Существует ли бог с научной точки зрения: Боже! Ты есть? Пять доказательств существования Бога и три ответа на вопрос, почему это так важно

Содержание

Может ли Бог нарушать физические законы Вселенной

Моника Грейди — профессор планетологии и космической науки в Open University, которая часто проводит тематические лекции для широкой аудитории. Ее нашумевшее выступление было посвящено весьма интригующей теме: может ли всемогущий Бог (в данном случае – христианский Творец, каким его привыкли воспринимать обыватели) быть связан законами физики нашего мироздания, и если да – то как именно? И, если рассматривать вопрос шире, если во Вселенной есть силы, способные нарушать физические законы – то почему мы до сих пор не были свидетелями подобных событий?

Василий Макаров

Может ли Бог двигаться быстрее скорости света?

Со школьной скамьи все мы помним, что в мире не существует объектов, способных двигаться быстрее скорости света. Фотоны распространяются в вакууме со скоростью 299 500 км/с – казалось бы, цифра совершенно феноменальная. Однако несколько лет назад группа физиков предположила существование частиц, которые преодолевают световой предел скорости.

В настоящее время это лишь теория, не подкрепленная доказательной базой. Если предположить, что тахионы в самом деле существуют, то они искажали бы саму ткань пространства-времени. Возможно, что это происходит на уровне, который современные приборы попросту не могут зарегистрировать – но пока свидетельств этого не обнаружено.

Все становится намного интереснее, если мы попытаемся подсчитать, какую дистанцию прошел свет с момента гипотетического рождения Вселенной – Большого Взрыва. Согласно последним расчетам, за 13,8 миллиарда лет существования нашей реальности самые первые фотоны прошли уже 1,3 х 1023 километров. При этом Вселенная продолжает расширяться скоростью примерно 70 км/с на Мпк (Мпк = мегапарсек, или же «30 миллиардов миллиардов километров»). Таким образом, расстояние до края Вселенной в данный момент составляет около 46 миллиардов световых лет.

Стоит отметить, что на самом деле Вселенная намного больше, чем мы способны увидеть. Самый удаленный от Земли объект, который удалось разглядеть астрономам – это галактика GN-z11, отстоящая от нас примерно на 13,4 миллиарда световых лет. То есть, когда во Вселенной вспыхнула самая первая искра света, она находилась от того, что в будущем станет Млечным Путем всего в трех миллиардах световых лет.

Мы не можем обозреть всю Вселенную, что сформировалась после Большого Взрыва, потому что свет самых первых долей секунды новой реальности еще просто не достиг нас. Поэтому нельзя со 100% вероятностью утверждать, что физические законы не нарушаются и не искажаются в областях, пока недоступных взору чуткой аппаратуры человечества. Может ли Бог двигаться быстрее скорости света? Возможно, но если это и происходит в сколько-нибудь значимых масштабах, то вне границ наблюдаемого космоса. Кроме того, одна из самых популярных точек зрения заключается в том, что наша Вселенная – лишь часть Мультивселенной, более протяженной области космоса.

Пара слов о Мультивселенной

Идея мультивселенной поддерживается теорией инфляции — идеей о том, что Вселенная сильно расширилась до того, как ей исполнилось 10 ^ -32 секунды от роду. Инфляция — важная теория, потому что она может объяснить, почему Вселенная имеет форму и структуру, которые мы видим вокруг себя.

Но если инфляция может произойти один раз, то почему бы ей не случаться два, три раза и так далее? С помощью современных экспериментов ученые уже установили, что квантовые флуктуации могут привести к тому, что пары частиц внезапно возникнут, а через мгновение так же внезапно исчезнут. И если такие колебания могут производить частицы, то почему не целые атомы или вселенные? Было высказано предположение, что в период хаотической инфляции разные процессы происходили с разной скоростью – таким образом квантовые флуктуации расширения могли породить «пузыри» реальности, которые взорвались и стали самостоятельными вселенными.

Но вписывается ли в Мультивселенную привычный нам концепт Бога? Что ж, отличительная особенность нашей Вселенной заключается в том, что ее сложнейшая структура невероятным образом сложилась именно так, что простейшие элементы в итоге образовали такое сложное и в некоторым смысле аномальное явление, как жизнь, которая в дальнейшем еще и обрела разум. Ученые не могут и не стремятся дать ответ на вопрос, был ли это преднамеренный план некой высшей силы или просто фантастическая череда случайностей – исследованием этого вопроса занимаются не научные, а религиозные институты. Зато с самой теорией о существовании Мультивселенной наука работает с удовольствием и энтузиазмом. У гипотезы о существовании параллельных миров есть пока что одно крайне слабое место: до сих пор не было выявлено никаких точек соприкосновения между нашим «пузырем реальности» и другими. Однако это подводит нас с другому, не менее любопытному вопросу.

Квантовая запутанность: может ли Бог находиться одновременно в двух местах

Постоянные читатели нашего журнала прекрасно осведомлены о том, что с каждым годом интерес к квантовой «грани» нашего мироздания неуклонно возрастает. Это связано с тем, что в научной среде уже больше полувека существует парадокс: физические законы «классической» реальности перестают работать на квантовом уровне мироздания, где материя внезапно начинает вести себя аномально и непредсказуемо – их изучением и попытками найти между ними связь занимается квантовая механика.

Одна из расхожих теорий квантовой механики допускает существование явления, известного как «квантовая запутанность». Суть его проста и сложна одновременно: если две частицы спутаны друг с другом, то манипулируя одной из них вы автоматически влияете на другую, даже если та находится на колоссальном расстоянии от своей пары и они, на первый взгляд, совершенно не имеют возможности взаимодействовать друг с другом.

Представьте себе частицу, которая распадается на две субчастицы, A и B. Свойства субчастиц должны складываться со свойствами исходной частицы — это принцип сохранения. Например, обе частицы обладают квантовым свойством, называемым «вращение» — грубо говоря, они движутся, как если бы они были крошечными стрелками компаса. Если исходная частица имеет нулевой «спин», одна из двух субчастиц должна иметь положительный спин, а другая — отрицательный, а значит у каждой частицы есть 50% шанс получить положительный положительный или отрицательный спин (Согласно квантовой механике, частицы по определению находятся в смеси разных состояний, пока вы не измерите их).

Свойства A и B зависимы друг от друга — они запутаны — даже если частицы находятся в разных лабораториях на разных планетах. Если вы измеряете вращение A и обнаруживаете, что оно положительное, то ваш коллега, измеряя вращение B точно в то же время, обнаружит отрицательный спин.

Но — и здесь все становится куда менее очевидным – если субчастица А при измерении показала положительный спин, то ее родственница B в тот же самый момент становится отрицательной. Другими словами, информация о состоянии спина передавалась между двумя субчастицами мгновенно, и это не фигура речи. Такая передача квантовой информации, по-видимому, происходит быстрее скорости света. Даже сам Эйнштейн описал квантовую запутанность как «жуткое действие на расстоянии», признав, что не до конца понимает ее природу.

Итак, в конце концов, в мире все-таки есть нечто более быстрое, чем скорость света: квантовая информация. Это не доказывает и не опровергает существование Бога, но, по мнению Моники Грейди, поможет думать о нем в физических терминах и представить его как, например, поток запутанных частиц, передающих квантовую информацию так быстро, что для нас с вами он словно находится одновременно в двух местах.

Или в трех. Или… возможно, даже в нескольких вселенных одной Мультивселенной.

Заключение

Сама профессор Грейди призналась, что на поставленные вопросы ее лекция вряд ли отвечает даже отчасти. В самом деле, для того, чтобы рассматривать Бога с точки зрения науки, ему для начала нужно дать научное описание и характеристику, чего пока не сделал ни один, даже самый выдающийся ученый. Более того: в мире не существует эксперимента, способного измерить гипотетическую силу, составляющую всю Вселенную и, возможно, неизмеримо больший пласт реальности вне ее. И, тем не менее, сам по себе концепт некой абсолютной величины – это очень удобная отправная точка, обращаясь к которой физики могут строить интересные гипотезы и выводить теории, описывающие окружающий нас мир.

Как выглядит Бог с точки зрения физика-теоретика

«Внизу много места» — так известный физик Ричард Фейнман озаглавил свою лекцию 1959 года, в которой рассказал, как можно управлять структурой вещества на атомарном уровне, чем сильно предвосхитил будущее развитие нанотехнологий. Формулировка понравилась научному сообществу: с развитием технологических возможностей к ней все чаще обращались многие ученые и находили в ней своего рода источник научного вдохновения. Спустя более шестидесяти лет Фрэнк Вильчек, тоже физик-теоретик, вступил с Фейнманом в мысленный диалог в своей книге «Основы. Десять ключей к реальности» («Fundamentals. Ten Keys to Reality»), пока что не переведенной на русский язык. Александр Дубов рассказывает об этой книге в рамках совместного проекта «Горького» и премии «Просветитель».

Frank Wilczek. Fundamentals. Ten Keys to Reality. New York, Penguin press, 2021. Contents

Вильчек использует высказывание Фейнмана как отправную точку, чтобы объяснить, как устроен мир в представлении современной физики: он показывает, что, во-первых, «внизу» (то есть на атомарном масштабе) много не только места, но также и времени, и энергии. А во-вторых, не только «внизу», но и «наверху», и на нашем уровне места, времени и энергии тоже очень много. В результате автору удается доходчиво объяснить, из чего состоит реальность, по каким законам она развивается и какие выводы мы могли бы из этого сделать.

Нобелевскую премию Фрэнк Вильчек получил в 2004 году за исследование взаимодействия кварков — элементарных частиц, из которых состоят протоны и нейтроны, — находящихся очень близко друг к другу. Как и у многих физиков-теоретиков, у Вильчека очень широкий круг научных интересов: начиная от физики элементарных частиц (для аксиона и эниона Вильчек еще и названия придумал) и квантовой хромодинамики и заканчивая космологией, физикой нейтронных звезд и квантовой теорией черных дыр. Помимо научных статей собственно по теоретической физике, он написал нескольких научно-популярных книг (в том числе переведенных на русский — «Красота физики» и «Тонкая физика») и ведет ежемесячную колонку «Вселенная Вильчека» («Wilczek’s Universe») в газете The Wall Street Journal.

Предыдущие книги ученого были посвящены сравнительно конкретным вещам: современным достижениям теоретической физики и, например, открытиям Пифагора, Ньютона или Кеплера. В «Основах» Вильчек сводит воедино все свои интересы и пытается как можно более кратко и понятно, но по возможности максимально точно, построить общую картину физического мира — начиная от самых маленьких элементарных частиц, известных современной науке, и заканчивая масштабами всей Вселенной.

Как пишет сам Вильчек, в своем стремлении к фундаментальности он фактически пытается поставить физику на то место, которое раньше занимала религия, и таким образом объяснить, что из себя мог бы представлять Бог, если смотреть на него с точки зрения ученого-аналитика. Очевидно, что для автора такой взгляд крайне важен: он рос в довольно религиозной семье польско-итальянского происхождения, которая воспитывала в нем католический взгляд на мир. Под влиянием работ Бертрана Рассела он разочаровался в традиционной религии и стал искать замену тем ответам, которые она давала, в научных концепциях.

Во вступлении к книге физик сразу очерчивает не только ее содержание, но и читательскую аудиторию, которой она адресована в первую очередь. По мнению Вильчека, это люди, у которых хватает ума, чтобы разобраться в сложных физических явлениях, но недостаточно знаний, просто потому, что они в университете учили что-то другое: например, экономику, биологию или литературу. Это не значит, что остальным читать книгу не стоит, но некоторые эпизоды могут показаться слишком сложными и чересчур подробными или, наоборот, совсем простыми и общими. Но даже с этими оговорками аудитория, на которую ориентируется Вильчек, все равно останется слишком широкой, и с главной сложностью выбранного подхода — писать об очень сложных вещах для человека без специального образования — ему все равно не удается совладать до конца. Поэтому «Основы» долго не могут определиться, что они за книга: то ли учебник базовой физики, то ли серия рассказов о современных научных достижениях, то ли мемуары, то ли сочинение по истории науки. И поначалу эта мозаика немного смущает — приходится часто перескакивать с одного режима на другой, какие-то важные для читателя вещи опускаются, общей картины при этом не складывается. Но когда постепенно привыкаешь к таким скачкам и перестаешь обращать внимание на недоговоренности, проступает общий рисунок, и физический мир, который строит Вильчек, постепенно приобретает общую структуру.

Строительство этого мира происходит по такой схеме: сначала физик полностью разбирает реальность на минимальные возможные элементы (вплоть до фотонов, кварков и глюонов), потом собирает из них обратно материю и время, а в конце показывает, какие процессы могут протекать в собранном по этим правилам мире: на субатомном уровне, на близких и понятных человеку расстояниях и временах и на самых крупных масштабах — звезд, галактик и всей Вселенной.

В книге десять глав, каждая — один из вынесенных в подзаголовок «ключей к реальности». Описывая часть из этих ключей, Вильчек продолжает диалог с Фейнманом и называет главы «Много пространства», «Много времени» или, например, «Мало законов», а в остальных главах переходит уже к собственным ключевым выводам о том, что нерешенных загадок остается еще много, а расширить наше понимание реальности поможет комплементарность как единый научный метод.

В первых двух главах нас помещают в ту среду, в которой мы будем существовать следующие полторы сотни страниц: сначала разбирать мир на элементы, а потом собирать его обратно. Для этого мы должны понять, что из себя представляют пространство и время, как их правильно понимать, как в них жить и как их измерять и анализировать. Разобравшись с этой задачей, в течение следующих трех глав мы постепенно заполняем эту среду: вводим элементарные частицы, учим их взаимодействовать между собой и смотрим, как после этого видоизменяется то, что мы из них соорудили.

Для этого вводятся четыре базовых правила, по которым наука формулирует основные законы для строительства материи из элементарных частиц. Во-первых, законы должны описывать, как происходят изменения. Во-вторых, законы должны быть универсальными, то есть работать везде и всегда. В-третьих, законы должны быть локальными, то есть поведение объектов в ближайшем будущем может влиять только на то, что находится непосредственно в их окрестностях. И наконец, в-четвертых, эти законы должны быть точными — без каких-либо исключений, — и, соответственно, иметь какую-то математическую форму записи. Эти правила важны и помогают отличать научные утверждения и методы от антинаучных, но они вовсе не самоочевидны: если, например, в компьютерной игре сформулировать альтернативные принципы, то мир можно построить и на них, но в нем будут действовать совсем другие законы.

Только вооружившись базовыми правилами, мы приступаем собственно к описанию элементарных частиц (они составляют современную «Стандартную модель», или, как самому Вильчеку больше нравится называть ее, «Ядро» — «the Core»). Эти частицы очень сильно отличаются от демокритовских твердых неделимых частиц с крючками-зацепками, но в целом следуют той же идее. Они отличаются между собой по значению трех параметров: массы, электрического заряда и спина, и их можно разделить на три группы: «строительные частицы», «частицы изменений» и «бонусные частицы». К строительным частицам Вильчек относит все то, что нам более или менее знакомо: фотоны, электроны, два типа кварков и глюоны. Внутри этой группы можно найти несколько подтипов: собственно строительные частицы (электроны и кварки) и связывающие частицы (фотоны — для электромагнитного взаимодействия, глюоны — для сильного). Аналогичная частица должна существовать и для гравитационного взаимодействия (гравитон), но ее ученые пока не нашли. «Частицы изменений» — это участники слабого взаимодействия, из них не состоит материя, но они определяют изменение мира с течением времени. Это очень тяжелые и очень неустойчивые частицы (W-бозоны, Z-бозоны и бозоны Хиггса) и, наоборот, очень легкие и вполне устойчивые нейтрино. Третий тип — «бонусные частицы», это неустойчивые частицы, про которые наука пока мало что понимает: четыре типа кварков, мюон, тау-лептон и (с определенными оговорками) темная материя. Есть основания думать, что дальше делить уже некуда (возможно, есть еще какие-то неизвестные частицы, но те, которые известны, наверняка неделимы).

Теперь, обозначив составные элементы реальности, можно перейти к формулировке правил, по которым эти элементы должны взаимодействовать между собой. Это всего четыре типа взаимодействия (или «сил», как больше нравится Вильчеку):  гравитационное (наиболее заметное на самых больших расстояниях), электромагнитное (действующее в масштабах, близких и понятных человеку) и сильное (внутри атомного ядра) — для строительства мира добавляется уже упомянутое слабое взаимодействие — для изменений с течением времени. Добравшись до описания взаимодействий субатомных частиц, асимптотической свободы и квантовой хромодинамики, мы попадаем на территорию, где у Вильчека появляется возможность для занимательных историй из собственной научной карьеры.

«Когда я был подростком, я иногда ходил с мамой в супермаркет. Во время одного из таких походов я заметил стиральный порошок „Аксион”. Мне пришло в голову, что слово „аксион” было бы хорошим названием для элементарной частицы. Оно короткое, цепляющее и отлично смотрится в одном ряду с протоном, нейтроном, электроном и пионом. В голове возникла мимолетная мысль, что, если у меня когда-нибудь появится возможность назвать частицу, я назову ее аксионом. В 1978 году такая возможность у меня появилась. <…> (Кстати, это название никогда бы не приняли редакторы Physical Review Letters, да и, возможно, производители стирального порошка, если бы я рассказал о своей настоящей мотивации до публикации. Вместо этого я говорил про аксиальный ток)».

Первую половину книги, посвященную строительству Вселенной из элементарных частиц, Вильчек заканчивает оценкой количества энергии во Вселенной и объясняет, почему и в каких условиях будут устойчивы системы совершенно разного масштаба, в том числе биологические молекулы и живые организмы на Земле. Попутно физик предлагает свой взгляд на отличие химиков от биологов: первые изучают то, что в принципе может существовать в мире сложных молекул, а вторые — то, что на самом деле существует.

Во второй половине книги, на только что собранном из элементарных частиц своеобразном «ландшафте», физик разворачивает историю, которая уже случилась в прошлом и будет происходить в будущем, — от зарождения Вселенной в результате Большого взрыва через ее настоящее к дальнейшему расширению и смерти. На самых ранних стадиях своего развития, согласно теории Большого взрыва, Вселенная представляла из себя удивительно простую и однородную смесь элементарных частиц. И это, как пишет Вильчек, довольно странно. Вселенной приходилось совмещать два важных свойства: полное равновесие для негравитационных сил с полным неравновесием — для гравитационных. После этого из-за гравитационной неустойчивости сложные системы развивались и становились все сложнее и сложнее (например, Солнце продолжает эволюционировать, и до полного равновесия ему еще очень далеко, и из-за этого растет сложность систем на Земле — и климатических, и биологических, и даже социальных). При этом полного детерминизма при развитии Вселенной нет: многое зависит не только от начальных условий, но и от очень тонких дополнительных внешних эффектов. Именно поэтому звездные системы такие разные — сложность истории тоже заложена фундаментальными принципами построения Вселенной. Но порадоваться красоте и разнообразию Вселенной Вильчек дает совсем недолго и быстро переходит к описанию ее вероятного будущего: расширения, остывания и тепловой смерти.

Теперь все «основы» нам как будто известны: мы понимаем, из каких элементов состоит Вселенная, знаем, как эти элементы взаимодействуют, как они меняются и к чему эти изменения могут привести. Но здесь Вильчек отмечает, что останавливаться на этом не стоит. Во-первых, даже при современных технических возможностях, нынешней парадигме и существующей системе мышления остается еще много вопросов без ответа: что стало причиной Большого взрыва? может ли он повториться? какие еще не открытые закономерности есть во всем многообразии взаимодействующих фундаментальных частиц? как из материи формируется сознание? Во-вторых, ограниченность нашего сенсорного аппарата сильно сужает диапазон познаваемого — возможно, в будущем его удастся каким-то образом расширить. Поспособствовать раздвижению границ могут и экспериментальные открытия, такие как обнаружение бозона Хиггса или регистрация гравитационных волн. В будущем аналогичными открытиями могут стать, например, обнаружение темной энергии и темной материи.

От рассказа об основах строения физического мира Вильчек в итоге приходит к формулированию своего взгляда на основные принципы познания. Одной из самых важных идей для анализа реальности он называет принцип комплементарности — использование несогласуемых друг с другом концепций для исследования реальности с разных ракурсов. Именно от такого подхода выиграла физика в начале XX века, обнаружив красоту квантовой дуальности, за счет него выигрывает музыка, сочетая гармонию с мелодией, на нем строятся многие психологические методы. На нем же должна базироваться и будущая «теория всего», в соответствии с ним должны строиться будущие суперкомпьютеры, сочетая все увеличивающуюся точность и параллельное расширение границ познаваемого. В конце концов Вильчек формулирует и принцип этической комплементарности смирения и самоуважения, считая это сочетание основами уже человеческой личности.

Поскольку знакомство с «основами» Вильчек еще в начале книги сравнил с процессом познания взрослеющего человека, то и заканчивает он фантазией о том, как понимание фундаментальных законов повлияло бы на уже выросшего читателя, сопоставляющего эти знания с собственным опытом, а свой внутренний мир — с внешним. Возможно, это сопоставление помогло бы нам лучше понять самих себя.

«В этом едином взгляде на мир есть и величественная простота, и странная красота. Находясь внутри этого мира, мы должны смотреть на себя не как на уникальные объекты („души”), находящиеся вне физического мира, а скорее как на согласованные изменения в материи. Это незнакомая точка зрения. И если бы она не подкреплялась основами науки, то могла бы показаться надуманной. Но в ней есть сила истины».

Существование Бога доказано наукой

Атеист Джерри Койн ответил на мой пост в прошлое воскресенье о молитве и пандемии коронавируса. Я утверждал, что молитва имеет смысл, потому что Бог существует, и Его существование можно доказать с помощью обычного метода научного вывода. У этой демонстрации есть название — естественная теология, наука о демонстрации существования Бога с использованием доказательств и логики. Естественное богословие можно противопоставить богословию откровения, которое представляет собой изучение Бога через откровение в Писании.

Естественная теология имеет обширную историю — она восходит как минимум к древнему философу Аристотелю (384–322 гг. до н. э.) (аргумент Перводвигателя). Вершиной естественного богословия были «Пять путей» Фомы Аквинского, которые представляют собой научные (то есть основанные на доказательствах) аргументы в пользу существования Бога. Фактически, краеугольным камнем метафизики Аквината является то, что сущность (то, чем является вещь) совершенно отлична от существования (чем является вещь).

Существование — это не свойство в том смысле, что «Боб существует» — это не то же самое утверждение, что «Боб есть 49».лет и у него голубые глаза». Существование предшествует всем без исключения категориям. Это звучит эзотерически, но имеет глубокое значение: существование Бога доказуемо и должно быть доказуемо с помощью обычных научных методов — по схеме доказательств-логики-вывода. Существование Бога не может быть доказано с помощью одной только логики или разума. Вы не можете доказать, что что-либо существует, просто с помощью логики.

Вы не можете рассуждать от чистой сущности (логики) к реальному существованию (свидетельству). Вы не можете доказать, что пирамиды Египта существуют только с помощью евклидовой геометрии треугольников. Вы можете доказать существование реальных пирамид, только предоставив им вещественные доказательства.

Доказательство существования Бога есть и должно быть одним и тем же: оно должно быть логическим выводом — оно должно исходить из очевидности. Естествознание использует точно такую ​​же структуру вывода: доказательство-логическое-вывод

Вот краткое изложение научных аргументов в пользу Большого Взрыва:

  1. Галактики демонстрируют красное смещение, пропорциональное расстоянию от Земли (свидетельство)
  2. Это означает, что галактики удаляются и, следовательно, Вселенная в прошлом была единой точкой (логика и тензорные уравнения гравитации Эйнштейна). (логика)
  3. Вселенная началась с сингулярности Большого Взрыва (заключение)

Вот Первый Путь Аквинского:

  • Изменение существует в природе (свидетельство)
  • Изменение — это приведение в действие потенциальности, и существенная цепь приведения в действие не может дойти до бесконечного регресса. Необходим полностью реальный Перводвигатель (логика)
  • Этот Перводвигатель есть то, что все люди называют Богом (заключение)

Обратите внимание, что обе научные теории имеют одинаковую структуру:

  1. Свидетельства природы
  2. Логическая (или математическая) структура
  3. Вывод к заключению

Койн признает это тождество, но он не согласен с логической структурой аргумента Фомы Аквинского. Койн утверждает: «Нет причин, по которым цепочка срабатываний не может «идти к бесконечному регрессу». Если есть мультивселенная, это более или менее то, что вы получаете. См. обсуждение Шона Кэрролла ниже». (Шон Кэрролл, «Нужен ли Вселенной Бог?»)

Ни Койн, ни Кэрролл не понимают аргумента — аргумент Аквинского не имеет ничего общего с мультивселенной и действителен независимо от того, существует мультивселенная или нет.

Есть четыре (явных и неявных) компонента Первого Пути Аквинского (Фома Аквинского справа) .

Первые улики:

  1. Доказательства изменения природы. Это очевидно. Все постоянно меняется — атомы вибрируют, вода течет, листья желтеют, люди стареют. Изменения происходят повсюду, и доказательная часть Первого Пути Фомы Аквинского повсеместна и более обширна, чем доказательная база любой другой научной теории.

Тогда логика:

  1. Изменение — это приведение в действие потенции.
  2. Инструментальные (эссенциальные) причинно-следственные цепи существуют в природе, и они не могут уходить в бесконечный регресс.
  3. Закон Исключенного Середины: вещь не может быть и быть противоположной себе в одном и том же отношении в одно и то же время. Нечто есть либо А, либо не А, но не то и другое одновременно.

Давайте рассмотрим логику шаг за шагом, потому что это то, чего Койн и Кэрролл не понимают.

2) Изменение – активация потенции: Возможно, это самое фундаментальное метафизическое прозрение Аристотеля. Аристотель заметил, что существует три способа описания существования: есть небытие, есть актуальность и есть промежуточное состояние, которое он назвал потенцией. Пример прояснит это. Я 64-летний мужчина. Вот кто я на самом деле. Мне потенциально 65 лет. Если мое здоровье устоит, через некоторое время мне будет 65. Однако я не собака. Я никогда не стану собакой. Для меня «собака» — это не состояние моего существования, актуальное или потенциальное. Итак, мне 64 года (действие), потенциально 65 лет (потенция), и я не и никогда не могу быть собакой (несуществование). Когда Аристотель и Фома Аквинский говорят, что изменение есть приведение в действие потенции, они имеют в виду только то, что когда что-то изменяется в природе, оно переходит от чего-то потенциально к чему-то актуальному. Осенью зеленый лист из потенциально желтого становится фактически желтым. Желудь превращается из потенциального дуба в настоящий дуб, когда растет. Это очевидная концепция, и вклад Аристотеля состоял в том, чтобы сделать ее точным метафизическим принципом. Есть удивительно глубокие принципы, которые следуют из простой метафизики потенции и действия. Во-первых, это доказывает существование Бога, как мы увидим.

3) Инструментальные (эссенциальные) причинно-следственные цепи существуют в природе, и они не могут уйти в бесконечный регресс: Это часть самая тонкая, но истинная и жизненная. В природе существуют причинно-следственные связи — вещи вызывают другие вещи. Причинные цепи означают, что потенция возвышается, так что она действует последовательно в вещах. Вещь способна быть чем-то, и она действительно становится этим чем-то, потому что на нее действует что-то другое. Зеленый лист, способный быть желтым, становится на самом деле желтым, когда погода осенью становится холоднее, а погода осенью становится холоднее, потому что Земля вращается вокруг Солнца так, что его ось не полностью перпендикулярна плоскости орбиты, а Земля вращается вокруг Солнца. солнце, потому что импульс изначальной Солнечной системы сохраняется и т. д.

Причинные цепи бывают двух типов: некоторые цепи, называемые случайными цепями, включают в себя причины, которые не обязательно должны постоянно присутствовать, чтобы возник эффект. Классический пример случайной причинно-следственной цепи — генеалогическое древо. Мой дед стал причиной моего отца, мой отец стал причиной меня, а я стал причиной своего сына. Однако мой сын может существовать даже тогда, когда все его генеалогическое древо погибнет. Его прадеду, деду и отцу не нужно постоянно существовать, чтобы поддерживать его существование. Причины моего сына могут действовать, потом уходят, а следствие (мой сын) остается.

Инструментальная (эссенциальная) причинно-следственная цепь иная. В инструментальной причинно-следственной цепи каждая причина должна продолжать существовать, чтобы следствие продолжало существовать. Если одновременно не существует причины, то не существует и следствия. Аристотель (внизу слева) использовал пример человека, толкающего камень палкой. Палка — инструментальная причина движения камня: если палка исчезнет, ​​камень перестанет двигаться. Палка является необходимым инструментом для непрерывного движения камня.

Возможен бесконечный регресс случайных (дед-отец-и т.д.) причинно-следственных цепочек. Нет никакой логической причины, по которой эта причинно-следственная цепочка не может восходить к бесконечности.

Бесконечный регресс невозможен для инструментальных (эссенциальных) причинно-следственных цепочек. Причина в том, что инструментальная цепь причин (цепь палок, которыми толкают камень) не может начаться сама по себе. Причинность влечет за собой возвышение способности действовать, но способность не существует полностью, поэтому она должна быть вызвана чем-то, что действительно существует. Бесконечный регресс возможностей в инструментальной цепочке ничего не может сделать, поэтому он не может начаться сам по себе. Бесконечная цепь палок не может сдвинуть камень. Кто-то должен подтолкнуть палки. Что-то в начале цепочки должно быть актуальным само по себе и не зависеть ни от чего другого, что могло бы привести его в действие.

4) Закон Исключенного Середины: вещь не может быть и быть противоположной себе в одном и том же отношении в одно и то же время. Нечто есть либо А, либо не-А, но не одновременно и А, и не-А: Некоторые комментаторы утверждали, что звено в инструментальной цепи причин может активироваться само по себе — оно может заставить себя перейти от потенции к действию. Это извечный аргумент «вселенная сама себя вызвала». Но это невозможно. Потенциальность означает «не актуальная» — если вещь является потенциально чем-то, то на самом деле она не является чем-то. Если бы это было чем-то на самом деле, то потенциально уже не было бы таковым.

Вещь в потенции не может активировать себя, потому что потенция не актуальна, а что-то нереальное не может вызывает что угодно, даже собственное существование. Если бы что-то могло вызвать себя — если бы вселенная могла вызвать себя — и, таким образом, запустить цепь инструментально упорядоченных причин, то оно должно было бы быть в потенции, чтобы быть вселенной, и в действии, чтобы быть вселенной одновременно, что нарушает Закон исключенного третьего. Чтобы вызвать себя, вселенная должна потенциально существовать и реально существовать одновременно. Вселенная может потенциально существовать или реально существовать, но не может одновременно потенциально и реально существуют. Логически и метафизически невозможно, чтобы что-то вызывало само себя. Логически невозможно, чтобы цепь инструментально упорядоченных причин вызывала сама себя.

Инструментальная причинно-следственная цепь — а таких цепочек в природе бесчисленное множество — требует причины, которая сама по себе не является причиной, — Первопричины (Второй путь Аквината) или Перводвигателя (Первый путь Аквината). Первый и Второй Пути Фомы Аквинского слегка отличаются тем, что Первый Путь основывается на изменении в природе, а Второй Путь — на причине в природе.

Его Третий Путь — доказательство Необходимого Существования — имеет схожую структуру. Вместе эти доказательства называются космологическими аргументами, потому что они приводят аргумент от характеристик природы (космоса) через логику к Перводвигателю, Первопричине или Необходимому Существованию.

Космологические аргументы следуют той же формальной структуре, что и любая теория в науке. Они ссылаются на свидетельства природы (вещи изменяются, вещи вызываются, вещи существуют), анализируют свидетельства на логической основе и приходят к индуктивному заключению.

Доказательства космологических аргументов огромны, логика безупречна, а вывод неизбежен. Бог существует, и больше , чем мы знаем о существовании чего-либо в науке.

Койн поднимает другие вопросы о космологических аргументах — откуда мы знаем, что Перводвигатель — это Бог откровения, почему всему нужна причина, что вызвало Бога и т. д. Summa Contra Gentile s — здесь мы назовем это Summa Contra Coyne), и я отвечу на дополнительные вопросы в следующих постах.


Дальнейшее чтение в дискуссии между Майклом Эгнором и Джерри Койном:

Почему молитва мудра во время пандемии. Биолог-эволюционист Джерри Койн считает, что только дураки будут молиться о коронавирусе. Он ошибается, и вот почему. Если Бог реален, то молитва — это, вероятно, первое, что вы хотите сделать в кризисной ситуации. Обращение к Боссу — прекрасная преамбула к рутинной работе по преодолению кризиса. Я нейрохирург и молюсь перед каждой операцией. Это действительно помогает.

и

У Джерри Койна нет молитвы Он не разбирается ни в естественной теологии, ни в естественных науках. С научной точки зрения мы более уверены в существовании Бога, чем в квантовой механике, ньютоновской или релятивистской гравитации. Логика строгая.

Семь научных доказательств существования Бога

Сегодня во все более светском обществе многие люди, особенно учащиеся государственных школ или высших учебных заведений, сталкиваются с сильным давлением, заставляющим их отказаться от веры в Бога. В большинстве колледжей и университетов, особенно в западном мире, очень много молодых мужчин и женщин, которые начинают верить в Бога, в конце концов заканчивают тем, что отрицают Его существование. Они не готовы к шквалу аргументов из учебников и занятий, проводимых учителями-атеистами и агностиками.

Что можно сделать, чтобы избежать таких трагических результатов? Одним из ключевых элементов является обучение и оснащение себя и молодых людей аргументами и ответами для отражения нападок на веру в Бога, с которыми они столкнутся.

Что показывают улики?

По иронии судьбы, по мере развития научных открытий доказательства существования Бога на самом деле стали сильнее , а не ослабли, хотя большинство средств массовой информации и образовательных учреждений не с готовностью признают это. Единственным исключением была недавняя статья в The New York Times ‘страница мнений, на которой Росс Доутэт доказывал, что существуют «важные способы, которыми прогресс науки и опыт современности укрепили причины для принятия идеи о Боге» («Руководство по обретению веры», 14 августа 2021 г. , выделение добавлено).

Он поясняет: «Например, великий проект современной физики привел к предположениям о мультивселенной отчасти потому, что он неоднократно подтверждал 0008 странная приспособленность нашей вселенной к человеческой жизни. Если наука дискредитировала некоторые конкретные представления о том, как Бог устроил мир природы, она также сделала математическую красоту физических законов, а также их кажущуюся калибровку возникновения жизни, гораздо более ясной для нас, чем они. были для людей 500 лет назад».

Пионер интеллектуального замысла доктор Стивен Мейер, обсуждаемый в другом месте этого номера, добавляет: «Основные достижения в науке за последние пять десятилетий произошли в сильно теистическое направление . Наука, сделанная правильно, указывает на Бога» (цитата по Lee Strobel, The Case for a Creator , 2004, стр. 77).

Жизненно необходимо иметь веру в существование Бога (Евреям 11:6 Евреям 11:6 Но без веры угодить Ему невозможно: ибо приходящий к Богу должен верить, что Он есть и что Он воздает тех, кто усердно ищет Его
Американский король Джеймс Версия ×). И все же это не слепая вера, а та, которая основана на ясных доказательствах окружающего нас творения (Римлянам 1:20 9).0180 Римлянам 1:20 Ибо невидимое в Нем от сотворения мира ясно видно, познаваемое под сотворенным, даже Его вечная сила и Божество; так что они без оправдания:
американская версия короля Джеймса ×).

Ученые могут неохотно признавать это, но им все труднее отрицать общую картину тщательно спроектированной и целенаправленной Вселенной.

Дуглас Элл, выпускник Массачусетского технологического института по математике и физике, который также имеет юридическое образование, ранее долгое время скептически относился к Богу. Но уже нет. Он объясняет в своей книге 9 2014 года.0007 Считая Бога: личное путешествие через науку к вере почему теперь он признает существование Бога: «Современная наука открыла вселенную абсолютного чуда. Удивление в смысле благоговения, изумления, удивления и восхищения. Удивитесь тому, что стало причиной возникновения нашей вселенной; удивляться тому, почему наша вселенная предназначена именно для жизни, удивляться тому, как могла возникнуть невероятная сложность даже самой простой жизни.

«Каждый год приносит новые научные доказательства чудес, фактов, для которых существует по существу нет объяснений без Бога, нет правдоподобного способа обойти чудо. Вопреки тому, что вы, возможно, читали, и вопреки тому, во что вы можете верить, наука и религия сходятся в чуде. Вселенная — это чудо, и как ученые, так и верующие трепещут перед ее великолепным замыслом» (стр. 13–14).

В 2020 году Элл опубликовал новую книгу под названием « доказательств существования Бога: разговор между разумом и сомнением». Несмотря на то, что книга написана для подростков и молодых людей, ее четкая и убедительная аргументация в пользу Творца настоятельно рекомендуется всем.

Доказательств разумного создания продолжает накапливаться. Здесь мы рассмотрим семь научных открытий, доказывающих существование Бога.

1. Наука обнаружила достаточно доказательств того, что у Вселенной было начало.

100 лет назад ученые пришли к единому мнению, что Вселенная вечна. Эта идея начала разваливаться с последствиями теории относительности Альберта Эйнштейна еще в 1916 году, где его уравнения указывали на расширяющуюся Вселенную. Однако ему не понравился такой результат, и поэтому он добавил в свое уравнение константу, которая аннулировала расширение. Позже он признал, что это была самая большая математическая ошибка в его жизни.

Затем, в 1929 году, астроном Эдвин Хаббл подтвердил, что видел галактики, расширяющиеся в стороны, что означает, что в прошлом они были гораздо ближе друг к другу. Эйнштейн, заинтригованный, хотел лично увидеть доказательства, и в 1931 году он посетил обсерваторию Маунт-Вилсон в Лос-Анджелесе, Калифорния. начало.» Это положило начало изменению научного отношения к космосу.

Десятилетия спустя, в 1965 декабря двое американских ученых обнаружили остатки первоначального всплеска энергии события сотворения мира, обычно называемого «Большим взрывом». Оба они получили Нобелевскую премию по физике. Один из них, Арно Пензиас, позже заявил: «Лучшие данные, которые у нас есть [о Большом взрыве], — это именно то, что я предсказал бы, если бы мне не оставалось ничего, кроме первых пяти книг Моисея, Псалмов и Библии как источника». целом» («Ожидаемые подсказки к происхождению Вселенной», The New York Times , 12 марта 1978 г., стр. 1).

Имея под рукой доказательства того, что было написано в Бытии 1:1 Бытие 1:1 В начале Бог сотворил небо и землю.
Американская версия короля Якова × действительно потрясла многих ученых своей точностью: «В начале Бог сотворил небо и землю». Здесь говорится, что вселенная материи и энергии появилась в определенный момент времени и была создана Высшим Творцом, существовавшим до того, как все это произошло. Это было огромным доказательством существования Бога, без каких-либо реальных альтернативных объяснений Вселенной, которая, согласно современной физике, появился из ничего.

2. Наука обнаружила, что Вселенная идеально приспособлена для жизни.

Почти 50 лет назад, в 1973 году, космолог Брэндон Картер обнаружил, что независимые константы или законы в физике имеют одну очень необычную общую характеристику: они являются именно теми величинами, которые необходимы для создания и поддержания Вселенной, способной производить жизнь. Это еще одно огромное и практически неоспоримое доказательство того, что вселенная была тщательно спроектирована.

Ученые обнаружили около 30 констант или законов физики, управляющих Вселенной. Все они не связаны друг с другом, но все же тонко настроены в невероятных пропорциях, чтобы сделать жизнь возможной. Свидетельства указывают на то, что «Кто-то» тратит много времени на настройку всех этих законов, чтобы они работали в унисон.

Примечательно, что Библия раскрыла эту истину задолго до того, как эти факты открыл какой-либо ученый. Как Иеремия 33:25 Иеремия 33:25 Так сказал Господь; Если Мой завет не будет с днем ​​и ночью, и если Я не установил законы неба и земли;
Американская версия короля Якова ×;утверждает: «Но Я, Господь, имею завет с днем ​​и ночью, и Я установил законы , которые контролируют землю и небо» (Перевод Благая Весть).

3. Ученые не могут объяснить происхождение жизни и ее генетический код без Создателя.

Вопреки тому, во что многие были убеждены, у ученых нет реалистичного объяснения того, как возникла жизнь.

Даже известный атеист и эволюционист Ричард Докинз признал относительно возникновения жизни «Никто не знает, как это произошло» ( Восхождение на гору Невероятность, 1996, стр. 282). Более того, один из первооткрывателей кода ДНК, атеист Фрэнсис Крик, заключил: «Честный человек, вооруженный всеми доступными нам теперь знаниями, мог бы только констатировать, что в каком-то смысле происхождение жизни появляется в самом начале. момент, чтобы быть почти чудо, так много условий, которые должны были быть соблюдены, чтобы это произошло» ( Сама жизнь: ее происхождение и природа,  1981, с. 88).

За последние 60 лет биологи обнаружили, что жизнь началась с огромного количества точной информации , уже встроенной в клетку. Один только геном человека представляет собой молекулу, содержащую примерно 3 миллиарда генетических букв, каждая из которых точно упорядочена, чтобы давать инструкции клетке. Более того, ученые так и не нашли неорганическую материю для создания закодированной системы информации и механизма для ее интерпретации. От самых примитивных клеток до человека, все они имеют одну и ту же базовую операционную систему ошеломляющей сложности, с кодами, передатчиками и приемниками, работающими вместе.

Кроме того, в головоломке о происхождении жизни есть «вопрос о курице и яйце» — что появилось раньше, курица или яйцо? В этом случае, чтобы возникла жизнь, вам нужен и полный генетический код, и белки — части машины, — которые считывают код и строят новые белки. Без кода вы не сможете построить белки. А без протеинов код не обработаешь. Так как же оба могли возникнуть одновременно?

4. Наукой доказано, что биологическая жизнь управляется миллионами искусно запрограммированных «роботов».

Чтобы понять, что происходит внутри клетки, хорошей иллюстрацией является изображение большого города, полного жизни и движения.

Биохимик Майкл Дентон описывает клетку следующим образом: «Чтобы понять реальность жизни, как она была открыта молекулярной биологией, мы должны увеличить клетку в миллиард раз, пока она не достигнет двадцати километров в диаметре и не станет напоминать гигантский воздушный корабль, достаточно большой, чтобы охватывают большой город, такой как Лондон или Нью-Йорк. То, что мы увидели бы тогда, было бы объектом беспрецедентной сложности и адаптивного дизайна. . .

«Мы видели вокруг себя, куда бы мы ни посмотрели, всевозможные роботоподобные машины. Мы заметим, что простейшие функциональные компоненты клетки, белковые молекулы, представляют собой удивительно сложные части молекулярного механизма, каждый из которых состоит примерно из трех тысяч атомов, расположенных в высокоорганизованной трехмерной пространственной конформации.

«Мы еще больше удивились бы, наблюдая за странно целенаправленной деятельностью этих странных молекулярных машин, особенно когда мы поняли, что, несмотря на все наши накопленные знания в области физики и химии, задача создания одной такой молекулярной машины — то есть одной единственной функциональная белковая молекула — было бы совершенно за пределами наших возможностей в настоящее время» (9).0007 Evolution: Theory in Crisis, , 1986, с. 329).

Вот почему биохимикам трудно поверить и объяснить, что слепая эволюция может построить такой механизм и заставить все части функционировать вместе с самого начала. Кроме того, биологи подсчитали, что для поддержания функционирования человеческого тела «около 330 миллиардов клеток заменяются ежедневно, что эквивалентно примерно 1 проценту всех наших клеток» (Марк Фишетти, «Наши тела заменяют миллиарды клеток каждый день», Scientific American, , 1 апреля 2021 г.).

«Мы воспринимаем жизнь как должное, — добавляет Дуглас Элл, — потому что она повсюду. Наша планета наводнена биологическими машинами. Существует не менее 10 миллионов различных типов (видов) машин; по некоторым оценкам, десятки миллионов других типов (видов) еще не обнаружены. . .

«Скоординированные системы позволяют голубым китам погружаться на тысячи футов ниже уровня моря, не будучи раздавленными, и петь сложные песни, путешествуя по океанам. Другие системы позволяют пчелам танцевать, сообщая другим пчелам, где найти лучшие источники пыльцы. Существуют системы укрытия, системы борьбы, системы размножения, системы добывания пищи, системы коммуникации и так далее» (9). 0007 Считая до Бога, стр. 110).

Такие открытия показывают, что все в жизни запрограммировано до мельчайших деталей и практически ничего не оставлено на волю случая. Указывает ли этот изысканный рисунок на эволюцию или на Бога? Ответ очевиден.

5. Наука обнаружила, что самые ранние свидетельства жизни очень разнообразны, полностью сформированы и не имеют переходов.

Хотя Дарвин назвал свою книгу « О происхождении видов путем естественного отбора» , он так и не смог обосновать это предположение. Многие люди предполагают, что теория эволюции с ее бесчисленными мутациями и естественным отбором как средством изменения может объяснить происхождение и развитие всех живых существ на этой планете.

Тем не менее, это ловкость рук, так как эволюция может объяснить микро эволюцию, или изменения внутри вида (такие как собаки разных размеров, форм и цветов), но не макро эволюцию, или изменения от одного вида существа к другому. Естественный отбор может сказать вам кое-что о выживании видов, но ничего о появлении видов. Он, конечно, не может проследить происхождение примерно 10 миллионов видов9.0008 на земле. Они подразделяются на 33 основных типа или типа тела, таких как губки, черви, насекомые и млекопитающие.

Дарвин предсказал, что по мере того, как будет открываться все больше ископаемых, будут появляться типы видов, постепенно появляющиеся, начиная с одного или нескольких, а затем размножаясь от простых до более сложных форм жизни. Он писал: «Если многочисленные виды . . . действительно ли начали жизнь сразу, факт был бы фатальным для теории эволюции путем естественного отбора» (9).0007 Происхождение видов, 1859, с. 305). Тем не менее, именно это и было обнаружено — основные типы тел появляются в том, что считается началом года летописи окаменелостей, а не в более поздних отложениях.

Ученые называют это «кембрийским взрывом», имея в виду внезапное появление основных видов растений и животных полностью сформировавшихся в этом ископаемом слое. Это , противоположное тому, что, как утверждали Дарвин и эволюционисты, будет найдено — и у них нет реального объяснения или ответов. Из 33 основных типов телосложения 23 из них (или 70%) появляются в признанных начало этапа летописи окаменелостей.

То, о чем мы здесь говорим, по аналогии, это все равно что найти вместе такие разные изобретения, как стиральная машина, холодильник, велосипед, автомобиль и самолет. Хотя у них есть некоторые общие черты, у них очень разные функции и цели. Точно так же основные типы существ, найденные в кембрийском слое, такие как губки, черви, трилобиты и бесчелюстные рыбы, весьма разнообразны, сложны и появляются внезапно, без каких-либо свидетельств того, что эти основные типы тела произошли от других существ.

Как признал палеонтолог Найлс Элдридж: «Если жизнь мало-помалу превратилась в удивительное изобилие существ, то должны быть какие-то окаменелости, содержащие записи об этих изменениях. . . Но никто не нашел никаких доказательств существования таких промежуточных существ. . . Все ископаемые свидетельства на сегодняшний день не смогли обнаружить ни одного такого недостающего звена» (Джордж Александер, «Рассматриваемая альтернативная теория эволюции», Los Angeles Times, , 19 ноября 1978 г.).

Да, летопись окаменелостей подвела Дарвина!

6. Наука показала, что Земля является уникальной планетой с множеством «правильных» условий для поддержания жизни.

В 1966 году Карл Саган вел знаменитый телевизионный документальный сериал « Космос». Он думал, что для того, чтобы была жизнь, нужны всего два условия: правильный тип звезды и планета на правильном расстоянии. Этот вывод оказался совершенно неосновательным.

Сейчас, спустя более полувека, ученые пришли к выводу, что более 200 состояний должны быть «правильными», чтобы жизнь существовала и процветала. Как объясняет автор Эрик Метаксас: «Сегодня известно более 200 параметров, необходимых для существования жизни на планете, — , каждый из которых должен быть идеально соблюден, иначе все развалится. Без такой массивной планеты, как Юпитер, гравитация которой отталкивает астероиды, на поверхность Земли упадет в тысячу раз больше астероидов. Шансы против жизни во Вселенной просто поразительны» («Наука все чаще делает доводы в пользу Бога», The Wall Street Journal, , 25 декабря 2014 г.).

Библия говорит нам: «Господь есть Бог. Он сотворил небо и землю. Он поставил землю на место. Он не хотел, чтобы земля была пустой, когда он ее сотворил. Он создал его , чтобы на него можно было жить. Я Господь. Нет другого Бога» (Исаия 45:18 Исаия 45:18 Ибо так сказал Господь, сотворивший небеса; Сам Бог, образовавший землю и сотворивший ее; Он утвердил ее, Он сотворил ее не напрасно, Он устроил его для обитания: Я Господь, и нет иного.0182 Американская версия короля Якова ×, легкая для чтения версия).

7. Наука показывает, что Вселенная устроена точно математически, но допускает свободную волю.

Невероятно, но оказалось, что Вселенная создана математически. Он следует упорядоченным законам, которые можно описать математическими терминами. Сэр Джеймс Джинс, один из великих астрономов 20-го века, заметил: «Судя по неотъемлемым свидетельствам своего творения, Великий Архитектор Вселенной теперь начинает проявляться как чистый математик . . . Вселенная начинает больше походить на великую мысль, чем на великую машину» ( Таинственная Вселенная, 1930, стр. 134, 137).

Большая проблема для эволюционистов и атеистов заключается в следующем: Эволюция не может заниматься математикой, поскольку она основана на случайных вариациях и мутациях, а математика требует разумного агента, который может сначала подготовить математический план законов, прежде чем создавать вещи, чтобы они будут упорядочены. Вот почему нынешний космос можно проследить до математических правил.

Как заметил Эйнштейн, «Самое непостижимое во Вселенной то, что она постижима». Он имел в виду, что это можно понять с помощью математических терминов, но объяснение этому выходит за рамки математики.

Еще в начале 1900-х годов ученые открывали законы, управляющие субатомным царством, крошечным микрокосмом, описываемым квантовой механикой. В нем действуют совсем другие правила, чем в нашем макромире, и, кажется, он дает место для возникновения таких вещей, как свобода воли.

Многие ученые пришли к выводу, что не все определяется материей и энергией. Эксперименты показывают, что наблюдатель может изменить частицу, наблюдая за ней. Последствия заключаются в том, что мы можем определить исход своей жизни тем выбором, который делаем.

Это напоминает слова Бога: «Сегодня Я дал вам выбор между жизнью и смертью, успехом и несчастьем. Я приказываю вам сегодня любить Господа Бога вашего. Я приказываю вам следовать за ним и подчиняться его приказам, законам и правилам. Тогда ты будешь жить. . ». (Второзаконие 30:15-16 Второзаконие 30:15-16 [15] Вот, я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло; (16) Тем, что я повелеваю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, дабы ты жил и размножался, и благословит тебя Господь, Бог твой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *