СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: M. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов
СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, направление в педагогике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Оформилось в нач. 20 в., но исторически неразрывно связано с гуманистич. педагогич. традицией эпохи Возрождения. Непосредств. предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогич. теориях и практике представителей филантропизма и неогуманизма.
На рубеже 19–20 вв. сторонники педоцентризма (Дж. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитание, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника. Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.
Жизнедеятельность воспитанников в «свободных школах» строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Гл. роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести «Улей» С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), «Свободную школьную общину» Г. Винекена и «Школу домашних учителей» Б. Отто (Германия), а также «свободные школы» А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария).
В России одним из первых взгляды, близкие идеям С. в., высказал Ф. Ф. Резенер, обосновавший «непринудительное» воспитание детей, ведущее к самоопределению, к личной и нравств. свободе человека. Родоначальником С. в. в России выступил Л. Н. Толстой. В 1860-х гг. он был убеждён, что ребёнок стоит намного ближе, чем взрослый, к тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра, до которых его хотят возвести. Поэтому ребёнку надо только предоставлять материал, чтобы он мог «пополняться гармонически и всесторонне», а также создавать условия для свободного самовыражения. Однако в 1890-е гг. Толстой отказался от своих педагогич. воззрений и пришёл к выводу, что С. в. является «прихотью и развратом детей» и противопоставил ему религ. воспитание. Тем не менее именно идеи раннего Толстого стали катализатором распространения С. в. в России. Его выразители (E. E. Горбунова-Посадова, А. У. Зеленко, С. Н. Дурылин, О. В. Кайданова и др.) консолидировались вокруг ж. «Свободное воспитание» (ред. И. И. Горбунов-Посадов, 1907–18), в 1918 выходил под назв. «Свободное воспитание и свободная трудовая школа». Наиболее глубокое обоснование теория С. в. в России получила в работах К. Н. Вентцеля.
В нач. 20 в. в России осуществлены первые попытки практич. применения идей С. в.: «Дом свободного ребёнка» И. И. Горбунова-Посадова (Москва), «Школа шалунов» А. И. Радченко (Баку) и «Моск. семейная школа» О. В. Кайдановой, детские общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые А. У. Зеленко и С. Т. Шацким.
После 1917 идеи С. в. официально рассматривались как противостоящие прежней «школе учёбы». Некоторые из них получили отражение в «Осн. принципах единой трудовой школы» (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность и др. В 1918–19 на принципах С. в. в значит. степени строилась деятельность школ-коммун. В странах Зап. Европы в 1920–30-х гг. сохранились лишь отд. очаги С. в., напр. «Дом сирот» Я. Корчака в Польше, «Свободная школа» Ф. Феррера в Испании, школа «Рош» Э. Демолена во Франции, школа «Саммерхилл» А. Нила в Шотландии, школы Монтессори в разл. странах. «Свободные школы» оставались единичными, авторскими учебными заведениями. Интерес к идеям С. в. вновь возрос с кон. 1950-х гг. В 1960–80-х гг. его традиции продолжили сторонники гуманистической педагогики.
В сов. педагогике некоторые гуманистич. тенденции, свойственные С. в., стали возрождаться в опыте В. А. Сухомлинского во 2-й пол. 1960-х гг. и в педагогике сотрудничества в кон. 1980-х гг. В 1990-х гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образоват. процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы свободного воспитания.
Теория и практика свободного воспитания
17 февраля 2014 г., 14:12
Фильм «Твои, мои и наши»
Фильм «Твои, мои и наши»
Фильм «Твои, мои и наши»
Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.
Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, было сильно продолжено Л.Н. Толстым. Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле.
Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.
На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель… Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания — просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся осохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом.
Они убеждены, что все дети сами всегда тянутся к лучшему, если, конечно, им создать благоприятные условия. По их мнению, ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения, поэтому родители, взрослые и школа должны освободить ребенка от всего, что ему не нужно. Выбор своего жизненного пути — естественное право самого воспитанника.
Свободное воспитание отличается от традиционного, как правило, большей осознанностью, очевидно меньшим консерватизмом и, самое главное, существенно большим уважением к личности ребенка.
Конкретное видение свободного воспитания сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Чаще всего свободное воспитание воплощается в моделях, где убираются социальные запреты и ребенок развивается, встречаясь с природными обстоятельствами (модель «Чисто поле, лес густой») и в подходах, где социальные запреты минимизируются до предела (модель «Просторный дом»). Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.
Нередко свободное воспитание отождествляют с попустительским воспитанием, но это не так. Когда ребенок командует родителями, когда происходит «спустя рукава воспитания», когда родителям или другим воспитателям просто не до воспитания или когда ребенка оставляют наедине с самим собой, двором, телевизором или компьютером — это не свободное воспитание, а отсутствие воспитания. Аналогично, свободное воспитание — это не вседозволенность, что многократно и громко подчеркивали и Жан-Жак Руссо, и Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл, наверное один из самых последовательных, ярких и успешных лидеров ХХ века, занимающихся практикой свободного воспитания.
Однако на практике, в школах и семьях, где провозглашается свободное воспитание, вседозволенность нередко и практикуется, и разрешается. Основных причин две: когда-то осознанный радикализм, чаще — недостаток ума…
Свободное воспитание по мужскому типу отличается от свободного воспитания по женскому типу. Свободное воспитание по мужскому типу в первую очередь уважает свободу ребенку принимать самостоятельные решения и платить за собственный выбор, и основной задачей ставит лишь своевременно познакомить ребенка с последствиями произведенных им действий, чтобы ребенок имел достаточно данных для достаточно обдуманных поступков.
В отличие от этого, свободное воспитание по женскому типу стремится в первую очередь оберечь ребенка от жесткости внешнего и жестокости взрослого мира, и действуя изнутри, играя на чувствах и обращаясь к чувствам, стремится содержать ребенка в возможно большей безопасности. Для многих в первую очередь женщин свободное воспитание — это воспитание, жалеющее ребенка, хотя идеи свободного воспитания с этим желанием не перетруждать ребенка и создать ему комфортные условия жизни не связаны никак.По крайней мере Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания.
В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.
Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. Это подход Тактика и Манипулятора. Это — идеология Руссо.
Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и, хотя не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода, именно гуманистический подход в настоящее время именно стал идейной основой свободного воспитания. Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед.
Тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.
Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.
Непредсказуемость результатов. Свободное воспитание дает не предсказуемые результаты, поскольку, когда ребенка перестают воспитывать родители, ребенок реализует лишь то, что в него заложено изначально. Заложено хорошее — ребенок вырастет неплохим. Заложено спорное — у ребенка и с ребенком будут проблемы. Попытки осуществить свободное воспитание в массовом и предельном варианте до сих пор заканчивались печально. См.→
В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? См.→
Непригодность к воспитанию элиты. Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.
Важно: для специально отобранной элиты и в окружении традиционно-тоталитарного воспитания.
- Автор Н.И. Козлов
- Свободное воспитание
- +
- Системы воспитания
Комментарии (6):
Гость, 16 ноября 2013 г., 23:28
Любопытно))
Гость, 21 февраля 2014 г., 17:56
Разве дети не расширяют круг своих умений, возможностей, на тот уровень, который видят перед собой (которым владеют родители/учителя). А если не видят?
Гость, 21 февраля 2014 г., 18:51
Думаю, наиболее эффективна совмещённая модель свободного и традиционного воспитания. Я предоставляла своему ребёнку возможность выбора с последующей за него ответственностью. К 18 годам он научился отвечать за свой выбор и не на кого не сваливать вину за неудачи. Я лишь рекомендовала свой вариант, а решал он. Я довольна тем, что у меня получилось! Работая на практике в частной гимназии, где царило свободное воспитание — дети свободно выходили из класса, когда им было нужно и д.р. Они более раскрепощённые, творческие, не боятся высказываться.
На мою беседу в 11 классе «о снижении тревожности перед ЕГЭ» пришли не все, на мой вопрос: почему? Они ответили: пришли те, кому это, действительно нужно! Мне кажется, это лучше, чем когда «загоняли» всех.Гость, 21 февраля 2014 г., 21:12
Я за «коучинговый» подход в воспитании 🙂
Владимир, 25 февраля 2014 г., 17:38
Дороговизна: пассаж про «устраивают меньше пожаров и реже бьют окна», наверное, вытянут из книг Нилла — это устарело, в современном Саммерхилле (например) не бьют окна и в целом что касается дороговизны он дешевле чем другие частные школы в Англии. Социального отторжения в Англии тоже уже нет, устаревшие стереотипы (и в целом отсылка, например, к Руссо — это даже не позапрошлый век же). Непредсказуемость результатов: не думаю, что в ребёнка что-либо крайне существенное «заложено изначально». Генетика в лучшем случае определяет половину факторов, и то. Есть конечно «багаж» семьи и родителей и ранние годы, но в целом за 3-5 лет свободного воспитания выпрямляются более менее все дети, начавшие до ~10 лет.
Гость, 02 марта 2020 г., 16:15
Вопрос: Вальдорфская педагогика является разновидностью свободного воспитания или не совсем?
Материалы по теме:
20 окт. 2017 г.
Воспитание — легкое дело, или Золотые правила для родителей
Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители. Мы улыбнулись и написали. Если вы не только умны, но еще и с чувством юмора, эти правила должна вам понравиться.
20Подробнее
27 авг. 2015 г.
Если любишь – воспитывай!
У меня пятеро детей, все уже выросли и все – достойные люди, но в своих педагогических поисках я прошел большой путь и взгляды свои менял.
21Подробнее
31 дек. 2009 г.
Идеи свободного воспитания
Свободное воспитание живет следующими идеями: Дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых — воспитывая его без принуждения, помочь ребенку сохранить его свободу. Сторонники свободного воспитания верят, что в каждом ребенке изначально живет доброе, позитивное и созидательное начало, которое нужно только поддержать. По их мнению, дети всегда сами тянутся к лучшему, если им создать благоприятные условия.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Каковы результаты свободного воспитания?
Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед, тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание — история и идеология
Изначально школа была типичным принудительным учреждением. Первый, самый громкий протест против принуждения в школьных стенах, выразил Руссо. См.→. Его протест исходил из отрицания культуры, которая портит природу человека. Именно он является автором известного парадокса ”все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека”.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание и гуманистический подход
Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Виды свободного воспитания
Понятие о свободном воспитании сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.
0Подробнее
Home – Введение в открытую педагогику
Открытая педагогика – это практика взаимодействия со студентами как с создателями информации, а не просто как с ее потребителями. Это форма экспериментального обучения, в которой учащиеся демонстрируют понимание посредством акта творчества. Продукты открытой педагогики создаются учащимися и лицензируются по открытой лицензии, чтобы они могли жить за пределами классной комнаты, оказывая влияние на общество в целом.
Открытые проекты часто приводят к созданию открытых образовательных ресурсов (ООР). ООР являются бесплатными учебными и учебными материалами, лицензия на которые позволяет пересматривать и использовать их повторно. Это могут быть полностью автономные учебники, видеоролики, викторины, учебные модули и многое другое. Библиотеки UTA спонсируют программу грантов, которая поддерживает открытую педагогику и проекты внедрения/модификации/создания ООР.
Из книги «Свобода + свобода: роль открытой педагогики в движении за открытое образование» Раджива Джхангиани и Робина ДеРоза за счет использования возобновляемых назначений. Как создатели информации, студенты этих курсов лучше понимают права и обязанности, связанные с владением информацией, чтобы они могли принимать обоснованные решения в отношении своей интеллектуальной собственности. Практики открытой педагогики приветствуют сотрудничество, студенческую свободу и подлинную аудиторию, признавая при этом различия в привилегиях и прогрессе, которые влияют на то, как учащиеся уравновешивают преимущества совместного использования и потребность в конфиденциальности. Эта открытая образовательная практика бросает вызов традиционным ролям преподавателя и способна изменить образовательный опыт как учителей, так и учащихся.
Взгляд студента
Миранда Дин, старший специалист по киноискусству в Государственном колледже Кина, описывает, как ее опыт в открытом курсе педагогики научил ее понимать себя и изменил то, как она понимает мир и взаимодействует с ним и с информацией, которой он делится. . Весной 2017 года Миранда была студенткой курса «Эволюция и человеческое поведение» (BIO302) доктора Карен Кангиалози. Помимо преподавания курса открытой педагогики, доктор Кангиалози способствовала сообществу обучения открытого педагогического факультета и пишет об открытом образовании в своем блоге.
Ресурсы
Руководство по созданию открытых учебников с участием учащихся
Открытая педагогическая тетрадь
Возобновляемые задания
Wiki Education Foundation
Журналы открытых курсов
ООР в UTA
Дополнительная литература
Восемь качеств открытой педагогики
Мой открытый учебник: педагогика и практика
Открытая цифровая педагогика = критическая педагогика
Открытая педагогика: краткий обзор #YearofOpen
Веб-семинар по открытой педагогике (Open Oregon)
Содержание этого руководства было сформировано благодаря работе доктора Дэвида Уайли, который напоминает нам, что образование — это обмен, и доктора Робин ДеРоса , который дал нам фразу, открытое образование — это «устранение барьеров на пути к образованию, расширение прав и возможностей учащихся и подключение академии к миру, которому она служит».
- Далее: Примеры >>
Педагогика — Городской колледж Санта-Барбары
Педагогика: дизайн и практика преподавания
Контент — в процессе — будет включать:
Инициатива по базовым навыкам База данных эффективных практик обучения студентов базовым навыкам содержит программы, стратегии и практики, представленные колледжами по двум критериям: продемонстрировал успехи учащихся и достаточные количественные и/или качественные данные, чтобы обосновать их эффективность.
Сборник предложений Беркли по преподаванию на высоком уровне , составленный Барбарой Гросс Дэвид, Линн Вуд, Робертом К. Уилсоном. Они были расширены в Инструменты для преподавания.
Методы оценивания в классе – стратегии проверки знаний учащихся, Университет штата Айова
Справочная служба преподавателя: Обширная база данных с возможностью поиска, посвященная исследованиям в области образования.
- Учебные модели
- Институт технологий обучения , Педагогический колледж Колумбийского университета
- Теории обучения
- Педагогические инструменты/хранилище
- Образцы:
- рубрики
- планы уроков
- инструменты оценки
- учебных программ
- Объекты обучения
- стратегий для проверки обучения учащихся
- Ресурсный центр факультета SBCC
- SBCC Cartwright Learning Resource Center: средства преподавания и обучения
- Стратегии обучения мышлению и содействия интеллектуальному развитию в онлайн-классах, Уильям Пирс (очень тщательная подборка важной информации который представлен в виде онлайн-семинара и относится к традиционному обучению)
Обучение студентов тому, как учиться (метаобучение)
- Семинары, ресурсы и услуги LRC, такие как Центр письма, Центр обучения
- Библиотечные семинары, курсы и ресурсы
- Консультационные семинары и курсы (ПД)
стратегий тайм-менеджмента , найденных здесь, рекомендованы Крисом Бейтсом и Джеком Алломом.
Программа повышения эффективности преподавания Университета Орегона
Модель учебного дизайна Мартина Райдера , Колорадский университет в Денвере, Педагогическая школа
Обучение с помощью технологии
Learning Principles and Practices от EDUCAUSE. Исследования в области науки об обучении выявили ряд принципов, которые может направлять выбор педагогических приемов и технологий для поддержки успешного обучения. Образовательная инициатива EDUCAUSE (ELI) подчеркивает эти принципы, но делает шаг вперед дальше, связывая их с практиками, которые работают.
Ресурсы, связанные с контентом
- OpenCourseware Массачусетского технологического института — бесплатные учебные материалы для преподавателей, студентов и учащихся на протяжении всей жизни.