Гуманистическая психология, подробно — Психологос
Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С. Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф. Северин).
Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.
По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.
Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского общества в период после Второй мировой войны. Две мировые войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой.
Ш. Бюлер и М. Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.
Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности (подростковый и юношеский возраст), и вскоре оно оставалось позади, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самого лишают власти над самим собой.
Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является осно¬вой для обретения самоидентичности.
Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.
Проблема смысла.
Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В. Франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах.
Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований.
М. Б. Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии:
- Индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
- Вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
- Ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»;
- Акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни;
- Гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»;
- Иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.
Ш. Бюлер и М. Аллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширению Я, личностного опыта и протест против истэблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.
При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истэблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).
В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не вышло ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и само движение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую но¬вому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.
Что Такое Гуманистическая Психология (2021) Это Интересно
В различных источниках количество принципов и их описание несколько отличается, но обычно выделяют
5 основных положений гуманистической психологии:
Человек непрерывно находится в процессе движения, его личность и характер не являются единожды сформированным в детстве комплексом, а развиваются на протяжении всей жизни. В основе поведения лежат не внешние стимулы или бессознательные импульсы, а собственная воля человека, из чего следует, что он ответственен за качество изменений в своей жизни и реализацию наибольшего количество своих возможностей. Идеалом в представлении гуманистов является человек, стремящийся максимально полно воплотить заложенный в нем потенциал, сделать каждый момент своего бытия насыщенным, а свою жизнь – наполненную смыслом. Люди, отказывающиеся от развития, роста, становления, выбирают трагичную судьбу, они предают свою человеческую природу, лишают себя возможности пожить подлинную жизнь.
Принцип становления
Каждый человек обладает присущим только ему набором черт, качеств и особенностей. Каждая личность имеет уникальный опыт проживания своей жизни, событий, эмоций и мыслей. И именно личный опыт каждого отдельного человека является самым достоверным источником информации при изучении его психической реальности. Поэтому гуманисты, в противовес стремлению естественно-научного подхода получить объективные данные, предлагают использовать метод самонаблюдения.
Уникальность личности
Человек представляет собой целостную систему, единую структуру, которая не сводится к сумме отдельных компонентов. Мысли, эмоции и опыт присущи личности и не могут существовать отдельно от нее. Однако личность представляет собой нечто качественно большее, чем совокупность мыслей, эмоций и опыта. Таким образом, даже самое объективное и точное изучение каждого компонента в отдельности, не способно дать понимание того, как устроено психическое пространство человека.
Холизм
Гуманисты убеждены в том, что природа человека в сущности хороша, или, по крайней мере, нейтральна. Человек всегда стремится к лучшему, а жестокое, алчное и любое другое поведение, которое можно отнести к негативному и асоциальному, возникает вследствие фрустрированных потребностей индивида. В каждом человеке уже с рождения присутствует потенциал для роста и развития, задатки и возможности, ожидающие своего воплощения. А человеческие пороки и разрушительные тенденции исходят не от природы человека, а являются реакцией на образ жизни и нереализованность истинных потенций.
Гуманизм
Фрейд основывал свою концепцию на изучении людей с патологиями и психическими расстройствами, а бихевиористы во многом опирались на опыты с животными. Гуманисты призывают исследовать психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей для того, чтобы в основе учения были знания о норме и здоровье, понимание истинной природы человека, а не отклонений от нее.
Акцент на психическом здоровье
A Study of Humanistic Psychology
Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Program of InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisBusiness AdministrationChild/Adolescent PsychologyClinical PsychologyCounseling PsychologyCriminal JusticeData ScienceDevelopmental PsychologyForensic/Criminal PsychologyGame DesignHuman ResourcesHuman УслугиПромышленная/организационная психологияЮриспруденция и помощник юристаМенеджментМаркетингБрак и семейная терапияАдминистрация медицинского кабинетаКонсультирование по вопросам психического здоровьяТрудотерапияФизиотерапия и реабилитацияУправление проектамиОбщественная политикаШкольное консультированиеСреднее образованиеСоциальные наукиСоциальная работаСпециальное образованиеКонсультирование по вопросам злоупотребления психоактивными веществами/зависимости
Рекламный контент
Гуманистическая психология — это научная дисциплина, которая фокусируется на изучении врожденного стремления человека к самореализации. Она принадлежит к области, широко известной как трансперсональная психология. Гуманистическая психология обычно считает, что люди по своей природе хороши, и использует целостный подход к человеческому существованию, уделяя особое внимание творческим аспектам человеческого потенциала. Это побуждает людей рассматривать себя как «цельного человека» посредством самоисследования. Гуманистическая психология признает духовное влечение частью человеческой психики.
Теория гуманистической психологии впервые возникла в 1950-х годах в ответ на возрождение военных конфликтов, характерных для первой половины 20-го века. Авраам Маслоу и Карл Роджерс стояли у истоков его развития, опубликовав первые исследовательские работы по этому подходу в 1950-х и 60-х годах. Оба сторонника придерживались мнения, что люди по своей природе хороши и что оптимизм в человечестве является важным аспектом здоровья человека. Среди других сторонников движения гуманистической психологии были Ролло Мэй и Эрик Фромм.
Существует несколько точек зрения/верований, определяющих гуманистическую психологию. Первый фокусируется на здесь и сейчас для реализации в жизни. Другими словами, размышления о прошлом и будущем блокируют способность человека выражать свои творческие способности, открывать для себя просветление или приносить пользу обществу. Оставаясь в настоящем моменте, люди могут начать жить в полной мере и оставаться на пути к самореализации.
Второе убеждение в гуманистической психологии сосредоточено на идее о том, что каждый человек должен нести личную ответственность за свое бездействие или действия. По мнению сторонников гуманистической психологии, чувство личной ответственности по-прежнему имеет решающее значение для хорошего психического здоровья. Гуманистическая психология также подчеркивает, что каждый заслуживает человеческого уважения независимо от внешних факторов, таких как раса, этническая принадлежность, богатство, внешний вид или действия. Когда человек применяет основные принципы гуманистической психологии, он или она может достичь счастья посредством личностного роста. Это также способствует развитию чувства общности и социальной вовлеченности, что приводит к удовлетворению отношений.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Абрахам Маслоу считал, что эти основные принципы находятся в прямом противоречии с теорией психоанализа Фрейда. Зигмунд Фрейд считал, что человеческие побуждения и желания существуют на подсознательном уровне. Маслоу утверждал, что люди полностью осознают свои мотивы, которые управляют их поведением. Другими словами, Маслоу считал, что большинство аспектов жизни происходят в результате свободной воли, а не неконтролируемых жизненных событий. Он проиллюстрировал эту концепцию в своей теории иерархии потребностей. Иерархия потребностей представляет стремление человека к самореализации. Он представлен пирамидой с физиологическими потребностями в основании и самоактуализацией наверху. Потребность в безопасности, любви и уважении представляет собой шаги, необходимые для продвижения к самореализации
Карл Роджерс, психолог-гуманист, который соглашался с Абрахамом Маслоу, отвергал детерминистскую природу психоанализа и бихевиоризма. Роджерс утверждал, что мы реагируем на ситуации, потому что воспринимаем их через нашу субъективную призму. Он считал, что у людей есть один основной мотив в жизни: стремление к самореализации или к достижению наивысшего уровня самореализации. Он также считал, что люди по своей природе добрые и творческие. Они становятся деструктивными только тогда, когда плохая самооценка или внешние ограничения ограничивают их способность ценить мир. Роджерс считал, что люди должны оставаться в состоянии конгруэнтности, чтобы достичь самоактуализации. Это означает, что «идеальное я» человека должно соответствовать его или ее поведению. Он описывает самореализовавшихся людей как полностью функционирующих людей и считает, что детские переживания человека определяют, реализуется он или она или нет.
Гуманистическая психология расширила сферу своего влияния на протяжении 1970-х и 1980-х годов. В эти периоды гуманистическая психология повлияла на область психического здоровья, предложив новый набор ценностей, которые можно было бы применить к пониманию состояния человека. Он также предлагал новые и расширенные методы исследования и изучения человеческого поведения. Наконец, расширился круг более эффективных методов психологической практики. По сути, гуманистическая психология дает людям возможность улучшить свое психическое и физическое здоровье, принимая во внимание факторы окружающей среды, формирующие личный опыт. Концепция социального равенства также допускает общественный прогресс.
Перейдите по этим ссылкам, чтобы узнать больше о гуманистической психологии:
- Что такое гуманистическая психология?
- Ранние новаторы гуманистической психологии
- Гуманистический подход: основы (PDF)
- Введение в гуманистический подход
- Пионеры гуманистически-экзистенциальной психологии
- Индивидуальная, экзистенциальная и гуманистическая психология All Humanistic Psychology (PDF) )
- Заметки по гуманистической психологии
- Абрахам Маслоу
- Абрахам Маслоу: профиль
- Психология сегодня: Абрахам Маслоу
- Психолог Карл Роджерс представляет гуманистическую психологию
- Клиентоцентрированная терапия Карла Роджерса: под микроскопом
- Возрождение гуманистической психологии 3 Психология (PDF)
- Журнал гуманистической психологии (PDF)
- 1951 Карл Роджерс: важность эмпатии
- На пути к гуманистической психологии (PDF)
- Лидеры гуманистической психологии
- гуманистические теории
- гуманистические теории личности
Найти школы
Спонсируемый контент
О авторе: Энн Стил
Этот веб-сайт состоит в Сан-Диего с большим опытом работы с детьми и подростками. Энн Стил посещала Американскую школу психологии и Онлайн-университет Аргози. Ей особенно нравится использовать музыкальную терапию для умственного и эмоционального благополучия.
Просмотреть все сообщения Энн Стил
Пять черт гуманистической психологии
14 сентября 2014 г. Посох 2SC Консультирование, Терапия
Объяснение гуманистической психологииГуманистическая психология — это отрасль психологии, связанная со свободой воли, человеческим потенциалом и творчеством. Гуманистическую психологию часто называют «третьей силой» в психологии. Его корни можно проследить на столетия назад, во времена Сократа, прямо через эпоху Возрождения. Гуманистическая психология фокусируется на способности человека к самореализации.
Одним из первых влиятельных людей в этой области психологии был Карл Роджерс , влиятельный психолог , один из основателей гуманистического подхода . Эта разновидность психологии, которая носит целостный характер, стала источником вдохновения для знаменитых исследований Абрахама Маслоу по самоактуализации (Иерархия потребностей).
Характеристики гуманистической психологииСуществует ряд элементов, связанных с гуманистической психологией, которые, когда их практикует консультант, известны как гуманистические или личностно-ориентированная терапия . Далее следует краткий список характеристик. Этот гуманистический список не следует считать исчерпывающим.
1. Непредвзятый
Гуманистическая терапия – это подход к консультированию, при котором помогающий специалист не оценивает то, что говорит клиент, независимо от раскрываемого материала.
2. Эмпатия
Ключевой особенностью личностно-центрированной терапии является эмпатия . Консультанты, применяющие гуманистический подход к консультированию, часто присоединяются к своих клиентов при изучении эмоционально болезненных вопросов, которые иногда называют психической травмой.
3. Непатологический
Большинство профессионалов гуманистического консультирования откладывают в сторону клинический жаргон и диагностику и проникают в сущность клиента. Многие помогающие профессионалы, использующие подход, ориентированный на человека, побуждают клиента сосредоточиться на своих сильных сторонах (также известный как подход , основанный на силе ).
4. Сосредоточьтесь на себе
Гуманистические психологические подходы включали помощь специалиста, помогающего клиенту сосредоточиться на «я». Другими словами, цель терапии состоит в том, чтобы способствовать выражению клиентом своих чувств, мыслей и эмоций посредством диалога. В некоторых случаях поощряются выразительные средства, такие как письмо, живопись, рисование и даже актерское мастерство (также известное как психодрама).
5. Экзистенциальный
Последней характеристикой гуманистической психологии являются ее экзистенциальные компоненты. Экзистенциальные терапевты помогают клиентам работать с ограничительными паттернами и подходами, побуждая их выражать себя через творчество и самовыражение. Четыре экзистенциальные измерения обычно исследуются как часть экзистенциального вливания: 1.