Субъективные и объективные причины конфликта – —

9. Причины конфликта: объективные, субъективные.

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырёх групп факторов и причин:  

1.     Объективных

2.     Организационно-управленческих

3.     Социально – психологических

4.     Личностных

Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвёртая – главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок.

Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликта в основном связаны с теми индивидуально – психологическими особенностями, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идёт на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия.

 Практически в любой предконфликтной ситуации  есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных  способов её разрешения. Практически у любого конфликта существует комплекс объективно – субъективных причин. К числу наиболее часто встречающихся объективных причин, вызывающих конфликты, можно отнести следующие:

1.  Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.

2.  Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.

3.    Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

4.   Образ жизни многих россиян.

5.  Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России.

Другая группа объективных причин конфликтов носит организационно – управленческий характер. Организационно – управленческие причиныконфликтов связаны с созданием и функционированием организаций.

Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.

Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным; нравственным и другим качествам, требованиям занимаемой должности.

Ситуационно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемые руководителями и подчинёнными в процессе решения управленческих и других задач.

Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей,фактором их включения в социальные группы.

Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповойкоммуникации.

Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несоблюдение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом проблеме с разных сторон, выборе различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Компетентная, объективная, разносторонняя оценка результатов деятельности подчинённых и руководителей является важнейшим условием предупреждения межличностных конфликтов.

studfiles.net

Динамика конфликта и механизмы его развития, Субъективные и объективные причины конфликтов

План

1. Объективные и субъективные причины конфликтов

2. Этапы и фазы конфликта

3. Поведение людей в конфликте

1 Субъективные и объективные причины конфликтов

В целом причинность в социальной среде характеризуется огромной сложностью и запутанностью. Практически каждая социальная действие влечет за собой целую цепь различных, порой противоречивых по своему значения нням, действий. Очень часто сам конфликт может быть вызван безвинными для стороннего наблюдателя действиями индивида или группы, которые могут находиться, тем, в очень отдаленном связи с конфликтующими сторонами нами. Если мы хотим разобраться с причинами конфликта, предотвратить его, или если он уже возник и развивается, то минимизировать его последствия, нам необходимо проанализировать всю цепь разнообразных действий людей и событиядій.

В целом возникновение и развитие причин конфликтов можно объединить в несколько групп: это объективные причины, организационно — управленческие, социально — психологические, личностные. Первые две группы причин несут ь в себе объективную основу конфликтов, две последние — субъективноу.

К объективным причинам конфликтов можно отнести те обстоятельства, которые своим появлением или существованием способствовали появлению вызвавших столкновение интересов людей. Объективные причины являются причинами возникновения пер редконфликтних обстоятельств, что, в свою очередь, является объективным компонентом предконфликтной ситуацииї.

Субъективные причины конфликтов, прежде всего, связаны с такими психологическими особенностями сторон, влияющих на выбор ими именно конфликтного способа решения спорных вопросов. Практически в любой п предконфликтной ситуации существует возможность выбора способа решения ее. Именно причины, по которым одна или обе стороны противостояния выбирают именно конфликтный способ решения противоречия, и носят субъект объективный харакер.

Рассматривая характер взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликта, необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, нельзя жестко разделять субъективные и объективные причины ко онфликтив, а так же и противопоставлять. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в частности по причине действия субъективных факторов. Во-вторых, нет таких кон фликтив, которые не были бы вызваны только субъективными или объективными причинами. Если человек лично не принимает решение о начале конфликтного противодействия, даже в условиях межличностных противоречий, конф локти не будет. Практически любой конфликт несет в себе целый комплекс объективно — субъективных причин есть большинство объективных причин определенной степени являются субъективными, а большинство субъективных причин конфликтов конце концов объективно детерминированы. Рассмотрим первую группу объективных причин конфликтов. Естественное столкновение материальных и духовных интересов в процессе жизнедеятельности. Постоянно общаясь в процессе своей жизнедеятельности, человек сталкивается с многочисленными проблемами, которые ей необходимо решить, и эти многочисленные столкновения необходимы. Участие или не участие в большинстве этих столкновений не залежи ть от воли или желания человека, именно это и создает объективную основу возможных конфликтных ситуации ситуацій.

Недостаточная разработка правовых и нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей. Так, наименее разработанные у нас механизмы защиты подчиненных от произвола начальной ников. Судебное опровержения действий руководителей малоэффективно, поэтому в большинстве предконфликтных ситуаций подчиненные либо отступают, либо идут на конкт.

Недостаточность духовных и материальных благ для жизнедеятельности тех или иных социальных групп населения. Товарно — денежные отношения и рыночные принципы организации общества создают огромное кол ость объективных предпосылок для появления конфликтных ситуаций, а сами процессы можно рассматривать как конфликтнуюі.

Устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений. Большинство стереотипов имеют большой исторический стаж, есть и такие, которые сформировались относительно недавно. Тяжелая наследие перешла к нам из бывшего. Радя. Славянского прошлого. В этих стереотипов необходимо отнести непонимание некоторых демократических принципов организации взаимоотношений, состязательности на рынке труда, материального неравенства как результата этой соревновательной ости. Практически непрерывная борьба не только с внешними врагами, но и с различными внутренними не могла не отразиться на характере межличностных отношений людей в целом. Серьезной проблемой выступление ае недостаточная терпимость к интересам других униженность и ображенисть стали серьезной предпосылкой к осуществлению различных противодействий. Поскольку мы очень долго были унижены и оскорблены государством, то очень лег ко и не колеблясь готовы идти на любую противодействие. Хорошие отношения не культивировались как главная самоцель общественных относивідносин.

Группу объективных причин, которые могут влиять на конфликтность людей, также могут составлять недостаточно исследованы сегодня наукой экологические нормативы, явления электромагнитных полей, активность солнца техногеннисть среды и так дал.

Вторую группу объективных причин составляют причины организационно — управленческого характера

Структурно — организационные причины конфликтов порождаются несоответствием структуры организаций той деятельности, которой они занимаются. Причинами могут быть: во-первых, ошибки, допущенные при создании в организации. Во-вторых, частые изменения задач и деятельности организации порождают многочисленные несоответствия. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к требованиям деятельности, тем более в организации может возникать конфликтетів.

Функционально — организационные причины конфликта возникают из-за дисфункционализацию связей организаций с окружающей средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками. Е. Эффективная работа организации невозможна без функциональных связей с внешней средой, структурными элементами организации. Надо четко понимать, что сейчас любая организация является элементом системы более высокого порядка. Без четкой организации функциональной связи существования в современных условиях любого объединения людей невозможно. Нарушение их ведет к конфликту. Функциональные связи между структ урнимы подразделениями должны соответствовать требованиям работы и объективным законам функционирования самой организации. Этим требованиям должны соответствовать функциональные связи между отдельными работниками организацииізації.

Личностно — функциональные причины конфликтов возникает зе условии несоответствия уровня работника по требованиям той должности занимаемой. Существенные требования к личным качествам работника предъявляют деятельность ьнисть и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не отвечает этим требованиям, то возможность конфликтов становится очень реальной и по горизонтали, и по вертикалилі.

Ситуационно — управленческие причины конфликтов возникает при возникновении ошибок, которые были допущены в процессе принятия управленческих решений. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает воз можность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение подчиненными такой задачи дополнительно также могут создавать предпосылки для возникновения конфликтов по этому приводду.

Третья группа причин конфликтов представлена ??социально-психологическими причинами. Четких границ между группами, как мы уже отмечали, не существует, поэтому мы можем говорить о выделении нескольких типовых причиной ин, имеющих социально — психологический харакр.

Недостаточная информация, потеря или отсутствие ее вообще, а также искажения информации в процессе межличностных и межгрупповых коммуникаций. Человек в процессе общения, по разным причинам, не в состоянии п передать всю информацию в первоначально задуманном объеме и подробностях. Причины могут носить как субъективный, так и объективный характер. Результат — возможно правильное понимание или толкование полученной инф ормации, что может послужить причиной для возникновения конфликтной ситуации или осложнить уже существующие противоречия. Отсутствие важной информации (сокрытие, замалчивание, неразглашении) довольно часто порождает слухи, что приводит к возникновению конфликтных ситуацииацій.

Несбалансированность ролевых отношений между людьми — другая типичная причина. Очень часто в ситуации межличностного общения люди на или оба партнера могут играть не те роли, на которые ожидает партнер по вз заемодии. Наиболее опасными в плане возникновения конфликта является роль старшего психологическим статусом партнера по взаимодействию, роль равного партнера и роль молодшогго.

Непонимание расхождение позиций вызвана не реальными различиями, а неправильностью подходов к проблеме. Причина разногласий будет в том, что каждая из сторон будет иметь оценку только частей ни общей правди.

Серьезной типичной причиной конфликтов становится различие способов оценки различными сторонами результатов деятельности друг друга. Оценивая действия других, люди обычно за основу оценки берут то, что не удалось сделать сравнению с первоначальным идеалом, с поставленными ранее задачами, деятельностью других людей, уже выполняли эту работу. Свою работу, зачастую сравнивают с деятельностью другого человека, который эту рабо ту выполнила хуже. Поэтому одну и ту же работу можно оценить неодинаково. Такая ситуация создает широкие возможности для зарождения конфликтектів.

Кроме указанных типичных причин, можно указать на целый ряд. Других психологических причин, которые могут носить частный или ситуационный характер. К ним можно отнести: внутригрупповой фаворит тизм, конкурентный характер во взаимоотношениях, ограничены способности (возможности) менять свои позиции в ходе взаимоотношений с другими людьми, стремление к власти, психологическая несовместимость и ин.

Личностные причины конфликтов зачастую связаны с индивидуальными и психологическими особенностями участников противостояния, психологическим климатом, в котором он протекает, а также окружающей среды высш.

Одной из главных причин личностных конфликтов выступает субъективная оценка поведения партнера как недопустимая для другой стороны. Вступая в различные отношения, каждый из партнеров имеет определенный диапазон надежд в соответствующих действиях. Если эти надежды совпали с действиями партнера или носили допустимый характер, то дальнейшие взаимоотношения могут протекать без конфликта. Нежелательная поведение может привести к обра ние конфликтной ситуации, а недопустима — в конфликткту.

Неспособность или незнание поведения в стрессовых ситуациях, способов выхода из конфликтных ситуаций создает условия для вхождения человека в состояние конфликта. К конфликту приводит именно неподготовленность люди ини к эффективным действиям в таких ситуациях. Кроме того, человек может не иметь достаточной психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов конфликтной ситуацииії

Серьезной причиной может выступать непонимание эмоционального состояния человека, ее способности к эмпатии. Поведение человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, может вызвать конфликтную реакции. УЦИю.

Завышенный уровень притязаний, самооценки может, в свою очередь, вызвать негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная же * оценка может проявиться в нарастающей тревожности, неуравновешенности, уклонении от ответственностиі.

Очень часто личностной причиной конфликтов выступают акцентуации характера. Подобное состояние проявляется в чрезмерном доминировании у человека отдельных черт характера. Это может проявиться в максимальных вариант тах нормы, может уже граничить с психопатиейєю.

Когда возникает необходимость объяснять активность и направленность действий оппонентов в конфликте, мы ищем их мотивы

. Мотивация в конфликте — это побуждение к вступлению в конфликт для удовлетворения своих потребностей, это совокупность внутренних и внешних условий, которые могут вызвать конфликтную активность субъекта. В конфликте очень трудно, а порой и немо ожливо, сразу увидеть истинные мотивы конфликтующих сторон, так как они зачастую скрыты, а заявленные декларации, опять же, как правило, могут отличаться от первичных мотивов. Мотив обязательно у обеих сторон, при этом он не обязательно должен совпадать, он даже может быть и противоположным. Если мы знаем мотивацию конфликтующих сторон, то можем понимать смысл их противостоянияння.

Базовым побуждением активности людей для вступления в конфликт выступают их потребности, которые формируются в результате существования какого-либо на данный момент дефицита. Близкими к интересам есть и ценности, которые мо ожна отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности, ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении искусства, а также личностные ценноститі

Мотивы конфликтующих сторон конкретизируются в целях, на достижение которой направлены действия людей в конфликте. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечных результатах конфликта. Эти цели мо ожуть быть как стратегическими, так и тактическими. Первоначальная цель, как правило, одна. Уже в процессе развития конфликта первоначальная цель может измениться на др.іншу.

Обязательно необходимо учитывать, что еще одним элементом, который направляет человека, социальную группу в конфликте позиция — система отношений к элементам конфликтной ситуации

Концепция деривации характеризует расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Впоследствии депривация может усиливаться, уменьшаться или оставаться неизменной. Рост депривации можно наблюдать при сокращении способов удовлетворения запросов могли сформироваться в каких-либо кризисных ситуациях, или когда ожидания растут быстрее возможности их реализацииії.

Сохранение стабильного уровня депривации возможно при снижении уровня запросов, или ускоренном росте удовольствие перед ростом надежд. Подобные процессы могут формировать психологические условия для стабил лизации морально — психологической атмосферы, ослабление напряжения. В случае усиления депривации идет нарастание настроения агрессивности, направленности на фрустрацию (блокирование поведения другогоо).

uchebnikirus.com

Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов — реферат

Московский  государственный университет путей  сообщения

(МИИТ) 
 
 
 

Реферат

по дисциплине : «Этика делового общения»

на тему : «Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов» 
 
 
 

Проверил:                                                                    Выполнил:

доц. Краснова Т.В.                                                     студентка 3-его курса

                                                                                        шифр 0953-п/ФК-1024

                                                                                        Чернышева Ю.Г. 
 

Елец  2012

Содержание

Введение………………….……………………………………………………………………3

1.Причины возникновения конфликтов …………………………………………..4

    1.1 Группы объективных причин возникновения конфликтов…………5

     1.2Группы  субъективных причин возникновения  конфликтов………..7

Заключение………………..…………………………………………………………………..12

Список используемой литературы………………..………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

На протяжении веков  лучшие умы человечества создавали  теоретические модели бесконфликтного  общества, а порой пытались воплотить  их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и  порождало еще более жестокие конфликты.

Противоположность конфликта – это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто и удобно. Поэтому мы все ценим возможность такой  жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», — утверждает пословица. Несомненно, конфликты  чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая  совместным согласованным действиям  для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что  может даже подорвать здоровье человека. 

Причины возникновения конфликтов

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения  причин конфликтов мы с вами будем  не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное  для их успешного разрешения и  уж тем более для предупреждения.

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда. Когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите. Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтна, для других — нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность. И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта. 

Объективные причины

К числу наиболее частных  объективных причин можно отнести  следующие:

—  естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

—  слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты  достоинства прибегать к конфликтному поведению.   В нашем обществе пока не разработаны эффективные стандартные, всем известные конфликтные способы защиты интересов подчиненных от  произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого  обжалования мало эффективна. Поэтому   подчиненные реально пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций  такого   рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт.

—   недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности  людей материальных и духовных благ.  То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере  конфликтов  между ними.  Основным  дефицитом  сегодня стали деньги. Если  в  организации  появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто  получает эту работу, и остальными работниками. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

Вторая  группа объективных  причин конфликтов носит  организационно-управленческий характер.  Этим причинам элемент субъективизма присущ  в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами.    

организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

структурно-организационные причины конфликтов  заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать  или решает, структура создается под задачи. Однако добиться  идеального  соответствия структуры организации решаемым  задачам практически невозможно. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией.

функционально-организационные причины конфликтов вызваны не оптимальностью функциональных  связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.

личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой  должности.

ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями.

Субъективные  причины

Третья  группа причин имеет  социально-психологический  характер.

— одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.

— второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Скорее всего, вас уже знакомили с теорией Эрика Берна. Согласно этой теории, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он — друг, с другими- начальник, с третьими — подчиненный. И т.д. К сожалению, эти роли мы не всегда играем достаточно успешно. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего)

Берн вводит понятие  трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.

Выделяются  три основных группы ролей :

Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания.

Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует.

Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

Когда руководитель  общается  с  подчиненным, то он ведет  себя как старший по отношению  к младшему. Если подчиненный так  же оценивает распределение ролей,  т.е.  считает себя младшим, то такое  взаимодействие с точки зрения сбалансированности  ролей будет длиться бесконфликтно  сколь угодно долго. Однако может  сложиться  ситуация,  при которой участники взаимодействия определят себе равные роли.  При  таком  разбалансе возможен ролевой конфликт.

Взаимодействие людей  осложняется тем, что они играют сразу несколько ролей.  Допустим вы, работая корреспондентом, приходите  брать интервью у директора предприятия.  Естественно,  он будет чувствовать  себя  в  этих  условиях хозяином,  значит старшим, и относиться к вам, как к младшему. С другой стороны, вы абсолютно равны в своих  гражданских правах.  Более того, от журналиста зависит, в каком свете  показать деятельность  этого руководителя. И  вы считаете старшим себя.  Происходит дисбаланс, который  может  восприниматься  как  неуважение  и  даже оскорбление  достоинства.  С  другой стороны,  многими людьми с низким уровнем  образованности  и  общей  культуры,  журналист воспринимается если не как  бог, то уж, во всяком случае, как начальник. В этом случае не стоит играть в демократию и пытаться общаться на равных.  Вы только собьете с толку того человека и процесс получения информации будет значительно затруднен. Об этом нужно помнить,  работая с людьми.  Ролевой уровень журналиста должен быть мобильным.  Необходимо уметь подстраиваться под человека,  с которым вы работаете.  От этого зависит успех интервью.  Не забывайте — вы всего лишь эпизод в его сложной жизни.

Одной из типичных социально-психологических  причин межличностных конфликтов  является непонимание людьми  того,  что при обсуждении проблемы,  особенно сложной,  несовпадение  позиций часто может быть  вызвано не  действительным расхождением во взглядах на одно и то же,  а подходом к проблеме  с различных сторон. Вспомните древнюю притчу о слоне. В чем заключалась причина этого конфликта?  В том, что каждый сумел оценить лишь  часть проблемы  и подошел к этой оценке односторонне. Твердость в отстаивании своей позиции была мотивированна тем,   что по-своему каждый был прав.  Каждый был уверен в своей правоте,  но не  понимал,  что его правда составляет лишь часть более общей правды.

Проблемы, которые  обсуждают люди, как правило,  сложны  и имеют много сторон и оттенков.  Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с  разных сторон. Обладая разным жизненным  опытом  и  знанием проблемы, они  дополняют эту проблему до целостной каждый по-своему. В случае такого конфликта необходимо вслух проговорить проблему каждой из сторон и прийти к единому ее определению.

Типичной  социально-психологической  причиной конфликтов во взаимодействии людей является  выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение.  Существует  пять  возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел.

freepapers.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *