Свобода это вседозволенность: «Чем свобода отличается от вседозволенности? » — Яндекс Кью

Содержание

Свобода или вседозволенность: где заканчивается одно и начинается второе

Posted By: Анна Гребенюк 3200 Просмотров александр величко, Александр Шевченко, Алексей Осипов, андрей десницкий, вседозволенность, Джерри Бриджес, Джон Стотт, свобода

Как христиане, мы часто слышим, что нам нужно подчинить свою жизнь и желания Богу. Но некоторые видят в этом угрозу для личной свободы и дальнейшие ограничения. Так ли это? Чем отличается свобода от вседозволенности? Почему стоит стремиться к первому и избегать второго? Читайте дальше.


Алексей Осипов, доктор богословия, публицист, апологет, проповедник, заслуженный профессор Московской духовной академии, (Россия):

Понятие «свобода» очень неоднозначно, оно употребляется в разных смыслах. Первый — метафизический смысл, когда она понимается как свобода воли, являющаяся одним из фундаментальных свойств человеческой природы и выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом добра и зла. По христианскому учению, свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Однако как только свободный акт воли начинает осуществляться во внешнем мире, «материализуется», он наталкивается на множество явлений, в различной мере ограничивающих действия человека. Возникает проблема внешней свободы или прав человека, то есть проблема разрешенных (законом, обычаями, общественной моралью) поступков в окружающем мире. Это — социальное понимание свободы.

И иная категория свободы — духовная. Апостол Павел пишет: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Духовная свобода — это особая причастность христианина Духу Святому, которая выражается во власти человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями — над самим собой.

Апостол называет человека, достигшего духовной свободы, «новым» (Еф. 4:24), подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела по образу Христа. Напротив, живущего греховно называет «ветхим» (Еф. 4:22), «рабом» (Рим. 6:6, 17), как не имеющего силы следовать тому, о чем говорят ему его вера, разум и совесть и что является для него благом. Это состояние духовного рабства как антитезу истинной свободе апостол Павел описывает в следующих ярких словах: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7:15, 19, 23).

Эта, духовная свобода, а не внешняя, является высшей целью исканий христианина.


Телепередача «Познаем истину»


Александр Величко, пастор, епископ, директор «Славянской внешней миссии», (Богуслав, Беларусь):

«У свободы есть только два вектора: „свобода от“ и „свобода для“. Кто-то может предложить еще пару вариантов, но, мне кажется, что они все сведутся к этим двум. Перед тем, как мы получаем „свободу для“: исполнения своего призвания, достижения цели, воплощения мечты и проч., мы обязательно должны освободиться от… дурных привычек, безответственности, глупости или невежества.

Есть еще одна ипостась свободы, которая нравится подавляющему большинству людей, — вседозволенность.

„Свобода от“ наступает перед тем, как приходит „свобода для“

Если говорить о семи уровнях свободы, то они реально существуют. Прежде всего, это уровень „все для меня“, детство. Любой ребенок совершенно искренне в этом убежден. Второй уровень — делаю, что хочу. Третий — я сам принимаю решения.

На четвертом уровне мы начинаем говорить о подотчетности и искать её. Пятый этаж свободы — слуга, когда мы готовы начать служить другим. Шестой этап — это раб, человек, подчиняющий себя и свои интересы интересам других. И последний уровень — это раб Христов, когда не я живу, но живет во мне Христос.

Подумай, на каком уровне находишься ты, и тогда ты поймешь, куда тебе нужно двигаться».


Джон Стотт, британский теолог и священник англиканской церкви, пионер евангельского движения:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:13-15).

«Призванные к свободе!» Вот что значит быть христианином, и очень печально, что сегодня обычный человек об этом не знает. В наше время люди представляют себе христианство совсем не как свободу, а как жестокое и стесняющее рабство. Но христианство — это не рабство; это призыв благодати к свободе. И оно является не исключительной привилегией лишь немногих верующих, а, скорее, общим наследием всех христиан без всякого различия. Вот почему Павел говорит: «братия».

Всякий христианский брат или сестра были призваны Богом, и призваны к свободе.

  • Христианская свобода не должна быть «поводом к угождению плоти»
    Христианская свобода — это свобода от греха, а не свобода грешить. Безграничная свобода дана детям Божьим, чтобы приходить к Отцу, а не для того, чтобы погрязнуть в собственном эгоизме.
  • Христианская свобода не дает права притеснять ближнего
    Христианская свобода настолько же не является свободой делать все, что мне угодно, не считаясь с ближним, насколько она не является свободой делать все, что мне угодно, потакая плоти. Это свобода приблизиться к Богу без страха, а не свобода эксплуатировать ближнего без любви.
  • Христианская свобода не дает права отбросить закон
    Христианская свобода от закона, которую подчеркивает Апостол, касается наших отношений с Богом. Это значит, что Бог принимает нас не в зависимости от-послушания требованиям закона, а на основании веры в Иисуса Христа, смертью понесшего на Себе проклятие закона. Это совсем не значит, что нам надо отбросить закон или нарушать его.

«Свобода может существовать без вседозволенности и отличается от вседозволенности так же сильно, как и от деспотизма», — написал Филипп Шафф в книге «История христианства».


Андрей Десницкий, автор журнала «Фома», выпускник МГУ и доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии.


Джерри Бриджес, учитель Библии, автор. Он считается признанным классиком протестантской литературы:

Что такое благодать во всей ее полноте? Часто у нас говорят о дешевой благодати, имея в виду следующее: благодать Свою Бог дарует всем, а потому можно жить, как хочется. Он меня все равно любит и простит. Это — вседозволенность. Она появляется, когда забывают о законе и помнят лишь о свободе. Чтобы как-то противостоять вседозволенности, часть христиан впадает в другую крайность — законничество. Явно или намеком мы даем попять, что Божья благодать даруется лишь при соблюдении определенных условий. Мы возвышаем закон и умалчиваем свободу.
Но на деле дешевой благодати не бывает. Нам — получателям — благодать далась не дешево, хотя мы за нее не платим Бог Сам знает цену благодати. Благодать — часть Божьего естества, но чтобы дать ее нам, Ему пришлось заплатить дорого: смертью Своего Сына.

Благодать не бывает дешевой. Нам она достается бесплатно, нo Богу стоила дорого. Вот это и есть — вся полнота благодати. Тот, кто хочет воспользоваться благодатью, чтобы оправдать свой грех или безответственность, не ценит принесенной Богом жертвы А тот, кто законничеством борется против вседозволенности, забывает, что заработать благодать хорошим поведением еще никому не удавалось.

Всем нам следует учиться жить в Царстве Его преображающей благодати. Тогда любовь, свобода и закон займут подобающие места в нашей жизни, и нас не затянут трясины законничества и вседозволенности.


Александр Шевченко, пастор церкви «Дом хлеба» в Сакраменто (США).

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

 

Семинар-практикум для родителей.

«Свобода выбора или вседозволенность?» | Консультация:

Семинар-практикум для родителей

«СВОБОДА ВЫБОРА ИЛИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ?»

    На данный момент прослеживает тенденция незаметного навязывания родителям стиля воспитания, при котором ребёнку всё можно: нельзя ругать, наказывать — самое главное в этом стиле воспитания: предоставление свободы личности.

    Дети, выросшие в «любви и свободе», нередко нарушают социальные границы, вторгаются в пространство других людей, требуют к себе повышенного внимания, капризны и истеричны. Негативный результат в данном случае, по – моему мнению, возникает потому, что родители путают свободу, как стиль воспитания, со вседозволенностью.

Свобода – это хорошо или плохо?

Задаю вопрос родителям: «Что она дает ребенку?»

Ответы родителей .., резюмирую:

-возможность проявить свои способности, творчество, индивидуальность;

-раскрепощенность, самостоятельность, инициативность, самореализацию.

Значит, свобода-это хорошо?

Свобода –это вседозволенность?

Полная свобода, не ограниченная свобода, когда ребенку позволено все, что он хочет, это и есть вседозволенность.

Чем свобода отличается от вседозволенности?

Давайте разберем примеры и выясним, где свобода, а где вседозволенность. Читаю ситуацию, родители определяют, что это.

  1. Малыш4-х лет, обидевшись  на маму, начинает её  бить.
  2. Специально ломает игрушку.
  3. Не ложиться вовремя спать (может до 24 часов играть, бегать по квартире), на просьбы мамы не реагирует.
  4. четырехлетний малыш лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком.
  5. Ребенок 6 лет бросает мусор где попало.
  6. Ребенок выбирает в кафе, что он будет кушать (заказывать)
  7. Выбирает куда он пойдет с родителями в выходной день: на лыжах или в зоопарк.
  8. Громко кричит, топает ногами, когда его младший братик спит.

Противоположность свободы –запреты. К чему ведут запреты (не свобода)?  

Ответы родителей.., резюмирую:

   Ребенок растет безынициативным, не уверенным в своих силах. Он обезличен, теряет индивидуальность, стремиться быть незаметным, боится сделать что-то не так. Часто это ведет к скрытой агрессии ( в нем растет протест против насилия). Когда такой ребенок вырастает, получает долгожданную свободу, не знает, что с ней делать, «пускается во все тяжкие»…

Значит, запреты – это плохо?

Как и насколько нужно ограничивать свободу ребенка?

   У многих родителей частенько возникают вопросы: можно ли дать ребенку свободу? Готов ли он к ней? Когда? Как? Сколько давать свободы? Ребенок постоянно исследует: где заканчивается «можно» и начинается «нельзя»? Где заканчивается «хорошо» и начинается «плохо»? Где находится граница дозволенного? 

   Свобода ограничивается не запретами, а правилами, нравственными нормами, принятыми в семье, обществе. Свобода не должна приводить к вседозволенности.

   Лично я против предоставления ребёнку тотальной свободы. Я считаю,что мы все живём в обществе, которое изначально задаёт определённые рамки/границы дозволенного и правила поведения. Мы и наши дети каждый день взаимодействуем в разных учреждениях (работа, детский сад и т. д.) и взаимодействуя, мы придерживаемся установленных обществом правил. А игнорирование этих правил часто приводит к конфликтным ситуациям с детьми. Обратите внимание, как часто дети говорят о своих правах, при этом совсем забывают о своих обязанностях.

Приучение к порядку и правилам.

   Организованность ребенка зависит от порядка вокруг него – все вещи должны иметь свое место и возвращаться на него после использования.

   Немаловажно, чтобы родитель общался с ребенком по поводу разных домашних дел и общался не только на словах, а подавал положительный пример. Приучения нужно начинать как можно раньше и делать это систематически до тех пор, пока уборка и уход за собой не войдут в привычку.

   Четкие, обоснованные требования (дисциплина) помогают ребенку ориентироваться в мире, его прогнозировать и понимать. Обязательно вводите нормы поведения, следуйте режиму – это порядок, а не посягательства на свободу.

   Иногда будет совсем не лишним поучить ребенка на его же ошибках, а не брать на себя ответственность за его поступки. Например, ребенок слишком долго собирает игрушки или умывается, из-за этого он пропустил любимый мультфильм. 

Ребенок познает мир. Мы, взрослые, оберегаем его и учим. Разрешаем то, что не повредит его здоровью и жизни. Учим безопасности. Есть пословица «Боль учит».

«Не трогай, горячо, обожжешься»

Мы контролируем. И ограничиваем свободу правилами.

ПДД. Учим, показываем, как правильно переходить дорогу.  Мы всю жизнь не сможем переводить ребенка через дорогу. Значит мы должны научить его  осознанно, привычно, ответственно выполнять ПДД.

Пример родителя должен быть во всем.

  Однако важно знать, что только после 3 лет у ребёнка появляется способность осмыслять свои действия, подчинять свои сиюминутные желания более важным и отдаленным целям. Это начало возникновения саморегуляции — заранее осознанное и организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении. Приспособление к условиям.  Правда, такая способность возникает не сразу и требует помощи и поддержки взрослых.

Что можно разрешать ребенку? Ответы родителей…

Играть, бегать, съезжать с горки, рисовать, лепить, складывать вещи, убирать игрушки, накрывать на стол, и т.д. Активный ребёнок – здоровый ребёнок! С ним всё в порядке.

Что разрешать нельзя? Ответы родителей…

Бить детей и взрослых, ломать игрушки, разбрасывать вещи, рвать ккниги, прыгать в окно, брать без спроса и т.д.

Какие правила должны соблюдать мы, взрослые, чтобы ребенок не делал того, что мы запрещаем?

— Не делать самим то, что запрещаем детям (не бросать мусор, не разбрасывать вещи,…) — определяем в квартире место каждой вещи и не меняем это место часто

— Запреты (правила) должны быть четкими, а не размытыми

-Правила не должны меняться. Сегодня нельзя, а завтра можно

— Если «нельзя», то «нельзя» и у мамы и у папы.

   Если вы сразу не определили круг «можно-нельзя» или ребенок не усвоил, что «хорошо», а что «плохо», если в семье нет единого подхода к воспитанию, ребенок не будет выполнять «ваши» правила, демонстративно их нарушать, «плохо» себя вести.

Что делать?

Учиться выстраивать с детьми гармоничные отношения.

Работа с карточками.  Предлагается выбрать понятия, отражающие гармоничные детско-родительские отношения. (На мольберте висят карточки, распределяем на 2 группы)

   Это следующие понятия:

  • Доверие;
  • Сопереживание;
  • Принятие;
  • Умение выслушать;
  • Эмоциональные потребности.

    Добавляем:

  • Сверхзабота;                           Авторитарность.
  • Попустительство;

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ? (я прговариваю каждое в процессе выполнения задания)

  (Открытые теплые отношения, основанные на любви и уважении, воспитывают доверие. Это достаточная степень открытости и веры.

Сопереживание – это совместное переживание, способность чувствовать эмоции других людей.

Принятие – ваша способность любить ребёнка просто за то, что он есть. Без всяких условий и оценок его способностей.

Умение выслушать не перебивая, с вниманием и интересом.

Эмоциональные потребности ребёнка:

Потребность в уважении

Потребность ощущать собственную значимость

Потребность принятия

Потребность чувствовать связь с окружающими

Потребность в безопасности)

А теперь представим, что ваш ребёнок шалит. Можно ли наказывать за:

Разлитое молоко? Разбитую чашку?

То есть за случайные проступки?

 Стоит ли наказывать ребенка, который не хотел сделать ничего плохо?

1.  Думайте, прежде чем говорить. Какие слова вы скажете: добрые или злые? К сожалению, взять их обратно уже не получится. Сделайте глубокий вдох и подождите несколько секунд, прежде чем реагировать на детскую шалость.

2.  Помните, вещи заменимы, ребенок – нет. Вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал, что вещи для вас важнее, чем он?

3. Непослушание – это не личный выпад против вас. В большинстве случаев, дети шалят не для того, чтобы навредить вам.

4. Удостоверьтесь, что ваши ожидания соответствуют возрасту ребенка.

5. Никогда не забывайте, что любите детей.

Если всё-таки ребёнок вас не слушается и плохо себя ведёт

     Основное правило по отношению к плохому поведению для взрослого: не подключаться к эмоциональной волне ребёнка, не начинать вибрировать в том же ритме. Очень важно не включаться и не отвечать на равных. Важно не раздражаться, не отвечать на каприз криком. Повышаете тон – знайте, это не работает. Выйдите из комнаты и успокойтесь. Если вы просите ребёнка выполнить вашу просьбу, то объяснение должно быть четким (не пространным), доступным ребенку.

  Таким образом, главное правило нашего реагирования – спокойный тон и вид. В ситуации непослушания можно придерживаться нескольких тактик:

1. Отвлечение. Это хорошо работает на маленьких детях. Наказания к ним еще не применимы, т.к. они не могут установить причинно-следственную связь между своим действием и наказанием. Но бывают очень и очень упорны в достижении довольно опасных целей: залезть на стол, достать чашку с горячим чаем и пр.

2. Во семьях в качестве наказания используют так называемый «тайм-аут», когда ребенка на короткий период исключают из общих занятий, и никто из детей и взрослых в это время не обращает на него внимания. Такой метод надо применять спокойно, объяснив ребенку причину наказания. 

3. Обязательно объясняйте детям, за какой поступок они наказаны и почему. Ребенок доверяет вам и верит в вашу справедливость. Если у него остаются какие-либо сомнения относительно того, за что же его наказали, то это может подорвать ваш авторитет. В то же время мне хотелось бы удержать вас от излишнего морализирования. Не занудствуйте.

4.Постарайтесь не забывать о том, что пример родителей очень важен для ребенка. Если вы учите его одному, а сами делаете противоположное, не стоит ждать от него выполнения ваших требований.

5. Наказание должно быть индивидуальным, то есть учитывать психологические особенности ребенка. И конечно возраст Не забывайте, что ваша цель — не обидеть ребенка, а только обозначить его неправильный поступок.

6. «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Ю.Б. Гиппенрейтер.

   Вы сейчас представите себя детьми. А я буду мамой и буду говорить фразы. Скажите, что вы чувствуете?

 «Оставь меня в покое» — ребёнок чувствует себя помехой.

«Быстро прекрати!» — ребёнок чувствует себя полностью бесправным.

Как следствие возникает протест (капризы, слёзы).

«Ты такой…» — присваиваем ребёнку ярлык.

«Так хорошие девочки (мальчики) себя не ведут!» — навязывание своих стереотипов. Протест со стороны ребёнка.

«Если такое еще раз повториться, ты у меня получишь!» — угрозы. Которые не выполняются.

Можно предложить родителям поразмышлять, что означает каждая фраза для ребёнка. Можно проиграть ситуации.

Ситуации:  (родителям раздаются карточки на группу (2-3 чел.) только с ситуацией!!)

  1. Ребёнок настойчиво просит маму почитать книжку. У мамы дела на кухне. Ваши действия… Мама: «Я обязательно почитаю тебе, но чуть позже. Мне надо …, давай сейчас ты порисуешь, или полепишь, рядом со мной.»
  2. В магазине ребёнок просит купить что-то (сладкое, игрушку). Ваши действия… перед походом в магазин составьте список покупок. говорите ребёнку. Мама: «Мы идём купить продукты и вещи по списку. Что ты хочешь купить к чаю? Печенье или вафли?» Если предстоит покупать игрушку кому-то в подарок, и ребёнок вместе с вами, можно купить и для него что-то небольшое.
  3. На прогулке ребёнок отказывается возвращаться домой. Требует погулять ещё. Ваши действия…   Минут за 20 до вашего предполагаемого ухода, предупредите его: «Скоро будем собираться домой. Но ещё есть время немного поиграть/покататься». Через 10-15 минут скажите: «Скоро пойдём домой. Ты можешь ещё 5 раз скатиться с горки или…». Когда время вышло, говорите: «Мы уходим домой» и уходите.

Концовка

    Я согласна с тем, что одним детям для более гармоничного развития необходимо чуть больше свободы, чем другим. Но то, что правила, договорённости, ограничения, этические нормы и чёткое представление «что такое хорошо?» и «что такое плохо?» дают детям чувство уверенности и уменьшают вероятность плохого поведения – это факт. Нарушение привычного уклада или его отсутствие может вызвать у ребёнка повышенную тревожность, потому что без стабильности многие дети не чувствуют себя в безопасности.

    Я за гармоничное развитие детей, уважительное отношение к другими людям и к самому себе, а это возможно только в том случае, когда есть определённые правила и договорённости, чёткое понимание того, что мы-родители хотим от детей.

     И конечно всегда необходимо помнить, что мы-родители являемся примером для наших детей.

Свобода — не вседозволенность. Александр Нилл

​​​​​​​Саморегуляция ребенка противоположна внешней регуляции. Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления — физического или психологического. Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотно­сти, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Ска­занное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются по­нимать ее превратно.

Например, четырехлетний Томми лупит по кла­вишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествую­щей улыбкой, которая означает: разве не удиви­тельна саморегуляция этого ребенка?

Другие родители считают, что их полуторагодо­валого ребенка никогда не следует укладывать спать, поскольку это было бы насилием над природой. Пусть он бодрствует, сколько хочет, а когда рухнет, мать от­несет его в постель. На самом деле ребе­нок все больше устает и возбуждается. Он не может сказать, что хочет спать, ибо еще не умеет выражать свою потребность слова­ми. В конце концов уста­лая и разочарованная мать хватает его на руки и та­щит плачущего в постель. Одна молодая пара, счи­тающая себя адептом моего учения, пришла ко мне с во­просом, хорошо ли будет, если они установят в детской по­жарную сигнализацию. Приве­денные примеры показывают, что любая идея, будь она старой или новой, опасна, если не со­четается со здравым смыслом.

Только полный идиот, если ему поручить маленьких детей, позволит оставить незарешеченными окна в спальне или открытым огонь в детской. И все же до­вольно часто молодые поборники саморегуляции, посещая мою школу, возмущаются недостаточной свободой у нас, потому что мы запираем ядовитые вещества в шкафах или запрещаем игры с огнем. Все движение за свободу детей омрачается и дис­кредитируется тем, что слишком многие поборни­ки свободы витают в облаках.

Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семи­летнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям. Я действитель­но провел немало лет, терпеливо снося деструктив­ное поведение трудных детей, но делал это в каче­стве их психотерапевта, а не просто человека. Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь крас­ными чернилами на том основании, что таким об­разом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Помню, мы с другом были в театре Ковент-Гарден. Во время первого отделения девочка, сидевшая перед нами, громко говорила что-то отцу. В антрак­те я нашел другие места. Друг спросил меня: «А что бы ты сделал, если бы так вел себя один из учени­ков Саммерхилла?» — «Велел бы ему заткнуться», — ответил я. «Тебе не пришлось бы этого делать, — сказал мой друг, — потому что они не стали бы так себя вести». И я думаю, что никто из них действи­тельно не повел бы себя так.

Как-то одна женщина привела ко мне свою се­милетнюю дочь. «Мистер Нилл, — сказала она, — я прочла каждую написанную вами строку, и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. «Вы видите, как она естествен­на, — восхищенно прокомментировала мать. — На­стоящий ребенок, воспитанный по Ниллу». Боюсь, я покраснел.

Именно различие между свободой и вседозво­ленностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хоро­ша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку сво­боду и портить ребенка — разные вещи. Если трех­летний ребенок хочет пройтись по обеденному сто­лу, вы просто говорите ему, что он не должен этого делать. Он обязан подчиниться, это верно, но и вам следует подчиниться ему, когда это необходимо. Я ухо­жу из комнат малышей, если меня об этом просят.

Для того чтобы дети могли жить в согласии со сво­ей внутренней природой, от взрослых требуется опре­деленное самопожертвование. Здравые родители на­ходят какой-то компромисс. Вздорные родители ли­бо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права.

На практике расхождение интересов между ро­дителями и детьми может быть смягчено, если не вполне разрешено, честным обменом. Зоя (моя дочь) уважала мой стол и не проявляла никаких поползновений поиграть с моей пишущей машинкой или бумага­ми. В ответ я уважал ее детскую и игрушки.

Дети очень мудры и рано принимают социаль­ные правила. Их не следует эксплуатировать, как это часто делается, когда один из родителей кри­чит: «Джимми, принеси мне стакан воды!» — в тот момент, когда ребенок находится в самом разгаре увлекательной игры. Непослушание в большой ме­ре связано с тем, что родители сами неправильно обращаются с детьми.

Зоя, когда ей было чуть больше года, прошла че­рез период огромного интереса к моим очкам — она постоянно стаскивала их с моего носа, чтобы по­смотреть, что это такое. Я не возражал, ни взгля­дом, ни голосом не показывал никакого беспокой­ства. Вскоре она потеряла всякий интерес к моим очкам и больше никогда их не трогала. Несомненно, прикажи я не трогать очки или, еще хуже, ударь по маленькой ручонке, ее интерес к очкам сохранился бы, смешавшись со страхом передо мной и протестом против меня. Моя жена позволяла брать свои хрупкие укра­шения. Девочка играла с ними осторожно и редко что-нибудь ломала. Она по­степенно сама выясняла, как следует обращаться с вещами.

Конечно, саморе­гуляция имеет пределы. Мы не можем позволить шестимесячному ребенку обнаружить на собствен­ном опыте, что горящая сигарета больно жжется. Не нужно и предупрежда­юще кричать в подобном слу­чае. Здраво — без шума устра­нить опасность.

Монтессори: свобода — это не то же самое, что вседозволенность (часть 1)

Позволить ребенку делать то, что он хочет, когда он еще не развил в себе силы контроля, значит предать идею свободы.

— Мария Монтессори
Поглощающий разум.

Доктор Монтессори была предельно ясна: мы не должны давать детям свободы, пока они не научатся следовать правилам. Но многие учителя Монтессори и родители не знают, как установить или обеспечить соблюдение этих правил. В конце концов, разве мы не должны следовать за ребенком?

Следовать за ребенком не значит позволять ребенку делать все, что он хочет, когда он хочет.
Когда маленький ребенок не может контролировать свои импульсы и не знает, чего он хочет или как сделать то, что он хочет, возникают расстройства и деструктивное поведение. Обычно это происходит потому, что взрослый был чрезмерно снисходителен и не устанавливал границ или правил.

И в Монтессори-среде есть правила. Остановитесь и подумайте об окружающей среде Монтессори, которую вы наблюдали. Какие правила общества вы видели?

  • Дети гуляют по классу.
  • Разговариваем тихими голосами.
  • Стулья заправлены.
  • Работа аккуратно хранится на полках.
  • Коврики свернуты и удобно хранятся, когда они не используются.
  • Зона закусок содержится в чистоте и порядке, посуда моется после каждого использования.

Монтессори: свобода не то же самое, что вседозволенность (часть 1)

Итак, как дети усваивают правила общества? В классе Монтессори правила изучаются в тщательно подготовленной среде. Это среда, которая учит детей самоконтролю и самодисциплине. Когда есть последовательность в окружающей среде, есть последовательность в поведении. В следующей таблице приведены некоторые примеры.

Непоследовательность в окружении Постоянство в окружении
Трудно найти учителя, когда ребенок приходит в школу. Учитель всегда стоит у двери, чтобы поприветствовать детей, когда они входят в класс.
Материалы размещены на полках случайным образом. У каждой работы есть свое уникальное место на полке.
Недостаточно рабочих ковриков. Для каждого ребенка найдется рабочий коврик.
Документальные книги стоят на полках вместе с художественными книгами. Документальные книги находятся на полках рядом с соответствующими материалами.
Утренний рабочий цикл бессистемен и полон перерывов. 3-часовой рабочий цикл священн, без перерыва.
Дети могут свободно бегать, петь, прыгать и кричать в помещении. Дети целенаправленно ходят, тихо говорят и уважают других во время работы.
Закуски едят в любом месте в комнате или на прогулке. Закуски едят, сидя в специально отведенном месте для закусок.
Процедуры увольнения нет. Процедура увольнения упорядочена и предсказуема.
На полках есть дубликаты материалов, поэтому детям не нужно ждать. Каждый материал доступен только по одному. Дети должны ждать своей очереди и искать что-то еще, что их интересует.

Когда окружающая среда постоянна, структурирована и предсказуема, ребенок чувствует себя спокойно. Стресс снижается, потому что ребенок знает, чего ожидать. Ей не нужно смотреть на взрослого, чтобы сказать ей, что делать или где найти вещи. Окружающая среда имеет ограничения и ожидания. Ответственность за то, чтобы принять эти ограничения и оставаться в них, лежит на ребенке. Она все контролирует, потому что может быть независимой. Непоследовательная среда может порождать стресс, тревогу и даже страх перед неизвестным, заставляя ребенка зависеть от взрослых в решении проблем.

Если взрослый постоянно направляет ребенка, ребенок не испытывает свободы. Когда взрослый контролирует ситуацию, ребенок не свободен.

В среде Монтессори «свобода» означает, что ребенок понимает, как что-то делать. Если ребенок не понимает, как что-то делать, он не волен это делать. Новые Монтессори-учителя часто говорят мне, что беспокоятся о том, что не смогут помешать детям брать работы с полок до получения презентаций. Ответ прост — определите свои ожидания до того, как это произойдет: «Мы используем материалы только после того, как я покажу вам, как их использовать». Когда дети знают пределы, они следуют правилам. В следующем блоге мы поговорим о том, как установить и обеспечить соблюдение ограничений, которые ведут ребенка к самостоятельности и свободе.

Мишель Ирини — NAMC Tutor & Graduate

Насколько это возможно, веб-блог NAMC отражает учебный план Монтессори, представленный в его программах подготовки учителей. Мы понимаем и уважаем, что школы Монтессори уникальны и могут изменять свои расписания и предложения в соответствии с потребностями своих индивидуальных сообществ. Мы надеемся, что наши читатели найдут наши статьи полезными и вдохновляющими как вклад в глобальное Монтессори-сообщество.
© Североамериканский Монтессори-центр — полностью опубликовано на сайте «Подготовка учителей Монтессори» в понедельник, 16 апреля 2018 г.

«Вседозволенность» или свобода? — Фонд экономического образования

Г-н Уилсон изучает философию свободы и является внештатным писателем в Этобико, Онтарио.

Традиционно существовал один принцип, по которому люди могли судить о законотворчестве с момента появления либерализма (в первоначальном смысле этого слова). Это был принцип, закрепленный в американской конституции, которому частично или полностью подражали все нации, стремящиеся последовать революционному примеру Америки. Это был принцип, которым руководствовались такие люди, как Уильям Грэм Самнер, Стивен Дж. Филд и Герберт Спенсер, в их соответствующих интеллектуальных областях. Это был принцип одновременно юридический, политический и философский — принцип свободы.

Хотя свобода по-прежнему является лучшим и единственным реальным руководством к таким вспомогательным понятиям, как справедливость и законность, она больше не является критерием, по которому измеряется право. Его заменили другие концепции:

«общественный интерес», «общее благосостояние» и целый ряд сиюминутного прагматизма, призванного соответствовать этим целям. Это может показаться эзотерическими и эфирными изменениями. Но они просачиваются — и сбивают с толку — обывателя в таких понятиях, как «вседозволенность».

Выдающиеся экономисты осудили навязывание рыночной экономике военных и политических ярлыков — «бароны-разбойники», «торговые войны» и тому подобное. Точно так же мы должны возразить против ложной аналогии с искусством воспитания детей (всего!). Вседозволенность и ее противоположность, дисциплина — термины, описывающие родительско-дочерние отношения. Им нет места в обсуждении свободного рынка.

Они делают однако приобретают определенное значение в экономической и правовой трясине велфаризма, социализма, любой разновидности этатизма пропорционально степени власти, которую они проявляют. Почему?

«Parens Patriae»

Западное право рассматривает государство как защитника свободы и вершителя правосудия. Но это не единственное мыслимое отношение государства к своим гражданам. «Из римского права исходит идея о том, что в некоторых обстоятельствах государство должно относиться к гражданам, как родитель к своему ребенку», доктрина, известная как «parens patriae»¹

Это не либеральная или либертарианская политика. «Согласно доктрине parens patriae, определенные виды общественных отношений исключаются из тех, которые регулируются англо-американским, демократическим принципом. Далее, признается законным, что при некоторых обстоятельствах с людьми можно обращаться как с глупыми детьми, правительство как их мудрый родитель. Освобождение 90 115 из примерно 90 116 мужчин и 90 115 из примерно 90 116 правительственных функций даже от минимальных стандартов компетентности и ответственности угрожает подорвать традиционные английские и американские политические институты. Тем не менее, без них не может быть открытого общества , и никакой личной свободы.Короче говоря, в какой бы степени мы ни даровали силу parens patriae о правительстве, в этой мере мы наделяем его деспотической властью. Мы также не можем ожидать, что такие полномочия, однажды предоставленные конкретным ведомствам, останутся локализованными. Наоборот, процесс будет распространяться и, если его не остановить, охватит государство»2. в противном случае удовлетворять желания своих граждан посредством законодательного указа — какое отношение она может иметь, кроме отношений преуспевающего и доброжелательного родителя?0003

Но, как отмечает доктор Сас, с родительским даром приходит родительская дисциплина. Мы все еще можем выражать болезненное удивление, когда (например) Советский Союз, как это было недавно, запрещает бридж-клубы как «аморальные» и ограничивает игру в бридж «взрослыми, дающими согласие наедине». Мы должны помнить, однако, что такого рода менталитет школьного учителя есть не что иное, как parens patriae — и что запрет бридж-клубов — это гротескный второстепенный симптом болезни, которая запрещает частное предпринимательство.

Parens patriae — это концепция, которую англо-американское право не полностью приняло. Parens patriae и Конституция совсем неудобны вместе. Но идеалы и представления обывателей изменились до такой степени, что «вседозволенность» стала вопросом общенациональным.

Специальные привилегии

«Вседозволенность» предполагает pa rens patriae.

«Вседозволенность» можно получить только в том случае, если государство является всемогущим дарителем разрешений своим детям, гражданам.

Одним из следствий этого особенно универсального предположения является то, что моральных вопросов обсуждаются в юридических терминах. Менталитет бюрократа характеризовался верой в то, что «все, что не является незаконным, должно быть обязательным». С вариациями на эту тему мы сталкиваемся практически каждый день.

«Вы слышали о детях амишей, — звучит типичный вопрос, — которых отправляют в государственные школы вопреки воле родителей?»

«Да, — отвечает либертарианец, — и я этого не одобряю».

«О? Вы имеете в виду, что вы против образования?»

— и так далее. Обыватель считает парадоксальным поддерживать образование, но выступать против принудительного образования, одновременно выступать против порнографии и цензуры, яростно выступать против наркомании, но выступать за отмену законов. (Я выбираю эти вопросы просто потому, что к ним обычно применяется вопрос о «вседозволенности», а не потому, что они каким-то образом занимают центральное место в либертарианстве.) Короче говоря, для либертарианца считается парадоксальным отстаивание свобода совершать ошибки.

Вот где вмешивается «вседозволенность». «Разрешающий» законодатель санкционировал бы такие пороки, как пьянство, порнография и прочие текущие вопросы. «Дисциплинарный» законодатель устранил бы те послабления, которые он не одобряет. В любом случае право государства давать разрешение считается очевидным и априорным. Таким образом, защитник ограниченного правительства может звучать скорее распутно, чем либертарианцем, как если бы противодействие запрету и защита пьянства были одним и тем же.

Учитывая это смешение моральных и правовых ценностей, у некоторых все же может возникнуть вопрос: является ли свободный рынок морально «позволительным»? Поощряет ли оно распущенность и жадность или, скорее, более традиционные ценности?

Рыночный нейтралитет

Враги рыночной системы приписывают ее производительную силу мелкому материализму производителей и осуждают ее за то, что она удовлетворяет «низменные» желания потребителей. Был дан ответ, что, напротив, капитализм и свободный рынок «вознаграждают» только производительную деятельность, а не непроизводительные пороки. В любом случае должно быть очевидно, что капитализм qua экономическая система основана на производстве рыночных товаров, и эта конкурентоспособность зависит от ценностных суждений покупателей. Если существует рынок порнографии, это не вина производителей порнографии, «принуждающих» публику. «Человечество пьет алкоголь не потому, что есть пивоварни, винокурни и виноградники; люди варят пиво, перегоняют спирт и выращивают виноград из-за спроса на спиртные напитки. религиозные книги, если бы требовалось духовное, а не духовное пропитание». 3 Поскольку свободный рынок может служить только личным ценностям, а не диктовать их — поскольку он никоим образом не может дублировать правовое положение дел, которое мы называем parens patriae , — то даже в этой области слово «вседозволенность» не может иметь никакого значения. заявление.

Неуместная вера

Возможно, нам следует больше доверять человечеству и меньше верить в благосклонность всемогущих законодателей. Свободные люди могут совершать ошибки и нести на себе всю тяжесть последствий, но это не является клеймом против них. Свободные люди также способны построить огромную и сложную индустриальную цивилизацию, которую бюрократы стремятся контролировать. Правда в том, что отдельные люди гораздо лучше способны судить о своих интересах, чем законодатели, чьи указы должны быть приспособлены для всех в равной степени. «Laissez faire» означает: пусть отдельный гражданин, о котором много говорят, простой человек, выбирает и действует, а не принуждает его уступать диктатору. 4 Если мы считаем действия данного человека аморальными (и до тех пор, пока он не инициирует насилие или мошенничество), мы можем сказать ему об этом; мы не должны считать своим долгом «защищать» его или его клиентов под прицелом. Возможно, лучший способ для либертарианца проиллюстрировать моральные добродетели — это прожить их.

Во всяком случае, было бы плохой политикой принять имплицитную доктрину parens patriae. Свободный рынок не является «разрешающим», потому что у него нет разрешения давать; суверенитет находится в руках человека. Вопросы морального суждения не становятся вопросами государственной политики.

Мы либо свободные люди, либо подопечные Материнского Государства, одно или другое. Эти двое несовместимы. Но если мы должны выбирать, давайте делать это открыто; а не под тайным смыслом слова вроде «вседозволенность».

 

—СНОСКИ—

1 Томас С. Сас, Право, свобода и психиатрия (Нью-Йорк: Macmillan, 1963), с. 151.

2 Там же.

3 Людвиг фон Мизес, Социализм стр. 446

4 Людвиг фон Мизес, Планирование свободы (Южная Голландия, Иллинойс: Libertarian Press, 1962), с. 49.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

Цитата Теодора Качиньского: Важно не путать свободу с простой вседозволенностью.

— Теодор Качиньский, книга «Индустриальное общество и его будущее»

«Природа свободы», пункт 94
Индустриальное общество и его будущее (1995)

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 3 июня 2021 г.

Теодор Качиньский
49 Американский внутренний террорист, математик и анархист 1942

Цитаты по теме

«Человек не имеет свободы, если кто-то еще (особенно крупная организация) имеет власть над ним, независимо от того, насколько доброжелательно, терпимо и снисходительно эта власть может быть осуществлена. Важно не путать свободу с простой вседозволенностью».

— Теодор Качинский, книга «Индустриальное общество и его будущее»

«Природа свободы», параграф 94 мир путают терапевтическую ценность самовыражения с разрешением манипулировать другими своими ранами».

— Кэролайн Мисс, автор из США 1952

„Самая важная светская приверженность — это истина, которая основана на наблюдениях и доказательствах, а не на простой вере. Светские люди стремятся не путать истину с верой».

— Юваль Ной Харари, книга 21 уроков для 21 века

21 урок для 21 века

«Важно распространять заблуждения, а не устранять их».

— Сальвадор Дали Испанский художник 1904–1919 гг.89

„Смешение между темпераментом и характером имело серьезные последствия для этической теории. Предпочтения в отношении различий в темпераментах — это просто вопрос субъективного вкуса. Но различия в характерах имеют фундаментальное этическое значение».

— Эрих Фромм Немецкий социальный психолог и психоаналитик 1900–1980

Источник: Человек для самого себя (1947), гл. 3
Контекст: Темперамент относится к способу реакции, является конституциональным и неизменяемым; характер в основном формируется опытом человека, особенно в раннем возрасте, и в некоторой степени может изменяться благодаря озарениям и новым видам опыта. Если у человека, например, холерический темперамент, его способ реакции — «быстрый и сильный». Но в чем он быстр или силен, зависит от его родства, его характера.Если он продуктивный, справедливый, любящий человек, он будет реагировать быстро и сильно, когда он любит, когда его бесит несправедливость, и когда он впечатлен новой идеей. Если у него деструктивный или садистский характер, он будет быстр и силен в своей деструктивности или жестокости. Смешение между темпераментом и характером имело серьезные последствия для этической теории. Предпочтения в отношении различий в темпераментах Это всего лишь вопросы субъективного вкуса, но различия в характерах имеют самое фундаментальное значение с этической точки зрения.0003

«Вы путаете важное с впечатляющим». Я не чувствовал себя телепатом; Я просто проголодался».

— Роберт А. Хайнлайн, книга «Время для звезд» цель — справедливость, метод — прозрачность. Важно не путать цель и метод».

— Джулиан Ассанж, австралийский редактор, активист, издатель и журналист вы могли любить все, что выбирали — не нуждаться в разрешении на желание — ну, теперь _это была свобода». его иллюзия свободы?»

— Пол Андерсон, книга Там будет время

Источник: Там будет время (1972), глава 12 (стр. 130)

«Свобода и сообщество важны». писатель и программист, основатель проекта GNU 1953

«Интервью с Ричардом М. Столменом» в журнале Free Software Magazine (23 января 2008 г.) http://www.freesoftwaremagazine.com/articles/interview_with_richard_stallman
2000-е
Контекст: Свобода и общность важны. Бесплатное программное обеспечение не стоит таких усилий, потому что цена обычно не является этическим вопросом. Платить — это нормально, и получать деньги — тоже неправильно. Попирать свободу и сообщество других людей неправильно, поэтому движение за свободное программное обеспечение стремится положить этому конец, по крайней мере, в области программного обеспечения.

«Не следует придавать большого значения простому опыту».август 2002 г., 14 декабря 2013 г., OutlookIndia http://www.outlookindia.com/article.aspx?216858,

«когда вы путаете искусство с пропагандой, вы путаете стихийное бедствие с чем-то, что можно включать и выключать, например, кран горячей воды. Если «Бог» для вас ничего не значит (или меньше, чем ничего), я с радостью заменю его одним из ваших любимых слов «свобода». Вы путаете свободу — единственную свободу — с абсолютной тиранией…
по всему этому так называемому миру деловито раскручиваются в просвещении пропаганды сотни миллионов раболепных и наглых бесчеловечных нелюдей».0003

— Э. Э. Каммингс Американский поэт 1894–1962

Эссе в антологии «Поэты войны» (1945) под редакцией Оскара Уильямса быть теми, кем мы хотим быть».

— Торри Уилсон, американский профессиональный рестлер 1975

Введение в Зал славы WWE (2019)

. Это важный пас. Я укрепляю его как можно быстрее».

— Натаниэль Грин Американский генерал в войне за независимость США 1742–1786

Письмо Джорджу Вашингтону (9 октября 1776 г.)

«Поджог дома преступника не является допустимым наказанием за поджог. Изнасилование преступника не является допустимым наказанием насильника. Почему убийство должно быть допустимым наказанием за убийство?»

— Исмаил Магомед Южноафриканский судья 1931–2000

Судья Исмаил Магомед, С. против Макваньяне (6 июня 1995).

«Западные страны не допускают свободы слова, которую они якобы защищают, в отношении мифа о массовом убийстве евреев, известного как холокост, и никто на Западе не пользуется свободой слова, чтобы отрицать его или ставить под сомнение . Но на Западе допустимо оскорблять святыни около 1,5 миллиарда мусульман».

— Али Хаменеи Иранский шиитский факих, Марджа и официальный независимый исламский лидер /www.leader.ir/langs/en/?p=contentShow&id=3500
2005

„Мир, который мы ищем в этом мире, — это не зыбкий мир, который является просто перерывом между войнами, а мир, который может сохраниться для грядущих поколений.
Важно, чтобы мы понимали как необходимость, так и ограниченность роли Америки в поддержании этого мира.
Если мы в Америке не будем работать над сохранением мира, мира не будет.
Если мы в Америке не будем работать над сохранением свободы, свободы не будет».

— Ричард Никсон, 37-й президент Соединенных Штатов Америки 1913 — 1994

1970-е годы, Вторая инаугурационная речь (1973)

«Большая часть наших современных трудностей в религии и других вещах возникает просто из-за того, что мы путаем слово «неопределимый» со словом «неясный».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *