Субъект это в психологии – Субъект (психология) — Википедия

Субъект (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект.

Субъе́кт (лат. subjectum — подлежащее, лежащее внизу, находящееся в основе, от лат. sub — под и лат. jacio — бросаю, кладу основание) в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.

Природа субъекта открывается из рассмотрения общего характера душевной жизни как жизни сознания и отражения истории развития посредством памяти. Жизнь сознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности.

  • Наше ясное сознание узко: в один момент времени мы можем созерцать только один предмет. Это не значит, что предмет созерцания должен быть прост или что впечатления не могут доходить до сознания иначе, как только по одному за раз. Такое мнение некогда существовало в психологии, но потом было оставлено. Экспериментально-психологические исследования нового времени показали, что мы можем сразу сознавать несколько впечатлений: для этого нужно только, чтобы различные впечатления были объединены в каком-либо отношении и представляли собой один предмет созерцания. Наши созерцания исходят из единого начала, которое, как единое, в один момент времени может иметь дело только с одним предметом. Но что это за начало? Нужно ли считать его простым явлением, которое сменяется с каждым новым предметом созерцания? Или нужно видеть в нём реальную основу всей душевной жизни? Ответом на этот вопрос служит другая особенность нашего сознания.
  • Жизнь нашего сознания течёт без скачков и перерывов. В ней нет ни одного явления, которое возникало бы ex abrupto или стояло бы особняком. Новые явления развиваются на почве памяти о предшествующих и как бы подводят им итог; новые впечатления сознаются всегда в связи с наличным предметом созерцания и им определяются. Поэтому созерцаемые нами в предметах качества и количества всегда бывают относительны, а самые предметы созерцания, последовательно проходящие перед нами, образуют собой одно непрерывное целое, как бы один объект. Этот объект, однажды поставленный нами в созерцании, не снимается никогда: он принимает только различные формы, постепенно делаясь из неопределённого и простого все более раздельным и сложным. Созерцание его не прекращается, нужно думать, и во время сна: оно переходит лишь из ясного в тёмное. Этим объясняется, почему пробуждение служит не началом новой жизни сознания,

ru.wikipedia.org

Субъект (психология) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект.

Субъе́кт (лат. subjectum — подлежащее, лежащее внизу, находящееся в основе, от лат. sub — под и лат. jacio — бросаю, кладу основание) в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.

Природа субъекта открывается из рассмотрения общего характера душевной жизни как жизни сознания и отражения истории развития посредством памяти. Жизнь сознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности.

  • Наше ясное сознание узко: в один момент времени мы можем созерцать только один предмет. Это не значит, что предмет созерцания должен быть прост или что впечатления не могут доходить до сознания иначе, как только по одному за раз. Такое мнение некогда существовало в психологии, но потом было оставлено. Экспериментально-психологические исследования нового времени показали, что мы можем сразу сознавать несколько впечатлений: для этого нужно только, чтобы различные впечатления были объединены в каком-либо отношении и представляли собой один предмет созерцания. Наши созерцания исходят из единого начала, которое, как единое, в один момент времени может иметь дело только с одним предметом. Но что это за начало? Нужно ли считать его простым явлением, которое сменяется с каждым новым предметом созерцания? Или нужно видеть в нём реальную основу всей душевной жизни? Ответом на этот вопрос служит другая особенность нашего сознания.
  • Жизнь нашего сознания течёт без скачков и перерывов. В ней нет ни одного явления, которое возникало бы ex abrupto или стояло бы особняком. Новые явления развиваются на почве памяти о предшествующих и как бы подводят им итог; новые впечатления сознаются всегда в связи с наличным предметом созерцания и им определяются. Поэтому созерцаемые нами в предметах качества и количества всегда бывают относительны, а самые предметы созерцания, последовательно проходящие перед нами, образуют собой одно непрерывное целое, как бы один объект. Этот объект, однажды поставленный нами в созерцании, не снимается никогда: он принимает только различные формы, постепенно делаясь из неопределённого и простого все более раздельным и сложным. Созерцание его не прекращается, нужно думать, и во время сна: оно переходит лишь из ясного в тёмное. Этим объясняется, почему пробуждение служит не началом новой жизни сознания, а естественным продолжением прежней. Но если все предметы созерцания, с которыми мы имеем дело в течение своей жизни, образуют собой одно непрерывное целое, то и все акты созерцания от начала до конца нашей жизни служат проявлением единого начала, лежащего в основе всей душевной жизни.
  • Последнюю особенность сознания составляет его произвольность. Чем больше человек развивается, тем сложнее делаются предметы его созерцания, тем больше подробностей он может сразу обнять своим сознанием. Но вследствие узости сознания количество одновременно созерцаемых подробностей обратно пропорционально степени ясности их сознания. Вследствие этого параллельно с развитием человека должно было бы происходить, по-видимому, постепенное потемнение сознания. В действительности, однако, этого не бывает. Чтобы лучше рассмотреть какой-либо предмет, человек по произволу суживает сферу своего созерцания. Такое суживание известно под названием внимания. Не всякое внимание сопровождается сознательным усилием воли. На этом основании принято говорить о непроизвольном внимании в отличие от произвольного. Если, однако, присмотреться к условиям так называемого непроизвольного внимания, то его произвольный характер сделается ясным. Непроизвольное внимание привлекается предметами, которые: а) отвечают преобладающим в нас интересам, б) имеют связь с волнующими нас чувствованиями или в) легче всего могут быть усвоены. Последнее бывает, когда предметы, подлежащие усвоению, уже знакомы или когда их действие сильно или продолжительно. Все эти условия однородны: интересы и чувствования указывают на запросы воли; к естественным потребностям воли относится и лёгкость изучения. Воля и её запросы составляют, следовательно, последнюю основу не только произвольного, но и непроизвольного внимания. Но от внимания зависит направление нашей сознательной жизни. Следовательно, наша сознательная жизнь определяется в своём течении не внешними факторами, которые её возбуждают, а нашими внутренними потребностями, запросами и целями. И значит, реальная основа или субъект душевной жизни есть начало самопроизвольное, развивающее деятельность для удовлетворения своих потребностей.

ru-wiki.org

Субъект в психологии и методологии

Современная психология характеризуется множеством не только областей и направлений исследований, но и различных способов методологической рефлексии содержания и структуры психологического знания. Одним из вариантов новой методологии понимания человеческого бытия является психология субъекта. Сегодня в российской психологической науке категория субъекта играет системообразующую роль, и это не удивительно, потому что понятие ʼʼсубъектʼʼ по своей сути интегративно. В нем воплощено всœеохватывающее, наиболее широкое понимание человека, обобщенно раскрывающее целостность всœех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных. Не случайно многие российские психологи в какой-либо мере обращались в своих работах к проблематике субъекта.

Одним из наиболее известных среди них был А.В. Брушлинский, который с соратниками и учениками разработал целостный и оригинальный вариант психологии субъекта. Принципиальная новизна психологии субъекта заключается главным образом в трех базовых положениях: значительном расширении представлений о содержании активности как фактора детерминации психики; переходе от микросœемантического к макроаналитическому методу познания психического; целостном системном характере исследования динамического, структурного и регулятивного планов анализа психологии субъекта.

Субъект в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект (субъект, противоположенный другому субъекту, так же воспринимается как объект).

Субъект в психологии — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целœеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта как участника исторического процесса.

Одним из самых распространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. В психологии понятие субъекта деятельности очень часто непосредственно связано с тем содержанием деятельности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разрабатывается в какой-либо концепции. Но в любом случае, независимо от содержательной позиции исследователœей, деятельность в психологии принято понимать иначе, нежели предметная деятельность в философии. В основном психологическое содержание деятельности сводится к субъект-объектному отношению.

Причём различие концептуальных позиций по поводу деятельности, в основном, сводится к различному значению цели и процедуры целœеполагания в структуре деятельности.

С точки зрения целœеполагания, субъект деятельности определяется как человек, способный самостоятельно целœеполагать. То есть критерий самостоятельного генерирования целœей является главным критерием в определœении человека как субъекта деятельности.

Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принцип деятельное™, в том числе, и для раскрытия человека как субъекта истории. Именно па его базе выясняется, каким образом человек в процессе материального, предметно-преобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида. Субъект, созидающий схемы, нормы и идеалы своей собственной деятельности в процессе культурного выбора — это человек, задающий перспективу своего развития, строящий свою историю.

В ʼʼпсихологии субъектаʼʼ бесспорным лидером и одним из ее основателœей был Андрей Владимирович Брушлинский.

Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности: ʼʼВажнейшее из всœех качеств человека — быть субъектом, ᴛ.ᴇ. творцом своей истории, вершителœем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатовʼʼ.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а не индивиде, индивидуальности и т.п.

Первый существенный критерий становления субъекта — это выделœение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов.

Следующий наиболее важный критерий-это выделœение детьми в возрасте 6-9 лет- на базе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.).

Третьим критерием субъекта следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми, прежде всœего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке как субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения.

Четвертый критерий — развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человек всœегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется, прежде всœего, в направленности познавательной, этической и эстетической активности взаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя. Именно рефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражает отношение к бытию. Способность к рефлексии, направленной на себя, — ключ к превращению человека в субъекта. Субъект — это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания/

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определœении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.

Методология рассматривает организацию деятельности (деятельность -целœенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определœенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления -временной структурой.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным, оказывается, понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально — экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всœех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Существует мнения, что в методологии понятие субъекта не используется, в то время как понятие объекта используется. В методологии считается, что субъект — очень высокого уровня категория. Вместе с тем, в методологии считается, что мыследеятельность развернута на разных материальных носителях, и субъективировать ее до лишь человеческой, понимая под ней узко субъектную, не верно.

referatwork.ru

Субъектность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 апреля 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 апреля 2019; проверки требуют 3 правки.

Субъектность — способность человека выступать агентом (субъектом) действия, быть независимым от других людей. Существует множество толкований этого термина: либо с точки зрения гуманистической, либо естественнонаучной (гуманитарной парадигмы).

Впервые термин «субъектность» употребил А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 году. Под «субъектностью» Леонтьев понимает определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности и др.

Наиболее точным аналогом в зарубежной психологии является слово «agency», которое вошло в лексикон с 1980-х. Оно обозначает способность человека быть агентом (субъектом), то есть активно действующим лицом, движущей силой действия.

По одному из определений, agency — это «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» [1].

К наиболее признанным относится теория Р. Харре, который считает: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения» [2]. Полноправный субъект (agent), считает Харре, умеет дистанцироваться как от воздействия окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. «Человек является совершенным субъектом по отношению к определенной категории действий, если и тенденция действовать, и тенденция воздерживаться от действия в его власти». [3]

Согласно С. Л. Рубинштейну, субъектность трактуется как способность человека производить изменения в мире и в себе самом. Эта способность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Субъекта в данном случае характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.

Е. Н. Волкова определяет субъектность чере

ru.wikipedia.org

Объект и субъект: в чем разница?

Поделитесь с друзьями:

Понятия объекта и субъекта “пришли” из философии и логики. Именно здесь начали выделять того, кто производит действие (субъект), и того, над кем (чем) производят действие (объект).

Какое отношение это имеет к психологии и психотерапии? Самое прямое!

Пока человек убежден, что он является объектом, на который воздействуют другие, общество, условия – он одновременно складывает с себя полномочия по изменению среды и мира, занимает позицию “предмета”.

Это тесно связано и с таким понятием, как объективация (проще – “сделать объектом”). Объективация может быть, например, сексуальной – когда видят только “аппетитную задницу”, “шикарные сиськи”, вместо субъекта целиком.

То есть, в норме человек – существо комплексное. Он – субъект, который сам вкладывает определенные смыслы в свою деятельность, сам выбирает действовать так или иначе (но с учетом среды, условий, других людей).

Например, вы можете хотеть наорать на начальника, но вместо этого выбираете сдерживаться, потому что выбираете работать в этом месте и на этих условиях.

В терминах гештальт-терапии субъект – тот, кто обладает функцией эго, функцией выбора и самоактуализации.

Табуретка (и любой другой предмет) не выбирает падать, она это делает исключительно из условий внешней среды и своих исходных свойств (например, некачественная древесина при производстве одной ножки). Табуретка – объект.

Человек так или иначе, действием или бездействием, сознательно или неосознанно, но выбирает включаться в ситуацию или уйти из нее. Он может преобразовать среду и ситуацию любым из трех способов:

  • — бороться,
  • — уйти,
  • — замереть.

В любом из них среда меняется под его воздействием. Да, даже в третьем. Представьте, был-был человек, с ним ссорились – и он – оп-па! – замер. Его как бы нет. Среда поменялась? Еще бы! А кто это сделал? Да вот этот, замерший, прикинувшийся табуреткой:))

 Что делать субъектам?

В первую очередь – помнить, что они – субъекты. Существа с собственной волей. Меняющие себя, ситуацию, мир. Влияющие. Несущие ответственность. Имеющие определенные авторские права. Создатели ситуаций – некоторых на 10%, некоторых – на 90%, по-разному.

Что делать тем, кто в ряде ситуаций считает себя объектом?

Познакомиться поближе с тем, как вы это делаете. Когда вы считаете себя таким. Когда вы отказываете себе в авторстве (“вы – автор своей жизни”).

Небольшая подсказка: возможно, это происходит, когда

— вы не уверены, что вас слышат и слушают,

— вам страшно отстаивать себя и свою правоту,

— вы уверены, что вы не очень-то и важны,

— вы руководствуетесь “всеобщим” чувством долга (например: “так делают все”, “люди должны ходить на работу”, “женщины должны рожать”), токсической виной (“вечно виноватый”, “я ответственный за все, а сделать ничего не могу”),

— вы ощущаете недостаток опоры на себя, когда от вас требуется проявить себя, придумать творческое решение жизненной задачки.

Со всем этим можно смело отправляться на личную терапию.


Поделитесь с друзьями:

Категории: О гештальт-терапии, Психотерапия в целом, Читальня | Тэги: методы психотерапии, психология личности, теория | Permalink

sova-psiholog.ru

Субъектность — это… Что такое Субъектность?

  • субъектность — персональность Словарь русских синонимов. субъектность сущ., кол во синонимов: 1 • персональность (3) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • субъектность — субъ ектность, и …   Русский орфографический словарь

  • СУБЪЕКТНОСТЬ — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед.… …   Педагогический словарь

  • субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, появлению ранее не… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субъектность речи, текста — (авторизация, субъектная организация текста) – глобальная интегрирующая категория текста, соотносимая с одним из двух составляющих творческой деятельности – субъекта и объекта. Вопрос о субъекте познавательной науч. деятельности обсуждается в… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Субъектность отраженная — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не… …   Психологический лексикон

  • отраженная субъектность — идеальная представленность и продолженность одного человека в другом, инобытие кого либо в ком либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, формированию новых… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ — характеристики познания и практической деятельности человека. Субъект человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно… …   Современный философский словарь

  • Категория активность и соподчиненные с ней понятия (действие, деятельность, свобода) в ЮП — Субъектность правовой активности (В.М. Поздняков, 1997) обязывает всесторонне изучать человека и социальные группы в качестве субъектов деятельности, общения, духовного созерцания и т.д. Это позволяет с одной стороны преодолевать доминировавшие в …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Субъект общения — В рос. психологии отсутствует общепринятая трактовка С. о., несмотря на то что ведущие отеч. психологи постоянно обращались к данному понятию. Анализ работ филос. психол. плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • psychology_lexicon.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *