Что такое свободное воспитание — плюсы и минусы
Идеи свободного воспитания всегда витали в обществе. В противовес тоталитарному контролю со стороны родителей и опекунов выдвигались теории «самостоятельного» и «неограниченного» развития формирующейся личности. Многие родители в современном обществе пытаются предоставить своим детям безграничное право выбора.
Так ли безоблачен подобный подход к воспитанию ребенка? Какие плюсы и минусы есть у этой системы? Свободное воспитание = вседозволенность? В этих и некоторых других вопросах мы и попробуем разобраться.
Что такое свободное воспитание и откуда оно к нам пришло
Свободное воспитание – это целое направление в педагогике, которое рассматривает воздействие на ребенка, как процесс помощи в его самостоятельном определении своего места в окружающем мире.
Родоначальниками этого подхода считаются европейцы, которые впервые заговорили о свободном воспитании еще в 18 веке. Основоположник теории — Жан-Жак Руссо. Именно он настаивал на развитии детей в гармонии с природой. Самые известные приверженцы этой точки зрения: К.Н. Вентцель, М. Монтессори, Д. Дьюи, А. Радченко.
В российской педагогике первым, кто взял на вооружение принципы свободного воспитания оказался Л. Н. Толстой. В свое время он яро критиковал существующую систему воспитания и предлагал взамен нововведения. Свою школу писатель назвал «Дом свободного ребенка». В этом учебном заведении не было четкого регламента, то есть уроков могло быть как шесть, так и три. Все зависело от степени заинтересованности учеников темой. Кроме того, в такой школе не было учебников и домашних заданий. Толстой считал, что ученик не должен помнить ничего из пройденных уроков, он должен просто прийти в школу в хорошем настроении и продолжать учебный процесс, не думая о вчерашнем дне. Спустя время, писатель понял, что подобная система не имеет под собой структурированной опоры и его учащиеся имели не целостные знания, а только лишь хаотичные обрывки.
Таким образом, со временем Толстой признал несостоятельность своей «яснополянской» школы.Однако идеи либеральной педагогики дошли до наших дней и имеют четкие определения.
Задачей педагога является «не мешать» личности ребенка в ее становлении. Свобода выбора, самовыражения, самореализации. Все это должно помочь маленькому человеку стать «большой личностью».
Основные принципы свободного воспитания:
Любые физические наказания должны быть полностью исключены.
Дети учат только то, что хотят, как хотят и когда хотят.
Принуждать ребенка к чему-либо категорически нельзя.
«Каждый ребенок с рождения должен знать свои права и сам искать свой путь».
Свободное воспитание в наши дни
В последнее время все более популярными становятся идеи свободного воспитания, которые, с одной стороны, вполне обоснованы, а с другой кажутся совершенно неуместными.
Большим интересом сейчас пользуются детские сады по системе «Монтессори», которые существуют под девизом «помоги мне это сделать самому».
Современные молодые родители с энтузиазмом воспринимают систему свободного воспитания, потому что при правильной ее организации планируют получить в будущем многогранную сформировавшуюся личность, которая будет успешна в тех сферах деятельности, которые выберет сама.
Однако многие мамы и папы не признают для себя подобные «эксперименты», продолжая придерживаться традиционного подхода в системе воспитания.
Плюсы и минусы системы свободного воспитания
Как любая система, эта имеет как плюсы, так и минусы. Сильные и слабые стороны свободного воспитания можно перечислять долго, мы выделим самые распространенные.
Плюсы
Отсутствие каких-либо стереотипов. Становление личности ребенка должно происходить без давления со стороны. Он не принимает во внимание чужую точку зрения, оставляя место только для своих ощущений, для своего мнения.
Доверие. Окружающая атмосфера должна исключать принуждение и критику, зарождая в ребенке уверенность в себе и доверительное отношение к окружающему миру.
Самостоятельный выбор. Дети сами определяют для себя режим дня и то, чем они будут заниматься. Любое давление со стороны взрослого должно быть исключено. В перспективе это может повлиять на самоопределение человека.
Отсутствие комплексов. У малыша не возникает мысли о своей неполноценности или о том, что он неправильно себя ведет, ведь его любят безоговорочно. Он уверен в правильности своих слов и поступков.
Открытость миру. Дети в этой системе общительны, они открыты для контакта, не стесняются выражать свои эмоции и высказывать свои мысли. Они любят соревноваться и участвовать в конкурсах. В перспективе такие люди будут легко подниматься по карьерной лестнице.
Творчество. Когда родитель не мешает своими советами, то ребенок может быстрее самореализоваться, понять, что ему нравится, чем бы ему хотелось заниматься. Ведь он основывается на своих ощущениях, лучше понимает свою внутреннюю природу.
Индивидуальность подхода в воспитании. Маленький человек воспринимается как индивид, который неповторим. Взрослые в этой системе обязаны прислушиваться к нему.
Эмоциональная стабильность. Система подразумевает спокойную, ровную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно. В будущем у таких людей не будет неврозов, они будут легче переносить стрессовые факторы.
Минусы
Избалованность. Свободный подход приводит к тому, что ребенок не знает границ в проявлении своей индивидуальности, ведь родители не установили ему их. Он может нарушать нормы поведения, даже не догадываясь об этом, ведь ему дали понять, что он всегда прав. Проблемы начинаются почти сразу, как только малыш попадает в общество, так как никто не будет подстраиваться под его настроение и боготворить его уникальность.
Отсутствие требовательности к себе. Если от ребенка ничего не требовать, то он и не будет знать, чего же от него хотят. Требования помогают сформировать личность, которая будет соблюдать нормы взаимодействия в обществе.
Трудности в социализации. Если ребенок привык, что его любят безусловно, все его мысли и поступки верны, то, попадая в современный мир ему становится дискомфортно. Не все готовы принять и любить этого индивидуума таким, какой он есть – появляется неудачный опыт в общении (отторжение, антисимпатии, принуждение). Подобные неприятности влекут за собой депрессию, закрытость и недоверие к окружающему миру, появляются комплексы.
Отсутствие ответственности. Если ребенок всегда прав и сам выбирает, когда и чем заниматься, то возникает обманчивое ощущение, что на тебе нет никакой ответственности. Такие дети, приходя в школу, не доводят начатое до конца, потому что откровенно не понимают зачем это надо делать, а также отказываются брать на себя ответственность, ведь раньше их поступки не приводили к определенным результатам.
Завышенная самооценка. Если ребенок решал вопросы наравне с родителями и его мнение было решающим в семье, то в социуме у него может наступить полное разочарование от того, что его не хотят принимать в лидеры, а к его мнению не прислушиваются.
Отсутствие родительского авторитета. Когда ребенок является центром мира и всегда прав он начинает чувствовать вседозволенность. В этот момент может произойти падение авторитета родителей в глазах у ребенка. И даже если он вдруг начинает грубить, родитель не может наказать его, ведь это табу.
Дороговизна. Детские сады, которые поддерживают идеи свободного воспитания в наше время стоят дороже обычных. Если нанимать няню на дом, то тоже выходит очень не бюджетно.
Справедливости ради, надо заметить, что «идеи свободного воспитания» в полном объеме не прижились ни за рубежом, ни в России. Сложность в реализации образовательных стандартов состоит в требовании от детей определенного результата на всех ступенях обучения (от детского сада до университета), а ведь ни одно требование нельзя применить в системе свободного воспитания.
Данная система оказалась почти нежизнеспособна еще и потому, что человек всегда живет в обществе и обязан соблюдать его нормы, устои и традиции (хотя бы частично).
Выбор системы воспитания практически всегда остается за родителем. В современном обществе существует достаточно успешный синтез «свободной системы в воспитании» и «традиционной педагогики». Применяя некоторые из принципов свободного воспитания можно избежать многих проблем с подрастающим поколением. Главное суметь правильно расставить приоритеты и не стать «рабом» собственных детей.
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: M. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов
СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, направление в педагогике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Оформилось в нач. 20 в., но исторически неразрывно связано с гуманистич. педагогич. традицией эпохи Возрождения. Непосредств. предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогич. теориях и практике представителей филантропизма и неогуманизма.
На рубеже 19–20 вв. сторонники педоцентризма (Дж. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитание, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника. Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.
Жизнедеятельность воспитанников в «свободных школах» строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Гл. роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести «Улей» С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), «Свободную школьную общину» Г. Винекена и «Школу домашних учителей» Б. Отто (Германия), а также «свободные школы» А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария).
В России одним из первых взгляды, близкие идеям С. в., высказал Ф. Ф. Резенер, обосновавший «непринудительное» воспитание детей, ведущее к самоопределению, к личной и нравств. свободе человека. Родоначальником С. в. в России выступил Л. Н. Толстой. В 1860-х гг. он был убеждён, что ребёнок стоит намного ближе, чем взрослый, к тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра, до которых его хотят возвести. Поэтому ребёнку надо только предоставлять материал, чтобы он мог «пополняться гармонически и всесторонне», а также создавать условия для свободного самовыражения. Однако в 1890-е гг. Толстой отказался от своих педагогич. воззрений и пришёл к выводу, что С. в. является «прихотью и развратом детей» и противопоставил ему религ. воспитание. Тем не менее именно идеи раннего Толстого стали катализатором распространения С. в. в России. Его выразители (E. E. Горбунова-Посадова, А. У. Зеленко, С. Н. Дурылин, О. В. Кайданова и др.) консолидировались вокруг ж. «Свободное воспитание» (ред. И. И. Горбунов-Посадов, 1907–18), в 1918 выходил под назв. «Свободное воспитание и свободная трудовая школа». Наиболее глубокое обоснование теория С. в. в России получила в работах К. Н. Вентцеля.
В нач. 20 в. в России осуществлены первые попытки практич. применения идей С. в.: «Дом свободного ребёнка» И. И. Горбунова-Посадова (Москва), «Школа шалунов» А. И. Радченко (Баку) и «Моск. семейная школа» О. В. Кайдановой, детские общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые А. У. Зеленко и С. Т. Шацким.
После 1917 идеи С. в. официально рассматривались как противостоящие прежней «школе учёбы». Некоторые из них получили отражение в «Осн. принципах единой трудовой школы» (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность и др. В 1918–19 на принципах С. в. в значит. степени строилась деятельность школ-коммун. В странах Зап. Европы в 1920–30-х гг. сохранились лишь отд. очаги С. в., напр. «Дом сирот» Я. Корчака в Польше, «Свободная школа» Ф. Феррера в Испании, школа «Рош» Э. Демолена во Франции, школа «Саммерхилл» А. Нила в Шотландии, школы Монтессори в разл. странах. «Свободные школы» оставались единичными, авторскими учебными заведениями. Интерес к идеям С. в. вновь возрос с кон. 1950-х гг. В 1960–80-х гг. его традиции продолжили сторонники гуманистической педагогики.
В сов. педагогике некоторые гуманистич. тенденции, свойственные С. в., стали возрождаться в опыте В. А. Сухомлинского во 2-й пол. 1960-х гг. и в педагогике сотрудничества в кон. 1980-х гг. В 1990-х гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образоват. процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы свободного воспитания.
Бесплатное обучение: педагогика под руководством студентов в Азии и за ее пределами
Содержание Описание книги
342 страницы 56 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
342 страницы 56 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
342 страницы 56 черно-белых иллюстраций
к Рутледж
Узнайте об электронных книгах VitalSource Открывает всплывающее окно
Также доступна в виде электронной книги по адресу:
- Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
В этом отредактированном томе исследуется, исследуется и анализируется бесплатное обучение – инновационный подход к обучению, ориентированному на учащихся, который стремится бросить вызов образовательным нормам изнутри. Объем оформлен признанием насущной необходимости преобразования наших систем образования.
В традиционном образовании учащиеся работают по линейной программе, разработанной учителем, в темпе, заданном учителем, с итоговым оцениванием через слишком частые промежутки времени. Прогресс и направление определяются исключительно учителем. В свободном обучении учащиеся определяют свой собственный путь обучения с помощью нелинейной программы, которую можно визуализировать в виде ментальной карты. Затем учащиеся могут завершить столько модулей, сколько у них есть времени или в чем они заинтересованы, переходя от одного модуля к другому на основе формирующего удовлетворения требований каждого отдельного модуля.
Этот том демонстрирует ценность и потенциал бесплатного обучения в современной практике и призван соединить теорию и практику. Структура книги отражает это взаимодополняющее соответствие с вкладом практиков, описывающих бесплатное обучение как инструмент обучения и преподавания в различных образовательных условиях, предметах и возрастных диапазонах. Он также содержит качественный и количественный анализ, проведенный исследователями, изучающими использование бесплатного обучения и реакцию учащихся на методологию.
Исследователи и преподаватели, интересующиеся методологиями, ориентированными на учащихся, особенно в Азии, обнаружат, что практические отчеты и анализы свободного обучения, содержащиеся в нем, дают много пищи для размышлений в отношении переосмысления обучения учащихся.
Раздел 1: Введение
1. Открытие
Питер Фалви и Росс Паркер
2. Введение и история бесплатного обучения
Росс Паркер и Дэвид Кониам
Раздел 2: Предыстория литературы: теоретические, практические и образовательные аспекты
3. Обоснование модели бесплатного обучения: теоретические аспекты
Мин Ян и Винси Ли Винг Сзе
4. Обоснование модели бесплатного обучения: практические аспекты
Винси Ли Wing Sze и Min Yang
5. Инновации в учебной программе и бесплатное обучение в International College Hong Kong
Toby Newton
6. Построение отношений, жизнь в соответствии с учебной программой
Elke Van dermijnsbrugge
7. Оценка бесплатного обучения
Алекс Холл
Раздел 3: Как работает бесплатное обучение: примеры бесплатного обучения на практике
Подход к бесплатному обучению в сфере STEM
Stewart Ross
10. Внедрение бесплатного обучения в рамках программы подготовки учителей до поступления на работу: возможные меры реагирования на кризис
Elke Van dermijnsbrugge
11. Деконструкция учебной программы: введение бесплатного обучения в курс компьютерных наук
Sandra Kuipers
12. Сравнение и оценка семинаров по повышению квалификации, проводимых в режимах бесплатного обучения и очного обучения: The Hong Kong NET Scheme
Родной язык Секция преподавателей английского языка, Бюро образования, САР Гонконг
Раздел 4: Оценка бесплатного обучения
13. Оценка бесплатного обучения в Международном колледже Гонконга
Elke Van dermijnsbrugge and Baiwen Pang
14. Бесплатное обучение: ретроспектива морской свинки
Винс Мэтью Пинеда Леунг
15. Количественное исследование отношения учащихся к бесплатному обучению и полученных оценок
4m 190 David 4m 190 0 6. Качественное исследование отношения студентов к бесплатному обучению
Яньюй Сяо и Дэвид Кониам
17. Стенограмма мастерства
Росс Паркер
Раздел 5: Заключение: Куда отсюда?
18. Заключение и планы на будущее
Питер Фалви и Росс Паркер
Биография
Росс Паркер — директор по технологиям и оценке в Международном колледже Гонконга. Он увлечен тем, чтобы сделать обучение позитивным, свободным от беспокойства процессом, сосредоточенным на личной трансформации. Росс является основателем Gibbon, школьной платформы с открытым исходным кодом, с помощью которой он также разработал педагогику свободного обучения. В качестве оратора Росс выступал на конференциях и семинарах по всему миру.
Дэвид Кониам является руководителем отдела исследований в LanguageCert, Греция, и адъюнкт-профессором Университета образования Гонконга. Он работает и занимается исследованиями в области преподавания, образования и оценивания английского языка уже почти 50 лет. Его основные публикации и исследовательские интересы связаны с языковой оценкой, методологией преподавания языков, академическим письмом и публикациями.
Питер Фалви — педагог-педагог. Бывший заведующий кафедрой педагогического факультета Гонконгского университета, в настоящее время он является почетным профессором Гонконгского педагогического университета. Его основные публикации и исследовательские интересы связаны с языковой оценкой, методологией письма на первом и втором языках и лингвистикой текста.
Добавить в корзину
Эта книга входит в следующую серию книг:
- Серия Routledge о школах и школьном обучении в Азии
Home – Введение в открытую педагогику
Открытая педагогика – это практика взаимодействия со студентами как с создателями информации, а не просто как с ее потребителями. Это форма экспериментального обучения, в которой учащиеся демонстрируют понимание посредством акта творчества. Продукты открытой педагогики создаются учащимися и лицензируются по открытой лицензии, чтобы они могли жить за пределами классной комнаты, оказывая влияние на общество в целом.
Открытые проекты часто приводят к созданию открытых образовательных ресурсов (ООР). ООР являются бесплатными учебными и учебными материалами, лицензия на которые позволяет пересматривать и использовать их повторно. Это могут быть полностью автономные учебники, видеоролики, викторины, учебные модули и многое другое. Библиотеки UTA спонсируют программу грантов, которая поддерживает открытую педагогику и проекты внедрения/модификации/создания ООР.
Из книги «Свобода + свобода: роль открытой педагогики в движении за открытое образование» Раджива Джхангиани и Робина ДеРосы
Открытая педагогика — это высокоэффективная практика, которая расширяет возможности учащихся, предоставляя им возможность участвовать в создании информации с помощью возобновляемых заданий. Как создатели информации, студенты этих курсов лучше понимают права и обязанности, связанные с владением информацией, чтобы они могли принимать обоснованные решения в отношении своей интеллектуальной собственности. Практики открытой педагогики приветствуют сотрудничество, студенческую свободу и подлинную аудиторию, признавая при этом различия в привилегиях и прогрессе, которые влияют на то, как учащиеся уравновешивают преимущества совместного использования и потребность в конфиденциальности. Эта открытая образовательная практика бросает вызов традиционным ролям преподавателя и способна изменить образовательный опыт как учителей, так и учащихся.
Взгляд студента
Миранда Дин, выпускница факультета кинематографии Кинского государственного колледжа, описывает, как ее опыт в открытом курсе педагогики научил ее понимать себя и изменил то, как она понимает мир и взаимодействует с ним и с информацией, которой он делится. Весной 2017 года Миранда была студенткой курса «Эволюция и человеческое поведение» (BIO302) доктора Карен Кангиалози.