Ид, Эго и Суперэго — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 01/12/2018
Согласно теории личности Зигмунда Фрейда, личность состоит из трёх элементов. Эти элементы — известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго — взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.
Ид
Ид — единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Эго
Эго — компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения — Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями — через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.
Суперэго
Суперэго составляют:
- Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
- Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.
Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.
Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго
Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.
Источники:
psyhology.about.com
Engler, B. Personality theories. Boston: Houghton Mifflin Harcourt Publishing; 2009.
Теги: ид, личность, поведение, суперэго, теория, эго
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru
Что такое Ид, Эго и Суперэго? — Теории
По словам Зигмунда Фрейда, человеческая личность сложна и имеет более чем один компонент. В своей знаменитой психоаналитической теории личности личность состоит из трех элементов. Эти три элемента личности — известные как ид, эго и суперэго — работают вместе, создавая сложные формы поведения человека.
Каждый компонент не только добавляет свой уникальный вклад в личность, но и все три элемента взаимодействуют таким образом, что оказывают мощное влияние на каждого человека. Каждый из этих трех элементов личности проявляется в разные моменты жизни.
Согласно теории Фрейда, некоторые аспекты вашей личности более примитивны и могут заставить вас действовать в соответствии с вашими основными побуждениями. Другие части вашей личности работают, чтобы противодействовать этим побуждениям и стремиться заставить вас соответствовать требованиям реальности.
Присмотритесь к каждой из этих ключевых частей личности, как они работают индивидуально и как они взаимодействуют.
Идентификатор
- Идентификатор является единственным компонентом личности, который присутствует с рождения.
- Этот аспект личности полностью бессознательный и включает в себя инстинктивное и примитивное поведение.
- Согласно Фрейду, идентификатор является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид руководствуется принципом удовольствия, который стремится к немедленному удовлетворению всех желаний, желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворяются сразу, результатом является состояние тревоги или напряжения. Например, увеличение голода или жажды должно привести к немедленной попытке есть или пить.
Идентификатор очень важен в раннем возрасте, потому что он обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка. Если ребенок голоден или ему некомфортно, он или она будет плакать, пока требования удостоверения личности не будут удовлетворены. Поскольку молодые дети полностью управляются идентификатором, у них нет никаких аргументов, когда эти потребности требуют удовлетворения. Представьте, что вы пытаетесь убедить ребенка подождать до обеда, чтобы он поел. Вместо этого удостоверение личности требует немедленного удовлетворения, и поскольку другие компоненты личности еще не присутствуют, младенец будет плакать, пока эти потребности не будут удовлетворены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда реально или даже невозможно. Если бы мы руководствовались исключительно принципом удовольствия, мы могли бы схватить то, что мы хотим, из рук других людей, чтобы удовлетворить наши собственные желания.
Такое поведение было бы как разрушительным, так и социально неприемлемым. Согласно Фрейду, ИД пытается разрешить напряжение, созданное принципом у
rus.psychic-parapsychologist.com
Ид, Эго и Супер-Эго, защитные механизмы или теория Фрейда
Я уже написал одну статью, которая касается подсознательных процессов и собираюсь написать еще несколько, в основном по поведению детей и подростков. И тут мне задали вопрос по защитным психологическим механизмам, о которых вскользь упоминалось в статье «Страх и агрессия» — «а что это?». Поэтому я решил написать об основе психологической структуры подсознания — Ид, Эго, Супер-Его и защитных механизмах.
Теория личности или структуры психики Зигмунда Фрейда
Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда1. Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень «странной». Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, как у фашистов — его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.
Известная пародия на Зигмунда Фрейда и его учение. Надпись можно перевести: «Что у мужчины на уме»; или: «Что у человека на уме».Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Никто до сих пор не заглянул в подсознание, благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам, в том числе и мы во время нашей частной медицинской практики.
По теории Фрейда мы рождаемся с Ид2. Ид отражает первичные процессы (удовольствие, агрессия итп), фактически — требования и желания. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Id уже заложена или «запрограммирована» в нас.
Представим этот компонент психики как ребенка, который все время говорит: «хочу, хочу..», «хочу прямо сейчас…», «дай мне это», » я хочу это».
Знакомьтесь — Ваше Ид. Оно импульсивное и глупое, и запросы у него: «Хочу, дай, хочу это, дай мне…»В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики — Суперэго3. Обратите внимание на возраст и запомните его. Супер-Эго уже отражает мораль, что можно делать, а что нет. Супер-Эго в отличии от импульсивного и глупого Ид, начинает понимать что хорошо и что плохо. Казалось бы вот и замечательно, у нас появилась мораль. Все было бы хорошо, но от импульсивного Ид, Супер-Эго отличает другая крайняя черта — оно обладает крайне подавляющим характером. В то время, как Ид говорит: «хочу это, хочу», Супер эго отвечает: «нет нельзя, ты не заслужил(ла), страдай, страдание для тебя лучше. Поэтому представим Супер-Эго этакой занудной и поучающей старушкой, оказывающей психологическое давление.
С одной стороны Ид тянет сделать что-нибудь, например исполнить «что хочется» и не важно допустимо это или нет. С другой стороны Супер-Эго подавляет любую инициативу, как хорошую, так и не допустимую в обществе. Другими словами они воют между собой. Долго так продолжаться не может, ведь мы должны в конце концов принять решение.
И вот на помощь приходит Эго4, оно развивается между этих двух крайностей (Ид и Супер-Эго). Эго как дипломат, сотрудничает с ними обоими, пытается их примерить и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.
Эго, Ваш дипломат, который находится между Ид и Супер-Эго, помогает найти правильное и рациональное решение.Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы5. Защитные механизмы это инструмент «в руках» Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго. Когда сверх активный, глупый и инициативный ребенок и занудливая «сверхправильная» старуха начинают спорить, Эго подбирает наиболее приемлемый защитный механизм в данной ситуации, чтобы погасить конфликт между ними. Эго учитывает и инициативу Ид и мудрость Супер-Эго и в идеале схема должна получиться такой как на картинке ниже.
Защитные механизмы
И вот наконец настала очередь поговорить об инструментах, которое использует Эго — защитных механизмах, т.е. к чему мы и шли. Почему они защитные? Потому, что они защищают психику от неприятных переживаний, когда происходит внутренний, подсознательный конфликт, между знакомыми уже Вам: Ид и Супер-Эго.
Вот несколько главных принципов подсознательных защитных механизмов:
- Все психологические защитные механизмы — подсознательные. Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете — это не защитный механизм.
- Защитные механизмы изменяются со временем.
- Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
- Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.
Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты — психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, ты и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение…
Весь подсознательный процесс еще зависит и от того: насколько Ид инициативно и насколько развито Супер-Эго. Кроме всего прочего в этих процессах, хоть они и подсознательны, важную роль играет возраст. Помните я говорил Вам запомните возраст развития Супер-Эго? Если Вы помните, то сразу же можете ответить с какого возраста ребенок начинает (только начинает) понимать что такое хорошо и что такое плохо. До этого возраста ребенок просто адаптируется. Ребенок запоминает, когда его похвалили, а когда поругали. До развития Супер-Эго ребенок не понимает, что лезть гвоздем в розетку плохо и опасно — просто помнит, что его ругали и опять будут ругать. В этом случае Ид не будет больше проявлять инициативу, ведь Ид все старается делать, чтобы получить удовольствие, а какое же тут удовольствие если будут ругать или накажут?
Вернемся к защитным механизмам. Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты… Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?
Надеюсь Вы хотя бы немного поняли структуру подсознательных процессов, зачем нужны психологические защитные механизмы и что это. В других статьях мы уже рассмотрим конкретные защитные механизмы в практических случаях.
1 — Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud) австрийский психолог, психиатр и невролог. Родился в 1856 г. в еврейской семье. В 17 лет поступил в Венский университет, медицинское отделение, в 1881г. окончил его. На его труды оказали большое влияние Йозеф Брейер и Жан Мартеном Шарко. У Зигмунда Фрейда родилось шесть детей. Одна из дочерей пошла по стопам отца и основала детский психоанализ. В 1930 Фрейд получает Приз Гете за вклад в психологию и культуру немецкой литературы. В 1933 году после присоединения Австрии к Германии его труды запрещают, книги сжигают. Его семьей начинает интересоваться гестапо, начинаются допросы. Четырех из пяти сестер Фрейда посылают в концлагеря. Он решает «умереть на свободе». Ему помогает нацист Anton Sauerwald, он ранее был учеником одного из профессоров, который часто играл с Фрейдом в карты. Уже в Англии в 1939 году Зигмунд Фрейд в просит своего врача и друга «помочь уйти из жизни», т.к. страдает раком, что вызывает мучения. «Уйдя из жизни» он оставил 24 тома своих научных трудов, но он был не только чистым теоретиком. У него было много пациентов, включая известных людей. Подробно о жизни и трудах Зигмунда Фрейда, Вы можете почитать ТУТ.
2 — От лат — Id. В русскоязычной литературе — Оно. Зигмунд Фрейд использовал термин «das Es», он взял его от другого немецкого врача — Georg Groddeck. Англоязычная литература, да и в мире в целом, принято использовать латинский термин, т.е. «Id’. Не путайте с английским понятием «Ай-ди» т.е. indentification. Термин Id в психоанализе взят из латыни и произносится как «эд».
3 — Супер-Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином Сверх-Я. В англоязычной Super Ego (лат). Термин самого Фрейда — «das Über-Ich» (нем.).
4 — Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином «Я». В англоязычной — Ego (лат.). У Фрейда это было «das Ich» (я — нем).
5 — Психологические защитные механизмы, или часто просто «Защитные механизмы». В англоязычной литературе — defence mechanisms.
deyneko.com
Супер-Эго и Совесть — Психодоктор
Супер-Эго – это составная часть личности. Что оно собой представляет? Как формируется и проявляется? Методика
По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.
Супер-Эго – это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд – это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.
Общая терминология
Итак, разберемся сначала, что это такое – Супер-Эго.
В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).
Ид – это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.
Ид – это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.
Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.
Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.
Эго – это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.
Супер-Эго – это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика.
Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества.
Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.
Супер-Эго – это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы – мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.
В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.
Взаимодействие трех элементов
Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито – слабовольными.
По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.
Формирование
Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.
Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.
Проявление
Итак, Супер-Эго – это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык – Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.
То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.
Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.
Методика “Супер-Эго”
Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:
- Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
- Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.
Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.
Отзывы о методике
Программа помогла многим людям добиться хороших результатов в карьере, бизнесе. Люди устанавливают ее на компьютерах, телефонах, планшетах и проходят поэтапно все уровни.
Но наряду с положительными есть и отрицательные отзывы о “Супер-Эго” (программе, о которой идет речь). Люди отмечают, что она не работает, стоит достаточно дорого.
Некоторые особо разочарованные граждане сожалеют о том, что потратили столько денег впустую, да и считают, что эта методика – обман.
Источник: http://fb.ru/article/389181/super-ego---eto-sostavnaya-chast-lichnosti-chto-ono-soboy-predstavlyaet-kak-formiruetsya-i-proyavlyaetsya-metodika-super-ego
Ид, Эго и Суперэго
Автор Татьяна в 21/01/2014. Психология личности
Согласно теории личности Зигмунда Фрейда, личность состоит из трёх элементов. Эти элементы — известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго — взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.
Ид
Ид — единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить.
Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно.
Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо.
Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта — как способ удовлетворения потребности.
Эго
Эго — компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения.
Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения — Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями — через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.
Суперэго
Последний компонент, который развивается в личности — Суперэго. Суперэго — это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы.
Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения.
Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:
- Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
- Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.
Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.
Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго
Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт.
Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент.
Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.
ид, личность, поведение, суперэго, теория, эго
Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/id-ego-i-superego.html
Ортодоксальный психоанализ и эго-психология
Ортодоксальный психоанализ и эго-психология — оба направления относятся к глубинной психологии, предмет которой — внутрипсихическая динамика.
Ортодоксальный психоанализ
Зигмунд ФрейдОртодоксальный психоанализ — исторически первая психологическая концепция, положившая начало развитию глубинной психологии. Основателем глубинной психологии по праву считается Зигмунд Фрейд.
Ортодоксальным психоанализом в настоящее время называются теории, которые разрабатывал сам Зигмунд Фрейд. Одно из наиболее широко применяемых в психологической практике наследий ортодоксального психоанализа — представление Зигмунда Фрейда о структуре личности, заключащееся в том, что личность человека состоит из трех частей: Ид, Эго и Супер-эго.
Кратко охарактезиуем эти части личности.
- Ид — архаическое, «темное» начало личности, состоящее из инстинктивных, биологических импульсов. Ид не подчиняется никаким правилам поведения; в структуре личности является носителем энергии. Энергия заключена в первичных потребностях (связанных с приемом пищи, реализацией сексуальных влечений). Ид (и человек, находящийся во власти Ид) живет тем, что получает удовольствие через разрядку психического напряжения. Например, чувство голода создает напряжение в психической системе личности, а поглощение пищи способствует разрядке этого напряжения и, как следствие, получению удовольствия. При этом Ид не способно отличить реальность от своих фантазий, и это создает определенную сложность для выживания человека: чтобы насытиться, нужно найти и употребить реальную пищу, одними фантазиями голод не удовлетворишь. Ид — подструктура врожденная (все мы рождаемся с потребностями в еде, сне, сексуальном удовлетворении и т.п.).
- Эго — подструктура личности, отвечающая за принятие решений и соотнесение своих желаний, источником которых является Ид, с реальным миром. Эго, в отличие от ИД, не врожденная структура; Эго формируется в процессе онтогенеза по мере того, как личность научается отделять Я от не-Я, себя от окружающего мира. На службе у Эго находятся когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Энергию на них Эго черпает в Ид, а использует для того, чтобы удовлетворять импульсы Ид. Например, если мы хотим есть, это дает нам силы (в психологии это называется мотивацией) на то, чтобы отправиться на поиски подходящей еды (не иллюзорной и не опасной для здоровья). Конечная же цель наших поисков — удовлетворение потребности в пище. С помощью Эго мы научаемся ориентироваться в окружающем нас мире, искать и выбирать из него пригодное для себя и отбрасывать ненужное.
- Супер-эго — подструктура личности, координирующая наши действия с точки зрения морали и нравственности, с точки зрения оценок «хорошо» и «плохо». Самая поздняя из трех подструктур личности. Согласно Зигмунду Фрейду, Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Совесть формируется как следствие порицаний наших неблаговидных поступков, а Эго-идеал — результат похвалы, положительных оценок нашей личности. Говоря простым языком, совесть диктует нам, как «не надо» поступать, а Эго-идеал — как «надо» и к чему нужно стремиться в своем поведении.
Ортодоксальный психоанализ сосредоточен на исследовании Ид. Зигмунд Фрейд считал, что все поведение личности диктуается Ид.
Все психические патологии личности связаны с неправильным удовлетворением импульсов Ид (либо в сторону дефицита, либо, наоборот, в сторону пресыщения).
Как следствие, ортодоксальная психоаналитическая психотерапия направлена на то, чтобы обнаружить самые архаические и темные импульсы в личности и подходящими способами их удовлетворить, если такие способы существуют.
Эго-психология
Эго-психология в истории развития психологии появилась позже, на основе трудов З. Фрейда, в процессе критики основных положений его теории. Эго-психология, как было отмечено в начале, — это тоже часть глубинной психологии, интересующейся внутрипсихической динамикой.
Эрик ЭриксонЯркий представитель эго-психологии — Эрик Эриксон, автор теории психосоциального развития личности (в противовес психосексуальной теории З. Фрейда).
Критика ортодоксального психоанализа в числе прочего заключалась и в том, что предлагаемый З. Фрейдом акцент на Ид заводит психотерапию в тупик. Ид — структура костная, врожденная, плохо поддающаяся контролю личности, не подверженная даже своим собственным изменениям. Реализовывать личностное развитие, делая ориентиром Ид, невозможно.
Неудивительно, что Эрик Эриксон — видный представитель психологии развития — одним из первых отказался от идеи делать акцент в личности на подструктуре Ид, и сделал его на Эго. Отсюда и название новой ветки глубинной психологии — эго-психология.
Основным интересом эго-психологии является Эго, или Я, человека. Идеи личностного развития, социально-психологической адаптации, личностной зрелости можно реализовывать лишь в развитии такой подструктуры личности, как Эго.
Развивая Эго, мы развиваем личность:
- Совершенствовать память, внимание, мышление;
- учиться делать выбор, принимать решения, нести за них ответственность;
- ставить себе цели, искать способы их достижения;
- реализовывать сложную работу по согласованию импульсов Ид и требований Супер-эго.
Все перечисленное — это задачи Эго, ресурс для развития Эго.
Становление зрелой личности возможно только через развитие Эго, через усиление как самого Эго, так и его связей с другими личностными подструктурами.
Светлана Гурская «Психология и соционика» © Все права защищены
Источник: http://psy-resource.com/ortodoksalnyj-psixoanaliz-i-ego-psixologiya/
Что такое эго человека и его влияние на нашу жизнь?
Изначально понятие об эгоцентризме (Эго) ввели для отображения черты характера детей. Для ребенка проявление эгоцентризма являлось нормами поведения, ведь оно отражает уровень развития его познавательной сферы.
Но проявление собственного Эго можно наблюдать и у взрослых личностей. Его возникновение зависит от многих факторов: воспитание, становление личности, особенности характера.
Если обратиться к теории личности по З.Фрейду, то можно трактовать ЭГО как элемент каждой личности, который выражается нашей центральной мыслью «я».
Оно подпитывается нашими наиболее значимыми мыслями, которые выстраиваются в нашем сознании по иерархии (от важных мыслей до наименее значимых).
На самом деле эго нечто абстрактное, то чем мы не являемся на самом деле, но очень хотим этого достичь. Оно состоит из наших страхов, комплексов и желаний.
Эго – это тот голос, который бесконтрольно разговаривает в голове, осуждает или одобряет наши поступки.
Это и есть, по сути, тот центр, из которого исходят все наши желания: быть богатым и счастливым, быть вечно молодым, иметь любовь, получать от жизни все самое лучшее и т. д.
Но, к сожалению, запросам Эго нет придела, и иногда это может привести к необратимым страданиям. До тех пор пока мы будет отожествлять себя со своим Эго, реальность будет затуманена и в таком восприятии мир будет искаженным.
Многие считают, что для того чтобы открыться жизни и видеть ее такой, какая она есть всегда необходимо превозносить свое Высшее «Я». Оно позволяет сознанию очиститься, ощутить свое присутствие в настоящем. Высшее «Я» – устойчивое свободное пространство сознания, которое не зависит от внешних факторов воздействующих на наше представление мира в целом.
Что такое Ид?
У человека с самого рождения закладывается составляющая личности Ид. Он появляется на бессознательном уровне и включает в себя поведение, которое основывается на инстинктах. З. Фрейд считал, что Ид состоит из источника всей психической энергии, поэтому он и является основным компонентом личности.
Ид начинает функционировать при удовлетворении всех наших потребностей и желаний. Если наши желания не были вовремя осуществлены, то человек начинает ощущать тревогу и волнение.
На раннем развитии ребенка Ид играет очень важную роль, так как младенец уверен в том, что все его потребности будут вовремя удовлетворены.
Если этого не происходит, то малыш начинает плакать, чтобы получить желаемое.
Что такое Суперэго?
Еще один компонент, который развивается в личности в последнюю очередь – Суперэго. Этот компонент включает в себя наши ценности, нормы и идеалы. Они приходят к нам через родителей или общество и позволяют разграничивать хорошее/плохое. Наши решения находятся в определенных рамках.
По Фрейду Суперэго проявляется у ребенка в возрасте 5 лет. Оно включает в себя:
- Идеал – хорошее поведение, которое не нарушает общие нормы и правила. Это относится к поступкам, которые могли бы одобрить люди, имеющие для нас особое значение в жизни (родители, родственники, друзья).
Исходя из этих действий, ребенок начинает чувствовать гордость за свое поведение и наполняется внутренней гармонией.
- Совесть – указывает на поступки, которые являются неприемлемыми для родителей или общества.
Поведение, вызывающее неодобрение общественными нормами влечет за собой неприятные последствия: наказание или чувство вины.
Суперэго формирует совершенную модель поведения и пресекает неприемлемые намерения Ид. Оно направляет Эго к идеалистическим стандартам в поведении. Суперэго охватывает сознание, предсознание и подсознание.
Взаимодействие основных компонентов сознания
Поэтому можно сказать, что в нашем сознании происходит конкуренция между ее основными компонентами (Ид, Эго, Суперэго). В процессе чего непременно возникает конфликт.
Но есть так называемая «Сила Эго», которая справляется с возникшей стрессовой ситуацией. Обычно она присутствует в волевых людях.З.
Фрейд считал, что ключ к здоровой жизни – баланс между основными компонентами сознания.
Если мы не будем контролировать проявления нашего Эго, то жизнь может преподнести довольно жестокий урок. Важно осознавать, что эгоцентричное поведение личности не является нормой для взрослого человека и для того чтобы справиться с его проявлением, необходимо приложить максимум усилий.
Источник: https://9psy.ru/chto-takoe-ego-cheloveka-i-ego-vliyanie-na-nashu-zhizn
‘; blockSettingArray[6][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[6][«element»] = «h2»; blockSettingArray[6][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[6][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[8] = []; blockSettingArray[8][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[8][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[8][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[8][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[8][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[9] = []; blockSettingArray[9][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[9][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[9][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[9][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[9][«elementPlace»] = 1; var jsInputerLaunch = 15;
psihodoctor.ru
Ид Эго Суперэго
Фрэйд ввел эти термины для описания состояния нашего сознания. Нормальный взрослый человек обычно находится в состоянии Эго. В те мгновения когда человек искренне радуется он переходит в Ид, есть даже устойчивое выражение “радуется как ребенок”.
Опасность также может перевести нас в Ид.
В состоянии Суперэго мы поучаем, а также действуем в интересах общества, к которому себя причисляем.
Начнем с Эго, тк это основное состояние нормального взрослого человека.
Мне очень нравится Пелевенское описание Эго, аналогия с жуком навозником, который постоянно катит перед собой шар навоза, на шар цепляются все новые кусочки, жук не видит себя, он видит только шар, который растет, и думает что этот шар и есть он, тот кто думает. Наше Эго — набор данных накопленный с момента рождения.
В Эго прописано – я человек, землянин, пол, возраст, сексуальная ориентация, профессия, хобби, место обитания, куча привычек итд итп. Ошибочно человек думает что его Эго – это он и есть.
Ид. “Истинное Я”. Если стереть вам память, полностью уничтожить ваше Эго, что же останется ? Когда память к вам вернется, вы будите помнить это состояние, и утверждать что однозначно, это были вы, а не кто то другой.
Когда зарождается ребенок – у него еще нет Эго, оно появится потом, из накопленных событий. У детей Эго уже есть, но оно еще маленькое, они часто забывают про него, и находятся в Ид.
Твоя семья, твоя работа, твои деньги в банке – это не ты, это лишь внешний мир. Также как и твое тело, не часть тебя, ты им просто пользуешься. Если отрезать вам руки, ноги, подключить искусственное сердце – Ты все равно будешь.
Отождествление себя с Эго еще сильнее чем с телом. Сложно понять что твое Эго, это не есть ты. Эгом мы просто пользуемся также как автомобилем и телом.
В состоянии Ид существо живет в здесь и сейчас. Никаких воспоминаний, никаких планов на будущее. Существо наблюдает за миром, и ему очень, очень интересно. Непрерывно интересно. В состоянии Ид прет нереально, как выражаются наркоманы.
Медитация это путь к Ид. Надо убрать все мысли, освободить разум, просто наблюдать, но эта простая инструкция чрезвычайна сложна для выполнения обычному человеку.
Нож приставленный к горлу, заменяет годы медитаций.
Спросите тех кто увлекается экстремальными видами спорта, им очень нравится это состояние.
Хороший пример есть в фильме Peaceful Warrior (Мирный Воин).
Учитель неожиданно спихнул главного героя с моста. Тот вылез и говорит:
— Охерел вообще ? Ты обещал мне урок, в котором я увижу свое истинное Я!!!
— Вспомни момент, когда ты падал. Вспоминал ли ты что то, строил ли какие то планы ? Нет, ты был полностью в здесь и сейчас. У тебя даже было специальное слово для этого, — “АААААААААА!!!”
Сильные психоделики (LSD, магические грибы, гавайская роза) также могут вывести человека в Ид. (А могут и не вывести, наркотики штука индивидуальная)
Суперэго.
Мы славяне !!! Мы Вам газ отключим! Наша партия! Тот кто произносит подобные фразы, и вообще употребляет Мы вместо Я находится в режиме Суперэго.
Они больше похожи на муравьев, просто части общего Суперэго.
Нас учат с детства что эгоизм это плохо. Учат люди которые работают в режиме Суперэго. Да, эгоизм – это плохо для общества. Но хорошо для личности.
akamitch.ru
Примеры конфликта между ид эго и суперэго. Формирование эго и супер-эго. Истинное и ложное Эго
Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа — Финансовый анализ
Финансовый менеджмент — финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов — вот далеко не полный перечень предмета «Финансовый менеджмент «
Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг — это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами
СуперЭГО | ||
п о д с о з н а н и е | с о з н а н и е |
Как обобщение своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическую модель структуры личности человека. В соответствии с этой моделью структура личности включает три части: «Ид», «Эго» и «Суперэго». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.
«Ид» — первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная часть личности. «Ид» содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено конституцией, инстинктивное. «Ид» — наша биологическая сущность, то, в чем мы не отличаемся от животных. Оно служит источником психической энергии, оно руководствуется принципом удовольствия и оно, вместе с тем, бессознательно. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе онтогенеза у человека сформировалось «Эго» как сознательное начало, действующее на основании принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями «Ид» и требованиями общества, воплощенными в «Суперэго».
Итак, сознательная жизнь протекает в «Эго» посредством активной деятельности. «Эго» способно перестроить этот мир себе на пользу, оно развивается из «Ид» и, в отличие от последнего, находится в контакте с внешним миром. Фрейд сравнивал отношения «Эго» и «Ид» с отношениями между всадником и лошадью. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но движется он только благодаря движению лошади. Находясь между властными побуждениями «Ид» и ограничениями «Суперэго», «Эго» стремится выполнить свою охранительную задачу, восстановить гармонию между различными силами и влияниями, действующими на человека извне и изнутри. Можно сказать, что если «Ид» реагирует на потребности, то «Эго» — на возможности. Между «Эго» и «Ид» может возникнуть отношение напряженности, поскольку «Эго» должно сдерживать требование «Ид» в соответствии с установками общества. Эта напряженность субъективно переживается как состояние тревоги, беспокойства, вины.
«Суперэго» — это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. «Суперэго» — уровень, представляющий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых на способы удовлетворения биологических потребностей. Фрейд указывает на три основные функции «Суперэго», три проявления его сути — совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
В большой мере функционирование «Суперэго» зависит от того, какие ценности являются общепринятыми в данном обществе, каковы нормы социума. Нормы эти, как правило, осознаются еще в детстве и, доведенные до автоматизма, превращаются в стереотип поведения. Конечно, при определенных условиях они могут стать снова предметом особого внимания. Случается это тогда, когда возникает нестереотипная ситуация. Однако, не будучи приспособленным для решения задач такого рода, «Суперэго» посылает информационный импульс на часть личности «Эго».
Таким образом, по Фрейду, в области сознания функционируют две части личности: «Эго» и «Суперэго», а в области бессознательного — «Ид». Однако Фрейд указывал на то, что в области бессознательного также могут наблюдаться социальные ограничители, такие, например, как бессознательное чувство вины. По-видимому, к этой же области функционирования бессознательного можно отнести и то, что Юнг называет «коллективным бессознательным».
По Юнгу, «коллективное бессознательное» — это то, что накоплено всем человечеством, что передается из поколения в поколение. При рождении ребенка его психика не является чистой грифельной доской, а содержит в себе определенные структуры — архетипы. Архетип — это форма без собственного содержания, отпечаток ступни в окаменевшей породе, то, что организует и направляет психический процесс. Архетип можно сравнить с сухим руслом реки, в котором определен рельеф, но рекой ему суждено быть лишь тогда, когда потечет вода (психические процессы). Архетипы проявляют себя в виде символов (крест), в мифах, традициях, а также представлениях о Боге даже у самых примитивных племен с низким социальным развитием. Следуя принятой выше терминологии, естественно назвать эту функцию «Суперид».
Резюмируя вышесказанное, структуру личности можно изобразить такой схемой:
(Определяются социальными требованиями) | СуперЭГО | |
Коллективное бессознательное, бессознательная самокритика и совесть | Судья или цензор его деятельности, хранилище моральных установок | |
(Определяются биологическими потребностями) | ||
Биологическая сущность — то, что не отличает человека от животного, реагирyeт на физиологические потребности | Осознает внешний мир, стремится к удовольствию, переводит информацию любого вида на уровень логического мышления | |
п о д с о з н а н и е | с о з н а н и е |
Юнг мыслил отно
1kingvape.ru
Об Эго поподробней — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Психоанализ Последнее обновление: 25/07/2015
По мнению Зигмунда Фрейда, личность состоит из трёх элементов: Ид, Эго и супер-Эго. Ид представляет собой первичные импульсы и желания; это единственная часть личности, имеющаяся у человека при рождении. Супер-Эго — часть личности, которая состоит из усвоенных норм и правил, которые мы получаем от наших родителей и от общества. Эго — посредник между требованиями реальности, побуждениями Ид и идеалистическими стандартами Супер-Эго.
Взаимодействуя с двумя другими и реальностью, оно во многом определяет образ наших мыслей, наше состояние и наше поведение.
Сила Эго
В психоаналитической теории личности особое внимание уделяется так называемой силе Эго — способности Эго эффективно справляться с порой противоречивыми требованиями Ид, Супер-Эго и реальности. Те, у кого это качество выражено слабо, постоянно разрываются между этими конкурирующими требованиями, в то время как у тех, у кого оно проявляется в достаточной мере, Эго может стать слишком неуступчивым и жёстким.
Сила Эго помогает нам поддерживать эмоциональную устойчивость и справляться как с внутренним, так и с внешним стрессом.
В случае психического расстройства силой Эго часто называют способность пациента поддерживать свою идентичность перед лицом боли, беды или конфликта. Исследователи предположили также, что приобретение новых защитных механизмов — важный аспект силы Эго.
Сильное Эго
Человек с сильным Эго чувствует, что он может преодолеть проблемы и в результате даже стать сильнее. Он способен неустанно искать новые способы борьбы с проблемой.
Эти люди могут спокойно воспринимать всё, с чем сталкивает их жизнь, не теряя при этом самих себя.
Слабое Эго
Те, кто не может похвастаться сильным Эго, воспринимают вызовы как проблемы, которые нужно избегать. В большинстве случаев реальность оказывается для них слишком угнетающей, чтобы с ней можно было бы смириться и пытаться как-то жить дальше. Такие люди, конечно, пытаются справиться с проблемой, но могут избегать реальность, выдавая желаемое за действительное, употребляя наркотические вещества или погружаясь в мир фантазий.
Эго-идеал
Согласно разработанной Фрейдом теории личности, Эго-идеал представляет собой часть Супер-Эго, которая включает в себя стандарты правильного поведения. К ним относится всё, что одобряют родители и/или другие люди, обладающие авторитетом для конкретного человека. Следование этим правилам приводит к чувству гордости, собственной ценности и ощущению важного достижения. Нарушение их провоцирует возникновение чувства вины.
Эго-идеал часто воспринимается нами как образ идеального самого себя — образ, который мы хотим воплощать. Именно этому образу мы стремимся соответствовать; мы часто формируем его по образцу людей, которых мы знаем — и на которых хотели бы походить.
Тревожность Эго
Когда Ид, Эго и Супер-Эго конфликтуют друг с другом, мы можем испытывать беспокойство, которое Фрейд называл «тревожностью Эго». Фрейд выделял три типа тревожности Эго: невротическая тревожность, реальный страх и моральная тревожность.
- Невротическая тревожность представляет собой отдельные опасения насчёт того, что импульсы, желания и потребности Ид, в конечном итоге, выйдут из-под контроля, и человек поступит неправильно.
- Реальный страх внушают нам определённые ситуации. Например, большинство из нас, наверное, побоится пойти в лес, если знает, что встретит там волка. Конечно, эта тревога оправдана, и человек будет делать всё возможное, чтобы избежать такого рода ситуации.
- Моральная тревожность возникает тогда, когда мы не чувствуем себя правыми или своё поведение правильным. Довольно часто мы корим себя за то, что мы не вели себя должным образом или с кем-то несправедливо обошлись.
Как считал Зигмунд Фрейд, справиться с тревожностью нам помогают защитные механизмы.
Теги: Зигмунд Фрейд, эго
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru