8. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым.
Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личностьииндивидуальность.
Понятие «индивид»имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель видаHomo sapiens(рис. 4). В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Рис. 4.Характеристика содержания понятия «индивид»
Человек как индивид обладает определенными свойствами.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность»(рис. 5). Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном:понятие «личность» характеризует человека как социальное существо
. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.Рис. 5.Характеристика содержания понятия «личность»
Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности»(рис. 6). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта.
Рис. 6.Характеристика содержания понятия «субъект деятельности»
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность. Индивидуальность– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
4.2. Человек как субъект деятельности
Понятие о человеке как субъекте деятельности
Психологическое строение индивидуальной деятельности
Освоение деятельности человеком
Понятие о человеке как субъекте деятельности
Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.
Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.
Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом (рис.7).
Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание.
Вдеятельности есть и третий пласт: взаимные переходы ипревращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.
Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.
Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив — это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив — это опредмеченная потребность. Или — что то же самое — предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.
Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность.
Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.
Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели — или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.
Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.
Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.
Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.
Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. А.Н.Леонтьев приводит такой пример. Ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический «престиж», он начинает готовить теперь уроки для того, чтобы иметь хорошие отметки. Действие приготовления уроков приобрело другой мотив.
Это общий психологический механизм развития действий: сдвиг мотива на цель. А.Н.Лёонтьев так характеризует этот механизм. Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в операции.
Вдеятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения: деятельность действие операция и мотив цель условия. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или, наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели). Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.
Освоение деятельности человеком
Освоение любого конкретного вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности.
Теоретик и практик в области психологии деятельности В.В.Давыдов выделяет ряд общих закономерностей развития деятельности [3]. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.). Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот). В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.). В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.
При целенаправленном и осознанном освоении любого вида деятельности следует учитывать именно эти основные психологические закономерности. Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций.
С этой точки зрения пока еще мало изучены психологические особенности процесса освоения деятельности. Такой анализ сделан в большей мере применительно к игровой и учебной деятельности. Однако пока нет больших достижений при изучении конкретных форм профессиональной деятельности и психологических закономерностей ее освоения.
Наиболее разработанными в настоящее время являются вопросы формирования конкретных умений и навыков. Хотя и здесь не прекращаются теоретические дискуссии и споры, связанные, в частности, с самим определением умений и навыков. Если соотнести данные компоненты деятельности (точнее, результаты ее освоения) с ее структурой, то мы увидим, что эти исследования ведутся на уровне анализа действий и операций и связанных с ними целей и условий.
Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык — как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием.
Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. «Навык, — указывал С. Л.Рубинштейн, — возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. То, что данное действие стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью» [4].
Согласно другой трактовке, умения и навыки относятся к разным действиям. Действия, которые выполняет человек, в частности ученик, в процессе учения, весьма разнообразны и образуют сложную иерархическую структуру. Среди них есть простейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу, например действия чтения, письма, счета. Каждое из этих действий входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик мог выполнять их быстро и безошибочно, притом «не задумываясь», т.е. автоматизирование. Вот такое автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком.
Для выполнения более сложных действий, таких, как решение каких-либо задач, написание сочинения, составление схемы, построение модели и т.д., ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков. Вот такое владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением. Следовательно, умения — это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач. Выполнение каждого сложного действия для ученика выступает как решение задачи.
Определения досуга, игры и отдыха – Кинетика человека
Это выдержка из Справочника специалистов по паркам и развлечениям с онлайн-ресурсами, написанного Эми Херд и Дениз Андерсон.
Определение досуга, игр и развлечений дает нам, профессионалам в области досуга, прочную основу для программ, услуг и удобств, которые мы предоставляем. Хотя мы можем не согласиться со стандартным определением досуга, игры или отдыха, мы все заинтересованы в том, чтобы предоставить участникам опыт. Независимо от того, работаем ли мы в государственном, частном некоммерческом или коммерческом секторе, все три концепции являются движущей силой нашего опыта. В таблице 1.1 приведены основные определения досуга, игры и отдыха.
Определения досуга
Существуют споры о том, как определить досуг. Однако существует общее мнение, что существует три основных способа рассмотрения досуга: досуг как время, досуг как деятельность и досуг как состояние ума.
Досуг как время
По этому определению досуг – это время, свободное от обязательств, работы (оплачиваемой и неоплачиваемой) и задач, необходимых для существования (сон, еда). Свободное время — это остаточное время. Некоторые люди утверждают, что это конструктивное использование свободного времени. В то время как многие могут рассматривать свободное время как все нерабочие часы, лишь небольшая часть времени, проведенного вне работы, на самом деле свободна от других необходимых для существования обязанностей, таких как сон и прием пищи.
Досуг как деятельность
Досуг можно также рассматривать как деятельность, которой люди занимаются в свободное время — деятельность, не ориентированную на работу или не связанную с поддержанием жизнедеятельности, например, уборкой дома или сном. Досуг как деятельность включает в себя деятельность, которой мы занимаемся по разным причинам, таким как отдых, соревнование или рост, и может включать чтение для удовольствия, медитацию, рисование и участие в спортивных состязаниях. Это определение не обращает внимания на то, что человек чувствует во время выполнения действия; в нем просто говорится, что определенные действия квалифицируются как досуг, потому что они происходят в свободное от работы время и не используются для существования. Однако, как утверждают многие, чрезвычайно сложно составить список занятий, которые, по общему мнению, представляют собой досуг: для одних это может быть досугом, а для других — не обязательно досугом. Таким образом, с этим определением грань между работой и досугом неясна, поскольку то, что для одних является досугом, для других может быть работой, и наоборот.
Досуг как душевное состояние
В отличие от определений досуга как времени или деятельности, определение досуга как душевного состояния гораздо более субъективно, поскольку оно учитывает индивидуальное восприятие деятельности. Такие понятия, как воспринимаемая свобода, внутренняя мотивация, воспринимаемая компетентность и положительный аффект, имеют решающее значение для определения того, является ли опыт досугом или не досугом.
Воспринимаемая свобода относится к способности человека выбирать деятельность или опыт, при этом человек свободен от других обязательств, а также имеет свободу действовать без контроля со стороны других. Воспринимаемая свобода также предполагает отсутствие внешних ограничений для участия.
Второе требование досуга как состояния ума, внутренней мотивации означает, что человек побуждается к участию изнутри. На человека не влияют внешние факторы (например, люди или вознаграждение), и опыт приводит к личным чувствам удовлетворения, удовольствия и удовлетворения.
Воспринимаемая компетентность также имеет решающее значение для досуга, определяемого как душевное состояние. Воспринимаемая компетентность относится к навыкам, которыми, по мнению людей, они обладают, и к тому, соответствуют ли их уровни навыков степени сложности, присущей опыту. Воспринимаемая компетентность тесно связана с удовлетворением, и для успешного участия должно быть соответствующее соотношение навыков и задач.
Положительный аффект, последний ключевой компонент досуга как состояния ума, относится к чувству выбора человека или чувству людей, когда они имеют некоторый контроль над процессом, связанным с опытом. Положительный аффект относится к наслаждению, и это наслаждение исходит из чувства выбора.
То, что может быть развлечением для одного человека, может не подходить для другого; является ли опыт досугом, зависит от многих факторов. Удовольствие, мотивация и выбор — три наиболее важных из этих факторов. Поэтому, когда разные люди занимаются одной и той же деятельностью, их душевное состояние может резко различаться.
Определение игры
В отличие от досуга, игра имеет более конкретное определение. Игра творческая, внутренне мотивированная, несерьезная, свободно выбранная и активно увлекательная. В то время как большинство людей считают игру прерогативой детей, взрослые тоже играют, хотя зачастую их игра в большей степени связана с правилами и положениями, что ставит под вопрос, насколько игривой на самом деле является их игра. С другой стороны, детская игра характеризуется спонтанностью, радостью и торможением и осуществляется не как средство для достижения цели, а для присущего ей удовольствия.
Определение отдыха
Существует определенный консенсус в отношении определения отдыха. Отдых — это деятельность, которой люди занимаются в свободное время, которой люди наслаждаются и которую люди признают имеющей социальное значение. В отличие от досуга, отдых подразумевает моральную приемлемость не только для отдельного человека, но и для общества в целом, и поэтому мы программируем эти действия в этом контексте. Хотя рекреационные мероприятия могут принимать разные формы, они должны приносить пользу обществу таким образом, который общество считает приемлемым. Это означает, что виды деятельности, которые считаются социально приемлемыми для отдыха, могут меняться со временем.
Примеры развлекательных мероприятий бесконечны и включают спорт, музыку, игры, путешествия, чтение, декоративно-прикладное искусство и танцы. Конкретное выполняемое действие менее важно, чем причина выполнения действия, то есть результат. Для большинства всеобъемлющий желаемый результат — отдых или восстановление. Участники надеются, что их развлечения помогут им сбалансировать свою жизнь и освежиться после работы, а также других обязательных действий, таких как уборка дома, воспитание детей и так далее.
Люди также рассматривают отдых как социальный инструмент из-за его вклада в жизнь общества. То есть профессионалы уже давно используют рекреационные программы и услуги для достижения социально желательных результатов, таких как разумное использование свободного времени, физическая подготовка и позитивное развитие молодежи. Организованное развитие рекреационных программ для удовлетворения различных физических, психологических и социальных потребностей привело к тому, что рекреация стала играть роль социального инструмента для благополучия и, в некоторых случаях, для изменений. Эта роль послужила стимулом для развития многих поставщиков услуг отдыха, от муниципалитетов до некоммерческих организаций, таких как YMCA, YWCA, Бойскауты Америки, Девочки-скауты США и Клубы мальчиков и девочек Америки. Существуют также коммерческие агентства, такие как фитнес-центры и спа-салоны, призванные обеспечить положительные результаты.
Теги: Дополнительные выдержки из справочника специалистов по паркам и развлечениям с онлайн-ресурсом
Психология: 1
Психология: 1 Центр Жака Маритена: Психология / Майкл Махер, С.Дж.ГЛАВА I.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.
Определение. — Психология ( tês psuchês logos ) — это раздел философии, изучающий человеческий разум или душу. Под разумом или душой ( psuche ) понимается мыслящий принцип, то, посредством чего я чувствую, знаю и желаю и чем оживляется мое тело. Термины «Я», «Я», «Дух» используются как синонимы разума и души, и, хотя некоторые из них связаны с небольшими различиями, нам будет удобно (за исключением тех случаев, когда мы специально обращаем внимание на расхождения значений) следовать общему употреблению. и использовать их как практически эквивалентные.
Субъективное и объективное. — В современной философии разум также называется Субъектом, особенно в отличие от внешнего мира, который характеризуется как Объект. Прилагательное субъективное аналогичным образом противопоставляется объективному , поскольку обозначает ментальное в противоположность внементальному фактам, что относится к знающему разуму в отличие от что относится к объекту известно . Таким образом, ход мысли, эмоция и сон называются субъективными; а лошадь, выборы и война — объективные реальности. Таковы основные значения этих терминов, но значения различаются у разных авторов. {1}
Возражение. — Здесь нам могут возразить, что мы необоснованно постулируем в самом начале нашей работы самую спорную доктрину во всей психологической науке — существование некой «непостижимой сущности», называемой душой. На это мы ответим, что в настоящее время мы используем этот термин только условно, чтобы указать на источник или корень наших сознательных состояний. Мы не делаем никаких предположений относительно природы этого принципа. Будь то мозг, нервная система, весь организм или чистый дух, мы пока не пытаемся решить. Но мы утверждаем, что, употребляя знакомые термины «душа» и «разум» для обозначения этой кажущейся связи, мы оправдываемся тем очевидным фактом, что наши различные ментальные состояния проявляются как связанные вместе в единое единство.
Область психологии. — Итак, предметом нашей науки является Душа или Разум. Психолог исследует те явления, которые мы называем ощущениями, восприятиями, мыслями, волями и эмоциями; он их анализирует, классифицирует и стремится свести их к наименьшему числу основных видов деятельности. Он изучает природу их действия и законы, управляющие их действиями, и старается изложить свод общих истин, которые точно описывают их главные и наиболее характерные черты. Но психология не может отдыхать здесь. Хочет он того или нет, но психология неизбежно является ветвью философии. {2} Он не может удовлетвориться простым обобщением фактов; он должен перейти к исследованию внутренней природы и строения корня и субъекта этих явлений; он должен стремиться объяснить следствие его причиной. Следовательно, работа, которая не делает ничего, кроме описания и классификации операций ума, опуская все обсуждения, касающиеся самого ума, есть не что иное, как неудачная попытка создания науки психологии. {3} Ла Психология без любви , Гамлет без принца Датского. В чем смысл и ценность жизни? Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Эти вопросы всегда представляли глубокий интерес для человечества, и именно вера в то, что психология может пролить на них некоторый свет, всегда придавала такое значение этой отрасли философии.
Помимо того факта, что главный интерес человечества к психологии связан с ожиданием того, что оттуда можно извлечь некоторую информацию о природе самой души, есть еще одна причина для подробного рассмотрения здесь этих метафизических проблем. Два набора вопросов не могут быть изолированы. Они никогда не могут быть по-настоящему разделены. Наши окончательные выводы по многим жизненно важным философским проблемам с необходимостью определяются взглядом на природу психической деятельности в эмпирической части науки. Сенсуалистские учения, например, о восприятии, интеллектуальном познании или воле не могут быть согласованы ни с гегелевской, ни с интуиционистской концепцией духа. Следовательно, будет справедливо по отношению к читателю ясно указать на те философские выводы, к которым логически ведет представленная ему трактовка психических явлений. {4}
Эмпирическая и рациональная психология. — Обсуждение первых вопросов — исследование характера различных наших ментальных состояний и операций — разными авторами называется Феноменальной , Эмпирической или Экспериментальной Психологией ; в то время как исследование природы самого разума называется Рациональная психология . Сэр У. Гамильтон описывает эту вторую часть как психологию вывода или онтологию разума. {5} Термин Феноменальный применяется к первой части психологии, потому что она исследует различные феномены разума, факты сознания. Он называется Эмпирическим или Экспериментальным , потому что у нас есть непосредственный опыт этих фактов: мы можем изучить их путем непосредственного наблюдения. Вторая часть нашего предмета отмечена эпитетом Рациональный , потому что излагаемые там истины достигаются не путем непосредственного опыта, а посредством рассуждений, основанных на выводах, сделанных в предыдущей части. В настоящей работе мы посвятили книгу I в основном эмпирической психологии, а книгу II. заключен к проблемам рациональной психологии. Мы, однако, не стремились сделать это разделение жестким: фактически, наше главное утверждение состоит в том, что полное и точное разделение двух разделов психологии невозможно. Таким образом, мы включили в нашу первую книгу некоторые вопросы о внешнем восприятии, памяти, происхождении идей, природе интеллектуальной деятельности и свободе воли, которые в наши дни обычно относят к сфере рациональной психологии. Две отрасли науки, конечно, используют как наблюдение, так и вывод; но в то время как частое обращение к фактам сознания является отличительной чертой первой стадии, на последней преобладает дедуктивное рассуждение. Исходя из знаний, полученных в эмпирической психологии о характере операций и деятельности ума, мы делаем дальнейшие выводы о природе и строении корня или субъекта этих действий. Знание следствия ведет нас к знанию причины; способ действия указывает на природу агента. Таким образом, мы можем надеяться, разумно сочетая рассуждения и наблюдения, чтобы прийти к хорошо обоснованной уверенности в существовании нематериальной души, ее отношениях с телом, ее происхождении и ее будущей судьбе.
Психология и космология. — Предмет Психология станет еще яснее, если указать, как она связана с другими родственными науками и как она отделена от них. В схеме строго метафизических ветвей умозрения она противостоит космологии , как философия духа философии природы. Последняя наука стремится исследовать внутреннее строение материи, природу пространства и времени и высшие принципы или законы, лежащие в основе и управляющие ходом Вселенной; тогда как психология ограничивается изучением субъективного мира, сознания человека.
Психология и логика. — Существуют, однако, и другие разделы философского знания субъективного характера; и Логика, и Этика имеют дело с умственной деятельностью. Что касается рациональной психологии , которая исследует природу самого духа, то нетрудно увидеть, чем она отличается от этих наук, поэтому при сравнении их нам нужно иметь в виду только эмпирическую психологию. И Психология и Логика изучают психические состояния, но в то время как первое охватывает в пределах своего кругозора ощущения, эмоции, волю и все другие классы сознательных актов, второе ограничивается рассмотрением познавательных операций и главным образом рассуждений. Опять же, точки зрения, с которых они подходят к своему предмету, различны. Психология рассматривает наши психические процессы как естественные явления, интересные сами по себе . Он стремится описать и классифицировать их, объяснить их генезис и открыть их законы или постоянные способы действия. Это действительно может случайно дать полезную информацию о приобретении привычек, развитии памяти и тренировке других способностей; но его основная цель спекулятивный . Логика, с другой стороны, интересуется умственными операциями как репрезентантами объективного факта . Это наука не о общем мышлении, а о правильном мышлении. Это менее чисто спекулятивная наука, и в глазах некоторых даже ее главная цель — практическая . Его цель — открытие общих канонов истины. Это, по словам св. Фомы, «наука, которая учит человека правильно упорядочивать действия интеллекта в поисках и достижении истины». Одним словом, в то время как психология изучает мышление только как предмет , Логика исследует его на предмет . Исследования психолога направлены на причинные связи между психическими состояниями и ведут к постижению совокупности естественных законов — общих истин, описывающих единообразия последовательности и сосуществования. среди таких государств. Те же логики сосредотачиваются на рациональных соотношениях интеллектуальных действий и приводят к формулировке свода нормальных законов — свода предписаний, — которым можно не подчиняться, но под угрозой ошибки. Помимо этих точек сходства и контраста, две науки связаны известной взаимозависимостью. Психология, как и любая другая наука, должна подчиняться правилам правильного рассуждения; он должен соблюдать каноны индуктивного и дедуктивного вывода и выполнять общие предписания логического метода. С другой стороны, обоснованность мысли может быть серьезно затронута ее происхождением. Материалы, с которыми работает логик, являются продуктами, проанализированными психологом, и, следовательно, хотя логика не основывается должным образом на психологии, ложная теория природы наших познавательных способностей может подорвать самые основы знания и привести к к неверию в существование всякой реальной истины. Поэтому логике иногда приходится обращаться к надежной системе психологии для обоснования своих фундаментальных предположений.
Психология и этика. — Этика как наука о морали легко отличима от Психология . Он исследует правильный конец человеческого действия, природу и основания моральных различий, основания морального долга и санкции морали. Он классифицирует добродетели, пороки и обязанности и провозглашает правила правильного поведения. В то время как психология рассматривает нашу умственную деятельность в ее причинах, этика изучает ее в ее результатах, и в то время как логика стремится согласовать познание с порядком физического мира — Реальный ; Этика соответствовала бы волеизъявлению порядку морального мира — Идеалу . {6} Однако при установлении существования моральных интуиций и демонстрации их характера необходимо обратиться к философии разума. Природа психической деятельности называется совесть, генезис нравственных чувств, формирование нравственных привычек и свобода воли, истина, от доказательства которой абсолютно зависит нравственная ответственность в ее общепринятом смысле; все эти вопросы — вопросы первостепенной важности для философа-моралиста — относятся к сфере психологии.
Психология и физиология. — Термин Биология иногда используется в широком смысле, чтобы охватить все отрасли знания, изучающие явления жизни. Точнее, он охватывает две взаимосвязанные физические науки: {7} Морфологию , изучающую строение живых организмов, и Физиологию , изучающую их функции. Последняя наука находится в тесной связи с психологией, как феноменальной, так и рациональной. Физиолог изучает различные операции нашей растительной жизни, он исследует действие пищеварения, дыхания, роста, питания и других жизненных процессов, происходящих внутри нас. Он наблюдает за работой наших различных органов и стремится сформулировать законы, которые будут выражать общие закономерности, проявляющиеся в совокупности операций, составляющих нашу физическую жизнь. Эти события воспринимаются внешними чувствами и в конечном счете сводятся к движениям в материи.
Таким образом, физиология отличается от эмпирической психологии как феноменами, из которых она рассматривает, так и способностью , с помощью которой эти явления постигаются. С другой стороны, она отличается от рациональной психологии как позитивная наука физического проявления жизни из философской науки , которая стремится исследовать внутреннюю природу субъекта жизненных явлений, как физических так и психических . Опять же, вегетативная и психическая деятельность, проистекающие из одного корня, взаимно влияют друг на друга. На наши ощущения, интеллектуальные операции, эмоции и волю глубоко влияет физическое состояние организма в данное время, и они, в свою очередь, видоизменяют характер функций физической жизни. Следовательно, как мы увидим в следующей главе, физиология образует важный дополнительный источник знаний для построения нашей науки эмпирической психологии.
Но рациональная психология все же больше занимается преподаванием физиологии. Его областью является исследование внутренней природы субъекта или корня как психических, так и вегетативных функций, а также отношений, существующих между этим субъектом и телом. Следовательно, его одинаково интересуют науки о сознательной и бессознательной жизни, и его окончательные выводы должны одинаково согласовываться с установленными истинами физиологии и эмпирической психологии.
Чтения — О достоинстве, полезности и масштабах психологии, ср. Сент-Томас, Комм. де Анима , Lib. Больной. 1, 2 Dr. Stöckl, Lehrbuch der Philosophie , §§ 1-3; Tilmann Pesch, SJ, Institutiones Psychologicae (Friburg, 1897), §§ 19–22, 28–30.
{1} Строго говоря, слово ум обозначает оживляющее начало как субъект сознания , а душа относится к нему как к корню из все формы жизнедеятельности . Дух имеет еще более узкое расширение, чем разум, что собственно указывает на существо, способное к более высокому, рациональному или интеллектуальному порядку сознательной жизни. Эго и самость строго означают всю личность, состоящую из души и тела.
{2} Этимологически Философия ( philosophia ) эквивалентна любви к мудрости , но в очень раннее время она стала обозначать обладание высшим знанием или мудростью самой себя. Мудрость или философия, понимаемая таким образом, определялась как наука о вещах в их последних причинах. Термин Метафизика также использовался как синоним Философии для обозначения науки, которая исследует первоосновы вещей. Метафизика была разделена на подразделения: Онтология или собственно Метафизика , также называемая Общая Метафизика, изучающая природу и атрибуты Бытия вообще, и .0085 Специальная метафизика , включая Космологию, рациональное богословие и психологию , которые исследуют особые формы Бытия. Многие современные авторы используют термины «философия» и «метафизика» в очень расплывчатом и неопределенном смысле, чтобы обозначить исследование всех фундаментальных проблем, связанных с первоначальным происхождением, строением или концом вещей и природой знания.
{3} Тем не менее такое усеченное изложение предмета почти единогласно принимается английскими психологами. Совещание. А. Бейн, {4} «Философские выводы, заложенные в самом сердце психологии, не исчезают, если их держать вне поля зрения. Некоторые мнения о природе разума и его отношениях с реальностью проявятся почти на каждой странице, и тот факт, что это мнение вводится без сознательного намерения автора, может сбить с толку как автора, так и его читателя». (J. Dewey, Psychology , p. IV.) Работа Хёффдинга является яркой иллюстрацией этого. {5} Метафизика Том. И. п. 125.
{6} Мы заметили только самые яркие точки контраста. Строго говоря, Логика занимается всей истиной — физической, метафизической и моральной. Полный отчет о области логики и ее отношениях с другими науками см. в G. H. Joyce, SJ, Principles of Logic , c. я.
{7} Термин позитивная наука часто употребляется для обозначения тех отраслей знания, которые имеют дело с законами явлений, фактами, наблюдаемыми на непосредственном опыте. Некоторые авторы ограничивали бы термин «наука» исключительно этим значением. Однако такое использование является незаконным. Цель науки — открыть причинно-следственную связь; следовательно, расследование первичные причины, которые являются собственно реальными причинами, имеют a fortiori право на этот титул. Однако для точности термин философская наука может быть удобно использован для обозначения тех отраслей знания, которые имеют дело не только со вторичными, но и с высшими или первичными причинами.