Свойства и виды восприятия: Восприятие, его виды и свойства

Содержание

Виды восприятия: свойства, характеристики, примеры

Содержание:

  • Восприятие — основное понятие
  • Функции восприятия
    • Ориентирование
    • Оценка месторасположения предметов
    • Познание предметов и явлений
    • Контроль и регулирование деятельности
  • Основные свойства
    • Предметность
    • Целостность
    • Структурность
    • Постоянство
    • Активность
    • Осмысленность
  • Уровни восприятия
  • Факторы восприятия
  • Виды восприятия
    • В зависимости от анализаторов 
    • По форме материи 
    • По видам деятельности 
    • Сознательное, подсознательное
  • Примеры людей с разным восприятием

Содержание

  • Восприятие — основное понятие
  • Функции восприятия
    • Ориентирование
    • Оценка месторасположения предметов
    • Познание предметов и явлений
    • Контроль и регулирование деятельности
  • Основные свойства
    • Предметность
    • Целостность
    • Структурность
    • Постоянство
    • Активность
    • Осмысленность
  • Уровни восприятия
  • Факторы восприятия
  • Виды восприятия
    • В зависимости от анализаторов 
    • По форме материи 
    • По видам деятельности 
    • Сознательное, подсознательное
  • Примеры людей с разным восприятием

Восприятие — основное понятие

Восприятие или перцепция – это механизм интерпретации чувственных данных, который заключается в целостном отражении предметов, явлений, ситуаций, действующих на организм в определенный момент времени.

Способность ощущать выделена с рождения живым существам, которые обладают нервной системой. Воспринимать мир в виде образов может лишь человеческая личность и высшие животные, так как у них складывается и совершенствуется данная способность на протяжении всей жизни.

Функции восприятия

Существует несколько функций восприятия живыми организмами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ориентирование

Заключается в общем ориентировании в познании, поведении или эстетике.

Оценка месторасположения предметов

Происходит оценивание расположения объектов, их величин, форм, физических свойств и расположения относительно друг друга, а также значения ситуации, поведения, содержания символики или эстетики.

Познание предметов и явлений

Заключается в отображении новых предметов, явлений, связи между ними и их сущности, но не ограничивается этим.

Контроль и регулирование деятельности

Происходит во время создания и визуализации новых объектов.

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия. Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля.

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т. д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Уровни восприятия

Выделяют четыре уровня перцепции:

  1. Обнаружение. Относится к перцептивным действиям. Считается начальной фазой любого сенсорного процесса.
  2. Различение. Также относится к перцептивным действиям. Конечным результатом данного уровня является формирование перцептивного образа.
  3. Идентификация. Относится к опознавательным действиям. В данном процессе происходит отождествление конкретного воспринимаемого предмета, который хранится в памяти, или отождествление двух объектов, воспринимаемых одновременно.
  4. Опознание. Также относится к опознавательным действиям. Включает в себя отнесение объекта к определенному классу, который воспринимался ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.

Факторы восприятия

Существует два вида факторов перцепции:

  1. Внешние. Относятся размер, новизна, узнаваемость, повторяемость, контрастность, интенсивность (физическая или эмоциональная), движение.
  2. Внутренние. Относятся стереотипность перцепции, потребность, мотивация, опыт, личностные особенности (оптимизм, пессимизм).

Виды восприятия

В зависимости от анализаторов 

От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:

  1. Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
  2. Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.

Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:

  1. Зрительный.
  2. Слуховой.
  3. Осязательный.
  4. Кинестетический.
  5. Обонятельный.
  6. Вкусовой.

Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.

По форме материи 

Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:

  1. Восприятие времени.

Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.

  1. Восприятие пространства.

Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.

  1. Восприятие движения.

Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.

По видам деятельности 

По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:

  1. Самопроизвольное (непреднамеренное)

Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.

  1. Преднамеренное

Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.

Сознательное, подсознательное

Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.

Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.

Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:

  1. Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
  2. Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
  3. Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
  4. Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.

Примеры людей с разным восприятием

Восприятие у каждого человека разное, это доказано многими опытами.

Например, восприятие формы зависит от четкости изображения, которое получается на сетчатке глаза, и восприятия фигуры и фона. Иногда фигура и фон могут меняться местами, но наше восприятие не дает им делать это постоянно, так как наша перцепция основана на модели «Фигура на фоне». В качестве примера можно изучить изображение ниже.

 

На этих четырех изображениях разные люди могут видеть разные фигуры. На рисунке «а» можно увидеть молодую девушку либо грустную пожилую женщину, на изображении «б» вазу либо два профиля лица, на «в» – женское лицо или музыканта, играющего на саксофоне, на рисунке «г» утку либо кролика.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.20 (Голосов: 5)

Поиск по содержимому

Билет №1 Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты шпоры психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Билет №1

1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты.

Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).

В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.

Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.

Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.

Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.

Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.

Скачать 476.06 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Какие свойства могут быть частью содержания опыта?

Какие свойства могут быть частью содержания опыта?

Говорит Джефф

5 февраля 2006 г.

1 Вопрос и почему это важно
2 Аргумент Зигеля против разреженного представления
 2.1 Объект. 1: E1 и E2 не отличаются по своей визуальной феноменологии.
 2.2 Объект. 2: феноменологические различия не предполагают различий в содержании
 2.3 Объект. 3: E1 и E2 различаются по содержанию, но это можно объяснить не выходя за рамки скудного содержания
3 «Аргумент обучения» для разреженного представления
4 Как далеко мы можем зайти?

1 Вопрос и почему это важно

До сих пор мы видели аргументы в пользу точки зрения, согласно которой переживания имеют содержание и что это содержание есть что-то вроде расселовских пропозиций, среди которых есть составляющие определенные свойства. Учитывая этот фон, мы можем спросить: какие свойства могут быть в содержании переживаний? (Как и прежде, мы сосредоточимся на случае визуального опыт.)

Вот список свойств, которые многие, принявшие вышеприведенные исходные предположения, сочли бы принять в качестве свойств, которые могут быть в содержании опыта:

  • Цвета облицовочных поверхностей.
  • Формы облицовочных поверхностей.
  • Информация о том, какие поверхности являются поверхностями одного и того же объекта.

Вызвать представление, для которого приведенное выше исчерпывает свойства, которые могут быть представлены в испытать скудное представление о содержании опыта. Один важный вопрос при этом вопрос: есть ли какие-либо другие свойства, которые могут быть частью содержимого визуального опыт? Мне кажется, есть как минимум три причины, по которым этот вопрос актуален. важный.

  1. Одним из фундаментальных вопросов философии сознания является тема понятия обладание: каковы факты, в силу которых мы в состоянии иметь определенные содержание (понятия) среди содержания наших мыслей? Кажется, что перцептивное опыт должен сыграть некоторую роль в ответе на этот вопрос: кажется правильным сказать что иногда мы можем думать о некотором объекте или свойстве в силу перцептивно знаком с ним. Но тогда возникает важный вопрос о объем этого объяснения: сколько возможных содержаний мыслей так что обладание этим содержимым можно объяснить через перцептивный опыт?
  2. Родственные вопросы касаются направления объяснения между восприятием и мысль. Некоторые кантианские взгляды на восприятие утверждают, что концептуальные способности может до некоторой степени влиять на содержание переживаний или определять их содержание. Это тесно связан с вопросом о том, какие свойства могут быть представлены в восприятии. Ведь если у одних есть восприятия, включающие какое-то свойство, а у других нет, у кантианца, казалось бы, есть по крайней мере возможное объяснение этого явления.
  3. Последний пункт, который Сигель подчеркивает в 2 раздела «Какие свойства представлены в восприятии?», является эпистемологическим. Представляется, какие свойства присутствуют в перцептивное содержание может повлиять на то, в какие утверждения мы можем с полным основанием верить. на основе опыта. Пример «богатого» и «скучного» подтверждает это. очень хорошо.

2 Аргумент Зигеля против разреженного представления

Аргумент Зигеля против разреженного представления принимает форму аргумента о том, что в которые изменение в убеждениях субъекта о том, что они воспринимают, правдоподобно влияет на Феноменология своего опыта. Она приводит два примера: (i) изучение языка может влиять на феноменологическое восприятие письменного языка и (ii) приобретать убеждения о естественном роде может повлиять на феноменологию восприятия членов этого добрый.

Зная какой-нибудь правдоподобный пример такого рода, Сигел приводит аргумент примерно так: следует. Пусть E1 будет опытом до того, как будут приобретены соответствующие убеждения, а E2 опыт после. Далее, пусть E1 и E2 одинаковы по своим «разреженным» содержание.

 

1.

E1 и E2 различаются по феноменологии.

2.

Любое различие в феноменологии подразумевает различие в содержании.

3.

E1 и E2 различаются по содержанию. (1,2)

4.

Е1 и Е2 не различаются по содержанию в отношении их «разреженности» содержание.

5.

Е1 и Е2 отличаются по содержанию одним свойством другим чем те, которые являются частью «разреженного» контента. (3,4)



C.

Свойства, кроме тех, которые могут быть частью редкой содержание опыта может быть частью содержания опыта. (5)

Аргумент кажется допустимым. Теперь мы можем рассмотреть, как сторонник разреженного взгляда может возразить против этого:

2.1 Объект. 1: E1 и E2 не отличаются по своей визуальной феноменологии

Мне не кажется правдоподобным утверждать, что феноменологического различия вообще нет между Е1 и Е2. Более правдоподобное возражение состоит в том, что это различие следует объяснять с точки зрения чего-то другого, кроме визуальной феноменологии. Сигель предлагает два способа объясняя это следующим образом: (i) E1 и E2 различаются феноменологией мыслей, которые сопровождают восприятие, и (ii) E1 и E2 различаются по своему «фону». феноменологии».

Вариант (i) утверждает, что феноменологическое различие должно объясняться феноменология некоторого нечувственного ментального события, которое сопровождает зрительный опыт. Например, это может быть суждение, что то-то и то-то — сосна; или решение что такое-то и такое-то знакомое дерево; и т.д. Против этого варианта Зигель предлагает что было бы феноменологическое различие подобного рода, даже если знал, что смотришь не на сосны, а на замысловатую галлюцинацию или иллюзия. Это фактически ограничивает когнитивные события, которыми может воспользоваться возражающий: они не могут быть событиями, предполагающими наличие сосен в наблюдаемом сцена.

Итак, предположим вместо этого, что сторонник (i) предлагает некоторое отсутствие обязательств, включающее, но все же несенсорное событие, т.е. развлекая мысль, что то-то и то-то — сосна. Против этого Сигель предполагает, что такое феноменологическое различие может иметь место при отсутствии явного забавляет такая мысль. Это звучит правдоподобно; но приведен ли какой-либо аргумент в пользу этот?

Вариант (ii) вызывает какое-то фоновое состояние, влияющее на феноменологию, подобное пьянство или депрессия. Главный ответ Сигела — указать — правильно вроде бы мне — что диспозиции узнавания на самом деле никоим образом не кажутся аналогичными настроения.

2.2 Объект. 2: феноменологические различия не предполагают различий в содержании

Пример знакомства; впечатления фамильярности всегда представляют нечто как привычный.

Это возражение также противоречит тому, что я называл тезисом о прозрачности опыта. в прошлый раз, в связи с замечаниями Мура о его самоанализе опыта синева.

2.3 Объект. 3: Е1 и Е2 различаются по содержанию, но это можно объяснить, не выходя за рамки скудное содержание

Последним ответом теоретику, склонному к разреженному взгляду на содержание, будет попытка использовать ту стратегию, которую я предложил расселианцу для обработки случаев постоянства цвета: найдите дополнительные свойства для учета соответствующих феноменологические различия. В этом случае Сигел предполагает, что можно попытаться объяснить различия с точки зрения воспринимаемых свойств формы, например, форма сосны. Возможно один испытывает эти свойства формы в E2, но не в E1. Если да, то мы можем найти репрезентативная разница между двумя случаями, не выходя за рамки формы и цвета характеристики.

Зигель, похоже, считает этот ответ неправдоподобным или, по крайней мере, менее правдоподобным. чем ее альтернатива. Она предлагает распознавать выражение эмоций на лицах как пример. Почему этот случай не кажется мне решающим. Я предлагаю, чтобы Пример распознавания текста лучше, поскольку в этом случае, как отмечает Сигель, мы может представить, как внимательно изучает все соответствующие формы, прежде чем сможет распознать их значение.

3 «Аргумент обучения» для разреженного представления

Сигел предполагает (в 4 части «Заблуждения»), что некоторые высказывания Роберта Сталнакера можно обратить в аргумент против, в частности, мнения о том, что свойства типа могут быть в содержании восприятию, а может быть, и вообще против того мнения, что свойства, отличные от цвета и свойства формы могут быть частями содержания восприятия.

Аргумент выглядит так:

 

1.

Опыт эвкалипта до знакомства с вид не представляет дерево как вид эвкалипта.

2.

Когда говорят, что это дерево из рода Эвкалипта, изменить феноменологию опыта.

3.

Если два опыта имеют одинаковую феноменологию, они имеют такое же содержание.



С.

Переживание эвкалипта после того, как ему сказали, что оно вид эвкалипта не представлял бы дерево как вид Эвкалипт. (1,2,3)

Во-первых, примечание об ограничениях аргумента: это не показывает, что мы никогда не представляем добрые свойства в восприятии, но только то, что в данном случае у нас нет. Но можно было бы задаться вопросом, когда мы делаем, если не в таком случае. (И можно подумать, что подобные рассуждения могут быть адаптированы к другим случаям.)

Зигель не акцентирует внимание на этой строке ответа, но мне кажется правдоподобным ответить на это аргумент, отвергая (3) — что в значительной степени является нашим старым другом, Феноменальным узким местом Принцип.

Теперь мы можем, как предлагает Зигель, ослабить (3), сохранив при этом справедливость аргумента. Рассмотрим следующее ослабление:

 

3*.

Для любых двух последовательных опытов E и E’, если E и E’ имеют той же феноменологии, то нет свойства, которым бы обладал а другой нет.

Мне кажется, что мы должны отвергнуть это по тем же причинам, что и оригинал (3).

Но Зигель предлагает нам еще один интересный способ обойти Аргумент обучения, который стоит того. учитывая также: отрицать (1). Аргумент против (1): можно прийти к понятию добрый эвкалипт, демонстрируя дерево. Но как это могло быть возможно, если опыт не представлял ли дерево родом эвкалипта?

4 Как далеко мы можем зайти?

Аргумент Зигеля дает нам основание принять точку зрения, что природные свойства рода, а также свойства формы и цвета могут быть частью содержания опыта. Один хороший вопрос в этот момент: есть ли другие свойства, подобные этому? Обсуждение Сигела предполагает, что существуют, и что они включают следующее:

  • Семантические свойства письменных знаков.
  • Свойства, такие как «выражение сомнения» лиц.

Есть ли еще подобные случаи? Какие свойства, если они есть, явно не похожи эти?

3.2: Процесс восприятия — части 1 и 2 (выбор и организация)

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    136537
    • Хилари Альтман и Алекс Мата
    • Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)

    Процесс восприятия состоит из трех этапов: отбор, организация и интерпретация (Knudsen, et al. , 2021). Как показано на рисунке \(\PageIndex{1}\), процесс восприятия является одновременно когнитивным и психологическим. Это может повлиять на то, как мы общаемся с собой и другими. Посмотрите на любое количество объектов вокруг вас. То, на чем вы решите сосредоточиться, как бы вы это описали и, наконец, что вы думаете об этом объекте, уникально для вас. В этом разделе мы познакомим вас с некоторыми основными компонентами процесса восприятия. Цель здесь состоит в том, чтобы лучше понять, как формируются наши представления, что даст нам уникальное представление о том, как они влияют на наши межличностные отношения.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Процесс восприятия Алекса Маты, лицензия CC-BY 4.0

    Первый шаг в процессе восприятия — выбор . Чтобы построить основу для отбора, мы должны сначала обратить внимание на чувства. Каждый день наши чувства (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние) бомбардируются раздражителями. Поскольку мы не можем ответить на них все, мы будем выбирать, на что и когда обращать внимание. Этот процесс называется сенсорным отбором . Сенсорный отбор — это процесс определения того, какой стимул привлекает наше внимание. Это часто происходит подсознательно и без особых усилий с нашей стороны (Кнудсен и др. 2021). Итак, в нашей очень занятой жизни, как мы выбираем? Давайте углубимся, чтобы увидеть, как значимость, потребности, интересы и ожидания влияют на процесс выбора, формируя наше восприятие.

    Заметность — ключевой компонент понимания того, как и почему мы обращаем внимание. Выдающееся определяется как все, что привлекает наше внимание (Perception Process, 2020). В зависимости от контекста для нас может быть важным любой объект, идея, цитата, концепция или конкретный человек. Например, предположим, что вы просматриваете ленту Instagram вашей местной новостной организации. Есть история о повышении платы за обучение в колледже. Будучи нынешним студентом колледжа, вы, вероятно, остановитесь и прочитаете эту статью. Однако ваш друг, недавний выпускник колледжа, может даже не обратить внимание на заголовок. Пост по своей сути не более важен, чем что-либо еще в вашей ленте. Важность заключается в заметности для вас, зрителя. Когда у нас под рукой так много информации, наш мозг будет выбирать и выбирать или выбирать информацию, на которую мы обращаем внимание, а какую игнорировать. Это напрямую повлияет на наше уникальное восприятие. Давайте рассмотрим некоторые факторы, которые делают стимулы заметными.

    Наши основные потребности часто управляют нашим восприятием. Если вы голодны, вы в основном будете видеть возможности поесть. Вы можете заметить фасады ресторанов, услышать рекламу еды на вынос по радио или увидеть человека, который ест рожок мороженого, идущего по улице. Вы выбираете (скорее всего бессознательно) стимулы, связанные с вашей основной потребностью в голоде. Теперь давайте рассмотрим потребности, связанные с отношениями. Согласно «Иерархии потребностей Маслоу» (Maslow, 1943), у людей есть потребность в любви и принадлежности. Во времена, когда мы можем чувствовать себя одинокими или изолированными, мы можем быть особенно настроены на невербальные сигналы наших друзей или других значимых людей. Или мы можем обратить особое внимание на кого-то в классе, который делает все возможное, чтобы уделить нам особое внимание и заботу. Эти сигналы могут не иметь отношения к окружающим нас людям, но иногда, когда возникает эта потребность, мы можем отмечать действия других, которые в противном случае могут показаться обыденными.

    Давайте подумаем, как мы могли бы использовать наше понимание потребностей в процессе выбора, чтобы более эффективно общаться с нашими близкими. Возьмем, к примеру, то, что мы чувствуем себя особенно оторванными от друга. Поскольку наше восприятие происходящего основано на наших собственных потребностях в данный момент, наше восприятие может не совпадать с восприятием ситуации нашим другом. В качестве примера представьте друга, который спешит на работу, но старается быть добрым и общительным. Этот друг может не заметить, что из-за того, что он спешит, его общение кажется кратким или отрывистым. Должны ли вы сообщить этому другу, что чувствуете себя особенно одиноким или изолированным? Общение наших потребностей и восприятия ситуации друг с другом является положительным шагом. Если ваш друг знает, что вы чувствуете себя неуверенно или обеспокоены отношениями, возможно, он позаботится о том, чтобы связаться с вами или приложит усилия, чтобы не так быстро отвечать в текстовых сообщениях. Эффективное общение означает, что вместо того, чтобы делать поспешные выводы, мы осознаем свои потребности, определяем, что поможет их удовлетворить, а затем используем межличностное общение. Это поможет избежать обид и вместо этого поможет построить здоровые отношения. Другие факторы, влияющие на наше восприятие, включают наши интересы и ожидания.

    Проверка: основные потребности

    Давайте на минутку проверим себя, пока мы читаем эту главу.

    Рисунок \(\PageIndex{2a}\): Ест мороженое, Меган Бакнелл на UnsplashРисунок \(\PageIndex{2b}\): Спит на книгах Матеуса Фариаса на Unsplash
    Как вы себя чувствуете?

    Если вы устали, голодны, заняты, испытываете стресс или отвлекаетесь, вам может быть трудно сосредоточиться на этой главе. Если вы спокойны, теплы, комфортны и сосредоточены, возможно, вам будет легче настроиться на наши концепции.

    Найдите минутку, чтобы просканировать свои чувства. Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать в этот момент, чтобы изменить свое состояние для достижения благоприятного результата: способность получать удовольствие и понимать, узнавая о процессе восприятия по мере того, как вы читаете больше?

    Ожидания

    Пожалуй, один из самых мощных и действительно действенных аспектов отбора — это ожидания . Ожидания можно рассматривать как двустороннюю монету. С одной стороны, мы обращаем внимание на то, что, по нашему мнению, должно произойти, а с другой стороны, мы обращаем внимание на то, что противоречит нашим ожиданиям.

    Рисунок \(\PageIndex{3}\): Селфи Джун Ай на Unsplash

    Давайте рассмотрим пример того, как мы обращаем внимание на то, что должно было произойти , а не . Скажем, однажды вы встали раньше, чем обычно, просто чтобы отправить своей второй половинке короткое сообщение «Я люблю тебя, хорошего дня», прежде чем они отправятся на работу. Вы не слышите ответ. Проходят часы. Когда ваш почтовый ящик все еще пуст, вы находитесь в состоянии повышенной готовности. Не было ничего, что сигнализировало бы о тишине, никакой драки или спора накануне, которые не требовали бы ответа, так что это неожиданно. Вы прыгаете в социальные сети, и они отмечены в видео с другом, смеются и поют. Теперь вы знаете, что они в порядке и явно в хорошем настроении, так что отсутствие ответа еще более неожиданно. Вы начинаете злиться, беспокоиться, обижаться и смущаться. Вы начинаете обращать внимание на вещи, которые в противном случае сочли бы обыденными: время публикации видео, кто еще находится рядом, во что одета ваша вторая половинка и т. д. Вы решаете оставить гневный комментарий к посту в социальной сети. Ваша вторая половинка звонит вам, явно расстроенная вашим постом. Вы узнаете из своего разговора, что они не только оставили свой телефон дома в спешке, чтобы заставить его работать вовремя, но и не ожидали услышать от вас до окончания смены, в соответствии с вашим обычным распорядком. Вы понимаете, что ваш гнев основан не на объективных фактах, а на вашем восприятии того, что должен был сделать ваш партнер.

    Весь фокус в том, чтобы научиться отделять наши ожидания от реальности. Можем ли мы что-либо объективно измерить? Наше восприятие влияет на нашу реальность, а не наоборот. Следовательно, цель состоит не в том, чтобы избавиться от прошлого опыта, а в том, чтобы осознать, как наши потребности, интересы и ожидания формируют наше восприятие.

    Теперь, когда мы поняли, как мы выбираем, на какие стимулы обращать внимание, давайте посмотрим, как мы организуем эту информацию. Как мы понимаем, этот процесс организации исходит из теория гештальта . Гештальт в переводе с немецкого означает «узор» или «форма», и теория утверждает, что мы, по сути, обрабатываем стимулы, смешивая внешние стимулы с внутренними процессами (Rock & Palmer, 1990). По сути, то, как мы воспринимаем внешний мир, во многом определяется внутренними влияниями. Чтобы разобраться дальше, мы рассмотрим, как мы организуем стимулы на основе трех наиболее распространенных факторов: сходства, различия и близости (Coren, 1980).

    Предполагаемое сходство и различие

    Когда мы верим или чувствуем, что кто-то похож на нас, мы, скорее всего, привлечемся к ним как к друзьям и дадим им презумпцию невиновности. Верно и обратное: если мы обнаружим, что кто-то отличается от нас, мы дистанцируемся. Было бы очень трудно начать этот раздел, открыто не признав, что предполагаемые сходства и различия часто проистекают из стереотипов. Итак, позвольте мне начать с того, почему мы вообще можем создавать стереотипы: проще говоря, потому что это легко. Как мы упоминали ранее, мы ежедневно подвергаемся бомбардировке раздражителями. Чтобы быть эффективными — что, как многие из нас знают, не всегда выгодно — мы можем использовать стереотипы из-за их привлекательности для простоты.

    Стереотипы описываются в психологии как «облегчающие и более эффективную обработку информации» (Hilton & Hippel, 1996, стр. 240). Наш мозг с раннего детства обучен функционировать таким образом. Будь то изучение животных, форм, цветов или букв, нас учат группировать похожие объекты вместе, чтобы понять окружающую среду. Благодаря повторению таких действий наше восприятие, основанное на сходствах и различиях, формируется, укрепляется и поощряется. Хотя стереотипы могут служить путем наименьшего сопротивления, мы знаем, что они также могут создавать препятствия для нашей способности создавать здоровые отношения с другими. Теперь, когда мы понимаем, почему мы можем подсознательно создавать стереотипы и чем это может быть опасно, давайте продолжим строить эти предполагаемые реальности.

    Близость

    Близость относится к тому, как мы воспринимаем один объект на основе его окружения. Итак, в течение дня мы видим объекты, ситуации или сценарии не изолированными, а в контексте с окружающей средой. Эта концепция была подчеркнута в отношениях фигуры и фона, которые утверждают, что наше внимание, будь то объект или фон, изменит наше восприятие (Кнудсен и др. , 2021). Это выделено на классическом изображении лиц/вазы, показанном на рисунке (\PageIndex{4}\). В зависимости от того, фокусируетесь ли вы на черной или белой части изображения, это определяет, какая фигура станет заметной. Попробуйте сами. Вы видите другую вазу или профили?

    Рисунок \(\PageIndex{4}\): Профили/лицо Брайана Дерксена, лицензия CC0 1.0

    Давайте добавим здесь слой, опираясь на наши прошлые ключевые термины: значимость и выделение. Допустим, вы видите пару на оживленной торговой улице, которая спорит, возможно, кричит. Вы можете посмотреть на них и подумать: «Вау, это странно». Вы можете приписывать их поведение многим факторам, но вы продолжаете вести машину, так как не знаете людей или ситуацию. Теперь предположим, что вы поворачиваете на свою улицу, подходите очень близко к своему дому и видите двух спорящих людей, возможно, кричащих. Это очень близко к тому месту, где вы живете. Эти люди могут быть вашими соседями. Теперь вы чувствуете, что из-за близости этого противостояния к вашему дому оно становится более заметным. Вы также можете обратить пристальное внимание на двух спорящих людей; вы даже можете принять решение о принятии мер, например, вмешаться или вызвать полицию, потому что вы можете организовать событие как угрозу для вас и безопасности вашей семьи. Ситуация та же, но изменилось окружение конфликтующих людей, что изменило ваше восприятие ситуации.

    Прежде чем мы покинем этот раздел о близости, давайте признаем, как часто мы и другие люди используем близость для организации намерений окружающих нас людей. Вы когда-нибудь гуляли с другом, чтобы кто-то предположил, что вы вместе или на свидании? Или, если вы столкнулись со сценой на рис. \(\PageIndex{5}\), где один ребенок стоит над другим, который лежит на земле и плачет, можно ли предположить, что один ребенок ударил или расстроил другого? Основываясь на близости, ваша физическая близость к другому человеку, объекту или местоположению может привести к ложному восприятию вас и других. Возможно, эти представления безобидны, но они могут причинить значительный вред одной или нескольким вовлеченным сторонам, особенно когда речь идет о том, как мы управляем своими отношениями с другими. Задавая вопросы и постоянно исследуя свои предубеждения по мере того, как мы путешествуем по миру, мы можем избежать предположений.

    Рисунок \(\PageIndex{5}\): Мальчик плачет на полу. Фото Ян Мяо на Unsplash

    Эффекты превосходства и новизны

    Часто говорят, что у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Социальные психологи используют термин эффект первичности для описания явления, когда люди больше взвешивают то, что они видят/узнают сначала, рассматривая это как более заметное, чем то, что приходит позже. Чтобы лучше понять это, давайте поместим эффект первичности в контекст исследований Соломона Аша (19).46) и Эдвард Джонс (1968).

    Asch (1946) провел исследование, в ходе которого участников просили поделиться своим общим впечатлением о человеке на основе списка характеристик, которые он прочитал. Всем участникам был присвоен одинаковый набор характеристик: умный, критический, импульсивный, трудолюбивый, упрямый, завистливый. Однако порядок перечисления характеристик был изменен. Выводы Аша привели его к выводу, что когда список характеристик начинался с более положительных черт, участники с большей вероятностью оценивали человека более положительно. И наоборот, когда сначала делились негативными характеристиками, общее впечатление было негативным. В соответствующем исследовании Джонса (1968) участников попросили просмотреть одну из двух видеозаписей, на которых женщина проходит тест на интеллект. Читая эти исследования, вы можете подумать, что сначала всегда лучше. Ответ намного сложнее.

    Чтобы продемонстрировать, насколько сложен человеческий разум, в некоторых случаях важную роль играет информация, которая поступает последней. Эффект недавности , хотя и менее распространенный, чем эффект первичности, объясняет явление, когда люди придают большее значение тому, что они видят или слышат последним. В исследовании, проведенном Wändi Bruine de Bruin (2005 г.), более высокие оценки были даны участникам, которые выступили последними в определенных соревнованиях (одним из них было фигурное катание).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *