Судзуки методика: Метод японского скрипача Синити Судзуки. Методика раннего развития — скачать

Методика Судзуки, или как учат музыке с трех лет

Альтернативное обучение – сейчас в тренде. Старая система образования не устраивает родителей, поэтому они ищут что-то новое, необычное и более производительное.

И такие предложения есть не только в школьном образовании, но и музыкальном. Так, учеником музыкальной школы можно стать в три года, а уже через три месяца давать первый концерт, демонстрируя умение играть на скрипке «Щедрика» или «Jingle bells».

Не верите?

Такие перспективы перед детьми и педагогами открывает методика Судзуки.

Читайте также: Как выбрать и где купить скрипку: отдельные советы

Японский художник Масааки Хасегава – о каллиграфии, успешности и творчестве как драйвере инноваций

5 книг, которые помогут сохранить здоровье

Как выбрать и где купить электрогитару: отдельные советы

Джазовые эксперименты и апельсиновый мед: разговор с Вадимом Неселовским и Тамарой Лукашевой

Другое название метода Судзуки – метод родного языка, а вся система развития ребенка по учению японца называется «воспитание талантов».

Как работает методика и чем отличается от классического академического музыкального обучения, изучала «Украинская правда. Жизнь».

РОДИТЕЛИ – КАК ДОМАШНИЕ УЧИТЕЛЯ

В студии «Музыкальная академия» вскоре зимний концерт. К нему готовятся дети и их родители.

Кстати, это единственное в Киеве место, где учат детей играть на скрипке по методу Судзуки. Роль родителей в обучении детей – практически на уровне с учителями.

Основательница студии Наталья Коптенкова объясняет, что четыре мамы вызвались выступить на зимнем концерте, а скрипку взяли в руки несколько месяцев назад.

По сути, с родителей начинает работать методика Судзуки. Сначала учениками школы становятся взрослые, потом – дети, когда сами захотят играть на скрипке, как мама или папа.

– Родители – домашние учителя своих детей. Прежде чем начать занятия в студии, рассказываю родителям подробно о методике. А дальше — решение за ними, — говорит Наталья Коптенкова.

Синити Судзуки прожил почти сто лет (1898-1998 гг. ). У него не было своих детей, но всю жизнь он посвятил скрипке и детям. А свое открытие сделал почти случайно.

– Он сам начал играть на скрипке в 17 лет. Родители отправили его на учебу в Германию, но, понятное дело, в консерваторию он не поступил, потому что не мог конкурировать с теми студентами, которые играли на инструментах с детства, – повествует Наталья.

Большую часть жизни он прожил в Германии, наполнился европейской культурой. Там он познал скрипку. В Японии какая могла быть скрипка? Это чисто европейский инструмент, который происходит из Италии. Когда Судзуки вернулся в Японию, то играл в оркестре.

Однажды его коллега попросил научить играть на скрипке его четырехлетнего ребенка.

Судзуки не знал, как учить маленьких детей, но ему пришло в голову, что дети, которые рождаются в Японии, не умеют говорить на родном языке. Но потом все до одного говорят на японском языке.

Почему бы так же не учить игре на скрипке?

«НАДО ЖДАТЬ, КОГДА У РЕБЕНКА ПОЯВИТСЯ ЖЕЛАНИЕ» 

Методика Судзуки предполагает, если есть желание играть на музыкальных инструментах, надо окунуться в мир музыки.

Это что-то вроде того, как педагоги советуют изучать иностранный язык с раннего возраста, едва не отправляя детей на проживание в англоязычную или любую иностранную семью. А тут надо создать среду музыкальную.

– Это погружение в музыку всей семьей, – говорит мама четырехлетней Вики Юлия Бершеда.

Если есть желание играть на музыкальных инструментах, надо погрузиться в мир музыки. Она привела дочь на групповое занятие на скрипке. Кроме него, есть еще занятие индивидуальное и урок по музыкальному развитию.

Продолжаются занятия 40-45 минут. Но это не означает, что ребенок все эти минуты держит в руках скрипку. Можно и попрыгать под песенку про белочку, и позвенеть колокольчиками. Едва ли не каждые пять минут учитель меняет виды деятельности, переключает внимание детей с одного задания на другое.

– Мой муж в прошлом учился играть на скрипке. Отец его скрипач, тетя – заслуженная артистка Украины, скрипачка. Она нас и поощрила, — рассказывает Юлия Бершеда.

Для таких маленьких детей только эта методика уместна. Сначала я месяц занималась, а Вика смотрела.

Надо ждать момента, когда у ребенка появится желание. Эта методика предполагает занятие только по желанию. Но надо играть каждый день хотя бы по 5-10 минут.

Дома, честно говоря, дочь не очень хочет играть, а тут другая атмосфера.

ОДНА МЕЧТА НА ДВОИХ 

Трехлетний Ростислав вместе с мамой Викторией Соколовой рассказал, что уже научился играть на трех нотах, знает песенку про лялю (так называется игра на ноте ля).

Мама добавляет, что мальчик начал напевать песенки, когда играл с игрушками, чего раньше не было. Значительно лучше учит стишки в детсаду. И очень дорожит своей первой скрипкой.

А начиналось знакомство с музыкой опять же через маму. Виктория с сентября начала посещать занятия в студии. За три месяца дома появилось две скрипки – Вики и Ростика.

– Вообще нас сюда привела моя мечта. Я в первом классе хотела заниматься скрипкой, но не сложилось, родителям особо не было времени этим заниматься, а эта мысль меня все время преследовала, – описывает свою историю Виктория Соколова.

Я часто включала сыну классику, видела, что у него есть интерес к этому. Поэтому если у ребенка потенциал, его надо развивать.

Тем более что здесь все происходит только по желанию и в игре. Если вдруг он скажет «нет», мы сюда не придем.

Никто не гарантирует, что из деток вырастут именитые музыканты, но общее музыкальное развитие – ключевой аргумент, который привлекает родителей в части использования методики Судзуки.

– Сейчас у Ростика особая любовь к инструменту, он гордится, когда смотрят на его выступления. Он настолько заразил всех отношением к музыке, что к нам на концерт приедут специально дедушка и бабушка из другого города.

Это другая культура и другие ценности у деток. Когда он смотрел, как я занимаюсь на скрипке, у него формировался интерес к инструменту как к чему-то недоступному. И через недели три он сказал, что тоже так хочет, – добавляет Виктория Соколова.

Семья Соколовых настолько прониклась музыкальным обучением, что уже приобрели билеты на концерт именитых скрипачей.

А на упреки друзей, что Вика – сумасшедшая мама, приглашают к себе в гости, чтобы увидели, как сын с удовольствием слушает «Четыре времени года» Вивальди и устраивает домашние концерты.

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД

На занятиях по методу японца – никакого принуждения. Нет настроения или чувствуется усталость – ребенок может отдохнуть.

Домашних заданий тоже не существует. Есть интерес – играй, нет – отдыхай.

В этом и отличие метода Судзуки от классической музыкальной школы.

А еще – участие родителей. Без них результата не будет.

К тому же, традиционные школы берут к себе детишек с пяти-семи лет. А здесь можно начинать с трех, причем дети разного возраста учатся вместе.

– Почему у нас есть групповые уроки с раннего возраста? Потому что в традиционных школах ансамбли где-то с третьего класса создаются, — объясняет Наталья Коптенкова.

Но групповая скрипка играет большую роль, дети между собой общаются, что очень важно. Вот наша студия работает второй год. Первым ученикам было трудно, ибо не было на кого равняться. А нынешние дети уже быстрее схватывают все.

Еще одно отличие – дома надо прослушивать музыкальный материал, который дети будут учить. Как ребенок в семье слушает язык папы и мамы, так же надо включить трижды в день песни из музыкальной тетради. Всего существует десять учебных тетрадей.

— Кроме того, у нас есть большой донотный период. В традиционной школе первое, что начинают учить, это ноты. Но дети сначала учатся говорить, уже потом читать.

То же самое по методу Судзуки. Сначала — донотный период, так у детей по-другому работает память, — продолжает основательница музыкальной студии.

Дети, которые даже пять-шесть лет играют на скрипке, например, дошли уже до восьмой тетради, могут сыграть весь пройденный репертуар наизусть. В традиционной школе дети отыграли концерт, а через месяц уже забыли.

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СУДЗУКИ

Пока что в Украине не существует ни одной официальной школы Судзуки. «Музыкальная студия» просто апробирует этот метод обучения. Учителя могут использовать это на своих занятиях. И чтобы стать квалифицированными педагогами Судзуки, должны пройти международное обучение. Ведь методика Судзуки в мире существует как своеобразная торговая марка.

Наталья Коптенкова вместе с десятью педагогами из разных регионов Украины сейчас учатся в Польше. Если у детей в период обучения – это десять музыкальных тетрадей, то у учителей – пять образовательных уровней. Один уровень – это 150 часов занятий с педагогами Судзуки. В конце каждого уровня – международный экзамен.

– На нем присутствуют три эксперта из разных стран Европы, которые задают вопросы, ты должен сыграть правильно, как учат по методу. Мы должны провести урок с ребенком. И плюс подать письменную работу о своем взгляде на методику, — добавила Наталья Коптенкова.

Наши учителя сейчас на первом уровне обучения. Все имеют классическое музыкальное образование.

Методика Судзуки очень популярна в США, странах Европы и Азии. Наталья Коптенкова призналась, что долго сомневалась, приживется ли она в Украине, но родители сейчас ищут другие модели обучения, да и музыкальные школы на этапе реформирования.

– У нас долго считали, что имеем лучшее музыкальное образование. Хотя с середины прошлого века ничего не изменилось. Дети стали другими, а нотные и педагогические материалы еще 1960-1980-х годов, – говорит Наталья.

Обучение детей методом Судзуки дает им перспективу, ибо они развиваются в мире музыки. У нас проблема с воспитанием культурных слушателей, ведь залы на концертах бывают полупустые.

Многие воспринимают этот метод как просто групповую игру на скрипке, но это не так. Это целая философия отношения к жизни, детям и музыке.

Метод японца действительно работает. Возможно, в это трудно было бы поверить, если бы не полуторачасовое посещение в музыкальной студии. Счастливые дети и родители доказали – со скрипкой на «ты» может быть каждый.

Читайте также: Лыжи: как подготовить ребенка к отпуску и чемпионству

Что опаснее – лыжи или сноуборд?

Главные научные открытия, которые меняют мир

13 самых интересных технологических разработок: чем удивил мир прошлый год

Патофизиолог Виктор Досенко: Счастье есть. Его даже можно увидеть на МРТ

Автор: Инна Погорелая

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Гуманистическая методика Шиничи Сузуки. | Образовательная социальная сеть

             Методический доклад   преп. Палеевой О.Л.

                   

                           МБОУ ДОД ДШИ №7 .

                  « Гуманистическая методика                                        

                      обучения Шиничи Сузуки»

               

Методический доклад   преп. Палеевой О.Л.(ДШИ №7)  

на тему: «Гуманистическая методика музыкального

обучения Шиничи Сузуки».

Одной из апробированных во многих странах является методика развития творческих способностей детей «Suzuki», которая                   получила своё название по имени своего создателя – японского скрипача, педагога Шиничи Сузуки.

Актуальность методики творческого развития детей не подвергается сомнению уже на протяжении нескольких десятилетий в различных сферах эстетической направленности (в основном музыкально-исполнительской деятельности). Его основополагающий постулат: «любой человек – носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать».

Некоторые аспекты гуманистической, прогрессивной методики будут приведены в данной работе.

Благодаря многолетнему опыту работы в музыкальной школе педагог Шиничи Сузуки пришел к выводу о том, что каждый, без исключения, ребенок талантлив от природы, и при создании благоприятных условий, способен освоить огромные пласты музыкальной культуры в довольно раннем возрасте.

В процессе работы в педагогической сфере Шиничи Сузуки высказал предположение о том, что ребенок усваивает музыкальную науку так же легко, как происходит усвоение родной речи. Мать, с момента появления ребенка на свет, дарит ему ласку и постоянно разговаривает с ним. Никто не ругает малыша за неправильно произнесенные слова, а каждый новый слог или слово вызывают умиление и похвалу родителей, которые таким образом побуждают чадо развиваться дальше.

Правильно организованный процесс музыкального обучения, установление психологического контакта, общение на едином (понятном ученику) языке, ведут к тому, что в довольно раннем возрасте многие дети могут успешно и, главное, осознанно исполнять «взрослую» музыкальную программу.

Ежедневные занятия музыкой приносят детям массу новых впечатлений, приучают к организованности, тактильной выносливости, точности воспроизведения звуковых образов. Естественно, нужна помощь педагога, который будет направлять первые шаги малыша.

Важным аспектом является система оценивания достижений ребенка. Сузуки настаивал на том, что оценка должна быть только позитивной, и в его школе были допустимы только такие, как «хорошо» или «ты – молодец, но можешь добиться большего…». Отрицательные оценки – не применялись, т. к. любой ребенок старается, как может, а результативность его усилий, по определению не может быть отрицательной.

Всеобщая любовь и поддержка родителей и педагога, искренняя заинтересованность в процессе воспитания личности, активное совместное слушание музыки, ежедневные пошаговые усилия, основанные на глубоком понимании психологической природы человека, приносят свои плоды.  

Применение методики раннего эстетического развития с использованием в полном объеме методики «Suzuki», рассчитано на индивидуальное обучение и постоянное участие педагога. Влияние педагога распространяется не только на контроль качества домашних и классных занятий на инструменте, проверку их результативности, оно отличается комплексным подходом в деле воспитания творчески развитой личности.

Шиничи Сузуки за тридцать лет своей педагогической практики   выработал определенную методику обучения детей игре на скрипке, но данная методика отличается именно своей универсальностью и, по праву, может быть применена в любом инструментальном классе.

Сузуки, как педагог – ученый, полагал, что музыкальное образование ребенка должно начинаться сразу после его рождения. Любые игровые действия ребенка необходимо сопровождать музыкальными фрагментами. Подобное слушание музыки не утомляет детей, и они с удовольствием воспринимают  знакомые звуки, но данный процесс не должен быть безразличен родителям, т. к. именно они закладывают будущую модель поведения, привычку слушать лучшие образцы классической музыки.

Далее последователями, методика обучения «Suzuki», была доказана и проверена на практике педагогами по классу фортепиано. Она приобрела популярность во всем мире и с успехом используется в процессе музыкального обучения детей различных возрастных групп.

     

   Звукоизвлечение.

Данный аспект музыкального обучения является основой для передачи стиля эпохи, настроения, характера самого музыкального произведения, передачи замысла композитора. Методика «Suzuki» позволяет на самом первом этапе обучения применять технологии, аналогичные навыкам овладения иностранными языками с раннего возраста.

Прослушивание музыки, затем попытка повторить на инструменте что-либо подобное (импровизация на заданную тему без учета исходной тональности), исполнение ритмометрической структуры, похожей на прослушанный материал, исполнение миниатюр, на заданную тему в произвольном виде (музыкальная характеристика героев, явлений природы и т. д.)  

Любое музыкальное произведение состоит из фраз со сходными речевыми интонациями. Обучение состоит из комплекса различных мероприятий, направленных на общее развитие ребенка, его скорость восприятия. Включение в процесс обучения новых цифровых технологий существенно разнообразят и ускоряют его.

Развитие творческих способностей учащихся происходит сразу по нескольким направлениям:

  • Развитие интеллекта
  • Исполнительские навыки
  • Концертная сценическая деятельность
  • Владение 2-3 инструментами
  • Сочинение, аранжировка муз. произведений
  • Ансамблевое музицирование с педагогом
  • Ансамблевое музицирование с другими учащимися.

На уроках учащиеся исполняют музыкальные произведения по сборнику«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 части). 

         Произведения данного сборника являются примером классической музыкальной культуры и, по требованию данной методики должны исполняться не выборочно, а подряд, без исключения.

Различная вариантность исполнения обеспечивает качественное звукоизвлечение на инструменте, овладение  голосоведением, сходным с  фразировкой в вокальных и скрипичных произведениях.

Варианты работы с произведением:

  1. Сольфеджирование
  2. Игра левой рукой + вокал верхней партии
  3. Игра правой рукой + вокал нижней партии
  4. Исполнение на скрипке  (возможен любой сольный      инструмент)                      
  5. Игра левой рукой (аккомпанемент солисту)
  6. Игра правой рукой (под аккомпанемент педагога)
  7. Исполнение произведения на ф-но двумя руками.                                        

В каждом варианте исполнения единственным требованием является достижение певучего звука, логически построенной фразировки (помощь преподавателя заключается в точности указаний, построенных применительно к данной возрастной категории учащегося).

Идеальный вариант – владение учащимся несколькими инструментами, а   эта методика требует заинтересованности и единства требований педагогов различной специальной направленности. В классе общего инструмента (ф-но) подобная методика наиболее удобна в работе с учащимися.

Важнейшие аспекты метода «Suzuki». 

Принципы педагога Шиничи Сузуки:

  • Активное слушание музыки
  • Мотивация к занятиям музыкой
  • Повторение (накопление репертуара)
  • Пошаговый подход
  • Развитие музыкальной памяти
  • Единый язык общения с учащимся
  • Вовлечение родителей в процесс обучения
  • Любовь и поддержка педагога и родителей

Работа с учащимися младшей возрастной группы требует от преподавателя специфических знаний методики обучения на инструменте, умения выстроить правильные отношения с учащимися, основанные на полном доверии (учитель – друг, учитель — помощник).

Речь педагога должна быть выверена до мельчайших нюансов  (сказочный сюжет, музыкальные образы, характеры героев).

Вместо обычных слов в педагогической практике: «Учи, занимайся…» и   вопроса – «Почему ты не выучил?», более приемлемы фразы:

                  «Давай попробуем вместе…», «А может быть лучше так…?»

Необходимо проходить на каждом уроке заново вместе с учащимся все этапы работы над музыкальным произведением, учитывая, что каждая возрастная группа обладает своей мотивационной основой для занятий и личностными характеристиками.

Работа над звукоизвлечением не должна сводиться к постоянной отработке одного – двух звуков, одной фразы. Навык приобретения хорошего звукоизвлечения приходит неотделимо от общего развития учащегося, его творческой, личностной зрелости, опыта игры на инструменте, а нотно-музыкальная грамотность расширяется постепенно.

Одним из важнейших аспектов является концертное выступление, на котором один раз в 2-3 недели каждый учащийся должен выступить с музыкальным произведением и, что очень важно, в любом качестве (концертмейстер, солист — пианист, солист – инструменталист, вокалист) по собственному выбору.

На подобные концерты учащиеся сами записываются, при этом сами, без «давления» со стороны педагога  решают как программу своего выступления, так и то, в каком качестве они будут выступать.

Качество исполнения муз. произведений не должно служить препятствием для участия в классных концертах. 

                                                                                                                             

Следует отметить, что обязательным требованием является:

  1. Исполнение произведения наизусть
  2. Исполнение всех повторений (репризы)
  3. Присутствие всех учащихся
  4. Возможное присутствие родителей
  5. Запись концертного выступления (видеотехника)

Можно и нужно устраивать тематические музыкальные вечера, оформлением которых являются творческие работы самих учащихся:                рисунок, лепка, коллаж и т. д.

   

Нотная литература: «Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 ч.) 

В данном сборнике при составлении отдано предпочтение произведениям классического плана. Репертуарный список произведений в сборнике составлен по принципу удобства исполнения, как на фортепиано, так и на различных сольных инструментах (является единым).

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) отличается тем, что произведения в нем представлены по нарастающему, в техническом плане, уровню сложности:

  1. Небольшой диапазон в произведениях 1-2 части сборника
  2. Разнообразие ритмической структуры (использование различных метрических структур, синкопы, трели, морденты)
  3. Удобное расположение пьес (1-2 страницы, без переворота)
  4. Дополнение в виде указаний, упражнений, рекомендаций
  5. Удобные для исполнения на сольных инструментах тональности (полностью учтен данный фактор в сборнике).                                  

«Suzuki» Школа игры на фортепиано (1-7 часть) является основным (базовым), но не исключает использования любой другой специальной нотной литературы. Требования методики «Suzuki» состоят в планомерном освоении всех, без исключения, произведений данного сборника, а скорость изучения напрямую зависит от мотивации к занятиям (участие в классном концерте является одним из мощных стимулов к домашним занятиям).

Успешное использование методики «Suzuki» заключается в комплексном подходе, направленном на всестороннее творческое развитие личности учащегося, быстрый рост исполнительского мастерства, которое, в свою очередь, повышает мотивационную составляющую занятий.

     На протяжении своей педагогической деятельности  Шиничи Сузуки не отметил ни одного случая среди своих учеников «неталантливости».

В своей методике он отмечает лишь, что существует различная скорость освоения учебного материала, творческое (иное) прочтение авторского текста (пластичность интерпретации муз. произведений), техническая оснащенность учащихся (владение различными инструментально-техническими приемами), умение продемонстрировать свою исполнительскую, творческую работу на сцене.

Гармоническая стройность классических произведений, используемых в базовом сборнике «Suzuki» помогает развить слуховое восприятие. В работе над нотно-музыкальным материалом так же возможно использование метода вариационности исполнения, импровизации, свободное изменение репризы с помощью мелизмов.

Школа игры на фортепиано «Suzuki» состоит из 7-ми сборников, причем для параллельной работы с сольными инструментами предназначены лишь 1-4 части данного сборника, а, затем, происходит строгое разграничение на фортепианный и инструментальный учебный материал, хотя возможно дальнейшее сольфеджирование и исполнение на сольных инструментах фрагментов из данного сборника (по желанию учащегося).

Изучение концертных пьес, этюдов, исполнение их наизусть в сценическом варианте является обязательным на протяжении всего периода обучения.

Гаммы, этюды, упражнения по другим специальным сборникам призваны дополнить учебный материал, их использование в процессе обучения позволяют существенно увеличить скорость исполнения пассажей, приобрести тональную устойчивость восприятия музыкальных произведений.

                                                                                                                       Техническая оснащенность музыкального класса.

 

Оснащенность помещения, где проводятся занятия по методике  «Suzuki», является важнейшей составляющей учебного процесса.

Использование цифровой аппаратуры (фотоаппарат, кинокамера и т.д.) позволяет существенно увеличить скорость и продуктивность работы с музыкальными произведениями.

Отдельное помещение с установленной киноаппаратурой для общего пользования, как учениками, так и педагогами, предлагается использовать таким образом:

  • Без участия педагога
  1. Запись своего исполнения – соло на ф-но (гамма, этюд)
  2. Запись своего исполнения с солистом (др. учащийся)
  3. Запись своего исполнения – соло на ф-но (пьеса, концерт)
  4. Запись своего исполнения – соло на ф-но (фрагмент произведения)
  5. Запись музыкального произведения, исполненного малым составом струнного ансамбля: дуэт, трио, квартет и т. д.

По желанию учащихся видеозапись может быть продемонстрирована педагогу, с последующим обсуждением результатов данного исполнения.

  • С участием педагога
  1. Запись исполнения аккомпанемента с солистом (педагог)
  2. Запись классного концерта (участие обязательно, но решение, в каком качестве: концертмейстер или солист — принимает сам учащийся)
  3. Запись репетиционной работы в ансамбле с педагогом

Неудачные варианты могут быть удалены, удачные можно перенести в  видеоархив каждого учащегося и педагога, а самые лучшие могут стать музыкальными иллюстрациями для игр следующего поколения маленьких музыкантов.  

___________________________________________________________        

Шиничи Сузуки верил, что музыка открывает человеческое сердце навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке – носители и основа мира, наполненного светом и пониманием.

Любой ребенок, окруженный любовью и обладающий желанием заниматься творчеством, может проявить, скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту.

                                                                                                                       

Невидимое тело и метод актерской подготовки Судзуки

(Первоначально написано для электронного журнала Drama Box в июне 2013 г.)

13 июня 2013 г. | Нельсон Чиа


Метод Сузуки по обучению актеров был разработан Тадаси Судзуки вместе со своей компанией The Suzuki Company of Toga (SCOT) примерно в 1970-х годах, когда он решил переместить свою театральную труппу из Токио в горную деревню Тога в Тояме, Япония. Это система обучения, в которой используется ряд физических упражнений (известных как «дисциплины») для развития некоторых очень важных аспектов тела актеров. В этой короткой статье я попытаюсь сформулировать фокус метода на теле актера и его развитие «невидимого тела».

Культура — это тело
В своей основополагающей статье «Культура — это тело» Тадаси Судзуки различает два типа энергии — животную энергию, производимую людьми и животными, и неживотную энергию, такую ​​как электричество, нефть и атомную энергию.
. Он утверждал, что общество, поддерживаемое животной энергией, совершенно отличается по своим характеристикам от общества, поддерживаемого неживотной энергией. Последний, современный и промышленно развитый, часто считается более цивилизованным. Однако, по мнению Судзуки, «цивилизованное общество не обязательно является культурным… культурным обществом является такое общество, в котором перцептивные и выразительные способности его людей культивируются за счет использования их врожденной животной энергии. Такая животная энергия воспитывает чувство безопасности и доверия, необходимое для здорового общения в человеческих отношениях и сообществах, которые они формируют» (параграф 1).

Другими словами, культура, согласно Судзуки, находится в теле, производящем животную энергию, а не в созданных человеком существах, которые используются для построения цивилизации. Когда мы применяем эту дифференциацию к театру, мы поняли, что большинство современных театров модернизированы и в значительной степени полагаются на неживотную энергию почти во всех аспектах своего производства.
Для сравнения, традиционные представления, такие как театр Но, хотя и модернизированные на определенных уровнях, по-прежнему в большей степени полагаются на энергию животных в большинстве аспектов своего производства.

Для Судзуки переход к неживотной энергии на самом деле наносит ущерб театральному искусству. Он объяснил, что, когда автомобиль заменил ходьбу, когда компьютер заменил потребность в прямом зрении и слухе, и «когда модернизация отделила наши естественные органы от нашей сущности, доверяя все большую часть их рабочей нагрузки неживотной энергии», последствия резкое уменьшение потенциала человеческого тела и различных его функций, ослабление связи между людьми, основанной на животной энергии. Он сожалел, что эта тенденция «сказалась и на выразительных способностях актера» (пункт 6).

Пытаясь исправить эту ситуацию, Судзуки стремился «восстановить целостность человеческого тела в исполнении, не просто создавая варианты таких форм, как Но и кабуки, но используя универсальные достоинства этих и других досовременных форм». традиции». Он считает, что, «используя и развивая эти непреходящие достоинства», мы могли бы создать возможность «восстановить наши в настоящее время расчлененные физические способности и возродить способность тела к восприятию и выражению». Только взяв на себя обязательство сделать это, мы можем «обеспечить процветание культуры в рамках цивилизации» (параграф 6). Вышеизложенные пункты в некотором роде суммируют взгляды Судзуки на потерю животной энергии, отделение наших человеческих способностей от тела, разрушительное влияние таких условий на актерское искусство и ценность некоторых добродетелей пред- современный театр в восстановлении этой утраты. Что еще более важно, они дают нам понимание акцента Судзуки на теле актера в его методе обучения актера.

Невидимое тело
Формулируя свою теорию актерского мастерства, Судзуки выделил в своей статье «Фундаментальная техника и теория актерского мастерства» три важных фактора, составляющих актерское искусство. Они должны, во-первых, иметь точку зрения, во-вторых, иметь аудиторию или ощущение «другого» и, наконец, иметь осознание «невидимого тела». Точка зрения актера относится к фундаментальной сущности актерского мастерства, в котором актеры выражают желание заставить людей переоценить то, что они видят. «Другой» относится к аудитории или, с точки зрения актера, к чувству наблюдателя. «Невидимое тело» относится к основным физическим функциям, которые пытается развить его метод обучения актеров.

Как уже упоминалось, метод Сузуки для обучения актеров осуществляется с помощью ряда физических упражнений (известных как дисциплины). Его цель состоит в том, чтобы развить три важнейших аспекта тела актеров. Это: 1) производство энергии, 2) калибровка дыхания и 3) контроль центра тяжести. Эти три аспекта также являются фундаментальными, ключевыми физическими функциями любого человека, потому что «как только у нас возникают проблемы с любым из них, становится трудно поддерживать свое здоровье и участвовать в жизни современного общества». Согласно Судзуки, это отчасти связано с тем, что эти конкретные функции существуют во взаимозависимой взаимосвязи: «чем больше энергии производит тело, тем больше ему требуется кислорода, что, в свою очередь, интенсифицирует дыхание».
Когда дыхание учащается, оно бросает вызов равновесию тела или контролю центра тяжести» (III, параграф 1).

Однако, несмотря на их важность, этим функциям обычно не уделяется много внимания. Следовательно, Судзуки в совокупности называет их «невидимым телом». Отсюда следует, что главная цель его системы обучения состоит в том, чтобы, во-первых, «повысить наши способности в каждой из этих функций независимо» и, что более важно, «углубить и укрепить их взаимосвязь». Если мы сможем расширить наши возможности в производстве энергии, потреблении кислорода и поддержании нашего центра тяжести, нам будет доступно большее разнообразие движений. Это, в свою очередь, повышает стабильность и устойчивость нашей жизни (III, п. 1).

Применительно к сцене и обучению актеров Судзуки объяснил, что благодаря дисциплинированному комплексному развитию этих трех параметров тело приобретает силу и ловкость, голос приобретает диапазон и мощность, а осознание «другого» растет. Такая работа развивает выразительные возможности, необходимые для передачи точки зрения актера.
Из этого следует, что основные требования к актерскому искусству заключаются в дисциплинах, созданных для углубления осознания этих трех важнейших, взаимосвязанных, «невидимых» явлений (III, параграф 1). Другими словами, метод Сузуки по обучению актеров создан для развития физических качеств, которые имеют решающее значение, но актеры часто пренебрегают ими на сцене. Следуя этой мысли, я обычно нахожу полезным затем рассмотреть воплощенные навыки — чистые движения и шаги в традиционном театре, работу по характеризации и подачу реплик в современной драме и т. стиль или жанр как элементы «зримого тела». В то время как это тело, основанное на навыках, уникально для тех типов выступлений, которые делает актер, «невидимое тело», тем не менее, является универсально необходимым для всех актеров, если они хотят выйти за пределы регургитации навыков. Короче говоря, по-настоящему могущественный актор — это тот, кто обладает существенными способностями как в «видимом», так и в «невидимом» теле. Именно плавный контроль над энергией, дыханием и центром тяжести (и, следовательно, стабильностью, серьезностью и присутствием в исполнении) позволяют актеру получить диапазон и стать по-настоящему творческим на сцене.
По этой причине многие, кто практикует метод Сузуки по обучению актеров, утверждают, что, хотя его методология часто неправильно понимается многими как просто строгая физическая работа, на самом деле это система обучения, которая обращается к искусству актерского мастерства, несомненно, прямым образом. .

Процитированные работы:
Судзуки, Тадаши. «Культура — это тело». и «Фундаментальная техника и теория актерского мастерства». Судзуки «Философия театра». Тадаши Судзуки. Компания Suzuki из Тоги. Веб. 2009.

Предыдущий | Далее

Что такое метод Судзуки?

Violinist.com — Новости и советы — Преподавание

Лори Найлз

28 февраля 2012 г., 9:01 · Что такое метод Судзуки? Как преподаватель Судзуки около 20 лет, а также редактор Violinist.com в течение последних 15 лет, я постарался сделать это руководство по методу Судзуки простым и всеобъемлющим, чтобы помочь вам понять метод Судзуки и иметь доступ к больше информации об этом.

Shin’ichi Suzuki

Популярный «Метод Suzuki» вырос из образовательной философии Shin’ichi Suzuki (1898-1998), родившегося в Нагое, Япония. Он был одним из 12 детей, а его отец владел скрипичной фабрикой. Шиничи начал играть на скрипке в 17 лет. В свои 20 лет он учился у скрипача Карла Клинглера в Германии, где познакомился со своей женой Вальтруд, которая также была немкой. Его борьба за то, чтобы научиться говорить по-немецки, натолкнула его на мысль, которая зажгла его философию обучения: каждый ребенок легко выучивает свой родной язык.

Подход Судзуки «Родной язык» к обучению музыке основан на принципах овладения языком. Эти принципы включают в себя раннее начало, слушание, любящее поощрение, поддержку родителей, постоянное повторение, обучение с другими детьми, а затем обучение чтению. Поскольку все дети изучают и осваивают свой собственный язык, Судзуки считал, что все дети могут учиться и осваивать музыку одинаковым образом. Иногда он называл это «воспитанием талантов», имея в виду, что музыкальный талант не является врожденным, но может быть развит у каждого. Он лично обучал сотни студентов, в том числе многих с ограниченными возможностями. Он также путешествовал по миру со своей очень большой группой чрезвычайно опытных и молодых учеников-скрипачей, и учителя музыки, глубоко пораженные его достижениями, умоляли его поделиться своими методами.

Судзуки назвал свой метод «философией», а не методом; говоря, что все учителя должны разрабатывать свои собственные методы. Судзуки начал с обучения игре на скрипке, затем его «философия» расширилась и стала охватывать альт, виолончель, бас, флейту, гитару, арфу, фортепиано, орган, голос, блокфлейту и дошкольное образование.

Тот факт, что Синъити Судзуки пережил ужасы Второй мировой войны в Японии, может объяснить его чувство высшей цели в обучении детей игре на скрипке: «Обучение музыке не является моей главной целью. Я хочу воспитать хороших граждан , благородные люди. Если ребенок слышит прекрасную музыку со дня своего рождения и сам учится играть на ней, он развивает чувствительность, дисциплину и выносливость. У него появляется прекрасное сердце».

Быть студентом или родителем Suzuki

Это большое обязательство. Учащиеся начинают очень рано, обычно в дошкольном возрасте. Родители также должны посещать уроки детей, чтобы каждый день контролировать домашнюю практику. Некоторые родители сами берут отдельные уроки игры на скрипке, чтобы научиться хотя бы самому держать скрипку и играть «Мерцающие вариации». По мере того, как ученик взрослеет и прогрессирует, обязанности родителей сокращаются до тех пор, пока ребенок не возьмет бразды правления в свои руки, а родителю больше не нужно будет присутствовать.

Студенты обычно берут еженедельные уроки у частного учителя, который часто дает студентам картонную скрипку, чтобы они научились обращаться с инструментом и держать его, прежде чем играть на нем. В какой-то момент вам придется арендовать или купить (или одолжить, выпросить или украсть…) скрипку. Я рекомендую вам подождать, прежде чем попросить своего учителя помочь вам приобрести хорошо звучащую скрипку, которая будет вам хорошо служить. Покупка скрипки самостоятельно на eBay может причинить вам большое горе.

Кроме того, учащиеся должны будут слушать записи музыки, которую они изучают, поэтому будьте готовы слушать записи Suzuki много, много, много раз: в машине, за завтраком, после школы — и еще долго после окончания урока. когда вы хотите выбросить их в мусорный контейнер. (Пожалуйста, не говорите ребенку, что вы хотите выбросить его музыку в мусорный бак.)

Есть 10 книг Судзуки, и чтобы изучить их все, требуется много лет. Последние две книги — это концерты Моцарта, и к тому времени, вероятно, учитель направит ученика на гораздо более широкий путь, включающий другие произведения скрипичного репертуара. Большинство учителей Suzuki дополняют книги другими вещами, такими как гаммы, книги для этюдов, другие произведения из жанров, представляющих интерес для ученика (поп, скрипка, кельтский, клезмер и т. д.), упражнениями и многим другим. Студенты Suzuki не начинают учиться читать ноты, пока не научатся хорошо держать инструмент и не разовьют хороший слух. Затем они, как правило, очень хорошо учатся читать.

Студенты музыки Suzuki также должны брать регулярные групповые уроки. Обычно несколько учителей Suzuki объединяют своих учеников, чтобы создать группы детей с одинаковым уровнем игры. Эти учителя проводят групповые занятия, заставляя детей играть вместе, учиться следовать за лидером, играть в музыкальные игры и повторять музыку, которую они знают. Обычно есть время «сольного концерта», когда дети могут играть индивидуально с аккомпаниатором на фортепиано. В зависимости от группы групповые занятия могут проводиться раз в неделю или несколько раз в месяц.

Летом институты Suzuki можно найти по всему миру. Институты похожи на музыкальные лагеря, куда приходят родители. У студентов есть уроки, групповые занятия, веселые мероприятия и знакомство с более широкой группой детей, которые также учатся играть.

Зачем мы все это делаем?

Есть несколько веских причин для больших обязательств, которые требует метод Судзуки. Когда вы видите общую картину, все детали приобретают гораздо больший смысл. Итак, вот общая картина:

Раннее начало: Дети особенно открыты для изучения новых умственных процессов и физических навыков, когда они очень маленькие. Дети особенно настроены на звук в годы овладения языком (в основном от рождения до 5 лет), поэтому это идеальное время, чтобы также начать развивать чувствительность к музыке. Этот процесс может начаться с рождения, и такие программы, как Music Together и Kindermusik, отлично подходят для того, чтобы дать детям (и родителям!) вдумчивое и счастливое начало в музыке широкого диапазона, прежде чем они начнут играть на музыкальном инструменте. Могут ли дети старшего возраста и взрослые студенты учиться по методу Suzuki? Конечно, так же, как старший школьник или взрослый человек может научиться говорить по-французски. Хороший учитель Suzuki будет творчески применять философию Suzuki способом, подходящим для взрослого.

Темп: «Начинай молодым, иди медленно и не останавливайся!» — еще одна поговорка Судзуки. Дети идут в своем, индивидуальном темпе. Путь Suzuki тщательный, сложный, но не напористый и уж точно не оскорбительный. Родители никогда не должны измерять успехи своего ребенка по его книжному уровню или их сверстникам. Сосредоточьтесь на деталях создания красивой музыки на каждом этапе, и прогресс придет.

Вовлечение родителей: Точно так же, как родители моделируют правильную речь во время изучения языка, родители Suzuki каждый день руководят музыкальной практикой дома, поощряя и мотивируя в позитивном ключе. Для этого родитель должен посещать каждый урок и активно делать записи. Уроки игры на скрипке для родителей необязательны, но рекомендуются для родителей, не знакомых с инструментом. Полдюжины уроков для родителей в начале могут быть полезны для домашней практики, поскольку родители изучают основы игры и правильную осанку. Нельзя ожидать, что маленький ребенок будет практиковать самостоятельно до восьми лет или старше, в зависимости от зрелости ребенка. По мере того, как ребенок прогрессирует, участие родителей превращается в менее активную и более поддерживающую роль, пока ребенок не начнет играть и практиковаться самостоятельно в подростковом возрасте.

Окружающая среда и слушание: Дети учатся понимать речь и говорить в среде, насыщенной языком. Точно так же музыка должна быть частью окружения ребенка, если он или она хочет научиться понимать и играть музыку. Студенты часто слушают записи музыки, которую они будут учиться играть. Чем больше музыки будет частью развлечения всей семьи, тем лучше.

Повторение: Учась говорить, дети выучивают слово, а затем используют его много-много раз. Это становится частью их словарного запаса и строительным блоком для их общения. Точно так же дети продолжают играть свои «старые» песни Судзуки еще долго после того, как впервые их выучили, так что они становятся частью их музыкального словаря. «Старые» пьесы используются для обучения новым навыкам.

Групповые занятия: Дети тренируют свои языковые навыки, разговаривая со своими сверстниками. Точно так же дети могут развивать свои музыкальные способности, играя с другими детьми, играющими ту же музыку. Групповые занятия создают мотивацию и общность, так как дети видят достижения других учеников и заводят новых друзей.

Весь человек: Синъити Судзуки чувствовал высшую цель в преподавании музыки, и это передавалось многим из нас, учителей Судзуки. Некоторые из других вещей, которые мы пытаемся привить, обучая «Мерцанию» и пытаясь заставить детей держать скрипку выше пупка, включают в себя: уверенность, любовь к обучению, постановку целей, настойчивость, работу в команде, способности к запоминанию, улучшение концентрации. , координация, оценка других и многое другое.

В поисках учителя игры на скрипке Судзуки

Американская ассоциация судзуки выдает сертификаты учителям, прошедшим обучение по каждой из 10 книг Судзуки. Посетите Американскую ассоциацию Suzuki по поиску учителей, в которой перечислены зарегистрированные учителя Suzuki и их уровни подготовки.

Если вам нужна некоторая перспектива при выборе учителя игры на скрипке Suzuki, ознакомьтесь с советом одного из наших читателей Violinist.com о том, как найти отличного учителя музыки для вашего ребенка, а также советом редактора Violinist. com Лори. Запись в блоге Найлза, Чему я научился у Suzuki. Преподаватели музыки и студенты на Violinist.com также обсудили традиционный и Suzuki: что работает лучше?

Учителя музыки Suzuki и преподаватели-тренеры

Вот некоторые блоги Violinist.com за последние 10 лет о некоторых из величайших учителей и педагогов Suzuki в мире:

Барбара Барбер — учитель, скрипачка, педагог и редактор из серии «Соло для юных скрипачей», дополнительных произведений к методу Судзуки. Преподаватель с более чем 35-летним стажем, в настоящее время она преподает в Эстес-Парке и Лонгмонте, штат Колорадо.

  • Барбара Барбер: Хорошее Спикато начинается с лука

Марк Бьорк — профессор скрипки и педагогики в Школе музыки Университета Миннесоты. В 1967 году он начал одну из первых программ Suzuki в Соединенных Штатах в Центре искусств Макфейла, который в то время был частью Университета Миннесоты.

  • Вам больно играть?

Хелен Бруннер училась у Шиничи Судзуки и принесла метод Судзуки в Англию. Она тренер учителей Suzuki, преподает в Лондоне и владеет Amati, которую купила, продав свой семейный дом. Она преподает в Лондоне.

  • Игра на скрипке Амати Хелен Бруннер
  • Как Хелен Бруннер нашла Suzuki
  • Как Хелен Бруннер это видит
  • Почему энергичное выступление не заряжает публику…
  • Советы преподавателя от Хелен Бруннер 901 20

Тери Эйнфельдт , учитель с почти 40-летним стажем, является зарегистрированным тренером учителей и председателем Ассоциации Suzuki of the Americas. Она изучала метод Судзуки у Шиничи Судзуки, Уильяма Старра и Джона Кендалла и преподает в школе Хартта.

  • Тери Эйнфельдт: Подготовка студентов к успешному изучению концертов

Кэти Ли училась у Шиничи Судзуки в течение 10 лет в 1970-х годах. Она тренер учителей Suzuki и преподает в Санта-Розе, Калифорния.

  • Violin Is Easy

Брайан Льюис вырос с Судзуки в рамках программы Suzuki Strings в Оттаве (Канзас) под руководством его матери Элис Джой Льюис. Выпускник Джульярдской школы, он является художественным руководителем проводимого раз в два года Симпозиума Старлинг-ДеЛэй по скрипичным исследованиям в Джульярде и приглашенным профессором Йельской школы музыки.

  • «Suzuki Rap» Брайана Льюиса
  • Брайан Льюис о преподавании индивидуальности в музыке Фрица Крейслера
  • Брайан Льюис о концерте для скрипки с парикмахерской
  • Брайан Льюис преподает «Гитану» Крейслера
  • 90 119 Брайан Льюис о экспрессивной и бравурной игре

Джон Д. Кендалл принес метод Судзуки в Соединенные Штаты Америки, переведя идеи Синъити Судзуки в американскую культуру и способствуя распространению его популярности по всей стране.

  • В память о Джоне Д. Кендалле, 1917-2011

Джеймс Маурер — преподаватель Suzuki, который 35 лет преподавал скрипку в Музыкальной школе Ламонта в Денвере, штат Колорадо. Он был основателем и директором Денверского института Судзуки и Денверской программы обучения талантов, входил в совет директоров SAA, был секретарем ISA и президентом Ассоциации Судзуки в Колорадо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *