СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — это что такое СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. в. — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. в. неразрывно связаны с педагогическими взглядами Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов С. в. была шведская писательница Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.
В конце 19 — начале 20 вв. идеи С. в. нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма — П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос по С. в., которое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. в., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. в. принадлежала М. Монтессори (Италия).Под влиянием идей С. в. в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.
В России идеи С. в. развивал Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. в.
В период Революции 1905—07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель. Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии учащихся и их родителей; учебные занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и учащихся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в «Доме свободного ребёнка» (в виде самоуправляющейся общины детей 5—10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журнала «Свободное воспитание» (1907—18).
Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части буржуазной интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям — свободу педагогического творчества и др.
Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности.
Лит.: Кей Э., Век ребёнка, 2 изд. , [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П. — М., 1923; его же; Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. — М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. — П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М. — Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.
А. И. Пискунов.
Свободное воспитание детей: идея и теория
Вам приходилось встречать трехлетнего малыша, который бегает по коридорам поликлиники, орет во все горло, бросается игрушками, и дерется? Оказывается, это свободное воспитание, как пояснила его мать. Нет, нет, что-то здесь не так! Не могли великие педагоги прошлых лет допустить такого безрассудства.
Содержание
Вот уже три столетия не гаснет интерес к воспитанию детей свободой. Чем родителей привлекает эта концепция? Что она собой представляет и где границы вседозволенности?
Откуда пришла идея свободного воспитания
Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.
На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.
Основные положения
Свободное воспитание — это развитие, воспитание и обучение, основанное на свободе выбора ребенка, без принуждения. Теоретическая основа — в каждом ребенке изначально заложены способности, которые могут развиться самостоятельно, нужно лишь создать для этого благоприятные условия.
У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.
- Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
- Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
- Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
- Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
- Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
- Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
- Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
- Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
- Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.
Читаем также: Свободное воспитание: плюсы и минусы
Теория свободного воспитания
Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.
Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения. Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд.
С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.
Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.
Свободное воспитание — не вседозволенность
Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.
Ошибки искаженного представления о свободном воспитании
- Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно».
- Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
- Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
- Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Воспитание свободой в 21 веке
В настоящее время возобновился интерес к свободному воспитанию. В ряде городов России и Европы открываются центры развития по методике М. Монтессори, создаются вальдорфские сады и школы.
С 1921 года и по сей день функционирует школа «Саммерхилл» в Великобритании. Основана Александром Ниллом. Учебное заведение базируется на самоуправлении.
Вальдорфская система
[sc name=”ads” ]
Основоположник австрийский ученый Р. Штайнер. Первая школа была открыта в Германии в 1919 году, а в 1925 — первый детский сад.
Вальдорфский детский сад. Сильно отличается от традиционных садов государственного образца. Вся мебель и игровое оборудование из натуральных материалов. В одной группе дети разных возрастов: от 3 до 7 лет. Взрослым запрещено повышать голос на детей и наказывать. Слово «Нет!» употребляется в исключительных случаях: для предотвращения опасности.
Игрушки сделаны из соломы, дерева, ткани. Зачастую имеют вид незаконченности, для развития детского воображения.
Воспитатель занимается в присутствии детей домашними делами или ручным трудом. Готовит, убирает, шьет и время от времени уделяет время детям. Малыши могут свободно наблюдать и участвовать в деятельности взрослого.
Дневной сон, питание, игры — по желанию. Ребенок вправе отказаться от организованного воспитателем занятия.
Пища готовится прямо в группе. Дети принимают в приготовлении блюд непосредственное участие. Порции раскладывают в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанников.
Малыши занимаются различными видами ручного труда: вышивание, резьба по дереву, гончарное искусство, работа на ткацком станке, в саду, на огороде, на кухне. Большое внимание уделяется знакомству с народной культурой.
Вальдорфская школа. Систематическое обучение строится без принуждения. В младших классах дети познают науку играючи. В старших — используется метод вовлеченности.
Обучение длится 12 лет. Отсутствует оценочная система. Много внимания уделяется духовному развитию, знакомству с культурой и традициями.
В школе дети занимаются ручным трудом и садоводством, шьют, вяжут, танцуют, ставят спектакли. Занятия построены таким образом, чтобы умственная деятельность чередовалась с физическим трудом. Мотивацию к обучению ребенок получает путем сравнения нынешних достижений с собственными за прошлый период.
Штайнеровская система свободного воспитания не использует наглядные методы обучения, делая упор на познание чувствами. Основой тому служит подтверждение психологов о том, что эмоциональная память устойчивее наглядной. Главный упор — включить чувства детей, их заинтересованность.
В вальдорфских школах нет директоров. Ими управляет совет, который состоит из родителей и учителей. Взрослые активно участвуют в жизнедеятельности детей.
Свободное воспитание — это умение взрослых слушать и слышать ребенка. Уважать чувства, потребности и желания маленького человека.
Читаем также:
- Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
- «Воспитываю, как считаю нужным!» или 5 мифов воспитания
- 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха
- 10 наиболее эффективных методик воспитания детей
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Мы в Дзен — присоединяйтесь!
Наш Блог в — Пульс Mail.ru
5 причин, по которым обучение в колледже должно быть бесплатным
Стоимость обучения в колледже растет даже быстрее, чем инфляция в США Многие студенты по всему миру сталкиваются с финансовыми трудностями при поступлении в колледж. Поскольку образование является жизненно важной частью жизни, есть много причин, по которым колледж должен быть бесплатным.
Аргументы в пользу образования без долгов не только включают личную выгоду, но и показывают, как образование помогает положительно влиять на общество в целом.
К счастью, развитие технологий позволяет расширить доступ к образованию во всем мире.
Однако впереди еще долгий путь, и все больше школ и стран взвешивают все за и против предложения доступного образования. Возможность предоставить бесплатное образование для всех становится все более реальной с течением времени.
Фото Good Free Photos на Unsplash
5 причин, почему колледж должен быть бесплатным
Вот 5 причин, подтверждающих необходимость образования без долгов: они могут лучше решать проблемы. Это означает, что общество может развиваться более быстрыми темпами.
Кроме того, образованные люди могут лучше понимать историю своего общества и его текущие экономические условия. Таким образом, они могут быть более склонны участвовать в политике и улучшать свою страну.
Кроме того, чем больше людей имеют доступ к высшему образованию, тем больше людей, способных к трудоустройству на высококвалифицированную работу, увеличивается. Это означает, что больше людей присоединится к рабочей силе, что может помочь уменьшить разрыв в уровне благосостояния между высшим, средним и низшим классами.
2. Расширение рабочей силы
Наряду с технологическим прогрессом происходят изменения в рабочей силе. Большинство автоматизированных рабочих мест заменяют низкоквалифицированных работников. Автоматизация быстро распространяется на позиции, которые требуют повторения, например, задачи бэк-офиса.
Однако автоматизация не предназначена для замены всей рабочей силы. Вместо этого потребности большинства стран смещаются в сторону более квалифицированной рабочей силы, людей с хорошими аналитическими способностями и способностями к творческому мышлению. Этим навыкам обучают и оттачивают в колледже. Если бы больше людей могли посещать колледж бесплатно, то рабочая сила расширилась бы.
Рабочая сила также станет более гибкой. В случае экономического спада, когда одна отрасль приходит в упадок, на смену ей обычно приходит другая. Затем рабочих необходимо переподготовить и обучить навыкам работы. Если больше людей сможет поступить в школу и направить свое обучение на быстро развивающиеся отрасли, то население будет лучше подготовлено к тому, чтобы справиться с экономическими изменениями.
3. Рост экономики
Большинство студентов заканчивают обучение с огромными долгами. Например, в США средний студенческий долг на человека составляет 31 172 доллара.
Когда студенты заканчивают школу с долгами, они, скорее всего, продолжат увеличивать свой долг с процентами. Таким образом, может пройти много лет, прежде чем им удастся выбраться из долгов, которые, кажется, только продолжают расти. В то же время это задерживает расходы на такие вещи, как покупка дома или автомобиля.
С другой стороны, если бы люди закончили учебу без долгов, это могло бы ускорить их способность зарабатывать, сберегать и тратить. Это помогает стимулировать экономику. С ростом потребительских расходов растет спрос. Более высокий спрос на расходы также связан с более высоким спросом на рабочую силу или более широкими возможностями для трудоустройства. Это стимулирует положительный цикл экономической активности.
Более того, страх оказаться в долгах может привести к тому, что ученики будут вообще избегать школы. Но, если бы долг не был реальностью, тогда молодое поколение могло бы чувствовать себя более мотивированным, чтобы пойти в школу в первую очередь. к поступлению в колледж игровое поле не всегда было равным.
Многие самые яркие умы в мире происходят из семей с низким доходом, но это не должно мешать им продолжать свое образование. Если бы были равные возможности для посещения школы, то у всех была бы возможность ходить в школу. Доступное образование является важным шагом на пути к равенству.
5. Больше внимания
Когда студенты не беспокоятся о деньгах, они могут лучше сосредоточиться на учебе. Даже когда у студентов есть кредиты и финансовая помощь, они могут застрять в беспокойстве о том, как им придется возвращать их в будущем. Этот дополнительный стресс может негативно повлиять на их внимание в то время, когда они должны учиться.
Фото Кристиана Видигера на Unsplash
Страны, предлагающие бесплатное обучение в колледже
Многие страны понимают, что образование без долгов дает положительные результаты. Поэтому они сделали бесплатные университеты реальностью.
Вот некоторые страны, где образование бесплатно для всех, бесплатно только для их жителей или сильно субсидируется государством для иностранных студентов по обмену:
- Германия
- Австрия (бесплатно для жителей ЕС, низкая стоимость для нерезидентов ЕС)
- Финляндия
- Чехия
- Франция
- Испания (бесплатно для жителей ЕС, низкая стоимость для нерезидентов ЕС)
Преимущества онлайн-университета
С развитием технологий число онлайн-университетов растет. Онлайн-университеты требуют меньше накладных расходов. Поэтому они почти всегда дешевле традиционных школ. Однако есть и такие, которые полностью бесплатны.
Основанная в 2009 году, Шай Решеф основала Народный университет с миссией предложить доступное и качественное образование каждому во всем мире. В онлайн-программах приняли участие студенты из более чем 200 стран и территорий.
У нас есть программы на получение степени в области компьютерных наук, медицинских наук, образования и делового администрирования.
Благодаря широкой сети добровольцев и профессоров из известных учебных заведений по всему миру, образование предлагает параллели с традиционным американским университетом и аккредитовано как таковое.
Вывод на вынос
Деньги на бесплатные или более дешевые университеты должны откуда-то поступать. Аргументы против бесплатного образования включают тот факт, что налоги могут увеличиться как для физических лиц, так и для предприятий. В противном случае деньги придется выделять из других источников, например, потенциально сокращая военные расходы.
Несмотря на политические соображения, существуют способы сделать бесплатное образование возможным или, по крайней мере, более распространенным. Как показано, доступное высшее образование для всех во всем мире имеет множество преимуществ. В Народном университете это именно то, чем мы занимаемся!
Образование должно быть бесплатным для всех?
Сантош СингхСантош Сингх
Бывший менеджер Aditya Birla Finance Ltd ||Ex-ICICI Bank ||Финансовый специалист ||BITian IIПоэт и писатель IIत्यागी और बागी दोनों हूँ ||
Опубликовано 16 марта 2021 г.
+ Подписаться
Я думаю, что это сильно повлияет на многие семьи, которые только что закончили среднюю школу с детьми и стремятся получить высшее образование. Чтобы сделать хорошую карьеру в индустрии труда, в эту эпоху многие компании требуют высшего образования и более высокого потенциала в качестве стандарта. Если цена на образование изменится, это затронет всех, потому что люди смогут легко себе это позволить.
Одна из причин, почему это изменение должно произойти в нашем образовании, заключается в том, что многие люди не хотят оставаться в долгах из-за большого количества студенческих кредитов. Эта сумма собирается так много, что большинство людей не могут себе этого позволить. Такой эффект может привести к финансовым потерям из-за банкротства людей и необходимости взыскать большие суммы средств со студентов.
Образование должно быть бесплатным для всех. (За и против) Плюсы:-- Гарантированное образование: Бесплатное образование важно, поскольку оно гарантирует определенный уровень образования для каждого учащегося в стране. Это означает, что каждый учащийся имеет равные возможности достичь этого уровня образования на равном уровне.
- Безопасность жизни : Образование является ключом к безопасной жизни. Например, когда студент образован, а не необразован, ему легче добиться успеха в будущем.
- Лучший взгляд на жизнь: Образование дает детям возможность мыслить позитивно и более позитивно относиться к жизни. Бесплатное образование гарантирует, что мировоззрение всех детей будет одинаковым.
- Повышение занятости: Свобода воли означает, что большинство учащихся получат доступ к образованию и, следовательно, повысят свои шансы на получение работы.
- Обеспечивает равенство, осведомленность и финансовую свободу: Бесплатное образование означает, что любой ребенок, откуда он родом, сможет получить такое же качественное образование. Он играет важную роль в создании равенства среди учащихся в школе. Также студенты не будут беспокоиться о получении студенческих кредитов в университете, чтобы полностью облегчить свое обучение. Это гарантирует, что студенты останутся без долгов.
- Создание неравного общества в школе: Бесплатное образование объединяет людей из разных культур и слоев общества в одну школу, где аспекты социального класса могут проявиться. Это рисковало неравномерным обществом.
- Увеличение государственных расходов: Хотя бесплатное образование может быть бесплатным для студентов, оно навязывается правительству. Это означает, что правительство может быть вынуждено занять деньги на бесплатное образование в стране.
- Это может повысить налоги и поставить под угрозу качество образования: Бесплатное образование может повысить государственный налог на финансовые пожертвования и тем самым сократить располагаемый доход людей. С другой стороны, возникнет низкое качество образования, потому что бесплатное образование может повлиять на качество образования в долгосрочной перспективе, поскольку классы будут ограничены, а ресурсы будут ограничены.
- Проблемы с ликвидностью могут возникнуть на ранних этапах жизни: По моему мнению, молодое поколение не умеет обращаться с деньгами. Бесплатное образование отпугивает молодежь от ответственного отношения к деньгам, что может сделать их более экологичными в управлении деньгами.
- Недостаток личного внимания и контакта: Бесплатное образование означает, что соотношение количества учителей и учеников будет больше, что негативно повлияет на необходимый личный контакт между учителем и учеником.
Лично я считаю, что образование важно для любого, чтобы выжить в своей академической, социальной и политической карьере. Образование требует больших денег, но оно не должно быть монополизировано, чтобы весь мир мог двигаться в одном темпе, решать такие проблемы, как мировая бедность или мировой голод.