы спасены виртуальностью или умираем вместе с ее пришествием?Как описать психологию «нового» человека виртуальных времен?Вот материал из статьи «Череп для дьявола», опубликованный в одной из самых популярных
Психология: 1
Психология: 1 Центр Жака Маритена: Психология / Майкл Махер, С. Дж.ГЛАВА I.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.
Определение. — Психология ( tês psuchês logos ) — это раздел философии, изучающий человеческий разум или душу. Под умом или душой ( psuche ) понимается мыслящий принцип, то, посредством чего я чувствую, знаю и желаю и чем оживляется мое тело. Термины «Я», «Я», «Дух» используются как синонимы разума и души, и, хотя некоторые из них связаны с небольшими различиями, нам будет удобно (за исключением тех случаев, когда мы специально обращаем внимание на расхождения значений) следовать общему употреблению. и использовать их как практически эквивалентные.
Субъективное и объективное. — В современной философии разум также называется Субъектом, особенно в отличие от внешнего мира, который характеризуется как Объект. Прилагательное субъективное аналогичным образом противопоставляется объективному , поскольку обозначает ментальное в противоположность внементальному фактам, что относится к знающему разуму в отличие от что относится к объекту известно . Таким образом, ход мысли, эмоция и сон называются субъективными; а лошадь, выборы и война — объективные реальности. Таковы основные значения этих терминов, но значения различаются у разных авторов. {1}
Возражение. — Здесь нам могут возразить, что мы необоснованно постулируем в самом начале нашей работы самую спорную доктрину во всей психологической науке — существование некой «непостижимой сущности», называемой душой. На это мы ответим, что в настоящее время мы используем этот термин только условно, чтобы указать на источник или корень наших сознательных состояний. Мы не делаем никаких предположений относительно природы этого принципа. Будь то мозг, нервная система, весь организм или чистый дух, мы пока не пытаемся решить. Но мы утверждаем, что, употребляя знакомые термины «душа» и «разум» для обозначения этой кажущейся связи, мы оправдываемся тем очевидным фактом, что наши различные ментальные состояния проявляются как связанные вместе в единое единство.
Область психологии. — Итак, предметом нашей науки является Душа или Разум. Психолог исследует те явления, которые мы называем ощущениями, восприятиями, мыслями, волями и эмоциями; он их анализирует, классифицирует и стремится свести их к наименьшему числу основных видов деятельности. Он изучает природу их действия и законы, управляющие их действиями, и старается изложить свод общих истин, которые точно описывают их главные и наиболее характерные особенности. Но психология не может отдыхать здесь. Хочет он того или нет, но психология неизбежно является ветвью философии. {2} Он не может удовлетвориться простым обобщением фактов; он должен перейти к исследованию внутренней природы и строения корня и субъекта этих явлений; он должен стремиться объяснить следствие его причиной. Следовательно, работа, которая не делает ничего, кроме описания и классификации операций ума, опуская все обсуждения, касающиеся самого ума, есть не что иное, как неудачная попытка психологической науки. {3} Ла Психология без любви , Гамлет без принца Датского. В чем смысл и ценность жизни? Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Эти вопросы всегда представляли глубокий интерес для человечества, и именно вера в то, что психология может пролить на них некоторый свет, всегда придавала такое значение этой отрасли философии.
Помимо того факта, что главный интерес человечества к психологии связан с ожиданием того, что оттуда можно извлечь некоторую информацию о природе самой души, есть еще одна причина для подробного рассмотрения здесь этих метафизических проблем. Два набора вопросов не могут быть изолированы. Они никогда не могут быть по-настоящему разделены. Наши окончательные выводы по многим жизненно важным философским проблемам с необходимостью определяются взглядом на природу психической деятельности в эмпирической части науки. Сенсуалистские учения, например, о восприятии, интеллектуальном познании или воле не могут быть согласованы ни с гегелевской, ни с интуиционистской концепцией духа. Следовательно, будет справедливо по отношению к читателю ясно указать на те философские выводы, к которым логически ведет представленная ему трактовка психических явлений. {4}
Эмпирическая и рациональная психология. — Обсуждение первых вопросов — исследование характера наших различных психических состояний и операций — называется разными авторами феноменальной, эмпирической или экспериментальной психологией; в то время как исследование природы самого разума именуется Рациональной Психологией . Сэр У. Гамильтон описывает эту вторую часть как психологию вывода или онтологию разума. {5} Термин Феноменальный применяется к первой части психологии, потому что она исследует различные феномены разума, факты сознания. Он называется Эмпирическим или Экспериментальным , потому что у нас есть непосредственный опыт этих фактов: мы можем изучить их путем непосредственного наблюдения. Вторая часть нашего предмета отмечена эпитетом Рациональный , потому что излагаемые там истины достигаются не путем непосредственного опыта, а посредством рассуждений, основанных на выводах, сделанных в предыдущей части. В настоящей работе мы посвятили книгу I в основном эмпирической психологии, а книгу II. заключен к проблемам рациональной психологии. Мы, однако, не стремились сделать это разделение жестким: фактически, наше главное утверждение состоит в том, что полное и точное разделение двух разделов психологии невозможно. Таким образом, мы включили в нашу первую книгу некоторые вопросы о внешнем восприятии, памяти, происхождении идей, природе интеллектуальной деятельности и свободе воли, которые в наши дни обычно относят к сфере рациональной психологии. Две отрасли науки, конечно, используют как наблюдение, так и вывод; но в то время как частое обращение к фактам сознания является отличительной чертой первой стадии, на последней преобладает дедуктивное рассуждение. Исходя из знаний, полученных в эмпирической психологии о характере операций и деятельности ума, мы делаем дальнейшие выводы о природе и строении корня или субъекта этих действий. Знание следствия ведет нас к знанию причины; способ действия указывает на природу агента. Таким образом, мы можем надеяться, разумно сочетая рассуждения и наблюдения, чтобы прийти к хорошо обоснованной уверенности в существовании нематериальной души, ее отношениях с телом, ее происхождении и ее будущей судьбе.
Психология и космология. — Объем Психология станет еще яснее, если указать, как она связана с другими родственными науками и как она отделена от них. В схеме строго метафизических ветвей умозрения она противостоит Космологии , как Философия духа философии природы. Последняя наука стремится исследовать внутреннее строение материи, природу пространства и времени и высшие принципы или законы, лежащие в основе и управляющие ходом Вселенной; тогда как психология ограничивается изучением субъективного мира, сознания человека.
Психология и логика. — Существуют, однако, и другие разделы философского знания субъективного характера; и Логика, и Этика имеют дело с умственной деятельностью. Что касается рациональной психологии , которая исследует природу самого духа, то нетрудно увидеть, чем она отличается от этих наук, поэтому нам нужно иметь в виду только эмпирическую психологию, сравнивая их. И Психология и Логика изучают психические состояния, но в то время как первое охватывает в пределах своего познания ощущения, эмоции, волю и все другие классы сознательных актов, второе ограничивается рассмотрением познавательных операций и главным образом рассуждений. Опять же, точки зрения, с которых они подходят к своему предмету, различны. Психология рассматривает наши психические процессы как естественные явления, интересные сами по себе . Он стремится описать и классифицировать их, объяснить их генезис и открыть их законы или постоянные способы действия. Это действительно может случайно дать полезную информацию о приобретении привычек, развитии памяти и тренировке других способностей; но его основная цель спекулятивный . Логика, с другой стороны, интересуется умственными операциями как репрезентантами объективного факта . Это наука не о общем мышлении, а о правильном мышлении. Это менее чисто спекулятивная наука, и в глазах некоторых даже ее главная цель — практическая . Его цель — открытие общих канонов истины. Это, по словам св. Фомы, «наука, которая учит человека правильно упорядочивать действия интеллекта в поисках и достижении истины». Одним словом, в то время как психология изучает мышление только как предмет , Логика исследует его на предмет . Исследования психолога направлены на причинных связей между психическими состояниями и ведут к постижению совокупности естественных законов — общих истин, описывающих единообразия последовательности и сосуществования. среди таких государств. Те же логики сосредотачиваются на рациональных соотношениях интеллектуальных действий и приводят к формулировке свода нормальных законов — свода предписаний, — которым можно не подчиняться, но под угрозой ошибки. Помимо этих точек сходства и контраста, две науки связаны известной взаимозависимостью. Психология, как и любая другая наука, должна подчиняться правилам правильного рассуждения; он должен соблюдать каноны индуктивного и дедуктивного вывода и выполнять общие предписания логического метода. С другой стороны, обоснованность мысли может быть серьезно затронута ее происхождением. Материалы, с которыми работает логик, являются продуктами, проанализированными психологом, и, следовательно, хотя логика не основывается должным образом на психологии, ложная теория природы наших познавательных способностей может подорвать самые основы знания и привести к к неверию в существование всякой реальной истины. Поэтому логике иногда приходится обращаться к надежной системе психологии для обоснования своих фундаментальных предположений.
Психология и этика. — Этика как наука о морали легко отличима от Психология . Он исследует правильный конец человеческого действия, природу и основания моральных различий, основания морального долга и санкции морали. Он классифицирует добродетели, пороки и обязанности и провозглашает правила правильного поведения. В то время как психология рассматривает нашу умственную деятельность в ее причинах, этика изучает ее в ее результатах, и в то время как логика стремится согласовать познание с порядком физического мира — Реальный ; Этика согласовывала бы волю с порядком морального мира — Идеала . {6} Однако при установлении существования моральных интуиций и демонстрации их характера необходимо обратиться к философии разума. Природа психической деятельности называется совесть, генезис нравственных чувств, формирование нравственных привычек и свобода воли, истина, от доказательства которой абсолютно зависит нравственная ответственность в ее общепринятом смысле; все эти вопросы — вопросы первостепенной важности для философа-моралиста — относятся к сфере психологии.
Психология и физиология. — Термин Биология иногда используется в широком смысле, чтобы охватить все отрасли знания, изучающие явления жизни. Точнее, он охватывает две взаимосвязанные физические науки: {7} Морфологию , изучающую строение живых организмов, и Физиологию , изучающую их функции. Последняя наука находится в тесной связи с психологией, как феноменальной, так и рациональной. Физиолог изучает различные операции нашей растительной жизни, он исследует действие пищеварения, дыхания, роста, питания и других жизненных процессов, происходящих внутри нас. Он наблюдает за работой наших различных органов и стремится сформулировать законы, которые будут выражать общие закономерности, проявляющиеся в совокупности операций, составляющих нашу физическую жизнь. Эти события воспринимаются внешними чувствами и в конечном счете сводятся к движениям в материи.
Таким образом, физиология отличается от эмпирической психологии как явлениями, из которых она рассматривает, так и способностью , посредством которой эти явления постигаются. С другой стороны, она отличается от рациональной психологии как позитивная наука физического проявления жизни из философской науки , которая стремится исследовать внутреннюю природу субъекта жизненных явлений, как физических , так и психических . Опять же, вегетативная и психическая деятельность, проистекающие из одного корня, взаимно влияют друг на друга. На наши ощущения, интеллектуальные операции, эмоции и волю глубоко влияет физическое состояние организма в данное время, и они, в свою очередь, видоизменяют характер функций физической жизни. Следовательно, как мы увидим в следующей главе, физиология образует важный дополнительный источник знаний для построения нашей науки эмпирической психологии.
Но рациональная психология все же больше занимается преподаванием физиологии. Его областью является исследование внутренней природы субъекта или корня как психических, так и вегетативных функций, а также отношений, существующих между этим субъектом и телом. Следовательно, его одинаково интересуют науки о сознательной и бессознательной жизни, и его окончательные выводы должны одинаково согласовываться с установленными истинами физиологии и эмпирической психологии.
Чтения — О достоинстве, полезности и масштабах психологии, ср. Сент-Томас, Комм. де Анима , Либ. Больной. 1, 2 Dr. Stöckl, Lehrbuch der Philosophie , §§ 1-3; Тилманн Пеш, SJ, Institutiones Psychologicae (Фрибург, 1897 г.), §§ 19–22, 28–30.
{1} Строго говоря, слово ум обозначает одушевляющее начало как субъект сознания , а душа относится к нему как к корню все формы жизнедеятельности . Дух имеет еще более узкое расширение, чем разум, что собственно указывает на существо, способное к высшему, рациональному или интеллектуальному порядку сознательной жизни. Эго и самость строго означают всю личность, состоящую из души и тела.
{2} Этимологически Философия ( philosophia ) эквивалентна любви к мудрости , но в очень раннее время она стала обозначать обладание высшим знанием или мудрость сама по себе. Мудрость или философия, понимаемая таким образом, определялась как наука о вещах в их последних причинах. Термин Метафизика также использовался как синоним Философии для обозначения науки, которая исследует первоосновы вещей. Метафизика подразделяется на подразделы: Онтология или собственно Метафизика , также называемая Общая Метафизика, изучающая природу и атрибуты Бытия вообще, и .0018 Специальная метафизика , включая Космологию, рациональное богословие и психологию , которые исследуют особые формы Бытия. Многие современные авторы используют термины «философия» и «метафизика» в очень расплывчатом и неопределенном смысле, чтобы обозначить исследование всех фундаментальных проблем, связанных с первоначальным происхождением, строением или концом вещей и природой знания.
{3} Тем не менее такое усеченное изложение предмета почти единогласно принимается английскими психологами. Конференция. А. Бейн, {4} «Философские выводы, заложенные в самом сердце психологии, не исчезают, если их держать вне поля зрения. Некоторые мнения о природе разума и его отношениях с реальностью проявятся почти на каждой странице, и тот факт, что это мнение вводится без сознательного намерения автора, может сбить с толку как автора, так и его читателя». (J. Dewey, Psychology , p. IV.) Работа Хёффдинга является яркой иллюстрацией этого. {5} Метафизика Том. И. п. 125.
{6} Мы заметили только самые яркие точки контраста. Строго говоря, Логика занимается всей истиной — физической, метафизической и моральной. Полный отчет о области логики и ее отношениях с другими науками см. в G. H. Joyce, SJ, Principles of Logic , c. я.
{7} Термин позитивная наука часто используется для обозначения тех отраслей знания, которые имеют дело с законами явлений, фактами, наблюдаемыми на непосредственном опыте. Некоторые авторы ограничивали бы термин «наука» исключительно этим значением. Однако такое использование является незаконным. Цель науки — открыть причинно-следственную связь; следовательно, расследование первичные причины, которые собственно являются реальными причинами, имеют a fortiori право на этот титул. Однако для точности термин философская наука может быть удобно использован для обозначения тех отраслей знания, которые имеют дело не только со вторичными, но и с высшими или первичными причинами. Рациональная психология в этом смысле является философской наукой по сравнению с феноменалистическими или так называемыми позитивными науками физиологии и эмпирической психологии.0014
<< ======= >>
Understanding Psychological Measurement – Research Methods in Psychology – 2nd Canadian Edition
Глава 5: Психологическое измерение
- Дайте определение измерения и приведите несколько примеров измерения в психологии.
- Объясните, что такое психологический конструкт, и приведите несколько примеров.
- Различать концептуальные и операционные определения, приводить примеры каждого из них и создавать простые операционные определения.
- Определите четыре уровня измерения, приведите примеры каждого из них и объясните, почему это различие важно.
– это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики отдельных лиц. Это очень общее определение согласуется со способами измерения, с которыми все знакомы, например, взвешиванием себя, встав на напольные весы, или проверкой внутренней температуры жареной индейки с помощью термометра для мяса. Это также согласуется с измерениями в других науках. В физике, например, можно измерить потенциальную энергию объекта в гравитационном поле Земли, найдя его массу и высоту (что, конечно, требует измерения эти переменных), а затем перемножив их вместе с ускорением свободного падения Земли (9,8 м/с2). Результатом этой процедуры является оценка, которая представляет потенциальную энергию объекта.
Это общее определение измерения согласуется и с измерением в психологии. (Психологическое измерение часто называют .) Представьте, например, что когнитивный психолог хочет измерить объем рабочей памяти человека — его или ее способность удерживать в уме и думать о нескольких фрагментах информации одновременно. Для этого она может использовать задание на диапазон цифр в обратном порядке, в котором она читает человеку список из двух цифр и просит его или ее повторить их в обратном порядке. Затем она повторяет это несколько раз, каждый раз увеличивая длину списка на одну цифру, пока человек не сделает ошибку. Длина самого длинного списка, на который человек отвечает правильно, является оценкой и представляет его или ее объем рабочей памяти. Или представьте себе клинического психолога, который интересуется, насколько депрессивен человек. Он проводит опросник депрессии Бека, который представляет собой анкету для самоотчетов из 21 пункта, в которой человек оценивает степень, в которой он или она чувствовал себя грустным, потерял энергию и испытывал другие симптомы депрессии за последние 2 недели. Сумма этих 21 оценок является оценкой и представляет его или ее текущий уровень депрессии.
Важным моментом здесь является то, что измерение не требует каких-либо специальных инструментов или процедур. Для этого не требуется помещать людей или предметы на весы в ванной, подносить к ним линейки или вставлять в них термометры. Это требует некой систематической процедуры присвоения баллов отдельным лицам или объектам, чтобы эти баллы представляли интересующую характеристику.
Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко поддаются измерению. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Вы часто можете сказать, является ли кто-то мужчиной или женщиной, просто взглянув на него. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы можете попросить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить уровень интеллекта людей, глядя на них, и мы, конечно же, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются (произносится CON-structs ) и включают черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).
Психологические конструкции нельзя наблюдать напрямую. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют тенденции думать, чувствовать или действовать определенным образом. Например, сказать, что конкретная студентка университета очень экстравертна, не обязательно означает, что прямо сейчас она ведет себя экстравертно. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (говорить, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты нельзя наблюдать напрямую, заключается в том, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, наряду с определенными видами мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, действию или физиологической структуре или процессу. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.
«Большая пятерка» — это набор из пяти широких измерений, которые охватывают большую часть вариаций человеческой личности. Каждую из «Большой пятерки» можно даже определить с помощью шести более конкретных конструкций, называемых «гранями» (Costa & McCrae, 1992) [1] .
Открытость опыту | Фэнтези | Эстетика | Чувства | Действия | Идеи | Значения |
---|---|---|---|---|---|---|
Добросовестность | Компетентность | Заказ | Исполнение долга | Достижение/Стремление | Самодисциплина | Обсуждение |
Экстраверсия | Тепло | Общность | Напористость | Деятельность | Поиск волнения | Положительные эмоции |
Приятность | Траст | Прямолинейность | Альтруизм | Соответствие | Скромность | Нежная забота |
Невротизм | Беспокойство | Гнев | Уныние | Самосознание | Импульсивность | Уязвимость |
Психологическая конструкция описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она соотносится с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одного из «Большой пятерки») состоит в том, что это склонность людей испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильный генетический компонент, остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.
Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такой конструкт, как самооценка или невротизм, они просто не ищут его в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые являются более подробными и точными — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверяя их эмпирически и пересматривая по мере необходимости. Иногда их вообще выбрасывают. Вот почему исследовательская литература часто включает разные концептуальные определения одного и того же конструкта. В некоторых случаях старое концептуальное определение было заменено более новым, которое подходит и работает лучше. В других исследователи все еще находятся в процессе принятия решения о том, какое из различных концептуальных определений является лучшим.
– это определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Эти меры обычно относятся к одной из трех широких категорий. это те, в которых участники сообщают о своих мыслях, чувствах и действиях, как в случае со шкалой самооценки Розенберга. это те, в которых наблюдается и записывается какой-либо другой аспект поведения участников. Это чрезвычайно широкая категория, включающая наблюдение за поведением людей как в строго структурированных лабораторных задачах, так и в более естественных условиях. Хорошим примером первого может быть измерение объема рабочей памяти с помощью задачи обратного диапазона цифр. Хорошим примером последнего является известное операциональное определение физической агрессии, данное исследователем Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, Ross, & Ross, 19).61) [2] . Они позволили каждому из нескольких детей поиграть в течение 20 минут в комнате, где была боксерская груша в форме клоуна, называемая куклой Бобо. Они снимали каждого ребенка на видео и подсчитывали количество совершенных им актов физической агрессии. К ним относятся удары по кукле молотком, удары руками и ногами. Таким образом, их операциональным определением было количество этих специально определенных действий, которые ребенок совершил в течение 20-минутного периода. Наконец, 90 391 физиологических показателей – это те, которые включают регистрацию любого из широкого спектра физиологических процессов, включая частоту сердечных сокращений и кровяное давление, кожно-гальваническую реакцию, уровни гормонов, а также электрическую активность и кровоток в головном мозге.
Для любой заданной переменной или конструкции будет несколько рабочих определений. Стресс — хороший пример. Грубое концептуальное определение состоит в том, что стресс — это адаптивная реакция на воспринимаемую опасность или угрозу, которая включает физиологические, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Но исследователи оперативно определили его несколькими способами. Шкала оценки социальной адаптации представляет собой анкету для самоотчетов, в которой люди определяют стрессовые события, которые они испытали в прошлом году, и присваивают каждому из них баллы в зависимости от его серьезности. Например, мужчина, который развелся (73 балла), сменил работу (36 баллов) и изменил привычку спать (16 баллов) в прошлом году, получит в сумме 125 баллов. похож, но фокусируется на повседневных стрессовых факторах, таких как потеря вещей и беспокойство о своем весе. Шкала воспринимаемого стресса — это еще одна мера самоотчета, которая фокусируется на чувстве людей к стрессу (например, «Как часто вы нервничали и испытывали стресс?»). Исследователи также оперативно определили стресс с точки зрения нескольких физиологических переменных, включая артериальное давление и уровень гормона стресса кортизола.
Когда психологи используют несколько операционных определений одной и той же конструкции — либо в рамках исследования, либо между исследованиями — они используют . Идея состоит в том, что различные операциональные определения «сходятся» или объединяются в одну и ту же конструкцию. Когда оценки, основанные на нескольких различных операционных определениях, тесно связаны друг с другом и дают сходные модели результатов, это служит хорошим доказательством того, что конструкт измеряется эффективно и что он полезен. Различные показатели стресса, например, все коррелируют друг с другом, и было показано, что все они коррелируют с другими переменными, такими как функционирование иммунной системы (также измеряемое различными способами) (Segerstrom & Miller, 2004) [3] . Именно это позволяет исследователям в конечном итоге делать полезные общие выводы, такие как «стресс отрицательно коррелирует с работой иммунной системы», в отличие от более конкретных и менее полезных выводов, таких как «баллы людей по шкале воспринимаемого стресса отрицательно коррелируют с их показатели белой крови».
Психолог С. С. Стивенс предположил, что баллы могут быть присвоены индивидуумам таким образом, который передает более или менее количественную информацию об интересующей нас переменной (Stevens, 19).46) [4] . Например, официальные лица на 100-метровом забеге могут просто ранжировать бегунов по мере их пересечения финишной черты (первым, вторым и т. д.) или могут измерять время каждого бегуна с точностью до ближайшей десятой доли секунды с помощью секундомера (11,5). с, 12,1 с и др.). В любом случае они будут измерять время бегунов, систематически присваивая баллы для представления этого времени. Но в то время как процедура ранжирования сообщает о том, что бегуну, занявшему второе место, потребовалось больше времени, чтобы финишировать, чем бегуну, занявшему первое место, процедура секундомера также сообщает о том, что сколько больше времени занял занявший второе место. На самом деле Стивенс предложил четыре различных (которые он назвал «шкалами измерения»), которые соответствуют четырем различным уровням количественной информации, которую можно передать с помощью набора баллов.
Измерение используется для категориальных переменных и включает в себя присвоение оценок, которые являются ярлыками категорий. Метки категорий сообщают, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной. Например, если вы смотрите на участников исследования, когда они входят в комнату, решаете, кто из них мужчина или женщина, и вводите эту информацию в электронную таблицу, вы участвуете в измерении номинального уровня. Или, если вы попросите участников указать, к какой из нескольких этнических групп они себя относят, вы снова будете вовлечены в измерение номинального уровня. Существенным моментом в номинальных шкалах является то, что они не подразумевают никакого упорядочивания ответов. Например, при классификации людей по их любимому цвету нет смысла ставить зеленый «перед» синим. Ответы просто классифицируются. Таким образом, номинальные шкалы воплощают самый низкий уровень измерения [5] .
Остальные три уровня измерения используются для количественных переменных. Измерение включает в себя присвоение баллов, чтобы они представляли порядок ранжирования отдельных лиц. Ранги сообщают не только о том, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной, но также и о том, находится ли один человек выше или ниже по этой переменной. Например, исследователь, желающий измерить степень удовлетворенности потребителей своими микроволновыми печами, может попросить их указать свои чувства как «очень неудовлетворенные», «отчасти неудовлетворенные», «отчасти довольные» или «очень довольные». Пункты в этой шкале упорядочены от наименее до наиболее удовлетворенных. Именно это отличает порядковые шкалы от номинальных. В отличие от номинальных шкал, порядковые шкалы позволяют сравнивать степень, в которой два человека оценивают переменную. Например, наше упорядочение степени удовлетворенности делает осмысленным утверждение о том, что один человек более удовлетворен своими микроволновыми печами, чем другой. Такое утверждение отражает использование первым человеком словесного ярлыка, который стоит в списке позже, чем ярлык, выбранный вторым человеком.
С другой стороны, порядковые шкалы не отражают важную информацию, которая будет присутствовать на других уровнях измерения, которые мы изучаем. В частности, нельзя считать разницу между двумя уровнями порядковой шкалы такой же, как разницу между двумя другими уровнями (точно так же, как нельзя считать, что разрыв между бегунами на первом и втором месте равен разрыву между бегунами на первом и втором месте). бегуны на втором и третьем месте). В нашей шкале удовлетворенности, например, разница между ответами «очень недоволен» и «отчасти недоволен», вероятно, не эквивалентна разнице между «отчасти неудовлетворен» и «отчасти удовлетворен». Ничто в нашей процедуре измерения не позволяет нам определить, отражают ли эти два различия одно и то же различие в психологическом удовлетворении. Статистики выражают эту точку зрения, говоря, что различия между соседними значениями шкалы не обязательно представляют собой равные интервалы на основной шкале, послужившей основанием для измерений. (В нашем случае основной шкалой является истинное чувство удовлетворения, которое мы пытаемся измерить.)
Измерение включает в себя присвоение баллов с использованием числовых шкал, в которых интервалы имеют одинаковую интерпретацию на всем протяжении. В качестве примера рассмотрим температурные шкалы Фаренгейта или Цельсия. Разница между 30 и 40 градусами соответствует той же разнице температур, что и разница между 80 и 90 градусами. Это связано с тем, что каждый 10-градусный интервал имеет один и тот же физический смысл (с точки зрения кинетической энергии молекул).
ОднакоИнтервальные шкалы не идеальны. В частности, они не имеют истинной нулевой точки, даже если одно из масштабированных значений носит название «ноль». Шкала Фаренгейта иллюстрирует проблему. Ноль градусов по Фаренгейту не означает полного отсутствия температуры (отсутствия какой-либо молекулярной кинетической энергии). На самом деле ярлык «ноль» присвоен его температуре по совершенно случайным причинам, связанным с историей измерения температуры. Поскольку шкала интервалов не имеет истинной нулевой точки, нет смысла вычислять отношения температур. Например, нет никакого смысла в том, чтобы отношение 40 к 20 градусам по Фаренгейту было таким же, как отношение 100 к 50 градусам; никакие интересные физические свойства не сохраняются между двумя соотношениями. В конце концов, если бы метка «ноль» применялась к температуре, которую по Фаренгейту обозначают как 10 градусов, вместо этого два отношения были бы 30:10 и 9.От 0 до 40, уже не то! По этой причине не имеет смысла говорить, что 80 градусов «в два раза горячее», чем 40 градусов. Такое утверждение зависело бы от произвольного решения о том, где «начать» температурную шкалу, а именно, какую температуру назвать нулевой (тогда как утверждение предназначено для того, чтобы сделать более фундаментальное утверждение о лежащей в основе физической реальности). В психологии часто считается, что коэффициент интеллекта (IQ) измеряется на интервальном уровне.
Наконец, измерение включает в себя присвоение баллов таким образом, чтобы была истинная нулевая точка, которая представляет собой полное отсутствие количества. Хорошими примерами являются рост, измеряемый в метрах, и вес, измеряемый в килограммах. То же самое относится и к подсчету отдельных объектов или событий, таких как количество братьев и сестер или количество вопросов, на которые учащийся правильно ответил на экзамене. Вы можете думать о шкале отношений как о трех предыдущих шкалах, объединенных в одну. Подобно номинальной шкале, она предоставляет имя или категорию для каждого объекта (числа служат метками). Как и в порядковой шкале, объекты упорядочены (с точки зрения порядка чисел). Как и в шкале интервалов, одна и та же разница в двух точках шкалы имеет одинаковое значение. Однако, кроме того, такое же значение имеет и одно и то же соотношение в двух местах шкалы (см. табл. 5.2).
Шкала Фаренгейта для температуры имеет произвольную нулевую точку и, следовательно, не является шкалой отношений. Однако ноль по шкале Кельвина — это абсолютный ноль. Это делает шкалу Кельвина шкалой отношений. Например, если одна температура в два раза выше другой по шкале Кельвина, то ее кинетическая энергия вдвое больше, чем у другой температуры.
Другим примером шкалы отношений является сумма денег, которая есть у вас в кармане прямо сейчас (25 центов, 50 центов и т. д.). Деньги измеряются по шкале отношений, потому что, помимо того, что они обладают свойствами шкалы интервалов, они имеют настоящую нулевую точку: если у вас ноль денег, это фактически означает отсутствие денег. Поскольку деньги имеют истинную нулевую точку, имеет смысл сказать, что у кого-то с 50 центами денег вдвое больше, чем у того, у кого 25 центов.
Уровни измерения Стивенса важны как минимум по двум причинам. Во-первых, они подчеркивают общность концепции измерения. Хотя люди обычно не думают о категоризации или ранжировании индивидуумов как об измерении, на самом деле они таковыми являются до тех пор, пока они представляют некоторые характеристики индивидуумов. Во-вторых, уровни измерения могут служить ориентиром для статистических процедур, которые можно использовать с данными, и для выводов, которые можно сделать на их основе. Например, при измерении номинального уровня единственной доступной мерой центральной тенденции является мода. Кроме того, измерение на уровне отношений — это единственный уровень, на котором можно делать осмысленные утверждения о соотношении оценок. Нельзя сказать, что человек с IQ 140 в два раза умнее человека с IQ 70, потому что IQ измеряется на интервальном уровне, но можно сказать, что у кого-то с шестью братьями и сестрами их вдвое больше, чем у человека с тремя, потому что количество братьев и сестер измеряется на уровне отношения.
Уровень измерения | Этикетки категорий | Ранг ордена | Равные интервалы | Истинный ноль |
---|---|---|---|---|
НОМИНАЛ | х | |||
НОМЕР | х | х | ||
ИНТЕРВАЛ | х | х | х | |
ОТНОШЕНИЕ | х | х | х | х |
- Измерение – это присвоение баллов индивидуумам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики индивидуумов. Психологическое измерение может быть достигнуто самыми разными способами, включая самооценку, поведенческие и физиологические измерения.
- Психологические конструкты, такие как интеллект, самооценка и депрессия, являются переменными, которые нельзя непосредственно наблюдать, поскольку они отражают поведенческие тенденции или сложные модели поведения и внутренних процессов. Важной целью научных исследований является концептуальное определение психологических конструктов таким образом, чтобы они точно описывались.
- Для любого концептуального определения конструкции будет много различных операционных определений или способов ее измерения. Использование нескольких операционных определений или конвергентных операций является обычной стратегией в психологических исследованиях.
- Переменные можно измерять на четырех различных уровнях — номинальном, порядковом, интервальном и относительном, — которые сообщают возрастающий объем количественной информации. Уровень измерения влияет на виды статистических данных, которые вы можете использовать, и на выводы, которые вы можете сделать из своих данных.
- Практика: заполните шкалу самооценки Розенберга и подсчитайте свой общий балл.
- Практика: придумайте три рабочих определения сексуальной ревности, решительности и социальной тревожности. Рассмотрите возможность самоотчета, поведенческих и физиологических показателей. Будьте максимально точны.
- Практика: Для каждой из следующих переменных решите, какой уровень измерения используется.
- Преподаватель университета измеряет время, затрачиваемое ее студентами на сдачу экзамена, просматривая стопку экзаменов в конце. Она присваивает тому, что внизу, 1 балл, тому, что сверху, — 2 и так далее.
- Исследователь получает доступ к медицинским картам своих участников и подсчитывает, сколько раз они посещали врача за последний год.
- Участников исследования спрашивают, правши они или левши.
- Коста, П.Т., младший, и МакКрей, Р.Р. (1992). Нормальная оценка личности в клинической практике: Опросник личности NEO. Психологическая оценка, 4 , 5–13. ↵
- Бандура А., Росс Д. и Росс С. А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63 , 575–582. ↵
- Сегерстром, С.Э., и Миллер, Г.Э. (2004). Психологический стресс и иммунная система человека: метааналитическое исследование 30-летнего исследования. Психологический бюллетень, 130 , 601–630. ↵
- Стивенс, С.С. (1946). К теории весов измерений. Наука, 103 , 677–680. ↵
- Уровни измерения. Получено с http://wikieducator.org/Introduction_to_Research_Methods_In_Psychology/Theories_and_Measurement/Levels_of_Measurement ↵
Психология упражнений | bartleby
Что такое психология упражнений?Психология физических упражнений — это область исследований, целью которой является помощь людям в анализе их состояния с точки зрения физических упражнений и создании индивидуальной программы упражнений. Это помогает устранить барьеры и проблемы, которые мешают людям заниматься спортом. Психологи-физкультурники (кинезиологи) используют психологические теории для разработки платформы, максимально отвечающей физическим и психическим потребностям человека.
Мы часто слышим о физических преимуществах физических упражнений (например, об улучшении здоровья сердца), но редко обсуждаем психологические преимущества. С другой стороны, разумное количество физической активности улучшит наше настроение и эмоциональное состояние. Упражнения могут помочь нам чувствовать себя лучше и повысить уровень нашего здоровья.
Ниже приведены некоторые из наиболее известных психологических преимуществ физических упражнений:
- Упражнения способствуют уменьшению воспаления, росту нервной системы и формированию новых паттернов активности в мозгу, которые улучшают самочувствие.
- Психология упражнений помогает снять напряжение и тревогу, повышает физическую и умственную работоспособность и самочувствие за счет высвобождения эндорфинов.
- Психология упражнений помогает улучшить настроение, а также дает нам возможность лучше справляться со стрессом.
- Повышение уверенности в себе.
- Улучшение образа тела в результате повышения самоудовлетворенности.
- Повышение уровня энергии и уверенность в своих физических возможностях.
- Депрессивные симптомы менее выражены.
Людям, пользующимся этими преимуществами для психического здоровья, рекомендуется продолжать заниматься спортом и продолжать пользоваться этими преимуществами.
Сколько физической активности требуется для достижения этих результатов?Даже короткая умеренная прогулка может поднять нам настроение и зарядить энергией. Физическая активность всего от 10 до 15 минут может быть полезной. Мы должны тренироваться три раза в неделю по полчаса на разумном уровне для долгосрочных преимуществ. Лучшие программы по снижению тревожности и депрессии — те, которые длятся дольше десяти недель.
Цель психологии упражненийПсихологические компоненты физической подготовки, упражнений, здоровья и хорошего самочувствия являются целью психологии упражнений.
Психологи-физкультурники все больше занимаются такими областями, как болезни сердца, остеоартрит, рак, диабет и другие сопоставимые серьезные медицинские расстройства. Конечная цель обычно состоит в том, чтобы оказать помощь, чтобы максимизировать любое телесное участие в физических усилиях. Конечной целью тех, кто занимается с психологами упражнений, является улучшение уровня их здоровья. Связь психологических теорий с физической активностью составляет предмет психологии упражнений. Он направлен на поощрение участия и удовлетворения посредством физической активности. Психология упражнений используется для улучшения терапевтического эффекта.
Физические психологи, с другой стороны, должны сотрудничать с другими специалистами, такими как тренеры, диетологи и администраторы. Психологам-физкультурникам придется разработать платформу, максимально отвечающую физическим и умственным потребностям человека.
Психологи-физкультурники, в отличие от спортивных психологов, взаимодействуют с людьми, не являющимися профессиональными спортсменами. Однако они активно участвуют в предложении методов улучшения здоровья и благополучия своих клиентов.
Ежедневное общение психолога с клиентами предполагает разработку планов и упражнений, которые помогут им улучшить общее состояние здоровья. Помимо спортивного психолога, который обычно работает с людьми трудоспособного возраста, занимается с сердечными больными, нуждающимися в реабилитационной помощи. Они также имеют дело с другими проблемами со здоровьем, когда общие программы активности имеют решающее значение для эффективного восстановления, что широко распространено. Цель состоит в том, чтобы убедить людей с плохим физическим и психическим здоровьем выбрать физические упражнения как реалистичный вариант улучшения общего состояния здоровья.
Психология спорта и психология физических упражненийПсихология физических упражнений и спорта является междисциплинарной областью, которая преподается в школах кинезиологии и физического воспитания в качестве основного предмета. Он включает в себя научное изучение людей и их поведения в условиях спорта и физических упражнений, а также практическое применение этой информации.
Спортивный психолог будет использовать упражнения для улучшения результатов в конкретном виде спорта. Напротив, психолог по физическим упражнениям будет использовать программы с терапевтическими преимуществами, чтобы помочь людям улучшить свое общее состояние здоровья. К психологам, занимающимся физическими упражнениями, также часто обращаются для изучения того, какую пользу физические упражнения приносят определенным категориям людей. По сути, обе психологические области связаны с помощью людям в улучшении их общего состояния здоровья с помощью предписанных программ упражнений.
Психология упражнений исследует эпидемиологию, препятствия и мотивы, социальные факторы и социальную поддержку, общественное, групповое и индивидуальное вмешательство, самооценку, образ тела и стресс в связи с упражнениями и физической активностью. Для оказания услуг в спортивной психологии используются психологические подходы, такие как личностно-ориентированная, психоаналитическая и рационально-эмоциональная поведенческая терапия.
Специалисты по физической культуре в области психологии используют психологическую теорию, чтобы помочь людям начать и поддерживать физическую активность.
Большинство людей делают карьеру в области спорта и психологии упражнений, преследуя две основные цели. Они заключаются в том, чтобы узнать, как психосоциальные факторы влияют на поведенческие характеристики человека (например, спортивные результаты, поощрение физических упражнений), а также узнать, как участие в спорте и физических упражнениях влияет на социальное и психологическое развитие, здоровье и благополучие. Профессиональные или обычные спортсмены, молодежь, пожилые люди, люди с физическими и/или умственными недостатками, а также люди с хроническими заболеваниями могут извлечь пользу из спортивной и физической психологии.
Дипломная степень в области спортивной психологии или психологии физических упражнений поможет аспиранту подготовиться к разнообразным в высшей степени интересным профессиям в области преподавания, исследований, коучинга, консалтинга или связанных со здоровьем.
Целью этой программы является предоставление аспирантам наилучших возможностей для обучения, чтобы подготовить их к различным ролям в академических, клинических, исследовательских, государственных и других учреждениях. Основное внимание уделяется существенной академической подготовке в области количественных методов, кинезиологии и общей психологии, а также подробной исследовательской подготовке в области психологии упражнений.
Роль психологии в спорте, упражнениях, хорошем самочувствии и реабилитацииАббревиатура DR ABCDE, которая означает D = отвлечение, R = реакция, A = принятие, B = убеждение, C = контроль, D = решение и E = наслаждаться лучше всего описывает услуги психологической поддержки, предоставляемые в области спорта, хорошего самочувствия и реабилитации.
DR ABCDE является полезным подходом для предоставления аналитической модели практикующему психологу в:
1. Проведение соответствующих психометрических оценок
2. Внедрение индивидуальных стратегий вмешательства с использованием психологических навыков
3. Эмпирический мониторинг программы для обеспечения поддержания идеальных психологических условий для развития максимальной производительности на протяжении всей практики.
Что такое Азбука спортивной и физической психологии для кинезиологов?Кинезиологи исследуют когнитивные функции, эмоции и поведение при физической активности в рамках психологии спорта и физических упражнений.
В азбуке А обозначает привязанность, В — поведение, С — познание.
Привязанности (эмоции): Кинезиологи исследуют тревогу и гнев и то, как они влияют на производительность.
Поведение: Кинезиологи изучают поведение, связанное с физической активностью. Например, некоторые люди усердно тренируются, чтобы достичь совершенства, в то время как другие, действительно одаренные, не прилагают усилий, необходимых для полного раскрытия своего потенциала.
Познания: Исследования познания включают мысли, акт мышления и удушье при стрессе. Также важна уверенность в себе и самооценка.
Стратегии исследования в психологии физических упражненийАнкеты: Включает психологическую оценку (мысли, чувства или поведение, например, измерение самооценки).
Интервью: Более подробные и сложные комментарии можно получить в ходе интервью (убеждения, опыт).
Наблюдения: Контрольные списки поведения и кодирование — два способа записи наблюдений.
Физиологические показатели: Физические, психологические и эмоциональные реакции, такие как артериальное давление, частота сердечных сокращений и мозговые волны, используются для доступа к физиологическим стрессорам.
Bio Химические меры: Биохимические тесты включают получение и анализ крови или мочи на наличие веществ, сигнализирующих о реакции на стресс.
Контент-анализ: Анализ содержания записанной работы, такой как журналы деятельности, правительственные документы и газеты.
Контекст и приложенияЭта тема имеет важное значение в психологии, а также на экзаменах в школе, магистратуре и аспирантуре, особенно для
- бакалавров биологии/психологии.
- Магистр биологии/психологии.
Вопрос 1: Спортивная психология помогает профессиональным спортсменам:
- Улучшить психологическое состояние и работоспособность
- Улучшить физическую форму
- И 1, и 2
- Ничего из вышеперечисленного
Ответ: Вариант 3 правильный.
Пояснение: Спортивная психология использует упражнения для улучшения результатов в конкретном виде спорта. Он занимается профессиональными спортсменами, чтобы улучшить их психологическое благополучие и работоспособность и тем самым улучшить их физическую форму.
Вопрос 2: Психологические подходы, используемые в спортивной психологии, включают:
- Программы с терапевтическими преимуществами.
- Личностно-ориентированная, психоаналитическая и рационально-эмоциональная поведенческая терапия.
- И 1, и 2
- Ничего из вышеперечисленного
Ответ: Верен вариант 2.
Пояснение: Психологические подходы, используемые в спортивной психологии, включают личностно-центрированную, психоаналитическую и рационально-эмоциональную поведенческую терапию.
Вопрос 3: Что такое азбука психологии спорта и физических упражнений для кинезиологов?
- Принятие, убеждение и контроль
- Аффект, поведение и познание
- И 1, и 2
- Ничего из вышеперечисленного
Ответ: Вариант 2 правильный.
Пояснение: Кинезиологи исследуют познание, эмоции и поведение при физической активности в рамках психологии спорта и физических упражнений.