Свобода как социальное качество человека проявляется в: Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе «Единство свободы и ответственности личности» | Методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему:

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе «Единство свободы и ответственности личности» | Методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему:

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе

«Единство свободы и ответственности личности»

Цель: ознакомить учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»; дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает

План

1. Понятие «свобода»

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

3. Границы свободы:

а) «внешняя»  необходимость и ее различные проявления

б) «внутренние» регуляторы свободы

1. Понятие «свобода» можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т. д. и на всех его уровнях – свобода личности, наций, государств, общества.

Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности.

Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.

2. Абсолютной свободы не существует, потому что полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.

В статье 17 Конституции РФ подчеркивается: «п. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. П. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

3. Есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т. д. Люди объединяются с целью завоевания свободы политической, экономической, социальной: крестьянские восстания, гражданские войны, революции и т. д. К числу завоеваний человечества на этом пути следует отнести утверждение правовых норм, демократических институтов, появление правовых государств.

При всей важности учета внешних факторов свободы и ее границ еще большее значение имеет внутренняя свобода. «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы», — писал Н. А. Бердяев.

Ответственность – вид взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом, связанный с сознательным осуществлением взаимных требований.

Для  примера привести сюжет рассказа-притчи «Шестеро и седьмой» из романа Ч. Айтматова «Плаха». Речь идет об одном из эпизодов гражданской войны. Чекист Сандро проникает в отряд контрреволюционеров во главе с удалым Гурамом Джохадзе, чтобы выполнить приказ: уничтожить отряд и его главаря. Чекисту удается завоевать полное доверие членов отряда: он делит с ними, уже обреченными и бегущими за границу, хлеб и соль, поет песни у костра, в которых люди прощаются с родиной, а затем, улучив момент, укладывает из маузера главаря и всех остальных. Приказ исполнен. Что же делает дальше бесстрашный чекист? «Сандро еще раз молча обошел шестерых, сраженных наповал, и, отойдя чуть в сторону, приставил дуло маузера к виску. Еще раз выстрел прозвучал в горах коротким эхом. Теперь он был седьмым, отпевшим свои песни…»

— Как с учетом категорий «необходимость», «свобода», «выбор», «долг» можно трактовать эту притчу и особенно ее финал?

Вывод: без моральных ограничений подлинной свободы нет. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра.

Закрепление материала  по теме: «Свобода и ответственность личности»

1. Свобода как социальное качество человека проявляется в        

1) ситуации постоянного соблюдения норм права      

2) умении ограничить себя в соответствии с интересами других людей

3) возможности отрицать господствующие социальные нормы

4) безграничном исполнении всех своих желаний

Ответ: 2                                                        

2. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) осознанной необходимости своих действий  

2) предпочтении личных интересов над общественными

3) осознании полной независимости от природы

4) отсутствии ответственности за свои поступки

Ответ: 1                                                                    

3. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) осознании полной независимости от природы  

2) безграничном осуществлении всех желаний

3) следовании принципу «цель оправдывает средства»

4) самостоятельном выборе основы своих действий

Ответ: 4                                                            

4. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) следовании принципу «цель оправдывает средства»  

2) безнаказанности за нарушение социальных норм

3) критическом отношении к любым авторитетам

4) самостоятельном установлении внутренних запретов

Ответ: 4                                                          

5. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) готовности следовать общепринятым нормам  

2) ситуации выбора между личными и общественными интересами

3) критическом отношении к господствующим социальным нормам

4) форме отчета о своих поступках перед старшими

Ответ: 2

6. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) желании постоянно изменять господствующие социальные нормы    

2) форме отчета о своих поступках перед старшими                                                            

3) оценивании своих поступков перед старшими

4) принятии новых законов

Ответ: 3

7. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) беспрекословном выполнении младшими требований со стороны старших  

2) знании традиций своей национальной культуры

3) готовности принять на себя санкции за нарушение социальных норм

4) стремлении постоянно повышать свой социальный статус

Ответ: 3            

Д/З: Написать эссе на тему: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого»  (М. Бакунин)

«Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации



Все для подготовки к ЕГЭ по обществознанию www.novoevobrazovanii.ru
Тематический тест по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода и ответственность»
Часть 1
1. Выберите верные суждения о свободе и необходимости и запишите
цифры
, под которыми они указаны.
1) По мере развития человеческой свободы ответственность исчезает.
2) Свобода — это способность прервать необходимость, цепь причинно- следственных связей.
3) Необходимость становится точкой отсчёта для всех представителей волюнтаризма.
4) Свободы представляет собой специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности.
5) Под необходимостью часто понимается предопределённость, Божий промысел, судьба, рок.
Ответ: _________________________
2. Выберите верные суждения о свободе и необходимости и запишите
цифры
, под которыми они указаны.
1) В качестве единственного ограничителя свободы человека в обществе выступают его моральные принципы, совесть.
2) Свобода налагает на человека дополнительные обязательства и ответственность за осуществленный выбор.
3) Чувство свободы неразрывно связано с пониманием личной ответственности за выбор, осуществляемый в условиях альтернатив.
4) Многие ученые подчеркивали, что свобода налагает на человека дополнительные обязанности и долженствования, является своеобразным бременем, которое принимает человек, обретая свободу.
5) Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.
Ответ: _________________________
3. Выберите верные суждения о свободе и необходимости и запишите
цифры
, под которыми они указаны.
1) Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий и безответственности.
2) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
3) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.
Ответ: _________________________
4. Выберите верные суждения о свободе и необходимости и запишите
цифры
, под которыми они указаны.



Все для подготовки к ЕГЭ по обществознанию www.novoevobrazovanii.ru
1) Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
2) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
3) Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.
4) Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.
5) Свобода состоит в независимости человека от объективной необходимости, возможности на практике воплощать свои желания.
Ответ: _________________________
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ________(А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными ________(Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что
________(В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом ________(Г).
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется
________(Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ________(Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) индивид
2) качество
3) потребность
4) воспитание
5) позиция
6) социализация
7) личность
8) активность
9) индивидуальность
Ответ: ______________________


Скачать 495,58 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Статья 9: Свобода мысли, убеждений и религии

Статья 9 защищает ваше право на свободу мысли, убеждений и религии

Она включает право изменить свою религию или убеждения в любое время.

Вы также имеете право воплощать свои мысли и убеждения в жизнь. Это может включать ваше право носить религиозную одежду, право говорить о своих убеждениях или участвовать в религиозном богослужении. Государственные органы не могут запретить вам исповедовать свою религию без очень веской причины – см. раздел об ограничениях ниже.

Важно отметить, что это право защищает широкий спектр нерелигиозных верований, включая атеизм, агностицизм, веганство и пацифизм. Чтобы убеждение могло быть защищено в соответствии с этой статьей, оно должно быть серьезным, касаться важных аспектов человеческой жизни или поведения, быть искренним и достойным уважения в демократическом обществе.

Существуют ли ограничения на это право?

Государственные органы не могут вмешиваться в ваше право придерживаться или изменять свои убеждения, но в некоторых ситуациях государственные органы могут вмешиваться в ваше право выражать или выражать свои мысли, убеждения и религию. Это разрешено только в том случае, если орган власти может показать, что его действие является законным, необходимым и соразмерным для защиты:

  • общественная безопасность
  • общественный порядок
  • здоровья или нравственности и
  • права и свободы других людей.

Действие является «пропорциональным», когда оно уместно и не более чем необходимо для решения соответствующей проблемы.

Использование этого права – пример

Европейский суд по правам человека установил, что человека нельзя принуждать к демонстрации взглядов или поведения, связанных с определенной религией. Это означает, например, что государственные органы должны соблюдать осторожность при использовании процедур, связанных с принесением присяги. Требование принести клятву на религиозном тексте, таком как Библия, нарушило бы закон о правах человека. Должна быть доступна альтернативная форма утверждения, не связанная с религией.

(Пример из книги Права человека, человеческие жизни: руководство к Закону о правах человека для органов государственной власти . )

Что говорит закон

Этот текст взят непосредственно из Закона о правах человека.

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу, самостоятельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, исповедовать свою религию или убеждения в богослужении, преподавании и соблюдении обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит только таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защита прав и свобод других лиц.

Пример дела — Р. (Уильямсон и др.) против государственного секретаря по вопросам образования и занятости и др. [2005]

Группа родителей и учителей безуспешно пыталась применить статью 9отменить запрет на телесные наказания детей в школах. Они считали, что часть обязанности образования в христианском контексте заключалась в том, чтобы учителя брали на себя родительскую роль и применяли физические наказания к непослушным детям. Палата лордов отклонила дело, поскольку права родителей в соответствии со статьей 9 были ограничены необходимостью защиты детей от вредных последствий, которые могут вызвать телесные наказания — наказания, предполагающие умышленное применение физического насилия. Палата лордов пришла к выводу, что уязвимость детей обусловливает необходимость принятия законодательства и что установленный законом запрет на телесные наказания в школах преследует законную цель и является соразмерным.

(Краткое изложение дела взято из книги «Права человека, человеческие жизни: руководство по Закону о правах человека для органов государственной власти». Загрузите публикацию, чтобы получить дополнительные примеры и юридические примеры, демонстрирующие, как права человека работают на практике.)

Экономическая свобода, демократия и качество жизни

Как известно, капитализм и демократия улучшают качество жизни. Но что более эффективно в содействии общественному благосостоянию? Тремя типичными мерами социального обеспечения являются здравоохранение, образование и профилактика заболеваний.

Бедные страны обычно занимают более низкие позиции по этим социальным показателям, чем развитые страны, но более совершенная государственная политика может их улучшить.

Были опробованы две основные стратегии политических реформ: 1) рыночные экономические реформы и 2) демократические политические реформы.

Многие политические реформы предполагают, что демократически определяемая политика будет способствовать общественному благосостоянию. Факты, однако, свидетельствуют о том, что более широкие индивидуальные экономические свободы последовательно повышают показатели благосостояния, в то время как более широкие демократические свободы, как правило, имеют непоследовательное и меньшее положительное влияние. Это означает, что страны, выступающие за расширение политических прав в большей степени, чем рынки, скорее всего, увидят меньшее улучшение качества своей жизни, чем страны, выступающие за расширение экономической свободы. Это особенно верно для стран, которые уже имеют относительно высокий уровень экономической свободы.

Измерение экономической и политической свободы. Капиталистическое, или экономически свободное, общество — это общество, в котором институты характеризуются личным выбором, добровольным обменом, свободой конкуренции и защитой личности и собственности. Это требует государственной политики, которая продвигает открытые рынки, ограниченное правительство, стабильный рост денежной массы, свободную торговлю и сильное верховенство закона.

Индекс экономической свободы Института Фрейзера (EFI) оценивает эти государственные учреждения и политику более чем в 120 странах из 1975 по настоящее время на основе объективных, измеримых данных.

Freedom House составляет индекс политических прав (PRI) на основе данных опроса. Измеряемые политические права включают право на организацию политических партий, значимость голосования оппозиции и реальную возможность усиления оппозицией своей поддержки или прихода к власти посредством выборов.

Для сравнения двух индексов PRI был преобразован в 10-балльную шкалу и инвертирован для соответствия EFI. Значения EFI и PRI для каждой страны варьируются от 1,0 (наименее бесплатно) до 10,0 (наиболее бесплатно). Научные исследования показали, что экономическая свобода страны оказывает положительное влияние на многие показатели экономического прогресса, включая инвестиции, рост и доход. Исследования обнаружили неоднозначную поддержку положительного влияния политической свободы на показатели человеческого благосостояния.

За последние два десятилетия между странами наблюдались большие расхождения в уровне экономической и политической свободы [см. рисунок]. Например, в Соединенных Штатах и ​​Швейцарии высокие уровни обоих показателей, а в Алжире и Бурунди — низкие уровни обоих показателей. С другой стороны, в Сингапуре и Бахрейне высокий уровень экономической свободы, но мало политических прав. Аргентина и Украина до недавнего времени имели больше политических прав по сравнению с другими странами, но ограниченную экономическую свободу.

Страны с низким уровнем экономической и политической свободы. В странах с относительно низким уровнем как экономической, так и политической свободы принятие большей экономической свободы с большей вероятностью повысит благосостояние общества, чем расширение политических прав за счет расширенной демократии. Учтите:

  • Увеличение показателя EFI страны на одну единицу связано с увеличением ожидаемой продолжительности жизни при рождении на 1,3 года и снижает детскую смертность на 16 смертей на 1000 человек.
  • Однако увеличение показателя PRI страны на одну единицу снижает ожидаемую продолжительность жизни при рождении на три месяца и снижает уровень детской смертности лишь на одну четверть (четыре случая смерти на 1000) по сравнению с аналогичным увеличением показателя EFI.
  • Кроме того, увеличение балла EFI на одну единицу связано с 10,3-процентным увеличением числа двухлетних детей с адекватными прививками (дифтерия, коклюш и столбняк), в то время как увеличение PRI на один балл дает менее 0,1 процентное увеличение прививок.

Страны с высоким уровнем экономической и политической свободы. Среди стран с относительно высоким уровнем обоих видов свободы расширенные политические права улучшают благосостояние общества в меньшей степени, чем экономическая свобода. Действительно:

  • Увеличение EFI на одну единицу увеличивает ожидаемую продолжительность жизни на полтора года и снижает детскую смертность на 14,6 смертей на 1000 человек.
  • Однако увеличение PRI на одну единицу снижает ожидаемую продолжительность жизни на четыре месяца и снижает уровень детской смертности всего на 1,6 случая смерти на 1000 человек.
  • Кроме того, увеличение EFI на одну единицу связано с увеличением на девять пунктов процента двухлетних детей с адекватными вакцинациями, в то время как увеличение PRI на одну единицу не имеет существенного эффекта.

Хотя нелогично ожидать, что более демократические свободы могут сократить продолжительность жизни, одно объяснение может быть обнаружено в том факте, что эта негативная связь проявляется только в странах с более широкими политическими правами.

Когда правительство политически несвободной страны первоначально дарует основные свободы своему народу, это усиление демократии, вероятно, приводит к более конструктивной государственной политике. Однако, когда демократические правительства расширяют возможности групп с особыми интересами и эксплуатируют неорганизованных налогоплательщиков, не защищая индивидуальные права на доход и собственность, государственная политика, вероятно, приведет к большему перераспределению ресурсов, что может привести к снижению уровня жизни и ухудшению здоровья.

Заключение. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что общества, которые в большей степени полагаются на политику, создающую и поддерживающую индивидуальную экономическую свободу для повышения благосостояния общества, будут более успешными, чем общества, которые в большей степени полагаются на более широкие политические права для достижения социального прогресса. Правительства относительно несвободных стран будут генерировать большее общественное благосостояние за счет увеличения индивидуальных экономических свобод, чем такое же увеличение политических свобод, измеряемых этими индексами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *