какие субличности живут в каждом из нас — T&P
Тайлер Дерден и Джек из «Бойцовского клуба», — хорошая визуальная метафора того, что в каждом человеке сосуществует несколько личностей. Они могут договариваться друг с другом, помогать или вступать в конфликты, а в крайних случаях — по очереди захватывать власть над телом и сознанием. «Теории и практики» объясняют, откуда берутся субличности, из кого состоит наш «внутренний коллектив» и как примирить его участников друг с другом.
Тройственный союз
Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.
В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.
Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.
Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.
В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.
В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».
Между Персоной и Тенью
Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.
Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.
Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.
В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.
Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.
Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.
Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.
Как договориться с внутренним критиком
Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.
Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.
Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.
Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.
Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.
Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.
Субличности человека в психотерапии – что это такое
Разные психологические школы называли этот феномен по-разному: кто-то — разными частями Я, кто-то — внутренними схемами или режимами, а кто-то так и говорил — субличности.
Идея в том, что мы не является эдакой однородной психологической субстанцией, которая мыслит и чувствует в единообразном формате. Говоря образно, в нас одновременно сосуществуют как будто бы несколько разных людей и каждый из них мыслит и чувствует по-своему.
Какие-то из наших субличностей могут быть отголосками нас самих на определенных этапах жизни, какие-то — внутренними представителями вполне конкретных людей из нашей жизни.
К примеру: в нас может одновременно ютиться и маленькая девочка, которой никак не удается получить одобрение мамы, и сама эта строгая и бескомпромиссная мама, которая не может не критиковать, если вдруг видит недоработки. В какой-то момент, вероятно, подрастет и субличность, которая защищает девочку от мамы, и та, что помогает девочке соответствовать маминым ожиданиям (эдакий внутренний перфекционист). Где-то рядом при этом бродит угловатый подросток, который чувствовал, что «не вписывается», и та идеальная одноклассница, которая всегда была в центре внимания и обидно подшучивала над этим подростком. На огонек может заглянуть и наш внутренний папа, и бабушка, и первая учительница, и близкая подруга, и много кто еще. Там может быть целая песочница из наших внутренних детей: и капризный, и брошенный, и игривый, и испуганный, и счастливый ребенок. Целая толпа на самом деле.
Разумеется, если бы эта толпа одновременно подавала голос, мы бы с трудом могли услышать хоть что-то внятное. Поэтому в определенные моменты на сцену выходит то один из них, то — другой. Порой под прожектором появляется одновременно двое или даже трое, и они начинают спорить друг с другом или нападать друг на друга. Остальные при этом остаются в тени, но никуда не исчезают.
Благодаря идее наличия субличностей мы учимся не нападать на себя и не скатываться в самообвинения, а слушать и слышать те части, которые хотят высказаться в каждый конкретный момент.
Почему эта идея кажется нам терапевтичной?
Признание того, что вы можете одновременно чувствовать весьма противоречивые чувства и иметь перпендикулярные мнения относительного одного и того же — очень способствует самопринятию. Когда удается увидеть каждую субличность в отдельности, когда выходит дать ей высказаться, понять ее «месседж», желания и мотивацию, разглядеть ее страхи и сильные стороны, то это позволяет выработать своеобразную внутреннюю само-эмпатию и бережность по отношению к своим внутренним процессам.
Благодаря идее наличия субличностей мы учимся не нападать на себя и не скатываться в самообвинения, а слушать и слышать те части, которые хотят высказаться в каждый конкретный момент. В этом есть даже что-то от теории эволюции: раз эти части остались в нас спустя столько лет, значит, у них совершенно точно есть какое-то значение и смысл. Какие-то уберегают нас от новых травм (пускай порой используемые ими способы и не особо конструктивны), какие-то работают на удовлетворение наших потребностей, какие-то — на поддержание связи со значимыми для нас людьми и т.д.
Почему эта идея кажется нам практичной?
Потому что ее можно привносить в диалог с партнером, друзьями и другими близкими людьми. Когда ситуация или вопрос вызывают у вас амбивалентные переживания или в голове никак не формируется четкое непротиворечивое мнение, очень удобно сообщить об этом в терминах субличностей.
Прямо взять и напрямую рассказать о том, что думает и чувствует в этой ситуации каждая вовлеченная в нее часть вас. Доложить о том, как забивается в угол испуганный ребенок, как раздражается и негодует внутренний строгий родитель, как протестует подросток и все в этом духе.
Разумеется, неподготовленному слушателю может не сразу быть понятен такой способ объясняться, поэтому желательно сделать хотя бы небольшое Intro о том, почему вы собираетесь говорить о своих переживаниях в столь странной манере.
Вполне возможно, что и вашим близким захочется научиться разбивать свою внутреннюю какофонию на отдельные голоса и делиться своими переживаниями в аналогичной манере. Если вы сможете вместе освоить этот прием, гарантируем, что часть привычных конфликтов и недопониманий отпадут сами собой.
Научившись замечать свои субличности и ситуации, которые их активируют, вы сможете начать более осознанно влиять на свое поведение, которое раньше не понимали. Например, ситуации, когда вы резко становитесь необщительной в определенной компании. Или когда как ребенок обижаетесь, если партнер уделяет внимание кому-то еще.
субличностей: кто руководит?
Субличности, как дети, много нуждаются и требуют и часто настаивают на том, чтобы добиться своего. Они продолжают придираться к вам, кричать или закатывать истерику, когда что-то не получается. Требуют ли ваши субличности, чтобы вы вели себя неадекватно, говорили и делали то, о чем впоследствии могли бы пожалеть? Вынуждает вас отбросить осторожность на ветер, действовать по своим прихотям в данный момент, а позже объявить, что это просто произошло. Другими словами, кто командует?
Когда вы слишком отождествляете себя с определенной раной, в вашем эмоциональном теле создается эмоциональный план, именуемый субличностью. Не осознавая этого, вы начинаете строить всю свою личность и жизнь вокруг этого плана, веря, таким образом, в то, кто вы есть на самом деле. Ваша субличность — это не настоящий ВЫ, это часть вас, но это не вы. Проведение этого различия имеет решающее значение. Вам нужно осознать, что субличность, страдающая от недостатка самоуважения или низкой самооценки, является лишь частью вас, продолжением вашего эмоционального тела. Вместо того, чтобы называть себя ‘Я неуверен в себе’ вам нужно заявить ‘Часть меня неуверенна’ . Такое различение действительно дает силы. Он убирает эту незащищенную субличность с позиции власти и ставит вас на место водителя.
Субличности в трансперсональной психологии представляют собой личности или части личности в целом, которые живут своей собственной жизнью, убеждениями, мыслями, чувствами, намерениями и планами. Бунтарь и мученик, соблазнитель и саботажник, судья и критик и множество других, каждый со своей собственной мифологией, сосуществуют в одном человеке. Проблемы и конфликты возникают, когда полярность субличности становится несбалансированной. Когда возникает противоположная напряженность, разум затуманен противоречивыми взглядами, что мешает ему принимать правильные решения. Как вы можете выяснить, какая субличность/личности рулит?
Advertisement
Начните с оценки своего взгляда на жизнь, пересмотрите свое поведение в различных ситуациях и все способы самовыражения в любой момент. Когда вы распознаете субличность, вы сможете выйти за ее пределы и наблюдать ее сложную природу. Делая это, вы больше не будете полностью отождествляться с той или иной субличностью. Вместо этого вы начнете видеть множество граней своей души и ценить каждое из них.
Внутри нас много субличностей, у каждой из них есть что рассказать. Каждый смотрит на мир по-своему. Каждый интерпретирует события жизни по-своему. Вам нужно познакомиться с теми, кто контролирует ваше поведение, ваше мышление или ваш выбор. Некоторые субличности не вредны; они существуют, чтобы поддерживать ваше благополучие. Ваше внимание должно быть сосредоточено на тех, кто постоянно провоцирует и призывает, реагирует и атакует. Эти субличности обижены и рассержены, ранены и нуждаются в исцелении. Работа с этими энергиями требует терпения и определенного уровня отстраненности, чтобы относиться к ним объективно. Как упоминалось выше, вы начинаете с определения того, какой субличности вы дали власть, какой из них вы позволили управлять своей жизнью. Вам нужно изменить свое мышление и начать воспринимать эти субличности как части себя, а не как «Оно» как вас.
Кроме того, необходимо оценить обоснованность требований и потребностей субличности, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Обратите особое внимание на субличности, которые настойчивы, почти отчаянны. Эти субличности не руководствуются мудростью или проницательностью, как дети, у них нет границ и не хватает какой-либо формы дисциплины, и они будут весьма сильны в своих попытках заставить вас действовать и выполнять их намерения. Вы должны быть сильными, сделать шаг назад и оценить, будет ли хорошо действовать по их совету в долгосрочной перспективе.
Advertisement
Трудная часть работы с субличностями — это достижение сотрудничества, и не только с доминирующими, но и с подавленными. Доминирующему нужно освободить место или позволить подавленной субличности пройти, чтобы произошла трансформация и реинтеграция обратно в Я. Это путешествие может занять некоторое время, но оно будет сопровождаться прорывами и озарениями, свободой и исцелением и, прежде всего, гармонией внутренней жизни.
Что такое субличности и как они работают в IFS-терапии?
8 февраля 2018 г.
В нашем обществе по-прежнему очень распространено убеждение, что наш разум представляет собой единое целое. Эта точка зрения, которую психологи называют парадигмой «моноразума», наносит ущерб нашему образу жизни. Во-первых, если в вас есть часть, которая вызывает деструктивное поведение или оказывает на вас парадигмы множественного ума, вы, вероятно, судите о себе только через призму этой единственной части. Например, иногда вам кажется, что вы хотите просто мариноваться, не делая ничего продуктивного. Это может заставить вас думать о себе как о ленивом человеке. будет определять все ваше «я» как ленивого, хотя на самом деле это только одна часть вашей личности. Точно то же самое происходит, когда какая-то часть вас чего-то боится. Вы можете назвать себя человеком, который всегда боится.0003
Понятие единого ума означает, что мы смотрим на себя очень одномерно. И это сильно вредит нашей самооценке.
Теория внутренних семейных систем. сущность, а скорее как целое вместилище различных частей личности.
Что это за детали? Кто-то может принять это за некую метафору. Мы смотрим в себя и видим, что есть внутренний критик, перфекционист, внутренний ребенок и что это способ назвать наши мысли. С терапевтической точки зрения это не совсем то, как это работает в теории внутренних семейных систем. Ведь и сейчас многие нейропсихологи утверждают, что наш мозг работает по модульному принципу. Модули как бы взаимодействуют — одни более конструктивно, другие менее, но все они образуют внутреннее сообщество автономных нейронных сетей, взаимодействующих друг с другом.
«Разум с его миллиардами нейронов подобен сообществу, состоящему из меньших сообществ. Сообщества на самом высоком уровне (прямо под уровнем целостности) — это то, что мне нравится называть субличностями или внутренними голосами… Это конкурирующие аспекты нас самих, которые пытаются управлять целым». — Дуглас Хофштадтер
Части — это не просто мысли или эмоции, а маленькие внутренние личности, формирующиеся вокруг конкретной потребности. Для достижения своих целей они используют различные элементы нашей психической жизни. Благодаря теории внутренних семейных систем мы знаем, что, например, внутренний критик может наполнить нас определенными эмоциями, такими как напряжение, стресс или эмоциональное давление, и в то же время говорить с нами своим внутренним голосом. Он также может внушать нам определенные убеждения, вызывать поведение и даже развивать привычки.
Получите доступ к моему 3-дневному вводному онлайн-курсу IFS и познакомьтесь с терапией IFS на собственном опыте.
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП
Удовлетворение потребностей
Таким образом, целью каждой части является удовлетворение конкретной потребности (например, в отдыхе, принятии или самореализации). С этой целью части способствуют нашему поведению, эмоциям, привычкам, убеждениям и телесным ощущениям (например, чувство усталости, мысли «Я бесполезен», критический внутренний диалог, чувство ухода).
Части используют различные стратегии для удовлетворения своих потребностей. Внутренний критик может отбить у нас охоту действовать, чтобы предотвратить неудачу и тем самым оказать на нас разрушительное воздействие (например, лень, застенчивость, самокритика).
Субличность — это временный режим личности. Он может быть активен в один момент, а может измениться через некоторое время. Возможно, вы замечали, что ведете себя по-разному в присутствии разных людей. Вы кто-то другой на работе, и вы кто-то другой дома. Я знаю людей, которые экстраверты на работе, они шумные, веселые и т. д., но когда они дома в кругу своих близких, они словно превращаются в тихих интровертов, которым нравится одиночество и безмятежность. В зависимости от активной части мы можем вести себя по-разному.
Что очень важно, так это то, что роль данной части не является ее сущностью, другими словами, если, например, внутренний критик вас ругает за что-то, то это не все, за что стоит эта часть. Ваш внутренний критик может испытывать и другие эмоции. Более того, он может воздействовать на вас многими другими способами, кроме этого. В своей терапевтической работе с клиентами я часто сталкивался с тем, что их «внутренний критик» в какой-то момент бывает очень критичен и унижен, а когда мы узнаем его поближе и прислушиваемся к его страхам и потребностям, оказывается, что он внутренний советчик. . Ему больше не нужно критиковать, а скорее поддерживает и дает положительные замечания.
То же самое касается внутреннего ребенка или одного из внутренних детей, поскольку в нашем внутреннем мире их может быть больше одного. В какой-то момент он может чувствовать боль, причиняя вам сильную боль, но в другой момент, когда эта часть освобождается от боли, он может оказаться способным сделать вас спонтанным, радостным и способным испытывать множество положительных эмоций, к которым ранее ваш доступ был полностью заблокирован.
Итак, наши части привязаны к потребности, которую они хотят удовлетворить, но они могут изменить свои роли и начать действовать по-другому. Важно, чтобы терапевт, использующий в своей работе теорию внутренних семейных систем, или чтобы мы, выполняя самостоятельную работу с помощью этого метода, смотрели на эти части целостно.
Это не черное и не белое
Каждая часть может представлять целый спектр различных действий и эмоций. И удивительно, что когда мы заглядываем внутрь себя и начинаем узнавать ту внутреннюю семью, которая в нас живет, то вдруг оказывается, что эти части — как люди, как действительно какая-то семья, с которой мы можем попытаться ужиться и помочь каждому участнику изменить свое деструктивное поведение.
Мы не делаем этого, заставляя наши субличности изменяться или оказывая какое-либо давление. Это не сработает, уверяю вас. Части хотят быть понятыми и услышанными. Когда мы начинаем с ними разговаривать, оказывается, что они хотят нам что-то рассказать о себе, и как сильно им больше не нравится их роль. Когда они узнают, что мы хотим помочь им изменить свою роль, они очень рады это сделать, потому что каждая часть нас имеет позитивное намерение, она желает нам добра.
Сначала это может показаться неправдой — возможно, вы испытываете части, которые действительно хотят отыграться на вас. Но в ходе работы с моделью «Внутренние семейные системы» нам удается их понять. Обычно поначалу они понятия не имеют, чем еще могли бы вас поддержать. Это то, что их учили действовать, и они убеждены, что то, что они делают, хорошо. И как только они начинают видеть, что то, что они делают, вредно, они вдруг начинают хотеть изменить свое поведение.
Наши части — это гораздо больше, чем просто роль, которую они играют. Они склонны испытывать другие эмоции, а не только самые заметные и преобладающие. Когда они видят, что в этом есть смысл, наши части открыты для смены своей роли — они часто устают от того, что они делают (например, застенчивая часть может начать побуждать нас больше выходить на улицу и знакомиться с новыми людьми).
Наши субличности активируются в разных ситуациях и моментах нашей жизни, в зависимости от того, когда они нужны. Однако мы также можем активировать их сознательно с помощью самосочувствия и визуализации. В самотерапии методом IFS мы заглядываем глубоко в себя, чтобы войти в контакт со своими частями.
Большая часть психотерапевтической работы, основанной на теории внутренних семейных систем, проводится с закрытыми глазами. Вы входите в свой внутренний мир и встречаетесь с частями, разговариваете с ними. Хотя это может показаться вам сейчас абсурдным или странным, если вы испытаете это на себе, то увидите, что это очень просто, осязаемо и реально, и что именно так работает наша психика.
IFS-терапия по сравнению с другими терапевтическими методами, ориентированными на работу с субличностями
Есть несколько отличий. Во-первых, наиболее важным является то, что в IFS мы уделяем особое внимание установлению отношений с данной частью. Мы рассматриваем каждую часть не как механизм функционирования нашего разума, а как внутреннюю личность, с которой мы можем установить глубокие и содержательные отношения. Когда части чувствуют себя узнанными и услышанными, они расслабляются, разгибаются и перестают вести себя таким экстремальным или уязвимым образом.
Во-вторых, мы обращаем внимание на динамику отношений между различными частями. Чаще всего одни из них поляризованы и конфликтны, а другие образуют союз. Мы можем видеть, как одна часть, которая защищает раненую часть, может конфликтовать с другой частью. Может быть другая часть, которая ругает обе эти части. Таким образом, мы стали видеть структуру проблемы с совершенно иной точки зрения. Внезапно мы можем увидеть пять разных частей, которые сильно влияют друг на друга, и это позволяет нам лучше понять, в чем заключается эта внутренняя проблема. Мы можем встретиться с каждой из этих частей, узнать их поближе и постепенно начать помогать им изменяться. В результате мы можем справиться с проблемой намного проще и намного быстрее.
Терапию, основанную на теории Внутренних Семейных Систем, больше всего отличает так называемая энергия Я. Это состояние сознания, в котором мы не отождествляем себя ни с одной из частей. В этом состоянии мы отделяемся от всех наших частей и находимся в состоянии чистого любопытства, открытости и доброты. Именно на этом уровне мы хотим общаться с каждой частью, потому что это делает наши части более открытыми и более готовыми поделиться тем, что они хотят сказать.