Субъективное чувство непрерывной тождественности самому себе во времени: Теория развития личности Эрика Эриксона

Содержание

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана­лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни­чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело­века в трудовую деятельность, указывает на специфичес­кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су­щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите­лей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии.

Так же как в случае идентифи­кации, социальные условия могут облегчать или затруд­нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес­ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче­ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Обсуждение теории Эрика Эриксона о развитии личности

Эго-идентичность

Как мы видим, смысловым стержнем концепции Э. Эриксона является понятие личностной идентичности (эго-идентичности). Что это такое?

По формулировке Википедии, эго-идентичность — это целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).

Как пишет Роберт Бернс,

«Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» (1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие».

По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,

«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож­дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени­ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».

Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.

Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как

чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.

«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»

Однако важно учесть, что, по Э. Эриксону, отождествление себя с собой может и должен протекать в основном в сфере бессознательного. Эриксон критикует такие понятия, как «самоконцептуализация», «самооценка», «образ Я», считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности (1968).

Формирование идентичности Я — процесс, напоминающий скорее самоактуализацию по Роджерсу, он характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, — вот характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути.

Эпигенез

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Сам по себе эпигенез, это наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс, когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.

Как к этому относиться? Думается, что, предложенное Э. Эриксоном описание ступеней в малой степени относится к действительно врожденным особенностям человека как homo sapiens, и, скорее, является культурным фактом европейской эпохи близкого Эрику Эриксона времени. Распространенность предложенной Э. Эриксоном модели говорит о том, что это работающая и адекватная схема для здоровой массовой личности, но едва ли предложенная схема как-либо адекватно описывает этапы жизни православного монаха либо индийского йога, жизнь Александра Македонского, Наполеона, матери Терезы либо академика Николая Михайловича Анохина…

Следующий пункт, о котором хочется задуматься, это представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом?

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона – одна из наиболее авторитетных, зарекомендовавших себя теорий развития личности. Важно при этом понять, какой подход она реализует, на какие вопросы она отвечает, а на какие – нет.

Развитие личности интересно не только для психологов. Развитие личности важно и для педагогов, развивающих личность детей разного возраста, развитие личности важно для бизнесменов, заинтересованных в развитии личности своих сотрудников, развитие личности важно и просто для людей, которые хотят развивать свою личность.

Важно отметить, что концепция Э. Эриксона почти полностью находится в психологическом поле, в малой степени ориентируясь на педагогические запросы. Как писал А.В.Петровский,

«Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый из них ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй — на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество».

Тем не менее, скрытым образом модель Эрика Эриксона предлагает некоторые педагогические решения. Перечисляя общие для всех людей, естественные этапы развития личности, Эриксон по факту подсказывает своим читателям, в каком возрасте следует принимать какие решения, чтобы следующий этап его жизни прошел благополучно, а не криво. Поскольку нет никаких данных, что подобные выборы могут делаться лишь бессознательно и не могут быть сделаны сознательно (действительно, а почему бы и да?), то определенный, замаскированный педагогический смысл в модели Э. Эриксона содержится.

С другой стороны, видимо, нет смысла изучать эту теорию тому, кто хочет стать Личностью с большой буквы, кто изучает пути саморазвития и самосовершенствования личности. Развитие личности может быть результатом как естественного, пассивного, — так и активного личностного роста и развития личности, происходящего вследствие авторских инициатив самого человека.

В пассивном личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Вместе с телом потихоньку развивается интеллект, постепенно в процессе жизни естественно формируется общая и психологическая культура. Психологическую картину этого процесса описывают разные психологи по своему, но общая линия одна: человек проходит свой естественный путь от детства к отрочеству, от юности к зрелости, а далее к старости.

Концепция Э.Эриксона не является пособием для тех, кто хочет развивать себя, как личность – концепция развития личности Э. Эриксона описывает естественный, пассивный рост естественной психологически здоровой личности, фиксируя лишь успешное прохождение ею важных этапов и отмечая, когда возможны сбои в психологическом здоровье и человеку требуется психотерапия.

Клиенты Эриксона не читали А.Н.Леонтьева «Личностью не рождаются, личностью становятся!» и не ставили задачу «создать себя». К Эрику Эриксону приходили клиенты с переживанием «потери себя», с желанием найти себя, почувствовать собственную идентичность. Эриксону было что им предложить: созданная им концепция давала понятные для его клиентов, успокаивающие их объяснения («у вас закономерный для вашего возраста кризис, как у всех»), аккуратно подсказывая пути выхода по позитивному сценарию («Благоприятное разрешение вашего конфликта – любовь»).

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие для скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. При этом эта концепция дала разумную, красивую, педагогически привлекательную картину развития личности и помогла очень многим людям.

Диссоциативное расстройство личности: что вам нужно знать

Диссоциативное расстройство личности (ДРИ), когда-то называвшееся расстройством множественной личности, является серьезным психическим расстройством.

ДРИ связан с длительным воздействием травмы, часто хроническим травматическим опытом в раннем детстве. Это часто неправильно понимается и неправильно изображается в популярных СМИ.

Диссоциация — или отключение от ощущения себя или окружающей среды — может быть реакцией на травму. Это может произойти во время единичного травматического события (например, нападения, стихийного бедствия или дорожно-транспортного происшествия) или во время продолжающейся травмы (например, военное время, хроническое насилие в детстве).

Человек, перенесший травму, настолько эмоционально перегружен, что справляется с ней путем диссоциации — он «отключается» от того, что произошло, и разделяет переживания. Диссоциация позволяет человеку дистанцироваться от травмы, которую он пережил.

Продолжайте читать, чтобы узнать

  • Вся правда о ДРИ
  • Как лечить ДРИ
  • Как вы можете помочь себе или близкому человеку с ДРИ

Что такое диссоциативное расстройство личности?

Диссоциативное расстройство идентичности — тип диссоциативного расстройства — чаще всего развивается в раннем детстве у детей, переживших длительную травму. Обычно это связано с эмоциональным, физическим и/или сексуальным насилием; пренебрегать; и крайне непредсказуемое взаимодействие с опекунами.

У некоторых детей в таких обстоятельствах может развиться ДРИ из-за разделения их текущих травмирующих переживаний на другие аспекты их личности. Поступая таким образом, они могут психологически дистанцироваться от боли.

В какой-то степени диссоциация позволяет ребенку двигаться по жизни без постоянных напоминаний о неприятных событиях.

Итак, как ребенок может начать диссоциировать, чтобы справиться с травмой?

По словам доктора Милиссы Кауфман, «в раннем возрасте дети обладают замечательной способностью к волшебному мышлению. Например, некоторые дети верят, что Супермен реален и что когда-нибудь они тоже смогут летать».

«Некоторые дети могут переносить свои мысли или чувства на персонифицированное плюшевое животное или на персонифицированного воображаемого компаньона: «Я не беспокоюсь о своем первом дне в детском саду, а Пушистик волнуется!» Все эти вещи полностью соответствуют уровню развития. в раннем детстве».

Поскольку маленький ребенок не знает, что невозможно «превратиться в другого человека», такое смещение мыслей или чувств также может стать механизмом преодоления для детей, которые страдают от повторяющихся травм.

Например, ребенок, подвергающийся постоянному сексуальному насилию, может подумать: «Это слишком невыносимо, чтобы чувствовать такой страх. Слишком опасно испытывать такой гнев. Это слишком реально, чтобы знать, что происходит с моим телом. Это не я. Это кто-то другой».

«Делая это, — добавляет Кауфман, — они перемещают подавляющие мысли, чувства и воспоминания на другие персонифицированные аспекты себя и отделяются от болезненных обстоятельств. Этот опыт «не я» является краеугольным камнем DID».

Важно отметить, что ДРИ часто позволяет детям сохранять привязанность, креативность и способность к юмору и размышлениям в чрезвычайно сложных обстоятельствах.

Однако, поскольку диссоциация продолжается во взрослом возрасте, когда опасности больше не существует, она может помешать или даже предотвратить восстановление после травмы.

Милисса Кауфман, доктор медицинских наук, ведущий эксперт в области ДРИ и связанных с ним расстройств. Она является директором Программы исследования диссоциативных расстройств и травм в больнице Маклина и медицинским директором Центра Маклина Хилл и амбулаторной травматологической клиники.

Что такое ДИД?

Доктор Милисса Кауфман отвечает на вопросы аудитории и развенчивает мифы о диссоциативном расстройстве личности.

Смотри!

Распознавание признаков и симптомов диссоциативного расстройства личности

Большинство людей с ДРИ редко проявляют заметные признаки состояния. Друзья и родственники людей с ДРИ могут даже не заметить переключение — внезапную перемену в поведении и аффекте, которое может произойти при этом состоянии.

Неявные симптомы часто представляют собой смесь диссоциативных симптомов, таких как чувство оторванности от собственного ощущения себя или своего окружения, и симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), таких как воспоминания.

Человек с ДРИ становится опытным в перемещении и персонификации аспектов своего опыта на другие аспекты своего «я». Это смещение происходит на протяжении всей жизни, даже после того, как травмирующая ситуация миновала. Это может происходить даже в тех случаях, когда триггер диссоциации не является вредным.

Люди с ДРИ часто испытывают или проявляют симптомы, связанные с:

  • Беспокойством
  • Депрессия
  • Самоозадачивание
  • Нарушение питания
  • Саморазрушающее поведение
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Пробелы в памяти
  • Суицидальные мысли или членовредительство

Человек с ДРИ может чувствовать себя очень отстраненным от переживаний или даже забывать делать или говорить то, что видели другие. Пробелы в памяти, спутанность сознания и стресс от жизни с субъективным ощущением наличия опыта «не-я» могут стать неприятными.

Люди с ДРИ часто испытывают депрессию, перепады настроения и трудности с полным доверием в отношениях.

Несмотря на то, что люди с ДРИ имеют сильное внутреннее чувство фрагментации идентичности, это распространенное заблуждение, что люди, живущие с ДРИ, демонстрируют «множество личностей». На самом деле, у большинства людей это состояние скрыто.

Согласно статье, опубликованной в Psychiatric Times в 2010 году, только 5% людей с ДРИ демонстрируют явное переключение между «состояниями» идентичности.

Если вы считаете, что у кого-то из ваших близких может быть ДРИ, осторожно поделитесь своими наблюдениями. Предложите им обратиться к специалисту в области психического здоровья или, если они находятся под вашим наблюдением, поделитесь своими проблемами с их лечащим врачом или терапевтом, если он у них есть.

Слушай!

Роберт рассказывает о своей прошлой и настоящей жизни с DID в этом эмоциональном эпизоде ​​подкаста Маклина Mindful Things.

Диссоциативное расстройство личности поддается лечению

Главной целью лечения ДРИ является поддержание стабильности, а не быстрое сосредоточение внимания на обработке травмы.

В отличие от посттравматического стрессового расстройства, возникающего в результате единичного события, произошедшего во взрослом возрасте, ДРИ ассоциируется с повторяющимися травмирующими событиями в критические периоды развития в раннем детстве.

Из-за этого типичные методы лечения посттравматического стрессового расстройства, такие как ограниченный по времени курс длительного воздействия или десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ), не являются стандартом лечения ДРИ.

ДРИ лучше всего лечить с помощью трехэтапного подхода, который включает в себя концентрацию на безопасности и стабильности, обработку травмирующих событий и, в конечном счете, возможность прожить жизнь без диссоциации. Любая фаза процесса может занять несколько лет, и часто фазы перекрываются.

В дополнение к симптомам посттравматического стрессового расстройства и диссоциации, люди с ДРИ часто нуждаются в лечении сопутствующих заболеваний. К ним относятся депрессия, суицидальные наклонности, самоповреждающее поведение, беспорядочное питание и искаженное представление о теле.

Фаза 1

Первый шаг в лечении направлен на усиление безопасности человека с ДРИ с акцентом на более серьезные симптомы, такие как членовредительство или суицидальные мысли.

В процессе лечения лицензированный эксперт по психическому здоровью помогает человеку с ДРИ заменить любые вредные методы преодоления трудностей более здоровыми вариантами. В то же время во время лечения клиницист работает с пациентом, чтобы выявить симптомы посттравматического стрессового расстройства, которые они могут испытывать.

Они также начинают процесс обучения способам понимания того, что диссоциированные состояния идентичности представляют собой важные чувства, мысли и воспоминания, которые, хотя и очень трудно принять, являются частью целостной личности.

Фаза 2

Второй этап направлен на выявление, обращение и работу с травматическими воспоминаниями.

Выполнение этой процедуры под наблюдением врача помогает пациенту выработать толерантность к дистрессу и справляться с реакциями на травмирующие воспоминания в безопасной среде. Выполнение этого с помощью специалиста по психическому здоровью является ключом к предотвращению повторной травматизации.

По мере стабилизации симптомов посттравматического стрессового расстройства и сопутствующих проблем пациенты с ДРИ начинают интегрировать разделенный опыт.

Они начинают понимать, что болезненные мысли, эмоции и воспоминания, которые они мысленно прятали в детстве, — какими бы трудными они ни были, — действительно принадлежат им. Они учатся связывать свой жизненный опыт со своим самоощущением. Им начинает казаться, что у них есть целостное и связное повествование о собственной жизни.

Фаза 3

Наконец, пациенты с ДРИ учатся жить своей жизнью сейчас, не полагаясь при этом на диссоциативную защиту. По мере успешного использования новых и различных методов преодоления они, скорее всего, будут испытывать большую уверенность, повышенное самосознание, более сильные навыки саморегуляции и большую эмоциональную стабильность.

Лечение также должно быть сосредоточено на попытках людей чувствовать себя в безопасности в близких отношениях и в мире. Люди с ДРИ часто считают себя ущербными, виноватыми в жестоком обращении в детстве и недостойными заботы.

Из-за этого формирование доверительного союза, а также обеспечение безопасности и управление симптомами во время лечения требует времени. Работа с травмами должна проводиться постепенно.

В ее собственных словах

Как участница кампании McLean по деконструкции стигмы, Ольга делится своей историей борьбы с ДРИ.

История Ольги

Развенчание мифов о диссоциативном расстройстве личности

Учитывая количество дезинформации об этом заболевании, возможно, то, что вы слышали о ДРИ, не соответствует действительности.

Миф: ДРИ очевиден

Несмотря на то, что средства массовой информации могут изображать, нелегко сказать, когда у кого-то есть ДРИ. Тем не менее, опыт фрагментарного ощущения себя и «не я» мыслей, чувств, воспоминаний и даже образа тела кажется очень реальным для людей с ДРИ.

Персонажи, изображаемые в средствах массовой информации как страдающие ДРИ, часто изображаются в нехарактерной одежде, демонстрируя дико меняющиеся манеры или вообще выглядящие как другие люди. Люди с ДРИ редко выражают свою идентичность столь очевидными способами.

Миф: у людей с ДРИ развивается психоз

Многие считают, что у людей с ДРИ психоз — потеря чувства реальности. На самом деле, если люди с ДРИ не находятся в состоянии посттравматического стрессового расстройства и не подвергаются сильному триггеру, у них сохраняется неповрежденное чувство реальности.

Согласно статье 2018 года в журнале Dialogues in Clinical Neuroscience, «когда пациенты с ДРИ не перегружены посттравматическими вмешательствами, они проявляют… сверхразвитую способность наблюдать за своими собственными психологическими процессами».

Миф: люди с ДРИ опасны

Многие люди с ДРИ изображаются как опасные личности, совершающие насильственные действия под разными «личностями».

Люди с ДРИ не более агрессивны и опасны, чем население в целом. Их симптомы и поведение отражают то, что они боятся опасных ситуаций.

На самом деле, из-за детских травм многие люди с этим заболеванием чувствуют себя напуганными и делают все возможное, чтобы не привлекать к себе внимания.

Миф: ДРИ — редкое заболевание

Поскольку ДРИ неправильно понимают и его трудно обнаружить, его часто называют редким заболеванием. Фактически, ДРИ встречается примерно у 1% населения в целом. Это тот же процент людей, которые больны шизофренией.

Миф: ДРИ не поддается эффективному лечению

ДРИ — серьезное психическое заболевание. Многим терапевтам, не знакомым с диссоциативными расстройствами, трудно это распознать. Но при эффективном лечении у психиатров, которые обучены травмам и диссоциации или могут получить консультацию у кого-то обученного, люди с ДРИ могут выздороветь и действительно выздоравливают. Люди с ДРИ могут жить полной и продуктивной жизнью.

Миф: Медицинские работники убеждают пациентов в прошлой травме, что это неправда

Одним из противоречий по поводу ДРИ является теория, согласно которой специалисты в области психического здоровья навязывают ДРИ, предлагая доверчивым пациентам ложные сведения о жестоком обращении в прошлом. Это говорит о том, что терапевты, получившие информацию из средств массовой информации, могли каким-то образом заставить своих пациентов думать, что у них есть истории жестокого обращения в детстве, хотя жестокого обращения никогда не было.

Однако в публикации 2016 года в Harvard Review of Psychiatry говорится, что ни одно исследование никогда не поддерживало эту «модель фантазии». Вместо этого несколько исследований подтверждают, что ДРИ развивается у людей, перенесших тяжелую травму. DID также неоднократно обнаруживается у людей, которые не знают о расстройстве, и в культурах, где это заболевание неизвестно.

Маклин здесь, чтобы помочь

McLean является лидером в области лечения ДРИ и расстройств, связанных с травмами. Позвоните нам сегодня по телефону 877,964.5565, чтобы найти необходимую помощь вам или близкому человеку.

Варианты лечения

Поддержка человека, живущего с диссоциативным расстройством личности

Хотя поначалу диагноз ДРИ может сбивать с толку или пугать, с ним можно справиться, если лучше понять состояние. Мы собрали несколько лучших советов, которые помогут справиться с расстройством, будь то ваш собственный диагноз или диагноз кого-то, кто вам небезразличен.

1. Узнайте больше о диссоциативном расстройстве личности

Один из лучших способов поддержать чье-то путешествие с ДРИ — будь то ваше собственное или близкого человека — узнать больше об этом заболевании.

Найдите книги и документальные фильмы о DID. Свяжитесь с такими организациями, как Национальный альянс по психическим заболеваниям (NAMI), чтобы узнать больше о DID и присоединиться к группам поддержки.

2. Выслушайте и предложите поддержку

Если у близкого человека диагностирован ДРИ, поговорите с ним. Дайте им понять, что вы готовы выслушать их опыт до такой степени, что им будет удобно поделиться. Вы можете начать разговор, просто сказав: «Я здесь для тебя. Как вы?» Вам не нужно решать их проблемы. Просто послушай.

Если вы человек с ДРИ, спросите своих друзей или членов семьи, можете ли вы рассказать о своих чувствах или о том, что происходит в вашей жизни. Создайте систему поддержки в своих социальных кругах.

3. Свяжитесь со службой поддержки

Если вам или близкому вам человеку нужна помощь в поиске терапевта или других услуг, есть способы найти лечение и поддержку.

4. Встретьтесь с ними там, где они есть

Общение с близким человеком, который отдалился от вас, может показаться запутанным. Хотя признаки диссоциации, как правило, незаметны, иногда люди с ДРИ могут внезапно казаться отстраненными, напуганными или рассеянными. Если вы заметили такое поведение, сохраняйте спокойствие и помните, что люди с ДРИ часто автоматически диссоциируют, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.

Если вы человек с ДРИ, вы можете предоставить своим близким как можно больше информации о состоянии, чтобы они могли оказать максимальную поддержку, когда дело доходит до управления состоянием.

5. Обращайтесь по вопросам членовредительства и суицидального поведения

Если вы или кто-то, о ком вы заботитесь, причиняете себе вред или боретесь с суицидальными мыслями, вам или им необходимо срочно получить помощь.

Позвоните в национальную службу спасения от самоубийств по телефону 800.273.9.255 или 988, немедленно соедините их с профессиональной помощью или доставьте их в ближайшее отделение неотложной помощи.

Получите доступ к дополнительным ресурсам по предотвращению самоубийств.

6. Помогите предотвратить триггеры

Триггеры — это внешние раздражители, вызывающие дистресс. Примеры триггерных ситуаций включают нахождение в толпе или прослушивание определенного слова или громкого шума. Потенциальные триггеры безграничны и очень индивидуальны.

У человека с ДРИ триггеры могут вызывать воспоминания и диссоциацию. Вы можете узнать о триггерах любимого человека или о своих собственных, спросив напрямую или наблюдая. Обладая этой информацией, вы можете помочь предотвратить неприятные ситуации.

7. Позаботьтесь о себе

Когда мы помогаем людям, которые пережили травму и/или имеют психические расстройства, важно также позаботиться о себе. Такая забота о себе может включать в себя спокойное время или участие в восстановительных мероприятиях, таких как творчество или физические упражнения. Самопомощь также может включать посещение собственного терапевта и участие в группах поддержки.

Обращение за помощью для DID

Диссоциативное расстройство личности поддается лечению. Если вы или кто-то из ваших знакомых испытываете симптомы, первым делом обратитесь к лицензированному медицинскому работнику или в психиатрическое учреждение, например McLean.

Если симптомы серьезные и указывают на признаки членовредительства или суицидальных наклонностей, позвоните в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону 800.273.9255, немедленно обратитесь за профессиональной помощью или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи.

Хотите узнать больше?

Ищете дополнительную информацию о DID? Вы можете найти эти ресурсы полезными.

Интересные статьи, видео и многое другое

  • Подкаст: Сумма ее частей с Ольгой Трухильо
  • Деконструкция стигмы: история Адриана
  • Тайное и изменяющее жизнь воздействие жестокого обращения в раннем детстве: диссоциативное расстройство личности
  • Деконструкция стигмы: я выживший
  • Понимание последствий домашнего насилия
  • Найти все ресурсы McLean о DID

Полезные ссылки

Эти организации также могут иметь полезную информацию и поддержку сообщества:

Международное общество изучения травм и диссоциации
Международная некоммерческая профессиональная ассоциация ISSTD разрабатывает и продвигает комплексные, клинически эффективные и эмпирические ресурсы и реакции на травму и диссоциацию. В первую очередь профессионально ориентированное общество, они приветствуют как профессионалов, так и представителей широкой общественности.

Общество лечения травм и диссоциации Новой Англии
NESTTD представляет собой сообщество для профессионалов, которые понимают глубокие последствия тяжелой и длительной травмы и разделяют волнение по поводу новых разработок в этой быстро развивающейся области. Они предлагают доступное профессиональное обучение, проводимое выдающимися клиницистами и исследователями в области травм.

Темы

  • Диссоциативные расстройства
  • Травма

Как повысить самооценку вашего клиента в терапии: 7 советов

Когда дети впервые осваивают ожидания, установленные их родителями, этот опыт дает им источник гордости и самоуважения.

По мере взросления детей истоки самооценки смещаются в сторону социального сравнения и внутренних стандартов (Larsen, Buss, Wismeijer, & Song, 2017).

Самоуважение — это наше чувство собственного достоинства. Это самооценка того, кто мы есть, и часто она не справедлива и не объективна. В свою очередь, негативное отношение к себе может повредить нашим отношениям, карьере и общей удовлетворенности жизнью (Orth, 2017).

В этой статье рассматриваются элементы терапии, которые могут помочь клиентам с низкой самооценкой повысить самооценку и продвинуться на пути к самоуважению.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но и дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.

Эта статья содержит:

  • Объяснение самооценки и самопринятия
  • Как помочь клиентам с низкой самооценкой
  • 3 способа повысить самооценку в терапии
  • Помощь клиентам в развитии самопринятия: 2 упражнения
  • 7 советов по поддержке клиентов на их пути
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Объяснение самооценки и самопринятия

Самоуважение жизненно важно, поскольку обеспечивает психологическое выживание. Повышенное осознание себя, определяемое как «способность формировать личность, а затем придавать ей ценность», — вот что отличает нас от других животных (McKay & Fanning, 2016, стр. 1).

И все же самооценка и наша мера собственного достоинства могут принести много боли. Если мы отвергаем элементы того, кто мы есть, психологические структуры, необходимые для поддержания нас, могут быть повреждены.

Что мы подразумеваем под самооценкой и самопринятием?

Под самооценкой обычно понимается самооценка кем-либо своей ценности как личности (Orth, 2017). Следовательно, это субъективная конструкция. Она «не обязательно отражает объективные характеристики и компетенции человека» или даже то, как другие могут их видеть и оценивать (Orth & Robins, 2019, стр. 329)

Самоуважение относится к нашему чувству самопринятия и самоуважения. , в отличие от нарциссизма, который предполагает чувство превосходства и права и указывает на отсутствие эмпатии (Orth & Robins, 2019).).

В конце концов, «чувство принадлежности или ощущение того, что другие принимают, любят и включают, является фундаментальной человеческой потребностью» и связано как с нашей воспринимаемой, так и с фактической принадлежностью (Cameron & Granger, 2017, стр. 1).

Самопринятие, как и сострадание к себе, предполагает отношение к себе с заботой и поддержкой. И, как и в случае с состраданием к себе, нам полезно учиться доброте к себе, человечности и внимательности (Neff & Knox, 2017).

Самопринятие тесно связано с отношением человека к себе, его недостаткам и слабостям. Во многом это означает позволить себе быть тем, кто мы есть, и принять нашу самооценку (Neff & Knox, 2017).

Изменения между людьми и внутри них

Самопринятие, как и самооценка, не является фиксированным; он меняется со временем. Исследования самооценки согласны с тем, что на протяжении всей жизни самооценка обычно (Orth, 2017):

  • Постоянно повышается от подросткового возраста до середины взрослой жизни
  • Пик в возрасте от 50 до 60 лет
  • Снижение в пожилом возрасте

Несмотря на изменение среди человек на протяжении всей нашей жизни, различия в самооценке между людьми остаются относительно стабильными на протяжении всей нашей жизни. Эти различия, какими бы стабильными они ни были на протяжении всей жизни, демонстрируют значительные различия между людьми (Orth, 2017).

На самооценку в разной степени влияют несколько факторов, в том числе (Orth, 2017):

  • Пол
  • Социально-экономический статус (указывается доходом и образованием)
  • Этническая принадлежность
  • Характеристики личности (включая экстраверсию, эмоциональную стабильность и добросовестность)
  • Стрессовый жизненный опыт (например, болезнь, серьезные несчастные случаи и безработица)
  • Отношения

У некоторых людей уровень самооценки колеблется сильнее, чем у других. Влияние включает зависимость людей от внешней обратной связи и даже степень культурного внимания к самооценке (Orth, 2017).

Ситуационная и личностная самооценка

Существует два типа проблем с самооценкой, с которыми сталкиваются клиенты, посещающие терапию самооценки: ситуативные и характерологические (или личностные). Ситуационные вопросы зависят от обстоятельств; клиент может испытывать низкую самооценку как родителя, сексуального партнера или рабочего места. Низкая характерологическая самооценка носит более общий характер и часто коренится в раннем опыте, включая жестокое обращение, пренебрежение или отказ (McKay & Fanning, 2016).

Почему это важно?

Самоуважение может иметь очень реальное влияние на нашу жизнь. Наше чувство собственного достоинства влияет на наш опыт карьеры, отношений, образования, преступного поведения и благополучия (Orth, 2017).

В нашей личной жизни исследователи самооценки обнаружили, что уровень самооценки может предсказать удовлетворенность отношениями и качество жизни. На работе это может указывать на нашу степень удовлетворенности работой, эффективностью и успехом в карьере (Orth, 2017).

Как помочь клиентам с низкой самооценкой

«Осуждение и неприятие себя причиняет огромную боль» (McKay & Fanning, 2016, стр. 1).

Низкая самооценка может привести к тому, что мы будем избегать всего, что может увеличить вероятность страдания или дискомфорта от самоотвержения, в том числе рисковать в обществе, отношениях или карьере. По мере того, как воздвигаются барьеры, мы начинаем обвинять и гневаться и полагаться на хвастовство, перфекционизм и оправдания (McKay & Fanning, 2016).

Клиент может перестать осуждать себя и повысить самооценку, видя себя по-другому. Методы когнитивной реструктуризации практичны и очень эффективны, особенно при низкой самооценке, будь то ситуационная или государственная (McKay & Fanning, 2016).

Мы можем бороться с когнитивными искажениями, подчеркивать достоинства, а не недостатки, и развивать определенные навыки, чтобы справляться с критикой и ошибками. Изменение неадаптивных моделей мышления в ситуациях, в которых они возникают, может повысить уверенность в себе и самооценку (McKay & Fanning, 2016).

Характерологическая низкая самооценка более сложна и возникает из-за плохого самочувствия. Одного лишь изменения мыслей вряд ли будет достаточно, чтобы изменить наше лежащее в основе заявление об идентичности. Вместо этого необходимо успокоить внутреннего критика, прежде чем обращаться к «негативной идентичности, которая порождает негативные мысли» (McKay & Fanning, 2016, стр. 2).

Постоянная терапия, включая методы визуализации и нейтрализации, может способствовать росту самооценки и укреплению сострадания к себе и стремлению не осуждать.

Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

3 способа повышения самооценки в терапии

Терапия — это мощный подход к повышению чувства собственного достоинства человека. Клиенты, проходящие терапевтический процесс, обычно начинают видеть себя «более нормальными, более достойными, более способными» (McKay & Fanning, 2016, стр. 2).

Несколько действий могут помочь терапевтам сосредоточиться на факторах, влияющих на наше чувство собственного достоинства, в том числе следующие:

Признание своих «должен»

Нравится нам это или нет, но всем нам передалось много «должен» — буквально , вещи, которые нам говорят, что мы должны делать — от наших родителей. И чем больше наши родители путают наши собственные суждения, предпочтения, вкусы и проблемы, тем выше вероятность того, что у нас будет хрупкая самооценка (McKay & Fanning, 2016).

Такие ожидания могут сделать нас пленниками убеждений, что мы можем быть плохими, если не будем следовать правилам. Становление рабом таких мнений может повредить нашему чувству собственного достоинства и, в свою очередь, нашей самооценке (McKay & Fanning, 2016).

В результате, это может быть ценным упражнением в терапии, чтобы понять «должны», которые мы носим с собой. Следующие четыре вопроса могут помочь вашему клиенту (изменено из McKay & Fanning, 2016).

Попросите вашего клиента подумать над следующими вопросами, касающимися конкретной области его жизни:

  1. Вы чувствуете себя виноватым или испытываете самобичевание?
  2. Вы испытываете чувство конфликта? Возможно, вы разрываетесь между тем, что вы должны или не должны делать.
  3. Вы чувствуете себя обязанным?
  4. Вы избегаете того, что, по вашему мнению, должны делать?

Чувства вины, избегания и обязательства обычно указывают на лежащие в их основе «должен». Например, чувство конфликта родителей по поводу того, что они не проводят все свое свободное время со своими детьми, вероятно, возникает из-за усвоенных «должен» (McKay & Fanning, 2016). .

Борьба со своими «должнами»

Однажды выявленные «должны» могут быть оспорены, часто впервые в жизни человека. Хотя некоторые из таких убеждений являются полезными ориентирами, признайте, что другие могут нанести ущерб самооценке. Потратьте время на работу со своим клиентом, чтобы уменьшить или устранить эффект нежелательного «надо» (McKay & Fanning, 2016).

  • Помогите своему клиенту понять, почему «должен» возник в первую очередь. Возможно, он возник в совсем другой ситуации, чем та, в которой находится клиент сейчас.
  • Поощряйте их сопоставлять преимущества убеждения с недостатками. Какое влияние это оказывает на их собственную и чужую жизнь?

Понимание того, почему возникло «следует» и полезно ли это, поможет клиенту справиться с этим с помощью более позитивных замен, таких как:

  • Распознать должен — «У меня должна быть более впечатляющая работа».
  • Замена — «Влиятельная карьера и корпоративный престиж были правилом моего отца, а не моим. У меня есть гарантия занятости, и мне нравится то, что я делаю».

Повышение осведомленности

Повышение осведомленности может привести к более реалистичному чувству собственного достоинства и самооценки. Понимание вероятных последствий действий может быть важной частью способности клиента справляться с влиянием неблагоприятных событий на его самооценку (McKay & Fanning, 2016).

Следующие вопросы помогают клиентам стать более осведомленными и избежать необдуманных решений. Попросите клиентов обдумать решение, которое им предстоит принять (с изменениями из McKay & Fanning, 2016 г.):

  1. Сталкивался ли я с чем-то подобным раньше?
  2. Какие негативные последствия были в прошлый раз, и что я могу ожидать на этот раз от решения, которое я обдумываю?
  3. Стоят ли последствия (отрицательные или положительные)?
  4. Существуют ли альтернативы с менее неблагоприятными последствиями?

Изучение потенциальных последствий перед принятием решения и принятие вопрошающего ума может привести к меньшему количеству ошибок или к большему признанию того, что ошибки необходимы для обучения. В любом случае будет меньше риска повредить самооценке человека.

Помощь клиентам в развитии самопринятия: 2 упражнения

Плохое самопринятие и низкая самооценка часто встречаются у людей вместе.

Как и повышение самооценки, умение признавать свои слабости и ошибки может быть полезным для принятия себя (MacInnes, 2006).

Принятие того, кто мы есть

Мы не воспринимаем реальность объективно или со 100% точностью. Маккей и Фаннинг (2016) описывают это как нечеткое изображение на экране телевизора, где изображение, которое мы создаем в нашей голове, может не иметь деталей или вводить в заблуждение.

Чтобы помочь вашему клиенту понять, что у всех нас есть индивидуальная, возможно ошибочная, версия реальности, используйте изображение мысленного телевизионного экрана в качестве метафоры для нашего внутреннего видения (с изменениями из McKay & Fanning, 2016):

  • У каждого есть.
  • Только вы можете видеть и ощущать свой экран.
  • Вы никогда не сможете полностью ощутить экран другого человека.
  • Вы никогда не сможете полностью передать то, что у вас на экране; некоторые из них бессознательны.
  • Вы не можете быть на 100% уверены в точности вашего экрана.
  • Ваш внутренний диалог носит внутренний характер и может создать негативную интерпретацию того, что вы «видите».
  • Часто, когда наш экран сильно искажен, мы больше всего уверены в его точности.
  • Вы можете иногда управлять элементами экрана . Например, закрыть глаза, послушать любимую музыку и т. д.
  • Вы можете управлять всем своим экраном некоторое время , например, когда успешно медитируете.
  • Вы не можете контролировать все, что видите все время .
  • Вы можете научиться видеть свой экран более четко, хотя это никогда не будет на 100% точным. Самопомощь и терапия могут улучшить ваше самосознание и знание того, как ваши чувства и убеждения влияют на то, как вы видите мир.
  • Критики критикуют то, как они видят вас на своих экранах. Они никогда не увидят тебя настоящего.
  • То, как вы воспринимаете реальность, зависит от многих факторов, включая окружающую среду и ваше физическое и психическое состояние.

Попросите вашего клиента помнить об этих моментах и ​​осознавать, что мы можем ошибаться в других, как они ошибаются в нас. Мы можем осознавать, что у всех нас есть частичный взгляд на реальность, быть более восприимчивыми и практиковать сострадание к себе и другим.

Ошибки

Хотя все мы стараемся избегать ошибок, некоторые из них неизбежны. Следующие шаги помогают клиентам принять ошибки как часть повседневной жизни; они не делают нас неправильными или плохими людьми (с изменениями из McKay & Fanning, 2016):

  • Признайте, что все совершают ошибки
    От врачей до министров, все несовершенны. Все идет не так, и неудачи неизбежны. Тем не менее, ошибки важны; они ведут к росту и обучению.
  • Признайте, что вы ничем не отличаетесь от других
    Клиент должен понимать, что, как и все остальные, он совершает ошибки. Попросите клиента перечислить 10 самых больших ошибок. Подумайте, какие потребности, желания и обстоятельства привели к решению, вызвавшему ошибку.
  • Прощение
    Какими бы болезненными ни были последствия, самопрощение является ключом к поддержанию самооценки и чувства собственного достоинства. Подумайте над следующими моментами, чтобы помочь:
    • Скорее всего, решение было правильным на тот момент, исходя из имеющихся знаний.
    • Произошла ошибка, и цена уплачена.
    • Ошибки неизбежны.

Зацикливаться на ошибках после того, как уроки были усвоены, бесполезно и в конечном итоге вредно.

7 советов по поддержке клиентов в их путешествии

Самоуважение играет ценную роль посредника между застенчивостью и одиночеством. И в равной степени застенчивость играет роль в низкой самооценке и неуверенности в нашем социальном поведении (Zhao, Kong, & Wang, 2013).

Следующие действия помогают клиентам преодолеть застенчивость и повысить самооценку (по материалам Larsen et al., 2017 с изменениями): насколько неудобной может быть ситуация, и возникает соблазн спрятаться. И все же дела редко бывают такими плохими, как кажется на первый взгляд.

  • Не будьте своим злейшим критиком
    Отдавайте себе должное за то, как вы работаете, и за то, какой вы человек. Не преувеличивайте ошибки.
  • Маленькие шаги лучше, чем ничего
    Если вы не готовы сделать решительный шаг и начать что-то новое или взяться за то, в чем раньше потерпели неудачу, начните с маленьких шагов. Испытайте каждый частичный успех.
  • Отдавайте другим
    Когда у нас возникают проблемы с самооценкой, самопринятием или застенчивостью, мы слишком много внимания уделяем себе. Вместо этого сосредоточьтесь на других и на том, что они говорят. Предложите ободрение и поддержку и отвлеките свое внимание от дискомфорта.
  • Излучайте тепло
    Люди с низкой самооценкой или застенчивые могут быть недружелюбными или напряженными, и с ними может быть сложно общаться. Постарайтесь создать более позитивное, теплое и дружелюбное поведение. Улыбнитесь и установите зрительный контакт.
  • Предвидеть и принимать неудачи
    Все мы делаем ошибки. Неудача — это часть жизни и жизненно важная часть обучения. Если вы делаете или говорите что-то не так, извлеките из этого урок и двигайтесь дальше.
  • Присоединяйтесь к толпе
    Когда нам не хватает чувства собственного достоинства или уверенности в себе, светская беседа может показаться ужасающей. Однако, когда вы наблюдаете за этим, вы начинаете понимать, что это не более чем легкая болтовня. Не ожидайте от себя слишком многого.
  • Если ваш клиент увидит, что жизнь немного похожа на школьный научный проект, он поймет, что есть много неизвестных, и что-то не всегда получается так, как планировалось. Когда мы учимся на своих ошибках и не относимся к себе слишком серьезно, мы можем начать радоваться небольшим успехам в жизни, принимать себя такими, какие мы есть, и понимать свою самооценку.

    Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

    Еще больше инструментов для повышения самооценки, которые помогут вашим клиентам укрепить самооценку и самооценку, ознакомьтесь со следующими рабочими листами, раздаточными материалами и упражнениями.

    • Изменение модели созависимости
      В этом информационном материале рассматриваются факторы созависимости, такие как низкая самооценка, путем сравнения и сопоставления примеров созависимых и адаптивных мыслей и поведения.
    • Разработка аффирмаций
      Этот рабочий лист помогает клиентам разработать позитивно сфокусированные, целеустремленные аффирмации, которые они могут регулярно практиковать для повышения самооценки.
    • Журнал самооценки для взрослых
      На этом рабочем листе представлена ​​серия подсказок для ведения дневника, которые побуждают задуматься о своих лучших качествах и положительных сторонах жизни.
    • Мое «Любовное письмо» самому себе
      Это упражнение помогает клиентам распознать и рассмотреть применение своих многочисленных замечательных качеств как средство повышения самооценки и устойчивости.
    • 17 упражнений на самосострадание
      Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить сострадание к себе, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов самосострадания для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим создать более добрые и заботливые отношения с самим собой.

    Важная информация

    Наша самооценка начинает формироваться в раннем детстве и развивается и колеблется на протяжении всей жизни. То, что нам говорят наши родители и общество, наша личность, стрессовый жизненный опыт и наш пол, влияет на развитие нашей самооценки по мере нашего роста (Orth, 2017).

    И это важно не только для нашего общего психологического благополучия, но и для успеха наших отношений, образования и карьеры (McKay & Fanning, 2016).

    Низкая самооценка может причинить огромную боль, из-за чего удовлетворение жизнью кажется недосягаемым для многих. Мы можем прятаться за воздвигнутыми нами барьерами, искать оправдания тому, что не принимаем участия в жизни, и отвечать гневом, чтобы скрыть то, что мы на самом деле чувствуем.

    Так быть не должно. Терапия чрезвычайно полезна для повышения самооценки, сосредоточения внимания на сильных сторонах, а не на слабостях, использования методов когнитивной реструктуризации в пользу позитивных моментов и обмена навыками преодоления критики и ошибок.

    Попробуйте выполнить некоторые упражнения и советы из этой статьи со своим клиентом. Работайте над повышением их чувства собственного достоинства и принятием себя такими, какие они есть.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание.

    • Кэмерон, Дж., и Грейнджер, С. (2017). Самооценка и принадлежность. В V. Zeigler-Hill & T. Shackelford (Eds.), Энциклопедия личности и индивидуальных различий . Спрингер.
    • Ларсен Р., Басс Д., Висмейер А. и Сонг Дж. (2017). Психология личности: Области знаний о природе человека . Образование Макгроу-Хилл.
    • Нефф, К., и Нокс, М.К. (2017). Самосострадание.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *