Свобода воля: Свобода воли

Свобода воли — что это?

Как пережить трудные времена: ежедневные советы Psy

«Что делать, если я „подсела“ на мастурбацию?»

«У подруги тяжелый период в жизни, я стараюсь поддерживать ее, но мне кажется, этого мало…»

У моей родственницы в юности была подруга, которая рано вышла замуж. Вскоре после этого моя родственница заметила, что у нее очень скверные отношения с мужем. Он во всем навязывал ей свою волю, совершенно с ней не считался и, случалось, применял силу, если был чем-то недоволен. Она только плакала и молча терпела. На прямой вопрос «Почему ты не разведешься с ним и не освободишься от всех этих издевательств?» она ответила: «А зачем? Что я буду делать со своей свободой?»

Подруга ее была шокирована таким отношением к себе и потеряла к ней интерес. Она ощутила какую-то пустоту — не только в ее жизни, но и в ее личности. И была права.

Как свобода связана с личностью, с самоощущением человека? Давайте сначала поговорим о том, правда ли человек может действовать по собственному желанию, или его поведение подчиняется внешним обстоятельствам. Это предмет давних дискуссий философов и специалистов в области естественных наук.

Свобода воли кажется очевидной, если рассматривать ее на примере простых действий: я хочу поднять руку и поднимаю ее

С одной стороны, свобода воли кажется очевидной, если рассматривать ее на примере простых действий: я хочу поднять руку и поднимаю ее. Однако в этом люди не отличаются от животных, поведение которых тоже не всегда сводится к условным рефлексам: они могут бежать куда хотят не только спасаясь от опасности или в поисках пищи, но и из любопытства.

Но согласны ли мы, чтобы наша свобода воли, которой мы гордимся, была приравнена к свободному поведению животных? Не утрачивается ли при этом что-то важное в самом понятии cвободы?

Во-вторых, многие физиологи обращают внимание на то, что при всем желании мы не можем совершить действия, выходящие за рамки возможностей нашего опорно-двигательного аппарата, и совершить кульбит, не предусмотренный моторикой суставов.

Но, по-моему, обсуждать такие ограничения поведения в контексте свободы воли так же абсурдно, как утверждать, что мы при всем желании не можем пройти сквозь каменную стену и, значит, свобода отсутствует.

Главное проявление свободы — личностный выбор из множества реальных возможностей поведения. При этом действующие на нас факторы могут противоречить друг другу или дополнять друг друга. Что это за факторы? Наши установки, сформировавшиеся в процессе развития личности, отношения с другими людьми, сиюминутные побуждения и многое другое. Свобода не в игнорировании этих моментов, а в способности взаимодействовать с ними и формировать поведение, направленное на достижение цели.

В этом главное отличие свободы воли от произвола, когда человек даже не пытается спрогнозировать, к каким последствием приведут его действия. Действующие факторы при этом не исчезают. Просто их игнорирование делает поведение хаотическим и разрушительным.

Свобода выбора из многих потенциальных возможностей ограничена только целостным ощущением самого себя, своей личности, образа «Я». Это делает ее не беспредельной, но наполняет смыслом. Именно такое ограничение отличает свободу воли человека от произвола и свободы воли животных, у которых есть физиологическое ощущение себя, но нет образа «Я».

Человек не может быть свободен от самого себя — и это ограничивает свободу выбора

Человек не может быть свободен от самого себя, он должен быть в мире с представлением о себе. Это, конечно, ограничивает свободу выбора, но избавляет и от разрушительных внутренних конфликтов, и от подчинения внешнему давлению, и от минутной прихоти.

Как когда-то сказал Булат Окуджава советскому чиновнику в ответ на неприемлемое предложение: «Вас я, может быть, вижу первый и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь». Вот это и есть проявление внутренней свободы, противостоящей навязыванию чужой воли.

Если у человека нет этого ощущения себя и не сформирован образ «Я», ему действительно нечего делать с предоставляемой ему свободой — она выльется в разрушающий произвол. И в страхе перед этим он может предпочесть зависимость от других, как та женщина, с которой я начал рассказ.

Новое на сайте

Как противостоять эмоциональному насилию: разбираем 5 ситуаций

Кому сказать спасибо: 3 простые, но важные практики благодарности

Тест: Угадаете ли вы новогоднюю песню по эмодзи?

«Приятельница моего мужчины хочет от него детей»

Как нарциссы воспитывают детей: история одного взросления — прочитайте рассказ

«Новые Пацанки»: психологический разбор участниц

Почему ставить цели вредно: 3 главные причины

«Мы были с мамой одним целым, но три недели назад она умерла. Как это пережить?»

Свобода воли. Новая точка отсчета / Хабр

К рукам моим тянутся тонкие нити,
Как будто на сцене без них я споткнусь…
Эй там, наверху, вы меня отпустите,
Без нитей невидимых я обойдусь…

А.Жигарев, С.Алиханов «Песня куклы»

Привет, Хабр! Я очень рад, что мои странные статьи, которые я объединил названием “Новая точка отсчета” кому-то интересно читать. И я хочу сказать за это спасибо. До этого я рассуждал с опорой на какое-то известные фильмы, но иногда хочется поразмышлять в свободном полете.

Я заметил, что все чаще стали появляться статьи психологической и психофармакологической направленности от которых веет научно-доказанной безнадегой. Или прямо, или между строк подразумевается, что свободы воли нет, и мы являемся рабами наших инстинктов, биохимии мозга и организма в целом. Рисуются различные картинки – примерно как на КДПВ.

Хочу поделиться своими мыслями в защиту свободы воли. Подчеркну, что речь не идет о критике научной парадигмы. Как раз наоборот — это попытка взглянуть на свободу с наукообразной точки зрения. Я понимаю, что стартую из невыгодной, а может даже заведомо проигрышной позиции, но я попробую сделать пару рокировок и как-то выстроить линию защиты. Если Вы любите в кругу друзей за кружкой приятного напитка обсуждать необсуждаемое и доказывать недоказуемое, то прошу под кат.

Самый важный вопрос

Вопрос свободы воли является краеугольным вопросом философии и мировоззрения, от которого в конечном итоге зависят жизни и судьбы людей.

Когда начинаешь говорить о свободе воли на тебя чаще всего смотрят, как на идиота. Половина людей делает это от того, что не совсем понимает, о чем идет речь. Другая половина – от того, что слишком хорошо понимают. Чтобы быть понятным первой половине и усыпить бдительность второй, сформулируем этот вопрос в самой безобидной форме, которая тем не менее сохраняет всю остроту проблемы. Итак:

Можем ли мы влиять на свое будущее?

В этом вопросе нет ничего крамольного. Любой здравомыслящий человек, прежде чем заниматься чем-то в своей жизни должен попробовать на него ответить. Хотя бы для себя самого. Даже если для этого придется из обивки своего офисного кресла сделать шаманский бубен. И уехать в тундру, чтобы плясать вокруг костра и пить настойку из мухоморов.

Зачем доказывать очевидное

Если брать, например, меня, то мне не нужны доказательства наличия свободы воли. Я ее чувствую, как чувствуют пять пальцев своей руки. Иногда я смотрю на свою руку, по отдельности двигаю каждым пальцем, а затем сжимаю в кулак. Когда рука послушно выполняет мои приказы я понимаю, что я еще в силах изменить что-то в этом мире. И пусть мне говорят, что это фантомное чувство, как от ампутированной конечности. Я знаю, что у меня есть свобода, как знаю, что у меня есть мысли и эмоции.

Помните ту историю, как собрались мудрецы и стали доказывать друг другу, что движения не существует (знаменитый парадокс Зенона). Один мудрец, возмущенный этими умозаключениями, встал и демонстративно прошелся взад и вперед, а потом вообще вышел из зала.

Думаю, что этот мудрец, если бы его стали убеждать, что у него нет свободы, просто расквасил бы кому-нибудь нос. Вспоминается анекдот.

На суде у женщины спрашивают:
— Зачем вы ударили мужа сковородкой?
— А почему он всем говорит, что я такая предсказуемая?

Но то, что очевидно для одних, может быть неочевидно для других.

Более того, для других может быть очевидно совсем другое. И даже если всем очевидно одно и то же, никогда не мешает об этом поговорить, используя различные доводы разной степени научности и эмоциональности.

Не виноватая я, оно само пришло…

Сначала попробую немного разобраться с гуманитарной стороной вопроса. Я понимаю, что следующие размышления ничего не добавят и не убавят в плане наукообразного подхода к свободе воли, но я все-таки порассуждаю об этом.

Если значение свободы воли для точных наук еще можно как-то оспорить, то для гуманитарных отраслей знания свобода воли вообще составляет все их содержание. Особенно это касается теории общества и права.

Предположим, что ученые вскрыли бы все истинные физиологические причины поведения человека. Как мог бы в этом случае выглядеть судебный процесс.

Подсудимый, скажите – почему вы украли у прохожего кошелек с деньгами?
— Я не виноват Ваша Честь, я боялся, что останусь голодным.
Вы ведь знаете, – голод – основной инстинкт человека.
— Вы были голодны в тот момент?
— Нет, но у меня был страх перед будущим голодом. Это выработалось в результате эволюции. Вот исследование, где про это подробно написано.
— Ну хорошо, а зачем вы его после этого избили?
— Ну, вы понимаете, мне не понравилось его лицо. Сработала племенная слотовая система. Он мне показался врагом. Про это тоже есть одно совершенно достоверное исследование.
— А зачем вы его ударили ножом?
— Это постдвигательная агрессия. Уровень адреналина подскочил. Кортизол опять же. Вот справка от моего эндокринолога.
— А почему вы ударили его ножом опять (в общей сумме девять раз)?
— Ну это же совсем просто Ваша Честь. Это просто двигательный рефлекс, с замыканием положительной обратной связи. Про это еще Павлов писал. Стыдно не знать при вашей-то должности.

Если Вы считаете, что это абсурд, то ошибаетесь. Уже известны случаи оправдательных приговоров для диабетиков, которые осуществили противоправные действия при низком уровне сахара. Именно с этих фактов часто начинает свои лекции знаменитый исследователь биохимии обезьян и человека Роберт Сапольски.

Почему отрицается свобода воли

На мой взгляд основная причина отрицания свободы воли – в стремлении человека построить вокруг себя предсказуемый мир. И наука является основным инструментом. Наука изучает причинно-следственные связи и помогает конструировать безопасное и понятное окружение.

Но здесь важно то, что правильно сконструированная предсказуемая реальность должна давать человеку право выбора, право реализовать свою свободу. Наука должна придумать выключатель, который предсказуемо включает и выключает свет. Но само решение – включить или выключить свет – должно оставаться за человеком.

Если выражаться более определенно, то причиной отрицания свободы воли я считаю стремление науки построить всеобъемлющую предсказуемую картину мира. Это стремление обусловлено основной задачей науки. Но насколько далеко можно применять детерминистическую методологию в изучении мира, и особенно человека?

Если у тебя в руках молоток, то везде видятся гвозди. Но может быть не стоит вбивать гвоздь в человеческую голову?

Маленький шаг навстречу свободе

Чтобы избавиться от проклятия детерминизма и фатализма, нужно сделать всего одно маленькое допущение:

Не все в этом мире определяется причинно-следственными связями

Как такое может быть – отдельный вопрос и в дальнейшем я его коснусь. Наука уже получила небольшой щелчок по носу столкнувшись с квантовой реальностью. Она сначала опешила от таких странных дел, но потом перегруппировалась, сдула пыль с невостребованной до того времени теории вероятностей (ее тогда использовали в основном картежники), и стала вместо фактов оперировать вероятностями этих фактов. Большинство пациентов успокоились. Самых буйных прикрутили к кроватям. И средняя температура по больнице вновь выровнялась.

Выскажу свое представление о мироздании. Оно мне видится в виде некоторой шкалы. На одном конце полная обусловленность и четкая работа причин и следствий. На другом конце – полная свобода, в том числе от пространства и от времени.

Вопрос в каком направлении по этой шкале мы должны двигаться? Наши предки давно для себя этот вопрос решили. Описание сансары, как полного торжества причинно-следственных связей (кармы) является наиболее мрачным описанием в буддизме. И основной задачей ставилось освобождение из цепких лап причинно-следственного колеса. В других религиях были сделаны примерно те-же самые выводы.

Не дай бог чьему-либо сознанию полностью попасть под власть причинно-следственного механизма.

Свобода воли заложена в фундамент науки

Я попробую показать, что понятие свободы воли фундаментально присутствует в науке. В качестве примера я возьму математику, которая, как известно царица наук.

Одним из основных понятий математики является функция. Как известно в функции есть независимые, или свободные переменные. Уже само название наводит на правильные мысли. Это значит, что некоторая свободная воля произвольно может назначить этим переменным значения, и математика должна послушно указать значение функции.

Интересно также определение предела – основы математического анализа. Здесь предполагается даже несколько существ со свободным волеизъявлением. Одно существо выбирает “наперед заданное значение”, а другое существо “значение аргумента, при котором”.

Принцип моих рассуждений, думаю понятен. Мы выбираем термины, имеющие в своих определениях слова независимый, свободный, и пытаемся понять, что этот термин значит в свете наличия свободы воли. Например – “степень свободы” в математике и механике. Вы можете найти массу других примеров.

Как известно, чтобы иметь правильные суждения, нужно называть вещи своими именами. Математика и физика – как раз те науки, где все называется своими именами. И если там есть понятия независимых переменных и степеней свободы, то значит таковыми они и являются.

Старый трюк с постулатами еще никогда не подводил

Конечно, самый основной вопрос – откуда может взяться свобода и какие физические законы определяют ее существование.

Когда наука не может объяснить какие-то факты, она принимает их за аксиомы. Если вы думайте, что это какой-то шулерский фокус, то ошибаетесь. Это обычная научная практика. Например, Эйнштейну удалось провернуть этот трюк даже два раза: в специальной теории относительности он принял за постулат совершенно необъяснимое постоянство скорости света. В общей теории относительности – равенство гравитационной и инерционной масс, которое тоже было необъяснимым, но точно установленным научным фактом.

Точно также мы должны постулировать, что масса и энергия в нашей вселенной может проявлять свободу. И ее поведение в какой-то части нельзя объяснить причинно-следственными связями. Наука не должна игнорировать свободу воли. Она должна включить ее в свой понятийный и методологический аппарат.

В свете этой идеи правильным будет вопрос (я уже про это упоминал в другой статье) – не как в результате физических законов возникает свобода, а как физические законы ограничивают изначально присущую нам абсолютную свободу.

Второй диалектический барьер

Когда говорят о диалектике – обычно приводят такие связанные понятия – горячее-холодное, тяжелое-легкое, добро-зло. Но на мой взгляд – это слабые диалектические пары. Существуют более сильные диалектические понятия. Их нельзя так просто смешать, как воду в шайке. И переход между ними не так прост. И я бы их назвал диалектическими барьерами.

Как примеры: форма и содержание, стратегия и тактика, материя и сознание, информация и энергия, и, конечно, предсказуемость и свобода.

Рассмотрим подробнее пару – информация и энергия. Совершенно очевидно, что одно без другого существовать не может. Любая информация имеет энергетический носитель. Любая энергия несет в себе какую-то информацию. Несмотря на сложность и неуловимость этой взаимосвязи, человечество преодолело этот барьер. И теперь мы можем конструировать устройства, сочетающие в себе энергию и информацию в любых нужных нам пропорциях.

К такому же диалектическому барьеру относится понятия детерминизма и свободы. Когда-нибудь мы преодолеем и это. И будем конструировать устройства, сочетающие в себе предсказуемость и свободу в той форме и в тех соотношениях, которые нам будут полезны. И тогда искусственный интеллект станет действительно сильным.

Свет свободы

Есть одна история про изобретателя вечного двигателя. Когда ему говорили, что вечное движение невозможно, он отвечал: “Мои глаза говорят мне обратное – все во вселенной вовлечено в вечное беспричинное движение”.

Такое же ощущение возникает у меня, когда я пытаюсь размышлять про свободу воли. Все во вселенной пропитано духом свободы. Это чувство возникает, например, когда я пытаюсь осмыслить странный мир квантовой физики и элементарных частиц.

Вот, например, частичка света — фотон. В своем поведении он проявляет невероятную изобретательность и свободу. Он движется к цели одновременно по всем возможным траекториям. Он взаимодействует с кем хочет и когда хочет. Он всячески противится любым попыткам наблюдения. Он постоянно находится в суперпозиции в отношении любых характеристик. Он все свои квантовые решения откладывает на как можно более далекий срок.

Мы действуем практически так же, как фотон. При решении задачи мы рассматриваем все варианты. Мы откладываем все наши решения на самый поздний момент. Мы не любим, когда кто-то сует свой нос и измерительные приборы в наши дела. Мы никак не хотим и не можем определится, и находимся в суперпозиции относительно почти всех важных вопросов.

Мы сделаны из света. И так же свободны. Просто у нас чуть больше ограничений.

Свободная воля Определение и значение | Dictionary.

com
  • Лучшие определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный

Показывает уровень сложности слова.

[ свободная воля ]

/ ˈfriˈwɪl /

Сохрани это слово!

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


прилагательное

сделано или сделано свободно или по собственной воле; добровольный: добровольный взнос в политический фонд.

метафизической доктрины свободы воли или относящейся к ней: полемика о свободе воли.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение свободной воли

Впервые записано в 1525–1535 гг.; бесплатно + воля 2

Соседние слова свободная воля

автострада, свободный вес, свободная, свободная, свободная, свободная воля, добровольное предложение, свободный мир, свободное письмо, заморозка, лиофилизация

Другие определения слова свободная воля (2 из 2)

свободная воля


существительное

свободный и независимый выбор; добровольное решение: Вы взяли на себя ответственность по собственной воле.

Философия. учение о том, что поведение людей выражает личный выбор, а не просто определяется физическими или божественными силами.

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, относящиеся к свободной воле

согласие, выбор, воля, согласие, желание, решимость, усмотрение, свобода, склонность, намерение, ум, выбор, удовольствие, сила , скажем так, velleity, volition, готовность, желание

Как использовать свободную волю в предложении

  • Она никогда в жизни не принимала дозу лекарства и никогда не примет по собственной воле.

    Эрнест Линвуд|Кэролайн Ли Хентц

  • Эта способность включать и выключать составляет меру нашей свободы воли, нашу способность говорить «да» или «нет».

    Дух и музыка|H. Эрнест Хант

  • Они бедны и должны просить милостыню, но они получают добровольные подношения от кочевников, живущих по соседству.

    Транс-Гималаи, Том. 2 (из 2)|Свен Хедин

  • Кроме того, от них требовалось приносить добровольное приношение Богу каждый раз, когда они отправлялись на три великих ежегодных праздника.

    Трактат о домашнем хозяйстве|Кэтрин Эстер Бичер

  • И он был подобен тому, кто соскальзывает с холма и может остановить свой спуск ногой, но терпит неудачу в своей свободной воле.

    The Shagpat of Shagpat, Complete|George Meredith

Определение свободы воли из Британского словаря

свобода воли


сущ.0004

  • учение о том, что такая человеческая свобода выбора не является иллюзорнойСр. детерминизм (по опр. 1)
  • (как модификатор) решение по свободной воле
  • способность делать выбор без принужденияон ушел по своей воле: я сделал не влиять на него

    Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Культурные определения свободы воли

    свобода воли


    Способность выбирать, думать и действовать добровольно. Для многих философов верить в свободную волю означает верить, что люди могут быть авторами своих собственных действий, и отвергать идею о том, что человеческие действия определяются внешними условиями или судьбой. (См. детерминизм, фатализм и предопределение.)

    Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    Свобода воли Сэма Харриса

    Книга в трех предложениях

    У нас нет свободы и свободы воли, которые, как мы думаем, у нас есть. Да, вы можете делать сознательный выбор, но все, что составляет этот сознательный выбор (ваши мысли, ваши желания, ваши желания), определяется предшествующими причинами, находящимися вне вашего контроля. То, что вы можете делать то, что хотите, не означает, что у вас есть свобода воли, потому что вы не выбираете то, что хотите, в первую очередь.

    Краткое изложение свободы воли

    Это краткое изложение моей книги Сэма Харриса «Свобода воли». Мои заметки носят неформальный характер и часто содержат цитаты из книги, а также мои собственные мысли. Это резюме также включает ключевые уроки и важные отрывки из книги.

    • Концепция свободы воли широко распространена в нашем мире.
    • «Как мы можем придать смысл нашей жизни и привлечь людей к ответственности за их выбор, учитывая бессознательное происхождение нашего сознательного разума?»
    • «У нас нет той свободы, которую, как мы думаем, мы имеем… Либо наша воля определяется предшествующими причинами, и мы не несем за них ответственности. Или они являются продуктом случайности, и мы не несем за них ответственности».
    • «Намерение делать одно и не делать другое не возникает в сознании. Скорее оно появляется в сознании. Как и любая мысль или импульс, которые могут навязать его».
    • Известные исследования, проведенные с помощью фМРТ, показывают, что наш мозг указывает на выбор, который мы собираемся сделать, за 700 миллисекунд до того, как мы осознаем, что собираемся сделать выбор. Другие исследования обнаружили еще большие расхождения в 7-10 секунд.
    • Вы не можете определить свое следующее психическое состояние, мысль или действие, пока они не возникнут. Где свобода в этом процессе?
    • «Без сомнения, большинство, если не все, ментальные события являются продуктом физических событий. Мозг — это физическая система, полностью подчиненная законам природы. И есть все основания полагать, что изменения его функционального состояния и материальной структуры всецело диктуют наши мысли и действия».
    • «Подумайте, что на самом деле нужно, чтобы иметь свободу воли. Вам нужно будет знать обо всех факторах, определяющих ваши мысли и действия, и вам нужно будет полностью контролировать эти факторы».
    • «Мы знаем, что детерминизм во всех смыслах, относящихся к человеческому поведению, верен. Бессознательные нейронные события определяют наши мысли и действия и сами определяются предшествующими причинами, о которых мы субъективно не знаем».
    • То, что вы можете делать то, что хотите, не означает, что у вас есть свобода воли. Почему? Потому что вы не выбираете сознательно то, что хотите. Вы просто этого хотите. Вы не можете объяснить, почему вы этого хотите, но вы это делаете. И поэтому выбор делать то, что вы хотите (или выбор одного желания над другим) не означает, что у вас есть свобода воли, потому что ваши желания были даны вам, а не определены вами.
    • Мы совершаем ошибку, отделяя нашу «свободную волю» от наших нервных процессов. Нейронные процессы, которые поддерживают сознание и подталкивают наши действия, являются такой же частью нас, как и наши сознательные действия. Механизм, управляющий нашими действиями, так же реален, как и сами действия.
    • Всевозможные исследования поведения доказали, что мы часто приписываем предпринимаемые нами действия неправильным причинам. Мы рассуждаем задним числом и создаем всевозможные причины для наших действий. В данном случае Харрис утверждает, что мы делаем это не просто иногда, а постоянно. Он говорит, что свобода воли — это иллюзия, и мы не до конца понимаем, что на самом деле движет нашими действиями.
    • Это обсуждение глубинных причин человеческого поведения. Во многих случаях эти причины скрыты от нас.
    • Харрис признает, что, хотя свободы воли не существует, мы можем создать основу для нашего выбора, которая сделает одни результаты более вероятными, чем другие. Например, вы можете убрать из дома все конфеты, чтобы уменьшить вероятность того, что вы съедите сладкое. Однако если вы испытываете желание съесть сладкое, это не то, что вы можете контролировать. Ваши «хочу» просто есть. Это не то, что вы контролируете.
    • «Вы можете изменить свою жизнь и себя с помощью усилий и дисциплины. Но у вас есть способность прилагать усилия, и дисциплина — это то, что у вас есть в данный момент. И ни капли больше. Или менее.»
    • «Вы много лет хотели похудеть. Тогда вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотели. Какая разница? Что бы это ни было, это не то различие, которое вы создали».
    • Это влияет на то, как мы судим о преступниках и интерпретируем действия. Если мы понимаем, что в жизни очень возможно попасть в плохую руку — плохая генетика, плохие родители, плохой опыт — тогда мы начинаем понимать, что даже у преступников есть более глубокая история, которая влияет на их действия. В таком мире преступления, даже отвратительные, нелегко списать на свободную волю и плохие идеи. Это более сострадательный взгляд на наших собратьев. «Стремление к возмездию зависит от того, что мы не видим глубинных причин человеческого поведения».
    • Это не означает, что нам не нужна система уголовного правосудия, и нам не нужно отделять опасных людей от общества.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *