Тема. Воображение Структура лекции:
1. Понятие о воображении.Воображение как «образное мышление». Опережающее отражение в процессе воображения.
2. Виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы как виды воображения. Мечта как особый вид воображения.
3. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действия, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Способы создания образов воображения.
4. Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек, наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствовано отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперированием понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.
Другой отличительной характеристикой воображения, признаком воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности., когда исходные данные не поддаются точному анализу.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е.И.Рогов)
Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.
Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.
Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:
1. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.
2. Воображение способствует предвосхищению будущего.
3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.
Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на перифирические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.)
В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).
Сущность воображения
27.12.2014
Воображение остается до сих пор загадкой для исследователей. Оно представляет собой специфическое отражение действительности, заключающееся в создании новых образов и идей путем переработки уже имеющихся образов и понятий. Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании, и мысленно манипулировать им.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Структуру воображения как писхического феномена можно схематично представить в следующем виде (схема 17). Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга (процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза), в результате которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления, служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто новое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для создания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы могут не соответствовать реальности.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме |
---|
Свойства воображения … |
Определение воображения, его виды Штейнмец А.Э., Общая психология |
Возрастные особенности воображения Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Воображение … |
Воображение и личность Штейнмец А.Э., Общая психология |
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности Маклаков А. Г. — Общая психология |
Воображение через знание | Знание через воображение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнание через воображениеМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнание через воображениеМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Сполдинг, Шеннон, «Воображение через знание», Эми Кинд и Питер Кунг (редакторы), Знание через воображение (
Oxford, 2016; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 марта 2016 г. ), https://doi .org/10.1093/acprof:oso/9780198716808.003.0010, по состоянию на 2 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнание через воображениеМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнание через воображениеМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Воображение, по-видимому, играет эпистемическую роль в философских и научных мысленных экспериментах, чтении мыслей и обычных практических размышлениях, поскольку оно порождает новые знания о случайных фактах о мире. Однако также кажется, что воображение ограничено творческим генерированием идей. Иногда мы воображаем фантастические идеи, которые свободно отходят от реальности. Мы называем соединение этих утверждений загадкой познания посредством воображения. Эта глава призвана решить эту загадку, утверждая, что воображение играет эпистемологическую роль, но ограничено контекстом открытия. Воображение порождает идеи, но для оценки этих идей необходимо использовать другие когнитивные способности, чтобы они считались знанием. Рассмотрение «угрозы коллапса» теории симуляции дает еще одно свидетельство того, что воображение само по себе не дает нового знания о случайных фактах, и предлагает способ дополнить воображение, чтобы получить такое знание.
Ключевые слова: воображение, мысленные эксперименты, симуляция, другие разумы, угроза коллапса
Субъект
Метафизика Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Коллективные структуры воображения в юнгианской интерпретации
Профессор Роберт А. Сигал является заведующим кафедрой религиоведения шестого века в Абердинском университете. Его основные работы включают Поймандрес как миф: научная теория и гностический смысл 9.0014 (Берлин, 1986), Джозеф Кэмпбелл: Введение (Нью-Йорк, 1987), Юнг о мифологии (Принстон, 1998), Теоретические рассуждения о мифе (Амхерст, 1999), Миф: очень краткое введение (Оксфорд, 2004/2015) и Myth Analyzed (Лондон/Нью-Йорк, 2021).
Ассоциированный профессор Илона Блоцян – директор Института философии и директор Центра междисциплинарных исследований и философии культуры Вроцлавского университета, Польша. Ее основные работы включают Психоаналитические интерпретации мифа. Фрейд, Юнг, Фромм (Варшава, 2011 г.), Современные влияния мысли К. Г. Юнга (Лейден, 2018 г.) и Воображение: искусство, наука и социальный мир (Берлин, 2020 г.).
Д-р Эндрю Кузмицкий проводит исследования в Международной ассоциации юнгианских исследований и пишет для Польского онлайн-журнала аналитической психологии Карла Густава Юнга . Его основные работы включают The Symbolism of the Self 9.0014 (Варшава, 2008 г.) и Современные влияния мысли К. Г. Юнга (Лейден, 2018 г.).
список рисунков
Введение: Архетипы и воображение
Илона Блокян, Роберт Сигал и Эндрю Кузмицкий
Часть 1:
Коллективные структуры бессознательного 1 Что реально?
Джон Биб
2 Юнг и социальная мысль
Илона Блокян
3 Дилеммы интерпретации концепции Карла Густава Юнга в контексте социолого-антропологической традиции
Ева Квятковска
Часть 2:
Social Imaginarium 4 Утраченное искусство персонализации
Вики Джо Варнер
5 Стена: объект, образ и процессы в индивидуальной и коллективной психике
Моника Люси
6 Бессознательный источник образов: о том, как Башляр читал Юнга
Камила Моравска
7 В поисках Теменоса: метафоры происхождения сербских культурных комплексов
Бояна Стаменкович Рудик
8 Терапия тени в кино и литературе Вступительные замечания
Мария Костыщак
9 Архетипическая женственность в историях Кашинавы: вариант деколонизации юнгианского подхода
Ханна Хеннеберт
10 Герой как доминирующий мифологический мотив в западной культуре и его актуальность в наши дни: постулаты Юнга и его последователей
Патриция Нойманн
11 То, что могли видеть только они: сравнительный анализ картин Хильмы аф Клинт «Лебедь» и зарисовок мандалы К. Г. Юнга
Катрин Шеппи
12 Следы психологического воздействия, обнаруженные в рисунках больных раком
Норифуми Кисимото
13 Возвращение к формам искусства коренных народов: потенциал для исцеления
Джозефа Байес-Кинг
14 Великая Мать Эриха Ноймана, Мертвая Мать Андре Грина и экопсихология
Лидар Шаны
15 Вотан и петухи: переосмысление юнгианской социологии для начала 21 века
Иоганн Грааф
Часть 3:
Психологическое значение в социальных процессах 16 Мышление социальной иерархии как инстинктивного и архетипического феномена
Андрей Кузьмицкий
17 Культурный комплекс, тревога смерти и индивидуализация во времена популизма: диалог между юнгианской психологией и социальной психологией
Хельге Михаэль Остерхольд
18 Португальское себастьянство как поле пересечения правых и левых политических сил на президентских выборах в Бразилии 2018 г.