Субъект в психологии и методологии
Современная психология характеризуется множеством не только областей и направлений исследований, но и различных способов методологической рефлексии содержания и структуры психологического знания. Одним из вариантов новой методологии понимания человеческого бытия является психология субъекта. Сегодня в российской психологической науке категория субъекта играет системообразующую роль, и это не удивительно, потому что понятие «субъект» по своей сути интегративно. В нем воплощено всеохватывающее, наиболее широкое понимание человека, обобщенно раскрывающее целостность всех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных. Не случайно многие российские психологи в той или иной мере обращались в своих работах к проблематике субъекта.
Одним из наиболее известных среди них был А.В. Брушлинский, который с соратниками и учениками разработал целостный и оригинальный вариант психологии субъекта.
Субъект в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект (субъект, противоположенный другому субъекту, так же рассматривается как объект).
Субъект в психологии — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта как участника исторического процесса.
Одним из самых распространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. В психологии понятие субъекта деятельности очень часто непосредственно связано с тем содержанием деятельности, которое разрабатывается в той или иной концепции. Но в любом случае, независимо от содержательной позиции исследователей, деятельность в психологии понимается иначе, нежели предметная деятельность в философии. В основном психологическое содержание деятельности сводится к субъект-объектному отношению.
Причём различие концептуальных позиций по поводу деятельности, в основном, сводится к различному значению цели и процедуры целеполагания в структуре деятельности.
С точки зрения целеполагания, субъект деятельности определяется как человек, способный самостоятельно целеполагать. То есть критерий самостоятельного генерирования целей является главным критерием в определении человека как субъекта деятельности.
Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принцип деятельное™, в том числе, и для раскрытия человека как субъекта истории. Именно па его основе выясняется, каким образом человек в процессе материального, предметно-преобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида. Субъект, созидающий схемы, нормы и идеалы своей собственной деятельности в процессе культурного выбора — это человек, задающий перспективу своего развития, строящий свою историю.
В «психологии субъекта» бесспорным лидером и одним из ее основателей был Андрей Владимирович Брушлинский.
Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности: «Важнейшее из всех качеств человека — быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов».
Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а не индивиде, индивидуальности и т.п.
Первый существенный критерий становления субъекта — это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов.
Следующий наиболее важный критерий-это выделение детьми в возрасте 6-9 лет- на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т. д.).
Третьим критерием субъекта следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми, прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке как субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения.
Четвертый критерий — развитость навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человек всегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется, прежде всего, в направленности познавательной, этической и эстетической активности взаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя.
Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.
Методология рассматривает организацию деятельности (деятельность -целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления -временной структурой.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным, оказывается, понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально — экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Существует мнения, что в методологии понятие субъекта не используется, в то время как понятие объекта используется. В методологии считается, что субъект — очень высокого уровня категория. Кроме того, в методологии считается, что мыследеятельность развернута на разных материальных носителях, и субъективировать ее до лишь человеческой, понимая под ней узко субъектную, не верно.
Субъект: от философии и психологии // Методология и история психологии — 2010. № 1
Методология и история психологии
2010. № 1. С. 102–121
ISSN: 1819-2653
Аннотация
В статье рассматриваются учения о субъекте в психологии, философии и пограничных областях. Субъект определяется как действующее и познающее начало, необходимым свойством которого является свобода. Психология, как наука двойственного, а именно естественно-научного и гуманитарного, типа, содержит принципиально различные трактовки субъекта, которые можно обозначить как «парадигма сущности» и «парадигма существования». Парадигма сущности, характерная для естественно-научной психологии, рассматривает субъекта как детерминированного, т.е. как агента, превращающего ранее произошедшие с ним детерминации в наличное поведение.
Парадигма существования (характерная для экзистенциальной, позитивной и других видов «гуманитарной» психологии) рассматривает субъекта как свободно определяющего самого себя. В философии современные учения о субъекте в основном сводятся к критике картезианской и трансцендентальной парадигм, и в статье подробно рассматривается указанная критика с точки зрения неопределенности границ и единства субъекта. Подробно анализируется связь между субъектностью, свободой, смыслополаганием и отношением субъекта и Других. В заключение рассматриваются представления о субъекте на стыке психологии и философии.Ключевые слова: психопатология, психофизиология, позитивная психология, сущность, свобода, картезианская парадигма, субъект, экзистенциальная психология, существование, философия субъекта, смыслополагание, эзотеризм
Рубрика издания: От философии к психологии
Для цитаты: Косилова Е. В. Субъект: от философии и психологии // Методология и история психологии. 2010. № 1. С. 102–121.
Литература
- Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского др. М., 2000. С. 13–26.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Несколько замечаний в связи со статьей А.С. Арсеньева «О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна» // Развитие личности. 1999. № 4. C. 12–20.
- Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 43–64.
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
- Аристотель. О душе // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 371–448.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 2008.
- Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. М., 2005.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. М., 2006.
- Волков Д.Б. Теория сознания Д. Деннета: дис. канд. филос. наук. М., 2008.
- Гаррабе Ж. История шизофрении. М.; СПб., 2000.
- Гильбурд О.А. Шизофрения: семиотика, герменевтика, социобиология, антропология. М., 2007.
- Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
- Грегори Р.Л. Разумный глаз: как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. М., 2003.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 2006.
- Декарт Р. Сочинения. Т. 1. М., 1989.
- Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004.
- Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 65–74.
- История философии / под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М., 2005.
- Кабрин В.И. Ноэтическая коммуникация: на пути к релевантному исследованию психологического опыта // Методология и история психологии. 2009. Вып. 3. С. 5–23.
- Кемпински А. Психология шизофрении. СПб., 1998.
- Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб., 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/subject.
- Косилова Е.В. Философия и психология о сознании // Методология и история психологии. 2009. Вып. 1. С. 25–46.
- Кричевец А.Н. О категориях, экзистенциалах и психологическом понимании // Методология и история психологии. 2009. Вып. 3. С. 24–39.
- Круглый стол «Субъект и субъективность: аналитические и феноменологические интерпретации». 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/news/24638672.html; http://vfc.org.ru/rus/media/video/index.php?SECTION_ID=82#tb.
- Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996. С. 18–40.
- Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. СПб., 2000. С. 218–231.
- Лекторский В.А. Субъект, Я // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / ред. В.С. Степин. М., 2000.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
- Личность и бытие: субъектный подход. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 11–12 ноября 2005 г. / отв. ред. З.И. Рябикина, В.В. Знаков. Краснодар, 2005.
- Лоренц К.З. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
- Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб., 1995.
- Мотков О.И. Субъект как диспетчер личности. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.rsuh.ru/archive/motarticle26.rtf.
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М., 2008.
- Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий // Методология и история психологии. 2008. Вып. 1. С. 47–57.
- Сергиенко Е.А. Развитие идей психологии субъекта А.В. Брушлинского: системно-субъектный подход // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2008. С. 54–58.
- Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.
- Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. Долгопрудный, 1994.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
- Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005.
- Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 3–13; № 3. С. 3–12.
- Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 2, гл. 80–81. Долгопрудный, 2001.
- Фрейд З. Разделение психической личности // Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 31. М., 2003.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
- Шабельников В.К. Предметность и субъектность детерминирующего мира в концепциях психологии // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 23–40.
- Юханссон И. Особое детство. М., 2010.
- Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
- Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СПб., 1999.
- Edelman G.M. Neural Darwinism: The theory of neuronal group selection. New York, 1987.
- Happé F., Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // J. of Autism and Developmental Disorders. 2006. № 36 (1). P. 5–25.
Косилова Елена Владимировна, кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 1143
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Калифорнийский университет в Дэвисе | Специальность «Психология»
Колледж литературы и науки
- Бакалавр искусств
- Бакалавр наук
Вы очарованы человеческим поведением? Хотите понять, как люди думают, чувствуют, действуют и взаимодействуют? Психологи проводят исследования, чтобы узнать, что делает людей такими, какие они есть, включая их биологию, окружающую среду и культуру. Эти знания можно использовать для решения реальных проблем практически во всех областях, включая бизнес, консультирование, обучение и технологии, а также для помощи людям, страдающим нервно-психическими расстройствами или переживающими психологические расстройства.
Основные требования
Вы начнете свое обучение с общего курса психологии, чтобы познакомить вас с предметом. А пройдя базовые курсы по методам исследования и статистике, вы будете лучше подготовлены к прохождению наших продвинутых курсов по психологии. Если вы хотите получить степень бакалавра наук, вы будете проходить серию курсов по математике, химии и биологическим наукам в дополнение к углубленным предметам. Студенты бакалавриата гуманитарных наук будут иметь возможность пройти ряд гуманитарных и / или научных курсов, изучая углубленный предмет. Независимо от степени или области обучения, нет предела возможностям, когда речь идет о проведении оригинальных исследований, помощи преподавателям в их собственных проектах или участии в стажировках.
Дипломы
Карьера
- Консультант/терапевт
- Психолог
- Психиатр
- Прикладной поведенческий аналитик
- Логопед
- Учитель
- Сотрудник отдела кадров
Аспирантура
- Консультирование
- Психология
- Социальная работа
- Спортивная психология
- Производственно-организационная психология
- Судебная психология
- Медицина
Выпускники Работодатели
- Тесла
- Гугл
- Майкрософт
- Кредитная карма
- Калифорнийский университет в Дэвисе, здоровье
- Пандора
Возможности стажировки
Узнайте о стажировках и вакансиях в кампусе и за его пределами.
Подробнее
Дорожная карта вашего курса
Найдите подробные требования к курсу для вашей программы и наметьте свой путь к выпуску.
Подробнее
Преподаватели, с которыми вы будете работать
Наши студенты работают напрямую с нашими преподавателями в рамках исследовательских проектов и лабораторий.
Подробнее
Глобальные программы обучения
Расширьте свой кругозор, учась за границей или занимаясь глобальным обучением в кампусе.
Подробнее
Исследования бакалавриата
Займитесь своими интересами. Примите участие в одной из сотен наших исследовательских возможностей.
Подробнее
Что я могу сделать со своей специальностью?
Узнайте, как связать свою специальность с карьерными возможностями.
Узнать больше
Психология — предметное руководство | Постград
Уточнить курсы
Получение степени бакалавра в области психологии открывает множество возможностей трудоустройства; однако, только когда вы закончите степень магистра в той же области, вы можете быть уверены, что у вас больше шансов приступить к работе. В связи с этим здесь мы расскажем вам, что включает в себя поступление на степень магистра психологии.
Найдите программы последипломного образования в области ПСИХОЛОГИИЧтобы получить степень магистра психологии, вы должны сначала получить степень в области психологии или смежной области. Однако обратите внимание, что вам, возможно, придется выполнить некоторые дополнительные требования в зависимости от фактического учебного заведения, в которое вы хотите поступить. Курсовая работа, охватываемая на этом уровне, обычно включает такие модули, как психология и психологические расстройства, психотерапия, физиология, поведенческие науки и психотерапия. Вам также необходимо будет провести обширные исследования в выбранной вами области и защитить диссертацию. Прежде чем выбрать университет, в котором можно получить степень магистра психологии, вам следует изучить программы различных учреждений, чтобы узнать, какие области они охватывают, а также изучить затраты. Если сборы не в пределах вашей досягаемости, вы можете искать стипендии, гранты, учебные кредиты и другие виды финансовой помощи.
Для студента, обучающегося на дневной основе, магистерская программа по психологии обычно занимает один год, а на заочную – два года. Хотя многие университеты предлагают эту программу в традиционном классе, вы также можете записаться на онлайн-курс. Последний вариант может быть более идеальным, если вы либо слишком заняты, чтобы посещать занятия, либо не хотите переезжать в другой регион или страну, чтобы пройти курс.
Области специализации
Психология как область значительно выросла за последнее столетие, и хотя в прошлом она была больше ориентирована на здравоохранение, в настоящее время она охватывает практически все отрасли. В соответствии с этим существуют десятки областей, на которых учащиеся могут сосредоточиться при получении степени магистра психологии. Среди других областей, они включают криминальную психологию, психологию развития, клиническую психологию и детскую психологию.
Криминальная психология: Преступные действия увеличиваются день ото дня, и чтобы справиться с этим, важно в первую очередь понять, почему они происходят. Криминальная психология включает в себя проникновение в сознание преступника и раскрытие его мыслительного процесса, чтобы иметь возможность остановить или поймать его, прежде чем он получит возможность действовать. Таким образом, это подполе может быть очень полезным для повышения эффективности работы полиции.
Высшее образование в области криминальной психологии
Психология развития: Психология развития занимается оценкой трансформаций и переходов, происходящих от рождения до старости. Например, дети должны быть социализированы определенным образом, чтобы хорошо вписаться в общество. Однако насилие, изображенное в СМИ, может повлиять на их развитие и заставить их вести себя нежелательным образом во взрослом возрасте. Психология развития может помочь вам понять, почему это происходит.
Высшее образование в области психологии развития
Клиническая психология: Клиническая психология в основном сосредоточена на оценке стресса, ненормального поведения и психических заболеваний. Клинические психологи имеют дело не только с отдельными людьми, но и с группами людей, организациями и учреждениями, и в этом их отличие от психиатров. Также, в отличие от психиатров, они не используют медикаментозное лечение при оказании помощи пациентам. Несмотря на множество подполей в программе магистратуры по психологии, это подполе очень популярно.
Ученая степень по клинической психологии
Детская психология: Дети проходят различные стадии развития от младенчества до подросткового возраста. Подобласть детской психологии сосредоточена на исследованиях областей, относящихся к этому процессу развития, хотя большая ее часть сосредоточена на эмоциональных проблемах, с которыми сталкивается ребенок по мере взросления. Область также направлена на выявление возникновения таких состояний, как СДВГ и СДВ.
Диплом о высшем образовании по детской психологии
Психология здоровья: Это изучение психологических и поведенческих процессов в состоянии здоровья и болезни. Степень магистра в области психологии здоровья будет изучать, как психологические, поведенческие и культурные факторы способствуют физическому здоровью и болезни, и позволит студентам развивать основные практические навыки и знания, необходимые для работы или исследований в этой области.
Высшее образование в области психологии здоровья
Доступные курсы по психологии
Примеры из практики психолога
Вот что говорят некоторые практикующие психологи о том, почему они выбрали психологию для обучения в аспирантуре.
1. «Будучи учеником, я хотел узнать о влиянии видеоигр и других технологий на социализацию маленьких детей и подростков. Сосредоточение внимания на психологии развития дало мне четкое представление об этом, и теперь я чувствую, что могу молодые умы на правильном пути каждый день».
Максин Смит, консультант в местном образовательном комплексе.
2. Джонатан Томпсон, реабилитолог, говорит, что он увлекся психологией, пытаясь понять иррациональность толпы. .. которые в остальном были очень уравновешенными, казалось, вели себя иррационально и безответственно в толпе. Курс помог мне лучше понять это отклонение в поведении».
Карьерные возможности
Получив степень магистра психологии, вы получите знания о том, как предотвращать и лечить широкий спектр психологических проблем, включая депрессию, трудности в отношениях, стресс, тревогу и злоупотребление наркотиками. Поэтому это создает много возможностей после окончания учебы.
Примеры работы, которую вы затем можете взять на себя, включают работу консультанта по вопросам образования , где вы будете наставлять детей в правильном поведении и помогать им справляться с такими проблемами, как издевательства и злоупотребление наркотиками.
Еще одна область, в которой вы можете искать работу, — это отдел кадров, где вы будете заниматься обучением и набором персонала. Психология также позволит вам работать консультантом по вопросам брака, социальным работником или психологом в зависимости от области, в которой вы специализировались во время учебы.
Пример студента
Лаура Педерсен, 22 года, из США. В настоящее время она учится на магистра психологических исследований в Университете Глазго.
«Я решил поступить в Университет Глазго по целому ряду причин, и все они оказались полезными. Рейтинг, который Психология в Глазго имеет в Великобритании как по исследовательской, так и по преподаваемой части их программы, оказал большое влияние. Университет Глазго в целом имеет достаточные ресурсы для исследований последипломного образования, а также, в частности, в школах образования и психологии. Мне, как человеку со степенью бакалавра в области психологии, было интересно получить степень магистра, чтобы зарегистрироваться в Британском психологическом обществе, а также понять различия в британской системе оценок без такого большого давления, как для получения степени магистра или магистра. Эта конкретная программа сделана для плавного перехода.
Не только официальное образование помогло мне выбрать Шотландию. Каким бы замечательным ни был университет, я также смог использовать этот год для поездок за границу, в континентальную Европу, северные регионы и, конечно же, в Великобританию и Ирландию. Из Глазго довольно легко путешествовать практически куда угодно, и есть так много доступных ресурсов, чтобы понять другие культуры и истории со всего мира. Кроме того, в Глазго есть одни из лучших музыкальных площадок и мероприятий в любой точке Великобритании, если вам нравится кельтская музыка. Университет Глазго помог мне получить эти ресурсы, а структура курса дала мне возможность путешествовать и знакомиться с той стороной Атлантического океана, пока я получал степень магистра.
Как я уже говорил, у меня степень бакалавра психологии, но я выбрал степень магистра. Я выбрал этот курс, потому что хотел получить больше практического исследовательского опыта, прежде чем я начал свою докторскую программу. Во время собеседования по моим программам Psy.D все мои интервьюеры были впечатлены моими исследованиями и опытом путешествий, полученным в течение года, проведенного в Университете Глазго, и в итоге меня приняли на все программы, на которые я подавал заявки.