Свобода и вседозволенность: «Чем свобода отличается от вседозволенности? » — Яндекс Кью

«Чем свобода отличается от вседозволенности? » — Яндекс Кью

Замечательный вопрос. И о чудо — уже семь ответов.

Даже математический.

Кстати, он мне нравится, хотя я не считаю его верным.

И его автор для меня достаточно авторитетен. Поэтому буду в какой-то мере опираться на него. Согласно ему, вседозволенность включает в себя свободу.

Я считаю наоборот. От противного 🙂

Из других авторитетов упомянул бы Достоевского и Толстого, прежде всего, но они для меня недостаточно… логичны. Пришлось бы доводить их рассуждения до ума, что называется.

Ясно однако то, из мировой литературы и философии, что вседозволенность и свобода обе с трудом определяются.

Оба этих понятия широки и не_однозначны. Поэтому…

Поэтому, заданные Вами вопросы и упомянутый математичный ответ с одной стороны сужают смысл этих понятий, а с другой — позволяют чётче определить. Начнём с человека.

Итак:

  • «все дозволенному» человеку всё можно
  • совершенно свободный человек — всё может

Соответственно, вседозволенность — это возможность или доступность любых попыток. А свобода — способность эти попытки превратить в действие.

Коротко говоря, вседозволенность говорит о представлениях ума, свобода — о его силе. Или способности.

Естественно, сам человек может путать одно с другим. Например, считать себя свободным, когда ему всего лишь дозволено. И то как правило не всё.

На первый взгляд эти понятия «перпендикулярны». Свобода об одном, вседозволенность о другом. Однако ничто не мешает нам взять их в «абсолютном выражении» и протянуть шкалу от полной вседозволенности до совершенной свободы. Тем более, что попытка теоретически может служить началом действия. Так и сделаем.

Для ясности давайте возьмём топор. В качестве примера 🙂

Кто нам помешает?

Рабочая гипотеза: человек развивается от полной вседозволенности к свободе. Ко всё большей и большей свободе, вплоть до совершенной.

Дальше всё об этой гипотезе (спойлер):

Полная вседозволенность — это уровень животного. Можно бы начать с детей, но родители умудряются уже младенцам запрещать многое… всякого рода социопаты и преступники тоже не подходят, им дозволено отнюдь не всё.

В принципе, человек может опуститься до уровня животного и даже ниже, но это уже подразумевает некоторую свободу. То есть это «его выбор».

Что животное может сделать с топором? Всё, что угодно. Положить в лужу. Погрызть. Поранить себя. Только вот всё это оно делает с ним не как с топором.

Вседозволенность по отношению к топору лишает его функциональности. Примерно также ведёт себя ребёнок, если ему не запретить некоторые действия.

Далее ребёнок может научиться обращаться с топором аккуратно. Став чуть старше, научится использовать его. Именно как топор. И вот пока он будет учиться, вседозволенность будет всё более сужаться (по отношению именно к топору). До тех пор, обычно, пока не сойдёт на нет. Можно сказать, в какой-то момент он становится рабом топора.

Однако теперь он может гораздо больше. То есть благодаря топору стал свободнее.

Можно представить, что однажды он оказывается перед выбором: учиться искусству владения топором дальше или вернуться к вседозволенности (уже с топором). Если выберет последнее, мы получим Вашего «вседозволенного» человека.

Не вполне, он уже всё-таки отличается от себя прежнего, и невольно не позволяет себе некоторых движений. Например, скорее всего не сядет на топор.

И в нём уже есть немного свободы (пока не посодют).

Если выберет учиться, в один прекрасный момент станет мастером топора.

А это, естественно, его освободит. Он уже не будет относится к топору, как просто инструменту, орудию труда. Как мастер, он сможет с ним делать «всё, что захочет».

В каком-то смысле такое состояние подобно вседозволенности, но это уже не «можно», а «могу».

То есть, свобода.

Так что мы можем сказать, что вседозволенность переходит в свободу через рабство. Кто не был рабом инструмента, свободным не станет.

Хотя конечно, может обзавестись иллюзией…

Можно ещё сказать, что свобода имеет разные формы. Перетекает из одной в другую. От полной вседозволенности к совершенной свободе.

Пока наши рассуждения касались отдельного человека. Однако обычно люди говорят о вседозволенности и свободе во взаимодействии людей, то есть в общественной жизни.

Можно распространить наши рассуждения на общество, логика та же. Однако помимо свободы самого общества, появляются понятия свободы и вседозволенности человека для общества, человека по отношению к обществу.

Юрий Котельников

14 марта 2022

Свобода все равно имеет здравые рамки

Комментировать ответ…Комментировать…

Family Tree — Чем свобода отличается от вседозволенности и как формируется ответственность?

Чтобы сразу разделить свободу и вседозволенность, возьмём за основу такую формулу:

«В ЧЕЛОВЕКЕ РОВНО СТОЛЬКО СВОБОДЫ, СКОЛЬКО В НЁМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Если человек ответственнее, чем большинство окружающих людей, то он в их контроле, оценке и одобрении не нуждается. Если же человек менее ответственен, чем большинство, то общество вынуждено его подтягивать и контролировать.

Ответственный не пойдёт за толпой ради одобрения. Не будет смеяться над слабым, чтобы казаться сильнее. Не будет стесняться своих выборов и стремлений, если другим они непонятны. Но и шапочку, когда ему жарко, он тоже не станет надевать. И нам придётся с этим смириться.

 

Когда начинает формироваться свобода?

Свобода начинает формироваться с момента зарождения жизни. Но сначала эта свобода очень проста: право жить, получать питание, двигаться, слышать.

После рождения ребёнок получает свободу видеть, осязать, испытывать эмоции… Постепенно он получает свободу брать, ходить, говорить.

И одновременно появляются простые связи. Например, «Если я упаду — будет больно». Значит, нужно стараться не падать. А если мама каждый раз ловит или обкладывает подушками, то ответственность за последствия своих действий не формируется.

В дошкольном возрасте появляется стремление подражать взрослым, и задача родителей — не мешать. Да, самому что-то сделать быстрее. Да, вечно приходится опаздывать. Следует помнить, что именно так формируется связь «свобода-ответственность». Плохо завязал шнурки — значит развяжутся, и придётся завязывать снова. Хорошо завязала мама? Свобода ходить и не спотыкаться есть, а ответственности — нет.

В то же время формируется понимание, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.  И свобода ребёнка в том числе! Если он может что-то делать сам, мы должны дать ему право сделать это. Так мы демонстрируем ему своё доверие и говорим: «Ты большой, я знаю, что ты справишься». А раз родители доверяют, разве можно это доверие обмануть?

Постепенно ребёнок переходит к следующему этапу формирования свободы. Теперь уже им движет не желание угодить или получить награду, а естественная потребность что-то сделать самому. Просто потому что он может. Но если за ребёнка всё делают взрослые, то такая потребность не может сформироваться. А после родители разводят руками и сокрушаются, что ребёнок несамостоятельный.

В подростковом возрасте свобода становится нужна как воздух! Когда связь «свобода-ответственность» сформирована, то у подростка нет потребности отстаивать свою свободу нелепыми и опасными способами. Он и так знает, что она у него есть. А вот тому, кого постоянно контролировали со стороны, самому увидеть риски и оценить возможные последствия очень сложно.

Истинные причинно-следственные связи не должны подменяться искусственными. Правильная связь — это когда: «Я не буду так делать, потому что это вредно/опасно/жестоко», а не потому что «Мама заругает».

Важно помнить, человеческое развитие не заканчивается в подростковом возрасте. Мы меняемся всю жизнь, и возможности научиться ответственности нам предоставляются постоянно. Вот и сейчас мы с вами учимся быть ответственными родителями, чтобы научить ответственности своих детей 🙂

 

По мотивам цикла лекций детского психолога и тренера Дмитрия Корнилова «Мужская школа».

Монтессори: свобода — это не то же самое, что вседозволенность (часть 1)

Позволить ребенку делать то, что он хочет, когда он еще не развил в себе силы контроля, значит предать идею свободы.

— Мария Монтессори
Поглощающий разум.

Доктор Монтессори была предельно ясна: мы не должны давать детям свободы, пока они не научатся следовать правилам. Но многие учителя Монтессори и родители не знают, как установить или обеспечить соблюдение этих правил. В конце концов, разве мы не должны следовать за ребенком?

Следовать за ребенком не значит позволять ребенку делать все, что он хочет, когда он хочет.
Когда маленький ребенок не может контролировать свои импульсы и не знает, чего он хочет или как сделать то, что он хочет, возникают расстройства и деструктивное поведение. Обычно это происходит потому, что взрослый был чрезмерно снисходителен и не устанавливал границ или правил.

И в Монтессори-среде есть правила.

Остановитесь и подумайте об окружающей среде Монтессори, которую вы наблюдали. Какие правила общества вы видели?

  • Дети гуляют по классу.
  • Разговариваем тихими голосами.
  • Стулья заправлены.
  • Работа аккуратно хранится на полках.
  • Коврики свернуты и удобно хранятся, когда они не используются.
  • Зона закусок содержится в чистоте и порядке, посуда моется после каждого использования.

Монтессори: свобода не то же самое, что вседозволенность (часть 1)

Итак, как дети усваивают правила общества? В классе Монтессори правила изучаются в тщательно подготовленной среде. Это среда, которая учит детей самоконтролю и самодисциплине. Когда есть последовательность в окружающей среде, есть последовательность в поведении. В следующей таблице приведены некоторые примеры.

Непоследовательность в окружении Постоянство в окружении
Трудно найти учителя, когда ребенок приходит в школу.
Учитель всегда стоит у двери, чтобы поприветствовать детей, когда они входят в класс.
Материалы размещены на полках случайным образом. У каждой работы есть свое уникальное место на полке.
Недостаточно рабочих ковриков. Для каждого ребенка найдется рабочий коврик.
Документальные книги стоят на полках вместе с художественными книгами. Документальные книги находятся на полках рядом с соответствующими материалами.
Утренний рабочий цикл бессистемен и полон перерывов. 3-часовой рабочий цикл священн, без перерыва.
Дети могут свободно бегать, петь, прыгать и кричать в помещении. Дети целенаправленно ходят, тихо говорят и уважают других во время работы.
Закуски едят в любом месте в комнате или на прогулке. Закуски едят, сидя в специально отведенном месте для закусок.
Процедуры увольнения нет. Процедура увольнения упорядочена и предсказуема.
На полках есть дубликаты материалов, поэтому детям не нужно ждать. Каждый материал доступен только по одному. Дети должны ждать своей очереди и искать что-то еще, что их интересует.

Когда окружающая среда постоянна, структурирована и предсказуема, ребенок чувствует себя спокойно. Стресс снижается, потому что ребенок знает, чего ожидать. Ей не нужно смотреть на взрослого, чтобы сказать ей, что делать или где найти вещи. Окружающая среда имеет ограничения и ожидания. Ответственность за то, чтобы принять эти ограничения и оставаться в них, лежит на ребенке. Она все контролирует, потому что может быть независимой. Непоследовательная среда может порождать стресс, тревогу и даже страх перед неизвестным, заставляя ребенка зависеть от взрослых в решении проблем.

Если взрослый постоянно направляет ребенка, ребенок не испытывает свободы.
Когда взрослый контролирует ситуацию, ребенок не свободен.

В среде Монтессори «свобода» означает, что ребенок понимает, как что-то делать. Если ребенок не понимает, как что-то делать, он не волен это делать. Новые Монтессори-учителя часто говорят мне, что беспокоятся о том, что не смогут помешать детям брать работы с полок до получения презентаций. Ответ прост — определите свои ожидания до того, как это произойдет: «Мы используем материалы только после того, как я покажу вам, как их использовать». Когда дети знают пределы, они следуют правилам. В следующем блоге мы поговорим о том, как установить и обеспечить соблюдение ограничений, которые ведут ребенка к самостоятельности и свободе.

Мишель Ирини — NAMC Tutor & Graduate

Насколько это возможно, веб-блог NAMC отражает учебный план Монтессори, представленный в его программах подготовки учителей. Мы понимаем и уважаем, что школы Монтессори уникальны и могут изменять свои расписания и предложения в соответствии с потребностями своих индивидуальных сообществ.

Мы надеемся, что наши читатели найдут наши статьи полезными и вдохновляющими как вклад в глобальное Монтессори-сообщество.
© Североамериканский Монтессори-центр — полностью опубликовано на сайте «Подготовка учителей Монтессори» в понедельник, 16 апреля 2018 г.

Зачем детям нужна свобода и чем она отличается от вседозволенности — взросление связано

«Вот видите, Матильда по-настоящему чувствует себя свободной»

Так сказала нам пожилая женщина, которую мы встретили в поезде в Германии , и для меня это был один из самых больших комплиментов, которые мы могли получить.

Свобода!

Что значит быть свободным?

Для меня

чувствовать себя свободным означает быть глубоко связанным со своим истинным, подлинным я, чувствовать себя комфортно, делясь этим я, иметь возможность полностью чувствовать и выражать свои эмоции, иметь открытое сердце, общаться и общаться с другими людьми от всего сердца, к знанию собственных границ и способности постоять за них, и иметь глубокое чувство доверия к себе и миру.

В тот день в поезде наша дочь Матильда, которой на тот момент было около 17 месяцев, почувствовала себя свободной.

Она бегала взад-вперед по проходу, в полной мере выражала свою радость и волнение, подходила к людям, махала им, говорила «привет» и вешалась на конструкции посреди прохода, за которую могли держаться пассажиры. Она схватила меня за руку, чтобы идти с ней, и она отпустила мою руку и побежала сама. Когда я попытался пошевелить ее в одном направлении, она решительно сопротивлялась и побежала в другую сторону. С некоторыми людьми она просто подходила и общалась, на других она смело смотрела с небольшого расстояния, оценивая, может ли она доверять им или нет.

Некоторые люди могут счесть такое поведение грубым.

И, возможно, осудил нас как плохих родителей за то, что мы позволили этому случиться.

Но я (и та дама в поезде) считали его красивым; она уверенно исследовала свое окружение, она нашла время, чтобы по-настоящему посмотреть на людей, все понять и прислушаться к своей интуиции, она попросила нас пойти с ней, когда ей нужна была поддержка (или просто хотела поделиться с нами своей радостью) и она пошла одна, когда ей было удобно.

В нашем обществе мы часто путаем свободу с вседозволенностью.

Мы беспокоимся, что если мы

не будем постоянно направлять наших детей, скажем им, чтобы они сидели тихо в поезде, не давали им бегать в одиночестве, говорили им, чтобы они перестали долго (критически) смотрите на людей, убедитесь, что они делают то, что мы им говорим, независимо от того, действительно ли наша просьба важна для нас, наши дети превратятся в испорченных, плохо воспитанных детей , которые обречены на неудачу в жизни.

И мы  беспокоимся  , что другие люди будут судить нас как снисходительных родителей, которые не могут самоутвердиться.

Кто такие снисходительные родители?

Снисходительные родители тепло и заботливо относятся к своим детям, но они также склонны позволять им делать все, что они хотят, никогда не устанавливая никаких границ.

Если ребенок бьет другого ребенка, они не вмешиваются.

Если ребенок хочет не спать всю ночь и смотреть телевизор, ему разрешают.

Если ребенок не хочет есть на ужин ничего, кроме мороженого, он сдается.

Это визитные карточки вседозволенных родителей.

В качестве крайней карикатуры снисходительные родители не сделают ничего, что могло бы расстроить их ребенка.

Ни один родитель не хочет, чтобы его называли разрешающим родителем.

К счастью, это совсем не то же самое, что позволить ребенку быть свободным.

Предоставление свободы не означает отсутствие ограничений.

Родители, допускающие свободу делать  вмешиваться, когда это необходимо; когда ситуация опасна, когда они знают, что поведение навредит ребенку в долгосрочной перспективе (например, употребление большого количества сахара или нежелание чистить зубы), или когда это важно для собственного благополучия родителей (например, как запись на прием).

Они делают это только тогда, когда это необходимо —  не только из-за реального или воображаемого суждения других людей или потому, что у них есть некоторое представление о том, как следует делать вещи, которые на самом деле не служат никакой цели, кроме подавления их собственных беспокойства или потому, что так всегда делалось .

Когда они налагают ограничения, разрешающие свободу родители делают это заботливо и с состраданием и оставляют место для эмоциональных последствий, которые это может вызвать. Они позволяют ребенку чувствовать и выражать то, что он может чувствовать.

Они также готовы передумать, когда понимают, что ограничение, которое они хотели наложить, требует больше затрат, чем они изначально предполагали.

Так, например, если они хотели покинуть игровую площадку и пойти домой (но не имея особой причины идти домой именно в этот момент), а ребенок отказывается и настаивает на том, чтобы остаться подольше, они могут поколебаться и остаться. Они меняют свое мнение не потому, что боятся расстроить ребенка, а потому, что понимают, что для ребенка важнее остаться, чем уйти.

Чтобы позволить детям быть свободными, мы должны доверять человеческой природе,   в  детской природе .

  • Верьте, что дети рождаются хорошими.

  • Поверьте, дети заслуживают такого же уважения, как и взрослые.

  • Доверяйте тому, что дети рождаются со своими предпочтениями, идеями и личностью, и что они имеют право реализовать их, даже если они отличаются от наших.

  • Верьте, что «плохое» поведение в любой момент (например, драка или крик) является нормальной частью развития, а не отражением того, каким человеком он станет во взрослом возрасте.

  • Верьте, что если мы будем относиться к детям с уважением, любовью и состраданием, они научатся делать то же самое с собой, нами и другими людьми.

Легко понять, почему наши дети оценят такой подход:  

Никто не любит, когда его контролируют!

Страдают все животные, не контролирующие свою жизнь.

Это продемонстрировано многочисленными исследованиями.

То же самое относится и к людям.

Люди, живущие в домах престарелых, дольше остаются здоровыми, когда им дается контроль над окружающей средой, например, когда они несут ответственность за полив растений в своей комнате.

И то же самое касается детей и даже младенцев.

Потребность контролировать свою жизнь, быть свободным и принимать собственные решения является частью нашей развитой природы.

Мы эволюционировали, чтобы быть мотивированными, чтобы иметь контроль над нашей собственной жизнью, потому что контроль и принятие решения, что делать, является необходимым компонентом, чтобы быть успешным членом нашего вида.

Потребность в контроле настолько древняя, что почти синонимична самой жизни:

Живое существо — это существо, обладающее самоконтролем.

И хотя дети и особенно младенцы зависят от нас в большей части своей повседневной жизни и очень хотят быть привязанными к нам, чувствовать себя в безопасности и получать утешение, они также имеют сильное желание делать вещи они могут сами и иметь контроль.

Наличие взрослых в их жизни, которые обеспечивают им безопасность по мере необходимости и , которые дают им желаемую свободу, помогает им вырасти компетентными, уверенными в себе взрослыми.

Когда мы ограничиваем свободу наших детей, мы не просто подрываем их развитие. Мы также подрываем их доверие. Мы разрываем их связь с их истинным, подлинным «я», мы мешаем им слушать и доверять своей интуиции, мы мешаем им чувствовать связь с собой, другими людьми и миром в целом и доверять им. И мы заставляем их игнорировать свои собственные границы и уменьшать их чувство свободы действий в отношении собственной жизни и тела.

Так что позволить нашим детям быть свободными, чувствовать себя свободными не просто хорошая идея.

Для них важно стать компетентными взрослыми.

И их благополучию.

И я считаю, что это хорошо и для нас.

Это помогает нам установить тесные связи с нашими детьми.

Это немного облегчает нашу работу, так как мы можем позволить им быть чаще и не всегда должны пытаться контролировать ситуацию.

Это помогает нам задуматься о нашем собственном чувстве свободы и о том, строили ли мы стены вокруг себя в детстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *