Суггестивное воздействие: Суггестивное воздействие и суггестивная терапия

Суггестивное воздействие и суггестивная терапия

Если рациональное воздействие — это обращение к логике, разуму и фактам, то суггестивное воздействие — это внушающее воздействие, обходящее сознательный контроль, идущее в обход разума через прямые либо косвенные внушения. Обычно это обращение к эмоциям, бессознательному, живым впечатлениям. Суггестивное воздействие осуществляется или через прямые внушения, или через ритуалы.

Суггестивное влияние часто называют психологическим воздействием, противопоставляя таким образом «рациональное» и «психологическое». Понятно, что это не совсем корректное противопоставление. Разговор, где идет обращение к разуму и логике — в широком смысле тоже вполне психологическое влияние. Однако по жизни о психологическом влиянии говорят обычно там, где прямого обращения к разуму и логике оказывается недостаточным, где нужны более тонкие способы влияния.

Общие разговоры, где происходит активный обмен информацией, где люди утверждают, анализируют и спорят, не всегда являются разумной деятельностью, но также не являются и суггестивным воздействием.

Психологические консультации могут происходить как в разумной форме, так и в форме суггестивного воздействия. Можно выделить шесть основных технологий психологического воздействия, используемых в процессе психотерапии и психологического консультирования. Это три вида рационального влияния: Сократ, Эксперт и Собеседник, и три вида скорее суггестивного влияния: Фасилитатор, Манипулятор и Медиум. См.→

Если консультация происходит в форме суггестивная психотерапия, она имеет как правило следующий вид:

  • Контакт
  • Выслушивание жалобы и выстраивание гипотез
  • Проверка гипотезы и получение ярко выраженной эмоциональной отрицательной реакции на нее (поспешность, уверенность отрицания). Это показывает нам, что на сознательном уровне клиент не воспримет необходимость совершения определенных действий для решения его проблемы.
  • Проведение внушения
  • Итоги не подводятся, поскольку это было бы выходом на сознательный план, либо подводятся ложные итоги. То, что было сделано на самом деле, остается только в голове консультанта.

Внушение представляет из себя побуждение к действию. Это глагол в повелительном наклонении (сделай, займись, иди, изменись), по крайней мере, именно в таком виде оно должно существовать в голове консультанта. Консультант должен очень четко понимать, что именно должен совершить клиент. Если в голове нет этого действия, то внушение не состоится. До клиента же оно может доводиться опосредованно, не прямым текстом.

Подобная суггестивная психотерапия нередко маскируется под рациональную: «Я даже не стану вас грузить всякими рекомендациями. Вы — человек определенно разумный, и без моей помощи прекрасно придете к нужным выводам, рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно. Что же касается ваших колебаний — то это обычное состояние выбора между достаточно значимыми вариантами. С одной стороны, конечно, полезно взвесит все тщательно, с другой — даже когда вы примете решение, вы не сможете узнать, правильное ли, поскольку не сможете вернуться в прошлое и поставить контрольный эксперимент.

Поэтому момент решения зависит не от того, насколько полно вы все учли, и не от того, что я вам тут умного скажу, а от того, когда вы перестали по этом поводу париться. Поэтому перестаньте заботиться хотя бы самим фактом ваших сомнений, потерзайтесь себе спокойно, сколько вам ваша ответственность отмерит, не отвлекаясь от реальности, денек-другой…»

Таким образом, во внушении есть два важных пункта:

  • Понять, к какому действию мы подталкиваем клиента (Например, «подняться!»)
  • Запрятать это действие в контекст, в котором оно будет естественным. (не просто «поднимись», а «сходи посмотри, закрыта ли форточка», здесь подняться будет естественным, хотя мы и не говорили этого прямо). Это может быть также рассказанная история, в которой нужное действие «зашито» в контекст. Причем запрятывать действие нужно таким образом, чтобы человеку было непонятно, что именно на нем вы делаете упор. (Если нужно, условно говоря, чтобы человек передвинул кровать, то перечисляем несколько действий, включая передвижение кровати, и говорим «а над кроватью обязательно нужно повесить красный хвостик Иа»).

При результативном внушении человек либо а) не понял, что ему внушалось, либо б) забыл, что ему внушалось

Очень важно не делать внушение тогда, когда клиент его ожидает. В этом случае ограничиваемся общими словами. Рациональное ожидание сводит на нет эффективность воздействия. Смысл суггестивного воздействия — обойти сознательный план. Нужно подождать, когда клиент отвлечется. Либо отвлекаем его сами, а в это время проводим внушение.

Внушение может быть сделано с помощью:

  • директивного гипноза
  • недирективного гипноза
  • ритуальных действий
  • эмоционального влияния окружающих (группы)
  • сказок, метафор

Что касается ритуала, то здесь он используется не как способ наведения транса (хотя для этого он тоже может использоваться), а как метафора внушаемого действия.

Фильм «Хеллингер»

​​​​​​​Типичная конструкция, используемая в психотерапевтической работе — предваряющие внушения, основной ритуал и обрамляющие внушения.

Первый шаг — предваряющие внушения. Это введение в транс, начальное внушение на предмет высокой эффективности предлагаемых ритуальных действий в разрешении вопроса, поставленного клиентом. Тут описывается суть ритуала и то, что получит клиент в результате его выполнения; требование четкого выполнения инструкции (даю гарантию на результат только при условии четкого выполнения инструкции), получение от клиента подтверждения о ее/его готовности к ритуалу.

Далее следует основной ритуал, любые ритуальные действия, при этом ритуал может быть как с направлением, так и без.

В конце — завершающие внушения. На фоне поддержание транса делается подведение итогов, часто завершающее внушение говорит клиенту о его высокой способности осуществить обнаруженное решение в своей жизни.

В качестве примера такой конструкции можно посмотреть фрагмент из работы Хеллингера в Расстановках, или структуру упражнения «Духовное самопонимание» Геннадия Павленко.

Когда и с кем уместно использовать подобные формы психотерапевтической работы? Чаще всего это используется в случае, когда у психотерапевта нет толковых гипотез, в чем причина проблемы (непонятно как работать), а также если клиент склонен к ритуалистике.

Суггестивное воздействие и суггестивная терапия предпочтительнее, когда клиент не дружит с логикой либо конкретная установка вызывает у него эмоциональный протест. Понятно, что в таком случае ответственность консультанта сильно возрастает: он внушает человеку что-то против его сознательных установок.

Психотехники: суггестивное внушение

  • 2,3K просмотров

Внушение или суггестия – это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит особое некритическое восприятие доносимой до него информации. Для использования этой психотехники человек пользуется особым образом сформированными словесными или эмоциональными конструкциями, о которых поговорим в этой статье.

Рациональное воздействие – это обращение к логике человека, фактам, разуму. Суггестивное воздействие – это обращение к бессознательному и чувствам. Внушение (суггестия) включает в себя как вербальные (особые речевые конструкции), так и невербальные (особый тембр голоса, жесты, эмоциональную окраску сказанного) элементы.

Первый метод суггестивного воздействия, который хочется разобрать, использование в речи «YES SET». Этот метод предполагает, что внушающий человек последовательно использует несколько высказываний, с которыми его собеседник  согласится и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять. Например: «Александр, ты работаешь в компании 3 года. Ты ценный сотрудник. Твой вклад в работу команды видит совет директоров. Когда надо было закрывать последний  важный проект и оставаться после работы, ты всегда оставался. Сегодня нужно остаться.»

Еще один метод суггестивного воздействия называется импликация. Суть импликации заключается в том, что послание, которое необходимо внушить, озвучивается как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее сомнению. Например: «Во время нашей встречи на следующей недели Вы увидите…» (подразумевается, что встреча состоится).

Следующий метод, к которому обратимся – это двойная связка. Суть метода заключается в том, что человеку предлагается сделать выбор без выбора. Например: «Илья, когда ты выбросишь мусор, до того, как помоешь свою чашку или после?».

Одним из маркеров использования суггестивного внушения могут быть яркие образные слова. Эти слова легко представить. Сила внушения зависит от  яркости характеристик этих образных слов. Например: «Сегодня после работы в этот холодный промозглый осенний вечер я, пожалуй, пропущу стаканчик  ароматного горячего обжигающего глинтвейна в нашем любимом баре».

Темп речи и тембр голоса тоже играют роль при внушении. Человек, использующий техники внушения, как правило, использует мягкие и доброжелательные интонации. Во время ключевых фраз тон голоса понижается и сохраняются внушительные паузы в кульминационных моментах. Слово  можно превратить во внушение, выделив его из контекста, слегка изменяя тон голоса. В письменных текстах такое внушение обычно выделяется жирным шрифтом.

Надо помнить, что ни одно внушение не даёт стопроцентной гарантии того, что произойдет именно то, что Вам внушают. Любое внушение может быть не принято. Косвенное внушение осуществляется в обход сознательного контроля,  но и оно всегда может быть отвергнуто.

Наблюдайте за своими собеседниками, учитесь распознавать психотехники и пользоваться ими при необходимости!

Шмакова Альбина

Related Tags
  • влияние,
  • коммуникация,
  • манипуляции

То, что мы ожидаем, влияет на наше поведение, к лучшему или к худшему – Ассоциация психологических наук – APS

Счастливая кроличья лапка. Бокал вина. Таблетка. Что общего у всех этих вещей? Их последствия — хорошо ли мы справляемся с тестом, общаемся ли мы на вечеринке с коктейлями, чувствуем ли мы себя лучше — все зависит от силы внушения.

В новой статье ученые-психологи Мэриэнн Гэрри и Роберт Майкл из Веллингтонского университета Виктории вместе с Ирвингом Киршем из Гарвардской медицинской школы и Плимутского университета углубляются в феномен внушения, исследуя интригующую связь между внушением, познанием и поведением. . Статья опубликована в июньском номере от Current Directions in Psychological Science , журнал Ассоциации психологических наук.

За свою исследовательскую карьеру Гарри и Кирш изучали влияние внушения на познание и поведение. Кирш сосредоточился в основном на внушении в клинической психологии, в то время как Гарри, чья работа поддерживается Новозеландским фондом Марсдена, интересовался влиянием внушения на человеческую память. Когда они начали разговор, «мы поняли, что эффекты внушения шире и часто более удивительны, чем многие люди могли бы подумать», — говорит Гарри.

Многие исследования показали, что преднамеренное внушение может влиять на то, как люди справляются с задачами обучения и памяти, какие продукты они предпочитают и как они реагируют на добавки и лекарства, что объясняет хорошо известный эффект плацебо.

Но чем объяснить мощный и всепроникающий эффект внушения в нашей жизни? Ответ кроется в наших «ожиданиях реакции» или в том, как мы предвосхищаем свои реакции в различных ситуациях. Эти ожидания настраивают нас на автоматические реакции, которые активно влияют на то, как мы достигнем ожидаемого результата. Как только мы ожидаем, что произойдет конкретный результат, наши последующие мысли и поведение действительно помогут воплотить этот результат в жизнь.

Таким образом, если обычно застенчивый человек ожидает, что стакан или два вина помогут ему расслабиться на коктейльной вечеринке, он, вероятно, будет чувствовать себя менее подавленным, будет приближаться к большему количеству людей и участвовать в большем количестве разговоров в течение вечеринки. . Несмотря на то, что он может отдать должное вину, ясно, что его ожидания того, как вино заставит его чувствовать себя, сыграли важную роль.

Но не только преднамеренные внушения влияют на наши мысли и поведение — непреднамеренные внушения могут иметь тот же эффект. Как отмечают авторы, «простое наблюдение за людьми или иное заставление их чувствовать себя особенными может навести на размышления», явление, называемое эффектом Хоторна. В результате люди могут работать усерднее или дольше выполнять задачу. И этот случай вызывает больше беспокойства, говорит Гарри, «потому что, хотя мы могли бы затем отдать должное какому-то новому лекарству или лечению, мы не осознаем, что на самом деле оказываем влияние на нас».

Именно по этой причине проблема непреднамеренного внушения имеет важное значение для академических исследователей. «В научном сообществе мы должны знать и контролировать предложения, которые мы сообщаем субъектам», — говорит Гарри. Авторы отмечают, что некоторые недавние неудачи в воспроизведении результатов предыдущих исследований в конечном итоге могут быть объяснены таким непреднамеренным предположением. «Недавние исследования показывают, что некоторые из самых интригующих открытий психологической науки могут быть, по крайней мере частично, обусловлены предположениями и ожиданиями», — отмечает Гарри. «Например, ученый, знающий, в чем заключается гипотеза эксперимента, может невольно заставить испытуемых произвести предполагаемый эффект — по причинам, не имеющим ничего общего с самим экспериментом».

И непреднамеренные эффекты внушения не ограничиваются только лабораторией — они охватывают многие области реального мира, включая области медицины, образования и уголовного правосудия. Например, сходящиеся данные о процедурах опознания свидетелей показывают, что уровень ложных опознаний значительно выше, когда опознание проводится людьми, которые знают, кто подозреваемый, чем когда опознание проводится людьми, которые этого не знают.

Хотя исследования предоставили четкие доказательства феномена внушения, еще многое предстоит узнать об основных отношениях между внушением, познанием и поведением. Как отмечают авторы, исследователи до сих пор не знают, где лежат границы и пределы этих эффектов. «И если «настоящее» лечение и «внушение» приводят к одному и тому же результату, что отличает их друг от друга?» говорит Гарри. Понимание этих вопросов имеет важные последствия для реального мира. «Если мы сможем использовать силу внушения, мы сможем улучшить жизнь людей».

Отмена суггестивного воздействия на память: обратимость эффекта дезинформации очевидца

. 2012 ноябрь; 125(2):141-59.

doi: 10.1016/j.cognition.2012.07.009. Epub 2012 9 августа.

Эйлин Оберст 1 , Хартмут Бланк

принадлежность

  • 1 Исследовательский центр СМИ, Тюбинген, Германия. [email protected]
  • PMID: 22883683
  • DOI: 10.1016/j.cognition.2012.07.009

Эйлин Оберст и др. Познание. 2012 9 ноября0003

. 2012 ноябрь; 125(2):141-59.

doi: 10.1016/j.cognition.2012.07.009. Epub 2012 9 августа.

Авторы

Эйлин Оберст 1 , Хартмут Бланк

принадлежность

  • 1 Исследовательский центр СМИ, Тюбинген, Германия. [email protected]
  • PMID: 22883683
  • DOI: 10.1016/j.cognition.2012.07.009

Абстрактный

Представление противоречивой постсобытийной информации о происшествии, засвидетельствованном свидетелем, обычно снижает точность отчетов памяти об этом событии (эффект дезинформации). Удивительно, но обратимость эффекта (после первоначального возникновения) осталась в значительной степени неизученной. Основываясь на теоретической основе преобразования памяти и связанной с ней усовершенствованной стратегии оценки, мы сообщаем о трех экспериментах, демонстрирующих, что внушающее влияние можно полностью отменить. Первоначально установленные эффекты дезинформации были устранены — даже через 5 недель (Эксперт 3) — посредством (а) процедуры просветления, обеспечивающей адекватное представление задачи памяти как поиска потенциально двух противоречивых элементов (вместо «единого» «правильный» ответ) и (b) с использованием теста состояния памяти, который не смешивает вклад в производительность элемента и исходной памяти, оценивая их по отдельности. В частности, память на первоначальные детали события, которые были целью дезинформации, была восстановлена ​​до уровня эффективности управления без введения в заблуждение и даже выше (эксп. 3). Эта замечательная обратимость влияния дезинформации подчеркивает центральную роль процессов преобразования памяти в эффекте дезинформации (но принципиально не исключает вклад традиционных интерференционных процессов). Мы обсуждаем совместимость наших результатов с предыдущими исследованиями и вносим предложения для допроса очевидцев в реальном мире.

Copyright © 2012 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Травма и память: последствия дезинформации после события, порядок поиска и интервал сохранения.

    Пас-Алонсо PM, Goodman GS. Пас-Алонсо П.М. и др. Объем памяти. 2008 Январь; 16 (1): 58-75. дои: 10.1080/09658210701363146. Объем памяти. 2008. PMID: 17852727 Клиническое испытание.

  • Воспоминание очевидца события увеличивает внушаемость очевидца: эффект обратного тестирования.

    Чан Дж.С., Томас А.К., Булевич Дж.Б. Чан Дж. К. и соавт. Психологические науки. 2009 Январь; 20 (1): 66-73. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02245.x. Epub 2008 25 ноября. Психологические науки. 2009. PMID: 19037905

  • Память детей-очевидцев: повторяющаяся дезинформация после события снижает различимость очевидца события.

    Брайт-Пол А., Джарролд К. Брайт-Пол А. и др. Объем памяти. 2012;20(8):818-35. дои: 10.1080/09658211.2012.708345. Epub 2012, 11 сентября. Объем памяти. 2012. PMID: 22963045

  • Эффекты контекстуальных сигналов в воспоминании и узнавании памяти: переосмысление эффекта дезинформации.

    Кэмпбелл Дж.М., Эдвардс М.С., Хорсвилл М.С., Хелман С. Кэмпбелл Дж. М. и соавт. Бр Дж Психол. 2007 авг; 98 (часть 3): 485-98. дои: 10.1348/000712606X160768. Бр Дж Психол. 2007. PMID: 17705942

  • К психологии точности памяти.

    Кориат А., Голдсмит М., Панский А. Кориат А. и др. Анну Рев Психол. 2000;51:481-537. doi: 10.1146/annurev.psych.51.1.481. Анну Рев Психол. 2000. PMID: 10751979 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Посредники и модераторы усиленного самоутверждения как метод снижения эффекта дезинформации памяти.

    Шпиталак М., Полчик Р. Шпиталак М. и соавт. Фронт Псих. 2021 23 ноя; 12:666707. doi: 10.3389/fpsyg.2021.666707. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34887794 Бесплатная статья ЧВК.

  • Богатые ложные воспоминания об автобиографических событиях можно обратить вспять.

    Оберст А., Вахендорфер М. М., Имхофф Р., Бланк Х. Оберст А. и соавт. Proc Natl Acad Sci U S A. 30 марта 2021 г .; 118 (13): e2026447118. doi: 10.1073/pnas.2026447118. Proc Natl Acad Sci U S A. 2021. PMID: 33753514 Бесплатная статья ЧВК.

  • Амфетамин и умное лекарство 3,4-метилендиоксипировалерон (МДПВ) вызывают генерализацию памяти о страхе у крыс.

    Колуччи П., Манчини Г.Ф., Сантори А., Цвергель С., Май А., Тредза В., Роозендаал Б., Камполонго П. Колуччи П. и др. Фронт Мол Невроски. 29 ноя 2019; 12:292. doi: 10.3389/fnmol.2019.00292. Электронная коллекция 2019. Фронт Мол Невроски. 2019. PMID: 31849606 Бесплатная статья ЧВК.

  • Просвещение побеждает предрассудки: обратимость искажения памяти, вызванного стереотипами.

    Бланк Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *