Субъект деятельности в психологии это: Статья «Понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности» — Разное — Психологу

Содержание

8. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым.

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личностьииндивидуальность.

Понятие «индивид»имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель видаHomo sapiens(рис. 4). В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Рис. 4.Характеристика содержания понятия «индивид»

Человек как индивид обладает определенными свойствами.

Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность»(рис. 5). Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном:понятие «личность» характеризует человека как социальное существо

. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Рис. 5.Характеристика содержания понятия «личность»

Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности»(рис. 6). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта.

Таким образом, субъект– это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Рис. 6.Характеристика содержания понятия «субъект деятельности»

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.

Индивидуальность– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Человек как субъект деятельности

Общая психология
Просмотров: 1358

Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Потребности и мотивы

Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим миром огромным, бесконечным многообразием отношений, которые определяют его жизнь, условия его социального бытия.

Эта взаимосвязь выражается в наличии у человека большого множества потребностей и мотивов.

Потребности – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности).

Мотив – это материальный или идеальный предмет, побуждающий и направляющий деятельность человека на удовлетворение потребности.

Мотивы могут быть неосознаваемыми.

Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного — мотив избегания неудач.

По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).

Различные подходы к пониманию потребностей

Классификация потребностей

Классификация и виды потребностей

Различные подходы к пониманию мотивов

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Мероприятия по обогащению кредитов по психологии

  • Facebook
  • Twitter

На этой неделе в подкасте Homeschool Highschool: Действия по обогащению кредитов по психологии. Этот пост одновременно публикуется в Ultimate Homeschool Podcast Network.

Мы хотим, чтобы старшеклассники, обучающиеся на дому, ПОНРАВИЛИСЬ Психологии! Вот почему на этой неделе в подкасте Homeschool Highschool Ким и Вики рассказывают о увлекательных занятиях, которые помогут увеличить кредиты по психологии! Когда вы берете увлекательный текст и добавляете несколько увлекательных заданий, вы можете оживить (и повысить уровень) кредит психологии. Это делает курс более запоминающимся, мотивирующим и вдохновляющим для подростков.

Мы хотели бы, чтобы подросткам нравилась психология, если они идут в поле (Вики всегда молится о том, чтобы больше молодых людей пошли в сферу психического здоровья — там просто не хватает консультантов).

Мы бы хотели, чтобы подросткам нравилась психология, если они не идут в эту область. (Хороший учебник по психологии может дать подросткам полезные жизненные навыки и много интересной информации для разговора.)

Нажмите на изображение, чтобы просмотреть полное описание.

Вики изначально написала «Введение в психологию с христианской точки зрения» для 7SistersHomeschool несколько десятилетий назад, когда ее старшие подростки учились в старшей школе на дому. Она хотела, чтобы у них был текст по психологии, но в то время их не было. Она также хотела, чтобы текст по психологии основывался на христианском мировоззрении, но НЕ проповедовал. ТАКИМ ОБРАЗОМ, она должна была создать его сама, основываясь на своем обучении и работе в качестве лицензированного профессионального консультанта.

С тех пор и Вики, и Ким преподают этот курс в кооперативах домашнего обучения и групповых занятиях в местной зонтичной школе домашнего обучения.

Они добавили дополнительные планы уроков на основе тем глав в тексте (с помощью другой мамы и консультанта по домашнему обучению Гретхен Махони). Они также добавили бесплатный учебный план, который можно адаптировать для различных нужд домашнего обучения. (Нажмите здесь, чтобы просмотреть отрывок из загружаемого учебника.)

Это не говоря уже о том, что Ким делает на уроках в школе под зонтиком. (Она слишком занята развлечениями, чтобы записывать их!)

Итак, они решили поделиться этими увлекательными занятиями, чтобы пополнить кредиты по психологии в выпуске подкаста Homeschool Highschool на этой неделе!

Вот несколько идей, как делать классные вещи, чтобы помочь подросткам LIKE PSYCH! (Прежде чем мы начнем наши идеи, вот дополнительная идея: Изучайте психологию с помощью интересных онлайн-уроков, видеоуроков и обогащайте наш курс для самостоятельного обучения.)

Идея № 1: Преподавайте в любом порядке и любым способом
  • НЕТ ОДНОГО правильного способа учиться на дому в старшей школе или преподавать психологию. Ким любит переходить к главам истории и делать их в первую очередь.
  • Что это за видео о том, почему изучать психологию круто!
  • Прочтите этот пост и обсудите, почему психология может быть мощным кредитом.
  • Обсудите, хочет ли или хочет ли ваш подросток повысить уровень зачета по психологии до уровня с отличием
Идеи для изучения мозга
  • Сделайте модель мозга из домашнего теста (используя инструкции в тексте)
  • Посмотреть видео вскрытия человеческого мозга (Ким это нравится, но предлагает это только студентам с сильным телосложением)
  • Посмотрите интерактивное видео о мозге или загрузите интерактивное приложение для мозга.
Идеи для восприятия
  • Делайте оптические иллюзии и ищите больше в Интернете
  • Если вы находитесь в районе Филадельфии, посетите выставки Института Франклина, посвященные мозгу и восприятию, ИЛИ, если вы не находитесь в этом районе, посетите их учебные материалы
  • Обсудить брендинг в рекламных объявлениях
  • Проведите некоторое время, пробуя разные запахи и отмечая эмоциональные реакции
Идеи для генетики
  • Обсудите природу и воспитание в своей семье
  • Развлекайтесь Квадраты Пеннета, основанные на семейных чертах
    • Подумайте: передается ли СДВГ в семье?
    • Есть ли в семье тревога?
    • Есть ли в семье люди с дальтонизмом?
  • Посмотрите работы собак-поводырей (посетите одну, если сможете)

Идеи для обучения
  • Обсудите, как концепция собак Павлова была интегрирована в американскую культуру
  • Посмотрите отрывки из классических телешоу, в которых происходит классическое обусловливание
    • Вот ссылка на любимые клипы Ким на YouTube из Теории большого взрыва
Идеи из истории психологии
  • эти главы
  • Обсудите, какие понятия Фрейда входят в общеупотребительный словарь
Идеи для общения
  • Обсудите невербальные действия (и как на невербальные действия чтения влияет ношение маски, связанной с Covid)
  • Играйте в игры, в которых вы воспроизводите эмоции с помощью невербальных действий, и пусть другие угадывают, какие именно эмоции Иерархия потребностей Маслоу
  • Обсудите, как пандемия повлияла на то, где различные группы людей испытали Иерархию потребностей
  • Подумайте и обсудите, как низкое положение в иерархии может повлиять на успехи в школе
  • Напишите статью о том, что бы вы взяли, если бы оказались на острове в одиночестве
  • Посмотрите фильм: Castaway
Идеи для личности
  • Загрузите этот бесплатный материал от Vicki Tillman Coaching и примите часть индивидуальности инвентаризация (данная загрузка содержит бесплатные версии личностных тестов, а некоторые тесты предназначены просто для развлечения)
Идеи для сна
  • Ведите журнал сна в течение недели. Запись:
    • что они делали перед сном?
    • опишите, что они делали и о чем думали, когда ложились спать,
    • каково было качество и продолжительность сна?
  • Посмотрите видеоролики о том, как недосыпание влияет на время реакции при вождении или сдаче экзаменов (см. Планы уроков)
  • Обсудите, как апноэ во сне влияет на качество сна
Идеи для психических отклонений или что-то еще и НЕ подчеркивать эту главу
  • Обсуждать ненормальную психику таким образом, чтобы не осуждать и не нагнетать страх
    • Поработайте над идеями по преодолению беспокойства (внимательность, забота о себе) и составьте планы здорового образа жизни. (Посмотрите выпуск подкаста Homeschool Highschool о первой психологической помощи.)
    • Составьте план на время, когда друг, находящийся в кризисной ситуации, может обратиться к нему за помощью. Используя информацию из главы, как вы можете ободрить и поддержать своего друга?
    Идеи для психологического тестирования
    • Обсудите, с какими тестами подростки сталкивались и какие они могут пройти в ближайшее время (например, SAT или ACT)
      • Какие существуют инструменты для успешного тестирования при поступлении в колледж и как составить план подготовки подростков к тесту SAT
    • Быстро обсудите надежность и валидность тестов
    Идеи для христианского консультирования и карьеры в консультировании
    • Послушайте этот выпуск подкаста Homeschool Highschool о том, как изучать психологию в качестве специальности в колледже
    • Обсудите все различные карьерные возможности в области психологии
    • Взгляните на психологию как на кредит карьеры в старшей школе
    • Перейдите на сайт CareerOneStop. org, найдите пять профессий в области психологии и опишите каждую из них
    • Обсудите тот факт, что иногда христианам не нравится психология как школьный предмет или выбор профессии. Решите, как разговаривать с такими людьми.
      • Прочтите этот пост под названием «Бог — психолог» и обсудите, согласны вы с ним или нет.
    Идеи для понимания исследований и статистики

    Ким процитировала своего отца (который работал в ФБР), который сказал: «Цифры не лгут, а лжецы вычисляют!»

    • Обсудите критическое мышление и достоверность информации. Затем найдите примеры плохих и хороших исследований и использования статистики

    Что бы вы добавили в наш список? Добавляйте свои идеи в комментарии и присоединяйтесь к Ким и Вики для обсуждения увлекательных занятий, которые помогут увеличить кредиты по психологии!

    Хотите помочь разобраться с почему  преподавания психологии в вашей домашней школе? Вот небольшой письменный материал и видео, где Вики и Сабрина обсуждают именно это!

    Для подростков, которые хотят использовать учебный план и описание курса, щелкните следующие ссылки:

    • Предлагаемый учебный план (бесплатная загрузка)
    • Описание курса «Введение в психологию»0228
    • Перейдите по этой ссылке на нашу страницу в iTunes.
    • ВАЖНЫЙ ШАГ: под логотипом Homeschool Highschool Podcast нажмите Просмотреть в iTunes
    • Это приведет вас на iTunes и на нашу собственную страницу подкастов.
    • Нажмите  ПОДПИСАТЬСЯ .
    • Нажмите  ОЦЕНКИ И ОБЗОР . (Пожалуйста, найдите минутку и сделайте это. Это поможет другим найти нас. Спасибо!)
    • Спасибо!
    • ПОДПИСАТЬСЯ НА IPHONE
      1. Коснитесь фиолетового значка подкаста на телефоне
      2. Коснитесь значка поиска в правом нижнем углу экрана
      3. В строке поиска введите: Homeschool Highschool Podcast
      4. Коснитесь значка Homeschool Highschool Podcast
      5. Коснитесь *Подписаться*

      специальные предложения и НИКОГДА НЕТ СПАМУ.


      Нажмите на изображение выше, чтобы периодически получать реальную стоимость домашнего обучения на свой почтовый ящик.

      Учебная деятельность по курсу | Введение в психологию

       

      Учебные мероприятия курса

      Курс состоит из учебных модулей.

      Модуль «Психология опыта» вовлечет вас в лабораторный эксперимент по психологии. Эта деятельность распространяется на первую половину семестра, и полное участие в ней и соблюдение указаний принесет вам до 10% дополнительных баллов в курсе. Каждый из 5 пронумерованных модулей содержит папку назначения веб-сайта, папку назначения главы и папку аудита знаний. Различные учебные действия расположены в этих папках и подробно описаны ниже.

      Психология опыта:

      Вам предлагается принять участие в онлайн-психологическом эксперименте, чтобы вы могли испытать, что значит быть объектом исследования. В большинстве университетов студенты Intro Psych должны участвовать в качестве испытуемых в одном или нескольких реальных экспериментах.

      Задания веб-сайта: 

      Каждый модуль включает обзор веб-сайта и дискуссионный форум веб-сайта. Задания веб-сайта предназначены для того, чтобы познакомить вас с некоторыми психологическими ресурсами, доступными в Интернете.

      Вы должны найти соответствующий и аутентичный веб-сайт, написать краткую оригинальную сводку/аналитический документ, содержащий ссылку на веб-сайт, а затем провести обсуждение содержания веб-сайта. Прежде чем отправить свой отзыв на обсуждение в классе, вы должны отправить его в папку для выпадения сообщений Turnitin, которая обнаружит плагиат и поможет вам избежать его. После редактирования своего эссе (по мере необходимости, чтобы соответствовать требованиям оригинальности) вы повторно отправляете его в папку Turnitin для моей оценки и на форум веб-сайта для обсуждения в классе. Это задание требует, чтобы вы возглавили обсуждение на своем собственном веб-сайте, а также участвовали в обсуждениях как минимум на 2 веб-сайтах, просмотренных другими учащимися.

      Задания для учебников: 

      В каждом модуле вы найдете несколько учебных материалов и несколько дискуссионных форумов за круглым столом под руководством учащихся. Форумы — это то, как мы освещаем содержание учебника, и это основная учебная деятельность в каждом модуле. Для каждой главы вы будете публиковать вопрос «критического мышления» по какой-либо теме главы. Другие студенты отвечают на ваш вопрос, а вы отвечаете им. Кроме того, вы ведете обсуждения вопросов, которые вы публикуете, вы отвечаете на некоторые вопросы, опубликованные другими студентами, и они отвечают вам. Вы поддерживаете эти «виртуальные дискуссии», пока они продуктивны. Цель дискуссионного форума за круглым столом состоит в том, чтобы каждый студент способствовал обсуждению нескольких тем и участвовал в нескольких других. Большой процент вашей оценки за курс определяется вашим участием в этих обсуждениях.

      Задания по аудиту знаний:

      В каждом модуле оценка и понимание важных вопросов и понятий будут оцениваться тремя способами:

      Викторины:
      По главам учебника для каждого модуль. Вы можете пройти тест в любое время, пока модуль активен, и столько раз, сколько захотите. Каждая попытка викторины будет состоять из случайно выбранных элементов из тестового пула, поэтому вы, вероятно, каждый раз будете получать разные наборы вопросов. Ваша оценка в журнале оценок за викторину будет самой высокой оценкой, которую вы наберете за все ваши попытки. Хотя вы можете использовать свой учебник, тест имеет ограничение по времени.

      Экзамены: 
      По главам учебника для каждого модуля проводится объективный экзамен. Вы можете сдавать каждый экзамен до 3 раз, но каждый экзамен будет состоять из разных (выбранных случайным образом) наборов вопросов. Ваша оценка на экзамене будет самой высокой из всех ваших попыток. Хотя вы можете использовать свой учебник, экзамены имеют ограничение по времени.

      Рефлексивные блоги:
      Вас просят написать о самых важных вещах, которые вы узнали в каждом модуле, и о том, как знания, которые вы получили из модуля, повлияют на ваши ценности, отношения, убеждения и поведение. После того, как вы отправите свой собственный блог, вас попросят ответить на блоги, отправленные несколькими другими учащимися.


      Контент, предоставленный учащимися:

      Когда вы сталкиваетесь с интересной информацией / забавными фактами и т. д., относящимися к тому, что мы изучаем, — не стесняйтесь публиковать и обсуждать на этом добровольном форуме без оценок.

      «Поговорить с профессором»   Форумы:

      В каждом модуле есть область «Поговорить с профессором». В этой области я могу задавать вопросы для обсуждения по вопросам, которые, по моему мнению, не были полностью изучены в области обсуждения под руководством студентов. Также в этом разделе вы можете задать мне вопросы, на которые я отвечу. Чаще всего я ожидаю, что эти вопросы (мой и ваш) будут связаны с дискуссиями или учебником, но никакая соответствующая тема не является «закрытой». Вам следует проверять эту область каждый раз, когда вы входите в систему и участвуете в этих обсуждениях.

      Дополнительный балл / Доработка / Неполные оценки

      • Основное требование в этом курсе — обсудить с другими учащимися содержание каждой главы в тексте. Замены этому требованию нет, и я не разрешаю «дополнительные баллы» или «альтернативные кредиты».
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *