Сублимация по з фрейду означает: сублимация по Фрейду | Философский штурм

📖 Сублимация, Глава 3. Основные понятия психоанализа, Часть 1. Введение в психоанализ. Психоанализ: учебное пособие. Лейбин В. М. Страница 19. Читать онлайн


Сублимация

Сублимация (от лат. sublimo– «возвышаю») – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные).

Идея сублимации находила отражение в произведениях писателей XVIII века Штиллинга и Новалиса, в работах философов XIX века Шопенгауэра и Ницше. В начале XX века понятие «сублимация» стало использоваться в психоаналитической литературе.

Проблема сублимации обсуждалась в работах Фрейда. Он исходил из того, что в процессе своей деятельности человек руководствуется принципом удовольствия. В основе человеческой деятельности лежат сексуальные влечения, требующие своего удовлетворения. Отказ от удовлетворения сексуальных влечений чреват такими негативными последствиями, которые могут обернуться психическими расстройствами.

Однако вынужденный отказ не обязательно ведет к неврозу. Существуют иные пути, не ведущие к заболеванию. Так, среди процессов, защищающих человека от заболевания, имеется такой, который приобрел особое культурное значение. Этот процесс заключается в том, что сексуальное стремление отказывается от своего частичного удовлетворения и направляется на социальную цель. Фрейд назвал данный процесс сублимацией.

В процессе сублимации социальные цели ставятся выше сексуальных, эгоистических. Впрочем, как замечал Фрейд, сублимация является лишь специальным случаем присоединения сексуального стремления к другим, несексуальным. Это означает, что в процессе сублимации может освободиться только часть сексуальной энергии. Кроме того, не все люди в равной степени обладают способностью к сублимации.

Таким образом, под сублимацией Фрейд понимал способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую. Суть сублимации — в отвлечении от сексуального. Это своего рода десексуализация. В процессе сублимации сексуальная энергия находит выход за пределы телесного удовлетворения. Переключение этой энергии на другие области деятельности способствует повышению психической работоспособности человека. По этому поводу в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа заметил, что благодаря такому отклонению сексуальных влечений от сексуальных целей и направлению их на новые цели освобождаются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности.

Фрейд исходил из того, что процесс сублимации начинается в сексуальный латентный период детства. Этот процесс может быть связан с реактивными движениями, создающими психические плотины для подавления неприятных чувств, например отвращения, стыда. В этом случае сублимирование сексуальных влечений идет по пути реактивных образований. Однако сублимация и реактивные образования — это два различных процесса. Сублимация возможна также посредством других, более простых механизмов.

В понимании Фрейда, сублимация оказывается источником научного познания, исследовательского интереса, художественного творчества. По его собственному выражению, вместо того, чтобы любить, люди исследуют и творят. Типичным примером в этом отношении был, по мнению Фрейда, итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. Посвятив рассмотрению жизни и деятельности этого великого человека специальную работу (1910), основатель психоанализа попытался показать, как благодаря процессу сублимации Леонардо да Винчи превращал страсть в жажду знания и художественного творения.

Фрейд считал, что художественное дарование и продуктивность тесно связаны с сублимацией. Вместе с тем процессы сублимации характерны не только для творческих и одаренных людей. Наблюдения за повседневной жизнью людей показывают, что большинству из них удается направить значительную часть свой сексуальной энергии на профессиональную деятельность. Само сексуальное влечение оказывает содействие этому процессу. Оно наделено, по мнению Фрейда, способностью к сублимации. Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в обществе.

В конечном счете, с точки зрения Фрейда, многие достижения культуры — результат сублимации сексуальных влечений человека. Сквозь призму сублимации он рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, развитие искусства и появление общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. По словам Фрейда, сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития. Она делает возможными высшие формы человеческой деятельности и тем самым играет важную роль в культурной жизни.

Представления Фрейда о сублимации получили как свое дальнейшее развитие, так и критическое переосмысление в работах ряда психоаналитиков. В частности, X. Гартман считал, что нет никакой необходимости прибегать к понятию сублимации в том случае, когда речь идет о проявлении несексуальных и неагрессивных форм поведения человека. По мнению К. Хорни, в классическом психоанализе нет четкого различия между сублимацией и сдерживанием влечения в направлении цели. В результате чего трудно сказать, является ли такая трансформация использования нарциссической любви для формирования Я-идеалов сублимацией или сдержанной в отношении цели формой любви к себе. С точки зрения Г. С. Салливана, сублимация — более специфический процесс, чем тот, который предполагался в классическом психоанализе. То есть сублимация — это неосознаваемое замещение поведенческих проявлений, вызывающих переживание тревоги или вступающих в противоречие с социально более приемлемой активностью, занимающей место первоначального поведения, из-за которого возникли проблемы. Согласно его представлениям, проявления сублимации начинают возникать в период позднего младенчества, становятся заметными в детстве и приобретают все более яркий характер в последующие периоды развития человека.

Отталкиваясь от идей Фрейда, Г. Маркузе пересмотрел представления о связи между сублимацией и подлинно художественной деятельностью. Он выявил различия между сублимацией, вводящей репрессивные элементы в социально полезные виды деятельности, и иными способами сублимации, признав возможность нерепрессивной сублимации. Он также выдвинул тезис о самосублимации сексуальности. Под самосублимацией им понималась способность сексуальности создавать высоко цивилизованные человеческие отношения, свободные от репрессии, то есть подавления со стороны общества. По мнению Маркузе, благодаря самосублимации может быть создана новая рациональность удовлетворения желаний человека. Разумным станет то, что будет поддерживать порядок удовлетворения. Словом, Эрос создаст новую форму разума. Самосублимация откроет новые горизонты нерепрессивной цивилизации. Тем самым будет устранен непримиримый конфликт между сексуальностью и культурой. Тот конфликт, который представлялся Фрейду извечным, роковым для человечества.

Понятие «сублимация» широко используется в современной психоаналитической литературе.

Изречения

З. Фрейд: «Наблюдение за повседневной жизнью людей показывает нам, что большинству удается направить очень значительную часть своей сексуальной движущей энергии на профессиональную деятельность. Сексуальное влечение в особенно высокой степени пригодно для оказания такого содействия, потому что наделено способностью к сублимации, то есть способностью менять свою ближайшую цель на другие, при определенных обстоятельствах более высоко оцениваемые и несексуальные цели».

З. Фрейд: «Художественное дарование и продуктивность тесно связаны с сублимацией».

3. Фрейд: «Похоже, что сутью и тайной натуры Леонардо было то, что ему удалось, после того как в детстве его любознательность обслуживала сексуальные интересы, сублимировать большую часть своего либидо в жажду исследования».

Г. С. Салливан: «Если мы видим, что маленький ребенок, обнаружив испачканный (испражнениями. – В. Л.) палец, во всех или во многих случаях выбирает какую-нибудь игрушку и принимается ее сосать, то можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что имела место «сублимация» посредством сосания игрушки, вместо того чтобы засунуть столь специфично испачканный палец в рот. Когда нечто подобное происходит в период позднего младенчества, едва ли можно предполагать, что мы имеем дело с результатом мыслительных усилий, затраченных младенцем, и именно по этой причине данный пример кажется мне очень подходящим для иллюстрации той роли, которую играет в нашей жизни сублимация».

Г. Маркузе: «Подлинно художественная деятельность, по-видимому, вырастает из нерепрессивной констелляции влечений и направлена на нерепрессивные цели так, что термин сублимация, кажется, нуждается в значительной модификации для того, чтобы применить его к этому виду труда».

Г. Маркузе: «Сексуальность сама стремится к собственной сублимации: либидо должно не просто вернуться к доцивилизованной и детской ступеням, но также преобразовать их искаженное содержание… Такая самосублимация предполагает исторический прогресс, который бы преодолел институциональные пределы принципа производительности, благодаря чему станет возможным регресс инстинктов».

что это такое, определение сублимации, положение в психологии

Человеческая активность является реакцией организма на внутренние позывы и желания, которые, в свою очередь, формируются в результате сочетания собственных соображений индивида и социокультурных процессов, оказывающих влияние на индивидуальные потребности и желания.

  • Что такое сублимация?
  • Сублимация по Фрейду
    • Метод сублимации
    • Примеры сублимации
    • Процесс сублимации
    • Механизм сублимации

Деятельность совершается под влиянием имеющейся у индивида энергии, которая может быть направлена на достижение определённых целей. Энергия может расходоваться и на самые различные индивидуальные нужды организма, но также может быть использована для осуществления и более важных задач. Правда, в таком случае, потребуется «преобразовать» энергию для её перенаправления от обычных физиологических потребностей к задачам, являющимися более важным в социокультурном отношении.

Такое «преобразование» обозначается определённым термином — «сублимация». Проблемы из этой области давно обращают к себе внимание, что указывает на важность этого явления в психологии. О том, что такое сублимация, что означает сам термин, кто и когда впервые ввёл это понятие, а также о том, какое место занимает сублимация в психологии, а также в философии, будет описано в этой статье.

Что такое сублимация?

Конечно же, для начала следует привести определение этого термина. Это позволит лучше понять проблематику данного понятия, его сущность и ориентированность в психологии. Далее будет сказано и о том, когда и кем оно было впервые использовано.

Сублимацией называют защитный механизм психики, который отвечает за снятие внутреннего напряжения, при этом используя перенацеливание внутренней энергии на достижение результатов при выполнении социально приемлемых задач. Имеются в виду задачи, касающиеся спорта, творчества или искусства.

Сам термин происходит от латинского слова «sublimare», который означает «одухотворять» или «возносить». Первоначальное значение термина немного отличалось от ныне всем известного. Тогда это слово означало нравственное возвышение. Впрочем, фактически это обозначение является верным, так как перенацеливая свою энергию на выполнение более важных задач, человек нравственно возвышается над своими внутренними нуждами.

Впервые своё суждение о сублимативной идее высказал известный психолог Зигмунд Фрейд. Он использовал этот термин ещё в 1900 году. Если рассматривать положения и идеи социальной психологии, то следует уточнить тот факт, что сублимация, как защитный механизм человеческой психики, ассоциируется процессами социализации. Следует упомянуть тот факт, что проблемы сублимации имеют довольно большое значение в вопросах, касающихся детской психологии, психологии спорта, а также в психологии творчества.

Сублимация по Фрейду

В соответствии с психологическими концепциями Фрейда, защитный механизм психики, называемый сублимацией, означает отклонение от биологической энергии. Речь идёт об отказе от растраты энергии на половое влечение и последующем перенаправлении её на социально приемлемые задачи.

Фрейд рассматривал сублимативную идею, как положительную «защиту», аргументируя это тем, что индивид, придерживаясь такого защитного механизма психики, обращает более пристальное внимание на конструктивные занятия. Также Фрейд отмечал и положительное действие сублимации на снятие внутреннего напряжения индивида.

Впрочем, подобная положительная оценка этого защитного механизма имеется в любой терапии, которая направлена на поиск социально адаптивного решения, а не на избавления личности от имеющихся у него внутренних конфликтов.

Метод сублимации

Данный метод обрёл широкое применение в психоанализе. Если рассматривать концепцию психоанализа, которая была разработана Фрейдом, то согласно её положениям, сублимация означает трансформацию влечений. На современном этапе этот термин имеет довольно много самых различных определений из-за различной природы происхождения и использования термина, но в то же время подразумевает только одно определённое обозначения: перенаправление неприемлемых импульсов. Сублимация способна принимать самые разные формы.

Примеры сублимации

Для лучшего понятия сублимативного процесса и его влияния на личностные цели индивида, следует привести пару довольно простых примеров, которые позволят лучше понять принцип воздействия сублимативного на изменение приоритетов личности:

  • В том случае, если индивид испытывает садистские наклонности, то их можно сублимировать, занимаясь хирургией;
  • При чрезвычайно сильной потребности в занятии интимом, можно попытаться сублимировать эти желания, отдавая предпочтение анекдотам, шуткам, изобразительному искусству и другим творческим занятиям.

Каждый день индивид сталкивается с ситуациями разного рода, которые несут различные сюрпризы, впоследствии требующие снятия напряжения.

Процесс сублимации

Данный процесс не способствует игнорированию индивидом внутренних конфликтов. Цель сублимативного защитного механизма заключается в перенаправлении внутренней энергии человека на поиск способов решения этих конфликтов. В этом заключается главная функция процесса сублимации в психологии.

  • Агрессивность и её энергия могут получить своё отражение в спорте. Индивид можно сублимировать внутреннюю энергию, занимаясь, например, каратэ. Также внутренняя агрессия может быть сублимирована при осуществлении строгого воспитания детей.
  • В свою очередь, эротизм может быть сублимирован в дружбу.

Когда индивид не имеет возможностей реализовать свои влечения, находящиеся на уровне инстинкта, то он подсознательно пытается найти тот род занятий и тот тип деятельности, который позволит ему снять внутреннее напряжение из-за имеющихся у него активных импульсов, требующих реализации. Зигмунд Фрейд утверждал, что намерение каждой личности заняться творчеством можно объяснить, как раз благодаря наличию такого защитного механизма психики.

Механизм сублимации

Сублимация предполагает определённый механизм своего действия. Речь идёт о том, что сублимация предполагает трансформацию нежелательных, травмирующих и негативных переживаний в разные виды конструктивной и востребованной деятельности. В течение своей деятельности Зигмунд Фрейд относил к этому защитному механизму психики отдельные виды деятельности, которые побуждаются наличием внутреннего деления, но которые не имеют направления к удовлетворению своих половых потребностей. К таким видам деятельности относятся: художественное творчество, интеллектуальное исследование, ценные виды деятельности с общественной точки зрения.

Итак, механизм сублимации заключается в следующем: защитный механизм психики выполняет функцию снятия внутреннего напряжения индивида, а также влияет на последующее перенаправление внутренней энергии и внутреннего напряжения на объекты, считающиеся социально значимыми.

Сублимация — Зигмунд Фрейд — Psych Reviews

Одним из наиболее известных, но абстрактных понятий, которые объяснял Фрейд, была сублимация. Это способность взять сексуальное либидо или влечение и направить его на социально приемлемые проекты и цели. Фрейд кратко описывает этот процесс, который начинается с детских исследований того, как работает секс, а затем прерывается «волной энергичного сексуального подавления» со стороны семьи и культуры. Есть три пути направления этой энергии, обычно на интеллектуальные исследования. Если вытеснение не приводит к интеллектуальным усилиям, оно может привести к «невротическому торможению [и] к вспышке невротического заболевания». При втором типе сублимации речь идет о «навязчивых раздумьях, естественно, в искаженной и несвободной форме… Здесь исследование становится сексуальной деятельностью, часто исключительной, и чувство, возникающее от улаживания вещей в уме и объяснения их, заменяет сексуальное удовлетворение; но бесконечный характер детских исследований также повторяется в том факте, что эти размышления никогда не кончаются и что столь желанное интеллектуальное чувство найденного решения все больше и больше отдаляется». В третьей форме сублимации, «самой редкой и совершенной… либидо избегает участи вытеснения, сублимируясь с самого начала в любопытство и привязываясь к мощному исследовательскому инстинкту в качестве подкрепления… Сексуальное вытеснение, которое сделало инстинкт, столь сильный из-за добавления к нему сублимированного либидо, все еще принимается во внимание инстинктом, поскольку он избегает какого-либо отношения к сексуальным темам».

Ключом к сублимации в этом направлении является наличие достаточно сильного подавления от отвращения или стыда, чтобы проекты исследования и понимания заменили сексуальное освобождение. Например, если я исследую что-то, чего не понимаю в концепции Фрейда, это может быть установка, требующая вознаграждения, например, стресс от свиданий, а затем секса. Затем, когда достигается глубокое интеллектуальное понимание, это похоже на интеллектуальный оргазм. Чтобы увидеть микроверсии сублимаций в своей жизни, вы должны медитировать и видеть напряжение в своих желаниях/желаниях, а затем замечать освобождение при их удовлетворении. Как описано в предыдущих видеороликах, либидо похоже на тягу. У вас есть страстное желание, которое возникает вместе с мечтой или желанием. Они часто предусмотрены для нас культурой, и тогда возникает напряжение или разочарование, связанные с отсутствием удовлетворения, потому что между нами и объектом желания существует дистанция. Это побуждает действовать, чтобы сократить разрыв, а затем наступает облегчение, когда желание достигается. Тяга к еде и сексу ощущается в теле, но есть эмоциональная тяга, которая может уйти куда угодно. В некотором смысле напряжение и расслабление могут включать в себя такие вещи, как уборка комнаты и получение от этого удовольствия. Покупать интересные вещи, заниматься спортом, наслаждаться несексуальными удовольствиями, создавать искусство и учиться.

Лист – Harmonies du Soir – Борис Березовский: https://www.youtube.com/watch?v=JOZSUdhrQo0

Все эти цели и достижения можно рассматривать как бессознательные способы сделать себя более интересным, экономически эффективным, сексуально привлекательным и желанным, ведущим прямо к сексу. Чем больше человек концентрируется и наслаждается несексуальной активностью, так что секс не приходит в голову, тем более возвышенным является результат. Чем более приятным и удовлетворяющим является достижение, тем успешнее оно заменяет сексуальность как цель. Тем не менее бессознательно эти достижения делают нас более склонными к привлечению сексуальных партнеров, что в конечном итоге приводит к бессознательной цели найти себе пару.

Фрейд провел противоречивый психоанализ Леонардо да Винчи по своим записным книжкам и обнаружил доказательства художественной сублимации. Леонардо однажды в своих записных книжках сказал , что «интеллектуальная страсть вытесняет чувственность». Для Фрейда сильное любопытство Леонардо было полной сублимацией его сексуального влечения, приводящим к отсутствию потребности в сексуальных отношениях с другими. Фрейд многое видел в картинах Леонардо, может быть, слишком много для большинства современных критиков, которые считали, что Фрейд одновременно переоценивал и недооценивал его. Если вы никогда не встречались с предметом, вы, скорее всего, промахнетесь. Но, как «бык в посудной лавке», Фрейд нашел ключ к разгадке гомосексуализма, связанный с вечной верностью своей матери. Улыбка Моны Лизы на знаменитой картине и Богородица с младенцем и святой Анной , представляют собой идеальное воспоминание о своей матери. Улыбка, будучи символом счастья, который Леонардо смог воссоздать на многих картинах, была способом сохранить эту память. Это более прямой способ наслаждаться альтернативными удовольствиями, но есть и косвенный способ сублимации.

Катарсис

Фрейд и Брейер подчеркивали важность высвобождения эмоций, связанных с бессознательными воспоминаниями, в Исследованиях истерии . [См.: Исследования по истерии: https://youtu.be/vATDWOYuyWw] Известным предшественником их метода является публика, наблюдающая исполнительское искусство, как объяснял Аристотель, и что цель «состоит в том, чтобы возбудить жалость и страх и, таким образом, вызвать о «катарсисе эмоций». Обладая способностью подражать и идентифицировать, у аудитории начинает развиваться тяга, связанная с действиями персонажей на сцене или в книге. Мы оцениваем, какие персонажи, по нашему мнению, действуют и выбирают то, что мы делаем, или особенно то, какими мы хотим быть, и эмоционально инвестируем в них. По мере того, как персонажи продвигаются по сюжету, наши эмоции движутся вместе с ними, и их эмоциональные разрядки могут быть и нашими.

 

У всех нас есть способность подражать, и это происходит естественно, как мы видим при просмотре фильмов или спектаклей. Это может позволить нам опосредованно прожить жизнь другого персонажа. Фрейд, «безусловно, здесь на первое место должно быть поставлено высвобождение собственных аффектов субъекта, и возникающее при этом наслаждение соответствует, с одной стороны, облегчению, производимому их свободной разрядкой, а с другой, весьма вероятно, сексуальное возбуждение, которое, как можно предположить, возникает как побочный продукт всякого эмоционального возбуждения и дает субъекту чувство повышения его психического уровня, которое он так высоко ценит. Сочувствующее наблюдение за драматическим представлением выполняет для взрослого ту же функцию, что и игра для ребенка, чью осаждающую надежду на возможность делать то, что делает взрослый, она удовлетворяет».

Тем не менее, это второстепенное удовольствие имеет подстраховку. «Зритель в спектакле слишком мало переживает… он хочет чувствовать, действовать, лепить мир в свете своего желания — словом, быть героем. И драматурги-актеры делают все это возможным для него, давая ему возможность отождествить себя с героем. Но таким образом они щадят и его кое-что; ибо зритель прекрасно понимает, что принятие роли героя в его собственном лице повлекло бы за собой такие печали, такие страдания и такие страшные ужасы, которые почти свели бы на нет удовольствие от этого; и он также знает, что ему осталось прожить лишь одну жизнь и что он может погибнуть в одной из многочисленных битв героя с Судьбой. Следовательно, его наслаждение предполагает иллюзию; она предполагает ослабление его страданий благодаря уверенности в том, что, во-первых, на сцене действует и страдает не он сам, а во-вторых, что это всего лишь игра, из которой никогда не может возникнуть угроза его личной безопасности. . Именно при таких обстоятельствах он может позволить себе роскошь быть героем; он может без зазрения совести поддаться подавленным импульсам, таким как потребность в свободе в религиозном, политическом, социальном или сексуальном отношении, и может позволить себе двигаться во всех направлениях в каждой и каждой грандиозной сцене жизни, разыгрываемой на сцене».

Как достичь Потока за 7 шагов — Михали Чиксентмихайи: https://youtu.be/qpeIf8Zcriw

Как ценить искусство — Михали Чиксентмихайи: https://youtu.be/7c3b-T81iBo

Как и большинство учителей драмы и Сценаристы скажут своим ученикам, что для того, чтобы фильм или пьеса оставались интересными, должен быть конфликт. За этим напряжением или разочарованием следует вознаграждение. На самом деле большое удовольствие — это снижение стресса. Сначала необходимо создать стресс с помощью сложной проблемы или препятствия, которые усиливают болезненную умственную обработку, а затем его нужно ослабить, чтобы получить надлежащий эффект. В приземленных областях жизни недостаточно драматизма и конфликта, «действие должно содержать в себе устремление воли и некоторое противодействие ему».

Наряду с внешним конфликтом, есть и внутренний конфликт, с которым сталкиваются персонажи. Социальные институты запрещают действовать по всякому импульсу, переводя внешнюю борьбу во внутреннюю. «Ибо в душе самого героя происходит мучительная борьба между различными побуждениями, борьба, которая должна закончиться не гибелью героя, а гибелью одного из борющихся побуждений, другими словами, с отречением. Всякое сочетание этой ситуации с ситуацией в более раннем типе драмы, т. е. драмы социальной и характерной, конечно, возможно, поскольку социальные институты вызывают именно такой внутренний конфликт и т. д. Именно сюда относится любовная драма, поскольку подавление любви — будь то из-за нравов, условностей или известного из оперы конфликта между «любовью и долгом» — образует отправную точку для почти бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, такое же бесконечное в своем разнообразии, как эротические мечты человечества. Однако возможности умножаются еще больше, и психологическая драма становится психопатологической, когда источником страдания, которое мы должны разделить и от которого мы должны получать удовольствие, является уже не конфликт между двумя почти одинаково сознательными мотивациями, а конфликт между двумя мотивациями. сознательные и подавленные».

Здесь мы видим идентификацию как форму подражания. Если у зрителя есть внутренняя борьба, как у персонажей пьесы, потенциал для эмоционального освобождения увеличивается. Это похоже на то, когда зрители критикуют фильм, потому что они не идентифицируют себя с персонажем. Это означает, что они не будут делать то, что делает герой. Тем не менее, чем больше персонажи ведут себя конгруэнтно, как того хочет публика в своих фантазиях, тем больший успех получит работа.

Мстители: Финал Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=TcMBFSGVi1c

Теперь мы свободны – Саундтрек к фильму «Гладиатор» – Ханс Циммер и Царица Рассел .masterclass. com/classes/hans-zimmer-teaches-film-scoring/chapters/working-with-musicians-the-orchestra-part-1#

Бегство от реального

Для Фрейда он связывает фантазии с игрой, как фантазии могут быть воспроизведены с реальными объектами. «Не можем ли мы сказать, что всякий играющий ребенок ведет себя как творческий писатель, создавая свой собственный мир или, вернее, перестраивая вещи своего мира по-новому, как ему нравится? Было бы неправильно думать, что он не воспринимает этот мир всерьез; напротив, он очень серьезно относится к своей игре и тратит на нее много эмоций. Противоположностью игре является не то, что серьезно, а то, что реально. Несмотря на все волнение, с которым он осваивает свой игровой мир, ребенок довольно хорошо отличает его от действительности; и ему нравится связывать свои воображаемые объекты и ситуации с осязаемыми и видимыми вещами реального мира. Эта связь — все, что отличает детскую «игру» от «фантазирования».

Тем не менее смысл в том, что игра имеет элемент безопасности, заключается в том, что она позволяет нам участвовать в опасных сценариях, которые были бы слишком пугающими, если бы были реальными. Мы можем думать о воображаемых проблемах и думать о решениях и получать удовольствие от напряжения и расслабления. Эти правила очень очевидны для творческих писателей. Им приходится придумывать именно такие сценарии, которые создают напряжение и обеспечивают разрядку, чтобы публике действительно нравилась их работа, но реальность не всегда обеспечивает это. Вот почему многие произведения искусства могут казаться бегством от реальности. «Однако нереальность воображаемого мира писателя имеет очень важные последствия для техники его искусства; ибо многие вещи, которые, если бы они были реальны, не могли бы доставить удовольствия, могут сделать это в игре фантазии, и многие волнения, которые сами по себе действительно огорчают, могут стать источником удовольствия для слушателей и зрителей во время представления. произведения писателя».

Для Фрейда на самом деле не существует границы между детской игрой и взрослой жизнью. Он просто переходит в такие вещи, как спорт, или остается в воображении в виде мечтаний. «Таким образом, по мере взросления люди перестают играть и, по-видимому, отказываются от того удовольствия, которое они получали от игры. Но кто разбирается в человеческом уме, тот знает, что едва ли есть что-нибудь тяжелее для человека, чем отказаться от удовольствия, которое он когда-то испытал. На самом деле, мы никогда ни от чего не можем отказаться; мы только обмениваем одно на другое. То, что кажется отречением, на самом деле является образованием замены или суррогата. Точно так же и растущий ребенок, перестав играть, не оставляет ничего, кроме связи с реальными предметами; вместо того, чтобы играть, он теперь фантазирует. Он строит воздушные замки и создает то, что называется мечтами».

Мечты

Фрейд элегантно описывает, как рождаются мечты. «Умственная работа связана с каким-то текущим впечатлением, каким-то провоцирующим событием в настоящем, которое могло пробудить одно из главных желаний субъекта. Оттуда оно восходит к воспоминанию о более раннем опыте (обычно инфантильном), в котором это желание исполнилось; и теперь он создает ситуацию, относящуюся к будущему, которая представляет исполнение желания. То, что он создает таким образом, есть сон наяву или фантазия, несущая в себе следы своего происхождения от повода, вызвавшего его, и от памяти. Таким образом, прошлое, настоящее и будущее как бы связаны между собой нитью желания, пронизывающей их».

Для Фрейда сон наяву — просто продолжение сна, который мы видим ночью. «Я не могу пройти мимо отношения фантазий к сновидениям. Наши сны по ночам не что иное, как фантазии, подобные этим…»

Игра играет важную роль для детей, поскольку она позволяет им думать о мире взрослых и о том, как они могут подражать характеристикам своих взрослых образцов для подражания, и это может быть видели с дикими животными и их игрой. «Игра ребенка определяется желаниями: фактически одним-единственным желанием, помогающим в его воспитании, желанием быть большим и взрослым. Он всегда играет во «взрослость» и в своих играх подражает тому, что знает о жизни своих старших. У него нет причин скрывать это желание».

Напряжение, которое испытывают люди, кажется необходимым для будущего счастья, и мы часто создаем эту драму, вызов или конфликт. Когда мы удовлетворены, в мире меньше мотивации действовать. Фрейд говорит: «Счастливый человек никогда не фантазирует, только неудовлетворенный. Движущими силами фантазий являются неудовлетворенные желания, а каждая отдельная фантазия есть исполнение желания, исправление неудовлетворяющей действительности… Это либо честолюбивые желания, служащие возвышению личности субъекта; или они эротические.

В фильме или пьесе фантазия может сильно отличаться от реальности и представлять собой развлечение, но если мечты имитируют нереальность и проецируются на мир, создается потенциал для беспокойства. «Если фантазии становятся чрезмерно пышными и сверхмощными, создаются условия для возникновения невроза или психоза. Более того, фантазии являются непосредственными психическими предшественниками болезненных симптомов, на которые жалуются наши пациенты. Здесь широкий обходной путь разветвляется на патологию».

Сны Зигмунда Фрейда: https://youtu.be/dIxp32W5ris

Микро- и макрокосм желаний

Более глубокое, чем отождествление с борьбой героя, заключается в том, чтобы, наконец, увидеть внутреннюю борьбу и искушение сделать искусство автобиографичным или самодовольный. «Меня поразило, что во многих так называемых «психологических» романах только один человек — снова герой — описывается изнутри. Автор как бы сидит внутри своего разума и смотрит на других персонажей со стороны. Психологический роман вообще, без сомнения, обязан своим особым характером склонности современного писателя расщеплять свое эго путем самонаблюдения на множество частичных эго и, следовательно, персонифицировать противоречивые течения своей собственной душевной жизни. у нескольких героев… Сильный опыт настоящего пробуждает в творческом писателе воспоминание о более раннем опыте (обычно относящемся к его детству), из которого теперь исходит желание, находящее свое исполнение в творчестве. Само произведение демонстрирует элементы недавнего провоцирующего события, а также старые воспоминания… Вы не забудете, что акцент, который он делает на детских воспоминаниях в жизни писателя — стресс, который может показаться загадочным — в конечном счете проистекает из предположения, что произведение творческого письма, как мечта наяву, является продолжением и заменой того, что когда-то было детской игрой…»

Когда работа художника находит отклик у значительной части культуры, она телеграфирует пожелания этой культуры. «Поскольку материал уже имеется, он получен из народной сокровищницы мифов, легенд и сказок. Изучение подобных построений народной психологии далеко не завершено, но весьма вероятно, что, например, мифов являются извращенными остатками желаемых фантазий целых народов, светских мечтаний юного человечества». Чтобы избежать смущения или стыда за эти нереалистичные мечты, писатель позволяет зрителям «наслаждаться нашими собственными мечтами без упреков и стыда». В напряжении недоверия зрители могут следить за сюжетом, каким бы фантастическим он ни был, и если они отождествляют себя с писателем, а их замысел с героем, они могут наслаждаться тем, что создает автор, даже если эти идеи в холодном свете день оттолкнет их.

Леонардо да Винчи и воспоминания о его детстве (перевод Стрейчи) – Зигмунд Фрейд: Твердый переплет: https://amzn.to/39o8rQZ

Психопатические персонажи на сцене Freud Standard Edition: v.7 Зигмунда Фрейда: Мягкая обложка: https://amzn. to/2KPEsY6

Творческие писатели и мечтания Зигмунда Фрейда: Мягкая обложка: https://amzn. to/33u1tpM

Леонардо да Винчи Уолтера Айзекса: Kindle: https://amzn.to/2VbJL69 Мягкая обложка: https://amzn.to/2VgohVy Твердая обложка: https://amzn.to/2KFzPzB

Психология: http ://psychreviews.org/category/psychology01/

Что такое сублимация? — ФИЛО-ноты

В философии сублимация относится к процессу направления или перенаправления примитивных, инстинктивных желаний или импульсов в более социально приемлемые или культурно ценные формы выражения. Концепция сублимации была впервые введена Зигмундом Фрейдом в его теории психоанализа, где он использовал ее для описания психологического механизма, с помощью которого люди трансформируют свои инстинктивные побуждения в более высокие культурные или художественные занятия.

Согласно Фрейду, людьми движет набор основных инстинктивных импульсов, известных как «Ид». Эти импульсы, в том числе голод, жажда и половое влечение, являются основными движущими силами человеческого поведения. Однако общество накладывает определенные ограничения и нормы на выражение этих импульсов, и люди должны найти способы справиться с этими ограничениями, чтобы эффективно функционировать в своей социальной среде.

Сублимация — это один из способов, с помощью которого люди могут справиться с противоречием между своими инстинктивными побуждениями и социальными нормами. Он включает в себя перенаправление примитивных импульсов в более социально приемлемые и культурно ценные формы выражения. Например, человек с сильными сексуальными импульсами может направить эти импульсы в творческую деятельность, такую ​​как письмо, рисование или музыка. Таким образом, человек может удовлетворить свои инстинктивные потребности, одновременно соблюдая социальные нормы и способствуя культурному развитию.

Однако сублимация не ограничивается только художественными или культурными занятиями. Он также может принимать более практичные формы, такие как сублимация агрессивных импульсов в спортивные состязания или другие физически сложные виды деятельности. В этом случае человек может направить свои агрессивные импульсы в социально приемлемый и продуктивный выход, а также извлекать выгоду из физических упражнений и чувства выполненного долга, которые приходят с такими занятиями.

Помимо своей роли в индивидуальной психологии, сублимация также имеет более широкое социальное значение. Фрейд считал, что сублимация играет жизненно важную роль в развитии цивилизации, поскольку позволяет людям направлять свои примитивные импульсы в культурные и художественные занятия, которые способствуют развитию общества в целом. Сублимировав свои инстинкты, люди смогли создать сложные социальные структуры, развить язык и общение, а также установить морально-этические системы, которые служили для регулирования человеческого поведения.

Однако некоторые критики теории сублимации Фрейда отмечают, что она также может приводить к подавлению инстинктивных желаний и развитию невротического или нездорового поведения. В некоторых случаях люди могут быть не в состоянии полностью сублимировать свои импульсы, что приводит к подавленным желаниям и ощущению внутреннего конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *